Научная статья на тему 'ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БУДУЩЕГО БИБЛИОТЕКИ'

ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БУДУЩЕГО БИБЛИОТЕКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная среда / менеджмент / библиотека / электронная библиотека / цифровые технологии / управление / дизайн-мышление / образование / образовательная технология / стратегия образования / проектная деятельность (работа) / научно-исследовательская деятельность / эмпатия / генерация идей / прототипирование / проектирование / cultural environment / management / library / electronic library / digital technologies / management / design thinking / education / educational technology / education strategy / project activity (work) / research activity / empathy / idea generation / prototyping / design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М С. Маслов

В статье рассматриваются проблемы адекватизации образовательных технологий с новой социокультурной реальностью. Автор считает, что дизайн-мышление как цель и результат современного образования формируется в процессе проектирования. По мнению автора статьи, инструменты реализации технологии хорошо интегрируются в образовательный процесс и процесс управления его качеством. Так, на первом этапе дизайн-мыслители для погружения в проблему используют опросы, анкетирование, интервьюирование. Далее на высоких уровнях эмпатии учатся вести беседу, формулировать вопросы, фиксировать и хранить аудио и видеоматериалы, обучаются понимать других людей, принимать их опыт, потребности, возможности и ограничения. Автор считает, что развитие дизайн-мышления служит увеличению потенциала современного библиотечного работника, решает гуманистическую задачу образования, усиливает человеческий капитал. По мнению автора, компетенции, относящиеся к технологиям, формирующим дизайн-мышление, развиваются в процессе проектной деятельности человека (организации). Такой подход к образованию позволит увеличить капитал учреждений культуры в целом, страны и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN THINKING – EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF THE FUTURE OF A LIBRARY

The article examines problems of adapting educational technologies to the new socio-cultural reality. The author believes that design thinking as the goal and result of modern education is formed in the design process. According to the author of the article, the technology implementation tools are well integrated into the educational process and the process of managing its quality. So at the first stage, design thinkers use polls, questionnaires, interviews to immerse themselves in the problem. Further, at high levels of empathy, they learn to conduct a conversation, formulate questions, record and store audio and video materials, learn to understand other people, accept their experiences, needs, opportunities and limitations. The author believes that the development of design thinking serves to increase the potential of a modern librarian, solves the humanistic task of education, and strengthens human capital. According to the author, competencies related to technologies that form design thinking develop in the process of project activities of a person (organization). This approach to education will increase the capital of cultural institutions, in general, the country and the state.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БУДУЩЕГО БИБЛИОТЕКИ»

Библиографический список

1. Маджуга А.Г, Синицина И.А. Здоровьесозидание как приоритет образовательной политики России в третьем тысячелетии: тенденции, поиск, перспективы развития. Здоровьесберегающее образование. 2014; № 2: 10 - 17.

2. Станкевич П.В., Макарова Л., Авдеева Н.В. Роль педагогического вуза в формировании здорового образа жизни. Человек и образование. 2018; № 4 (57): 153 - 158.

3. Ананьев В.В. Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья. Санкт-Петербург: Речь, 2006; Кн. 1.

4. Хрипункова О.В. Формирование профессиональной готовности медико-педагогического персонала к интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной работы в детском санатории. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2018.

5. Резер Т.М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании. Диссертация ... доктора педагогических наук, Екатеринбург, 2007.

6. Кухта Ю.С., Горбатенков М.Д. Сущность медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности: учебное пособие: в 2-х ч. Новосибирск: Издательство НГТУ 2016.

7. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Перспективные тренды развития российского университетского образования. Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Тверь, 2019: 8 - 12.

8. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие. Москва: Академия, 2015.

9. Кувшинов Ю.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. Кемерово: КемГУКИ, 2015.

10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2019.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. Москва: Логос, 2018.

12. Тимиров Ф.Ф. Формирование медико-педагогической компетентности учителя сельской школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук, Уфа, 2009.

13. Новиков Д.С. Здравотворческая культура бакалавра педагогического образования: сущность, структура, функции. Мир науки. Интернет-журнал. 2017; Т. 5, № 2.

14. Белова Л.В. Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования: учебное пособие. Ставрополь: Издательство СКФУ, 2015.

15. Абшилава Э.Ф. Медико-психологическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях реабилитационного центра. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2019.

16. Жданова Л.А. и др. Основы формирования здоровья детей. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017.

