Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки формирования основ биологической картины мира у учащихся общеобразовательной школы'

Теоретические предпосылки формирования основ биологической картины мира у учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БИОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА / SECONDARY SCHOOL STUDENTS / THE THEORETICAL ASSUMPTIONS OF FORMATION OF BASES OF BIOLOGICAL PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Наталья Геннадьевна, Якунчев Михаил Александрович

В статье рассматриваются теоретические предпосылки формирования основ биологической картины мира у учащихся общеобразовательной школы. В ней представлены философские и общенаучные предпосылки, а также конкретнонаучные основания, которые являются необходимым условием для успешного формирования основ биологической картины мира у учащихся 9-х классов. На их основе возникает объективная возможность в создании качественных методических материалов педагогам и дидактических средств учащимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Наталья Геннадьевна, Якунчев Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical assumptions of formation foundations of biological picture of the world students of secondary school

The article examines the theoretical assumptions of formation of bases of biological picture of the world at pupils of comprehensive schools. It presents philosophical and scientific background, as well as concrete scientific Foundation, which is a prerequisite for the successful establishment of the foundations of biological picture of the world at pupils of the 9th classes. On their basis there is an objective possibility in creating quality teaching materials to teachers and teaching facilities to students.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки формирования основ биологической картины мира у учащихся общеобразовательной школы»

УДК 37.016:57 (045)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БИОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н.Г. Семенова, М.А. Якунчев

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» г. Саранск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические предпосылки формирования основ биологической картины мира у учащихся общеобразовательной школы. В ней представлены философские и общенаучные предпосылки, а также конкретнонаучные основания, которые являются необходимым условием для успешного формирования основ биологической картины мира у учащихся 9-х классов. На их основе возникает объективная возможность в создании качественных методических материалов педагогам и дидактических средств учащимся.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, учащиеся, теоретические предпосылки формирования основ биологической картины мира.

В условиях модернизации современного общего образования имеется объективная необходимость в создании условий для достижения учащимися планируемых результатов предметной подготовки. Одним из них является целостное и обобщенное выражение содержания учебного материала, предупреждающее дискретное его восприятие и подводящее к единству понимания объектов окружающего мира при их взаимосвязанном анализе с позиции системных представлений. Эта установка может реализоваться на основе целенаправленного формирования основ научной картины мира и поэтому она в новых стандартах общего образования представляется как одна из актуальных задач предметов естественнонаучного цикла.

При обучении биологии такие возможности следует искать в теоретических обобщениях высокого уровня, приоритетными выразителями которых являются основы клеточной теории, хромосомной теории наследственности, учения о гомео-стазе организма, учения о популяции, концепций биоценоза и экосистемы, учений о биосфере и ноосфере. Именно они на рубеже XX—XXI вв. дали возможность определить основные направления изменения методологических установок биологи-

ческого познания. Таковыми являются полисистемное видение мира живого при отказе от моноцентризма и организмоцентризма, установление диалектического единства между разными подходами - структурным и историческим, дифференцирующим и интегрирующим описательно-классифицирующим и объяснительно-номотетическим, углубление связи эмпирических исследований с процессом интенсивной теоретизации биологического знания. В совокупности они усиливают мировоззренческую нацеленность биологии на человека при выявлении способов функционирования «биологического в социальном», на природный мир при определении закономерностей «включенности живого» в эволюцию земной планеты и перспективной роли живого вещества в космическом пространстве. Поэтому выпускник общеобразовательной школы должен иметь ясное и обобщенное биологическое знание. Этому служит ясное представление о биологической картине мира. Ее можно представлять как совокупность обобщенных и систематизированных знаний об объектах живой природы, их строении, функционировании и взаимодействии с окружающей средой для разумного использования человеком в разных сферах жизнедеятельности. Но для полноценной разработки

Семенова Н.Г., Якунчев М.А. Теоретические предпосылки формирования основ биологической картины...

----—-

методики ее формирования следует определиться с теоретической базой. В качестве главных ее составляющих нами выдвигаются теоретические предпосылки — философские и общенаучные, а также конкретнонаучные и методические основания.

В качестве философских предпосылок определяются идеи о целостности окружающего мира при органической взаимосвязи его неживой и живой компонентов [6], познаваемости живой природы на основе использования соответствующего инструментария [7], взаимодействия человека (общества) и живой природы [4], устойчивого развития общества и природы [5]. Идея целостности окружающего мира позволяет представлять природу в ее организованности и упорядоченности, благодаря которым обеспечивается органическая взаимосвязь живого и неживого. Идея познаваемости, благодаря использованию соответствующего инструментария, дает возможность открывать новые знания. Идея взаимодействия человека (общества) и живой природы позволяет осмысливать явления использования человеком природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей на основе разумных действий, чтобы не разрушать целостность и единство любых живых систем. Идея устойчивого развития общества и природы ориентирует на определение состояния природных ресурсов, их объемов для использования обществом с применением таких способов, которые удовлетворяли бы жизненные потребности нынешнего поколения людей не за счет лишения такой возможности будущих поколений. Таким образом, обозначенные идеи имеют методологический смысл, ибо они выступают в качестве необходимой надстройки для теории и методики обучения в аспекте формирования основ биологической картины мира, во-многом обеспечивая метапредметный характер познания мира живого.

В качестве общенаучных предпосылок определяются системный, интегративный и деятель-ностный подходы.

