Теория и история культуры
БСЯ dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/198-206
УДК 721
Н.В. Месенёва
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
К вопросу о культуре оформления городских дворов в историческом центре города Владивостока: старое и новое
Сегодня существуют проблемы культуры оформления городских дворов в исторических кварталах, архитектурно-пространственной структуре центра города. В статье рассматриваются вопросы организации дизайна среды городских исторических дворов и предложены рекомендации создания креативной визуальной среды дворов в системе исторических кварталов, включая ландшафт, малые формы, уличные витрины, вывески, входные группы в офисы, кафе, магазины, торговые центры. Цель работы - выявление современных теоретических и практических тенденций организации визуальной среды городских дворов, расположенных в исторических кварталах, на примере исторического центра города Владивостока. Актуальность проблемы заключается в необходимости изучения современных процессов проектирования и реконструкции исторических дворов, более внимательного отношения к проблемам организации визуальной среды города, необходимости обновления архитектурно-дизайнерской теории. Новизна исследования состоит в том, что в настоящее время существует проблема недостаточной проработки теории и практики проектирования гармоничной среды городских дворов, сохранения «духа времени» исторической части города, практики применения новых материалов и технологий в современных проектах. В статье ставится задача изучить проблемы оформления дворов. Концепция статьи состоит в организации качественной визуальной среды исторического центра города. В результате выполненных исследований выявлены основные составляющие организации дизайна среды исторических дворов города, определены новые тенденции проектирования, отмечена важная роль сохранения и реконструкции среды исторических дворов. Отмечена необходимость реконструировать фасады, ландшафт, создать выразительные современные проекты дворов, сохраняющих «дух времени».
Ключевые слова и словосочетания: архитектура, визуальный образ, городская среда, здания, исторические дворы, реконструкция, фасад.
Месенёва Наталья Валентиновна - доцент кафедры дизайна и технологий, e-mail:
198
N.V. Meseneva
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
On the issue of the design culture of urban courtyards in the historical center of Vladivostok: old and new
Today, there are problems in the culture of decorating urban courtyards in historical quarters, in the architectural and spatial structure of the city center. The article discusses the organization of the design environment of urban historical courtyards and offers recommendations for creating a creative visual environment of courtyards in the system of historical quarters, including landscape, small forms, street windows, signs, entrance groups to offices, cafes, shops, shopping centers. The aim of the work is to identify current theoretical and practical trends in the organization of the visual environment of urban courtyards located in historical quarters, using the example of the historical center of the city of Vladivostok. The urgency of the problem lies in the need to study modern processes of designing and reconstruction of historical courtyards, a more careful attitude to the problems of organizing the visual environment of the city, the need to update the architectural and design theory. The novelty of the study is that at present there is a problem of insufficient elaboration of the theory and practice of designing a harmonious environment of urban courtyards, preserving the "spirit of the time" of the historical part of the city, the practice of using new materials and technologies in modern projects. The article sets the task of studying the existing problems in the field of yard design. The concept of the article is to organize a high-quality visual environment of the historic city center. As a result of the research, the main components of the design organization of the environment of historical courtyards of the city were identified, new design trends were identified, the important role of preserving and reconstructing the environment of historical courtyards was noted. The necessity of reconstructing the facades, landscape, creating expressive modern designs of courtyards preserving the existing "spirit of the times", brand, is noted.f ecological formation of textile design and costume design objects do not lose their relevance.
Keywords: architecture, visual image, urban environment, buildings, historical courtyards, reconstruction, facade.
Введение. В статье рассмотрен опыт нового строительства и реконструкции дворов в историческом центре города Владивостока, предложены пути решения компромисса между старой и новой застройкой исторического центра. Рассмотрены принципы сохранения исторического своеобразия города Владивостока. Отмечено, что развитие города в настоящее время требует расширения функций центральной части города.
