Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПАРАДОКСАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПАРАДОКСАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аналитические умения / парадоксальное мышление / творческое мышление / развитие / формирование / analytical skills / paradoxical thinking / creative thinking / development / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергунцова Елизавета Валерьевна, Михоненко Ольга Ивановна, Зритнева Елена Игоревна

В статье рассматривается проблема развития парадоксального и творческого мышления. Осуществляется анализ различных интерпретаций таких дефиниций, как «парадоксальное мышление», «творческое мышление», и «аналитические умения». Определена взаимосвязь между парадоксальным и творческим мышлениями, а также значение аналитических умений в процессе развития парадоксального и творческого мышления. Выделены этапы, периоды и уровни развития аналитических умений. Представлена характеристика умений, которые должны быть сформированы на каждом из уровней. Сделан вывод о том, что аналитические умения выступают базовым элементом в развитии парадоксального и творческого мышления. Аналитических умения необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста, поскольку это снова способности к анализу фактов, материалов и явлений. Авторы делают вывод о том, что система образования, начиная с дошкольного этапа и заканчивая системой высшего образования, должна быть направлена, прежде всего, но на формирование интеллектуальных и, в частности, аналитических умений, которые должны лежать в основе профессиональной компетентности современных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергунцова Елизавета Валерьевна, Михоненко Ольга Ивановна, Зритнева Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the development of paradoxical and creative thinking. The analysis of various interpretations of such definitions as "paradoxical thinking", "creative thinking", and "analytical skills" is carried out. The relationship between paradoxical and creative thinking is determined, as well as the importance of analytical skills in the process of development of paradoxical and creative thinking. Stages, periods and levels of development of analytical skills are identified. The characteristics of the skills that should be formed at each of the levels are presented. It is concluded that analytical skills are a basic element in the development of paradoxical and creative thinking. Analytical skills must be formed starting from preschool age, since these are again the ability to analyze facts, materials and phenomena. The authors conclude that the education system, starting from the preschool stage and ending with the higher education system, should be directed, first of all, to the formation of intellectual and, in particular, analytical skills, which should underlie the professional competence of modern specialists.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПАРАДОКСАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Выводы. Использование вводных уроков в процессе предметной подготовки обучающихся может выступать в качестве одного из средств целенаправленного формирования представления об основах биологической части естественно-научной картины мира. Такие уроки при их методически грамотной разработке и реализации в практике работы учителя призваны «ввести» обучающихся в материал, который будет изучаться в теме, познакомить с ключевыми понятиями для предстоящих уроков. Самое же главное, на вводном уроке обучающиеся получают возможность в получении целостного и систематизированного знания о каком-либо живом объекте (предмете, явлении, процессе), занимающем центральное положение в содержании учебного материала. Для оптимальной организации образовательного процесса по формированию основ биологической картины мира в качестве условия выдвигается особый дизайн вводного урока, составляющими которого, по нашему мнению, должны выступать его теоретическая и практическая части.

Литература:

1. Данилова, B.C. Основания биологической картины мира / B.C. Данилова, H.H. Кожевников // Вестник ЯГУ. - 2009. -T. 6.-№ 1.-С. 111-116

2. Ковалев, Д.А. Педагогический дизайн : сущность и принципы / Д.А. Ковалев // Опыт использования сетевых информационных технологий и систем в образовательной и научно-методической работе: сб. науч. тр. - Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2017. - С. 133-137

3. Кречетников, К.Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий [Электронный ресурс] / К.Г. Кречетников. - Режим доступа: http://ito.edu.rU/2005/Troitsk/2/2-0-9.html

4. Пасечник, В.В. Анализ состояния школьного естественнонаучного образования: содержание, проблемы и перспективы развития / В.В. Пасечник // Педагогическое образование и наука. - 2021. - № 1. - С. 32-36

5. Суматохин, C.B. Биологическое образование на рубеже XX-XXI веков: монография / C.B. Суматохин. - Москва: Школьная Пресса, 2021. - 416 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с последними изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53fô9421 bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/

