Научная статья на тему 'Диверсификация в горно-металлургическом секторе России'

Диверсификация в горно-металлургическом секторе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипова Ю. А.

Интеграционные процессы в национальных горной и металлургической отраслях представляют собой важные явления экономической жизни: динамично возникающие и меняющиеся по составу и структуре интеграционные объединения все чаще стали включать предприятия, очень разнородные по сферам деятельности. По мнению автора статьи, текущий кризис подтвердил эффективность стратегии диферсификации главных предприятий отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация в горно-металлургическом секторе России»

Интеграционные процессы в национальных горной и металлургической отраслях представляют собой важные явления экономической жизни: динамично возникающие и меняющиеся по составу и структуре интеграционные объединения все чаще стали включать предприятия, очень разнородные по сферам деятельности.

По мнению автора статьи, текущий кризис подтвердил эффективность стратегии диферсификации главных предприятий отрасли.

Диверсификация в горнометаллургическом секторе России

Ю. А. АРХИПОВА,

кандидат экономических наук,

УРАН Институт горного дела Дальневосточного отделения РАН, Хабаровск

E-mail: [email protected]

Глобализация современной мировой экономики приводит к усилению процессов диверсификации и созданию многоотраслевых холдингов и финансово-промышленных групп. В России формирование корпоративного сектора происходит на базе традиционных компаний, которые отличаются высокой степенью вертикальной интеграции, капиталоемкостью, прямым контролем над поставщиками и потребителями по цепочкам добавленной стоимости.

Теоретические обоснования

Для достижения устойчивости в условиях неравномерного развития экономики - быстрого роста одних отраслей, упадка или стагнации других - предприятия прибегают к стратегии диверсификации. Фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы.

Диверсификация в экономике включает комплекс многофункциональных механизмов, обеспечивающих реальный мультипликативный эффект от их реализации. Данные

© ЭКО 2009 г.

механизмы ориентированы на более полное использование экономических резервов и организационных ресурсов территорий, местных конкурентных преимуществ, обеспечение стабильного улучшения уровня жизни населения в настоящем и на перспективу. Именно диверсификация экономической деятельности отражает стремление предприятий в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно отреагировать на изменение экономической конъюнктуры, обеспечить эффективность своей деятельности.

Исследователи сосредоточили усилия преимущественно на проверке двух гипотез, касающихся влияния диверсификации на эффективность:

1) диверсификация оказывает положительное воздействие на экономическое и финансовое положение предприятий;

2) эффективность диверсификации в значительной степени зависит от выбора направления (вертикальная интеграция, диверсификация на базе существующих видов деятельности, образование конгломератов)1.

Общие цели диверсификации таковы: консолидировать инвестиционные ресурсы; снизить риски неопределенности внешней среды; обеспечить социальную и экономическую стабильность, выживаемость, предотвращение кризиса, сохранение региональных отраслевых комплексов; полнее использовать все виды ресурсов; получить синергетический эффект за счет роста рыночного потенциала; снизить трансакционные издержки; реализовать личные мотивы владельцев и менеджеров; улучшить деловой имидж компании и др.

В результате диверсификации фирмы приобретают многоотраслевой характер, проникают прежде всего в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами. Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства - производить различные товары из одного исходного сырья, что в целом снижает расходы этих компаний. В результате диверсификации происходит также перелив капиталов из менее доходных отраслей в более рентабельные, минуя традиционный рынок капитала. Процесс

1 Паскье М. Диверсификация и эффективность // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 3. С. 79-82.

ОТРАСЛЬ

4 ЭКО №7, 2009

диверсификации ускоряется поглощениями отдельных, ранее независимых компаний.

Сама по себе интеграция поддерживает специализацию компании в рамках основного бизнеса.

Специфика металлургического сектора

Одной из основных причин интеграционного процесса в горно-металлургической отрасли является высокая концентрация производства в сырьевом секторе, что влечет за собой мало предсказуемое поведение цен на сырье. Между производителями металла и продуцентами сырья часто возникают разногласия по поводу цен и объема поставок. В последние годы добывающие железорудные компании добились рекордного роста цен на железную руду: в 2005 г. - на 71,5%, в 2006 г. -еще на 19%, в 2007 г. - на 9,5%, в первом полугодии 2008 г. цены продолжали расти еще более высокими темпами до момента, когда в связи с мировым кризисом цены на сталь пошли вниз.

Пытаясь противостоять высокой концентрации производства у поставщиков сырья, металлургические компании внедряют различные стратегии - улучшают качество своей продукции, инвестируют в разработку месторождений и сопутствующей инфраструктуры.

Российский сектор производства металла и обеспечения его железорудным сырьем представлен шестью компаниями холдингового типа: открытые акционерные общества «Северсталь Групп», «Евраз Групп С.А.», «Магнитогорский МК», «Новолипецкий МК», «Металлоинвест», Челябинский МК «Мечел». Эти открытые акционерные общества имеют в своем составе горные предприятия, металлургические комбинаты и другие сопряженные производства. Деятельность ведущих производителей стали и железорудного сырья отличает высокая степень интеграции - от добычи железной руды до производства сортовой металлопродукции, что помогает им контролировать издержки на протяжении всего отраслевого цикла, занимать устойчивые позиции на российском металлургическом рынке, успешно диверсифицировать рынки сбыта.

