Научная статья на тему 'Дизайн механизмов реализации межуровневых программ подготовки педагогических кадров в системе СПО–ВО'

Дизайн механизмов реализации межуровневых программ подготовки педагогических кадров в системе СПО–ВО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межуровневые программы в системе СПО–ВО / механизмы реализации межуровневых программ / interlevel programmes in the SVE–HE system / mechanisms for implementing interlevel programmes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталия Витальевна, Яковлева Елена Виктровна, Виноградова Мария Аполлинарьевна

В статье актуализируется проблема поиска механизмов построения преемственного межуровневого педагогического образования. Представлены этапы реализации межуровневых программ в системе СПО и ВО. Научной значимостью исследования является определение и структурирование механизмов реализации межуровневых образовательных программ для поддержки векторов «Ускорение» и «Зона ближайшего развития», обеспечивающих преемственность подготовки педагогических кадров. Раскрыта авторская позиция содержательного наполнения выделенных механизмов и технологических инструментов их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталия Витальевна, Яковлева Елена Виктровна, Виноградова Мария Аполлинарьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of mechanisms for the implementation of interlevel teacher training programs in the education system «secondary vocational education – higher education»

The article highlights the problem of mechanisms for building continuity of interlevel pedagogical education. The authors present the implementation stages of interlevel programmes in the system of SVE and HE. The scientific significance of the research is the definition and structuring of mechanisms for the implementation of interlevel educational programmes to support the vectors “Acceleration” and “Zone of proximal development” that ensure the continuity of teacher training. The article reveals the authors' position related to the content of the selected mechanisms and technological tools for their implementation.

Текст научной работы на тему «Дизайн механизмов реализации межуровневых программ подготовки педагогических кадров в системе СПО–ВО»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 3 (120). С. 199-212. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 3 (120), pp. 199-212.

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-3-120-17 EDN: CZHKNI

Дизайн механизмов реализации межуровневых программ подготовки педагогических кадров в системе СПО-ВО

Наталия Витальевна Иванова1®1, Елена Виктровна Яковлева2, Мария Аполлинарьевна Виноградова3

1 2 3 Череповецкий государственный университет,

Череповец, Россия

1Hnvivanova@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3012-5579 2eviakovleva@chsu.ru, http://orcid.org/0000-0002-9127-5178 3mavinogradova@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2243-7820

Аннотация. В статье актуализируется проблема поиска механизмов построения преемственного межуровневого педагогического образования. Представлены этапы реализации межуровневых программ в системе СПО и ВО. Научной значимостью исследования является определение и структурирование механизмов реализации межуровневых образовательных программ для поддержки векторов «Ускорение» и «Зона ближайшего развития», обеспечивающих преемственность подготовки педагогических кадров. Раскрыта авторская позиция содержательного наполнения выделенных механизмов и технологических инструментов их реализации.

Ключевые слова: межуровневые программы в системе СПО-ВО, механизмы реализации межуровневых программ

Благодарность. Статья подготовлена в рамках разработки и внедрения модели «бесшовного» педагогического образования «Учитель школы будущего», реализуемой на территории Вологодской области.

Для цитирования: Иванова Н. В., Яковлева Е. В., Виноградова М. А. Дизайн механизмов реализации межуровневых программ подготовки педагогических кадров в системе СПО-ВО // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 3 (120). С. 199-212. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-3-120-17; EDN: CZHKNI

® Иванова Н. В., Яковлева Е. В., Виноградова М. А., 2024

Design of mechanisms for the implementation of interlevel teacher training programs in the education system «secondary vocational education - higher education»

Natalia V. Ivanova10, Elena V. Yakovleva2, Maria A. Vinogradova3

1 2,3 Cherepovets State University, Cherepovets, Russia

1Hnvivanova@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3012-5579 2eviakovleva@chsu.ru, http://orcid.org/0000-0002-9127-5178 3mavinogradova@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2243-7820

Abstract. The article highlights the problem of mechanisms for building continuity of interlevel pedagogical education. The authors present the implementation stages of interlevel programmes in the system of SVE and HE. The scientific significance of the research is the definition and structuring of mechanisms for the implementation of interlevel educational programmes to support the vectors “Acceleration” and “Zone of proximal development” that ensure the continuity of teacher training. The article reveals the authors' position related to the content of the selected mechanisms and technological tools for their implementation.

