Научная статья на тему 'Цветопластические преобразования архитектурной среды в условиях холодного климата. Отечественный и зарубежный опыт'

Цветопластические преобразования архитектурной среды в условиях холодного климата. Отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОПЛАСТИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / COLOR-PLASTIC TRANSFORMATION OF THE CITY ENVIRONMENT / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОМФОРТ / VISUAL COMFORT / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / LANDSCAPE DESIGN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Робежник Л. В.

Рассматриваются современные возможности повышения визуальной комфортности городской среды посредствам цветопластических преобразований в условиях холодного климата. Акцентируется внимание на изменении подходов в организации городской среды в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOUR & PLASTIC TRANSFORMATIONS OF ARCHITECTURAL ENVIRONMENT IN COLD CLIMATE. RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICES

This paper reviews current opportunities of improving the visual comfort of the urban environment in the cold climate with the help of colour & plastic transformations. Special attention is paid to the current trends and approaches implemented in the urban design.

Текст научной работы на тему «Цветопластические преобразования архитектурной среды в условиях холодного климата. Отечественный и зарубежный опыт»

УДК 72.02

Л.В.Робежник

ЦВЕТОПЛАСТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ХОЛОДНОГО КЛИМАТА. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Рассматриваются современные возможности повышения визуальной комфортности городской среды посредствам цветопластических преобразований в условиях холодного климата. Акцентируется внимание на изменении подходов в организации городской среды в настоящее время.

Ключевые слова: цветопластическое преобразование городской среды, визуальный комфорт, ландшафтный дизайн

Рассматривая процесс формирования визуально комфортной среды в научный обиход введено понятие

«цветопластическая ревитализация среды» [1, с. 15]. Цветопластическая ревитализация предполагает преобразование городской среды с помощью цвета, средств ландшафтного дизайна, пластической доработки архитектуры, ведущее к созданию целостного художественного образа. Наряду с традиционным изменением пространственного контекста путем строительства зданий и сооружений в обиход архитектора-дизайнера включаются такие способы преобразования среды, как искусственное профилирование рельефа, насыщение пространства города элементами дизайна, радикальное цветопластическое изменение фасадов, взаимодействие открытых пространств с интерьерными и т.д. Цвет как объективное свойство архитектурной и природной составляющих среды способен активно участвовать в формировании новых качеств окружения человека.

Архитектору-дизайнеру, решая задачи преобразования архитектурно-природной среды, создания в ней пространства визуального комфорта и духовного подъема, часто приходится ограничивать себя в выборе средств воздействия на среду. Одним из наиболее эффективных и экономичных средств является колористика, непосредственно соотносимая с пластическими особенностями формы, как архитектурных объектов, так и объектов природы, которые полноправно участвуют в процессе формирования окружающего человека пространства.

За последние несколько лет воплотились в жизнь ряд интересных проектов, в которых без изменения архитектурного контекста, а только с помощью средств ландшафтного дизайна городская среда вышла на новый уровень комфорта. Данный процесс не остался незамеченным в профессиональных кругах, вызывая у архитекторов некое сожаление, что их профессиональные задачи формирования пространства города решаются теперь с помощью мелкой пластики. Руководитель архитектурной мастерской Максим Атаянц отмечает: «Для того, чтобы пустые пространства между архитектурными сооружениями превратились в среду, стали использовать инструментарий мелкого городского дизайна: разного рода мощение, объекты городской активности, дизайн остановок, скамеек и мусорных урн. Развитие подобного рода проектов само по себе понятно и естественно в контексте полного фиаско, которое потерпели современные архитекторы в этом вопросе. Они дискредитировали себя — так зачем к ним обращаться? Здесь нужны урбанисты. И, надо сказать, они могут действовать успешно и эффективно, чему служат примером многие улицы и городские пространства Западной Европы» [2, с. 16]. И главное опасение у М.Атаянца вызывает тот факт, что эта мелкая пластика становится иногда доминирующей, и монументальность, индивидуальность до этого существовавшего архитектурного ансамбля начинает визуально утрачиваться.

