Научная статья на тему 'Дивинация событий как установка когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе'

Дивинация событий как установка когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ГАРМОНИЯ / ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС / КОГНИТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ / ДИВИНАЦИЯ / СOGNITIVE SCRIPT / COGNITIVE HARMONY / NARRATIVE DISCOURSE / REPRESENTATION / SENSE PHRASE COMPOUND / DIVINATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тармаева Виктория Ивановна

В статье анализируется дивинация в качестве установки когнитивной гармонии, задающей критерии и закономерности смыслового реконструирования повествовательного дискурса при его восприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of event divination as сognitive harmony arranging in narrative discourse. Event divination determines processes of cognitive comprehension of narrative discourse.

Текст научной работы на тему «Дивинация событий как установка когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе»

ДИВИНАЦИЯ СОБЫТИЙ КАК УСТАНОВКА КОГНИТИВНОЙ ГАРМОНИИ В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

В.И. Тармаева

Ключевые слова: когнитивная гармония, повествовательный дискурс, когнитивный сценарий, репрезентация, сложное синтаксическое целое, дивинация.

Keywords: cognitive harmony, narrative discourse, сognitive script, representation, sense phrase compound, divination.

Целью данной статьи является обоснование дивинации в качестве установки когнитивной гармонии, задающей критерии и закономерности смыслового реконструирования повествовательного дискурса при его восприятии. Исследование восприятия путем когнитивного моделирования позволяет вскрыть неисследованные возможности единиц языка.

В данном исследовании когнитивная гармония впервые рассматривается как познание состояния взаимодействия и упорядочения репрезентаций событий, разворачивающихся в равновесной причинноследственной темпоральной / фазовой трихотомии и данных как цельное и безусловное переживание внутреннего Эго наблюдателя, предопределенное дивинацией.

Между самоорганизующейся системой когнитивной гармонии сознания наблюдателя и репрезентациями повествовательного дискурса при восприятии постоянно происходят активные взаимодействия, которые в общем виде могут быть представлены следующим образом. Знаковые сущности повествовательного дискурса, в том числе и асимметричные знаки, выступают в роли пусковых механизмов внутрисистемных процессов гармонизации, однако, данные процессы они не специфицируют, их направления не определяют. Складывающийся в результате этих взаимодействий метадискурс реконструируется не по правилам существования повествовательного дискурса, а по правилам функционирования системы когнитивной гармонии.

Когда мы пытаемся понять текст, мы не переносимся в душу автора, в ее устройство, и уж если говорить о том, чтобы «переноситься», то мы переносимся в то, что он подразумевает как смысл. А это озна-

чает не что иное, как то, что мы стремимся допустить, признать правоту (по самой сути дела) того, что говорит другой человек. Ведь, если мы хотим понять, мы попытаемся еще более усилить аргументы собеседника. Так бывает даже в разговоре. Когда перед нами письменный текст, мы обретаемся в сфере смысла, который доступен пониманию внутри себя и как таковой находится вне обращения к субъективности другого человека. Чудо понимания заключается не в том, что «души таинственно сообщаются между собой, а в том, что они причастны к общему для них смыслу» [Гадамер, 1988, c. 38].

В процессе понимания и становления когнитивной гармонии повествовательного дискурса последний теряет свою первичность, становясь источником нового движения. «Теперь читатель больше просто не интерпретирует (что, по сути, и так не было), но становится писателем сам по себе» [Деррида, 1995, c. 109].

Конечно, такое описание сокращенно и упрощенно. При восприятии повествовательного дискурса происходит реконструирование метадискурса. Любой пересмотр пробрасывания коренится в возможности пробрасывать вперед себя новую проекцию смысла. Рядом друг с другом могут существовать соперничающие проекции, пока не установится сколько-нибудь однозначное единство смысла. Толкование начинается с предварительных понятий, которые со временем заменяются более адекватными понятиями, - вот это непрестанное проицирова-ние, пробрасывание смысла, составляет смысловое движение понимания и становления когнитивной гармонии. Становление когнитивной гармонии происходит как реализация предвосхищаемого сознанием предварения-предощущения целого и его последующей экспликации. «Кульминация» когнитивной гармонии - акт дивинации (дивинация -от лат. divinatio «предсказываю, предчувствую» - предсказание будущего при помощи различных техник), когда толкователь «целиком переносится» в автора текста, тем самым разрешая все непонятное и озадачивающее, что содержит в себе текст. Когнитивное понимание и становление когнитивной гармонии повествовательного дискурса всегда предопределено забегающим вперед движением предпонимания (=предсказания, дивинации).