Keywords: interlevel programmes in the SVE-HE system, mechanisms for implementing interlevel programmes

Acknowledgments. The article was prepared within the framework of the development and implementation of the model of ‘seamless’ pedagogical education ‘Teacher at the school of the future', implemented in Vologda region.

For citation: Ivanova N. V., Yakovleva E. V., Vinogradova M. A. Design of mechanisms for the implementation of interlevel teacher training programs in the education system «secondary vocational education - higher education». Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 3 (120), pp. 199-212. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-3-120-17; EDN: CZHKNI

Введение

В течение многих лет в системе образования происходит формирование преемственности между ступенями педагогического образования: начиная от среднего профессионального до высшего звена. До разработки и утверждения действующих Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для среднего и высшего профессионального образования реализация непрерывного педагогического образования между уровнями СПО и ВО осуществляется через механизмы пере-зачета и переаттестации определенных дисциплин или практик. Это помогает сокращать сроки обучения в вузе для выпускников среднего профессионального образования.

В контексте современных условий, когда стандарты высшего образования стали более рамочными и вариативными, обеспечение преемственности в освоении дисциплин и формировании компетенций между уровнями образования представляется сложной задачей. В этой связи возникает необходимость в поиске эффективных механизмов построения преемственного межуровневого педагогического образования, чтобы обеспечить рынок труда квалифицированными педагогическими кадрами в оптимальные сроки.

В настоящее время существует несколько подходов к обеспечению преемственности на уровнях среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО) в подготовке будущих педагогов.

Один из них основан на концепции интеграции СПО в систему университетского образования. По этому подходу на уровне СПО студенты будущих педагогических специальностей формируют необходимые фундаментальные знания, происходит адаптация к высшему образованию и раннее профессиональное самоопределение. Подготовка основана на преемственности образовательных программ, учебных планов, форм и методов обучения, а также направлений научно-исследовательской деятельности студентов. Педагогический процесс включает участие преподавателей университета1.

Во втором подходе предполагается устройство преемственного обучения на основе сетевого взаимодействия между педагогическим колледжем и высшим учебным заведением. Такое взаимодействие позволяет использовать преимущества сети для повышения эффективности деятельности образовательных учреждений, что позволяет оптимизировать расходы и повышает качество образовательных программ2 3 4.

Третий подход основан на формировании ассоциации образовательных учреждений на основе отраслевых, межотраслевых и/или территориальных признаков. Этот подход направлен на укрепление горизонтальных связей между средним профессиональным и высшим образованием. При его осуществлении происходит совместное использование ресурсов, обмен опытом, неформальное развитие педагогических ин-

„ „3

новаций, технологий и прочего .

Преемственность обеспечивается через создание образовательного центра, который объединяет общеобразовательные школы, колледжи и вузы в единое образовательное пространство. Этот подход основан на системной и комплексной подготовке кадров с учетом потребностей работодателей. В рамках данного подхода реализуются интегрированные образовательные программы, программы предпрофильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обеспечивая согласованную

4

подготовку специалистов .

1 Тарханова И. Ю., Ходырев А. М. Организационные модели непрерывного педагогического образования в системе «колледж - вуз» // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2 (54). С. 186-190.

2 Гнатышина Е. А., Савченков А. В., Евплова Е. В. Реализация принципа преемственности в условиях сетевого взаимодействия организаций среднего профессионального и высшего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 41-46.

3 Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю. Непрерывное образование как средство социализации взрослого человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 8. С. 132-135; Новиков М. В., Литвинов А. В. Становление и перспективы развития системы непрерывного профессионального образования в Ярославле // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2012. № 8 (123). С. 17-21.

