УДК 37.0+373.3/.5
Якунчев Михаил Александрович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, [email protected], Саранск
Семенова Наталья Геннадьевна
Аспирант кафедры биологии, географии и методик обучении, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, [email protected], Саранск
Маркинов Иван Федорович
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-научного образования, Мордовский республиканский институт образования, [email protected], Саранск
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ И СИСТЕМНОСТИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ1
Аннотация. В статье представлена сущность принципов фундаментальности и системности как категорий методологического смысла, ориентирующих на выражение универсальных и целостных знаний, способов действия, ценностей и опыта творчества для использования в интеллектуальной и практической деятельности. В обозначенном контексте рассматривается содержание биологической картины мира, определяется ее состав с указанием объектов, методов, принципов познания живой природы, типов объяснений, а также обобщений разного уровня сложности - понятий, законов, гипотез, учений, концепций и теорий. Указывается на актуальность формирования основ биологической картины мира в общеобразовательной школе для обретения учащимися мировоззренческих смыслов и ценностных ориентаций при использовании и сохранении биосферы земной планеты.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, принципы фундаментальности и системности, биологическое образование.
Этап перехода современного общества в постиндустриальное состояние требует пересмотра предназначения в первую очередь системы общего образования, которая становится приоритетной в подготовке подрастающего поколения, выступая в качестве инвестиционной отрасли духовного производства, вложение в которую считаются важными в силу ее технологической, экономической и социальной значимости [1; 9]. Поэтому общее образование претерпевает преобразования, которые могут достигаться на основе определенных принципов, среди которых фундаментальность и системность
[5; 10].
С принципом фундаментальности связан переход на новый уровень культурности, образованности, технологичности, консо-лидированности общества для преодоления возможных социальных кризисов. К сожалению, в современной педагогике не обна-
руживается единого понимания названного принципа. Одни ученые представляют фундаментальность очень широко, считая, что любое образование должно быть фундаментальным, другие - достаточно узко, относя этот феномен к определенным составляющим образования. Мы полагаем, что фундаментальное образование важно строить при сочетании естественно-научных и гуманитарных знаний, диалога двух культур. Это во многом предопределяет смысл связей между различными дисциплинами, что позволяет получать качественно новое знание. Поэтому сегодня принято утверждать об интеграции как основе становления нового междисциплинарного мировоззрения, призванного обеспечить глубокое понимание целостной картины мира. Современные исследователи считают, что фундаментальность образования важно связывать с превращением общего образования в подлинный фундамент
1 Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» и ФГБОУ ВПО «МордГПИ») по теме: «Формирование биологической картины мира у обучающихся в процессе предметной подготовки».
материальной и духовной, теоретической и практической деятельности людей [8]. Следовательно, принцип фундаментальности предполагает выделение определенного и достаточного круга рассматриваемых вопросов по основополагающим областям знания данного направления и общеобразовательных дисциплин, служащих основой для получения качественного образования.
Следует согласиться с известным философом М. Шеллером, который говорил об «образовательном знании» как приобретенном на одном или немногих хороших, точных образцах и включенном в систему знания, ставшем формой и правилом схватывания, категорией всех случайных фактов будущего опыта, имеющих ту же сущность [12, с. 29]. «Образовательное знание» в этом случае является фундаментальным. Фундаментальные знания - это стержневые, системообразующие, методологически значимые представления, восходящие к истокам понимания и первичным сущностям. Фундаментальность образования означает направленность на обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры, развитие обобщенных способов мышления, интеллектуальной и практической деятельности.
Учитывая изложенное, принцип фундаментальности образования вполне раскрывается в следующих суждениях. Во-первых, это выделение универсальных по своей сути основополагающих знаний, выведение их на приоритетные позиции и придание им значения основы или стержня для накопления других знаний, усвоение умений и навыков, иначе говоря, выделение структурных единиц научного знания, имеющих высокую степень обобщения явлений действительности; во-вторых - это интеграция образования и науки в смысле ее понимания как процессов сближения и установления связей, указывающих на состояние связанности отдельных частей науки и образования; в-третьих - это формирование общекультурных основ в процессе получения образования. Возникает возможность выразить сущность принципа фундаментальности в отношении общего образования (рис. 1).
С принципом системности связывается такая организация образовательного процесса, которая обеспечивала бы качественное обучение, развитие и воспитание личности для жизнедеятельности в формирующемся постиндустриальном обществе.
усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки, интеграция знаний изучаемых наук, гуманитаризация как освоение репродуктивного и продуктивного опыта обретения общечеловеческой культуры
- преемственность
- целостность
- продуктивность
выявление базовых ценностей изучаемых наук для обретения убеждений в необходимости соблюдения норм, правил и предписаний, имеющих высокую личностную и социальную значимость во все времена
- ценностные ориентации
■ оценки - суждения
■ оценочные отношения
овладение универсальными и специфическими способами действия для осмысленного и самостоятельного познания, преобразования объектов на основе использования методов, соответствующих изучаемым наукам при опоре на их основные принципы и функции
■ самообучение
■ саморазвитие
■ действенность
получение основополагающих знаний: математических, естественно-научных, общественно-научных, гуманитарных, технологических, информационных (понятия, закономерности, законы, гипотезы, концепции, учения, теории)
- научность
- инвариантность
■ обобщенность
Рис. 1. Сущность принципа фундаментальности в общем образовании
Этот принцип в последние годы получил особое признание. В общем образовании стали решаться новые задачи, связанные с воспитанием образованного, инициативного и компетентного гражданина. Как известно, система - это множественность элементов с отношениями и связями между ними, образующих определенную целостность, предполагающая использование определенных методов познания. Для этого в середине XX в. стал активно разрабатываться системный подход при одновременной характеристике принципа системности [2]. Его суть можно свести к определенным положениям: любые объекты действительности, включая педагогические, имеют целостный характер, что проявляется в цельности, взаимосвязанности и совмест-
ном функционировании их элементов; каждый конкретный объект действительности взаимосвязан с множеством других объектов, которые могут изменяться под воздействием разных условий и факторов; любой объект действительности функционирует и развивается в результате взаимодействия с окружающими условиями и факторами при преимуществе внутренних закономерностей объекта над внешними; каждый объект действительности обладает безусловной самоценностью, ценностью для человека, ибо изначально как система выполняет определенные функции, обусловливающие его приоритетное предназначение. На основе сказанного возникает возможность выразить суть принципа системности в отношении общего образования (рис. 2).
реализацию целостного образовательного процесса как организованного взаимодействия педагога и обучающихся, элементами которого являются целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный, диагностический, результативный, обеспечивающие развитие в каждом способностей, рационального критического мышления при усвоении знаний основ науки, техники и технологий для использования в меняющемся мире
сложность
целостность
результативность
представление окружающей действительности как сложной системы, состоящей из подсистем (объектов) различного уровня организации при определенной их соподчиненности
сложность
соподчиненность
- генерализованность
рассмотрение конкретного объекта окружающей действительности как системы, включающей взаимодействующие элементы, придающие ему новые признаки, не свойственные каждому отдельному элементу
- сложность
- структурность
- взаимосвязанность
изучение содержания учебного материала при использовании определенных способов: 1) от общего представления объекта до анализа его структуры при выделении и раскрытии сущности закономерных взаимосвязей между структурными элементами; 2) от выделения элементов объекта, анализа его структуры, выделения и раскрытия закономерных взаимосвязей между ними до получения нового знания в целостном виде
- сложность
- действенность
- продуктивность
Рис. 2. Сущность принципа системности в общем образовании
Следовательно, принципы фундаментальности и системности являются важными для познания объектов действительности, накопления исторического опыта в различных сферах для последующего практического использования. Особенно это относится к сфере общего образования, призванного
обеспечивать личностное развитие человека. Этого можно достичь на основе формирова-нияу него объективного представления о мире в целом для целенаправленного и объективного познания, что учеными определяется как его научная картина, которая всегда «наполнена» конкретным содержанием с сово-
купностью элементов [3; 4].
С учетом теоретических положений о принципах фундаментальности и системности выразим характеристику биологической картины мира. Являясь составной часть естественно-научной картины мира, она представляется как совокупность обобщенных и систематизированных знаний об объектах живой природы, их строении, функционировании и взаимодействии с окружающей средой для их использования в разных сферах жизнедеятельности человека. С опорой на труды отечественных ученых [7; 11; 13], обобщенное представление о ней дано на рисунке 3.
Для лучшего познания живой природы учеными выделены определенные виды объектов. Принципы фундаментальности и системности предопределяют выделение в биологии четырех групп объектов. Таковыми являются организменные (бионтологиче-
ские), популяционно-видовые (эйдологические), экосистемные (синэкологические). систематические (таксономические) системы системы. Связи между ними, как известно, отражают единое происхождение в прошлом, которые могут воссоздаваться при организации и проведении специальных исследований [11].
