испытуемого, а не обучение искусству. Маркеры, мягкие или твердые карандаши, акварель, пастель, макулатура или обычная бумага - это привычные материалы для детей и взрослых. Твердые карандаши и цветные карандаши особенно эффективны для обеспечения контроля. Коллаж, живопись, лепка из глины, рисование на маске или изготовление маски - это различные техники арт-терапии. Работа не будет оценена или раскритикована - она будет рассмотрена с психологической точки зрения. Кроме того, эстетический критерий не является необходимым для понимания самой работы.
Занятия арт-терапией могут дать студентам жизненную энергию для улучшения их концентрации на учебе и работе. Благодаря сеансу арт-терапии он может с большей вероятностью учиться эффективно, так же, как он получает физическую и умственную подготовку.
Ключевым аспектом в социальной адаптации является и способность работать в коллективе, эффективным приемом адаптации стал тренинг «Мой мир», цель которого - способствовать повышению самооценки личности, развитию критического мышления и коммуникативных способностей. Участникам тренинга предлагается подготовить коллаж на тему «Мой мир». В результате выявляется психоэмоциональное состояние участников. По использованным ими материалам, изображениям, зарисовкам, положению рисунка в формате, по выбору
Библиографический список
цветового решения определяется уровень тревожности, положение подростка в социуме, его текущее эмоциональное состояние.
Стоит отметить, что для достоверности эксперимента и выявления динамики необходимо проводить тесты САН дважды: до начала эксперимента и после проведения терапии.
Полученные результаты, позволяют сделать вывод о необходимости исследования психоэмоционального состояния подростков и признать эффективными метод арт-терапии и тренинг «Мой мир».
К мощным социализирующим факторам можно отнести культурно-досу-говую деятельность. В педагогическом аспекте культурно-досуговой деятельности образовательных учреждений процессы социализации обучающихся регулирует воспитательная работа, реализация педагогических проектов, способствующих нравственному и комплексному развитию личности. Существует комплексный подход развития личности средствами духовно-нравственного, военно-патриотического, художественно-творческого воспитания. Данный подход ведет к стимулированию социальной активности обучающихся, развитию коммуникативных навыков, организации свободного времени, формированию досуговых запросов различных групп в целях поддержания духовного здоровья.
1. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии: Анализ явлений ассоциации и социальной организации. Москва: КРАСАНД, 2012.
2. Гиддингс Ф.Г Теория социализации. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
3. Дюркгейм Э. Метод социологии. Санкт-Петербург: Наука, 2006.
4. Кули Ч.Г Человеческая природа и социальный порядок. Москва: Идея-Пресс, 2000.
5. Чернецкая А.А. и др. Технология социальной работы: учебник. Ростов на Дону, 2006.
6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: МГУКИ, 2004.
7. Бережная М.С. Концепция социально-культурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности. Педагогика искусства. Москва: ИХО РАО, 2008.
8. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Санкт-Петербург, 2018.
9. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие. Москва, 2003.
10. Энциклопедический словарь: в 6 т. Москва, 2006.
11. Горбачева Д.А., Горбачев А.А., Горбачева В.А. Проблемы диагностики и развития творческого потенциала личности в процессе обучения. Общество: социология, психология, педагогика. 2020; № 12 (80): 195 - 199.
References
1. Giddings F.G. Osnovaniya sociologii: Analiz yavlenij associaciii social'nojorganizacii. Moskva: KRASAND, 2012.
2. Giddings F.G. Teoriya socializacii. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
3. Dyurkgejm 'E. Metod sociologii. Sankt-Peterburg: Nauka, 2006.
4. Kuli Ch.G. Chelovecheskaya priroda i social'nyjporyadok. Moskva: Ideya-Press, 2000.
5. Cherneckaya A.A. i dr. Tehnologiya social'nojraboty: uchebnik. Rostov na Donu, 2006.
6. Kiseleva T.G. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUKI, 2004.
7. Berezhnaya M.S. Koncepciya social'no-kul'turnoj adaptacii molodezhi v processe hudozhestvenno-tvorcheskoj deyatel'nosti. Pedagogika iskusstva. Moskva: IHO RAO, 2008.