References

1. Madzhuga A.G., Sinicina I.A. Zdorov'esozidanie kak prioritet obrazovatel'noj politiki Rossii v tret'em tysyacheletii: tendencii, poisk, perspektivy razvitiya. Zdorov'esberegayuschee obrazovanie. 2014; № 2: 10 - 17.

2. Stankevich P.V., Makarova L., Avdeeva N.V. Rol' pedagogicheskogo vuza v formirovanii zdorovogo obraza zhizni. Chelovek i obrazovanie. 2018; № 4 (57): 153 - 158.

3. Anan'ev V.V. Osnovy psihologii zdorov'ya. Konceptual'nye osnovy psihologiizdorov'ya. Sankt-Peterburg: Rech', 2006; Kn. 1.

4. Hripunkova O.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti mediko-pedagogicheskogo personala k integracii obrazovatel'noj i lechebno-ozdorovitel'noj raboty v detskom sanatorii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2018.

5. Rezer T.M. Teoriya i tehnologiya podgotovki mediko-pedagogicheskih kadrov v srednem professionalem obrazovanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk, Ekaterinburg, 2007.

6. Kuhta Yu.S., Gorbatenkov M.D. Suschnost' mediko-biologicheskih osnov bezopasnostizhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie: v 2-h ch. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU. 2016.

7. Boguslavskij M.V., Neborskij E.V. Perspektivnye trendy razvitiya rossijskogo universitetskogo obrazovaniya. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nosti pedagoga: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver', 2019: 8 - 12.

8. Mityaeva A.M. Zdorov'esberegayuschie pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2015.

9. Kuvshinov Yu.A. Osnovy medicinskih znanij i zdorovogo obraza zhizni: uchebnoe posobie. Kemerovo: KemGUKI, 2015.

10. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.

11. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsihologiya: uchebnik. Moskva: Logos, 2018.

12. Timirov F.F. Formirovanie mediko-pedagogicheskoj kompetentnosti uchitelya sel'skoj shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk, Ufa, 2009.

13. Novikov D.S. Zdravotvorcheskaya kul'tura bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya: suschnost', struktura, funkcii. Mir nauki. Internet-zhurnal. 2017; T. 5, № 2.

14. Belova L.V. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v sisteme professional'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Stavropol': Izdatel'stvo SKFU, 2015.

15. Abshilava 'E.F. Mediko-psihologicheskoe soprovozhdenie detej s sindromom deficita vnimaniya i giperaktivnosti v usloviyah reabilitacionnogo centra. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2019.

16. Zhdanova L.A. i dr. Osnovy formirovaniya zdorov'ya detej. Moskva: G'EOTAR-Media, 2017.

Статья поступила в редакцию 26.04.21

УДК 021.2

Maslov M.S., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Department of Library Science and Information Technologies, Altai State Institute of Culture

(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

DESIGN THINKING - EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF THE FUTURE OF A LIBRARY. The article examines problems of adapting educational technologies to the new socio-cultural reality. The author believes that design thinking as the goal and result of modern education is formed in the design process. According to the author of the article, the technology implementation tools are well integrated into the educational process and the process of managing its quality. So at the first stage, design thinkers use polls, questionnaires, interviews to immerse themselves in the problem. Further, at high levels of empathy, they learn to conduct a conversation, formulate questions, record and store audio and video materials, learn to understand other people, accept their experiences, needs, opportunities and limitations. The author believes that the development of design thinking serves to increase the potential of a modern librarian, solves the humanistic task of education, and strengthens human capital. According to the author, competencies related to technologies that form design thinking develop in the process of project activities of a person (organization). This approach to education will increase the capital of cultural institutions, in general, the country and the state.

Key words: cultural environment, management, library, electronic library, digital technologies, management, design thinking, education, educational technology, education strategy, project activity (work), research activity, empathy, idea generation, prototyping, design.

М.С. Маслое, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БУДУЩЕГО БИБЛИОТЕКИ

В статье рассматриваются проблемы адекватизации образовательных технологий с новой социокультурной реальностью. Автор считает, что дизайн-мышление как цель и результат современного образования формируется в процессе проектирования. По мнению автора статьи, инструменты реализации технологии хорошо интегрируются в образовательный процесс и процесс управления его качеством. Так, на первом этапе дизайн-мыслители для погружения в проблему используют опросы, анкетирование, интервьюирование. Далее на высоких уровнях эмпатии учатся вести беседу, формулировать вопросы, фиксировать и хранить аудио- и видеоматериалы, обучаются понимать других людей, принимать их опыт, потребности, возможности и ограничения. Автор считает, что развитие дизайн-мышления служит увеличению потенциала современного библиотечного работника, решает гуманистическую задачу образования, усиливает человеческий капитал. По мнению автора, компетенции, относящиеся к технологиям, формирующим дизайн-мышление, развиваются в процессе проектной деятельности человека (организации). Такой подход к образованию позволит увеличить капитал учреждений культуры в целом, страны и государства.