Следует подчеркнуть, что цветопластическое преобразование среды включает в себя не только насыщение фрагментов города элементами ландшафтного дизайна (малыми архитектурными формами, элементами навигации, озеленением, проработкой рисунка мощения и т.д.), но и гармонизацию архитектурной составляющей путем цветопластических доработок уже существующих объемов, корректировки этих объемов путем надстроек, пристроек, вставок между домами и даже появлением новых объемов там, где это возможно и необходимо. Итогом этой работы является визуальная ревитализация городской среды, в которой существенная роль отводится и архитектурному, не только дизайнерскому преобразованию.

Городская среда — сложный многоуровневый организм. Но существующие деятельностно-методологические подходы к формированию цветопластики города часто обособленно рассматривают задачи и методы различных уровней цветопластического вмешательства, не восстанавливая их связи и преемственность. Такие методы более отвечают архитектурному взгляду, при котором характер среды, обусловленный ее функциональным наполнением, социальной принадлежностью и другими факторами, воспринимается как данность. Дизайнер архитектурной среды способен сам формировать сценарий жизни в среде. Этим объясняется необходимость комплексного подхода к цветопластическому преобразованию среды, отвечающего возможностям как архитектуры, так и дизайна.

Изменилось понимание пространства города как места архитектурного творчества и преобразований. Постепенно приходит осознание многоаспектности и многофакторности системы современного города. А.В.Баженов отмечает, что городская среда характеризуется многообразием взаимосвязанных, перетекающих друг в друга ландшафтов: природного, исторического, жилого, производственного; и она не должна

Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 2 (14). 2018 ' '

превратиться в пространство хаоса как доминанты. Необходимо формировать матрицу или сочетание нескольких версий матричных пространств, в которых самодеятельное развитие будет упорядочено до каких-то общих приемлемых элементов, адекватных общим ценностям, направлениям и формам развития. Это каркасно-тканевые структуры, где-то многоярусные, линейные или островные, это соединительные, стыковые диффузионные ландшафты с пустотами резервов, планировочными узлами и ориентирами [3, с. 310].

Следует отметить, что расширился диапазон композиционных приемов работы с архитектурным пространством и формой. Этот процесс связан с активным использованием междисциплинарных техник генерации идей, таких, как орнаментация, наложение изображений, работа с контуром, монтаж, растворение, мимикрия, соединение, раздробление, вычитание, сочетания, импровизация, структурирование и т.д. Перенос междисциплинарных технологий в архитектурное проектирование осуществляется в рамках тем: история (цитирование, прообраз), геометрия (построения, преобразования), природа (растворение, мимикрия). В творчестве архитекторов новой волны выявлена связь междисциплинарных технологий генерации идей с архитектурными темами и приемами пространственных построений и преобразований, что позволяет говорить о появлении в современной архитектуре новых методов проектирования и принципов формообразования [4, с. 132].

Стремительное развитие строительных технологий и материалов создает новые возможности и корректирует приоритеты колористического решения современного города. В связи с этим следует отметить, что существуют как новые перспективы развития, так и трудности при создании целостной визуально комфортной городской среды, т.е. ее цветопластической ревитализации.

Многофункциональный комплекс «Фабрика Станиславского» расположен в Москве. И хотя рассматриваемые автором примеры удачного преобразования участков городской среды в большинстве своем относятся к более северным широтам, используемые средства цветопластического преобразования на данной территории могут быть применены и в более холодном климате. К этим средствам относятся насыщенная колористика фасадов с использованием контраста между теплыми песочными оттенками и цветом красного кирпича, применение вечнозеленых элементов растительности в благоустройстве, применение дерева в отделке малых архитектурных форм и мощения. Квартал, занимаемый комплексом «Фабрика Станиславского», расположен в центре треугольника, ограниченного Яузой, Садовым кольцом и ул. А.Солженицына (бывш. Б. Алексеевская и Б. Коммунистическая). Семья Алексеевых в XIX в. на Б. Алексеевской улице основало производство золотой и серебряной канители (тонкой металлической нити) [5, с. 142]. В середине XIX в. производство перенесли на М. Алексеевскую (ныне ул. Станиславского). В 1894 г. было учреждено просуществовавшее до революции Московское товарищество по производству канители, бессменным председателем совета директоров которого являлся великий К.С.Станиславский. С 1907 г. фабрика переоборудована для производства проволоки и кабелей. В 1924 г. на ее базе создали Московское объединение кабельных заводов, позднее переименованное в «Электропровод». В 2004 г. компания Horus Capital Сергея Гордеева выкупила здания завода, переехавшего в Ивантеевку. На освободившейся территории компания начала реализацию масштабного проекта реставрации, реконструкции и перепрофилирования заводских корпусов, а также нового строительства. В 2005 г. состоялось открытие первой очереди «Фабрики Станиславского» (исторический фабричный корпус и здание театра), в 2008-м — второй (новые офисные корпуса). Реконструкция завершилась в 2011 г. постройкой жилого корпуса «Станиславский 11». Особо отмечается стилистически гармоничное сочетание новой жилой и офисной застройки с историческими зданиями, использование в ландшафтных решениях определенной символичности (создание вишневого сада рядом со «Студией театрального искусства»), следование современным мировым тенденциям в городском дизайне (использование специально состаренных, покрытых ржавчиной контейнеров для растений), лаконично простые формы беседок с применением дерева.