4 Наумов С. В. УНПК как функциональная модель сетевого сообщества // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 35-39.

Более глубокий анализ существующих подходов к организации преемственного обучения будущих педагогов в системе среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО) представлен в специальной предметной публикации1 .

Проведенный анализ позволяет заключить, что в настоящем образовательном контексте существует ряд факторов, затрудняющих сотрудничество между учебными учреждениями СПО и ВО в процессе подготовки будущих педагогов, такие как отсутствие общего ценностно-смыслового поля для организации преемственного образовательного процесса, разнообразные подходы к использованию образовательных стратегий и методов обучения и др.

В связи с перечисленными обстоятельствами необходимо провести исследование и разработку новых стратегий с целью улучшения преемственного обучения будущих педагогов. Главная цель исследования заключается в создании и описании модели и механизмов реализации межуровневых программ подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального и высшего образования. Для этого требуется пересмотр существующих подходов и разработка новых методов в области педагогической подготовки.

Основная часть

Наша модель межуровневой программы подготовки педагогов в системе СПО-ВО основана на двух ключевых идеях, определяющих логику структурирования ее компонентов. Первая идея - это ускорение сроков обучения в вузе, выраженное в векторе «Ускорение». Вторая идея - это качество, которое определяется не только содержанием образования и применяемыми образовательными технологиями, но и формированием у студентов зоны ближайшего профессионального развития. После завершения программы эта зона обеспечит приток молодых педагогов в образовательные организации, сосредоточенных на профессиональной деятельности и развитии, выраженный в векторе «Зона ближайшего профессионального развития».

В реализации межуровневой образовательной программы выделяются следующие этапы.

Первый этап заключается в реализации программы на базе системы среднего профессионального образования (СПО). На рис. 1 приведен дизайн вектора «Ускорение» в межуровневой образовательной программе, осуществляемой при участии профессиональной образовательной организации (ПОО) СПО.

1 Иванова Н. В., Яковлева Е. В., Виноградова М. А. Анализ моделей интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО для построения единого пространства непрерывного педагогического образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 2 (113). С. 178-190.

Рис. 1. Дизайн вектора «Ускорение» в межуровневой образовательной программе, реализуемой на базе ПОО СПО

Дизайн вектора «Ускорение» в межуровневой образовательной программе на базе среднего профессионального образования предполагает разработку и реализацию учебного плана, ориентированного на увеличение скорости освоения студентами теории и навыков в рамках учебного процесса.

Основным механизмом этого вектора является обеспечение содержательной преемственности межуровневых образовательных программ. Для этого используются технологические инструменты: разработка учебного плана с учетом включения согласованных с вузом модулей, создание общего регионального образовательного ресурса для педагогов ПОО СПО и образовательной организации (ОО) высшего образования, а также согласование содержательного контента учебных дисциплин.

Мы можем описать характеристику следующим образом. Разработка учебного плана с интеграцией согласованных модулей в рамках бесшовного ядра необходима для последующего перезачета и переаттестации студентов на уровне высшего образования. Это ядро включает гуманитарный, психолого-педагогический и практические модули, которые являются постоянными и однородными по своему составу, учебным дисциплинам, часам обучения и формам промежуточной аттестации. Данный подход также предусматривает наличие дисциплин, учитывающих потребности региона, возможности партнеров-вузов и обучающихся.

Создание общего регионального образовательного ресурса для педагогов среднего специального и высшего образования включает размещение методических материалов, новостей, нормативных и других документов, отражающих деятельность и развитие образовательных организаций, реализующих межуровневые образовательные программы.

Процесс согласования содержательного контента учебных дисциплин является важным этапом в образовательном процессе. Совместные усилия преподавателей среднего и высшего профессионального образования при разработке содержания, методического обеспечения, Федеральных государственных образовательных стан-

дартов (ФГОС) и практик важны для обеспечения качества подготовки будущих педагогов.