8. Kiseleva M.V. Art-terapiya v rabote s det'mi. Sankt-Peterburg, 2018.
9. Strel'cov Yu.A. Kul'turologiya dosuga: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
10. 'Enciklopedicheskj slovar': v 6 t. Moskva, 2006.
11. Gorbacheva D.A., Gorbachev A.A., Gorbacheva V.A. Problemy diagnostiki i razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti v processe obucheniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2020; № 12 (80): 195 - 199.
Статья поступила в редакцию 15.05.21
УДК 37
Maslov M.S., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Department of Library Science and Information Technologies, Altai State Institute of Culture
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS OF CREATIVE DEVELOPMENT AS A CONDITION FOR GENERATING INNOVATIVE IDEAS. The article examines human capital, for which authenticity will be a value, expressed in the need to correlate the knowledge gained with real life problems and the purposefulness of one's practical activities, involvement as a need for solving specific life situations, responsibility as a result of collective thought activity in the process of solving assigned tasks. As part of the development of the personality-developing potential of the student's personality, it is necessary to create conditions for the development of 4 C's: creativity, critical thinking, communication, cooperation through interactive interaction with partners in a cooperation format. "Brainstorming" is a means to achieve a sufficient level of development of these competencies for each student.
Key words: cultural environment, management, library, design thinking, education, educational strategy, project work, research activities, empathy, accumulation of ideas, composing prototypes.
М.С. Маслов, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия, E-mail: [email protected]
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ
КАК УСЛОВИЯ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ
В статье рассматривается человеческий капитал, для которого креативность будет ценностью, выраженной в необходимости соотнести полученные знания с реальными жизненными проблемами и целенаправленностью своей практической деятельности, личная вовлеченность как потребность для решения конкретных жизненных ситуаций, ответственность как результат коллективной мыследеятельности в процессе решения поставленных задач. В рамках развития личностно развивающегося потенциала личности обучающегося необходимо создавать условия для развития 4 «К»: креативности, критического мышления, коммуникации, кооперации через интерактивное взаимодействие с партнерами в формате сотрудничества. Автор считает, что методы и приемы, аналогичные «мозговому штурму», являются средством достижения достаточного уровня развития данных компетенций у каждого современного человека.
Ключевые слова: культурная среда, менеджмент, библиотека, управление, дизайн-мышление, образование, образовательная технология, стратегия образования, проектная деятельность (работа), научно-исследовательская деятельность, эмпатия, генерация идей, прототипирование.
Одним из ключевых направлений проекта «0бразование-2030» является развитие человеческого капитала в части формирования способности принятия ответственности, которое определяется новыми подходами во взаимодействии с инновациями,разнообразием и неопределенностью,предполагает развитие способности индивидуума к саморегуляции, самоконтролю, его личной эффективности, способности решать проблемы и адаптироваться в изменяющемся мире. Результатом такого развития станет потребность в сотрудничестве с окружающими людьми в рамках решения конкретных учебных или производственных проблем, формирование человеческого капитала, для которого особой ценностью является способность соотносить полученные знания с реальными жизненными проблемами и целенаправленностью своей практической деятельности. Вовлеченность в процесс решения конкретных жизненных ситуаций как потребность в поиске выхода из ситуации, в которой старые способы деятельности и знания не работают, а также ответственность за результат являются наиболее важными компетенциями современного человека, т.к. в советское время за каждого человека принимал решение ответственный работник, партия, правительство. В современных условиях, когда ситуации неопределенности возникают повсеместно, необходимо развивать умения самостоятельно и креативно мыслить как отдельных личностей, так и целых коллективов, которые могут вырабатывать результаты коллективной мыследеятельности в процессе решения поставленных задач. Эффективность этого процесса, на наш взгляд, измеряется степенью развития у индивидуума креативного мышления.