7. Якунчев, M.A. Научные размышления о биологической картине мира / М.А. Якунчев, Н.Г. Семенова, И.Ф. Маркинов // Биология в школе. - 2016,- № 7 (25). - С. 33-41

8. Якунчев, М.А. Проектирование вводных уроков для формирования биологической картины мира у девятиклассников при использовании обобщения / М.А. Якунчев, Н.Г. Семенова // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 3 (27). -С. 77-83

Педагогика

УДК 37. 025

соискатель Сергуицова Елизавета Валерьевна АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель кафедры общей педагогики и образовательных технологий Михоненко Ольга Ивановна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Зритнева Елена Игоревна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПАРАДОКСАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития парадоксального и творческого мышления. Осуществляется анализ различных интерпретаций таких дефиниций, как «парадоксальное мышление», «творческое мышление», и «аналитические умения». Определена взаимосвязь между парадоксальным и творческим мышлениями, а также значение аналитических умений в процессе развития парадоксального и творческого мышления. Выделены этапы, периоды и уровни развития аналитических умений. Представлена характеристика умений, которые должны быть сформированы на каждом из уровней. Сделан вывод о том, что аналитические умения выступают базовым элементом в развитии парадоксального и творческого мышления. Аналитических умения необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста, поскольку - это снова способности к анализу фактов, материалов и явлений. Авторы делают вывод о том, что система образования, начиная с дошкольного этапа и заканчивая системой высшего образования, должна быть направлена, прежде всего, но на формирование интеллектуальных и, в частности, аналитических умений, которые должны лежать в основе профессиональной компетентности современных специалистов.

Ключевые слова: аналитические умения, парадоксальное мышление, творческое мышление, развитие, формирование.

Annotation. The article deals with the problem of the development of paradoxical and creative thinking. The analysis of various interpretations of such definitions as "paradoxical thinking", "creative thinking", and "analytical skills" is carried out. The relationship between paradoxical and creative thinking is determined, as well as the importance of analytical skills in the process of development of paradoxical and creative thinking. Stages, periods and levels of development of analytical skills are identified. The characteristics of the skills that should be formed at each of the levels are presented. It is concluded that analytical skills are a basic element in the development of paradoxical and creative thinking. Analytical skills must be formed starting from preschool age, since these are again the ability to analyze facts, materials and phenomena. The authors conclude that the education system, starting from the preschool stage and ending with the higher education system, should be directed, first of all, to the formation of intellectual and, in particular, analytical skills, which should underlie the professional competence of modern specialists.

Key words: analytical skills, paradoxical thinking, creative thinking, development, formation.

Введение. В условиях современной стремительной жизни человеку с каждым днем задаются определенные условия, адаптация к которым возможно при наличии необходимых сформированных компетенций. С развитием цифровой и информационной сферы произошли изменения в профессиях. Сейчас работодатели ищут копирайтеров, SMM-менеджеров, контент-маркетологов, дизайнеров, продакт-менеджеров и разработчиков с навыками творческого мышления.

Творческий подход помогает находить нестандартные решения, которые привлекают внимание аудитории и таким образом помогают продвигать продукт. Однако не только творчество способствует созданию нестандартных идей, но и мыслительная деятельность, в результате которой сопоставляются несопоставимые суждения и выявляются новые знания, таковым является парадоксальное мышление.

Следовательно, развитие творческого и парадоксального мышления сегодня является одним из значимых элементов конкурентноспособного специалиста.

Цель исследования - определить аналитические умения как базовый элемент развития парадоксального и творческого мышления.

Задачи научной статьи:

1) рассмотреть сущностные составляющие парадоксального и творческого мышления;

2) выявить специфические особенности аналитических умений как основы развития парадоксального и творческого мышления.

Методы исследования: анализ, синтез понятий и определений, обобщение научной литературы по теме исследования, систематизация материала, обобщение, структурирование.

Практическая значимость статьи определяется возможностью развития парадоксального и творческого мышления личности путем развития аналитических умений.

Изложение основного материала статьи. Появление современных профессий задает новый ориентир в процессе овладения специалистом необходимых компетенций. Актуальность исследования заключается в том, что выходя на современный рынок труда человек должен являться конкурентноспособным специалистом, так возможно при условии развития творческого и парадоксального мышления.