Ключевые слова: культурная среда, менеджмент, библиотека, электронная библиотека, цифровые технологии, управление, дизайн-мышление, образование, образовательная технология, стратегия образования, проектная деятельность (работа), научно-исследовательская деятельность, эмпатия, генерация идей, прототипирование, проектирование.

В образовательной политике Российской Федерации определены стратегические направления и поставлены задачи перед образовательной системой и библиотечным сообществом как социальным институтом. «Войти в десятку лучших по образованию стран мира к 2024 году» - такую задачу поставил Президент РФ В.В. Путин перед российским образованием. Анализ показателей национального и международного мониторинга эффективности вузов нашей страны показывает, что объективная картина такова, что в число ведущих вузов (1 - 2 лига) попадают университеты, в том числе федеральные и научно-исследовательские университеты, которые реализуют инновационные программы развития и образовательные программы. Также эти крупные университеты реализуют стратегии развития науки и техники до 2030 года, в которых определены 8 основных направлений и 27 критических технологий, в которые не вписываются гуманитарные институты, в том числе институты культуры [1, с. 214].

Для решения поставленной задачи немаловажную роль играет научная библиотека, т.к., несмотря на развитие цифровых информационных систем, книга (biblio- лат.) остается базовым средством обучения, в котором сосредоточено устоявшееся, общепризнанное понимание теоретического знания научной или философской, или искусствоведческой, или культурологической дисциплины [2, с. 6]. Поэтому от того, как обучаются библиотекари, управленческий аппарат, зависит то, как обучающиеся будут относиться к книге: либо как к широко понимаемому объекту исследования, в котором материализованы все знания и деятельность человечества, либо как к архаичной форме представления информации. Освоение новых технологий, в том числе образовательных, несомненно, позволяет преобразовать традиционные библиотеки в современный, «оцифрованный» центр развития института культуры [3, с. 44].

Необходимо начать с личности студента, педагога, родителя, то есть с человеческого капитала. Формирование и развитие человеческого капитала, новых компетенций позволит адекватно представить модель развития образования [4, с. 55]. Технократическая и меркантилистская направленность образовательной политики РФ определяет приоритеты финансирования по числу обучающихся, по практикоориентированности образовательных программ, тогда как японское правительство еще в 70-е годы ХХ века выстроило гуманистическую, гуманитарную стратегию развития образования (в нашу страну на стажировку приезжали специалисты в области образования, которые желали обучиться «гуманитарным» технологиям развивающего обучения в Российской академии образования).

В 2004 году компания Shimano столкнулась с падением спроса в сегменте продаж горных велосипедов на американском рынке. Чтобы решить данную проблему, руководство компании обратилось к IDEO (INTERNATIONAL DIGITAL ECONOMY ORGANIZATION). Объединив усилия, обе компании изучили рынок продаж велосипедов, пришли к выводу, что не стоит акцентировать внимание на верхнем сегменте рынка. Привлекли к работе специалистов, занимающихся изучением поведения человека и животных в окружающей среде, которые представили свой перечень ограничений для проекта. Психологи, опросив американцев разных возрастов, выяснили, что в детстве 90% опрошенных ездили на велосипедах, а в возрасте от 45 до 60 лет количество американцев, которые используют велосипед для отдыха и передвижения, едва составило 10%. Маркетологи обратили внимание на тот факт, что в магазинах представлены лишь велосипеды спортивного типа, а прогулочных нет [5, с. 39]. Помимо этого, опрошенных пугали стоимость данного вида транспорта и его аксессуаров, требования к обслуживанию и ограниченности использования во времени. И в то же время 30% опрошенных подтвердили, что у них в гараже стоит велосипед с пробитым колесом или порванным тросиком. Отсюда и родилась идея создать новый прогулочный велосипед с легко заменяющимися и дешевыми запчастями. По мнению исследователей, прогулочная езда поможет вернуть велосипедистов. Подтверждением данного факта является засилье велосипедистов на набережных Европы, Флориды, Калифорнии, аллеях и парках России. Так, дизайнеры-мыслители помогли решить проблему спроса компании Shimano. Тогда впервые появилось сочетание «дизайн-мышление» [6, с. 128].

