Со злокачественными новообразованиями больные начинают обращаться за медицинской помощью с 40 лет, основными возрастными категориями пациентов являются: 51-60 и 61-70 лет.
Библиографический список:
1. Дяченко А.А. Эпидемиология первичных опухолей головного мозга / А.А. Дяченко, А.В. Субботина, Т.Р. Измайлов, А.В. Красильников, М.Ю. Вальков // Вестник РНЦРР МЗ РФ. - 2013. - №13. - 37с.
2. Клинические рекомендации: Первичные опухоли центральной нервной системы. - Москва: ГЭОТАР-МЕДИА, 2018. - 56с.
УДК 71, 74
Барсукова Наталия Ивановна Barsukova Natalia Ivanovna
доктор искусствоведения, профессор Doctor of Art History, Professor Национальный институт дизайна National Design Institute
ДИЗАЙН-ФОРМЫ КАК ВИЗУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
DESIGN FORMS AS VISUAL LANDMARKS OF THE URBAN
ENVIRONMENT
Аннотация. Проведен анализ визуальных характеристик городской среды через использование малых дизайн-форм. Выявлены их визуальные коммуникативные возможности в современных городских пространствах.
Abstract: The analysis of visual characteristics of the urban environment through the use of small design forms is carried out. Their visual communication capabilities in modern urban spaces are revealed.
Ключевые слова: малые дизайн-формы, городская среда, визуальные ориентиры.
Keywords: small design forms, urban environment, visual landmarks.
Обращение дизайна к предметному наполнению среды с целью ориентации является перспективным для проектной практики. Для формирования комфортной визуальной среды нельзя недооценивать роль малых дизайн-форм при формировании городских пространств - их богатый цвето-пластический язык помогает создать своеобразные акценты в городской среде.
Малые формы по своему характеру и стилевому решению являются наиболее изменчивым слоем предметно-пространственной среды, поэтому требуют более пристального внимания к проектированию. Поскольку с их помощью можно быстро модернизировать городские пространства и придать
визуальной среде индивидуальный характер, они выполняют роль не только уличной мебели и оборудования, но и визуальных ориентиров самобытных и оригинальных пространств городской среды с неповторимой атмосферой.
Стремление человека быстро ориентироваться в среде определяется познавательной потребностью. Эта потребность связана с необходимостью разнообразия впечатлений от архитектурного или дизайнерского объекта. Познавательная потребность определяет острый интерес к необычному и чрезвычайно живописному ландшафту, к оригинальной форме сооружения или нетипичной пластике и декору фасада [3].
Богатство зрительных впечатлений, развитие воображения напрямую связано с применением различных видов искусств, в контексте их связи с архитектурой или трансформацией в дизайне. Визуальное разнообразие определяется активными различиями элементов окружения среды. Так, например, малые архитектурные формы, примечательны не только функциональным многообразием, богатством символики и культурных значений, но и неповторимостью самого визуального материала - это объекты разного пластического разнообразия, колористической гаммы, стиля.
Функция коммуникации, передвижения в среде является одной из наиболее часто используемых человеком. Визуальные формы, применяемые в рекламе, информационных указателях посредством рационального использования в планировочной структуре и организации транспорта, обеспечивают минимальные затраты времени на трудовые и культурно-бытовые назначения передвижения. Компактность городской застройки, автономность в обслуживании микрорайонов, комплексность сети культурно-бытовых учреждений позволяет улучшать микроклимат и экологические и эстетические показатели среды [2].
Средовое оснащение архитектуры претерпевает изменения, вызванные сменой социально-культурных ценностей, новыми коммуникативными и техническими потребностями. Но есть ряд категорий объектов, находящихся над инвариантным решением эмоциональных состояний. Это исторически устоявшиеся участки градостроительной структуры (площади, парки, улицы) и сооружения, связанные с конкретно историческим, культурно-региональным наследием. Эти объекты путём активации интереса к деятельности (пассивной или активной) утверждаются путём удовлетворения потребности в ориентации через устойчивые эмоциональные состояния и морально-воспитательном воздействии. Напротив, негативная ситуация складывается тогда, когда архитектура малых форм во многом повторяет формообразование «большой» архитектуры, то есть окружающей застройки, если она является типовой.
Исходя из этого, следует сказать о предсказуемости впечатлений, которые обеспечивают возможность ориентации в среде. Архитектурная и дизайнерская среда потенциально содержит многообразие информации, и тем самым воздействуют на человека благодаря связи с фундаментальной потребностью в эмоциональном контакте. Потребность в сопереживании человек может восполнять не только из произведений литературы, искусства, так как они основаны на чувственном взаимодействии между героями.
