А.В. Мишкичева, студент
Научный руководитель — А.Е. Гашенко, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств A. Mishkicheva, student
Scientific advisor A. Gashenko, Associate Professor Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Регулирование городской среды на основе визуального восприятия
Regulation of the urban environment based on visual perception
Одним из аспектов влияния городской среды на человека является визуальная составляющая окружающего мира. В статье описаны результаты обзора мирового опыта регулирования городской среды в аспекте визуального восприятия в виде принципов формирования комфортной визуальной среды. Проанализирована система регулирования городской среды в аспекте визуального восприятия в Новосибирске и сформулированы рекомендации по её реформированию.
Ключевые слова: градостроительный регламент, регулирование городской среды, городская среда
The visual component of the surrounding world is one of the aspects of the influence of the urban environment on a person. The article describes the results of a review of world experience in the regulation of the urban environment in the aspect of visual perception in the form of principles for the formation of a comfortable visual environment. Analyzed the system of regulation of the urban environment in the aspect of visual perception in Novosibirsk and formulated recommendations for its reform.
Keywords: town planning regulations, regulation of the urban environment, urban environment
Введение
Одним из аспектов влияния городской среды на человека является визуальная составляющая окружающего мира, способная оказывать физиологическое, психическое, эмоциональное и художественно-эстетическое воздействие. Поэтому необходимо формировать комфортную визуальную городскую среду.
Несмотря на имеющийся опыт в регулировании визуальной составляющей городской среды зарубежных стран, а также опыт российских городов, в настоящее время в Новосибирске недостаточно нормативов для формирования комфортной визуальной среды. Правила землепользования и застрой-
ки, определяющие границы территориальных зон и их регламенты, не учитывают неравномерность городской структуры и не дают полного представления о будущей застройке. Внедряемые паспорта фасадов лишь отражают существующее состояние объектов, зачастую далёкое от идеала. Этих мер недостаточно для формирования в городе комфортной визуальной среды, что повышает актуальность данной темы.
Проблемой исследования стал вопрос о том, какие именно инструменты регулирования могут способствовать формированию комфортной визуальной среды города Новосибирска.
Для выявления возможных инструментов регулирования визуальной среды для города Новосибирска был поставлен ряд задач:
- выделить элементы городской среды, влияющие на визуальное восприятие;
- рассмотреть опыт регулирования городской среды в аспекте визуального восприятия;
- указать на возможные инструменты регулирования визуальной среды в Новосибирске.
Основная часть
В рамках данной работы были выделены три уровня элементов визуальной городской среды — градостроительный, архитектурный, средовой и их параметры. Результат обзора опыта регулирования городской среды на предмет нормирования параметров визуальной среды представлен в таблице 1.
Таблица 1. Инструменты регулирования городской среды в мировой практике
На основе рассмотренного опыта сформулированы принципы, которые должны учитываться при разработке документации для формирования комфортной визуальной городской среды.
Градостроительный уровень
■ Принцип ансамблевости застройки
Данный принцип подразумевает создание гармоничных объемно-пространственных композиций застройки, ведение нового строительства с учётом контекста территории. Градостроительное нормирование должно включать требование учета контекста, что означает, что новая застройка не должна приводить к ухудшению условий для окружения.
■ Принцип идентичности городских территорий
Город развивается и функционирует неоднородно, поэтому необходима разработка местных норм, распространяющих свое действие на фрагменты городской территории [3]. В рассмотренных практиках регулирования существует правило подробной градостроительной регламентации для города в целом и для его отдельных фрагментов по принципам их локальной общности с учётом ментальных, исторических, социокультурных, объемно-пространственных и прочих характеристик, что способствует сохранению культурной идентичности этих мест.
■ Принцип сокращения парковочных пространств
Парковочные пространства негативно влияют на качество визуальной среды и мешают восприятию. Проблема загрязнения визуальной среды автомобильным транспортом связана с глобальными процессами, происходящими в городах. Для снижения уровня автомобилизации необходимы масштабные комплексные меры, основанные на развитии системы общественного транспорта, повышении престижности общественного транспорта, создании велоинфраструктуры и пр. Решить данную проблему посредством градостроительных регламентов не удастся. Однако, некоторые меры всё же могут поспособствовать снижению воздействия автотранспорта на визуальные качества города. Среди них: снижение количества парковочных пространств; нормирование отступа парковочных пространств от красных линий; создание визуальных преград, например, посредством озеленения; использование подземных пространств; вынос парковочных пространств на периферию [2].