Укажем примеры каждой группы объектов: 1) бионтологические объекты - органоид, клетка, ткань, орган, система органов, организм; 2) эйдологические объекты - популяция, ее структурные компоненты и взаимосвязи между ними; 3) синэкологические объекты - микробоценоз, микоценоз, фитоценоз, зооценоз, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биосфера; 4) таксономические объекты - для животных: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство; для растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.
Биологическая картина мира
Объекты познания живой природы
Методы познания
объектов живой природы
Принципы познания живой природы
Типы объяснений объектов живой природы
Таксономические Бионтологические Эйдологические Синэкологические
Теоретические Эмпирические (экспериментальные) Математические
Объективность Причинность Системность Историзм
Причинные
Системно-структурные
Эволюционные
Накопление эмпирического материала и выражение обобщений разных уровней
Понятия
Законы
Гипотезы
Учения
Концепции
Теории
Понятия: гносеологические, биологические, политехнические, культурологические.
Законы: биогенетический (Ф. Мюллер и Э. Геккель); единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления, независимого наследования признаков (Г. Мендель, Г. де Фриз, К. Кор-ренс, Э. Чермак); соотношения между частотами генов и генотипов в популяции со свободным скрещиванием (Г. Харди и В. Вайнберг); гомологических рядов наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов); зародышевого сходства (К. М. Бэр).
Гипотезы: происхождение жизни на Земле (Дж. Бернал, С. Миллер, А. И. Опарин, Дж. Хол-дейн).
Учения: о биосфере (В. И. Вернадский), о гомеостазе организма (П. К. Анохин), о популяции (С. С. Четвериков, А. В. Яблоков).
Концепции: экологической системы (Ю. Одум, Дж. Хатчинсон, Р. Маргалеф, К. Уатт); биогеоценоза (В. Н. Сукачев, Н. В. Дылис, Е. М. Лавренко); ноосферы (Э. Леруа, П. Т. де Шарден, В. И. Вернадский).
Теории: клеточная (М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов); уровневой организации живой природы (К. М. Завадский, В. И. Кремянский, Б. М. Медников, Э. Д. Робертс, И. И. Шмальгаузен); хромосомная теория наследственности (Г. Мендель, А. Вейсман, Т. Морган, Г. Миллер); синтетическая теория эволюции (С. С. Четвериков, Р. Фишер, С. Райт, Дж. Холдейн, Н. П. Дубинин); антропогенеза (Ч. Дарвин, Ф. Энгельс, Т. Хаксли, Р. Оуэн, Э. Дюбуа)
Рис. 3. Общее представление о биологической картине мира
Научное познание биологических объектов для получения новых сведений и фактов, выстраивания достоверного научного знания, выражения разных видов теоретических обобщений, раскрывающих фундаментальную составляющую науки, лучше осуществлять с использованием соответствующих методов. В целом научные методы отражают единство всех форм получения знания о живой природе. Большинством ученых признается два уровня получения нового биологического знания -теоретический и эмпирический. Методами теоретического уровня являются описательный, сравнительный, объяснительный, исторический, функциональный, системный, индуктивный, дедуктивный, эмпирического уровня - наблюдение, эксперимент (опыт), микроскопирование, культивирование и прижизненное наблюдение культур клеток, тканей и органов, рентгенострук-турный анализ, ультрацентрифугирование, хроматографирование. В последнее время все большее значение для биологической науки приобретают математические методы, доказывающие или опровергающие достоверность полученного нового знания. К ним относятся методы подсчета и количественного анализа результатов экспериментов (опытов), выяснения средних арифметических значений и (или) процентных соотношений, вариационной и корреляционной статистики.
Глубокое и разностороннее познание обозначенных объектов при выделении исследователем предметов основывается на использовании ряда принципов. По отношению к биологической науке многие ученые выделяют четыре основных типа принципов: объективность, причинность, системность, историзм. Объективность дает возможность «схватывать» биологические объекты и предметы в реальном времени и пространстве, изучать их с использованием адекватных научных методов познания. Причинность позволяет выяснять явления, порождающие изменения в структуре и функционировании биологических объектов и предметов. Системность дает возможность определять составные части биологических объектов, предметов в их составе, устанавливать, изучать и раскрывать
сущность взаимосвязей, обусловливающих целостность живых систем. Историзм позволяет рассматривать существование биологических объектов на протяжении длительного времени, а самое главное, обнаруживать приспособления, обеспечивающие эволюционные изменения.