Дивинация («опережающее отражение» [Анохин, 1978]) событий внешнего мира является универсальным механизмом, определяющим как врожденные, так и условнорефлекторные формы самоподдержания живого существа. Кроме того, именно на основе данной формы отражения был сформирован и специализировался сам мозг как орган психической деятельности, то есть орган всеобщего отражения

^преобразования) мира в мыслительной деятельности человека в процессе адаптации.

В связи с этим нельзя не привести глубокую мысль Р. Келлера: «Адаптация есть сохранение успешного опытного знания о действительности» [Keller, 1998, p. 63]. Цикличность принадлежит к опытным знаниям биологической адаптации. Природе живого характерен адаптивный характер. И можно сказать, что все в природе сводится к циклам. Именно в естествознании впервые было наиболее убедительно доказано, что устойчивые равновесия обеспечиваются циклическими процессами, круговоротами энергии и вещества в природе. Циклы, связанные с движением звезд и планет, замечены еще в глубокой древности. Методы циклов активно используются в термодинамике, различные типы круговоротов исследуются в биологии, географии, почвоведении и т.п. В настоящее время подавляющее большинство наук начинает исследовать циклические процессы, так как современным естествознанием они обнаружены во всех природных земных сферах - в литосфере, гидросфере, атмосфере, биоте. Циклы установлены в осадко-накоплении, сейсмичности, составе газов, изменении уровней самых различных водоемов, подземных вод и т.д. В жизни Земли и ее оболочек выявлены циклические ритмы от часа и менее до сотен миллионов лет с определенной иерархической подчиненностью. Динамика всех циклов предопределена дивинацией.

Ментальная хронология, «порядок мыслей» и событийная хронология, «порядок мира» проявляются посредством глагольных циклов, имеющих трехчленную парадигматическую релевантность: рождаться - жить - умирать, войти - находиться внутри - выйти, начинать - продолжать - заканчивать, пойти - дойти, достигнуть - возвратиться, открыть - производить - закрыть и т.д.

Как мы видим, парадигматический цикл глагольных операторов совпадает со структурой сложного синтаксического целого (ССЦ) и трехчастной структурой когнитивного сценария.

Действия разных субъектов в дискурсивной синтагматике могут выражаться посредством сопряженных между собой параллельных циклов:

показывать ^ видеть//появляться; двигать ^ идти//перемещаться; вводить ^ входить//впускать; производить ^ //рождаться/существовать.

Влияние встречного цикла может оказаться благоприятным для исходного и способствовать положительному эффекту действия: идти

- появиться - подвезти - достичь - благодарить.

Естественная последовательность взаимодействий субъекта-деятеля с разнообразными объектами выражается посредством цепочки предикатов. В обобщенном представлении базовых предикатов такая цепочка выглядит следующим образом:

Воспринимать - присваивать - иметь - готовиться - производить [Борботько, 2007, а 128].

Данная цепочка соответствует порядку развертывания деятельности, а предикаты - ее фазам. Обычное действие, в том числе и речевое

- это своего рода интерполяция между наличной ситуацией и тем, какой она должна стать. В динамическом представлении действие есть фазовый переход системы из одного состояния в другое. В языке действие выражается глаголом, тогда как имена существительные знаменуют собой устойчивые фазовые моменты - состояния, стадии, точки, вехи процесса. Фазы действия субъекта с объектами делятся на три сегмента соответственно трем фазам ССЦ:

• фаза восприятия и присвоения (воспринимать и присваивать) -зачин ССЦ;

• фаза потенции (иметь) - средняя часть ССЦ;

• фаза подготовки и исполнения (готовиться и производить) -концовка ССЦ.

Сценарий когнитивной гармонии на синтаксическом уровне представлен трехфазовым циклом узловых глагольных операторов ССЦ.