Архитектурный уровень
■ Принцип образности застройки
На уровне архитектуры формируется образ застройки, отражающий исторические, ментальные, социокультурные и другие особенности данного места. Это достигается посредством глубокого анализа территории и выделения принципов, благодаря которым формируется идентичность застройки, а отображены эти принципы могут быть в применяемых материалах, типах конструкций, архитектурных деталях и др. Здесь же стоит сказать о неприемлемо-
сти использования одного типа застройки на большом протяжении, так как такая среда является эмоционально недостаточной.
■ Принцип выделения первых этажей
Обилие функций в первых этажах — один из критериев, делающих улицу оживлённой. С точки зрения улучшения визуальной среды это ведёт к тому, что прилегающая территория будет ухожена, вывески внесут визуальное разнообразие, может быть размещена уличная мебель. Чем более приспособлена для размещения дополнительных функций в первых этажах будет застройка (увеличена этажность первых этажей, организованы витрины, предусмотрены места на фасаде для вывесок и пр.), тем качественнее будет эффект.
■ Принцип колористики
Задача цвета не только в насыщении среды, но и в изменении восприятия формы здания, разбиении фасадов на части, соразмерных для восприятия человеком, что особенно актуально в районах с типовой застройкой. Учёт городской цветовой палитры позволит сформировать колористику города, а учет особенностей восприятия цвета — внести качественные изменения в облик типовой застройки.
Средовой уровень
■ Принцип гуманизации среды
Элементы благоустройства должны быть соразмерны человеку. Решения по благоустройству призваны способствовать созданию комфортной пешеходной и транспортной инфраструктуры, а также обеспечивать доступность зданий и городских пространств для всех категорий граждан. Необходимо внимание к потребностям, ценностям, интересам и ожиданиям граждан.
■ Принцип идентичности среды
Необходим учет социальных, ландшафтных, планировочных и архитектурных особенностей среды. Комплексный анализ окружения позволяет более системно подходить к облагораживанию территорий.
■ Принцип озеленения
Зеленые насаждения на территории могут выполнять различные функции. Важно осознавать, для чего в каждом конкретном случае будет применяться озеленение: от этого будут зависеть приемы композиций, ассортимент растений. Озеленение способно качественно улучшить визуальную городскую среду, поэтому необходимо насыщать городское пространство различными видами озеленения.
■ Принцип ненавязчивой рекламы
Речь идёт об очистке среды от визуального мусора в виде реклам и вывесок. Четкий регламент этих элементов визуальной среды облегчает восприятие пространства, снижает его агрессивность, позволяет не нарушать архитектурные качества среды, а в некоторых случаях регламенты внешнего вида
и размещение вывесок могут способствовать формированию отличительных особенностей места.
■ Принцип разнообразия среды
Цветовое и фактурное разнообразие более комфортно для восприятия. Использование различных материалов позволяет визуально выделить элемент, обозначить границы элементов без использования ограждающих конструкций.
Также необходимо отметить и такую особенность рассмотренного опыта регулирования, как открытость и ясность документации, наличие графических пояснений, позволяющих избежать неверную интерпретацию норм.
Инструменты регулирования городской среды в аспекте визуального восприятия в Новосибирске
■ Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)
ПЗЗ определяют границы территориальных зон и их регламенты. Для регулирования застройки на всей территории Новосибирска применяется единый набор зон и регламентов. ПЗЗ задают лишь обобщенные параметры развития территорий, усредненные и единообразные для всего города, не учитывают неравномерность городской структуры и не дают полного представления о будущей застройке. Как следствие — разнородная застройка города, а также масса примеров разрушения ценной исторической среды [1].
■ Правила благоустройства территории города Новосибирска
Основная проблема правил благоустройства в том, что за соблюдением
этих правил не осуществляется должный контроль, в связи с чем сложно оценить, насколько эффективны содержащиеся в них положения.
■ Паспорта фасадов
Паспорта фасадов начали активно внедряться в Новосибирске в начале 2018 года, однако уже на этом этапе возникли проблемы, связанные с вопросом финансирования разработки паспортов, поэтому данный процесс носит затяжной характер. На данный момент проходит обсуждение возможностей повышения эффективности работы по оформлению паспортов фасадов.
Паспорта фасадов фиксируют существующее состояние зданий, последующие изменения вносятся через согласования. Сейчас, вместе с тем, что паспорта фасадов должны служить инструментом, не позволяющим ухудшить внешний вид зданий, они снижают и вероятность улучшения облика города. Проблема в том, что далеко не все постройки Новосибирска находятся в том состоянии, которое следует сохранять и поддерживать, логичнее было бы сначала привести фасады в должный вид, а затем внедрять паспорта фасадов. И здесь встает вопрос о том, какой вид является «должным»? В Новосибирске не установлена нормативная база, определяющая архитектурные аспекты визуальной среды, а значит, ответ на заданный вопрос не может быть найден в существующем законодательстве. Данный документ является скорее контролирующим, чем регламентирующим.