Структура образовательного контента определяется ФГОС для среднего профессионального образования и высшего образования, а также спецификой научных направлений университета и потребностями в подготовке квалифицированных педагогов в регионе. Эффективное использование современных технологий, таких как видео-, аудио-, телевизионная и компьютерная техника, позволяет рационально использовать учебное время студента. Стандартные наборы занятий, разрабатываемые специалистами в образовании, применяются для определенных учебных дисциплин или модулей с целью обеспечения качественного образовательного процесса. Все эти меры способствуют созданию бесшовного ядра образования, обеспечивающего качественную подготовку будущих педагогов.

Главным механизмом вектора «Зона ближайшего профессионального развития» в рамках межуровневой образовательной программы, реализуемой на базе профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования, является механизм сетевых образовательных событий. Дизайн данного вектора представлен на рис. 2.

Рис. 2. Дизайн вектора «Качество» в межуровневой образовательной программе, реализуемой на базе ПОО СПО

Сетевое образовательное событие представляет собой ситуацию осмысленной деятельности субъекта, осуществляемой через осознание образовательной проблемы и определение путей и способов ее решения с использованием ресурсов информационно-образовательного пространства. Участие ученика в сетевом образовательном событии может привести к расширению теоретических знаний, практическому опыту мыслительной работы или усвоению новых способов деятельности1.

1 Модулина О. Б., Самылкина Н. А. Сетевые образовательные события как механизм продвижения чтения в школах города Рыбинска: из опыта работы региональной инновационной

Студенты участвуют в интерактивных образовательных событиях под руководством студентов высшего образования в рамках сетевых образовательных исследований. Вклад в этот процесс определяется их активным участием в сетевых образовательных событиях, которые способствуют профессиональному и личностному росту студентов, а также обеспечивают педагогическую рефлексию и расширение профессиональных компетенций.

Второй этап заключается в реализации межуровневой образовательной программы на базе высшего образования. Основываясь на исходном уровне профессионального образования, полученном студентами на уровне среднего профессионального образования, важно обеспечить последующее профессиональное развитие на уровне высшего образования. Реализация межуровневых программ позволяет оптимизировать процесс обучения за счет ускорения временных рамок. Дизайн вектора «Ускорение» изображен на рис. 3 и символизирует этот процесс.

Рис. 3. Дизайн вектора «Ускорение» в межуровневой образовательной программе, реализуемой на базе ОО ВО

Вектор «Ускорение» в межуровневой академической программе, реализуемой на базе высшей школы, строится на разработке механизма, обеспечивающего развитие академической мобильности в межуровневой академической программе, работающей на основе высшего образования (высшее учебное заведение - ключевая структура, учебное учреждение среднего уровня - сотрудничающая организация).

Сущностью, поддерживающей концепцию «Ускорение» в межуровневой академической программе, функционирующей при помощи исполнения основной образо-

площадки департамента образования Ярославской области. Рыбинск: МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2016. 77 с.

вательной мобильности в высшей школе, является механизм структурирования индивидуального педагогического маршрута в высшей школе. Активно применяемые технологические инструменты для воплощения данного механизма: педагогический менеджмент, реаттестация и утверждение переаттестация, растущий контроль (в семестровый и межсеместровый периоды), поддержка смешанных форматов обучения (в семестровый и межсеместровый периоды).

Педагогический менеджмент олицетворяет организацию и управление учебным процессом с целью достижения оптимальных результатов. Он включает в себя внедрение новой профессионализации - педагогического менеджера, чья ключевая задача заключается в корректировке индивидуального учебного маршрута (ИПМ) и стратегическом планировании образовательного процесса для учащихся, обучающихся по межуровневым академическим программам. Педагогический менеджер программы определяет ИПМ для каждого ученика, принимая во внимание его образовательные притязания, а также ранее достигнутые образовательные результаты, полученные на прошлых уровнях образования, например на уровне среднего образования (СО).

