Научная статья на тему 'Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика'

Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
дизайн / творчество / проектное мышление / design / creativity / project thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобжанидзе Маргарита Николаевна

В статье рассматривается история возникновения дизайна как способа эстетического освоения пространственного окружения людей. Идея целенаправленного переустройства мира человеком изначально заложена в дизайне как художественно-проектной деятельности. Представляя собой специфическую профессиональную деятельность по художественному проектированию вещей, дизайн функционально направлен на гармонизацию и эстетизацию материальной среды существования человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN:THEORETICAL BASES AND SPECIFICITY

the article deals with the history of the emergence of design as a way of aesthetic development of the spatial environment of people. The idea of purposeful reconstruction of the world by man was originally laid in design as an artistic and design activity. Representing a specific professional activity in the artistic design of things, design is functionally aimed at the harmonization and aestheticization of the material environment of human existence.

Текст научной работы на тему «Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика»

<<Ш11ШетиМ~^©и©Ма1>Ш2!)),2©1]9 / ART

29

Лобжанидзе Маргарита Николаевна,

студент магистратуры «Северо-Кавказского федерального университета»

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА

Lobzhanidze Margarita Nikolaevna,

Master's degree student "North-Caucasus Federal University»

DESIGN: THEORETICAL BASES AND SPECIFICITY

Аннотация:

В статье рассматривается история возникновения дизайна как способа эстетического освоения пространственного окружения людей. Идея целенаправленного переустройства мира человеком изначально заложена в дизайне как художественно-проектной деятельности. Представляя собой специфическую профессиональную деятельность по художественному проектированию вещей, дизайн функционально направлен на гармонизацию и эстетизацию материальной среды существования человека.

Abstract:

the article deals with the history of the emergence of design as a way of aesthetic development of the spatial environment ofpeople. The idea ofpurposeful reconstruction of the world by man was originally laid in design as an artistic and design activity. Representing a specific professional activity in the artistic design of things, design is functionally aimed at the harmonization and aestheticization of the material environment of human existence.

Ключевые слова: дизайн, творчество, проектное мышление. Key words: design, creativity, project thinking.

В современном материальном мире, пространство которого представляет собой не только определенную территорию и местоположение человека, но еще и специфическую культуру, где наряду с разрешением проблем, носящих глубоко насущный и материальный характер, присутствует и проблема духовно-эстетического свойства, поэтому предметно-пространственное окружение, в котором находится ежедневно человек, соответствует не только требованиям функциональности и комфорта, но еще и эстетическим потребностям человека [5, с. 267].

Поэтому возник дизайн и уже давно успел занять важное место в иерархии потребностей современного общества, целью которого как раз и является эстетическое освоение пространственного окружения людей.

Стоит отметить, что успешность разрешения проблем, поставленных перед дизайнером, зависит не от того, насколько он владеет теми или иными вспомогательными техническими средствами, скажем, компьютером и необходимыми для работы в этой области программами, а от самих способностей дизайнера вникнуть в суть проблемы и сначала мысленно представить себе пути ее устранения, а затем выбрать наиболее подходящий и воплотить его в реальности, иначе говоря, все зависит от того, насколько тот или иной дизайнер умело пользуется навыками проектного мышления.

Для того чтобы создать сначала в своем воображении тот или иной предмет, объект дизайна, а затем воплотить его в жизнь, дизайнеру необходимо не только иметь такие качества, как фантазия, логика, расчет, который представляет довольно правильное и точное представление о том, каким

образом будет создаваться объект, что для этого понадобится, какие затраты и как хорошо он впоследствии впишется в окружающую обстановку, но и владеть этими качествами на самом высшем уровне, причем постоянно оттачивая свое мастерство и приобретая все больше практического опыта.

Уникальность дизайна состоит прежде всего в том, что автор разрешает ту или иную проблему довольно неординарным способом, который, с одной стороны, далек от всего материального, но с другой - направлен именно на вполне материальную окружающую обстановку. Для решения поставленной проблемы автор использует различные художественные средства, которые применяет с той целью, чтобы создать нужный эмоционально-образный эффект, который должным образом отразится на восприятии обычного потребителя [5, с. 267].

Дизайн в современном обществе, как уже говорилось выше, является наиболее востребованным, благодаря тому, что окружающее пространство и его заполнение из деятельности насущной, сугубо материальной превратилось в особую культуру, которая явилась симбиозом практичного, полезного, материального с духовным, возвышенным и эстетическим.

Другими словами, если ранее люди выдвигали главным образом требования к комфорту, удобству и практичности, а затем уже только смотрели на «лицевую» сторону обстановки, то сейчас приоритеты изменились таким образом, что потребность в эстетике стоит на равных с потребностью в удобстве, более того, стоит отметить, что в определенных случаях бывает и так, что эстетика даже заслоняет комфорт, вытесняя его на второе место.

30_

Дизайн, начиная уже с XX века выступил в качестве довольно специфичной категории, в которой одновременно произошел синтез массового производства, массового потребления, рынка, культуры и эстетической среды, в которой обитает собственно сам человек.