Цепочка базовых предикатов может иметь множество вариантов, например:

Видеть - брать (фаза восприятия и присвоения) - содержать (фаза потенции) - извлекать - применять - делать (фаза подготовки и исполнения);

Слышать - записывать (фаза восприятия и присвоения) - хранить (фаза потенции) - вспомнить - сказать (фаза подготовки и исполнения);

Потрогать - оттолкнуть (фаза восприятия и присвоения) - помнить (фаза потенции) - остерегаться - обойти (фаза подготовки и исполнения).

Цепочка может быть расширена изнутри, за счет выражения дополнительных (промежуточных) фаз деятельности, например:

Встретить - выбрать - забрать (фаза восприятия и присвоения) -иметь (фаза потенции) - применить - получить (фаза подготовки и исполнения).

Цепочка может быть сокращена, в том числе и с опущением некоторых предикатов:

Увидеть - взять - использовать; или же продолжена, например: быть - заметить - взять - применить - произвести - быть. В последнем примере мы получили замкнутую цепочку, или цикл.

Развертывание событийного цикла ССЦ происходит в соответствии с дивинацией. Например, встречный цикл вызывает концентрацию деятельности субъекта на противостоянии возникшей помехе: во встречном цикле может возникнуть предикат отнимать, что вызовет усиление предиката исходного цикла иметь и предсказуемое появление предиката защищать. В ответ на предикат воровать установка дивинации «потребует» предикат охранять или ловить.

Предикаты событий упорядочены в соответствии с дивинацией: всегда существуют такие два предиката, что при появлении обоих в дискурсе их порядок предопределен. Иными словами, между предикатами существуют системные, до-текстовые отношения логического вывода.

Соответственно, в повествовательном дискурсе предсказуемы переживаемые события. Круг возможных дальнейших переживаний событий образует горизонт дивинации. Горизонт дивинации также определяется как система типичных ожиданий и вероятностей. Поскольку дивинации могут носить как содержательный, так и смысловой характер, они обладают способностью иметь структуру. Ожидаемые способы упорядочения репрезентаций событий как раз и определяют структуру дивинации.

Установка дивинации событий развертывается и развивается по мере развертывания динамической схемы действования когнитивной гармонии повествовательного дискурса. Сам выбор направления регулируется этой же схемой действования когнитивной гармонии. Сценарий когнитивной гармонии и есть схема дивинации событий, указание на то, с какими репрезентациями и как взаимодействовать наблюдателю. Сценарий когнитивной гармонии обеспечивает дивинацию событий. Дивинация имеет логический характер, так как происходит в результате взаимодействия наблюдателя с репрезентациями опыта действий (памяти), с одной стороны, и адаптации к знаниям, репрезентируемым в метадискурсе.

Статус дивинации событий в когнитивном сценарии может быть:

1. нормообразующий - в соответствии с общепринятыми нормами и представлениями типичного поведения и развития событий. Например, узнав, что Джим хочет стать свободным, Гекльберри Финн возмущен, чего и следовало ожидать (М. Твен «Приключения Гекль-берри Финна»).

2. мотивирующий - ожидаются пояснения по поводу того, почему происходят те или иные события. Как и ожидалось, Гекльберри Финн возмущен свободолюбием раба Джима, но то, что возмущает Гека (и дается в качестве последующих пояснений) - это не столько то, что Джим намерен выкупить или в крайнем случае украсть своих детей у владельца, сколько то, что он посмел вообразить себя неким «Я», имеющим независимую и автономную волю (М. Твен «Приключения Гекльберри Финна»).

3. трансформативный (нормонарушающей). Ожидалось, что Гекльберри будет жалеть раба, а он не жалеет (М. Твен «Приключения Гекльберри Финна»).

Последний тип лежит в основе смены горизонта дивинации событий, актуального одновременно и для области средств, и для области смыслов - в качестве «риторической черты» (термин [Nida, 1984]). Эту «риторическую черту» более всего следует относить к схеме действования когнитивной гармонии, поскольку схематизм действования и система дивинации событий в развертывании когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе - два фактора взаимодействующих. Так, схема как источник дивинаций событий сводит материал дискурса в парадигму, но схема как источник «смены горизонта» дивинации не позволяет парадигме быть слишком (аномально) большой, мешающей свободному разнообразию материала. Соотношение этих двух функций схем действования - одно из оснований когнитивной гармонии повествовательного дискурса. Добавим к этому, что смена горизонта дивинации событий всегда обращена на конкретное ожидаемое событие повествовательного дискурса, она не разрушает сценария событий в целом. Смена горизонта дивинации событий открывает новые пути реконструкции на основе «пересмотренной дивинации». Смена горизонта дивинации позволяет появиться новым схемообразующим нитям, знаменующим уже изменение не только развертывания, но и переживания смысла. При этом, как справедливо замечает Х.-Г. Гадамер [Га-дамер, 1988, c. 37], наблюдатель должен «освободиться от связанных с его собственными предрассудками смыслоожиданий, как только они будут опровергнуты смыслом самого текста».