Для модулей, входящих в основную часть учебной программы, применяются процедуры переаттестации и перезачета предыдущих образовательных результатов. Это позволяет избежать повторного изучения элементов программы, которые студент уже успешно освоил. Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) для студента разрабатывается с учетом совпадения или сходства направлений подготовки на уровне среднего профессионального образования и высшего образования. Определенный набор модулей, дисциплин, практик и срок освоения образовательной программы зависят от выбранного пути и формы обучения. Это позволяет эффективно управлять образовательным процессом и достичь оптимальных результатов в обучении студентов.

Развивающий контроль - это процесс, направленный на стимулирование мотивов учебно-профессиональной деятельности и достижения успехов. В сессионный и межсессионный периоды вуза проводится развивающий контроль с использованием диагностических, констатирующих и прогностических функций. Анализируются индивидуальные задания на основе диагностики уровня сформированности компетенций. Студентам предоставляется возможность выполнить задания и сравнить свои результаты с эталоном выполнения, после чего результат оценивается согласно установленным критериям. Методика развивающего контроля основывается на согласовании критериев оценки учебных результатов, их применении и фиксации полученных результатов.

Поддержка гибридных форматов обучения включает в себя совмещение дистанционного и онлайн-обучения как в рамках сессионного, так и межсессионного периодов. Гибридное обучение представляет собой интеграцию мультимедийных материалов с традиционной аудиторной работой. Виртуальные элементы гибридного обучения дополняют очные методы обучения. Некоторые модули дисциплин могут быть изучены студентами в аудитории в традиционной форме взаимодействия с преподавателями и группой студентов, которые обучаются по общему учебному плану. Другие дисциплины могут быть пройдены путем завершения онлайн-курсов.

Для эффективного освоения содержания модулей (дисциплин) и формирования ключевых компетенций студенту, обучающемуся по межуровневым образовательным программам, назначается преподаватель-тьютор по каждому модулю индивидуальной образовательной траектории. В обязанности тьютора входит разработка образовательного контента для студента (методические рекомендации по изучению модуля (дисциплины), задания и проч.), проверка выполненных заданий и их оценка.

Эти инструменты помогают создать варианты индивидуальных образовательных траекторий для студента в вузе. Графическое представление вариантов построения индивидуальных образовательных траекторий студентов с применением механизмов образовательного тьюторства, развивающего контроля, гибридных форматов обучения представлено на рис. 4.

Рис. 4. Варианты построения ИОТ студентов с использованием технологических инструментов образовательного тьюторства, развивающего контроля, гибридных форматов обучения

Вектор «Зона ближайшего профессионального развития» в межуровневой образовательной программе, реализуемой на базе высшего учебного заведения, функционирует как механизм сетевых образовательных событий. Дизайн данного вектора представлен на схеме на рис. 5.

Рис. 5. Дизайн вектора «Зона ближайшего профессионального развития» в межуровневой образовательной программе, реализуемой на базе ОО ВО

Участие студентов высшего образования в совместных образовательных событиях с учащимися среднего профессионального образования способствует формированию у них ролевых позиций.

Наставник - образ профессионала, обладающего определенной практикой и умениями в организации работы коллективов.

Тьютор - индивидуальное сопровождение и разработка индивидуального образовательного пути для каждого участника.

Куратор - обучение и сопровождение в профильных технологиях, определяющий образ ближайшего профессионального будущего.

Эксперт - специалист-практик, способный анализировать и обобщать практический опыт в соответствии с теоретическими знаниями, поддерживает требуемый профессиональный уровень.

Организатор групповой работы выполняет роль по организации коллективного процесса, стимулируя коммуникацию, проведение рефлексии и помогая анализировать применение собственного опыта и знаний в контексте поставленной задачи. Он помогает выявить эффективные и неэффективные подходы к мышлению, пониманию и организации деятельности. Для формирования указанных позиций могут использоваться совместные работы, такие как практика на базе среднего профессионального образования, научно-исследовательская работа с обучающимися среднего профессионального образования, образовательное волонтерство и другие подобные формы сотрудничества.

