ЧЕЛОВЕК И СРЕДА
УДК 574
PROVIDING A COMFORTABLE VISUAL ENVIRONMENT
IN THE CITY
Ivanov Vladislav Alexandrovich - student Astrakhan State University Astrakhan, Russia. Kolchin Evgeniy Alexandrovich - Candidate of geographical sciences. Associate professor of ecology, environmental management, land management, health, and safety. Astrakhan State University,
lecturer, Astrakhan, Russia. Konyakin Georgy Nikolaevich - Astrakhan State University, student, Astrakhan, Russia.
Abstract: This article examines the factors affecting the provision of a comfortable visual environment in the city. The characteristics that form the most comfortable visual environment, including the features of the natural environment was analyzed. Identified and justified by the influence of environment on the human perception of the surrounding space, as well as a number of recommendations to create the most favorable comfortable environment in the city.
Keywords: comfortable visual environment, visual environment, videoecology
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ
СРЕДЫ В ГОРОДЕ
Иванов Владислав Александрович - Астраханский Государственный Университет, студент, Астрахань, Россия, vladislav.ivanov.1996@bk.ru
Колчин Евгений Александрович - кандидат географических наук, доцент кафедры экологии, природопользования, землеустройства и безопасности жизнедеятельности. Астраханский Государственный Университет, преподаватель, Астрахань, Россия, eakol4in@rambler.ru
Конякин Георгий Николаевич - Астраханский Государственный Университет, студент, Астрахань, Россия, bratok_777_96@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассмотрены факторы, влияющие на обеспечение комфортной визуальной среды в городе. Проанализированы характерные особенности, формирующие максимально комфортную визуальную среду, в том числе
особенности естественной среды. Выявлено и обосновано влияние среды на восприятие человеком окружающего пространства, а также дан ряд рекомендаций для создания наиболее благоприятной комфортной среды в городе.
Ключевые слова: комфортная визуальная среда, визуальная среда, видеоэкология.
В настоящее время возрастающие социальные требования к главным качествам среды обитания человека - здоровью, удобству и красоте - при одновременном обострении вопросов экологии предопределяют необходимость развития новых областей знаний. Видимая среда окружения человека определяет качество его жизни.
Комфортной визуальной средой принято называть среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Для неё характерны наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов (особенно в верхней части видимой картины), в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность [4].
Максимально комфортной визуальной средой считается естественная среда (лес, горы, реки, моря, облака).
В такой среде в истинном режиме работают фоторецепторы сетчатки глаза, в частности системы выключения и включения (on- и off- системы). Когда человек находится, например, в лесу, практически исключена ситуация повтора одного и того же изображения на сетчатке глаза. При этом каждый раз создается перепад освещенности на отдельном фоторецепторе [4].
Современная городская среда перенасыщена гомогенными (однородность видимых элементов) и агрессивными (большое количество одинаковых элементов) видимыми полями. Наиболее радикальный метод решения проблем видеоэкологии города - это изменение дизайна и интерьера внутреннего помещения зданий. Самый простой и подходящий способ достижения максимально комфортной среды - озеленение. Всё большей популярностью пользуется вертикальное озеленение. В такой среде все механизмы зрения работают в естественном режиме.
Ещё одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную среду, является цвет. Воздействие цвета на человека проявляется на психофизиологическом, психологическом, социальном уровнях.
Цвет в архитектуре города призван выполнять ряд важнейших функций: он ориентирует человека в пространстве и во времени, придает значение отдельным компонентам среды, создает психофизиологический комфорт, формирует содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство [1].
Грамотно подобранный цвет способен снять зрительное напряжение, облегчить процесс различения цветов, оптимизировать условия для зрительной работы, в частности, обеспечить надежную фиксацию после саккады (микродвижения глаз в процессе «видения») [2].
В прошлом архитекторы могли умело обогатить визуальную среду, тщательно проанализировав всю палитру, структуру и динамику цветовых компонентов природного окружения, национальные особенности архитектуры и природные условия. Финский архитектор-экологист Р. Пиетиля воспринимал архитектуру как продолжение естественного ландшафта и таким образом ему удавалось «вписать» здание в ландшафт [3].
В архитектуре прошлых столетий придавалось значение управления средой, применяя неиссякаемые источники информации - формы, цвета, семантику интерьеров и экстерьеров. Яркие цветовые акценты размещались обычно в основных декоративно-пластических узлах: на ставнях окон, под фасадом крыши, на колоннах, куполах. Цветовая отделка предполагала интенсивный цветовой фон. Как правило, красно-коричневый кирпич контрастировал с белокаменными резными деталями.
Стремление к многоцветию выражалось в применении насыщенной окраски стен в голубой, зелено-голубой, оранжевые цвета в сочетании с белой колоннадой, лепными украшениями и обильной позолотой деталей. Виртуозная декоративность форм содействовала созданию большого разнообразия визуального поля и, безусловно, создавала комфортную среду. [2] Яр-
ким примером архитектуры, отображающей принципы комфортной визуальной среды, является Кафедральный собор Святого равноапостольного князя Владимира, расположенный по адресу Генерала Армии Епишева в городе Астрахани.
Для создания максимально комфортной визуальной среды в городе необходимо придерживаться ряда рекомендаций:
- бережное отношение к исторически ценным архитектурным объектам, сохранение композиционного решения фасадов;
- благоустройство территории исторического центра: малые архитектурные формы, упорядоченное озеленение, разное по цвету и фактуре покрытие пешеходных путей;
- учет требований видеоэкологии при проектировании новых объектов, а именно:
1) отказ от высотного строительства на территории исторического центра, так как здания низкой этажности создают более комфортную визуальную среду, чем многоэтажные объекты;
2) применение различных пространственных конструкций, придающих разнообразие и современность визуальной среде, формирующих выразительные силуэты;
3) создание ярусных композиций;
4) создание гармоничного сочетания цветов старой и новой застройки [3].
Рис.1. Кафедральный собор Святого равноапостольного князя Владимира.
Библиографический указатель:
1. Алферов Н.С., Коротковский А.Э. Вопросы теории и практики архитектурной композиции / Сб. трудов. - М., 1976. -№ 7.
2. Заикин Г.С. Изучение, обобщение практики и разработка приемов и методов формирования архитектурных ансамблей и комплексного развития архитектурно-пространст-вен-ной среды исторически сложившихся «городов-заводов» Урала с учетом сохранения их индивидуальных особенностей. Книга II. - Свердловск, 1985.
3. Пруцын О. И., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-историческая среда. - М.:Стройиздат, 1990.
4. Филин В. А. «Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо». - М.: ТАСС-реклама, 1997. - 312 с.
Bibliography:
1. Alferov N.S., Korotkovsky A.E. Theory and practice of architectural composition. Coll. works №7. - M., 1976.
2. Zaikin G.S. Study, generalization of the practice and the development of techniques and methods of formation of architectural ensembles and integrated development of architectural and spatial environment of historical "city-factories" of the Urals with a view to preserving their individual characteristics. Book II. - Sverdlovsk, 1985.
3. Prutsyn O.I., Rymashevskiy B. Borusewicz B. Architectural - historical environment - M.: Stroyizdat, 1990.
4. Filin V.A. "Videoekologiya. What good eyes, and that - bad. " M .: TASS advertising. 1997. 312 p. (1st Edition)