Познание объектов живой природы основывается на использовании разных типов объяснений. Причинное объяснение устанавливает причинно-следственные связи между структурными компонентами конкретного объекта, а также между различными объектами. Системно-структурное объяснение раскрывает строение объекта, связи между его частями, представляет объект как целостное образование. Эволюционное объяснение указывает на механизмы приспособления объектов к условиям среды жизни на протяжении их эволюции. Использование этих типов объяснений не является случайным, ибо они, как утверждает известный отечественный ученый П. В. Копнин, в совокупности позволяют выражать биологическое знание в контексте принципов фундаментальности и системности [6; 14].
Таким образом, биологическая картина мира представляется своеобразным сплавом знаний о живом с реальным миром людей, задавая векторы освоения универсума, оказывая влияние на формирование социокультурных и методологических аспектов научного исследования. Первый связан с ее включенностью в решение проблем теоретико-прикладного характера при выборе актуальных жизненных стратегий человека, касающихся признания живого во всех проявлениях, понимания необходимости его сохранения на Земле, разумного преобразования в интересах социально-экономического развития. Второй касается освоения новых способов познания живого, поиска возможностей их использования для обретения мировоззренческих смыслов при реализации ценностных отношений к процедуре познания и ее результатам. Поэтому формирование у подрастающего поколения основ биологической картины мира может служить одним из основополагающих факторов достижения высокого качества предметной подготовки.
Библиографический список
1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
2. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода. - М.: Педагогика, 1973. - 198 с.
3. Гольдфейн М. Д. Основы естественно-научной картины мира. - Саратов: Изд-во Саратовского института РГТЭУ, 2011. - 512 с.
4. Гусев Д. А. Концепции современного естествознания: учебный курс: учебно-методический комплекс. - М.: МИЭП, 2011. - 126 с.
5. Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с.
6. Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. - М.: Мысль, 1974. - 568 с.
7. Кремянский В. И. Структурные уровни организации живой материи: теоретические и методологические проблемы. - М.: Наука, 1969. - 163 с.
8. Лаптев В. В. Методическая теория обучения информатике: аспекты фундаментальной подготовки. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 2003. - 186 с.
9. Садовничий В. А. Доступность, фундаментальность, качество: консенсус Президиума РАН и представителей высшей
школы [Электронный ресурс] // Экономика и образование сегодня. - URL: http://www.edu.ru/ opinions/o15-11.html (дата обращения 14.04.2016).
10. Тестов В. А. Фундаментальность образования: современные подходы [Электронный ресурс]. - URL: http://library.by/portalus/modules/ shkola/readme.php?archive=1194448667&id=1194 351187&start_from=&subaction=showfull&ucat= (дата обращения 14.04.2016).
11. Цибулевский А. Ю. Биологические системы в современной естественно-научной картине мира // Успехи современного естествознания. -2008. - № 5. - С. 23-28.
12. Шеллер М. Формы знания и образования // Человек. - Вып. 4. - М., 1992. - С. 85-96.
13. ЮсуфовА. Г. История и методология биологии. - М.: Высшая школа, 2003. - 238 с.
14. Якунчев М. А. Модель формирования логических учебных действий у учащихся при изучении биологии в школе // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 13-18.
15. Ashby W. R. Principles of the Self-Organizing System // Principles of Self-Organization / eds. Foerster H. von, Zopf G. W. Jr. - New York: Pergarnon Press, 1962. - P. 255-278.
16. Mead G. Mind Self and Society. - Chicago, 1994. - 440 p.
Поступила в редакцию 25.04.2016
Yakunchev Michail Alexsandrovich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Biology, Geography and Teaching Methods Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, [email protected], Saransk
Semenova Natalia Gennadievna
Postgraduate Department of Biology, Geography and Teaching Methods Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, [email protected], Saransk
Markinov Ivan Fedorovich
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Head of the Department of Science Education Mordovian National Institute of Education, [email protected], Saransk
REPRESENTATION OF THE BIOLOGICAL PICTURE OF THE WORLD ON THE BASIS OF THE PRINCIPLES FUNDAMENTAL NATURE AND SYSTEMACITY IN THE GENERAL EDUCATION1
Abstract. The essence of the principles of fundamental nature and systemacity as the categories of methodological sense focusing on expression of encyclopedic and complete knowledge, ways of action, values and experience of creativity for use in intellectual and practical activities is presented in article. In the designated context the maintenance of a biological picture of the world is considered,
1 The work was conducted according to the grant to carry out research projects on priority directions of scientific activity of the partner universities in networking (VPO "Chelyabinsk State Pedagogical University" and VPO "MordGPI") on the topic: "Formation biological picture of the world from students in the process of subject preparation".
