7. Salzman E., Desi T. The New Music Theater; Seeing the Voice, Hearing the Body. New York: Oxford University Press. VIII. 2008. 408 p. References
1. Novak J. Postopera: Reinventing the Voice-Body. Routledge, 2015. 186 p.
2. Shornikova A.V. O vzaimodeystvii audio- i videoryadov v sochinenii «Tri istorii» Stiva Rayha - Beril Korot [About interaction of audio and video in the composition «Three tales» by Steve Reikh] // Problemy muzykalnoy nauki. 2017. № 3. P. 20-26.
3. Leman H.-T. Postdramaticheskiy teatr [Postdramatic theatre]. Moscow, 2013. 312 p.
4. Glass Ph. Music by Philip Glass. Da Capo Press, 1995. 226 p.
5. Kiseeva E.V. Nekotorye dramaturgicheskie i kompozitsionnye osobennosti rannih oper of F. Glass [Some dramaturgic and compositional features of early operas by F. Glass] // Problemy muzykalnoy nauki. 2018. № 3. P. 58-64.
6. Dixon S. Digital Performance: a History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. The MIT press, 2007. 828 p.
7. Salzman E., Desi T. The New Music Theater; Seeing the Voice, Hearing the Body. New York: Oxford University Press. VIII. 2008. 408 p.
УДК 71
А.И. ЧАЛАЯ, Н.В. АНИСИМОВ
ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНО ВОСПРИНИМАЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ГОРОЖАН (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО МЕГАПОЛИСА)
Чалая Анастасия Игоревна, аспирантка, старший преподаватель Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Анисимов Николай Васильевич, кандидат культурологии, доцент, профессор кафедры дизайна Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье идет речь о влиянии визуально воспринимаемых показателей городской среды на качество жизни людей. Недостатки благоустройства городских пространств и проблемы озеленения города ухудшают качество жизни и визуальную среду современного города. Устранение этих недостатков приведет к взаимовлиянию и улучшит не только визуальную картину города, но и его безопасность и комфортность для жителей.
Ключевые слова: городская среда, благоустройство, озеленение, город, дизайн. UDC 71
A.I. CHALAYA, N.V. ANISIMOV
INFLUENCE OF VISUALLY PERVABLE INDICATORS OF URBAN ENVIRONMENT ON THE PHYSICAL AND EMOTIONAL HEALTH OF CITIZENS (ON THE EXAMPLE OF THE SOUTH MEGAPOLIS)
Chalaya Anastasiya Igorevna, graduate, senior lecturer of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), [email protected]
Anisimov Nikolay Vasilyevich, PhD (culturology), associate professor, professor of department of design of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar ), [email protected]
Abstract. The article deals with the impact of visually perceived indicators of the urban environment on the quality of life. Disadvantages of urban space improvement and problems of urban greening
worsen the quality of life and the visual environment of the modern city. Elimination of these shortcomings will lead to mutual influence and improve not only the visual picture of the city, but also its safety and comfort for residents.
Keywords, urban environment, landscaping, gardening, city, design.
В процессе развития современных крупных городов их среда претерпевает серьезные изменения, снижающие качество жизни горожан. Среди этих изменений, порожденных ускорением процессов жизнедеятельности города, следует отметить и ряд визуально воспринимаемых показателей. Они проявляются в следующих основных группах:
- показатели, ухудшающие качество визуальной среды города;
- недостатки и проблемы благоустройства городских пространств;
- проблемы озеленения и недооценка его роли в городе.
Проблемы комфорта визуальной среды исследуются в мире уже достаточно давно. Исследователи говорят о прямой взаимосвязи между чувством комфорта и безопасности в городе и благоустройством городской территории. Принципы организации пространства основываются на особенностях психического и эмоционального восприятия визуальных форм человеком. Рассматривая проблемы формообразования в контексте городского пространства, необходимо уделить внимание вопросам психоэмоциональных особенностей визуального восприятия.
Следует отметить, что особенности физиологических процессов в мозгу, отвечающих за визуальную ориентацию человеческого организма в пространстве, еще до конца не изучены. Некоторые утверждения имеют статус гипотез и предположений. Однако базовые теории в этой области позволяют использовать общие принципы и законы визуального восприятия человека, в том числе объяснения и уточнения основных принципов в теории формообразования и композиции [1].