Постараемся обосновать, почему столь важным и необходимым является развитое креативное мышление. За последние двадцать лет искусственный интеллект достиг невероятных успехов в области обработки больших объемов информации. Тем не менее результативность его в генерализации инноваций равна нулю. Пока это подвластно лишь человеку, умеющему искать и реализовывать оригинальные идеи, то есть генерировать инновационные идеи. Совершенно очевидно, что системы искусственного интеллекта программируются людьми и без их управления и контроля пока не способны к самоорганизации, подобной природной или социальной. Сложность заключается в том, что технические системы, а системы искусственного интеллекта таковыми и являются, в силу двойной редуцированности (технические системы - это упрощение социобиоло-гических систем через математическое моделирование) не способны к самостоятельному мышлению. Для игры в шахматы или нарды в компьютер вводятся всевозможные ситуации, которые возникают в практике и теории этих игр, а также стратегии игры. Во время игры компьютер анализирует позиции и делает ход, просчитав все последующие шаги. Для него есть понятный формализованный процесс, а если в его памяти нет адекватных способов решения, он выключается. В случае естественного интеллекта все сложнее и в то же время проще: если в новой ситуации старое знание не работает, то человек придумывает новый способ решения задач, а это и есть творчество, креативность. Главное - учить его с детства креативному мышлению, в творческом вузе гипотетически развитие креативного мышления должно осуществляться проще и понятнее для обучающихся, т.к. творчество - это базовый способ существования сферы искусства и культуры.
Средством генерализации инноваций у сотрудников является мозговой штурм. Этот классический метод позволяет за короткий промежуток времени сгенерировать большое количество идей, которые впоследствии оцениваются группой. Рассмотрим несколько приемов реализации данного метода [1].
Brainstorm (в переводе с английского языка означает «мозговой штурм») предполагает активную групповую интеллектуальную коммуникацию, но может осуществляться индивидуумом в одиночестве. Технологическая составляющая вга^огт проста. На первом этапе (подготовительном) участники группы формулируют проблему через выявление противоречий, собирают информацию по решению проблемы, выбирают спикера. Далее в процессе генерализации идей каждый участник предлагает свое решение проблемы, руководствуясь общепринятыми в начале штурма правилами (принимать все предложенные решения, не подвергая их критике, идеи можно комбинировать, дополнять, совершенствовать). Временные рамки второго этапа не должны превышать двадцати минут. Далее необходимо выбрать самые оптимальные решения проблемы, рассмотреть с точки зрения минимизации рисков и презентовать свое коллективное решение.
Данная техника самая распространённая и активно используется во всех сферах деятельности человека (бизнесе, образовании, здравоохранении и т.д.).
С целью конкретизации функционала участников группы и решения проблем внутрикомандного взаимодействия и коммуницирования проводится аналог «мозгового штурма» в игровой форме «Шесть шляп мышления». Для осуществления игры необходимо обеспечить команду шестью разноцветными шляпами или мячами. Каждый участник команды «одевает» одну из шляп и рассматривает проблему с соответствующего цвету шляпы аспекта. Исключение составляет синяя шляпа - ее примиряет лишь модератор, который формулирует цель, соотнеся ее с результатом, следит за правилами использования всех шляп, фиксирует идеи, резюмирует их. В свою очередь, белая шляпа отвечает за аналитическую составляющую проблемы, то есть определяет противоречие, аналитически его осмысливает. Участники обсуждают представленные игроком в белой шляпе факты, совместно ищут недостающую информацию. Красная шляпа реализует эмоциональную составляющую решения проблемы, то есть на основе интуиции
предлагает собственное решение выявленного противоречия. В свою очередь, черная шляпа представляет негативные последствия предложенных решений, то есть осуществляет роль «негатива». Участник в желтой шляпе, наоборот ищет в каждом решении выгоду, то есть определяет скрытые ресурсы и возможности [2].