В Великом Новгороде отсутствует комплексный подход к формированию центра города цветопластически. Однако существуют примеры удачных фрагментов среды. Так, колористическое решение улицы Газон продумано и дополняется достаточно корректными рекламными вывесками магазинов, оформлением витрин. Но существует нераскрытый потенциал ландшафтной организации данного участка городской среды улицы.

В 2014 г. в рамках курсового проектирования на кафедре дизайна НовГУ разрабатывались предложения по цветопластической ревитализации Советского проспекта —важной городской артерии города Сольцы Новгородской области. Студентами Е.Козловой, И.Васильевой, Ю.Беличенко, А.Николаевой, И.Ромашко под руководством М.Ю.Гавриловой и Л.В.Робежник выполнены несколько вариантов решений проспекта. Результаты работы были представлены руководству города. Проводились предпроектные исследования по анализу существующей колористики центральной части города Сольцы. Каждый из авторов проектных предложений, учитывая историческую значимость улицы, режим освещенности, взаимодействие колористических решений отдельных зданий в ансамбле улицы, представил свой вариант решений. Одна концепция разрабатывалась творческой группой (Е.Козлова, И.Васильева). Кроме колористической и пластической доработки фасадов, авторы предлагали упорядочить и регламентировать вывески магазинов и других элементов дизайна, повысить комфортность пешеходного променада в центре Советского проспекта.

Помимо цветопластической составляющей архитектуры, важным компонентом, формирующим облик современного города, является его ландшафтная составляющая. Среди современных целостных подходов

описания методов эколого-ландшафтного преобразования городской среды следует отметить труд В.А.Нефёдова, в котором он приводит обширный список авторов, занимающихся данной проблематикой, и описывает интересные примеры взвешенных, адаптированных к условиям холодного климата примеров ландшафтных преобразований на основе преимущественно зарубежной практики [6, с. 13, 27, 45]. Среди предлагаемых В.А.Нефёдовым приемов изменения пространства отмечаются: создание ярусов измененного рельефа с закреплением растительностью; использование модулей для масштабирования пространства; повышение пластического разнообразия пространства с помощью возведения открытых парковых сооружений; создание организованных полос паркинга с разделительной посадкой деревьев; создание визуального поля с активной геометрией контрастных материалов в качестве «знака места»; использование металлических листов в качестве ограждения озелененного модуля; размещение декоративной растительности в прямоугольном контуре с местами для отдыха по периметру; использование динамичной конфигурации декоративного мощения для усиления эмоционального воздействия пешеходного пространства и др.[6, с. 179-180, 186, 199, 211].

При комплексном архитектурно-дизайнерском решении городских ансамблей важным становится разработка элементов среды, способствующих идентификации пространства. Такую роль выполнят и запоминающиеся решения фасадов, и малые архитектурные формы, элементы дизайна. Интересные приемы по маркировке городской среды с применением современных архитектурных средств использованы в жилом районе Арабиенранта в Хельсинки.

Учитывая специфику и особенности восприятия городской среды в условиях холодного климата, выделяются следующие средства и пути цветопластической корректировки фрагментов города:

— использование преимущественно теплой колористики в решении фасадов (с учетом общей колористической концепции города и композиционных особенностей рассматриваемого фрагмента, а также исторической полихромии архитектурных объектов) с внедрением допустимых, исходя из средового контекста, цветовых контрастов;

— привнесение в растительную компоненту вечнозеленых растений (сосна горная, можжевельники, туи и др.), которые продолжают активно работать на визуальную насыщенность среды элементами природы и после летних месяцев.