■ Паспорта объектов благоустройства
Разработанные в ходе инвентаризации объектов благоустройства паспорта объектов благоустройства призваны отслеживать состояние объектов благоустройства, фиксировать происходящие изменения. Также они позволяют увидеть качество среды по городу в целом и помочь при определении приоритетных направлений развития. К сожалению, не все паспорта объектов благоустройства выполнены качественно, поэтому сегодня в них вносятся корректировки, и, вероятно, будут вноситься и в последующем, при обнаружении несоответствий. Паспорт объекта благоустройства, по аналогии с паспортом фасада, является скорее контролирующим документом, чем регламентирующим.
■ Генеральный план города Новосибирска
Опосредованно на визуальное восприятие городской среды влияет генеральный план города Новосибирска, определяя планировку города.
В таблице 2 представлен результат анализа инструментов регулирования городской среды на предмет нормирования параметров визуальной среды города Новосибирска.
Таблица 1. Инструменты регулирования городской среды в Новосибирске
Градостроительный уровень Архитектурный уровень Средовой уровень
Инструмент регулирования Планировка города Параметры участков Отступы от красных линий s 3S О а. «3 о ъ со Коэффициент застройки и плотность застройки Формирование фронта улицы Парковочные пространства Тип кровли Членение фасада Пропорциональный строй проёмов Процент остекления Цвета фасада Отделочные материалы фасада Ориентация «уровень ВХОДОВ Малые архитектурные формы Наружная реклама Вывески Озеленение Типы покрытий Освещение
ПЗЗ города Новосибирска □ П - □ - □ х X X X X X X X X X X
Правила благоустройства города Новосибирска X X X X X X X X X X X X X « О D D D
Генеральный план города Новосибирска X X X X X X X X X X X X X X X « «
Таким образом, в Новосибирске отсутствуют инструменты, регламентирующие городскую среду на архитектурном уровне. Не разработаны ограничения на наружную рекламу и вывески, а также отсутствуют регламент по высоте застройки и требования к формированию фронта улицы.
Выводы
В результате рассмотрения системы регулирования городской среды в аспекте визуального восприятия в Новосибирске было выявлено, что существующих инструментов недостаточно для формирования комфортной визуальной среды.
Основополагающие изменения в системе регулирования городской среды в Новосибирске должны заключаться в следующем:
- дифференциация нормативных требований к застройке;
- разработка объемно-пространственных регламентов застройки;
- выделение зон, для которых требуется разработка особых регламентов застройки, в частности в области архитектурно-художественных решений;
- разработка дизайн-кода Новосибирска;
- пересмотр существующих регламентов и разработка новых требований с учетом принципов, описанных в результате анализа опыта регулирования городской среды.
Список литературы
1. Ганжа С.Д. К вопросу нормирования параметров жилой застройки в крупном сибирском городе / Творчество и современность. — 2017. — № 1(2). — С. 56-62.
2. Дудаков, Д. С. Проблемы транспортного планирования в условиях развития современного градостроительства [Электронный ресурс] // Architecture and Modern Information Technologies. — 2016. — № 4 (37) — URL : http:// www.marhi.ru/AMIT/2016/4kvart16/PDF/AM IT_2016-4(37)_Dudakov_PDF.pdf.
3. Кисельникова, Д. Ю., Гашенко А.Е. Дифференциация нормативных параметров застройки городского центра [Электронный ресурс] // Architecture and Modern Information Technologies. — 2018. — № 2(43). — С. 349-363. URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/2kvart18/PDF/23_kiselnikova_gashenko.pdf.
References
1. Ganja S.D. K voprosu normirovaniya parametrov zhiloy zastroyki v krupnom sibirskom gorode [To the question of rationing the parameters of residential development in a large Siberian city]. Novosibirsk, 2017, pp. 56-62.
2. Dudakov, D. S. Problemy transportnogo planirovaniya v usloviyakh razvitiya sovremennogo gradostroitel'stva [Problems of transport planning in the development of modern urban planning] Moscow, 2016. Available at: http://www. marhi.ru/AMIT/2016/4kvart16/PDF/AMIT_2016-4(37)_Dudakov_PDF.pdf.
3. Kiselnikova, D. Yu. Differentsiatsiya normativnykh parametrov zastroyki go-rodskogo tsentra [Differentiation of the normative parameters of the urban center] Moscow, 2018. Available at: http://marhi.ru/AMIT/2018/2kvart18/PDF/23_kiselnikova_ gashenko.pdf.
Мишкичева Анастасия Владимировна, студент 5 курса кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: [email protected]
Гашенко Антон Евгеньевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: [email protected]
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 24.05.2019