Исследовательский предмет данной статьи предполагает рассмотрение категориально-смыслового значения таких дефиниций, как «парадоксальное мышление», «творческое мышление», и «аналитические умения».

В современной науке парадоксальное мышления интерпретируется неоднозначно, однако все исследователи связывают его с базовым понятием парадокса. Парадокс это формально-логическое противоречие, появляющееся в результате размышления над какой-либо проблемой при сохранении логической правильности хода рассуждения Г11- Парадокс стимулирует человека на поиск необычных решений исследовательской проблемы, задействуя творческое мышление, схватывающим отношения противоположности, и представляет собой своеобразную форму критики привычного положения вещей Г101. Возникающее противоречие заставляет задуматься исследователя над многоаспектностью проблемной ситуации, над ее постоянным развитием, над той глубиной неисследованного, которая притягивает любого мыслящего специалиста. Парадокс символизирует движение мысли исследователя к какому-то новому пониманию сути вещей или процессов, при этом он заставляет проблему открываться новыми гранями и тем самым способствуя ее творческому решению [41.

А.П. Краснопольская в своем исследовании упоминает связь парадоксального мышления с проблемой ощущения трудности складывания в логические схемы и трудности артикуляции в ситуации переживания мира [31.

Сформированное парадоксальное мышление предполагает наличие способности реагировать на диссонанс противоречивой, взаимоисключающей реальности, видеть несовместимость событийности этой реальности и понимать, что при определенных условиях данная несовместимость может породнить новую реальность, отличную от первоначальной, позитивной качественной новизной [5].

С точки зрения Саенко, Л.А. момент продуктивности парадоксальных преобразований заключен в переходе от абстрактных отношений противоположности к их конкретному воплощению в единицах анализируемого целого. Парадокс как форма мысли здесь предстает в качестве начала творческого процесса и продукта творчества, обладающего самоценностью [8].

Так как парадоксальное мышление является мышлением высокого уровня, изучать его целесообразно у старшеклассников, когда на почве формирующегося теоретического мышления становится возможным и развитие парадоксального мышления.

Умение находить противоречия служит основой парадоксального мышления, а оно в свою очередь является обязательным атрибутом истинного творчества. Выделение противоположных свойств, их сопоставление и объединение позволяет раскрывать новые, неожиданные стороны познаваемых предметов и явлений.

Творческое мышление трактуется по-разному, в частности, творческое мышление рассматривается как предпосылка научной деятельности, творческое мышление как особый вид одаренности, творческое мышление как специфическая интеллектуальная деятельность.

Творческое мышление является универсальной познавательной способностью, включающей процессы преобразования когнитивного опыта и создания нового. В процессе творческого мышления можно выделить следующие характеристики, которые необходимы на каждом этапе этого процесса:

- на первичном этапе: аналитическая способность мышления, способность к анализу проблемы;

- на втором этапе: совокупность ситуативности, воображения, интуиции как способности к перераспределению и синтезу при «высокоскоростной» бессознательной обработке информации;

- на третьем этапе: способность представлять продукт бессознательной обработки в сознание;

- на четвертом этапе: аналитико-синтетическая способность мышления, способность провести анализ полученного продукта и вторичный синтез (решение проблемы) на сознательном уровне [5].

Творческое мышление, являясь «ускорителем» интеллекта, обобщенным и высшим свойством мышления, средством систематизации и взаимосвязи психических функций друг с другом, следует рассматривать как высшую ступень развития мышления, как процесс, который обеспечивается способностью личности к творчеству в качестве креативности. Это подчеркивает адаптивную природу творческого мышления - оно является необходимым условием полноценного развития всей системы интеллектуальных функций человека.

Под понятием аналитические умения понимается структура специальных мыслительных операций, которые направлены на поиск оценки, систематизацию и обобщение знаний. Аналитические умения лежат в основе всей мыслительной деятельности и позволяют преобразовать приобретенные знания в новое качественное состояние [6].