Исторический центр города застраивается новыми офисными, торговыми и жилыми зданиями. Современная застройка отличается крупным масштабом, применением новых технологий и строительных материалов. Так, происходит активное проникновение новой архитектуры в исторически сложившиеся кварталы центра города. Включение современных зданий в историческую структуру города разрушает своеобразие, образ центра города. Среда центра города Влади-
199
востока постепенно теряет свою самобытность в результате вторжения в сложившуюся городскую структуру новой агрессивной архитектуры. Сегодня необходимо взаимное сотрудничество властей, архитекторов, градостроителей, горожан, чтобы во Владивостоке не произошло окончательной утраты самобытности исторических дворов и кварталов.
Цель исследования - выявить роль исторической «ткани» дворов как художественно-эстетических объектов, являющихся неотъемлемыми элементами городской среды в формировании образа города, изучить современные особенности проектирования и реконструкции дизайн-среды дворов исторических кварталов. Для этого необходимо рассмотреть особенности создания концепции визуальной среды, логику структурной организации дизайн-образа, разработать рекомендации по дизайн-проектированию и реконструкции исторических дворов центра Владивостока.
Актуальность исследования состоит в необходимости сохранения и повышения эстетико-художественной выразительности исторических дворов, систематизации знаний в области проектирования и реконструкции дворов, обусловлена недостаточностью изученности тенденций организации и сохранения своеобразия существующих дворов. Новизна исследования состоит в изучении современных направлений дизайн-проектирования, использовании новых материалов и технологий при оформлении и реконструкции дизайна дворов. Сегодня у горожан и туристов появилось желание увидеть новое, оригинальное в уже устоявшемся привычном предметном мире. В статье рассмотрены основные принципы реконструкции дворов внутренних кварталов, которые имеют неповторимый стиль, привлекают посетителей уникальными видами и приемами оформления. Полученные результаты способствуют созданию выразительных дизайн-проектов дворов, расположенных в исторических кварталах города.
Материал и методы исследования. В качестве объекта исследования рассматривается организация среды исторических дворов центра г. Владивостока. Был проведен анализ методической и специальной литературы по проблеме, использованы общетеоретические методы научных исследований.
Представленное исследование основано на материалах по организации гармоничной визуальной городской среды [5, 8]; важности ландшафтного дизайна в проектировании среды обитания [6]; решении вопросов гуманизации городской среды [7].
Результаты исследования и их обсуждение. Во Владивостоке имеются памятники федерального значения, для горожан и туристов город очень привлекателен. В нем можно провести несколько дней, исследуя неповторимые бухты, форты и батареи Владивостокской крепости, любуясь дореволюционной архитектурой центра города. Исторический центр города Владивостока отличается высоким художественным качеством архитектуры. В историческом центре города современные и исторические здания гармонично включаются в структуру города, а дворы исторических кварталов отражают характер среды города. Исторический центр Владивостока создает разнообразный, целостный, гармонич-
200
ный неповторимый облик города, который необходимо сохранять, учитывая взаимодействие старой и новой застройки.
При формировании исторического центра города необходимо ориентироваться на развитие города, возможные изменения архитектурной среды, существующие социальные, экономические условия. При реконструкции существующей среды центра следует сохранять культурный образ города, исторические традиции, их память: архитектуру зданий, площадей, дворов, памятных мест, названий, которые образуют символические и эмоциональные ценности. Художественные архитектурные образы входят в мир переживаний и чувств человека, архитектура включена в жизнь и любая встреча с ней - всегда важное живое событие и переживание [3].
Контрастную «изнанку» выразительных и красивых фасадов исторических зданий, в том числе имеющих статус памятников федерального значения, можно найти в любом крупном городе (рис. 1-5) и Владивосток не является исключением. В городе существуют старые кварталы, где время замедляется, остаются закоулки, которые хранят прошлое. Красивые фасады зданий исторического центра Владивостока вдоль центральных улиц (рис. 1) контрастируют с его «изнанкой», разрушенными фасадами и дворами (рис. 2). Дворики исторических зданий либо используются новыми хозяевами «по максимуму», либо разрушаются. Внутренние кварталы центра города включают дома дореволюционной постройки, неприметные закоулки и таинственные подворотни по Краснознаменному переулку, по улицам Пологой, Фонтанной, Адмирала Фокина (Арбат), Светланской. Дворы разные: с подпорными стенами и лестницами, с обустроенными палисадниками, некоторые каменные, из многих видны крыши соседних домов.