Зеленая шляпа предполагает поиск решения проблемы, нестандартные методы решения поставленной задачи. В ходе игры каждый ее участник (кроме синей шляпы - спикера) погружается в решение проблемы и предлагает осмысленное ее решение. В ходе обсуждение возникает множество идей, которые позволяют найти пути дальнейшей организации и решить проблемы коммуникации среди ее сотрудников.
Мозговой штурм является основой виртуального решения проблемы. Таким методом являются ментальные карты. Они создаются посредством активизации творческого мышления с помощью ассоциаций и средств виртуальной реальности. В центре прорисовывают образ исследуемой проблемы. Далее на ветках, которые отходят от образа, прописываются свои идеи, впоследствии, прорисовывая листочки, конкретизируется свое решение, детально прорабатываются свои мысли. Рисунки для наглядности делают цветными, что позволяет активизировать образное мышление. Этот метод можно использовать как для групповой работы, так и индивидуальной [3].
Аналогом метода ментальных карт является методика SCAMPER. Если предыдущие техники предполагали свободное мышление, то эта методика регламентирована, то есть представляет собой совокупность шестидесяти вопросов и двухсот ассоциативных слов, которые в определенном порядке способствуют стимулированию креативного мышления у сотрудников организации. Сущность SCAMPER проста, то есть наводящие вопросы помогают создать образ решения проблемы на ассоциациях. А именно: Subsititue («замещение») заключается в том, что проблема разбивается на отдельные блоки, подпроцессы, и участники находят им самые разнообразные ассоциации, которые по внешнему или процессуальному фактору соответствуют компоненту проблемы. Следующий этап (combine - «комбинировать») игры заключается в объединении частей проблемы между собой по внешним качествам предмета с целью создать совершенно новый объект или процесс, то есть соединить несоединимое. Далее предлагается участникам проанализировать имеющиеся ресурсы (материально-технические, кадровые, финансовые, организационно-методические и др.) и возможности организации и каждого из участников команды для решения данной проблемы. После данной операции логично модифицировать (modify - улучшить) полученное решение на предмет замены отдельных блоков, компонентов, последовательности процессов, чтобы увеличить их интенсивность и значимость. Далее полученному решению или объекту нужно найти новое применение (put to other uses - «найти другое применение»). Обсуждение применения идеи в новых условиях позволяет упростить процесс, отбрасывая лишние компоненты и связанные с ними подпроцессы, изменить последовательность действия самого процесса и функционирования объекта (rearrange - «изменяй порядок»). Таким образом, в ходе интенсивного мыслительного процесса группы появляется абсолютно новый процесс или объект, позволяющий создать новый вектор развития организации [3].
Иногда мы сталкиваемся в практике с неразрешимыми, как нам кажется, проблемами. И тогда применяем прием «ломать - не строить». Эта банальная истина помогает найти простое, экономичное решение. Смысл действия заключается в том, чтобы не решить проблему, а найти пути достижения ненужного эффекта. Таким образом, в непринужденном обсуждении с коллегами обнажаются риски изучаемого неэффективного процесса. При наличии рисков можно легко определить меры противодействия в виде мероприятий. Такой прием позволяет раскрепостить мыслительный процесс группы или индивидуума. Сделать мозговой штурм продуктивным и непринужденным.
В практике управленческой деятельности менеджеру приходится решать проблемы самостоятельно. Большинство управленцев сталкивались с проблемой, найти решение которой никак не удавалось. Приходилось неоднократно к ней возвращаться, но решение находилось «как бы само собой» в нестандартной ситуации (в поездке на работу в переполненном транспорте или на тренировке в фитнес-центре). Этот нестандартный прием генерирования идей «автобус, кровать, ванна». Сущность приема очевидна. Вы загружаете свой мозг разрешением конкретной проблемы. Со временем невольно отвлекаетесь от нее, но мозг продолжает работать в поиске решения, и в какой-то момент наступает «озарение» в виде простого и наглядного решения.