Смена горизонта дивинации событий влечет за собой смену одного сценария на другой. Появление схемы ради смены другой схемы служит «обогащению» опыта репрезентаций наблюдателя.

Социокультурная значимость изменений дивинации столь же велика, как и значимость сохранения некоторой нерушимой целостности в схемах действования. Установка дивинации событий задает ритм при становлении когнитивной гармонии повествовательного дискурса. При изменении дивинации возникает целая система преобразований, ведущая, в конечном счете, к тому, что было до изменения - к новой саморегулирующейся целостности. Таким образом проявляется самоорганизация посредством течения всего цикла целиком: равновесие - неравновесие - равновесие. При этом обнаруживается взаимодействие двух типов предикатов. С одной стороны, это предикаты фазового состояния, представляющие устойчивые гладкие циклы, то есть налаженную жизнь с повторяющимися событиями. С другой стороны - это предикаты фазовых переходов, создающие противоциклы, приводящие в итоге сначала к нарушению исходного фазового состояния, а затем и к восстановлению равновесного состояния, хотя и на новой основе.

Удовлетворение всех дивинаций событий в повествовательном дискурсе привело бы к скуке, неудовлетворение всех дивинаций - к скуке и претенциозности, тогда как модификация и коррекция многих дивинаций способствует интересу людей к чтению, к тексту. Вообще изменение дивинаций - такая же универсалия повествования, как и их соблюдение. При смене горизонта дивинации события происходят

(а) корректура дивинации, и новая дивинация совмещается с прежней в рамках общей схемы действования когнитивной гармонии;

(б) видоизменение совмещения дивинаций; (в) объединение дивина-ций. При развертывании дивинации событий когнитивной гармонии и смене горизонта дивинации сохраняется определенная тема ожидаемого. Когнитивная гармония в повествовательном дискурсе развертывается на балансе дивинаций и смены горизонта дивинаций, вводящей новые дивинации, соотносимые с новыми каузальными отношениями.

Действование по сценарию когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе - это всегда действование в соответствии с дивина-циями событий, без этого восприятие дискурса потеряло бы связность. Сценарий когнитивной гармонии обеспечивает непрерывность восприятия во времени, проявляясь в качестве посредника, через которого прошлое оказывает влияние на будущее; уже усвоенная информация определяет то, что будет воспринято впоследствии. Наблюдатель не в состоянии воспринимать события, если нет дивинации событий. Вос-

приятие направляется дивинациями, но не управляется ими. Дивинация события регулирует действование сценария событий когнитивной гармонии.

В повествовательном дискурсе дивинация событий как бы «запланирована» с самого начала, а предикаты - глагольные циклы - служат для построения сценария когнитивной гармонии. Отметим, что в реализации сценария когнитивной гармонии определенную роль играет сильная позиция в дискурсе, то есть заглавие, эпиграф, начало текста, конец текста. Заголовок задает не только установку дивинации событий, но и тему, проблему, интерес.

Одновременно отметим, что если синтаксис не дает определенных реализаций дивинации, начинаются «напряженности». Г лагольные циклы в составе конструкции типа «подлежащее - сказуемое (глагол в личной форме) - прямое дополнение» отчасти снимают это напряжение, поскольку дивинация событий и привычна, и надежна, и реализуется посредством данной синтаксической конструкции.

При развертывании когнитивной гармонии объектом дивинации событий в повествовательном дискурсе является не только набор содержаний - предикаций в рамках пропозиций, но и текстообразующих средств. Такие текстообразующие средства имеют характер методологического указания по дальнейшему мыследействованию с текстом.