Рассмотрим гносеологические корни данного понятия. Слов «дизайн» обычно используется в случаях, когда речь идет об эстетической стороне какого-либо объекта (мебель, интерьер, помещение и т.д.). В переводе с английского «design» обозначает «конструкция», «проект», «план». Следовательно, дизайн -это действие, направленное на конструирование, проектирование объекта или явления [7, с. 78].

Слово «мышление» в данном сочетании является определением процесса познавательной деятельности человека, направленного на глубокое понимание потребностей пользователя в рамках создания необходимого для него библиотечного продукта или услуги [8, с. 89].

Получается, что «дизайн-мышление» является технологией творческого решения практических задач библиотеки, то есть направлено на обеспечение лучшего пользовательского опыта от взаимодействия с продуктом или сервисом (удобство, гибкость, возможность ощущать продукт) [9, с. 96].

За последние двадцать лет привычные для нас физические, ощущаемые параметры (цвет, форма, размеры, технические характеристики, бренд) стали вторичны, а «дизайн-мышление» становится популярным в различных видах деятельности от производства до образовательной среды [10, с. 15].

Современное информационное обслуживание - это система, позволяющая «добывать» знания из огромного количества источников, формировать и развивать компетенции каждого пользователя посредством работы в команде на основе развития интеллекта, критического и творческого мышления. Эффективной средой формирования данных компетенций становится проектная и исследовательская деятельность, где ребенок через деятельность и общение получает необходимые новые знания, развивает компетенции как результат его собственного развивающегося опыта в процессе решения проблемной задачи [11, с. 167].

Технологический цикл «дизайн-мышления» логичен и последователен.

1 этап - эмпатия. Данный этап представляет собой действие, направленное на создание человеко-ориентированных решений через погружение в его изучение потребностей. Для этого используется следующий набор методов: наблюдение, сбор, анализ, синтез информации о поведении человека в различных ситуациях, связанных с решением проблемы. Результатом данного этапа становится направление поиска нужного решения.

2 этап - формулировка проблемы. Для реализации данного этапа необходимо создать команду, в состав которой входят представители разных профессий, социальных ролей и возраста, тогда формируется разностатусная и разновозрастная команда (например, ученики, преподаватели, родители, производственники). Именно такой состав позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, используя накопленный профессиональный опыт и багаж специальных знаний. Самые простые, следовательно, гениальные решения рождаются на стыке культур, сфер знаний, идей и опыта.

3 этап - генерация идей. Главное правило обсуждения решения в группе -предлагаем свое решение, поддерживаем решение других, развивая их. Данный принцип позволяет воспитывать коммуникационную культуру участников, регулирует поведенческие нормы на личностном уровне.

4 этап - эксперимент. Любая идея и мысль в рамках «дизайн-мышления» быстро воплощается в прототип. Прототипирование и полученный опыт важнее результата. Прототип может быть представлен в виде рисунка, схемы, инфогра-фики, конструкции из картона, скотча, пластика. Прототип тестируется, модернизируется, упрощается, позволяя приблизиться к ожидаемому образу продукта. Дизайн-мыслители не создают готовый продукт, они лишь генерируют решения, изобретают способы реализации потребностей человека в каком-либо продукте. По нашему глубокому мнению, чем раньше мы начнем мыслить и работать в рамках «дизайн-мышления», тем большее количество людей смогут решать практические задачи креативно (по данным психологов, количество детей в возрасте 3 - 5 лет, способных мыслить креативно, составляет 90%, подростков - 60%, количество взрослых с творческим мышлением - лишь 10%). Таким образом, мы пришли к пониманию того, что внедрять в повседневную педагогическую практику дизайн-мышление стало необходимостью [12, с. 133].

Инструменты реализации библиотечной технологии хорошо интегрируются в образовательный процесс и управление его качеством. Так, на первом этапе дизайн-мыслители для погружения в проблему используют опросы, анкетирование, интервьюирование. На высоких уровнях эмпатии учатся вести беседу, строить вопросы, фиксировать и хранить аудио- и видеоматериалы, стремятся научиться понимать других людей, принимать их опыт, потребности, возможности и ограничения [13, с. 69].

