Научная статья на тему 'ДИЗАЙН ВВОДНОГО УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА'

ДИЗАЙН ВВОДНОГО УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общее образование по биологии / биологическая часть естественно-научной картины мира / вводный урок / дизайн вводного урока для формирования у обучающихся основ биологической картины мира / general education in biology / the biological part of the natural-science picture of the world / an introductory lesson / the design of an introductory lesson to form the basics of the biological picture of the world among students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Наталья Геннадьевна, Якунчев Михаил Александрович, Маркиной Иван Федорович

В статье актуализируется важность формирования у обучающихся общеобразовательной школы основ биологической картины мира. Утверждается, что для осуществления обозначенного процесса в их предметно-биологической подготовке необходимо обращать внимание на реализацию вводных уроков. Они должны разрабатываться так, чтобы обучающимся создавались условия для «мягкого вхождения» в материал определенного раздела на основе целостного и систематизированного знания об изучаемых объектах, занимающих центральное положение в его содержании. При изучении учебного материала для формирования основ биологической картины мира могут быть использованы обобщения разного уровня идеи и принципы, понятия и термины, законы и закономерности, учения, концепции и теории. Для овладения ими дизайн вводного урока должен разрабатываться в составе двух компонентов теоретического и практического при совместной деятельности учителя и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Наталья Геннадьевна, Якунчев Михаил Александрович, Маркиной Иван Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the importance of forming the foundations of a biological picture of the world among students of a general education school. It is argued that in order to implement the designated process in their subject-biological training, it is necessary to pay attention to the implementation of introductory lessons. They should be developed in such a way that students create conditions for a «soft entry» into the material of a certain section on the basis of a holistic and systematized knowledge of the objects being studied, which occupy a central position in its content. When studying educational material to form the foundations of a biological picture of the world, generalizations of different levels can be used ideas and principles, concepts and terms, laws and patterns, teachings, concepts and theories. To master them, the design of an introductory lesson should be developed as part of two components theoretical and practical with the joint activities of the teacher and students.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН ВВОДНОГО УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА»

заданию). При правильном выполнении упражнения прозвучит соответствующий звуковой сигнал, и всплывёт оповещение, подсказывающее, как действовать дальше.

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что применение VR-технологий при обучении специальности «Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем» является целесообразным и отвечает психологическим особенностям обучающихся данной специальности.

Литература:

1. Гарднер, Говард. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. / Говард Гарднер. - М.: ООО «И.Д. Вильяме». 2007. - 512 с.

2. Кормакова, В.Н. Применение VR/AR технологий в среднем общем образовании: проблемы и перспективы / В.Н. Кормакова, О.Н. Сатлер, С.Д. Чернявских// Дистанционные образовательные технологии. -2021. -№3. -С. 154-157

3. Рахматуллаев, А.Н. Технология виртуальной реальности / А.Н. Рахматуллаев, Р.К. Иманбек, А.Р. Рахымова. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (360). - С. 50-58

4. Рыжов, В.Н. Методика преподавания информатики / В.Н. Рыжков. - Саратов: УЦ «Новые технологии в образовании», 2009. - 512 с.

5. Сатлер, О.Н. Обзор средств разработки VR-приложений / О.Н. Сатлер, Д.Д. Ризванова // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / под ред. С.А. Михайличенко, Ю.Ю. Буряка. Том Часть 3. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2021. - С. 163-170

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.04 «Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем». - URT: https://fgos.ru/ (дата обращения 09.06.2023)

Педагогика

УДК 37.091.3:57 (045)

кандидат педагогических наук, доцент Семенова Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Г. Гвсевьева» (г. Саранск); доктор педагогических наук, профессор Якунчев Михаил Александрович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Г. Гвсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Маркинов Иван Федорович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Г. Гвсевьева» (г. Саранск)

ДИЗАЙН ВВОДНОГО УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

Аннотация. В статье актуализируется важность формирования у обучающихся общеобразовательной школы основ биологической картины мира. Утверждается, что для осуществления обозначенного процесса в их предметно-биологической подготовке необходимо обращать внимание на реализацию вводных уроков. Они должны разрабатываться так, чтобы обучающимся создавались условия для «мягкого вхождения» в материал определенного раздела на основе целостного и систематизированного знания об изучаемых объектах, занимающих центральное положение в его содержании. При изучении учебного материала для формирования основ биологической картины мира могут быть использованы обобщения разного уровня - идеи и принципы, понятия и термины, законы и закономерности, учения, концепции и теории. Для овладения ими дизайн вводного урока должен разрабатываться в составе двух компонентов - теоретического и практического при совместной деятельности учителя и обучающихся.