В психологии и педагогике «аналитические умения» определяются как интеллектуальные умения, межпредметные умения, умения учебной деятельности, которые включают также синтезирование информации [8].

Н.Ю. Садовникова определяет аналитические умения как элемент общей культуры человека, который представляет собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, которые связаны с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне.

Именно аналитические умения считаются неотъемлемой частью информационной компетенции: умения самостоятельно искать, анализировать и находить необходимо важную информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее становится метапредметным результатом начального образования, требования к которым имеются в базовых нормативных документах [6].

Аналитические умения можно представить как систему целенаправленной информационно-аналитической деятельности, включающей сравнение, соотнесение, рассуждение, структурирование, построение аналитических выводов

для решения профессиональных задач.

В рамках аналитических умений Т.А. Власова выделяет такие способности человека, как логически мыслить, рефлексировать, анализировать ситуацию, мыслить последовательно и действовать, а также умение смотреть на ситуацию с разных точек зрения [1]. Развитие аналитических умений осуществляется на основе закономерностей развития мыслительной деятельности.

Аналитические умения - это способность человека анализировать информацию, выделять в ней главное, находить связи и зависимости, а также делать выводы и принимать решения на основе этого анализа.

Исследователи выделили такие основные мыслительные действия, которые лежат в основе аналитических умений:

• анализ,

• сравнение,

• сопоставление,

• классификация, обобщение, структурирование, рефлексия, моделирование,

• прогнозирование и другие [7].

Развитие аналитических умений способствует правильному формированию высших видов мышления: словесно-логического и парадоксального. То есть осуществлять мыслительную деятельность, направленную на осознание противоположностей, размышление, сопоставление и критическое оценивание взаимоисключающих суждений возможно при условии сформированных базовых аналитических умений.

Выше упомянутая взаимосвязь парадоксального и творческого мышления, позволяет определить влияния сформированных аналитических умений на формирование творческого мышления.

Формирование парадоксального и творческого мышления можно представить в виде системы ячеек, каждая из которой представляет собой систему и играет важную роль в данном процессе. Одной из которой и является аналитические умения, находящаяся у самого основания и составляющая опору для ячеек выше.

Специалист с развитым парадоксальным и творческим мышлением самостоятельно ставит себе задачи, свободен от шаблонов и стереотипов, способен решать задачи эффективно, экономно и продуктивно. Данные качества отвечают противоречивости, непредсказуемости современного мира, поэтому их развитие очень важно.

Следует отметить, что развитие парадоксального и творческого мышления опирается на умения личности анализировать материалы и ситуации. Без сформированных аналитических умений невозможно процесс парадоксального и творческого мышления.

Развитие аналитических умений необходимо осуществлять еще в дошкольный период. Конечно, это будут базовые аналитические умения, которые необходимо формировать у воспитанников. Далее, в период школьного обучения следует развивать аналитические умения на каждом этапе школьного обучения.

Профессиональное обучение невозможно без сформированных на высоком уровне аналитических умений у студентов, особенно в этой связи необходимо обратить внимание на этап обучения в магистратуре, когда идёт обобщение и консолидация всех интеллектуальных умений, в том числе аналитических (РШтопуик, Ь.А. [11]).

Саенко Л.А. и Соломатина Г.Н. [7] выделяют три основных этапа в развитии аналитических умений (см. рис. 1).

На рисунке 1 определены основные этапы и обозначены уровни сформированности аналитических умений на каждом из этапов.

Рисунок 1. Этапы и уровни развития аналитических умений

Выводы. В соответствии с целью и поставленными задачами исследования, сделаны ряд обобщающих выводов: 1) парадоксальное мышление - это процесс мыслительной деятельности, в результате которой сопоставляются

несопоставимые суждения, и появляются новые знания;

2) творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи;

3) аналитические умения представляют собой систему определенных мыслительных действий, направленных на поиск оценки, систематизацию и обобщение знаний. Аналитические умения лежат в основе всей мыслительной деятельности и являются базовым элементом парадоксального и творческого мышления.

