Научная статья на тему 'Дивинация событий как установка когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе'

Дивинация событий как установка когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ГАРМОНИЯ / ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС / КОГНИТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ / ДИВИНАЦИЯ / COGNITIVE HARMONY / NARRATIVE DISCOURSE / COGNITIVE SCRIPT / REPRESENTATION / SENSE PHRASE COMPOUND / DIVINATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тармаева Виктория Ивановна

В статье анализируется дивинация в качестве установки когнитивной гармонии, задающей критерии и закономерности смыслового реконструирования повествовательного дискурса при его восприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Event Divination as Cognitive Harmony Arranging in Narrative Discourse

The article is devoted to the analysis of event divination as cognitive harmony arranging in narrative discourse. Event divination determines processes of cognitive comprehension of narrative discourse.

Текст научной работы на тему «Дивинация событий как установка когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе»

УДК 81'42

В. И. Тармаева

Дивинация событий как установка когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе

В статье анализируется дивинация в качестве установки когнитивной гармонии, задающей критерии и закономерности смыслового реконструирования повествовательного дискурса при его восприятии.

Ключевые слова: когнитивная гармония, повествовательный дискурс, когнитивный сценарий, репрезентация, сложное синтаксическое целое, дивинация.

V. I. Tarmaeva

Event Divination as Cognitive Harmony Arranging in Narrative Discourse

The article is devoted to the analysis of event divination as cognitive harmony arranging in narrative discourse. Event divination determines processes of cognitive comprehension of narrative discourse.

Keywords: cognitive harmony, narrative discourse, TOgnitive script, representation, sense phrase compound, divination.

Целью данной статьи является обоснование дивинации в качестве установки когнитивной гармонии, задающей критерии и закономерности смыслового реконструирования повествовательного дискурса при его восприятии. Исследование восприятия путем когнитивного моделирования позволяет вскрыть неисследованные возможно -сти единиц языка.

В данном исследовании когнитивная гармония впервые рассматривается как познание состояния взаимодействия и упорядочения репрезентаций событий, разворачивающихся в равновесной причинно-следственной темпоральной/фазовой трихотомии и данных как цельное и безусловное переживание внутреннего Эго наблюдателя, предопределенное дивинацией.

В процессе понимания и становления когнитивной гармонии повествовательного дискурса наблюдатель теряет свою первичность, становясь источником нового движения. «Теперь читатель больше просто не интерпретирует (что, по сути, и так не было), но становится писателем сам по себе» [1, с. 109].

Конечно, такое описание сокращенно и упрощенно. При восприятии повествовательного дискурса происходит реконструирование метади-скурса. Любой пересмотр «пробрасывания» ко -ренится в возможности «пробрасывать» вперед себя новую проекцию смысла. Вот это непрестанное проецирование, пробрасывание смысла, составляет смысловое движение понимания и

становления когнитивной гармонии. Становление когнитивной гармонии происходит как реализация предвосхищаемого сознанием предварения-предощущения целого и его последующей экспликации. Когнитивное понимание и становление когнитивной гармонии повествовательного дискурса всегда предопределено забегающим вперед движением дивинации (дивинация - от лат. ётпайо «предсказываю, предчувствую» -предсказание будущего при помощи различных техник).

Ментальная хронология, «порядок мыслей» и событийная хронология, «порядок мира» проявляются посредством глагольных циклов, имеющих трехчленную парадигматическую релевантность, предопределенную дивинацией: рождаться - жить - умирать, войти - находиться внутри -выйти, начинать - продолжать - заканчивать, пойти - дойти, достигнуть - возвратиться, открыть - производить - закрыть и т. д.

Естественная последовательность взаимодействий субъекта-деятеля с разнообразными объектами выражается посредством цикличной цепочки предикатов. Цепочка соответствует порядку развертывания деятельности, а предикаты - ее фазам. Фазы действия субъекта с объектами делятся на три сегмента: фаза восприятия и присвоения (воспринимать и присваивать); фаза потенции (иметь); фаза подготовки и исполнения (готовиться и производить).

© Тармаева В. И., 2011

Цепочка базовых предикатов может иметь множество вариантов, например: видеть - брать (фаза восприятия и присвоения) - содержать (фаза потенции) - извлекать - применять - делать (фаза подготовки и исполнения); слышать - записывать (фаза восприятия и присвоения) - хранить (фаза потенции) - вспомнить - сказать (фаза подготовки и исполнения); потрогать - оттолкнуть (фаза восприятия и присвоения) - помнить (фаза потенции) - остерегаться - обойти (фаза подготовки и исполнения).

Развертывание событийного цикла происходит в соответствии с дивинацией. Например, встречный цикл вызывает концентрацию деятельности субъекта на противостоянии возникшей помехе: во встречном цикле может возникнуть предикат отнимать, что вызовет усиление предиката исходного цикла иметь и предсказуемое появление предиката защищать. В ответ на предикат воровать установка дивинации «потребует» предиката охранять или ловить. Предикаты событий упорядочены в соответствии с диви-нацией: всегда существуют такие два предиката, что при появлении обоих в дискурсе их порядок предопределен. Иными словами, между предикатами существуют системные, до-текстовые отношения логического вывода. Соответственно, в повествовательном дискурсе предсказуемы переживаемые события. Круг возможных дальнейших переживаний событий образует горизонт дивинации.