Ключевые слова: общее образование по биологии, биологическая часть естественно-научной картины мира, вводный урок, дизайн вводного урока для формирования у обучающихся основ биологической картины мира.

Annotation. The article actualizes the importance of forming the foundations of a biological picture of the world among students of a general education school. It is argued that in order to implement the designated process in their subject-biological training, it is necessary to pay attention to the implementation of introductory lessons. They should be developed in such a way that students create conditions for a «soft entry» into the material of a certain section on the basis of a holistic and systematized knowledge of the objects being studied, which occupy a central position in its content. When studying educational material to form the foundations of a biological picture of the world, generalizations of different levels can be used - ideas and principles, concepts and terms, laws and patterns, teachings, concepts and theories. To master them, the design of an introductory lesson should be developed as part of two components - theoretical and practical with the joint activities of the teacher and students.

Key words: general education in biology, the biological part of the natural-science picture of the world, an introductory lesson, the design of an introductory lesson to form the basics of the biological picture of the world among students.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Ульяновский

государственный педагогическийуниверситет имени И.Н. Ульянова» и ФГБОУВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме «Обобщение учебного материала как средство формирования биологической картины мира старшеклассников»

Введение. Одной из приоритетных задач общего образования как и прежде продолжает оставаться формирование у обучающихся основ научной картины мира. Об этом заявлено в действующей редакции образовательных стандартов. При этом в них утверждается об использовании потенциала разных школьных предметов, включая предметную область «Гстественные науки». Важно, чтобы в совокупности они способствовали освоению подрастающим поколением знаний об окружающей действительности, ее главнейших системно-структурных компонентах и характеристиках, передаваемых посредством фундаментальных идей и принципов, понятий и терминов, законов и закономерностей, концепций и теорий. Не случайно в отношении предметов естественно-научного цикла в обозначенном контексте в стандартах указывается на создание таких условий, чтобы дети и подростки поняли глубинные взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, осознали потребности общества в развитии естественно-научного знания и технологий, выявляли ценности объектов

окружающего мира, руководствуясь ими в учебных ситуациях и повседневной жизни [6]. Для этого необходимо, во-первых, чтобы данная установка была реализована при изучении фундаментальных свойств природы, во-вторых, эти свойства были бы объединены в обобщенный образ, ибо ни один теоретический конструкт - выразитель естественно-научной картины мира в отдельности не составляет картину природы, в-третьих, естественно-научная картина должна представляться в виде теоретической модели природы, предполагающей дополнение, в-четвертых, естественно-научную картину следует постоянно проверять и соотносить с процессами и явлениями, происходящими в природе и с естественной эволюцией, постоянно протекающей в ней.

Изложение основного материала статьи. Биология в составе предметной области «Естественные науки» занимает особое положение. Она ориентирована на формирование у обучающихся достоверных знаний о разнообразных живых объектах, специфике их организации и функционирования, изменениях, происходящих под воздействием множества факторов окружающей среды, роли живого вещества в нормальном существовании биосферы земной планеты, значении природных ресурсов для полноценного развития самой природы и человека в ней [4, 5]. Учитывая указанный факт, можно утверждать, что одним из назначений биологии является формирование у обучающихся целостного образа живой природы - биологической части научной картины мира [1, 7]. Каждый из разделов и большинство тем школьной биологии имеют определенный потенциал в этом. Особо выделим темы, связанные с изучением эволюционного материала. Одной из них является тема «Эволюционное учение», предполагающая ознакомление обучающихся с развитием представлений об органическом мире в додарвиновском, дарвиновском и современном периодах. С позиции формирования основ биологической картины мира данная тема выигрышна, так как в ней в концентрированном виде отражены не только указанные нами теоретические обобщения высокого уровня, в частности, учения (эволюция органического мира, искусственный и естественный виды отбора, борьба за существование), соответствующие им термины и понятия, но и их прикладное значение. Кроме этого, в учебном материале темы содержится информация о теоретических и эмпирических методах, используемых учеными для получения достоверных биологических знаний.

