Научная статья на тему 'О свойствах когнитивной гармонии повествовательного дискурса'

О свойствах когнитивной гармонии повествовательного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ГАРМОНИЯ / ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС / КОГНИТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ДИВИНАЦИЯ / COGNITIVE HARMONY / NARRATIVE DISCOURSE / COGNITIVE SCRIPT / REPRESENTATION / DIVINATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тармаева В.И.

В данной статье рассматриваются свойства когнитивной гармонии, являющейся конечным результатом когнитивного восприятия повествовательного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About characteristics of Cognitive Harmony of Narrative Discourse

This article deals with the characteristics of cognitive harmony as a result of cognitive perception of narrative discourse.

Текст научной работы на тему «О свойствах когнитивной гармонии повествовательного дискурса»

УДК 811.161.1

В.И. Тармаева

О свойствах когнитивной гармонии повествовательного дискурса

В данной статье рассматриваются свойства когнитивной гармонии, являющейся конечным результатом когнитивного восприятия повествовательного дискурса.

This article deals with the characteristics of cognitive harmony as a result of cognitive perception of narrative discourse.

Ключевые слова: когнитивная гармония, повествовательный дискурс, когнитивный сценарий, репрезентация, дивинация.

Key words: Cognitive harmony, narrative discourse, œgnitive script, representation, divination.

Целью данной статьи является раскрытие свойств когнитивной гармонии, выступающей в качестве когнитивной модели восприятия повествовательного дискурса. Когнитивная гармония впервые рассматривается как познание состояния равновесия событий, разворачивающихся в последовательной временной трихотомии и данных как цельное и безусловное переживание внутреннего Эго наблюдателя, опосредованное дивинацией.

Когнитивное понимание и становление когнитивной гармонии повествовательного дискурса всегда предопределено забегающим вперед движением дивинации (дивинация - от лат. divinatio «предсказываю, предчувствую» - предсказание будущего при помощи различных техник). Восприятие повествовательного дискурса органически слито с построением схем действования - сценариев когнитивной гармонии, являющихся особым способом динамики репрезентаций при становлении когнитивной гармонии. Взаимодействия между элементами сценария когнитивной гармонии носят причинно-следственный характер и предопределяют свойства системы когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе:

1. Динамическая иерархичность и внутренняя открытость системы когнитивной гармонии. Данные свойства «взаимопереплетены».

Сценарий когнитивной гармонии содержит два иерархически «конструируемых» уровня: уровень элементов, значимых для развития событий (ЭЗ) и уровень действующих субъектов.

Существует несколько типов ЭЗ в зависимости от различной степени значимости и типов связей между ними. Можно выделить:

1) основные ЭЗ (ОЭЗ). ОЭЗ - «моменты риска» в сценарии;

2) второстепенные ЭЗ (ВЭЗ), служащие «прокладкой» между ОЭЗ;

3) признаковые ЭЗ (ПЭЗ). Функциональная роль данных элементов в повествовательном дискурсе - конкретизация персонажей, их характеров, мотивов, мыслей, обстановки событий и атмосферы действий и т. п.

ОЭЗ «имеет» дистрибутивный характер, поскольку посредством дивинации «прогнозирует» следующий за ним и его дополняющий элемент (коррелят): так, покупка револьвера имеет в качестве коррелята ожидаемый момент, когда из него выстрелят (а если персонаж не стреляет, то это превращается в знак его слабоволия и т.п.); снятие телефонной трубки коррелирует с ожидаемым моментом, когда ее положат на место и т.п.

ВЭЗ не бывают избыточными: любая деталь, которая на первый взгляд может показаться эксплетивной, на самом деле играет свою, особую роль в «становлении» переживаний событий - ускоряет, замедляет, отбрасывает назад, резюмирует или предвосхищает развитие событий, а иногда - способствует «смене горизонта» переживания. Знаки ВЭЗ в повествовательном дискурсе постоянно поддерживают семантическое напряжение дискурса. Они словно все время говорят: здесь есть смысл, сейчас он проявится. Невозможно устранить ни одного ОЭЗ, ни одного ВЭЗ, не нарушив при этом целостности сценария когнитивной гармонии целого повествовательного дискурса.

Вышеприведенная классификация нуждается в двух дополнительных уточнениях. Во-первых, один и тот же ЭЗ может одновременно принадлежать к двум различным классам: так, выпить порцию виски (в холле аэропорта) - это действие, способное служить ВЭЗ по отношению к ОЭЗ «Ожидание», но в то же время этот ЭЗ - признак определенной атмосферы и способно «служить» ПЭЗ (примета современности, указание на то, что персонаж рас-

слабился, предался воспоминаниям и т. п.). Некоторые ЭЗ могут быть смешанными.