На втором этапе, когда активно анализируется и интерпретируется собранная информация, формулируется основная задача для решения проблемы, рекомендуется использовать SWOT-анализ [14, с. 97]. Вся собранная информация в виде конкретных задач группируется по четырем направлениям: преимущества организации, которые могут быть использованы в стратегии развития; уязвимости, которые можно устранить, скомпенсировать; перспективы, открытые пути развития библиотечной организации; опасности и способы от них защититься [15, с. 58].

На четвертом этапе эффективнее всего использоваться мозговой штурм. Это самый интенсивный, но и самый результативный этап работы команды. Для получения максимального количества идей можно использовать игровые форматы мозгового штурма: «Шесть шляп мышления», «Ломать не строить», SCAMPER, «Автобус, кровать, ванна», «Мозговой штурм наоборот». На этом уровне идет освоение способов позитивного взаимодействия, генерирования и развития своих идей и идей партнеров - участников команды [16, с. 211].

На этапе прототипирования идеи, выбранные как перспективные, воплощаются в модель для тестирования. Чаще всего модели создаются в виде рисунка, бумажной или картонной модели. Для компонентов модели можно использовать мебель, LEGO, пластилин, картон, ватман. Если решается социальная проблема, то эффективно использовать ролевые игры [17, с. 52].

Результатом этого этапа становится апробация модели и ее совершенствование посредством физического и визуального моделирования. На этапе тестирования команда получает от пользователей обратную связь в виде отзывов, запросов, предложений об использовании идеи [18, с. 102].

Таким образом, дизайн-мышление - это подход к организации эффективной мыслительной деятельности участников образовательного процесса. Электронная вузовская библиотека рассматривается как системный социальный объект, занимающий важное место в системе научной информации, цифровых коммуникаций и культуре в целом [19, с. 41]. Организация технологических процессов, использование современных информационно-коммуникационных техно-

логий становится неотъемлемыми качествами специалистов библиотек, и для того, чтобы они быстрее освоили новшества и выстроили свою деятельность по-новому и эффективно, необходимо использовать технологию дизайн-мышления [20, с. 59]. Неважно, сколько времени у вашей проектной команды будет -час, одна неделя или один месяц, может быть, даже целый год, участники могут

Библиографический список

осуществить с помощью инструментов дизайн-мышления проект, который поможет улучшить жизненное пространство человека. Дизайн-мышление - это технология, отвечающая всем вызовам времени, позволяющая повышать качество библиотечного обслуживания в части развития средств и форм представления продуктов и услуг.

1. Губанова ГН. Головоломки. Для развития творческого мышления детей 3 - 5 лет. Москва: АСТ, 2017.

2. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса. Психологическая диагностика. 2006; № 1: 4 - 6.

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. Москва: Академический Проект, 2003.

4. Рос Б. Привычка достигать. Как применять дизайн-мышление для достижения целей, которые казались вам невозможными. Москва: Манн, Иванов, Фербер, 2017.

5. Силинг Т. Разрыв шаблона. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

6. Микалко М. Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие. Москва, 2017.

7. Cameron J. The Artist's Wayn. New York, 2017.

8. Микалко М. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно. Москва, 2015.

9. Roudi M. The Sketchnote Handbook: The Illustrated Guide to Visual Note Taking. New York, 2017.

10. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты. Москва, 2006.

11. Чернышев Д. Как думают люди. Москва, 2015.

12. Kleon O. Steal Like an Artist: Things Nobody Told You About Being Creative. New York, 2018.

13. Brown T. Change by Design. New York, 2018.

14. Меерович М., Шрагина Л. Технология творческого мышления. Москва: Альпина Паблишер, 2015.

15. Айзексон У., Джобс С. Стив Джобс. Москва: АСТ, 2015.

16. Chicksentmikhayi M. Flow: The Psycology of Optimal Experience. New York, 2019.

17. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества. Творчество в искусстве - искусство творчества. Москва, 2002.

18. Клеон О. Кради как художник. Творческий дневник. Москва, 2018.

19. Апфель А. Икона по воле случая. Москва: Альпина Паблишер, 2019.

20. Келли Т., Келли Д. Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы. Москва: Азбука, 2015. References

1. Gubanova G.N. Golovolomki. Dlya razvitiya tvorcheskogo myshleniya detej 3 - 5 let. Moskva: AST, 2017.

2. Belova E.S. Vyyavlenie tvorcheskogo potenciala doshkol'nikov s pomosch'yu testa E.P. Torrensa. Psihologicheskaya diagnostika. 2006; № 1: 4 - 6.

