Научная статья на тему 'Дизайн как социокультурный фетомен'

Дизайн как социокультурный фетомен Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн как социокультурный фетомен»

УДК 74

Р.Ю. Овчинникова

Омский государственный технический университет, г. Омск

ДИЗАЙН КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕТОМЕН

Термин, произошедший от английского слова «design» (в переводе означает проектировать, конструировать), стал в настоящее время не только известным, но и популярным.

Что такое дизайн? Дизайнерская деятельность направлена на достижение красоты, удобства, комфорта, пользы человека. Традиционно объектом ее является среда предметного обитания человека. Дизайн как проектирование материальных объектов массовой культуры осуществляется на основе их экономической обусловленности и общей ориентированности на художественность и эстетичность. Поэтому не случайно в 1969 г. Конгресс Международного совета дизайнерских организаций определил дизайн как творческую деятельность, цель которой - определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью.

Обращение к этимологии англоязычного понятия является необходимым в определении широкого спектра значений, в которых уже с XVI в. (именно с этого периода времени термин начинает входить в широкий обиход) используется данное слово. Сошлемся в этой связи на авторитетное мнение Е.Н. Лазарева, выделившего несколько смысловых трактовок этого понятия: декоративную, проектно-графическую, предвосхищающую, «драматическую»

[6, с. 12]. Если характеризовать дизайн как «декоративный», то это узор, орнамент, декор, украшение, убранство; «проектно-графический» - набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция; «предвосхищающий» - план, предположение, замысел, намерение; «драматический» - затея, ухищрение, умысел, интрига. Как видим, все названные смысловые ряды находят отражение в специфике дизайн-проектной деятельности. В зависимости от того, в каком значении используется термин «дизайн» - обозначается им собственно проект, процесс проектирования или осуществленный проект, - можно выделить ведущую смысловую трактовку.

Существует широкое толкование дизайна как явления, не связанного только с предметной средой. Так, разновидностью дизайна, или нон-дизайном называют и проекты, традиционно не имеющие ничего общего с дизайн-проектной деятельностью. К проектам такого

289

рода относят все те, которые требуют неожиданного, оригинального решения проблемы. Это могут быть проекты организации обучения по телевидению, проекты мероприятий по осуществлению урбанизации для развивающихся стран Африки, «художественная обработка кандидатов на выборах» [2]. Как оценить подобные трактовки дизайна? Полагаем, что можно согласиться с таким пониманием дизайна, при котором не только материальные объекты требуют проектного поиска при их разработке, но и многие жизненные ситуации нуждаются в варианте эстетического решения, основанного на нахождении новых связей, заложенных в самих объектах. Этот дизайнерский метод Н.В. Воронов назвал компоновкой.

Итак, дизайн в широком смысле слова - это «проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом» [1, с. 19].

Однако, как и всякая человеческая деятельность, дизайн-проектная несет на себе отпечаток культуры, в которой она существует и развивается. Динамика индустриального развития привела к возникновению дизайна, впитавшего в себя особенности нового общества. До периода начала промышленной революции облик предметно-пространственной среды человека определялся нормами культуры, традицией. Его изменения носили медленный темп. С научно-техническим прогрессом ситуация поменялась. Дизайн начал изменять характеристики материального мира человека.

Хотя объектом дизайна является предметно-вещественная среда обитания людей, а

также он считается практикой, имеющей социально-культурное и гуманистическое значение. К.М. Кантор отмечает: «Дизайн - феномен, зависящий от культуры, как ретранслятор ее импульсов, а точнее всего многообразия культурных ценностей в предметную среду общества. <...> Дизайн принадлежит системе, включающей в свой состав некоторые разделы институ-циализированной науки, философии, аппарат массовой культуры и искусство» [4, с. 84-96]. Социально-культурная роль дизайна не ограничивается созданием удобных и красивых вещей для человека: в нем находят выражение традиции и прогресс, философия и жизнь, наука и техника, производство и искусство.

Какую бы область дизайна мы не взяли, всюду сталкиваемся с необходимостью констатации его многогранности. Многие из общекультурных ценностей, которыми в настоящее время располагает человечество, учитываются в дизайн-проектной деятельности. Нельзя не признать органическую связь дизайна с различными формами научного знания: эстетикой, экономикой, психологией, социологией, культурологией и т.д. Показателем того, что дизайн сфокусировал на себе многие вопросы из этих областей знания, является применение этих областей знания в дизайн-проектировании.