ПЭЗ «обладает» интегративной природой: ПЭЗ и его коррелят связывают не дистрибутивные, а интегративные отношения: чтобы понять, чему служит тот или иной ПЭЗ, необходимо перейти на более высокий уровень - на уровень действующих субъектов сценария когнитивной гармонии - ибо ожидаемая значимость ПЭЗ раскрывается только там.

Уровень ЭЗ «черпает свой смысл» из уровня действующих субъектов. Действующий субъект выполняет некоторую структурную роль в повествовании, а сама эта роль выступает в качестве актанта. Актант определяется через круг его действий. Структура актантного воплощения «говорит» об идеологии повествовательного дискурса, о ситуации героя: есть ли у него помощники, занят ли он поиском чего-то или кого-то иного или обращен на самого себя, и т.д. Например, структура действующих субъектов сценария когнитивной гармонии «делится» на два класса в соответствии с функцией бенефактивности по шкале «приобретения - потери»: - приобретения в нравственной или психологической области -Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет. (Л.Н. Толстой. После бала)

Элементы последовательности ВЭЗ - сидел с ней, видел ее улыбку на лице, вспоминал полковника на площади, чувствовал неловкость и неприятные ощущения, стал реже видеться, разлюбил - служат «прокладкой» между фазами укрупненного сценария когнитивной гармонии целого повествовательного дискурса «После бала» - «Жестокость полковника на площади» и «Любовь пошла на убыль». В то же время «улыбка на лице» относится к ПЭЗ, поскольку рисует атмосферу достатка, безмятежности, любви, праздности. Окончательный смысл данный ПЭЗ приобретает в статусе ОЭЗ, постепенно включаясь во более крупный ожидаемый сценарий «Что есть дурно». На уровне действующих субъектов этот актант обращен поисками нравственных ответов на возни-

кающие вопросы «на самого себя». Если ранжировать по шкале «приобретения-потери», то его можно отнести к нравственным бенефициарам (получателям), поскольку случай преподнес ему урок и опыт в том, что «есть дурно».

- приобретения в области физического или социального взаимодействия -

Людская молва сделала Голована мифическим лицом. За ним закрепилась репутация кудесника с неодолимым талисманом. Знал или не знал Голован, что ему присвоили такие дела, - неизвестно. Однако когда к нему очень часто обращались с такими просьбами и вопросами, с которыми можно обращаться только к доброму волшебнику, он на многие такие вопросы давал «помогательные советы», и вообще ни за какой спрос не сердился. (Н.С. Лесков. «<Несмертельный Голован»).

ОЭЗ «Репутация кудесника с неодолимым талисманом» содержит последовательность ВЭЗ - люди обращаются к Головану за советом, приходят к нему лечиться, относятся к Головану как к доброму волшебнику. ПЭЗ «Отношение людей к Головану как к волшебнику» «перерастает» в ОЭЗ «Голован-кудесник» по мере укрупнения когнитивных сценариев до сценария когнитивной гармонии целого повествовательного дискурса «Несмертельный Голован». Голован, приобретя репутацию волшебника, которому не страшны болезни, представляется актантом-бенефактором, дарителем, «дарующим» людям совет, доброту, чудо и т. п.

- потери в нравственной или психологической области -

Поступая в монахи, Касатский показывал, что презирает

все то, что касалось столь важным другим и ему самому в то время, как он служил, и становился на новую такую высоту, с которой он мог сверху вниз смотреть на тех людей, которым он прежде завидовал. Но не одно это чувство руководило им. В нем было и другое, истинно религиозное чувство, которого не знала Варенька, которое, переплетаясь с чувством гордости и желанием первенства, руководило им. Разочарование в Мэри (невесте), которую он представлял себе таким ангелом, и оскорбление было так сильно, что привело его к отчаянию, а от-

чаяние куда? - к богу, к вере детской, которая никогда не нарушалась в нем. (Л.Н. Толстой. Отец Сергий)

В сценарии когнитивной гармонии «Разочарование в Мэри» содержится последовательность ВЭЗ - узнал о предательстве Мэри, разочаровался и порвал с ней, поступил в монахи. Содержится здесь и ПЭЗ - умонастроение Касатского после того, как он узнал об измене своей невесты, о его религиозном чувстве. ПЭЗ о религиозном чувстве позднее «укрупнится» до ОЭЗ «Отец Сергий». Касатский выступает актантом, терпящим потерю, прежде всего, нравственного характера, а именно, потерю доверия к близкому человеку. Касатский (на уровне действующих субъектов) выступает в качестве актанта, обращенного поисками нравственных ответов на возникающие вопросы «на самого себя».