3. Ermolaeva-Tomina L.B. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2003.

4. Ros B. Privychka dostigat'. Kak primenyat' dizajn-myshlenie dlya dostizheniya celej, kotorye kazalis' vam nevozmozhnymi. Moskva: Mann, Ivanov, Ferber, 2017.

5. Siling T. Razryv shablona. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2015.

6. Mikalko M. Vzlom kreativa. Kak uvidet' to, chto ne vidyat drugie. Moskva, 2017.

7. Cameron J. The Mist's Wayn. New York, 2017.

8. Mikalko M. Risovyj shturm i esche 21 sposob myslit' nestandartno. Moskva, 2015.

9. Roudi M. The Sketchnote Handbook: The Illustrated Guide to Visual Note Taking. New York, 2017.

10. Tunik E. Psihodiagnostika tvorcheskogo myshleniya: Kreativnye testy. Moskva, 2006.

11. Chernyshev D. Kak dumayut lyudi. Moskva, 2015.

12. Kleon O. Steal Like an Artist: Things Nobody Told You About Being Creative. New York, 2018.

13. Brown T. Change by Design. New York, 2018.

14. Meerovich M., Shragina L. Tehnologiya tvorcheskogo myshleniya. Moskva: Al'pina Pablisher, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ajzekson U., Dzhobs S. Stiv Dzhobs. Moskva: AST, 2015.

16. Chicksentmikhayi M. Flow: The Psycology of Optimal Experience. New York, 2019.

17. Bogoyavlenskaya D.B. Vchera i segodnya psihologii tvorchestva. Tvorchestvo v iskusstve - iskusstvo tvorchestva. Moskva, 2002.

18. Kleon O. Kradi kak hudozhnik. Tvorcheskij dnevnik. Moskva, 2018.

19. Apfel' A. Ikona po vole sluchaya. Moskva: Al'pina Pablisher, 2019.

20. Kelli T., Kelli D. Kreativnaya uverennost'. Kak vysvobodit' i realizovat' svoi tvorcheskie sily. Moskva: Azbuka, 2015.

Статья поступила в редакцию 22.04.21

УДК 378

Djara N., postgraduate, Pushkin State Russian Language Institute (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

A COMPARATIVE APPROACH IN TEACHING INTONATION OF THE RUSSIAN LANGUAGE TO ALGERIAN STUDENTS. The article examines one of the

techniques used by Algerian teachers for Algerian students to overcome difficulties of teaching intonation of the Russian language outside the linguistic environment -a comparison between the intonation of the Russian language and the Arabic language. The article contains all the cases where the intonation means (pause, stress, melody) of the Russian language are reflected in structure and functioning in the Arabic language and even in the Algerian dialect. The research is based on observations of the teaching and learning process of intonation constructions at the University of Algiers and coursework in private foreign language schools in Algeria. The article highlights some of the factors that influence the development of intonation means by students, describe the correspondences and differences between Russian and Arabic intonation constructions. The paper can serve as a teaching material for future Algerian teachers who need orientation when faced with the problem of students' misunderstanding of intonation units.

Key words: Russian intonation, super-segment units, intonation constructions, teaching intonation outside linguistic environment.

Н. Джара, аспирант, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, г. Москва, E-mail: [email protected]

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНТОНАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В АЛЖИРСКОЙ АУДИТОРИИ

В данной статьи рассматривается один из приемов, используемых преподавателями в алжирской аудитории для преодоления трудностей обучения интонации русского языка вне языковой среды, - сопоставление интонацией в русском и арабском языках. В статье собраны все случаи, где интонационные средства (пауза, ударение, мелодика) русского языка находят отражение по строению и функционированию в арабском языке и даже в алжирском диалекте. Исследование основывается на наблюдениях за процессом преподавания и обучения интонационным конструкциям в Алжирском университете и на курсовых занятиях в частных школах иностранных языков в Алжире. В статье мы освещаем некоторые факторы, влияющие на освоение учащимися интонационных средств, описываем соответствия и различия между русскими и арабскими интонационными конструкциями. Данная статья может служить учебным материалом для будущих алжирских преподавателей, которые нуждаются в ориентации при столкновении с проблемой недопонимания обучающимися интонационных единиц.

Ключевые слова: русская интонация, суперсегментные единицы, интонационные конструкции, обучение интонации вне языковой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.