Дивинация событий когнитивной гармонии имеет характер значащего переживания типа «Там есть то-то - там будет происходить то-то». При дивинации событий когнитивной гармонии роль неосознанного ожидания незначительна, а рациональной оценки связей и отношений событий в повествовательном дискурсе - чрезвычайно значима. При переживании связности содержания, смыслы и события (и, например, звуковые группы в музыке) воспринимаются как «естественно», «логически» вытекающие одно из другого в ходе текущего времени.

Дивинация событий при развертывании когнитивной гармонии организует интенциональный акт. В зависимости от направления интенции получаются разные «возможные миры». Выбор же этой направленности на тот или иной «возможный мир» зависит от того, какова дивинация в составе сценария когнитивной гармонии - иначе говоря, зависит от того, каково переживание предстоящего развертывания горизонта дивинации в рамках определенного или подлежащего определению возможного мира.

Система дивинаций определяет не только интенциональность, не только выбор альтернативного (возможного) мира, она еще определяет

и интерес наблюдателя, и направленность, и меру напряженности интереса.

Дивинации событий переживаемы, и весь процесс развертывания сценария когнитивной гармонии посредством дивинаций - несомненный объект переживания, причем мы имеем здесь дело с «герменевтическим переживанием». Герменевтическое переживание какое-то время остается «нечетким». Оно не есть гипотеза: гипотеза обращена на определенную тему, а не на «смутную всеобщность». Так, персонаж не виден физически, но все же несоответствие образа персонажа ожиданиям фиксируется сразу, что особенно заметно при экранизациях: «А Григорий Мелехов был не такой!» (при сопоставлении двух экранизаций и романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова). Дивинации событий фиксируются подобным же образом: «Это событие вполне возможно, даже допустимо, а это не может произойти так никогда, потому что так не бывает!».

Читатель стремится к «контролю над тем, что случится дальше» [Sinclair, 1980]. Дивинация предполагает операции: (1) видеть связь событий, развертывающихся в дискурсе; (2) видеть нарушения связи событий в дискурсе; (3) компенсировать нарушения путем смены горизонта дивинации событий. Эти столь необходимые операции опираются на дивинацию содержания целого повествовательного дискурса. Действование по когнитивному сценарию в значительной мере строится путем «перебора дивинаций». При «переборе» человек как бы отвечает на вопросы такого рода: Это частное - какому целому оно служит? Это целое - как оно объясняет то частное? Эта дивинация создает известную установку и делает дальнейшее чтение активным процессом, в котором анализ совпадений или несовпадений с ожидаемой дивинаци-ей начинает составлять едва ли не основное содержание всей деятельности читающего. Дивинация имеет характер предположения наблюдателя об условиях дальнейшего действования в содержании целого повествовательного дискурса. «Вхождение» в целостность повествовательного дискурса осуществляется посредством укрупнения сценариев конитивной гармонии: от сценария события до сценария целого повествовательного дискурса.

Подводя итог и суммируя выводы подхода когнитивной (биологической, или естественнонаучной) гармонии к проблеме восприятия повествовательного дискурса, можно констатировать следующее:

- дивинация событий и сценарий когнитивной гармонии задают критерии и закономерности смыслового восприятия (реконструкции) повествовательного дискурса (а не отображение);

- действование по сценарию когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе - это всегда действование с дивинациями событий, без этого восприятие дискурса потеряло бы связность. Дивинация сценария когнитивной гармонии обеспечивает непрерывность восприятия во времени, проявляясь в качестве посредника, через которого «прошлая» информация определяет то, что будет воспринято впоследствии как будущее;

- дивинация создает установку, «имеющую» характер предположения наблюдателя об условиях дальнейшего действования в содержании укрупненного сценария целого повествовательного дискурса;

- дивинации и «смены горизонта» дивинаций, вводящие новые дивинации, соотносимые с новыми каузальными отношениями, органично слиты со становлением когнитивной гармонии в повествовательном дискурсе. Установка дивинации событий выполняет ритмообразующую роль при становлении когнитивной гармонии повествовательного дискурса.

Литература

Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Анохин П.К. Избранные труды. М., 1978.

Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса : От психолингвистики к лин-гвосинергетике. М., 2007.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 1995.

Keller R. A theory of linguistic signs. Oxford, 1998.

Nida E.A. Rhetoric and style : A taxonomy of structures and function // Language Sciences. 1984. V. 6. № 2.

Sinclair J. Some implications of discourse analysis for comprehension // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1980 V. 4. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.