При изучении темы «Эволюционное учение» большую смысловую нагрузку в формировании у обучающихся знаний об основах биологической картины мира несет вводный урок. Он выступает в качестве первого учебного занятия темы, на котором обучающиеся должны познакомиться в обобщенном и систематизированном виде с основными положениями учения об эволюции органического мира, истории его возникновения и развития, методами исследования эволюционных явлений и их применения в науке, осмыслить значение данной теории для различных сфер практической деятельности человека. Считаем, что такой урок должен иметь совершенно особый дизайн. В современных методических исследованиях дизайну урока постепенно начинает придаваться все большее значение. Дизайн нами понимается как новое явление в концептуальном ландшафте предметного обучения и относится не только к целесообразному выбору, но и грамотному использованию процедур, методов и приемов, а также предписаний и устройств для совокупного достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. В литературе обнаружены разные варианты дизайна урока как формы организации обучения [2, 3, 8]. Полагаем, что его сущность лучше раскрывается, если в структуре дизайна урока будут представлены и наполнены соответствующим содержанием его теоретическая и практическая составляющие.

Теоретическая составляющая предполагает выражение цели и задач, ожидаемых результатов, указание на тип (вид) урока, методы работы учителя и обучающихся, определение приоритетных биологических понятий, составляющих содержательную базу для полноценной работы с обучающимися. В отношении вводного урока к теме «Эволюционное учение», как мы считаем, они должны быть следующими.

Цель урока - формирование обобщенного знания, отражающего основные положения учения об эволюции органического мира Ч. Дарвина, выступающего в качестве одного из неотъемлемых компонентов биологической картины

Задачи урока:

1) обучения - сформировать: а) знания о предшествующих учению об эволюции органического мира Ч. Дарвина идеях (изменяемость поверхности Земли под влиянием различных естественных причин, историческое изменение ее лика из-за функционирования животных и растений, существование взаимосвязи организмов с окружающей средой, образование новых видов путем приспособлений); б) знания о сущности положений учения об эволюции органического мира Ч. Дарвина и его значении в понимании основ биологической картины мира;

2) воспитания - способствовать формированию научного мировоззрения на основе знаний об эволюции по естественным причинам и ее результатах (приспособленность организмов к среде обитания, многообразие органического мира, сосуществование примитивных и высокоорганизованных форм и состоятельность разных направлений эволюции);

3) развития - актуализировать знания об анализе, установлении причинных связей для выяснения и характеристики эволюционных событий в мире живой природы и их результатах; использовать эти знания при построении обобщенных умозаключений.

Ожидаемые результаты:

1) предметные - выражать положения об идеях, предшествующих учению об эволюции органического мира Ч. Дарвина; называть и истолковывать сущность положений учения об эволюции органического мира Ч. Дарвина; характеризовать значение этого учения в понимании основ биологической картины мира;

2) личностные - демонстрировать убежденность в эволюции по естественным причинам и с этой позиции объяснять ее результаты;

3) метапредметные - выражать сущность метода анализа, установления причинно-следственных связей, использовать их для объяснения эволюционных событий в мире живой природы и их результатах.

Тип (вид) -урока: формирования новых знаний (вводный).

Методы работы учителя и обучающихся: словесные - описание, объяснение, характеристика, поисковая беседа; наглядные - демонстрация презентации, фрагмента видеофильма о многообразии видов в мире живой природы; практические - самостоятельная работа с учебником, материалами открытых баз знаний, отражающих следствия и результаты эволюции.

Приоритетные биологические понятия: историко-научные - сведения об эволюционных фактах, понятиях, закономерностях и идеях; методологические - сущность категорий «идея» и «учение», сведения о методах исследования эволюционных изменений и их применения в науке; собственно биологические - эволюция живых объектов, вид как основная эволюционная единица.

Практическая составляющая предполагает реализацию этапов изучения учебного материала в определенной последовательности, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов при задействовании названных методов работы учителя и обучающихся. Эту часть отразим в более компактном табличном виде (Таблица 1).

Таблица 1

Проектирование этапов вводного урока по теме «Учение об эволюции органического мира»

Содержание учебного материала Действия по формированию основ биологической картины мира

Этап актуализации прежних знаний

Актуализация представлений об идее, учении, закономерности, факте как категориях, выражающих сущность научной картины мира. Учитель истолковывает обучающимся сущность определенных категорий с позиции их общеучебного назначения: факт - неопровержимое событие или результат; закономерность - постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений окружающего мира; учение -совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности, идея - мысль, обобщающая определенный опыт и отражающая отношение человека к действительности. Обязательно обращается внимание на то, что они выступают в качестве инвариантных выразителей научной картины мира.