4) система образования, начиная с дошкольного этапа и заканчивая системой высшего образования, должна быть направлена, прежде всего, но на формирование интеллектуальных и, в частности, аналитических умений, которые должны лежать в основе профессиональной компетентности современных специалистов.

Литература:

1. Власова, Т.А. Формирование системы аналитических умений обучающихся в процессе обучения истории / Т.А. Власова, Д.И. Безгодько // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2020. -№ 4. - С. 11-13

2. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Харвест; Минск; 1998. - С. 467-468

3. Краснопольская, А.П. Роль парадоксов в дискуссионных моделях образования / А.П. Краснопольская // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». - 2008. - С. 392-412

4. Лепешко, Б.М. Парадоксальное мышление и его эвристические функции / Б.М. Лепешко // Крынщазнауства i спецыяльныя пстарычныя дысцыплшы : навук. зб. Вып. 3 / рэдкал.: У. Н. Сщарцоу, С.М. Ходзш (адк. рэдактары) [i шш.]. -Мшск: БДУ. - 2007. - С. 129-139

5. Ручкова, H.A. Определение понятия «Творческое мышление» в научной литературе по психологии / H.A. Ручкова, H.A. Дедовских // Вестник КГУ. - 2010. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya-tvorcheskoe-myshlenie-v-nauchnoy-literature-po-psihologii

6. Садовникова, Н.Ю. Развитие аналитических умений младших школьников на уроках русского языка / Н.Ю. Садовникова// Актуальные исследования. -2021. -№ 18. -С. 112-114

7. Саенко, Л.А. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 4. - 68-75

8. Саенко, Л.А. Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2022. -№4(91).-С.260-265

9. Таренко, Л.Б. Педагогические условия формирования аналитических умений у студентов - будущих специалистов в области информационных технологий: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Нижний Новгород. -2017.-238 с.

10. Цуранова, В.О. Взаимосвязь парадоксального и творческого мышления / В.О. Цуранова, Т.М. Щеголева // Вестник Иркутского университета. -2012. -№ 15. - С. 306-308

11. Filimonyuk, L.A. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course / L.A. Filimonyuk, L.V. Khalyapina, K.A. Chebanov, [etc.] H Journal of Fundamental and Applied Sciences.-2018,-T. 10. -№ 5S.-C. 1007-1019

Педагогика

УДК 377.1

аспирант Слюсарева Анастасия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Слюсарева Елена Сергеевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ

ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье представлено исследование самостоятельной работы студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов по дисциплине «Живопись». Выделены три группы студентов на основании признака автономности самостоятельной работы: группа студентов, работающая под руководством педагога, группа студентов, использующая дистанционную поддержку и группа студентов, не обращающиеся за поддержкой. Рассмотрены данные констатирующего эксперимента, описание экспериментальной программы и результаты контрольного эксперимента, позволяющие сделать вывод об эффективности самостоятельной работы студентов в разных условиях ее организации.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты педагогических вузов, аудиторная, внеаудиторная работа.

Annotation. The article presents a study of the independent work of students of art and graphic faculties of pedagogical universities in the discipline "Painting". Three groups of students are identified based on the sign of autonomy of independent work: a group of students working under the guidance of a teacher, a group of students using remote support and a group of students who do not apply for support. The data of the ascertaining experiment, the description of the experimental program and the results of the control experiment are considered, which allow us to conclude about the effectiveness of independent work of students in different conditions of its organization.

Key words: independent work, students of pedagogical universities, classroom, extracurricular work.

Введение. В последние десятилетия наблюдается смена парадигмы образования, предполагающей формирование у студентов высших учебных заведений ряда компетенций: универсальных, общепрофессиональных, профессиональных. Анализ универсальных компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» показывает их направленность на формирование у студентов умений самостоятельного поиска, анализа и обработки информации, перевод ее в практикоориентированный опыт.

Обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает выраженный дефицит методических рекомендаций к выполнению самостоятельной работы педагогов «творческих» специальностей, в частности, будущих преподавателей живописи, в которой не может быть общего «усредненного» подхода, поскольку каждый студент приходит с разным уровнем техники рисования и мотивационной направленности на учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.