Третий этап - момент актуализации приобретенных компетенций в профессии. Это этап, на котором происходит выявление пробелов в профессиональном развитии выпускников высшего образования и определение новых областей для их дальней-

шего профессионального роста. Основным механизмом реализации концепции «Зона ближайшего профессионального развития» является процесс закрепления молодых педагогов в рамках своей профессии. Дизайн данной концепции представлен на схеме (рис. 6).

Рис. 6. Дизайн вектора «Зона ближайшего профессионального развития» для молодых педагогов

Молодые педагоги могут быть закреплены в профессии путем применения механизмов профессиональной адаптации и поддержки. Это включает в себя создание индивидуальной траектории развития, основанной на учебных программах высших учебных заведений (магистратура), образовательных организаций, предлагающих программы повышения квалификации и переподготовки, а также методической поддержке наставников. Кроме того, для того чтобы обеспечить успешное интегрирование новых педагогов в профессию, акцент может быть сделан на профессиональных конкурсах, самообразовании и других инструментах содействия, предоставляемых на уровне федерации, региона и муниципалитета.

Выводы

Механизмы реализации межуровневых программ подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО) обеспечивают преемственность педагогического образования и структурируются для поддержки вектора «Ускорение» и вектора «Зона ближайшего развития».

Вектор развития «Ускорение» в системе профессионального образования реализуется с помощью механизма обеспечения целостности уровней образовательных программ. Для этого применяются технологические инструменты, такие как разработка учебных планов с интеграцией модулей, соответствующих требованиям высших учебных заведений, создание общего регионального образовательного ресурса для преподавателей профессионального образования и высшего образования, а так-

же согласование содержания учебных дисциплин. На уровне высшего образования они реализуются через механизм построения индивидуального образовательного маршрута. В качестве основных технологических инструментов реализации данного механизма используются образовательный менеджмент, процедуры зачета и аттестации, развивающий контроль и поддержка гибридных форматов обучения во время сессий и межсессионных периодов.

Увеличение скорости обучения в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования не влияет на качество подготовки, следовательно, предотвращает возможные негативные последствия усталости от повторения усвоенной информации.

«Зона ближайшего профессионального развития» поддерживается как в среднем профессиональном, так и в высшем образовании через механизм сетевых образовательных событий. Эффективность образовательных программ в педагогическом образовании обеспечивается их ориентацией на зону ближайшего профессионального развития студентов и сохранением мотивации к профессиональному росту на протяжении времени согласно основным этапам ее развития:

- на первом этапе студенты среднего профессионального образования расширяют свои представления о зоне ближайшего профессионального развития и укрепляют мотивацию к продолжению образования в высшем учебном заведении;

- на втором этапе студентам вуза определяются новые цели профессиональной деятельности за счет расширения и укрепления сформированных на предыдущем этапе компетенций, а также приобретения новых;

- на третьем этапе выпускники вуза осознанно строят план своего профессионального развития.

Как результат реализации межуровневых программ подготовки педагогических кадров в системе среднего и высшего образования, помимо уменьшения сроков обучения в вузе для выпускников среднего профессионального образования, увеличивается число молодых педагогов вуза, которые мотивированы на профессиональную деятельность и развитие.

Список источников

Гнатышина Е. А., Савченков А. В., Евплова Е. В. Реализация принципа преемственности в условиях сетевого взаимодействия организаций среднего профессионального и высшего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 41-46.

Иванова Н. В., Яковлева Е. В., Виноградова М. А. Анализ моделей интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО для построения единого пространства непрерывного педагогического образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 2 (113). С. 178-190.

Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю. Непрерывное образование как средство социализации взрослого человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 8. С. 132-135.

Модулина О. Б., Самылкина Н. А. Сетевые образовательные события как механизм про-

движения чтения в школах города Рыбинска: из опыта работы региональной инновационной площадки департамента образования Ярославской области. Рыбинск: МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2016. 77 с.

Наумов С. В. УНПК как функциональная модель сетевого сообщества // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 35-39.