Мобильность малых дизайн-форм является объединяющим моментом в современной застройке. Практически любой человек чувствует, что в удобной и эстетически привлекательной среде с эргономическим функциональным оборудованием, с пластически выразительными малыми формами, его самооценка повышается. Делая средовое окружение человека официальным, холодным, отчуждённым или наоборот уютным, чувственным малые архитектурные формы отзываются на проявление в архитектурной среде заботы об её потребителях.
Если изобразительные искусства выступают как средства прямой передачи от человека к человеку различной информации посредством эмоционального контакта, то малые архитектурные формы могут нести эту информацию в более опосредованной форме. Эффект незримого присутствия человека, делающий архитектурную среду эмоционально близкой потребителям, во многом определяется антропоморфными признаками дизайнерских форм [1]. В архитектурных и дизайнерских объектах часто используются визуально значимые элементы, соответствующие пропорциям фигуры человека, ассоциативно указывающие на его присутствие в этой среде.
В истории архитектуры можно найти множество примеров этому: античные колонны, наделённые ассоциативными признаками человеческих фигур; готические окна, византийские и древнерусские арочные порталы, визуально напоминающие фигуры святых с нимбами вокруг головы; ритмы двухъярусного ордера барочных дворцов, напоминающие пропорциями ряды человеческих фигур. Аналогии с фигурой человека в архитектуре возникали на только на уровне отдельных композиционных элементов, но и на уровне формообразования. Пропорциональные аналоги с человеком можно встретить в построении фронтонов, различных порталов, башен и минаретов, барабанов и глав соборов, других формообразующих объёмах. Именно это влияет на многие проектные решения связать конструкции малых форм с антропоморфными характеристиками.
Функции ориентации в городской среде выполняют и визуальные коммуникации, передавая информацию или идеи через визуальные формы зрителю. Послание чаще всего является двухмерным изображением, которое можно рассматривать или читать. Объекты дизайна принадлежат к уровню наиболее гибких, мобильных, обладающих высокими адаптивными возможностями форм, способных в силу этого актуализировать его социокультурную и историческую конкретность. Однако резервы дизайна городской среды как ведущего звена, способного управлять всей этой предметностью, практически еще не использованы, и поэтому требуется перенесение центра тяжести в решении этой задачи в сферу городского дизайна.
Для того чтобы предметно-пространственное окружение могло отвечать изменчивым потребностям жизни, новым формам поведения человека в определенный период при уже сформированном архитектурно-планировочном каркасе и сложившейся застройке, необходимо и возможно производить реорганизацию на уровне предметного наполнения. Именно здесь, в системе городского дизайна, естественным образом складывается собственная система
«малого» корректирующего и ориентирующего проектирования, выходящего за границы градостроительной деятельности традиционной крупномасштабной трактовки.
Библиографический список:
1. Базилевский А., Барышева В. Дизайн, технология, форма. М.: Архитектура-С, 2010.
2. Барсукова Н. И., Фомина Э. В. Дизайн городских пространств как реакция на атомизацию общества //Сб. ст. «Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований». Оренбург, 2020. С. 725-730.
3. Процюк М. В., Барсукова Н. И. Бионические игровые формы на открытых игровых пространствах // Архитектон: известия вузов. 2020, № 3 (71). С. 17.
УДК 792.03
Чжан Хуйюй Zhang Huiyu
Магистрант Master's degree student Белорусский государственный университет Belarusian State University
СТАНОВЛЕНИЕ БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО БАЛЕТА
THE FORMATION OF BALLET ART IN CHINA IN THE CONTEXT OF THE WORLD BALLET DEVELOPMENT
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния мирового балетного искусства на развитие балета в Китае. Показано значение национальных и культурных традиций на формирование китайской балетной школы.
Annotation. The article is devoted to the problem of the influence of world ballet art on the development of ballet in China. The importance of national and cultural traditions on the formation of the Chinese ballet school is shown.
Ключевые слова. Балет, танцевальное искусство, Китай, классический балет, китайский балет, история.
Key words. Ballet, dance art, China, classical ballet, Chinese ballet, history.
Рожденный в эпоху итальянского Возрождения, балет представляет собой интегрированное сценическое искусство, сочетающее танец, музыку, написание сценариев, дизайн костюмов и сценографию. Во второй половине XVII века балет начал развиваться во Франции и стал профессиональным. С тех пор