Рис. 1. Улица Фокина Рис. 2. «Изнанка» улицы Фокина. Дворы Миллионки
Одним из наиболее колоритных районов исторического центра Владивостока является квартал Миллионка, район между улицами Пограничной, Семеновской, Адмирала Фокина и Алеутской. Дореволюционный квартал построен из красного кирпича, раньше здесь размещались китайские трущобы. В прошлом и настоящем владивостокская Миллионка - это несколько кварталов с запутанной системой внутренних дворов, элегантными главными фасадами зданий и абсолютно хаотичными внутренними постройками. Китайский квартал до сих пор является одним из неблагоустроенных мест центра старого города. Внутреннее наполнение квартала противоречиво. Где-то уютные дворики реконструированы
201
и успешно используются горожанами. Сегодня Миллионка, как и другие дворы центра, благоустраивается, включает старые здания, имеет сложную, запутанную систему узких подворотен, переулков, галерей. Это не китайская архитектура, она не характерна для России. К сожалению, Миллионка всё больше теряет свою самобытность.
Рис. 3. Отреставрированные дворы Миллионки
Рис. 4. Антикварная лавка Рис. 5. Владельцы лавок играют в нарды
Сегодня в этих дворах расположены современные офисы, магазины с вывесками на китайском языке, рестораны и хостелы. Попасть во дворы Чайнатаун можно, сделав всего пару шагов от центральной улицы - так называемого Арбата.
Рис. 6. Работы художественного общества «33+1»
В 2010 году силами художественного сообщества «33+1» был реализован арт-проект «Обитатели Миллионки». В основу образов проекта легли исторические фото старого Владивостока М. Хаскелла (рис. 6).
202
Заслуженный художник России Сергей Черкасов открыл в районе Милли-онки частную галерею и отмечает, что дворы, расположенные в исторических кварталах, необходимо сохранить хотя бы в том виде, как сейчас - полуразрушенном, а лучше по примеру европейских городов реконструировать и создать креативные красивые проекты. Это действительно неповторимый уникальный район исторического центра города, нигде в России больше нет подобного. Но с такой позицией не согласны органы охраны памятников истории и культуры, которые руководствуются принципами: здесь должно быть так, как было в XIX веке на 100%. А это значит, что технологии реконструкции и восстановления зданий и сооружений должны быть не современными, а соответствовать тем, что были в конце XIX века: обработка дерева, составы штукатурок, отделочных смесей. Между тем именно дворы Миллионки выдвигали на звание чуда Приморья, а художники предлагали создать здесь арт-зону.
Дворы центра города - наглядный пример того, что происходит с исторической застройкой, если ее не реконструировать. Дворы несут значительную функциональную нагрузку, на которую не рассчитаны, в узких переулках расположены офисы, складские помещения, предприятия общественного питания. Благоустроены все дворы по-разному. Положительных примеров мало, но они есть.
Как считают архитекторы, красивые, уникальные фасады старого Владивостока достойны лучшей «изнанки» - дворов, а с помощью реставрации полуразрушенные дворики могут превратиться в достопримечательность города, заслуживающую не меньшего восхищения, чем красивые парадные фасады зданий. Дворы, которые сохранились внутри кварталов Владивостока, необходимо реконструировать и создать выразительное архитектурное решение. Исторический «образ» города Владивостока необходимо восстанавливать, иначе со временем он может быть навсегда потерян. Здания-памятники архитектуры следует реставрировать, реконструировать грамотно и осторожно, опираясь на существующий опыт и обязательно применяя новые современные технологии и материалы. Адаптация зданий-памятников к нынешним условиям - сложная профессиональная задача.
Во Владивостоке часто обсуждают переустройство дворов. Идей много: от сноса старых домов и строительства на их месте многоэтажек до точечного сноса особенно ветхих зданий. Но с 1990-х городская администрация полностью устранилась от проблемы реконструкции дворов с целью превращения их в туристический район.