Если разложить процесс генерирования идеи поэтапно, то он будет выглядеть следующим образом:
• поработайте над проблемой любым из перечисленных методов, постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, собрать информацию о составных частях противоречия, повлекшего появление данной проблемы;
• оставьте обдумывание проблемы на некоторое время;
• если озарение не произошло, необходимо рассмотреть проблему повторно, используя прием «ломать - не строить», тогда вы ее увидите в новом аспекте, что позволит найти приемлемое решение.
В рамках развития личностно развивающегося потенциала личности студента необходимо создавать условия для развития 4 «К». А именно - креативности, критического мышления, коммуникации, кооперации через интерактивное взаимодействие с партнерами в формате сотрудничества. Мозговой штурм яв-
ляется средством, позволяющим достичь достаточного уровня развития данных компетенций у каждого студента.
Но в ходе предложенных выше приемов, при решении конкретных учебных или производственных проблем можно столкнуться с тем фактом, что полученное решение правильное, но не оптимальное.
Для получения оптимального результата необходимо использовать метод Simplex Мина Басадура, описанный им в книге «Сила инноваций». Автор предлагает восемь последовательных шагов, позволяющих выработать команде оптимальное, высокорезультативное решение.
Первый шаг - поиск проблемы. Чаще всего именно поиск проблемы является самой сложной задачей. К тому же проблема сама по себе способна привести к значительному улучшению ситуации. При этом нужно научиться искать противоречие, особенно, если оно неочевидно.
Для поиска противоречия, погружаю своих слушателей, руководителей библиотечных сетей, в ситуацию через обсуждение следующих вопросов:
• Каких улучшений хотят клиенты библиотек? На что они жалуются?
• Есть ли мелкие проблемы, которые в итоге могут перерасти в большие?
• Что замедляет работу библиотеки и делает ее более сложной? Чего Вы обычно не в состоянии достичь? Какое звено является самым слабым?
• Как Вы можем улучшить качество обслуживания посетителей библиотеки?
• Что делают Ваши конкуренты или партнеры из того, что могли бы сделать и Вы?
• Что расстраивает и раздражает Вашу команду?
Подобные вопросы не только помогают найти проблему, которую вы ищете, но позволяет обнаружить и другие противоречия, о которых слушатели или студенты не подозревали или упускали. Данный шаг помогает предвидеть перспективы развития своей организации.
Далее предлагаю исследовать выявленную проблему с разных аспектов через последовательность действий:
• по предложенным вопросам каждому члену команды написать на отдельном листе бумаги свои предложения;
• обсудить их в команде, определив наиболее приемлемые в данной ситуации.
Важным условием процесса исследования проблемы является составление блока вопросов, позволяющих исследовать проблему. Предлагаю шаблон таких вопросов:
• Как Вы понимаете, что клиенты принимают ваши решения?
• Определите и проанализируйте факты, позволяющие доказать, что действительно проблема существует
• Изучите лучшие идеи своих конкурентов или партнеров.
• Изучите все процессы, компоненты, сервисы и технологии, которые вам могут понадобиться для решения Вашей проблемы.
• Убедитесь, что усилия, предпринятые в отношении проблемы, стоят таких человеческих, финансовых затрат
Эффективность третьего шага зависит от того, насколько глубоко исследована выявленная проблема. Если представление о ней обобщенное или узкоспециализированное, при этом не представляется возможным подобрать ресурсы для ее решения, то стоит данную проблему еще изучить, иначе «лечить будем симптомы, а не саму болезнь».
Если слушатели уверены в том, что проблема может быть решена, имеются ресурсы, то можно использовать любой из предложенных выше приемов для поиска идеи (Scamper, Шесть шляп и т.д.). Но данный шаг имеет обязательное для реализации условие - отсутствие критики. Но чтобы этот шаг был продуктивен, нужно этому учиться, то есть креатив нужно тренировать. Поэтому вначале идеи могут быть безумными. Но важно то, что они есть. Поэтому на этом первом этапе необходимо научиться получать удовольствие от процесса обсуждения и поиска идей. Лучшие идеи придут, когда слушатели начнут понимать это искусство и разбираться в его особенностях [4].