Известно, что осознание огромного социально-культурного, гуманистического потенциала дизайна, разработка его концепций и научных основ творчества (в том числе подхода к осмыслению ключевых понятий дизайна, характеризующих сущность этой профессии) были впервые осуществлены выдающимися архитекторами и дизайнерами Европы и Америки, при том, что они жили и работали в условиях рыночной экономики с ее жесткой конкуренцией и коммерческой идеологией.

Это Шарль ле Корбюзье, Вальтер Гропиус (создатель Баухауза) [3], Анри ван де Вельде, Алвар Аалто, Герберт Рид, Джон Глоаг, Джио Понти, Джордж Нельсон [2], Генри Дрейфус, Раймонд Лоуи, Томас Мальдонадо [1; 7] и другие яркие личности.

В нашей стране теоретические разработки в области дизайна стали проводиться лишь с начала 60-х гг. ХХ в., со времени создания государственной системы дизайна в стране, возглавляемой ВНИИТЭ.

Среди тех немногих отечественных специалистов (архитекторов, дизайнеров, философов, искусствоведов), кто внес свой вклад в разработку основ теории, методологии и методики дизайна в 60-80-е гг., можно назвать В. Р. Аронова, Л. Н. Безмоздина, В. Л. Глазычева, А. В. Иконникова, К. М. Кантора, М. А. Коськова, Е. Н. Лазарева, Г. Б. Минервина, Л. И. Новикову, В. Ф. Сидоренко, Ю. С. Сомова, М. В. Федорова.

Идея целенаправленного переустройства мира человеком изначально заложена в дизайне как художественно-проектной деятельности. Представляя собой специфическую профессиональную деятельность по художественному проектированию вещей, дизайн функционально направлен на гармонизацию и эстетизацию материальной среды существования человека. Будучи исторически конкретным видом предметной деятельности дизайн является моментом реализации универсального специфически человеческого способа жизни и должен рассматриваться в единстве всех сторон человеческой деятельности (предметно-преобразующей, коммуникативной, аксиологической, познавательной) как синтез процесса деятельности и ее результата, художественно-эстетических концепций, проектных методик и предметов повседневного быта. Такой подход позволяет расширить область дизайн-проектирования до всего пространства социокультурного существования человека.

Пространственная концептуализация социокультурной реальности позволяет объяснить процесс ее трансформации в ходе специфической профессиональной деятельности по проектированию внешнего облика вещей. Дизайнер работает с широкой совокупностью вещей, однако он не заполняет «пустое» пространство новыми вещами, а «со-

ART/

бирает» его. Социокультурное пространство - духовно-смысловое пространство, совокупность содержательных элементов духовной жизни общества, понимаемых не столько системно, сколько реляционно, т. е. в отношении не только друг к другу, но и относительно мира вещной реальности и пространства социальных оппозиций. Социокультурное пространство само по себе ненаблюдаемо и ненаглядно, но его действие ощутимо и может быть визуализировано в предметах и в практиках, т. е. в деятельности и в вещах как результатах этой деятельности. Участие дизайна в проектировании социокультурного пространства определяется диалектикой взаимного конституирования его объективных и субъективных структур.

Дизайнерская деятельность в современном мире является многосубъектной. Субъектом дизайна как социокультурной деятельности, субъектом проектирования социокультурного пространства выступает не только дизайнер-профессионал, но и «рядовой» потребитель вещей, продукции профессионального дизайнерского проектирования. Дизайнер через свою профессиональную деятельность способствует вживанию полезного предмета, вещи в рамки повседневной жизни, но решение об использовании дизайнерского предложения остается, в конечном счете за потребителем, который в ходе повседневного манипулирования вещами создает собственную не только предметную, но и духовно-смысловую среду.

Изменение места и роли дизайна в современном мире, согласно его дефиниции как художественно-проектной деятельности, во многом определяется изменением характера проектирования и становлением особого типа постмодернистской проектности.

Типологические черты модернистской проект-ности выводятся из «логики» и принципов профессиональной деятельности по производству «семиотических моделей» для массового производства. Приоритет технологии, конструирования и новых материалов - важнейший принцип модернистского дизайн-проектирования ХХ века. Рассмотрение дизайн-проектирования в социокультурном контексте обнаруживает, что унификация, стандартизация, агрегатирование и комбинаторика составляют язык, стиль мышления и способы деятельности в рамках модернистской проектности. Эти черты выступают не только техническим, но и культурологическим фактором, освобождая человека от беспорядочного многообразия вещей, трансформируя и редактируя всю совокупность отношений между человеком и предметным миром, культурные идеалы и ценности.

Предметом существующих проблем в дизайне выступает окружающий мир, его антропосообраз-ность и культурная значимость, сущность данных проблем сводится, собственно, к тому, чтобы наиболее гармонизировать все эти предметы, «связать» их таким образом, чтобы найти некий консенсус между материальным и сугубо духовным, культурным значением [5, с. 267].