Актуализация представлений об историко-научных фактах, закономерностях и идеях, касающихся возникновения эволюционной теории: а) 1830 г. - Ч. Лайель обосновал идею изменяемости поверхности Земли под влиянием естественных причин; б) первая половина XIX в. -появление идеи о единстве всей природы (И. Берцелиус - все животные и растения состоят из тех же элементов; К.Ф. Рулье - историческое изменение лика Земли под влиянием живого; К. М. Бэр - все позвоночные животные развиваются по единому плану; Т. Шванн - клеточная теория, общность микроструктуры и развития животных и растений). Эти и другие открытия не совмещались с креационизмом -творением мира и человека Богом, идеей самозарождения жизни на Земле и идеей панспермии - специальном заселении Земли неизвестными расами. Первая половина XIX в.-в Европе утверждается капитализм при интенсивном развитии промышленности и сельского хозяйства; достижения селекционеров доказали, что человек изменяет породы и сорта, приспосабливая их к своим потребностям путем искусственного отбора. За счет чего же изменяются виды в природе? Учитель совместно с обучающимися устанавливаю факты, закономерности и идеи, связанные с учением об эволюции органического мира Ч. Дарвина, но предшествующие ему. Обучающиеся выполняют необходимые записи в рабочих тетрадях, осмысливают их и подводятся к формулированию вывода о том, что природа изменяется под влиянием различных факторов, обусловливающих появление новых видов живых существ. Обязательно обращается внимание на то, что выполненные записи отражают отдельные явления, протекающие в природе в силу причин естественного происхождения; отвергая креационизм, признаваемый в науке до начала XIX в., они стали предпосылками для появления и оформления учения как совокупности обобщенного знания о постепенном и длительном «развертывании» естественного процесса развития живой природы.

Этап формирования новых знаний

На основе анализа предшествующих наблюдений, а также в многолетнем путешествии к берегам Южной Америки на корабле Бигль Ч. Дарвин обратил внимание на поразительную изменчивость жизненных форм и их приспособленность к условиям обитания. Итогом обобщения полученных материалов стали положения учения об эволюции органического мира: 1) все виды живых существ возникли естественным путем, давно, от одного или нескольких предковых видов; далее, они изменяются из-за условий среды обитания; 2) неизбежность борьбы за существование вытекает из противоречия между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью жизненных ресурсов; 3) следствием борьбы за существование является естественный отбор как выживание наиболее приспособленных особей к данным условиям среды; полезные признаки наследуются и передаются потомкам; 4) приспособленность организмов относительна и при изменении условий среды не гарантирует выживания; 5) естественный отбор вызывает расхождение признаков внутри вида и может привести к видообразованию; 6) наряду с высокоорганизованными формами жизни существуют и низкоорганизованные. Учитель совместно с обучающимися выполняет работу по анализу и объяснению сущности каждого из выдвинутых положений учения Ч. Дарвина об эволюции органического мира с опорой на специально подобранные наглядные средства. Совместными усилиями учителя и обучающихся формулируются и фиксируются на доске краткие записи о значении учения для понимания биологической части научной картины мира: 1)учение систематизирует знания о естественных причинах, следствиях и результатах изменения органического мира; 2)учение объясняет механизмы эволюции, в качестве которых выступают изменчивость организмов, борьба за существование и естественный отбор; он является движущей, направляющей силой эволюции; 3) учение отражает целостный взгляд на процесс исторического изменения живого в направлении разнообразия и приспособленности существующих на Земле организмов всех уровней организации; 4) учение позволяет предсказывать новые проявления эволюционного процесса, которые постоянно дополняют синтетическую теорию эволюции, возникшую с опорой на учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

Этап подведения итогов

Совместными усилиями учителя и обучающихся формулируются выводы о значении учения об эволюции органического мира Ч. Дарвина с позиции понимания основ биологической части научной картины мира: - историческое развитие органического мира необходимо объяснять на материалистической основе, отказываясь от сотворения мире и его неизменности; - природный мир нужно воспринимать как целостное, изменяющееся в пространстве и времени естественное образование; - постоянное развитие органического мира должно объясняться действием эволюционных факторов - наследственности, изменчивости и естественного отбора.

Выводы. Использование вводных уроков в процессе предметной подготовки обучающихся может выступать в качестве одного из средств целенаправленного формирования представления об основах биологической части естественно-научной картины мира. Такие уроки при их методически грамотной разработке и реализации в практике работы учителя призваны «ввести» обучающихся в материал, который будет изучаться в теме, познакомить с ключевыми понятиями для предстоящих уроков. Самое же главное, на вводном уроке обучающиеся получают возможность в получении целостного и систематизированного знания о каком-либо живом объекте (предмете, явлении, процессе), занимающем центральное положение в содержании учебного материала. Для оптимальной организации образовательного процесса по формированию основ биологической картины мира в качестве условия выдвигается особый дизайн вводного урока, составляющими которого, по нашему мнению, должны выступать его теоретическая и практическая части.

