L'IMPOSSIBLE N'EST PAS FRANCAIS*
80 лет и три поколения одной из слмых известных династий мастеров в истории мебельного искусства
АННОТАЦИЯ: статья рассказывает о мастерах знаменитой династии мебельщиков Франции -Жакобах. Набор мебели работы одного из них имеется в Большом собрании изящных искусств ASG. Статья также является опытом атрибуции данных кресел.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Жакоб, клеймо, атрибуция, мебель для сидения, стиль Буль, стиль Людовика XV, классицизм, стиль Людовика XVI, Ампир, Наполеон Бонапарт, тронное кресло.
SUMMARY Abstract : Article tells about masters of famous dynasty furniture makers from France - Jacob. Great Assembly of Fine arts ASG has furniture set, which made one of them. Article is experience of attribution this armchairs also.
KEYWORDS: Jacob, stamp, attribution, seating furniture, style Boulle, Louis XV style, classicism, Louis XVI style, Empire, Napoleon Bonaparte, throne chair.
Анна Черепанова, искусствовед МИА ASG
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится набор мебели для сидения, состоящий из восьми кресел. Он был атрибутирован французским экспертом как работа JACOB D. Rue Meslée, что переводится: «Жакоб Д. улица Месли».
Жакоб (Jacob) - семья французских мастеров художественной мебели, дизайнеров и предпринимателей, давших свое имя целому направлению в мебельном искусстве конца XVIII - XIX вв. Им удалось сохранить свое дело на протяжении более чем восьмидесяти лет и трех поколений [10].
Чтобы разобраться в том, кто именно был автором данного гарнитура, нужно познакомиться со всеми членами этой семьи.
Родоначальником арт-династии является Жорж Жакоб (Georges Jacob, 1739 - 1814 гг.). Он родился в предместье Бургундии - Шени в крестьянской семье. В пятнадцать лет приехал в Париж, начав карьеру с подражания великому мастеру эпохи «французских королевских стилей», «королевскому краснодеревщику» (ebeniste du Roi), имевшему квартиру в Лувре, фламандцу Андре Шарлю Булю (André-Charles Boulle,1642 -1732 гг.), благодаря таланту которого мебельщики во Франции стали почитаться так же высоко, как художники. Буль создал уникальный стиль, названный впоследствии его именем - «стиль Буль» (или даже просто «мебель буль»), продолженный его сыновьями, соединяющий изощрённую технику с поразительным чувством масштаба, ритма декора, благородства пропорций.
В начале 1760-х гг. Жорж Жакоб учился мебельному делу и в течение трех лет работал, вероятно, в качестве наемного мастера у Луи Де-ланнуа (Louis Delanois, 1731 - 1792 гг., мастер с 1761 г.) - одного из великих краснодеревщиков XVIII в., с которым сохранил дружеские отношения и потом. Деланнуа специализировался на мебели для сидения и выполнял заказы как торговцев, так и многих знатных особ: графа дАртуа (Robert III d'Artois), принца Конде (парижский дом Пале-Бурбон, замок Шантийи и другие его резиденции), герцога Шартрского, польского короля Станислава II и других богатых коллекционеров. Для апартаментов графини дю Барри (comtesse du Barry) в замке Версаля в сотрудничестве со скульптором Жозефом Николя Гишаром (Joseph Nicolas Guichard) и золотчиком Каньи (Cagny) Деланнуа выполнил большое количество различных предметов мебели, некоторые из них были украшены атрибутами Войны, Охоты, Рыбалки и Любви [15].
В 1765 г. Жорж Жакоб сам стал мастером и поселился с женой на улице Месли (rue Meslée). С 1773 г. он так же, как и его наставник, стал выполнять мебель для королевского Гард-Мёбль (Garde Meuble de la Couronne). Работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома (графа Прованского (будущего Людовика XVIII) и графа дАртуа (будущего Карла X), создавая вещи в рокайльном «стиле Людовика XV». Кроме того, мастер был широко известен и за пределами Франции: его мебель заказывали будущий
ПОРТРЕТ ЖОРЖА ЖАКОБА [11]
<Для французов нет ничего невозможного» (Наполеон Бонапарт)
VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1Р ИСКУССТВ
ФРАНСУА ПАСКАЛЬ СИМОН ЖЕРАР (1770 - 1837) ПОРТРЕТ МАДАМ РЕКАМЬЕ, 1805 г. Холст, масло 225x145 см
Музей Карнавале, Париж
начинал распространяться в обществе. Мебель Жакоба в античном духе считалась новостью» [7].