Этап «выбор и оценка идеи» имеет несколько особенностей. Во-первых, лучшее решение может быть вполне очевидным - оно полностью устраняет проблему, улучшает ситуацию и не стоит при этом ни копейки. Но чаще всего члены команды предлагают несколько идей с разными параметрами эффективности. Как определить, какая из предложенных идей лучше сможет решить выявленную проблему? В этом случае необходимо спроектировать внедрение идеи. С этой целью необходимо заполнить следующую таблицу:
Идея 1 Идея 2 и т.д.
количество финансов
Количество затраченного времени
доходы
Используемые ресурсы
Такая таблица позволяет найти очевидное решение данной проблемы. На этапе планирования необходимо тщательно прописать план внедрения «очевидной» идеи. Для этого создается простой план действий, в котором четко обозначена суть и последовательность действий (что нужно сделать? Зачем это
необходимо сделать? Как выполнить данную работу?), субъект его выполнения, определен промежуток времени выполнения, место действия. При этом нужно понимать, что полученный ресурс - это «рабочий материал», то есть он может быть откорректирован в процессе исполнения.
«Продавать идею» необязательно. Но для библиотечного дела это становится необходимым, так как дополнительного финансирования под идею в бюджетах библиотечных сетей нет Поэтому ищем «инвестора» в лице бизнеса или принимаем участие в конкурсных мероприятиях на получение денежных средств из муниципального, регионального или федерального бюджетов.
На этом этапе нужно знать: средства выделяют на то действие, которое понятно, реально, может быть полезно, использовано и тиражировано другими. Отсюда - необходимо учиться презентовать свои идеи кратко, четко и формулировать действия простым языком.
После того как тщательно отработаны все семь этапов, можно приступать к реализации «очевидной» идеи.
Предложенные приемы позволяют формировать инновационные пути решения производственных проблем.
Встречаясь с менеджерами библиотечной сети Алтайского края и обсуждая с ними техники «мозгового штурма», часто ими задается один и тот же вопрос: «Как из огромного количества замыслов и идей найти эффективную инновацию?». Как правило, предлагаю им вернуться к данной проблеме через неделю, что позволит еще раз взглянуть на нее по-новому, так как в течение этого времени подсознание будет продолжать работать с этими идеями, обрабатывая их. Этот процесс может послужить источником новых инсайтов.
Важно понимать, что каждое решение проблемы должно быть подвергнуто оценке. Как правило, большинством менеджеров на практике используются следующие критерии:
• полезность данного решения для организации и потребителей в части упрощения осуществления процесса, повышение качества продукции, качества обслуживания;
• реализуемость на практике, т.е. возможность ресурсно-экономного тиражирования;
• возможная прибыль, как финансовая, так и моральная (повышение рейтинга организации, увеличение числа клиентов, увеличение спроса на производимую продукцию и т.д.).
Каждый критерий должен иметь свой числовой индикатор - оцениваться в баллах (от 1 до 5), т.е. осуществлять рейтингование. Таким образом, оценивая свое решение, получаем уровень его эффективности, что позволяет нам совершенствовать свою идею.
Применительно к библиотечному делу удобнее всего использовать прием «сортировки идей», то есть совместно перераспределить идеи по выбранным критериям и отобрать наиболее результативные (те, которые были выделены коллегами «V» или «+»). Чтобы повысить объективность, топ-менеджеры крупных компаний используют систему электронного голосования, что значительно экономит время и делает решение наглядным и понятным всем присутствующим [5].