Всё чаще возникает потребность в грамотной организации окружающего пространства, необходимости в выдержанном стилевом решении [4]. При реконструкции исторических дворов следует создавать уникальные дизайн-проекты, включающие креативные уличные витрины, входные группы в офисы, малые формы, ландшафтные композиции, необычные галечные или травяные газоны, красивое мощение, современные малые архитектурные формы, клумбы, кусты, а также деревья, способные создать комфортные условия для отдыха горожан и гостей города.
203
Такие дворы объединяет ощущение уюта и чувство стиля. Применение природных материалов в городских условиях олицетворяет природу, создает комфортную среду, близкую человеку психологически [9]. При модернизации и реконструкции исторически сложившихся дворов, введении в их состав новых объектов, например, малых форм для улучшения функциональности и эстетики проектируемой среды, следует учитывать структуру, цветовое решение существующих фасадов зданий исторических дворов. Город прекрасно воспринимается не только из окна автомобиля, но и в рамках пешеходной прогулки [2].
Современные тенденции проектирования дворов:
- создание яркой концепции проекта двора;
- сохранение исторической уникальности;
- включение художественных составляющих;
- создание гармоничного ландшафта;
- включение малых форм;
- реконструкция фасадов;
- оформление витрин и вывесок;
- создание гармоничного цветового решения.
В настоящее время в Москве, Петербурге, странах Европы широко идет реконструкция исторических центров городов, в том числе дворов, кварталов, где открываются и работают новые кафе, бары, магазины, бутики, развлекательные учреждения для привлечения горожан (рис. 7-11). При этом кварталы в целом сохраняют первоначальную этажность. Концепция оформления дворов отражает историю и современное понимание тенденций дизайна.
Рис. 7. Москва Рис. 8. Петербург
Рис. 9. Копенгаген Рис. 10. Стокгольм Рис. 11. Прага
204
Выводы и научная новизна. Дворы в исторических кварталах составляют единое целое с городской средой. Важной задачей для архитекторов является сохранение уникальности среды исторического центра города и существующего масштаба застройки. Необходимо сохранять целостную городскую среду, градостроительные особенности исторически сложившейся планировочной структуры. В настоящее время разрабатываются методы проектирования и реконструкции исторических центров городов, направленные на сохранение исторически сложившейся среды городских центров, учитывая, что каждый город уникален. Объектами проектирования при современном формировании центра города выступают не отдельные здания, а кварталы исторической городской среды, образующие целостную городскую «ткань» со своими особенностями, своим масштабом, пластическими характеристиками.
Современная практика проектирования направлена на получение высокохудожественного объекта, создание гармоничного и комфортного для проживания окружения, способного «по-человечески относиться к человеку» [1].
Восстанавливать целесообразно не только объекты, имеющие статус памятников архитектуры, но и здания и сооружения, составляющие часть исторической среды, образующие целостную выразительную пространственную структуру центра города, образ города. После реконструкции историческая среда дворов города должна представлять единое целостное пространство, включающее новые современные художественные и архитектурные элементы и формы. При формировании проектов для сохранения уникальной структуры и среды исторических кварталов дворов очень важно сохранить ландшафты, неповторимую архитектуру зданий, при проектировании дворов - организовать сотрудничество между архитекторами, владельцами, инвесторами, политиками и горожанами. Такое взаимопонимание необходимо для сохранения уникального образа города, приспособления к новым функциям исторических зданий и кварталов.
В статье подчеркивается актуальность бережного отношения общества к сохранению исторических дворов, кварталов, уникальности застройки исторического центра города Владивостока. Приведены примеры формирования среды исторических дворов в городах России и Европы. Тенденции гуманистической направленности, сохранения, модернизации и развития исторических дворов должны формироваться и во Владивостоке.
1. Давыдова Е.М., Радченко В.Ю., Радченко О.С. Принципы универсального дизайна как основа формирования профессиональных компетенций дизайнеров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4(58). Ч. 1. С. 186-190.