Примечательно, что история французской живописи ХГХв., и в частности стиля Ампир, открывается
мадам
Жанны
Жюли
Рекамье
Françoise
портретом Рекамье -Франсуазы Аделаиды (Jeanne Julie
король Англии - Георг IV, Швеции - Густав III и немецкие принцы.
Позднее Жорж Жако б работал в неокласси-цистском «стиле Людовика XVI», для которого было характерно четкое членение деталей предмета, а не «перетекание» одного элемента в другой. Именно это желание подчеркнуть конструкцию способствовало появлению совершенно новых декоративных приемов. Одним из таких было введение Жоржем Жакобом в мебельное искусство характерного элемента - куба с резной розеткой в месте крепления ножки стула или кресла к царге. Позже так стала украшаться не только мебель для сидения. Данный прием был заимствован и другими мастерами и стал практически обязательным элементом декорирования.
Жорж Жакоб был художником-новатором. Уже к началу 1780-х гг. он создал свой собственный, исполненный строгой грации тип мебели в рамках стиля классицизм. Это была резная с позолотой, позже - из полированного красного дерева и золочёной бронзы, мебель с античными мотивами, которую мастер поставлял во многие французские и иностранные дворцы. Она разительно отличалась от того, что делали другие мастера, в сущности, он начал создавать основу для зарождения нового стиля ампир. В этом направлении мастер и исполнил масштабные постреволюционные проекты 1790-х гг., благодаря которым и вошел в историю.
В 1789-1790 гг. Жорж Жакоб по эскизам Жака-Луи Давида исполнил большие комплекты для его мастерской. Вот что пишет ученик Давида Этьен-Жан Делеклюз (Шеппе^еап Бе1ёс1и7е) о мастерской художника: «Все это верно имитировало античность и было выполнено наиболее искусным мебельщиком того времени Жакобом по рисункам Давида и его ученика Моро... Кроме того, все эти предметы, выполненные сообразно вкусам и требованиям Давида, были в прямом смысле мебелью для работы мастерской, потому что художник точно передавал их... Тогда (1796 г.) этот вкус едва
Adélaïde Recamier; 1777 - 1849 гг.) - знаменитой красавицы, жены парижского банкира, написанным Давидом в 1800 г. Вкусы салона мадам Рекамье, в котором собирались писатели, художники и государственные деятели, оказывали влияние на аристократическую жизнь всего Парижа.
Художник изобразил красавицу «на римский манер», в тунике, босиком, полулежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем. Эту кушетку по его рисунку с античного рельефа также выполнил Жорж Жакоб. Кушетки, аналогичные изображенной на картине (короткие, с одной из спинок, изогнутой в виде гусиной шеи), представляющие совершенно новую форму мебели для сидения, со временем и стали называть «рекамье».
Портрет мадам Рекамье художник оставил незаконченным. Причины называют разные, вероятно, были и политические. Прекрасная модель, в свою очередь раздраженная незавершенностью портрета, передала заказ Франсуа Жерару, ученику Давида, который создал собственный композиционный вариант, стилистически близкий произведению Давида [4].
После революции Жакоб едва не разорился и чудом избежал заключения. Подобно Давиду и другим своим современникам, Жоржу Жакобу довелось послужить нуждам королей, республики и императора. Талант мастера по достоинству оценило революционное правительство, мебель мастерской Давида завоевала вкусы общества. Пошатнувшееся было благосостояние Жакоба быстро упрочилось: со всех сторон сыпались заказы. Он исполнил спальню в «египетском вкусе» для участника египетского похода Доминика Вива-на-Денона (Dominique Vivant Denon, 1747 - 1825 гг.) по собственным рисункам этого ученого, основателя и первого директора музея Лувра. Жакоб работал также для салона госпожи де Рекамье.