Методик генерирования инновационных идей много и мозговой штурм -одна из них. Причем, она имеет и недостатки: во-первых, при обсуждении проблемы имеет право высказывать своем мнение только один участник (это обязательное условие данного метода), остальные ждут своей очереди. Поэтому считается оптимальным количество участников в группе не более 5 - 6 человек. Во-вторых, не все участники группы смогут побороть сдерживающие факторы, мешающие им высказать свои идеи. Всегда в группе будут более харизматич-ные люди, которые не боятся свободно отстаивать свое мнение. Следовательно, спикеру приходится четко следовать правилам и не давать «лидерам» захватывать инициативу, оставляя возможность высказаться каждому участнику группы.
Тем не менее, именно мозговой штурм и является инструментом развития креативного мышления у сотрудников, так как позволяет его развивать посредством интеграции творческого подхода к решению проблемы с критическим, что повышает эффективность решения в несколько раз. Предложенные методы заставляют действовать оба полушария мозга, то есть применять поочередно творчество и логику, что позволяет изучить проблему многократно, с разных сторон и выработать правильное решение.
Представленный перечень методик развития креативного мышления у сотрудников и менеджеров способствует не только индивидуальному развитию креативного мышления у каждого сотрудника, но и формированию творческой проблемной группы, которая способная не только эффективно решать текущие задачи, но и создавать абсолютно новые объекты и процессы, способствующие развитию организации. Данные методики активно применяются в работе с персоналом крупных компаний, таких как «Apple», «Google», «PayPal», «Dell».
В заключение хотелось бы представить модель из 6 вопросов Тима Хар-сона (Тим Харсон. Думай лучше, 2007), ответы на которые позволяют топ-менеджерам «Apple», «Google», «PayPal», «Dell» добиваться больших успехов на мировом IT-рынке:
1. Спроси себя: «Что происходит?»
2. Спроси себя: «Что будет считаться успехом?»
3. Спроси себя: «Какой самый главный вопрос?»
4. Ответь на вопросы.
5. Придумай решение.
6. Подбери ресурсы.
Таким образом, структурируя мыслительную деятельность для решения проблем творческим способом и средствами критического мышления и логики, можно результативно продвигать свою организацию по инновационному пути развития.
Библиографический список
1. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Москва: МГУ, 2014.
2. Ерофеев В.К., Карягин Н.Е., Ноздрина Е.Г. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений. Астрахань: Издательство Астраханского государственного педагогического университета, 2013.
3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Санкт-Петербург: Питер, 2015.
4. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социально-психологического обучения. Москва: Академия, 2014.
5. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. Москва: МПСИ, 2013.
References
1. Petrovskaya L.A. Teoreticheskie i metodicheskie problemy social'no-psihologicheskogo treninga. Moskva: MGU, 2014.
2. Erofeev V.K., Karyagin N.E., Nozdrina E.G. Scenarnoe modelirovanie kak tehnologiya prinyatiya gruppovyh reshenij. Astrahan': Izdatel'stvo Astrahanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2013.
3. Emel'yanov Yu.N. Aktivnoe social'no-psihologicheskoe obuchenie. Sankt-Peterburg: Piter, 2015.
4. Matyash N.V., Pavlova T.A. Metodyaktivnogosocial'no-psihologicheskogo obucheniya. Moskva: Akademiya, 2014.
5. Osipova A.A. Vvedenie v prakiicheskuyu psihokorrekciyu: gruppovye metodyraboty. Moskva: MPSI, 2013.
Статья поступила в редакцию 23.04.21
УДК 378.4
Neumoeva-Kolchedantseva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, doctoral postgraduate, Academic Department of Methodology and Theory
of Socio-pedagogical Research, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
CURRENT LEVEL OF SELF-ACTUALIZATION OF FUTURE TEACHERS AND PROSPECTS OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT. The paper is dedicated to experimental assessment of the current level of self-actualization of a personality of students who study to get their pedagogical master's degree. In traditions of the existential-humanistic approach, self-actualization is considered as a comprehensive and continuous development of personal potential, the maximum realization of a person's capabilities in the context of activity. The relevance of the study is determined by the humanitarian nature of pedagogical education and pedagogical activity, which implies the primacy of the processes of personal development, which act as a "base" for the professional development of a future teacher. In this regard, the current level of self-actualization of future teachers is considered as a predictor of prospects for their professional development. An approximate forecast of professional development is given depending on the identified level of self-actualization. A positive prognosis is given for 2/3 of the experimental sample. At the same time, in general, the results of the study allow to identify an urgent problem: insufficient attention to the issues of personal development of future teachers in the educational process. In this regard, the immediate prospects of pedagogical education are associated with the theoretical substantiation and practical implementation of practices relevant to its humanitarian essence, namely, with the accompaniment of self-actualization of the personality of future teachers.