Системный подход ориентирует на указание преимущества целого над частями с подчеркиванием их взаимосвязей [2; 8]. По отношению к биологической картине мира он позволяет выразить совокупность обобщенных и систематизированных знаний о живой природе, ее организации и функционировании для их осмысления и использования человеком в разных сферах жизнедеятельности [3]. Следовательно, методология системного подхода позволяет рассматривать природные и социальные

объекты, включая педагогические, как целые, единые, открытые и развивающиеся системы.

Интегративный подход предполагает выражение целостности при взаимопроникновении, объединении элементов с позиции какого-либо выделенного признака. Каждый учащийся «целостен» и формирование у него целостной картины мира, включая ее биологическую составляющую, должно осуществляться на основе определенного содержания при использовании адекватных для него способов не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а, наоборот, объединением — интегративно [1]. Следовательно, методология ин-тегративного подхода может способствовать формированию целостного понимания учащимися окружающего мира, включая биологическую составляющую и себя в этом мире.

Деятельностный подход предполагает выполнение человеком различных видов и способов в определенных сферах работы. По отношению к биологической картине мира он позволяет выделять и проникать в сущность составляющих ее элементов, получать о них знания для использования на практике [6]. Следовательно, методология деятельностного подхода позволяет рассматривать разные объекты с позиции их познания и преобразования. В качестве общенаучных предпосылок также выступают определенные принципы научности, фундаментализации, целостности, дополнительности и единства теоретической и практической деятельности.

В качестве конкретнонаучных оснований определяются идеи целостного выражения биологических знаний, совместного использования принципов и методов познания живых объектов, представления логической структуры биологической науки во всей полноте. Совокупность знаний лучше представлять с помощью таксономической, би-онтологической, эйдологической и синэкологиче-ской составляющих, каждая из которых имеет свои объекты для изучения. Принципами их познания являются научность, причинность, системность, историзм, дополнительность, полицентризм, которые при использовании разных типов объяснения дают возможность в науке формулировать теоретически обобщенные знания в виде законов, гипотез, учений, концепций и теорий. Важными для осмысления биологической картины мира являются законы, гипотезы, учения, концепции, теории. Получение этих знаний не представляется возможным без использования совокупности методов как способов изучения живых объектов. Среди них

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 6

особенно важны теоретические (анализ литературы и фактического материала, обобщение и систематизация, классификация, моделирование) и эмпирические (эксперимент, наблюдение, мониторинг). Конкретнонаучные основания выступают в качестве генерализующих начал для определения содержания учебного материала в контексте биологической картины мира и обеспечения полноценного осмысления фундаментальных основ науки о живом.

Таким образом, философские и общенаучные предпосылки, а также конкретнонаучные основания являются необходимым условием для успешного формирования основ биологической картины мира у учащихся общеобразовательной школы. На их основе возникает объективная возможность в создании качественных методических материалов педагогам и дидактических средств учащимся для полноты достижения личностных, метапред-метных и предметных результатов биологического образования.

Работа проведена при поддержке Минобрна-уки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2016 год.

Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексашина И.Ю. Интеграция как методология естественнонаучного образования // Биология в школе. 2013. № 4. С. 23—27.

2. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997.

3. Клягин Н.В. Современная научная картина мира. М.: Логос, 2012.

4. Любичанковский В.А. Эволюция взаимоотношений общества и природы // Интерлос. 2007. № 1. URL: http://intelros.ru.

5. Мамедов Н.М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития // Век глобализации. 2010. № 2 (6). С. 33—46.

6. Намир А. А. Естественнонаучные картины мира: мир глазами ученых-естественников. Palmarium Academic Publishing, 2010.

7. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М.: Юнити-Дана, 2013.

8. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.

THE THEORETICAL ASSUMPTIONS

OF FORMATION FOUNDATIONS OF BIOLOGICAL PICTURE OF THE WORLD STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL

N. G. Semenova, M.A. Yakunchev

Mordovian state pedagogical institute Saransk, Russia

Annotation. The article examines the theoretical assumptions of formation of bases of biological picture of the world at pupils of comprehensive schools. It presents philosophical and scientific background, as well as concrete scientific Foundation, which is a prerequisite for the successful establishment of the foundations of biological picture of the world at pupils of the 9th classes. On their basis there is an objective possibility in creating quality teaching materials to teachers and teaching facilities to students.

Key words: secondary school students, the theoretical assumptions of formation of bases of biological picture of the world.

REFERENCES

1. Aleksashina I.Yu. Integration as methodology of natural-science education. Biology at school, 2013, no. 4, pp. 23—27. (In Russian)

2. Blauberg I.V. Problem of integrity and system approach. Moscow, Editorial of URSS, 1997. (In Russian)

3. Klyagin N.V. Modern scientific picture of the world. Moscow, Logos, 2012. (In Russian)

4. Lyubichankovsky V.A. Evolution of relations of society and nature. Interlos, 2007, no. 1, Available at: http://intelros.ru. (In Russian)

5. Mamedov N.M. Historical process and concept of a sustainable development. Century of globalization, 2010, no. 2 (6), pp. 33—46. (In Russian)

6. Namir A.A. Natural-science pictures of the world: world eyes of scientists-estestvennikov. Palmarium Academic Publishing, 2010. (In Russian)

7. Ruzavin G.I. Methodology of scientific knowledge. Moscow, Unity Dana, 2013. (In Russian)

8. Yudin E.G. System approach and principle of activities: methodological problems of modern science. Moscow, Science, 1978. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.