Установка дивинации событий развертывается и развивается по мере развертывания динамической схемы действования когнитивной гармонии повествовательного дискурса. Сам выбор направления регулируется этой же схемой действо-вания когнитивной гармонии. Сценарий когнитивной гармонии и есть схема дивинации событий, указание на то, с какими репрезентациями и как взаимодействовать наблюдателю. Сценарий когнитивной гармонии обеспечивает дивинацию событий. Дивинация имеет логический характер, так как происходит в результате взаимодействия наблюдателя с репрезентациями опыта действий (памяти), с одной стороны, и адаптации к знаниям, репрезентируемым в метадискурсе.

Статус дивинации событий в когнитивном сценарии может быть

1. Нормообразующий - в соответствии с общепринятыми нормами и представлениями типичного поведения и развития событий. Например, узнав, что Джим хочет стать свободным, Гекльберри Финн возмущен, чего и следовало

ожидать (М. Твен «Приключения Гекльберри Финна»).

2. Мотивирующий - ожидаются пояснения по поводу того, почему происходят те или иные события. Как и ожидалось, Гекльберри Финн возмущен свободолюбием раба Джима. Гека возмущает (это дается в качестве последующих пояснений) не столько то, что Джим намерен выкупить или, в крайнем случае, украсть своих детей у владельца, сколько то, что он посмел вообразить себя неким «Я», имеющим независимую и автономную волю (М. Твен «Приключения Гекльберри Финна»).

3. Трансформативный (нормонарушающий). Ожидалось, что Гекльберри будет жалеть раба, а он не жалеет (М. Твен «Приключения Гекльберри Финна»).

Последний тип лежит в основе смены горизонта дивинации событий, которая

- всегда обращена на конкретное ожидаемое событие повествовательного дискурса, она не разрушает сценария событий в целом;

- открывает новые пути реконструкции на основе «пересмотренной дивинации»;

- позволяет появиться новым схемообразую-щим нитям, знаменующим уже изменение не только развертывания, но и переживания смысла.

- влечет за собой смену одного сценария на другой. Появление схемы ради смены другой схемы служит «обогащению» опыта репрезентаций наблюдателя.

Социокультурная значимость изменений ди-винации столь же велика, как значимость сохранения некоторой нерушимой целостности в схемах действования. Установка дивинации событий «ритмизирует» становление когнитивной гармонии повествовательного дискурса. При изменении дивинации возникает целая система преобразований, ведущая, в конечном счете, к тому, что было до изменения - к новой саморегулирующейся целостности. Таким образом, проявляется самоорганизация посредством течения всего цикла целиком: равновесие - неравновесие -равновесие.

Удовлетворение всех дивинаций событий в повествовательном дискурсе привело бы к скуке, неудовлетворение всех дивинаций - к скуке и претенциозности, тогда как модификация и коррекция многих дивинаций порождает интерес к чтению, к тексту. Вообще изменение дивинаций - такая же универсалия повествования, как и их соблюдение. При развертывании дивинации событий когнитивной гармонии и смене горизонта

148

В. И. Тармаева

дивинации сохраняется определенная тема ожидаемого. Баланс дивинаций и смены горизонта дивинаций, вводящей новые дивинации, соотносимые с новыми каузальными отношениями, представляется основой развертывания когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе.

В повествовательном дискурсе дивинация событий как бы «запланирована» с самого начала, а предикаты - глагольные циклы - служат для построения сценария когнитивной гармонии. При развертывании когнитивной гармонии объектом дивинации событий в повествовательном дискурсе является не только набор содержаний -предикаций в рамках пропозиций, но и текстооб-разующих средств. Такие текстообразующие средства имеют характер методологического указания по дальнейшему мыследействованию с текстом.

Читатель стремится к «контролю над тем, что случится дальше» [2]. Действование по когнитивному сценарию в значительной мере строится путем «перебора дивинаций». При «переборе» человек как бы отвечает на вопросы такого рода: Это частное - какому целому оно служит? Это целое - как оно объясняет то частное? Эта диви-нация создает известную установку и делает дальнейшее чтение активным процессом, в котором анализ совпадений или несовпадений с ожидаемой дивинацией начинает составлять едва ли не основное содержание всей деятельности читающего. Дивинация имеет характер предположения наблюдателя об условиях дальнейшего действования в содержании целого повествовательного дискурса. «Вхождение» в целостность повествовательного дискурса осуществляется посредством укрупнения сценариев конитивной гармонии: от сценария события до сценария целого повествовательного дискурса.

Подводя итог и суммируя выводы, можно кон -статировать следующее:

- дивинация событий и сценарий когнитивной гармонии задают критерии и закономерности смыслового восприятия (реконструкции) повествовательного дискурса (а не отображение);

- действование по сценарию когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе - это всегда действование с дивинациями событий, без этого восприятие дискурса потеряло бы связность. Дивинация сценария когнитивной гармонии обеспечивает непрерывность восприятия во времени, проявляясь в качестве посредника, через которого «прошлая» информация определяет то, что будет воспринято впоследствии как будущее;

- дивинация создает установку, «имеющую» характер предположения наблюдателя об условиях дальнейшего действования в содержании укрупненного сценария целого повествовательного дискурса;

- дивинации и «смены горизонта» дивина-ций, вводящие новые дивинации, соотносимые с новыми каузальными отношениями, органично слиты со становлением когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе. Установка дивина-ции событий выполняет ритмообразующую роль при становлении когнитивной гармонии повествовательного дискурса.

Библиографический список

1. Деррида Ж. Письмо и различие [Текст] / Ж. Деррида ; пер. А. В. Гараджа. - СПб. : Академический проект, 1995. - 154 с.

2. Sinclair J. Some implications of discourse analysis for compréhension / J. Sinclair // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. - 1980 - V. 4, № 4. - Р. 21-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.