Новиков М. В., Литвинов А. В. Становление и перспективы развития системы непрерывного профессионального образования в Ярославле // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2012. № 8 (123). С. 17-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тарханова И. Ю., Ходырев А. М. Организационные модели непрерывного педагогического образования в системе «колледж - вуз» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2 (54). С. 186-190.

References

Gnatyshina E. A., Savchenkov A. V., Evplova E. V. Realizatsiia printsipa preemstvennosti v usloviiakh setevogo vzaimodeistviia organizatsii srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniia [The implementation of the continuity principle in the conditions of network interaction of organizations in secondary professional and higher education]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University]. 2017, no. 5, pp. 41-46.

Ivanova N. V., Iakovleva E. V., Vinogradova M. A. Analiz modelei integratsii deiatel'nosti obra-zovatel'nykh organizatsii SPO-VO dlia postroeniia edinogo prostranstva nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Analysis of the integration models for the activities of educational organizations of SVE-HE to build a common space of continuing pedagogical education]. Vestnik Cherepo-vetskogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 2023, no. 2 (113), pp. 178-190.

Koriakovtseva O. A., Tarkhanova I. Iu. Nepreryvnoe obrazovanie kak sredstvo sotsializatsii vzroslogo cheloveka [Continuing education as means of socialization of an adult]. Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Herald of Vyatka State Humanitarian University], 2015, no. 8, pp. 132-135.

Modulina O. B., Samylkina N. A. Setevye obrazovatel'nye sobytiia kak mekhanizm prodvizheniia chteniia v shkolakh goroda Rybinska: iz opyta raboty regional'noi innovatsionnoi ploshchadki de-partamenta obrazovaniia Iaroslavskoi oblasti [Network educational events as a mechanism to promote reading in schools of Rybinsk: from the experience of the regional innovation platform of the Department of Education in Yaroslavl region]. Rybinsk: MU DPO «Informatsionno-obrazovatel'nyi Tsentr», 2016. 77 p.

Naumov S.V. UNPK kak funktsional'naia model' setevogo soobshchestva [The teaching scientific industrial complex as a functional model of the network community]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2011, no. 7, pp. 35-39.

Novikov M. V., Litvinov A. V. Stanovlenie i perspektivy razvitiia sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia v Iaroslavle [Formation and development prospects of continuous vocational education system in Yaroslavl]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2012, no. 8 (123), pp. 17-21.

Tarkhanova I.Iu., Khodyrev A.M. Organizatsionnye modeli nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia v sisteme “kolledzh - vuz” [Organizational models of continuing pedagogical education in the system “college - university”]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N. I. Lobachevskogo. Seriia: Sotsial'nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences], 2019, no. 2 (54), pp. 186-190.

Сведения об авторах

Наталия Витальевна Иванова - доктор педагогических наук, профессор; https: //orcid.org/0000-0003-3012-5579, nvivanova@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Natalia V. Ivanova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, https: //orcid.org/0000-0003-3012-5579, nvivanova@chsu.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Елена Викторовна Яковлева - доктор педагогических наук, профессор; http://orcid.org/0000-0002-9127-5178, eviakovleva@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Elena V. Yakovleva - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, http://orcid.org/0000-0002-9127-5178, eviakovleva@chsu.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Мария Аполлинарьевна Виноградова - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0003-2243-7820, mavinogradova@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Вологодская область, Россия); Maria A. Vinogradova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0003-2243-7820, mavinogradova@chsu.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Заявленный вклад авторов: Н. В. Иванова - 60 %, Е. В. Яковлева - 20 %, М. А. Виноградова - 20 %. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contributions of the authors: Natalia V. Ivanova - 60 %, Elena V. Yakovleva - 20 %, Maria A. Vinogradova - 20 %. The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 21.03.2024; одобрена после рецензирования 04.04.2024; принята к публикации 18.04.2024.

The article was submitted 21.03.2024; Approved after reviewing 04.04.2024; Accepted for publication 18.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.