Последним и самым крупным его успехом было изготовление новой мебели для зала заседаний Конвента в Тюильри в 1793 г. Будучи сам
184
пир искусств
отличным рисовальщиком, Жорж Жакоб все же не решился принять на себя всю ответственность заказа столь исключительной важности. Он поручил составление проектных рисунков двум малоизвестным, но талантливым архитекторам и художникам, серьезно изучившим античную древность в Италии, Шарлю Персье (Charles Percier, 1764 - 1838 гг.) и Пьеру-Франсуа-Леонарду Фон-тену (Pierre-François-Léonard Fontaine, 1762 -1853 гг.), перебивавшимся в Париже случайными заработками. Это сотрудничество дало замечательные результаты, и молодые архитекторы быстро приобрели известность. Их стали считать вдохновителями и творцами нового стиля, чему способствовало также издание ими в 1801 г. альбома своих проектов мебели и убранства интерьеров. Все предметы этого альбома демонстрировали широкое использование традиций не только древнеримского искусства, но и древнеегипетского. И вся Европа уже не видела ничего, кроме колонн, сфинксов, орлов, крылатых Ник, ликтор-ских пучков и античных герм.
Жорж Жакоб также успешно сотрудничал со знаменитым бронзовщиком Пьером-Филиппом Томиром (Pierre Philippe Thomire, 1751 - 1843 гг.).
Любопытно отметить, что творчество Жоржа Жакоба вызвало подражание его манере со стороны его современника и однофамильца Анри Жакоба, всячески стремившегося к тому, чтобы заказчики не различали их работ. Он не только перенял стиль Жоржа Жакоба, но и написание его клейма. Качество работ Анри Жакоба достигало такого совершенства, что он также стал получать заказы от двора и высокопоставленных лиц. И даже французские эксперты в течение ста пятидесяти лет приписывали Жоржу Жакобу работы его подражателя [3].
Ещё в 1796 г. Жорж Жакоб передал свои мастерские двум сыновьям Жоржу II (Georges II Jacob, 1768 - 1803) и Франсуа-Оноре-Жоржу (François Honoré Georges Jacob, 1770 - 1841 гг.), которые объединились под торговой маркой и клеймом «Братья Жакоб, улица Месле» («Jacob Frères Rue Meslée») в период Консулата и Директории.
Их продукция характеризовалась широким использованием красного дерева, инкрустацией черным и лимонным деревом, иногда местными породами древесины (клен, тис), а также оловом. Выполняли братья кресла с отогнутыми назад спинками и саблевидными задними ножками. Предметы мебели, выполненные в их мастерской, обладали высоким качеством рисунка, чистыми линиями, оригинальными формами, украшались они золоченой чеканной бронзой (также создававшейся Пьером-Филиппом Томиром).
Постепенно руководство предприятием сосредоточилось в руках младшего брата Фран-
суа-Оноре Жакоба, известного под прозвищем «Жакоб Демальтер» («Jacob Desmalter») (это имя, по названию бургундского имения «Маль-тер» в Шени Жакоба-отца, носила позже и фирма), старший же больше занимался административной стороной дела.
На выставке 1801 г. фирма братьев Жакоб получила золотую медаль.
После смерти Жоржа II в 1803 г. эта компания прекращает свое существование. Только клеймо позволяет отличить работы братьев от кресел периода Директории Жоржа Жакоба, а на некоторых предметах эти клейма отца и сыновей могут стоять и рядом.
В этом же году Жорж Жакоб Старший и Жакоб Демальтер основывают совместную фирму.
В 1804 г. их предприятие состояло из следующих пятнадцати мастерских: три столярных разного типа, скульптурная, орнаментальная, токарная, краснодеревная, наборная, полировочная, резная, литейная, росписи и позолоты, золочения по металлу, обивочная и замочно-механическая. В предприятии, кроме привозных материалов, употреблялись и отечественные породы дерева: клен, яблоня, акация, бук, дуб, орех, липа, груша, самшит и корень вяза.
Во время Империи предприятие пользуется самой широкой известностью. Фонтен, ставший первым придворным архитектором Наполеона, и по-прежнему сотрудничавший с ним Персье, занятый отделкой апартаментов загородных резиденций в Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу, Фонтенбло и исполнением других подобных же заказов императора, всегда поручают исполнение своих мебельных проектов Жакобу Демальтеру.