Процесс визуального восприятия обеспечивается довольно сложной системой физиологических алгоритмов, с большим количеством взаимодействий различных структур головного мозга. В работах Р. Арнхейма, Г.О. Рубера и других ученых, изучавших проблемы визуального восприятия, содержатся положения о том, что функционирование перцептивного (т.е. воспринимающего) аппарата человека, сформированного в процессе эволюции, имеет специфические особенности, которые направлены на реализацию основной задачи ориентации в пространстве, а следовательно, выживанию организма в окружающей среде [2, 3]. Эти особенности касаются прежде всего процесса получения визуальной информации.
Целостный образ увиденного формируется из отдельных картин, саккадически1 «снятых» глазом, которые последовательно накладываются одна на другую. Изучением этих проблем занимается видеоэкология - наука о взаимодействии человека с окружающей видимой средой [4]. Согласно законам видеоэкологии, агрессивные визуальные поля образуются от изобилия прямых линий, прямых углов и широких ровных плоскостей, множества однотипных элементов, равномерно распределенных на некоей поверхности. Метрический ряд из девяти элементов в городской среде считается агрессивной средой для человеческого глаза.
В исследованиях, посвященных вопросам видеоэкологии, В.А. Филин, предложивший этот термин, указывает на то, что в природной среде иначе происходят саккады: в отличие от урбанистической среды в природном пространстве время фиксации глаза сокращается, взгляд скользит быстрее, не задерживаясь на отдельных деталях, что приводит к большему комфорту восприятия. Схожий эффект имеет историческая архитектура.
1 Саккады - непроизвольные быстрые движения глаз в определенном ритме, благодаря которым происходит считывание визуальной информации [5].
В связи с процессом урбанизации городских пространств, который продолжается последние десятилетия, проблемы видеоэкологии становятся все более актуальными. Среда города, развивающаяся хаотически, становится визуально некомфортной.
В настоящее время городская среда многих городов, их жилые и производственные зоны, транспорт находятся в состоянии крайней визуальной раздробленности. Серьезной проблемой для визуального комфорта становится обилие хаотичных пестрящих вывесок, витрин, рекламных объявлений, афиш, заборов и т.д. Очень часто владельцы различных объектов осознанно разрушают исторические структуры: демонтируют уникальные старинные элементы архитектуры, закрывают фасады старинных зданий пластиковыми панелями, меняют исторические двери и окна на типовые, уничтожая тем самым образ старого города в целом и игнорируя проблемы разрушения здания, его историческую и художественную ценность. Все это составляет неблагоприятную визуальную среду для жизни человека и приводит к ухудшению эмоционального состояния людей, усилению стресса, росту числа психических заболеваний.
Долгое нахождение в такой среде вызывает эмоциональное утомление. Длинные бетонные или металлические заборы, огромные стеклянные плоскости фасадов, ряды одинаковых строений, даже группы зданий и сооружений, выкрашенных в одни и те же цвета, заставляют перенапрягаться нервную систему, вызывая негативные последствия. Такое расположение элементов в композиции называется метрическим рядом и считается очень утомительным для восприятия [6].
Благоустроенная городская среда является важным фактором динамичного развития города. Эстетичное и удобное общественное и уличное пространство притягивает в город активных, энергичных людей и, соответственно, инвестиции. Чем выше качество городской среды и общественных пространств, тем более ценным становится город [7].
Современная городская среда многих современных крупных городов демонстрирует большой контраст между благоустроенными территориями и неблагоустроенными. Над исследованием данной темы работал американский архитектор Оскар Ньюман. Он является создателем концепции «защищающего пространства». Одним из важных моментов теории является положение о том, что чем больше владельцев являются формальными хозяевами территории, тем меньше ответственности каждый из них чувствует за собой. Защищающее пространство должно иметь четко обозначенную принадлежность и ясно опознаваемые границы. Такими обозначениями могут служить визуальное единство и благоустройство территории [8].