<<Щ[1ШЗДиМ"^©иГМ&1>>Ш2Ш,2(Ж / ART

Дизайн сегодня присутствует везде - впрочем, это является логичным, ведь по существу, дизайн -это такая категория, которая неотделима от пространства, а пространство, грубо говоря, в жизни человека присутствует везде и всюду - человек в нем существует и осуществляет абсолютно все виды своей деятельности, и, причем абсолютно неважно, о каком виде пространства идет речь. С появлением и развитием инновационных технологий появился такой термин как «виртуальная реальность», а, следовательно, если существует виртуальная реальность, существует и «виртуальное пространство», по-другому говоря, пространство бескрайней сети Интернет, и, следовательно, данное пространство также подвергается проблемам, которые по силам разрешит дизайну, однако, в зависимости от сферы своего применения, дизайн также делится на виды - в частности, дизайн-графика [там же].

Не составляет исключение также и сфера рекламного бизнеса - он также является зависимым от дизайна. Здесь стоит привести мнение Е. Э. Павловской, о том, что очень часто дизайн рассматривается как «почетный оформитель», предметом деятельности которого являются чужие идеи, а главное качество для дизайнера - это достаточно высокий уровень умения работы с компьютерными графическими программами» [6, с. 4].

Отчасти в современном обществе, особенно в сфере рекламного бизнеса ситуация так и обстоит. Однако, несмотря на важную роль, которая отводится именно надлежащим практическим навыкам, у дизайнера также должно быть параллельно развито и представление о теоретико-методологических принципах графического дизайна.

То есть, дизайнер должен быть гармонично развит, что называется «со всех сторон», так как его задачей в определенном смысле как раз-таки и является несение гармонии в окружающую его обстановку, для других людей, которые наименее имеют представления об этом.

Отдельно стоит сказать о тех особенностях в мышлении, которыми должен обладать каждый дизайнер-график. Мышление, как высший познавательный процесс, неразрывно является связанным с деятельностью, так как «практика служит основой и главной областью применения результатов мышления» [4], невозможно осознать дизайн как деятельность без понимания специфики проектного мышления дизайнера, обеспечивающего ее успешность.

В самом общем виде художественное мышление характеризуют такие свойства, как образность, неутилитарность, эмоциональная выразительность, ассоциативность, индивидуальность.

Однако успешность дизайн-проектирования зависит не только от субъективных качеств дизайнера (воображения, фантазии, художественного вкуса и др.), но и от проектного, «компоновочного» мышления, интегрирующего в себе инженерно-техническое и художественное творчество [5, с. 269].

Можно выделить следующие этапы дизайн-проектирования:

_31

1.Выявление проблемы на основе сбора информации. На этом этапе осуществляется сбор информации об объекте проектирования, происходит изучение, анализ и интерпретация функциональных свойств будущего дизайн-объекта; изучаются конкуренты [там же].

2.Определение потребителя. Для успешной реализации функции объекта необходим анализ визуальной культуры, предпочтений потребителя. С этой целью требуется проведение специальных дополнительных исследований, свидетельствующих об изменениях в составе целевой аудитории и т.п. Определяется возраст, характер, модель поведения в данной ситуации и т.п. Поиск методов. Осуществляется поиск методов решения, которые позволят использовать нетривиальные, новые идеи, либо использовать методы, уже зарекомендовавшие себя, прибегая к их модернизации и совершенствованию.

4. Разработка дизайн-концепции предполагает формулирование образной идеи проекта.

5. Разработка композиционно-пластических решений и выбор оптимального варианта проектного решения. Здесь осуществляется поиск соотношения формы и содержания через эскизирование, макетирование.

6. Подача проекта, обоснование идеи проектного решения. Общее заключение идеи и средств проектного решения включает в себя его оценку [5, с. 269].

Таким образом, можно заключить, что формирование практических навыков дизайн-проектирования должно осуществляться параллельно с освоением теоретико-методологических принципов графического дизайна. А также благодаря умению дизайнера использовать уникальность собственного мышления (синтезировать инженерное и художественное мышление), каждое из которых оказывает влияние на дизайн-решение создаваемых объектов.

Так, данные составляющие представляют собой систему, обеспечивающую успешность дизайн-проектирования.

Литература

1. Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: в 2 т. М.: Союз дизайнеров России, 2001. Т. 1. 424 с.

2. Глазычев В. Л. О дизайне: очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970. 192 с.

3. Гропиус В. Границы архитектуры / пер. с англ. А. С. Пинскер, В. Р. Аронова, В. Г. Калиша. М.: Искусство, 1971. 286 с.

4. Кузин В. С. Психология живописи. М.: Оникс 21 век, 2005. 304 с.

5. Овчинникова Р. Ю. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика // Омский научный вестник. 2012. № 1-105. С. 267-270.

6. Павловская Е. Э. Дизайн рекламы: стратегия творческого проектирования. Екатеринбург: Архи-тек-тон, 2002. 160 с.

7. Разработка терминологического аппарата дизайна: метод. материалы / отв. ред. Г. Л. Демосфе-нова. М.: ВНИИТЭ, 1982. 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.