Мебель, выпущенная в результате сотрудничества фирмы Жакоб, Персье и Фонтена, имела широкое распространение по всей Европе. Она украшала апартаменты в Виндзоре, Петербурге, Потсдаме и даже в Рио-де-Жанейро. Французское искусство всегда отличалось особым обаянием, безукоризненным вкусом своих мастеров. Эти качества не изменили ему и теперь: французская мода продолжала служить образцом и примером для многих государств Европы.
Так, насаждаемый искусственно, по приказу сверху, рационалистический ампир, ориентированный на рассудочность и целесообразность, оказался более победоносным, чем «Великая армия» Наполеона, ведь страны Европы сдались ему без боя ещё до начала военных кампаний.
Первый император Франции стремился окружить себя пышностью и блеском, которым окружали себя древнеримские императоры, чьё величие понималось исключительно в русле бесконечной череды завоевательных походов, военных триумфов и героических биографий. Поэ-
ЖАК-ЛУИ ДАВИД НАПОЛЕОН В СВОЕМ КАБИНЕТЕ В
тюильри
1812 г.
Холст, масло 203,9x125,1 см Национальная галерея искусства, Вашингтон (США)
VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1Р ИСКУССТВ
ФРАНСУА-ОНОРЕ-ЖОРЖ ЖАКОВ ДЕМАЛЬТЕР ТРОН НАПОЛЕОНА I, 1804 г. Зал заседаний Сената [5]
фРАНсуА-ОНОРЕ ЖОРЖ ЖАКОВ дЕмАЛьТЕР ТРОН НАПОЛЕОНА Дерево, резьба, левкас, золочение
большой Дворец (Шато де Фонтенбло), Франция
тому в качестве декоративных элементов часто использовались предметы военной тематики: мечи, пики, щиты, копья, трофеи, факелы, стрелы, пирамиды и лавровые венки. Часто использовалась буква N - символизирующая Наполеона. Эти символы должны были прославлять великого полководца и завоевателя Бонапарта.
Для Первого Императора Франции Франсуа-О-норе Жорж Жако б выполнил несколько тронных кресел, предназначенных для разных резиденций. Трон, предназначавшийся для зала заседаний Сената, навеян мраморной мебелью для сидения эпохи Древнего Рима, так называемым «троном жрицы Цереры». Он был привезен во Францию в 1796 г. С этого предмета и сделал Давид эскиз, послуживший основой для исполнения данного трона.
Вся символика и атрибутика соответствуют ампирной: вышивка золотой нитью: на сиденье - пчела (имперский символ), на спинке - буква N. Подлокотники представляют собой крылатых сфинксов. Завершал этот трон навес, поддерживаемый шестью Викториями из золоченого гипса.
Ещё одним примером мебели подобного назначения может служить трон из Фонтенбло и похожий на него трон, предназначенный для коронации, из Тронной комнаты дворца Тюильри, ныне хранящийся в Лувре. Оба они очень схожи по форме и лишь немного отличаются рисунком вышивки, в которой также присутствуют инициал Наполеона, пчелы, орлы и другие символы. Оба предмета были выполнены по рисункам Персье и Фонтена.
Интересно отметить, что тронное кресло российского императора Алексан-
дра I также имело сходство с троном Наполеона Бонапарта [5].
Но самым ценным и интересным заказом Франсуа-Оноре Жакоба считается выполненный им в 1809 г. шкаф для драгоценностей императрицы Жозефины в Тюильри, который затем перешел к Марии-Луизе. Этот внушительный предмет интерьера создан по эскизу Шарля Персье. Золоченые бронзовые накладки выполнены Томиром, декор же центральной панели - «Рождение королевы мира, к которой спешат с дарами купидоны и богини», прославленный бронзовщик выполнил с работы скульптора Шадэ[10].
В 1812 г. Жакоб-Демальтер дополнил «гигантскую шкатулку» двумя меньшими предметами интерьера в аналогичном стиле, но из местных пород дерева.
Мастерская Жакобов была очень зависима от императорских заказов. В 1813 г. министерство финансов Первой империи не смогло больше оплачивать долги и их предприятие обанкротилось. Однако Жакобу-Демальтеру удается восстановить свое производство, и с падением Империи он приобрел клиентов отца - Бурбонов и стал изготавливать мебель в стиле Реставрации.
ТРОН АЛЕКСАНДРА I 1812 г.