Защищающее пространство может усилить чувство единства и территориальной идентичности людей - как владельцев, так и гостей. Городская среда должна содержаться в благоустроенном состоянии, показывая признаки территориальной идентичности: отремонтированные дома, хорошее освещение в темное время суток, зеленые насаждения, отсутствие мусора и сломанных предметов.
Оскар Ньюман выдвинул теорию о том, что защищающее пространство способствует формированию локальных социальных связей среди жителей. [9]. Когда люди объединены, когда они чувствуют свою сопричастность с местом, в котором живут, они чувствуют большую защищенность. Это побуждает их чаще использовать общественные пространства, увеличивать контакты с соседями и в конечном счете развивать более сильные общественные связи. Эта идея является важной характеристикой защищающего пространства, поскольку люди с большим количеством социальных связей имеют представление о нормах поведения в конкретном месте, следят за порядком и более склонны к охране места своего проживания [10].
Эстетическая гармония среды является одной из важнейших составляющих комфортного для жизни защищающего пространства, Как пишут Х.Э. Штейнбах и В.И. Елен-ский в своей книге «Психология жизненного пространства», эстетически сформированная среда будет вызывать определенные эмоции и формировать определенный стереотип
поведения; в эстетически непривлекательных средах ожидается и реализуется девиан-тное поведение [11]. Поэтому для формирования защищающего пространства большую важность имеют эстетические качества среды.
Взаимосвязь уровня благоустройства городской среды с характером и количеством озелененных территорий, повышающая эстетические качества среды, весьма актуальна для южных городов, в том числе для Краснодара. Одно из исследований на тему положительного влияния озелененной и благоустроенной территории на организм человека было проведено Роджером Ульрихом - профессором архитектуры в центре исследований зданий здравоохранения в технологическом университете Чалмерса в Швеции и адъюнкт-профессором архитектуры в университете Ольборга в Дании. В результате ряда экспериментов было доказано, что пациенты госпиталя, которые имели возможность видеть траву и деревья, выздоравливали быстрее и меньше нуждались в обезболивающих препаратах, чем те, кто видел только бетон и асфальт [12].
Дальнейшие исследования подтвердили, что природные формы и благоустроенная среда имеют сильное положительное влияние на физическое и эмоциональное здоровье человека. Были получены обширные данные, подтверждающие, что вид природы снимает нервное напряжение, стабилизирует сердечную и мозговую деятельность, а также позитивно влияет на результаты психологического тестирования, проведенного с целью определения уровня положительных эмоций [4]. Гармоничная городская среда способствует повышению качества жизни населения, повышению настроения и улучшению эмоционального состояния людей, снижению уровня стресса и как следствие - повышению работоспособности.
Суммируя данные о визуально воспринимаемых показателях среды жизнедеятельности, важно отметить, что современное состояние городской среды г. Краснодара -неоднородность озеленения, неопрятность ряда зданий и улиц, надписи на стенах, мусор, разрушающиеся здания и т.д. - сообщает о признаках упадка, означающего, что порядок в городе нарушен. Это ощущение усиливается при признаках вандализма, который является одной из форм разрушительного поведения человека. При этом искажение фасадов исторических зданий яркими и массивными вывесками, пластиковыми панелями, изменение самой структуры фасада, замена исторических архитектурных элементов типовыми прототипами также может рассматриваться как форма вандализма.
Эстетический объект как стимул восприятия должен обладать оптимальным уровнем упорядоченности и структурности, чтобы процесс восприятия протекал в физиологически наиболее благоприятном режиме и тем самым стимулировал позитивную эмоциональную активность сознания [13]. Озеленение является одним из носителей указанной упорядоченности.
Наличие в Краснодаре зеленых зон является неотъемлемой составляющей комфортной городской среды. Большое количество деревьев в городском пространстве снижает уровень шума, углекислого газа, создает тень и спасает от жары в теплое время года. Наличие благоустроенных зеленых зон снижает риск нарушения психики у населения. Кроме того, озеленение (в том числе вертикальное) в случае его создания будет компенсировать воздействие агрессивных участков среды в районах новой застройки.
Устранение ряда показателей, которые приводят к ухудшению качества визуальной среды города, недостатков благоустройства и озеленения, при решении соответствующих проблем, приведет к взаимовлиянию этих факторов и улучшит не только визуальную картину города, но и его безопасность и комфортность для жителей. Таким образом, важно подчеркнуть крайне важную роль дизайна в формировании комфортной и безопасной современной городской среды.
