ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Муродуллаева Р.Ё.
Муродуллаева Раъно Ёкуб кизи - магистр, специальность: иностранный язык и литература, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: способности будущего педагога могут и должны проявляться через творчество, которое влияет на личностную профессиональную траекторию,
отношенческую систему, в которой отражены оригинальные подходы, технологии, методики образовательной деятельности. В итоге достижением творческой деятельности преподавателя будет качественно новый результат. В статье рассматриваются творчество и креативность как важнейшие составляющие педагогического мастерства и некоторые технологии развития креативного мышления.
Ключевые слова: творчество, педагог, креативность, креативное и творческое мышление.
Инновации, интеллект, креативность — глобальные проблемы современного общества, от решения которых зависит перспектива развития и эффективность социокультурных и экономических процессов. Поэтому повышение интеллектуально-творческого потенциала общества становится предметом масштабных психологических исследований и государственных программ во всем мире.
Реализация этих программ предполагает необходимость модернизации образования на основе современной социокультурной практики и всех достижений наук о человеке. Особая роль в кардинальном преобразовании современного образования принадлежит психологической и педагогической науке. Одной из самых актуальных проблем и доминантой современного образования становится
развитие креативности личности в самом широком смысле, креативности как творческого мировоззрения, творческого отношения к себе и миру.
Часто понятие «креативность» отождествляют с понятием «творчество». Теоретический анализ литературы позволил разграничить данные понятия. Отличие состоит в том, что творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как внутренний ресурс человека. Хотя и в креативности, и в творчестве необходимо присутствует момент преобразования, но в креативности оно касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве и некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действий [4].
Впервые использовал понятие «креативность» в 1922 году Д. Симпсон для определения способности человека отказываться от стереотипных способов мышления. Вначале креативность понималась как «регрессия, обслуживающая Эго» (Э. Крис). В качестве основы выделяли предсознательные процессы (Л. Куби). С. Ариетти [1] предпринял попытку изучения креативности как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование «третичных процессов». Впоследствии стали рассматривать креативность как высший мыслительный процесс. Таковы представления о «сверхрациональности» творчества (Р. Мэй) [2], а также о двуедином «янусовском мышлении» и «гомопространственном мышлении» (А. Ротенберг, Е. Я. Басин) [3].
Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что существует множество различных определений таких понятий, как «креативность и творчество», «креативное и творческое мышление». Анализ подходов к изучению феномена «креативность», представленный в работах Т.А. Барышевой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, Дж. Гилфорда, Н. Когана, С. Медника, Р. Стернберга, К.В. Тейлора, А. Термена, Е.П. Торренса, показал, что «креативность» характеризуется как общая
универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку. Исходя из того, что креативность формируется и проявляется в деятельности, то, целенаправленно организуя деятельность студентов в процессе изучения учебной дисциплины, мы можем формировать способность к творчеству.
Существуют разные технологии креативного мышления, позволяющие эффективно генерировать идеи. Рассмотрим некоторые из них:
1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.
Эта технология креативного мышления хороша, например, при проведении любой дискуссии. Она идеальна для коллективной работы, но подходит и для индивидуального использования. Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его. Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Приём надевания шляпы для «мыслеварения» помогает обрести внутреннее спокойствие и беспрепятственно сосредоточиться на решении задачи: ведь и надеть, и снять шляпу - не проблема. Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения.
2. «Мозговой штурм».
Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель - получение максимального количества самых разных идей. Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса - на генераторов идей и критиков. Озвученные идеи развиваются путем использования ассоциаций и преобразовываются, модифицируются. Разновидностями этой технологии креативного мышления являются «Совещание пиратов», «Теневая мозговая атака», «Обратная мозговая атака».
3. «Метод фокальных объектов»
В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств
случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций. Этот метод известен как инструмент ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). 4. «Синектика»
Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности.
На 1 этапе данной технологии креативного мышления аналогии служат для максимально чёткого определения и понимания участниками сути проблемы. От очевидных решений следует осознанно отказаться. В ходе последующего специально организованного обсуждения выявляются основные противоречия и сложности, мешающие решению. Определяются новые формулировки задачи, ставятся цели. После этого при помощи вопросов, которые вызывают аналогии, происходит процесс поиска новых идей и решений. Если есть необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, то к проблеме возвращаются повторно.
Список литературы
1. Bem S.L. On liberating the female student. School Psychology Digest, 1973.
2. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Перевод с англ. Львов: Инициатива; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
3. Басин Е.Я. Двуликий Янус (О природе творческой личности). М.: Магистр, 1996.
4. Ибраимов Х.И. Креативность как одна из характеристик личности будущего педагога // Наука, образование и культура 2018. № 3 (27).