2. Цикличность. Дивинация способствует текстопорождающей роли когнитивной гармонии, которая «осуществляется» посредством фазовой модификации цикличности, которая сводится к следующей цепочке: фаза обособления - фаза партнерства/лиминальная - фаза преображения. Здесь мы касаемся, по-видимому, неких глубинных парадигм бытия. "Всякая жизнь складывается из непрерывного цикла "испытаний", "смерти", "воскрешений", независимо от того, какими словами пользуются для передачи этого (первично религиозного) опыта", вследствие чего в глубинах психики "данные сценарии не теряют актульности" [1, с. 199].

Цикличность проявляется и в развертывании глагольного цикла сложного синтаксического целого (ССЦ), совпадающего с фазами действования сценария когнитивной гармонии (праимпрессии, ретенции, протенции), репрезентирующего асимметричный знак на когнитивном уровне. В случае асимметричных явлений (в приведенных примерах асимметричные языковые знаки подчеркнуты) возникшая асимметрия уравновешивается за счет построения памятью дополнительной языковой структуры - сообщением о прошлом событии, «стоящем» за асимметричным знаком при смысловом восприятии дискурса. В свою очередь, репрезентация прошлого события становится «ориентировкой» для последующих событий. Перед наблюдателем разворачивает-

ся последовательная равновесная событийная цепочка сценария когнитивной гармонии. Обратимся к вышеприведенному отрывку из рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Словосочетание «(вспомнил) полковника на площади» обозначает не только конкретное лицо - отца девушки (полковника), находившегося на площади, но и событие, происходившее там. Возникает асимметричный дуализм: одна форма знака указывает на два содержания-сообщения. Память отсылает к событию, которое произошло на плацу: через строй солдат был пропущен беглец - избит палками; после экзекуции полковник наказал одного из солдат, который, на его взгляд, был недостаточно суров и ударил беглого татарина слабо. Асимметрия подвергается процессу когнитивной гармонизации: вследствие того, что полковник показал себя на площади злым и жестоким «солдафоном» (праимпрессия), чувство любви Ивана Васильевича к дочери полковника «пошло на убыль» (ретенция), в результате он не женился на ней, поскольку увиденное кардинально изменило его мировоззрение (протенция). Наблюдатель воспринимает события прошлого как непосредственное восприятие, но, в отличие от непосредственного восприятия, каждая фаза данного восприятия - праимпрессия, ретенция и протенция -воспроизводятся как уже осуществленные. События прошлого равновесным потоком воспроизводятся в процессе видения того, что воспроизведено (в начале рассказа уже пожилой Иван Васильевич вспоминает дни молодости).

Глагольный цикл сценария когнитивной гармонии целого повествовательного дискурса «После бала» развертывается следующим образом: влюбился в дочь полковника - проникся симпатией к отцу барышни, полковнику (фаза обособления) -«увидел» деспотичность и жестокость полковника на плацу во время избиения солдата (фаза лиминальная)- разлюбил и не женился (фаза преображения).

3. Неустойчивость. Системе когнитивной гармонии свойственна неустойчивость положения: происходит информационное «обновление» системы. Ритмический «рисунок» данной последовательности предстает в качестве триады состояний: равновесие - неравновесие - равновесие, которая определяет дина-

мику событий сценария когнитивной гармонии целого повествовательного дискурса. Динамическое состояние неустойчивости когнитивного понимания и когнитивной гармонии повествовательного дискурса соответственно создается благодаря интриге, выступающей в качестве ориентирующей дивинации, с одной стороны. Суть такой интриги не в интриганстве персонажей, а в интригуемо-сти: в способности, приобретенной знакомством с повествовательной традицией «прослеживать», реконструировать посредством смены горизонта дивинации события. С другой - интрига повествовательного дискурса состоит в напряжении событийного ряда, возбуждающем некое рецептивное ожидание и предполагающем "удовлетворение ожиданий, порождаемых динамизмом произведения" [2, с. 30], становление и переживание наблюдателем когнитивной гармонии.

4. Гомеостатичность. Гомеостатичность связана с тем, что система сохраняет свое нормальное существование в разных условиях: при изменении внешних условий она не меняет свои параметры таким образом, чтобы выйти из своей обычной формы. Это и есть гомеостаз. Для гомеостатичной системы основным фактором является целеполагание, т.е. система имеет цель - программу своего поведения. Центральным системообразующим фактором когнитивной гармонии является результат ее деятельности - когнитивное понимание повествовательного дискурса. Получение системой когнитивной гармонии конкретного результата -когнитивного понимания текста повествовательной прозы определяет упорядоченность во взаимодействии множества компонентов системы, а, следовательно, любой компонент может быть задействован и может войти в систему когнитивной гармонии только в том случае, если он вносит свою долю содействия в когнитивное понимание повествовательного дискурса.