Литература:

1. Данилова, B.C. Основания биологической картины мира / B.C. Данилова, H.H. Кожевников // Вестник ЯГУ. - 2009. -T. 6.-№ 1.-С. 111-116

2. Ковалев, Д.А. Педагогический дизайн : сущность и принципы / Д.А. Ковалев // Опыт использования сетевых информационных технологий и систем в образовательной и научно-методической работе: сб. науч. тр. - Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2017. - С. 133-137

3. Кречетников, К.Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий [Электронный ресурс] / К.Г. Кречетников. - Режим доступа: http://ito.edu.rU/2005/Troitsk/2/2-0-9.html

4. Пасечник, В.В. Анализ состояния школьного естественнонаучного образования: содержание, проблемы и перспективы развития / В.В. Пасечник // Педагогическое образование и наука. - 2021. - № 1. - С. 32-36

5. Суматохин, C.B. Биологическое образование на рубеже XX-XXI веков: монография / C.B. Суматохин. - Москва: Школьная Пресса, 2021. - 416 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с последними изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53fô9421 bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/

7. Якунчев, M.A. Научные размышления о биологической картине мира / М.А. Якунчев, Н.Г. Семенова, И.Ф. Маркинов // Биология в школе. - 2016,- № 7 (25). - С. 33-41

8. Якунчев, М.А. Проектирование вводных уроков для формирования биологической картины мира у девятиклассников при использовании обобщения / М.А. Якунчев, Н.Г. Семенова // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 3 (27). -С. 77-83

Педагогика

УДК 37. 025

соискатель Сергунцова Елизавета Валерьевна АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель кафедры общей педагогики и образовательных технологий Мнхоненко Ольга Ивановна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Зритнева Елена Игоревна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПАРАДОКСАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития парадоксального и творческого мышления. Осуществляется анализ различных интерпретаций таких дефиниций, как «парадоксальное мышление», «творческое мышление», и «аналитические умения». Определена взаимосвязь между парадоксальным и творческим мышлениями, а также значение аналитических умений в процессе развития парадоксального и творческого мышления. Выделены этапы, периоды и уровни развития аналитических умений. Представлена характеристика умений, которые должны быть сформированы на каждом из уровней. Сделан вывод о том, что аналитические умения выступают базовым элементом в развитии парадоксального и творческого мышления. Аналитических умения необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста, поскольку - это снова способности к анализу фактов, материалов и явлений. Авторы делают вывод о том, что система образования, начиная с дошкольного этапа и заканчивая системой высшего образования, должна быть направлена, прежде всего, но на формирование интеллектуальных и, в частности, аналитических умений, которые должны лежать в основе профессиональной компетентности современных специалистов.

Ключевые слова: аналитические умения, парадоксальное мышление, творческое мышление, развитие, формирование.

Annotation. The article deals with the problem of the development of paradoxical and creative thinking. The analysis of various interpretations of such definitions as "paradoxical thinking", "creative thinking", and "analytical skills" is carried out. The relationship between paradoxical and creative thinking is determined, as well as the importance of analytical skills in the process of development of paradoxical and creative thinking. Stages, periods and levels of development of analytical skills are identified. The characteristics of the skills that should be formed at each of the levels are presented. It is concluded that analytical skills are a basic element in the development of paradoxical and creative thinking. Analytical skills must be formed starting from preschool age, since these are again the ability to analyze facts, materials and phenomena. The authors conclude that the education system, starting from the preschool stage and ending with the higher education system, should be directed, first of all, to the formation of intellectual and, in particular, analytical skills, which should underlie the professional competence of modern specialists.

Key words: analytical skills, paradoxical thinking, creative thinking, development, formation.

Введение. В условиях современной стремительной жизни человеку с каждым днем задаются определенные условия, адаптация к которым возможно при наличии необходимых сформированных компетенций. С развитием цифровой и информационной сферы произошли изменения в профессиях. Сейчас работодатели ищут копирайтеров, SMM-менеджеров, контент-маркетологов, дизайнеров, продакт-менеджеров и разработчиков с навыками творческого мышления.

Творческий подход помогает находить нестандартные решения, которые привлекают внимание аудитории и таким образом помогают продвигать продукт. Однако не только творчество способствует созданию нестандартных идей, но и мыслительная деятельность, в результате которой сопоставляются несопоставимые суждения и выявляются новые знания, таковым является парадоксальное мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.