20
Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2016
_THEORETICAL MESSAGES_
her structure decides on the indication of objects, methods, the principles of knowledge of wildlife, types of explanations, and also generalizations of different level of complexity - concepts, laws, hypotheses, doctrines, concepts and theories. It is pointed out relevance of formation of bases of a biological picture of the world at comprehensive school for finding studying world outlook meanings and valuable orientations during the using and preservation of the biosphere of the terrestrial planet.
Keywords: comprehensive school, the maintenance of a biological picture of the world on the basis of the principles of fundamental nature and systemacity for his use in the general biological education.
References
1. Andreyev, V. I., 2004. Konkurentologiya: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti [Konkurentologiya: a training course for creative self-development of competitiveness]. Kazan': Center of innovative technologies Publ., 468 p. (in Russ.).
2. Blauberg, I. V., 1973. Stanovlenie i sushhnost' sistemnogo podxoda [Formation and essence of system approach]. Moscow: Pedagogics Publ., 198 p. (in Russ.).
3. Goldfeyn, M. D., 2011. Osnovy estestven-no-nauchnoj kartiny mira [Bases of a natural-science picture of the world]. Saratov: SI RSUTE Publ., 512 p. (in Russ.).
4. Gusev, D. A., 2011. Koncepcii sovremennogo estestvoznaniya [Concepts of modern natural sciences]. Moscow: IIEL Publ., 126 p. (in Russ.).
5. Kondakov, A. M., 2009. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshhego obrazovaniya [Fundamental kernel of maintenance of the general education]. Moscow: Education Publ., 48 p. (in Russ.).
6. Kopnin, P. V., 1974. Gnoseologicheskie i log-icheskie osnovy nauki [Gnoseological and logical fundamentals of science]. Moscow: Thought Publ., 568 p. (in Russ.).
7. Kremyansky, V. I., 1969. Strukturnye urovni organizacii zhivoj materii: teoreticheskie i metod-ologicheskie problemy [Structural levels of the organization of live matter: theoretical and methodological problems]. Moscow: Science Publ., 163 p. (in Russ.).
8. Laptev, V. V., 2003. Metodicheskaya teoriya obucheniya informatike: aspekty fundamental'noj podgotovki [Methodical theory of training in informatics: aspects of fundamental preparation]. St. Petersburg: SPbU Publ., 186 p. (in Russ.).
9. Sadovnichiy, V. A. Dostupnost', fundamen-tal'nost', kachestvo: konsensus Prezidiuma RAN i predstavitelej vysshej shkoly [Availability, funda-
mental nature, quality: consensus of Presidium of the Russian Academy of Sciences and representatives of the higher school] [online]. E'konomika i obra-zovanie segodnya [Economy and education today]. Available at: http://www.edu.ru/opinions/o15-11. html (Accessed 14 April 2016) (in Russ).
10. Testov, V. A. Fundamental'nost' obrazovani-ya: sovremennye podxody [Fundamental of education: modern approaches] [online]. Available at: http://library.by/portalus/modules/shkola/readme. php?archive=1194448667&id=1194351187&sta rt_from=&subaction=showfull&ucat= (Accessed 14 April 2016) (in Russ.)
11. Tsibulevsky, A. Yu., 2008. Biologicheskie sistemy v sovremennoj estestvenno-nauchnoj kartine mira [Biological systems in a modern natural-science picture of the world]. Uspexi sovremennogo estestvoznaniya [Achievements of modern natural sciences], 5, pp. 23-28 (in Russ.).
12. Sheller, M., 1992. Formy znaniya i obra-zovaniya [Forms of knowledge and education]. Chelovek [Person], 4, pp. 85-96 (in Russ.).
13. Yusufov, A. G., 2003. Istoriya i metod-ologiya biologii [History and methodology of biology]. Moscow: The higher school Publ., 238 p. (in Russ.).
14. Yakunchev, M. A., 2014. Model' formirovani-ya logicheskix uchebnyx dejstvij u uchashhixsya pri izuchenii biologii v shkole [Model of formation of logical educational actions at studying when studying biology at school]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 5, pp. 13-18 (in Russ., abstr. in Eng.).
15. Ashby, W. R., 1962. Principles of the Self-Organizing System. Foerster H. von, Zopf G. W. Jr., eds. Principles of Self-Organization. New York: Per-garnon Press, pp. 255-278.
16. Mead, G., 1994. Mind Self and Society. Chicago, 440 p.
Submitted 25.04.2016