5. Нелинейность. Когнитивная гармония - сложная система и содержит иерархические уровни сценариев, и на каждом - своя «информативность». Усложнение системы когнитивной гармонии идет по степени информативности, по степени укрупнения когнитивных сценариев для «вхождения» в сценарий целого повествовательного дискурса по мере развертывания когнитивной

гармонии: Ему представлялось теперь, как известие о его исчезновении попадет на судостроительный завод, где после семилетнего перерыва он снова работал в последнее время, скрываясь от колчаковской контрразведки. «Старик» сидел, согнувшись у костра в безнадежной позе, и душа его по-прежнему ныла от непонятного, щемящего, тоскливого чувства, как будто все то, о чем он думал, было и родным, и душевно близким ему, но уже почти невозможным для него, потому невозвратно далеким. (А.А. Фадеев. Таежная болезнь)

Сценарии когнитивной гармонии «Воспоминание о работе на заводе», «Размышления Старика о его вынужденном исчезновении с завода», «Чувство одиночества в тайге» реконструируются в укрупненный когнитивный сценарий «Размышления у таежного костра», который также «укрупняется» до сценария когнитивной гармонии «Таежная болезнь» целого повествовательного дискурса.

6. Наблюдательность. Наблюдатель становится частью креативного процесса воссоздания репрезентативной модели дискурса, вступая во взаимоотношения с репрезентациями, имеющимися и носящими «опытный статус» (хранятся в памяти) и, возникающими в процессе восприятия повествовательного дискурса.

7. Каузальность. Можно выделить пять наиболее существенных типов причинной связи, инициируемой асимметричным знаком при становлении когнитивной гармонии:

•результирующая причинность (событие имеет результатом изменение состояния). В качестве примера возьмем вышеприведенный отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Событие избиения полковником солдата за недостаточную жестокость последнего на площади «послужило» изменению душевного состояния Ивана Васильевича - чувства его к дочери полковника-изувера «угасли».

•возможная причинность (состояние делает возможным событие): Галченок вздохнул. Несмотря на его спокойствие, чувствовалось, что тревога за отца и мать неотступно грызет этого сильного и уверенного в себе человека. Он молчал, словно не желая давать волю чувствам, которые уже ничему не могли ни помочь, не помешать. (К.М. Симонов. Живые и мертвые)

Постоянная тревога за родителей, оставшихся на оккупированной территории Могилева, побуждает солдата Галченка «мысленно торопить» наступление советских войск на Могилев и, скорее всего, во всяком случае, в это верится, что встреча Галченка с его родителями непременно произойдет, хотя об этом в романе не упоминается.

•невозможная причинность (состояние делает невозможным событие): И по своей дружбе с Серпилиным и по своему положению члена Военного совета Захаров лучше, чем кто-нибудь другой знал, что Сталин несколько раз имел личное касательство к судьбе Серпилина. (К. М. Симонов. Живые и мертвые)

Сталин верил в Серпилина и неоднократно оказывал ему поддержку и благодаря этому подозревающему всех в государственной измене Львову так и не удалось выставить Серпилина «врагом народа».

•инициируемая причинность (состояние или акт инициирует душевное состояние): в вышеприведенном отрывке из рассказа А.А.Фадеева «Таежная болезнь» мысль старика том, что на заводе по-разному истолкуют причину исчезновения «Старика», «наводила» чувство дискомфорта и тоски на него.

•причинность основания (душевное состояние является основанием для события): Среди солдат, как узнал с неудовольствием группенфюрер, поползли панические слухи о неких «зеленых призраках» или «<зеленых дьяволах», появившихся в здешних местах. Гоуппенфюрер Гилле не верил в трансцендентальность этих призраков. Он втолковал вызванному им начальнику разведки и контрразведки капитану Вернеру, что на войне призраков не бывает, а бывают враги, и предложил Вернеру лично возглавить операции по поимке «призраков». (Э.Г. Казакевич. Звезда)

Страх немецких солдат перед «зелеными дьяволами» (советскими разведчиками) был настолько велик, что немецкое командование стало проводить крупномасштабные операции по поимке разведчиков.

Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам:

- когнитивная гармония, как самоорганизующаяся система, обладая такими свойствами, как динамичная иерархичность, нелинейность, внутренняя открытость (самореферентность), цикличность, неустойчивость, гомеостатичность, каузальность, наблюдательность, проявляет свой полифункциональный характер в повествовательном дискурсе и «вносит свой вклад» в осуществление жанрообразующей функции;

- «жанрообразующая» функция когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе комплексно реализуется в сложном процессе «формирования» жанровой структуры, «реконструкции» и динамики смыслов дискурса, создания событийных концептосфер (системы событийных репрезентаций).

Список литературы

1. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде // пер. с фр. - М., 1995.

2. Рикер П. Время и рассказ / П. Рикер // пер. Т.В. Славко. - М.; СПб., 2000. в 2-х т.: Т.2. - С.50-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.