— использование выразительных элементов среды, которые не утрачивают своей привлекательности в зимний период (малые архитектурны формы, арт-объекты);

— при формировании и корректировке архитектурных решений повышение требований к комфорту пребывания в городской среде создает необходимость более тщательного учета длительности холодного периода, обилия осадков и других неблагоприятных климатических факторов путем создания навесов, остекленных веранд и лоджий, ветрозащитных экранов, продумывания мест временного складирования снега или технологии его быстрой уборки;

— использование новых современных строительных и отделочных материалов, не утрачивающих своих эстетических характеристик под воздействием климатических факторов.

Таким образом, в современных подходах по визуальной гармонизации городской среды учитываются многие факторы, влияющие на принятие решений. Холодный климат обуславливает корректировку возможных архитектурно-дизайнерских средств, но совершенствование и появление новых отделочных и строительных материалов, расширение многообразия художественных решений компенсируют определенные проектные ограничения.

1. Робежник Л.В. Возможности цветопластической ревитализации в городской среде // Актуальные проблемы современной науки: сб. статей 4-ой Междунар. конф. молодых учёных и студентов. Естественные науки. Части 18-20. Архитектура. Строительство. Транспорт / Науч. ред. Ю.И.Карамзин, А.И.Макеев, А.С.Трунин. Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. С. 13-16.

2. Атаянц М. Заместительная терапия // Проект Россия. 2016. № 1 (79-Улицы). С. 16.

3. Баженов А.В. Уроки Форума. О работе секции «Креативная среда и урбанистика» на V Санкт-Петербургском Международном Культурном Форуме // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Т. 1. М.: МАРХИ, 2017. С. 310-311.

4. Борисова Е.С Современные методики генерации идей в архитектуре XXI века // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Т. 1. М.: МАРХИ, 2017. С. 132-133.

5. Петухова Е. Многофункциональный комплекс «Фабрика Станиславского» // Проект Россия. 2012. N°3 (65-Наследие). С. 142-159.

6. Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб., 2002. 295 с.

References

1. Robezhnik L.V. Vozmozhnosti tsvetoplasticheskoy revitalizatsii v gorodskoy srede // Aktual'nyye problemy sovremennoy nauki: sb. statey 4-oy Mezhdunar. konf. molodykh uchënykh i studentov. Estestvennyye nauki. CHasti 18-20. Arkhitektura. Stroitel'stvo. Transport / Nauch. red. YU.I.Karamzin, A.I.Makeyev, A.S.Trunin. Samara: Izd-vo SamGTU, 2003. S. 13-16.

2. Atayants M. Zamestitel'naya terapiya // Proyekt Rossiya. 2016. N° 1 (79-Ulitsy). S. 16.

3. Bazhenov A.V. Uroki Foruma. O rabote sektsii «Kreativnaya sreda i urbanistika» na V Sankt-Peterburgskom Mezhdunarodnom Kul'turnom Forume // Nauka, obrazovaniye i eksperimental'noye proyektirovaniye v MARKHI: Tezisy dokladov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava, molodykh uchenykh i studentov. T. 1. M.: MARKHI, 2017. S. 310-311.

4. Borisova E.C. Sovremennyye metodiki generatsii idey v arkhitekture XXI veka // Nauka, obrazovaniye i eksperimental'noye

proyektirovaniye v MARKHI: Tezisy dokladov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava, molodykh uchenykh i studentov. T. 1. M.: MARKHI, 2017. S. 132-133.

5. Petukhova E. Mnogofunktsional'nyy kompleks «Fabrika Stanislavskogo» // Proyekt Rossiya. 2012. №3 (65-Naslediye). S. 142-159.

6. Nefedov V.A. Landshaftnyy dizayn i ustoychivost' sredy. SPb., 2002. 295 s.

Robezhnik L.V. Colour & plastic transformations of architectural environment in cold climate. Russian and foreign practices. This paper reviews current opportunities of improving the visual comfort of the urban environment in the cold climate with the help of colour & plastic transformations. Special attention is paid to the current trends and approaches implemented in the urban design.

Keywords: color-plastic transformation of the city environment, visual comfort, landscape design.

Сведения об авторе. Л.В.Робежник — канд. архитектуры, доцент каф. «Дизайн» ИПТ НовГУ им. Ярослава Мудрого, Lyubov.Robezhnik@novsu.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 05.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.