Литература
1. Иванова М.С. Криминальная безопасность жилой среды: архитектурные аспекты // Архитектон: известия вузов. № 38. Приложение. Июль 2012.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 2012.
3. Руубер Г.О. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин, 1985. 260 с.
4. Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что - плохо. М., 1997.
5. Филин В.А. Автоматия саккад. М., 2002. 240 с.
6. Агрессивные визуальные поля // Видеоэкология - наука о красоте и визуальной среде. URL: http://www.videoecology.com/41gurban.html
7. Гриценко В.П. Массовая застройка и облик города Краснодара: реальное и воображаемое // Культурная жизнь Юга Росии: Социальная память. Актуализация. Модернизация: материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 104-110.
8. Общественные пространства как глобальный тренд URL: http://archi.ru/russia/ 50103/obschestvennye-prostranstva-kak-globalnyi-trend
9. Newman O. Defensible space: crime prevention through urban design. New York: Macmillan, 1972. 264 p.
10. Эллард К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М., 2016. 288 с.
11. Штейнбах Х.Э. Еленский В.И. Психология жизненного пространства (для психологов, архитекторов и дизайнеров). СПб., 2004. 238 с.
12. Ulrich R., Zimring C., et al. The Role of the Physical Environment in the Hospital of the 21st Century: A Once-in-a-Lifetime Opportunity. Report to The Center for Health Design for the Designing the 21st Century Hospital Project. (Sep. 2004)
13.Мирошников В.В., Мирошникова В.М. Проблемы организации эффективной системы визуальных коммуникаций в условиях современной городской среды // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 2. С. 113-116.
References
1. Ivanova M.S. Kriminalnaya bezopasnost zhiloy sredy: arhitekturnye aspekty [Criminal safety of living environment: architectural aspects]. Arkhitekton: Izvestiya vuzov. № 38. Application. July 2012.
2. Arnheim R. Iskusstvo i vizualnoe vospriyatie [Art and visual perception]. Moscow, 2012.
3. Ruuber G.O. O zakonomernostyah hudozhestvennogo vizualnogo vospriyatiya [Regularities of artistic visual perception]. Tallinn, 1985. 260 p.
4. Filin V.A. Videoekologiya: сЫю dlya glaza horosho, a chto - ploho [Video-ecology: what is good for the eye and what is bad]. Moscow, 1997.
5. Filin V.A. Avtomatiya sakkad [Automaticity of saccades]. Moscow, 2002. 240 p.
6. Aggressive visual field // Video-ecology - the science of beauty and visual environment. URL: http://www.videoecology.com/41gurban.html
7. Gritsenko V.P. Mass building and appearance of the city Krasnodar: real and imaginary // Cultural life of the South of Russia: social memory. Actualization. Modernization: materials of the II International scientific-practical conference. 2017. P. 104-110.
8. Public spaces as a global trend. URL: http://archi.ru/russia/50103/obschestvennye-prostranstva-kak-globalnyi-trend
9. Newman O. Defensible space: crime prevention through urban design. New York: Macmillan, 1972. 264 p.
10. Ellard K. Sreda obitaniya: Kak arhitektura vliyaet na nashe povedenie i samochuvstvie [Habitat: how architecture affects our behavior and well-being]. Moscow, 2016. 288 p.
11. Steinbach H.E., Elensky V.I. Psihologiya zhiznennogo prostranstva (dlya psihologov, arhitektorov i dizajnerov) [Psychology of living space (for psychologists, architects and designers)]. Saint Petersburg, 2004. 238 p.
12. Ulrich R., Zimring C., et al., The Role of the Physical Environment in the Hospital of the 21st Century: a Once-in-a-Lifetime Opportunity. Report to the Center for Health Design for the Designing the 21st Century Hospital Project. (Sep. 2004)
13. Miroshnikov V. V. , Miroshnikova V. M. Problems of organization of an effective system of visual communications in the modern urban environment // Konkurentosposobnost v globalnom mire: ekonomika, nauka, tehnologii. 2016. № 2. P. 113-116.