Приведем несколько примеров. Так, знание особенностей человеческого восприятия позволяет создавать простые и быстрые для понимания визуальные сообщения в графическом дизайне. Знание психологии восприятия облегчает выбор выразительных средств, с помощью которых можно наиболее точно выполнить поставленную задачу. Такая экономическая наука, как маркетинг является необходимой для успешного дизайн-проектирования, так как позволяет изучить потребителя, выявить его предпочтения к тому или иному объекту. Полученные и проанализированные данные будут оказывать влияние на создание образа проектируемого объекта, а также выступать критерием успешности дизайнерской деятельности.

Для завершения вопроса о месте дизайна в системе наук нельзя не отметить, что связи между дизайном и науками двусторонние, поскольку развитие этих наук определяется характером и степенью «втянутости» в теоретическое осмысление многообразных проявлений ди-

290

зайн-объектов. При этом осмыслением, интерпретацией исторической практики дизайна занимаются представители искусства, социологии, инженерии и пр., которые ведут дискуссию об основных характеристиках данного явления. В настоящее время на стыке этих областей знания начинает происходить разработка методологии дизайна. Как видим, использование в дизайне различных средств выразительности позволяет характеризовать его не только как «художественную», но и как «научную», и как «техническую» деятельность.

В современном обществе дизайн соединяет в себе массовое производство, массовое потребление, массовую культуру, особую эстетику материального мира, представления массового потребителя о красоте. Как отмечает А.В. Казарин, дизайн - это «демократично ориентированная деятельность, ведь он опирается в своих действиях на объективные потребности массового потребителя» [3, с. 76].

Изменчивый, многоликий характер дизайна определяется различным характером потребностей, их трактовками, так как создание объектов дизайна предполагает, в первую очередь, общественную потребность в создаваемом объекте. В этом смысле объектами дизайн-проектирования являются не изделия, а потребности, наличие спроса на то или иное изделие. Вариативность дизайнерских решений в значительной степени находится в зависимости от того, какие потребности человека и общества представляются дизайнеру наиболее важными и насущными в тот или иной период времени. Даже поверхностное сравнение различных дизайнерских решений показывает расхождение в их понимании. Осмысление потребностей человека, оценка их с точки зрения реальности и идеала - прямая задача дизайнера с точки зрения его профессиональной квалификации.

Современный уровень визуальной культуры, формирующийся и развивающийся на базе новых технологий, средств массовой информации, также определяет пути развития массовой культуры и дизайна. Массовая культура сегодня определяет особенное отношение

к вещи, при котором ее внутреннее содержание не имеет значения. Г.Н. Лола замечает: «Важны ее метаморфозы в пространстве социального, важны сами отношения, а не то, что через них достигается: в вопросе об отношениях человека с вещью акцент в «вещи» переносится на «отношения» [5].

Подобное отношение к вещам, характерное для нашего времени доказывает особую, существенную роль графического дизайна в массовой культуре среди остальных его разновидностей, поскольку он обладает арсеналом средств, позволяющих создавать особый мифический образ вещи, воздействующий на потребителя.

Материальная культура представляет собой основу предметно-пространственного окружения человека, где разворачивается дизайнерская деятельность по эстетическому ее освоению. Возникнув как прагматическая потребность массового производства, дизайн становится социокультурным явлением.

Итак, культурно-историческая обусловленность дизайна не может подвергаться сомнению. Поэтому, характеризуя дизайн, мы должны учитывать его различные грани. Дизайн следует рассматривать как:

■ феномен визуальной культуры;

■ фактор развития потребительского рынка;

■ фактор направления развития предметного мира.

С помощью средств дизайна возможно не только изменять характеристики материального мира человека. Дизайн выступает также инструментом сохранения и развития культуры, с одной стороны, объединяющим в себе различные сферы общественной жизни (науч-

291

ную, техническую, философскую, экологическую и пр.), а, с другой - способствующий обмену между различными региональными и национальными культурами.

Библиографический список

1. Воронов, Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна / Н. В. Воронов. -Т. 1. - М. : Союз Дизайнеров России, 2001.

2. Глазычев, В. О дизайне: очерки по теории и практике дизайна на западе / В. Глазычев

[Электронный ресурс] - Режим доступа : http://librarv.sredaboom.ru /

philosophy/libr_glazychev06.htm.

3. Казарин, А. В. Дизайн как социокультурный феномен : дис. ... канд. филос. наук /

A. В. Казарин. - Н. Новгород, 2002.

4. Кантор, К. М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна / К. М. Кантор // Вопросы философии. - 1981. - № 11.

5. Лола, Г. Н. Дизайн в постмодерне / Г. Н. Лола. - Режим доступа :

http: //www.orenburg.ru/ culture/credo/ 11/5.html

6. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие / В. Ф. Рунге,

B. В. Сеньковский. - М. : МЗ-Пресс, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.