ФРАНСУА-ОНОРЕ ЖОРЖ ЖАКОВ ДЕмАЛьТЕР
ТРОН НАПОЛЕОНА ТРОННОЙ КОМНАТЫ ДВОРЦА ТЮИЛЬРИ (для коронации 2 декабря 1804 г.)
Дерево, резьба, левкас, золочение Высота 122 см, ширина 87 см Лувр, Париж
[9]
ЖОРЖ АЛЬФОНС ЖАКОВ НИЗКИЙ ШКАФ ДЛЯ КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА ДВОРЦА ТюИЛЬРИ Черное дерево, черепаховый панцирь, латунь
Париж, 1834 г. [2]
186
пир ШЖуССТБ
ПЕРСЬЕ, ШАРЛЬ (Percier, Charles)
эскиз К ШКАФУ для ДРАГОЦЕННОСТЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЖОЗЕФИНЫ [10]
ФРАНСУА-ОНОРЕ-ЖОРЖ ЖАКОБ-ДЕМАЛЬТЕР ШКАФ ДЛЯ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЖОЗЕФИНЫ Париж, 1809 г. Дуб, тис, красное дерево, перламутр, золоченая бронза Высота 275 см; ширина 200 см Лувр, Париж [8]
ФРАНСУА-ОНОРЕ ЖОРЖ ЖАКОБ-ДЕМАЛЬТЕР КРОВАТЬ ИМПЕРАТРИЦЫ ЖОЗЕФИНЫ Мальмезон (Франция) 1810 г.
ФРАНСУА-ОНОРЕ ЖОРЖ ЖАКОБ ДЕМАЛЬТЕР Компьенский дворец, Франция Исторические апартаменты Спальня императрицы Марии-Луизы, 1811 г. КРОВАТЬ - «КОРАБЛЬ » ЭПОХИ АМПИР [1]
В 1825 г. сын уже Франсуа-Оноре Жоржа Жако-ба Демальтера, Жорж Альфонс (Georges Alphonse Desmalter, 1799 - 1870 гг.) наследует дело. До этого он был учеником Персье. Взяв на себя управление предприятием, он стал создавать мебель из красного дерева с наклеенными полосками латуни, в целом сохраняя верность стилистике ампира. По сравнению с вещами отца и деда изделия Жакоба-внука были более демократичными и доступными, рассчитанными не только на элиту, но и на средний класс.
Несмотря на это им было произведено большое количество предметов мебели и для королевских замков. Его рассматривали как представителя одной из самых старых династий краснодеревщиков Парижа.
С 1847 г. Жорж Альфонс прекратил свою деятельность в качестве мебельного мастера и сосредоточился на архитектуре и в этом же году продал семейный бизнес братьям Жансельм (Jeanselme).
БСИИ ASG располагает набором мебели, который французский эксперт Гийом Дийе относит к ампиру. В этот период в фирме Жакоб работали Жорж Жакоб Старший и его младший сын Жакоб Демальтер. Клеймо же «JACOB D. Rue Meslée» говорит нам о том, что исполнителем мебели был сын Франсуа-Оноре Жорж, т. к. именно он взял себе родовое имя Демальтер. А его сын, Жорж Альфонс, также последовавший его примеру, в период ампира ещё не работал. Об исполнении Франсуа-Оноре Жоржем набора кресел
из БСИИ АБС говорит также их декоративное оформление: стойки подлокотников увенчаны золочеными бронзовыми фигурами Фам, которые являются богинями молвы и сказаний. Элементы украшения, выполненные в виде различных статуй богинь, были очень распространены в эпоху ампира. Характерны для данного стиля и пальметты, помещенные на боковые перекладины спинки, а также розетки на подлокотниках. Силуэт,
НАБОР ИЗ ВОСЬМИ КРЕСЕЛ
Франция, 1-ая четверть XIX в.
Красное дерево, резьба, золоченая бронза, чеканка 89x69x59 см БСИИ А8С Инв. № 11-3779 (1-8)
VW ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1Р ИСКУССТВ
тяжеловесность и основательность конструкции кресел с передними ножками, заканчивающимися звериными лапами, только подтверждает данную атрибуцию.
Наличие данного набора кресел, несомненно, повышает значимость Большого собрания
изящных искусств в целом и коллекции мебели в частности, т.к. гарнитуры и отдельные предметы мебели работы Франсуа-Оноре Жоржа Жакоба находятся в самых известных и респектабельных музеях, коллекциях, и замках Франции и всего мира.