2. Дагданова И.Б., Козлов В.В., Энгель Б. Дрезден. Центр. Торговля. Импульсы развития исторического центра: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2015. 136 с.
3. Забельшанский Г.Б., Минервин Г.Б., Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Архитектура и эмоциональный мир человека. М.: Стройиздат, 1985. 208 с.
4. Зуева И.Л. Краткий курс лекций по дисциплине «Основы ландшафтного проектирования»: учебное пособие. Ухта, 2013. С. 5-7.
5. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: СПГУТД, 2009. 110 с.
6. Месенева Н.В. К вопросу использования малых архитектурных форм в дизайне городской среды // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8-2. С. 256-260.
205
7. Месенева Н.В. Новые идеи нового века - 2014: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции = The new Ideas of New Century - 2014: The Fourteenth International Scaentific Conference Procceeding: в 3 т. / Тихоокеан. гос. ун-т. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. Т. II. С. 411.
8. Птицына Л.М. Проблематизация дизайна городской среды в современной культурологии: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Челябинск, 2012.14 с.
9. Полевщикова Т.И., Максимова З.Ю. Реализация компетентного подхода в содержании технологического образования в учреждении высшего профессионального образования на примере дизайн-проектирования // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. URL: http://www/science-education.ru/ru/article/viот ew?id=25545(дата обращения 28.11.2016).
Транслитерация
1. Davydova E.M., Radchenko V.YU., Radchenko O.S. Principy universal'nogo dizajna kak osnova formirovaniya professional'nyh kompetencij dizajnerov// Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 4(58). CH. 1. P. 186-190.
2. Dagdanova I.B., Kozlov V.V., Engel' B. Drezden. Centr. Torgovlya. Impul'sy razvitiya istoricheskogo centra: ucheb. posobie. Irkutsk: Izd-vo IrGTU, 2015. 136 p.
3. Zabel'shanskij G.B., Minervin G.B., Rappaport A.G., Somov G.YU. Arhitektura i emocion-al'nyj mir cheloveka. M.: Strojizdat, 1985. 208 p.
4. Zueva I.L. Kratkij kurs lekcij po discipline «Osnovy landshaftnogo proektirovaniya»: uchebnoe posobie. Uhta, 2013. P. 5-7.
5. Medvedev V.YU. Sushchnost' dizajna: teoreticheskie osnovy dizajna: ucheb. posobie. 3-e izd., ispr. i dop. SPb.: SPGUTD, 2009. 110 p.
6. Meseneva N.V. K voprosu ispol'zovaniya malyh arhitekturnyh form v dizajne gorodskoj sredy // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2016. № 8-2. P. 256-260.
7. Meseneva N.V. Novye idei novogo veka - 2014: materialy Chetyrnadcatoj Mezhdunarod-noj nauchnoj konferencii = The new Ideas of New Century - 2014: The Fourteenth International Scaentific Conference Procceeding: v 3 t. / Tihookean. gos. un-t. Habarovsk: Izd-vo Tihookean. gos. un-ta, 2014. T. II. P. 411.
8. Pticyna L.M. Problematizaciya dizajna gorodskoj sredy v sovremennoj kul'turologii: av-toref. dis. ... kand. kul'turologii: 24.00.01. Chelyabinsk, 2012. -14 p.
9. Polevshchikova T.I., Maksimova Z.Yu. Realizaciya kompetentnogo podhoda v soderzhanii tekhnologicheskogo obrazovaniya v uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya na primere dizajn-proektirovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. № 6. URL: http://www/science-education.ru/ru/article/viot ew?id=25545(data obrashcheniya 28.11.2016).
©Н.В. Месенёва, 2019
Для цитирования: Месенёва Н.В. К вопросу о культуре оформления городских дворов в историческом центре города Владивостока: старое и новое // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11, № 3. С. 198-206.
For citation: Meseneva N.V. On the issue of the design culture of urban courtyards in the historical center of Vladivostok: old and new, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2019, Vol. 11, № 3, pp. 198-206.
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-2/198-206
Дата поступления: 20.08.2019.
206