Key words: personality self-actualization, personal potential, pedagogical activity, prospects for professional development, pedagogical support.
Е.В. Неумоева-Колчеданцева, канд. психол. наук, доц., докторант, Тюменский государственный университет, г. Тюмень,
E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена экспериментальной оценке актуального уровня самоактуализации личности студентов педагогической магистратуры. В традициях экзистенциально-гуманистического подхода самоактуализация рассматривается как всестороннее и непрерывное развитие личностного потенциала, максимальная реализация возможностей человека в контексте деятельности. Актуальность исследования определяется гуманитарным характером педагогического образования и педагогической деятельности, что предполагает первичность процессов личностного развития, выступающих как «база» профессионального развития будущего педагога (педагога). В связи с этим актуальный уровень самоактуализации будущих педагогов рассматривается как предиктор перспектив их профессионального развития. Ориентировочный прогноз профессионального развития дается в зависимости от выявленного уровня самоактуализации. Относительно 2/3 экспериментальной выборки дается позитивный прогноз. Вместе с тем в целом результаты исследования позволяют обозначить актуальную проблему: недостаточное внимание к вопросам личностного развития будущих педагогов в образовательном процессе. В связи с этим ближайшие перспективы педагогического образования связываются с теоретическим обоснованием и практической реализацией практик, релевантных его гуманитарной сущности, а именно - с сопровождением самоактуализации личности будущих педагогов.
Ключевые слова: самоактуализация личности, личностный потенциал, педагогическая деятельность, перспективы профессионального развития, педагогическое сопровождение.
Гуманитарный характер педагогической деятельности предполагает особое внимание к процессам личностного развития будущего педагога. Личность педагога рассматривается как важнейший ресурс педагогической деятельности и образования в целом. Особую актуальность проблематика личностного развития будущего педагога приобретает в современных условиях педагогической деятельности, характеризующихся крайней нестабильностью, изменчивостью и постоянным повышением требований к педагогу. Представляется, что в таких условиях даже самый обширный «багаж» профессиональных компетенций не может обеспечить продуктивную педагогическую деятельность. На первый план выходят личностные свойства будущего педагога как своего рода «база» развития профессиональных компетенций. Понимание «первичности» процессов личностного развития позволяет говорить об их «незаменимости» и «некомпенсиру-емости» путем формирования профессиональных умений и навыков.
В связи с этим представления о профессиональном становлении как процессе «овладения» трудовой деятельностью, в ходе которой формируются
умения, навыки, комплексы профессионально важных качеств и т п. «уходят в прошлое», поскольку не раскрывают внутренней динамики развития. В целом в соответствии с современной концепцией субъектной профессионализации [1] развитие педагога рассматривается как способ самоактуализации в профессии, становления его субъектности. С актуализацией личностных ресурсов в ходе профессиональной деятельности связывает самоактуализацию С.Л. Брат-ченко [2].
Концептуальной основой исследования стали субъектно-деятельностный подход, теория самоактуализации и экзистенциально-гуманистический подход, динамично-процессуальный подход к пониманию личности, концепция личностного потенциала. В соответствии с субъектно-деятельностным подходом мы подчеркиваем роль субъектной активности человека в его развитии и значение деятельности как важнейшего контекста развития и проявления личности [3]. В соответствии с теорией А. Маслоу самоактуализация рассматривается как процесс проявления и реализации личностного потенциала в разных сферах жизни