музеи, в которых имеются произведения франсуа-оноре-жоржа жакоба
Замок Азе-ле-Феррон Франция Стул красного дерева
Кресло красного дерева
Компьенский дворец Франция Два кресла красного дерева с ажурной спинкой; два кресла красного дерева с отогнутой назад спинкой
Замок Фонтенбло Франция Набор мебели для сидения, состоящий из канапе и шести кресел периода Директории, обитый шпалерами мануфактуры Бове; два кресла красного дерева; два мужских и два женских стула для игр стула красного дерева; шесть стульев периода Директории красного дерева с ажурной спинкой
Замок Мальмез он Франция Двенадцать стульев красного дерева
Стул красного дерева
Мармоттан-Моне Париж, Франция Набор мебели для сидения красного дерева, состоящий из канапе и двух кресел с отогнутой назад спинкой; Два табурета красного дерева с резьбой в виде головы льва и ножкам Х-об-разной формы, 57x62 см
Музей декоративного искусства Париж, Франция Кресло красного дерева; кресло красного дерева с ажурной спинкой
Лувр Париж, Франция Набор мебели для гостиной, состоящий из: шезлонга, двух кресел-бержер, двух кресел, двух стульев и табурета шпона лимонного дерева, амаранта и патинированной древесины, а также стола-геридона красного дерева
БСИИ ASG Казань, Татарстан, Россия Набор мебели для сидения из восьми кресел красного дерева с золоченой и чеканной бронзой в виде фигур Фам, 89x69x59 см
список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Википедия. Compiègne Château.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/ File:Compi%C3%A8gne_Ch%C3%A2teau_19.jpg Проверено 21.05.2014
2. Википедия. Georges-Alphonse Jacob-Desmalter. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fr.wikipedia.org/wiki/ Georges-Alphonse_Jacob-Desmalter Проверено 21.05.2014
3. Вся мебель. Знаменитый Жорж Жакоб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vsya-mebel.ru/MEBEL_ XVIII_VEKA/KLASSITsIZM_VO_FRANTsII_I_ITALII/Znamenityiy_ZHorzh_ZHakob/ Проверено 22.05.2014
4. Жорж Сера. Рекамье. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.seurat.ru/?item=954011ed-66b1-4414-bec4-6e682defbd3d&termin=7be9bbf9-7ee3-4101-a5e6-848a706d9bd8 Проверено 21.05.2014
5. История вещей, костюма, искусства, мебели, интерьера и быта от художника кино. Тронные кресла. Часть 1. История. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.marinni.livejournal.com Проверено 12.05.2014
6. Кес, Д. Стили мебели. - Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1979 г. - 272 с.
7. Мебель и отделка из дерева. Франция XVIII - XIX вв. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ideasdwood.ru/index. php/blog/45-frantsiya-xix-xviii-v Проверено 21.05.2014
8. Музей Лувр. Шкаф для драгоценностей императрицы Жозефины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://louvre. historic.ru/collect/object/06/07.shtml Проверено 22.05.2014
9. Энциклопедия Dslov Лувр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpdslov.rugeog119_4.htm Проверено 22.05.2014
10. ARCH HOUSE. Жорж Жакоб. Биография. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arch-house.ru/Biblioteka/ mastera/Zhakob/index.html Проверено 21.05.2014
11. AVTOR Мебели. Династия Жоржа Жакоба. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.avtormebeli.ru/articles/ mastera-mebeli-jacob.html Проверено 21.05.2014
12. Kjellberg, Pierre. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur. - Paris, 2002. - Р. 265 - 270.
13. Kjellberg, Pierre. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur. - Paris, 2002. - Р. 451 - 478.
14. Lovreglio, Aurélia et Anne. Dictionnaire des Mobiliers & des Objets d'art du Moyen Âge au XXI siècle. - Paris, 2006. - 464 p.
15. Miller, Judith. Le mobilier ancien et contemporain. - Editions Grund, 2006. - 562 p.
16. Morley, John. Furniture. The western tradition. History. Style. Design. - United Kingdom, Thames&Hudson Ltd, 1999. - 352 p.
188 Пир шжусств