Современные российские металлургические компании основное внимание уделяют расширению сырьевой базы и приобретению предприятий, выпускающих продукцию повышенной технологической готовности. При этом если направление диверсификации организаций вниз по технологической схеме, к источникам сырья и материалов, традиционно для отечественных металлургических предприятий, то диверсификации вверх по технологической схеме - к потребителям металлопродукции, до конца прошлого столетия не наблюдалось.

Объем выпуска продукции традиционно служит главной характеристикой реального сектора экономики. Например, черная металлургия как вид экономической деятельности ранее оценивалась по объемам производства чугуна, стали и другой продукции, а также рентабельности и прибыльности. В настоящее время добавляются и такие показатели, как капитализация компании, оборачиваемость активов, цена и ликвидность акций. В условиях конкуренции финансовая политика компаний становится одной из составляющих экономической работы менеджмента.

На деятельность российских металлургических предприятий активно влияют происходящие в мире процессы:

- поиск производителями стандартизованной продукции и рыночных ниш, позиционирование перед конкурентами;

- динамичность мировых цен на минерально-сырьевую и металлургическую продукцию, влияющая на уровень цен отечественных производителей, поставляющих свой товар на экспорт;

- инвестирование капитала в сопряженные сферы деятельности и создание интегрированных финансово-промышленных структур;

- приобретение зарубежных активов с целью эффективного управления рисками.

К основным рискам российских горно-металлургических компаний относятся ухудшение структуры издержек и быстрый рост цен на ресурсы. Многие российские компании производят большие объемы стандартизованной продукции в цикличных отраслях, концентрированная производственная база расположена вдали от морских портов, а внутренний рынок

ОТРАСЛЬ

4*

ограничен. У таких компаний высоки потребности в капиталовложениях, тогда как доступ к финансированию в долгосрочном периоде переменчив. Риски компаний обусловливает агрессивная финансовая политика в отношении слияний и поглощений, размера дивидендов, долга, капиталовложений. Имеются также высокие страновые риски.

Это способствует тому, что российские металлургические компании наращивают основной капитал. Стратегию формируют следующие направления: увеличение краткосрочных финансовых вложений, накопление денежных средств и их использование в целях покупки других предприятий.

Рост капитализации становится массовым. Параметры капитализации бизнеса влияют на воспроизводство основного капитала компаний как на базе внутренних источников финансирования, имеющихся на предприятиях (прибыль, амортизация), внешних средств развития (средства государственной поддержки, краткосрочные кредиты), так и инвестиционных ресурсов. Оценка реальных активов, или экономической ценности бизнеса компании, используется в качестве инструмента привлечения новых участников. Чем выше капитализация, тем привлекательнее бизнес и устойчивее предприятие, а это мотивирует финансовый сектор экономики к росту инвестиций.

Акции крупнейших компаний размещаются на российских биржевых площадках, некоторые из них выходят и на мировой фондовый рынок. Действия компаний по размещению акций на фондовых рынках преследуют, прежде всего, стратегическую цель - достижение ориентиров, установленных для металлургического бизнеса. Такие компании, как Новолипецкий и Магнитогорский МК, «Северсталь Групп» в 2007 г. входили в первую двадцатку по рыночной стоимости крупнейших российских компаний (НЛМК - 19-е место, «Северсталь Групп» - 10-е, Магнитогорский МК - 18-е) и считались одними из ключевых игроков на мировом рынке.

Элементы стратегии

Для увеличения капитализации менеджмент компании выбирает различные стратегии, в том числе слияние и поглощение фирм, интеграцию и диверсификацию бизнеса и др.

В развитии российских металлургических компаний прослеживаются три основные стадии:

• концентрация специализированного производства на национальном рынке;

• интеграция (горизонтальная, вертикальная и конгломератная) металлургических предприятий на внутреннем и внешнем рынках для усиления собственных позиций в основном виде производства;

• диверсификация инвестиций интегрированных компаний, холдингов и концернов в другие виды производства.

Создание интегрированных корпоративных структур в российской металлургии, активная структурная политика (слияние и поглощение, интеграция и диверсификация) заметно изменяют оценки уровня надежности компаний. К числу элементов корпоративной политики, создающих предпосылки развития на экономических принципах, относятся изменения, связанные с выходом на финансовый и фондовый рынки2.

Современные российские металлургические компании основное внимание уделяют расширению сырьевой базы и приобретению предприятий, выпускающих продукцию повышенной технологической готовности. Главные цели диверсификации - надежность обеспечения ресурсами предприятий, рост производства продукции с большей добавленной стоимостью, расширение инвестиционных возможностей.

Сами компании являются диверсифицированными холдингами: диверсификация деятельности проистекает практически в каждой из них.

ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», например, кроме основной своей деятельности, занимается производством и реализацией кокса и коксохимической продукции, выработкой и реализацией тепло- и электроэнергии, производством флюсовых известняков, технологических известняков для сахарной промышленности, известьсодержа-щих материалов и щебня для строительных и дорожных работ. На рисунке для примера показана структура металлургической компании «Северсталь Групп».

2 Буданов И. А. Изменения в оценках основного капитала российской металлургии //Проблемы прогнозирования. 2007. № 1. С. 62-80.

Прибегая к стратегии диверсификации, металлургические холдинги обеспечивают себе улучшение финансово-экономических показателей (таблица).

Динамика основных экономических показателей крупнейших металлургических компаний России в 2005—2008 гг., по стандарту МСФО, млн дол.

Показатель Год «Евраз Групп С.А.» «Северсталь Групп» Магнитогорский МК Новолипецкий МК Челябинский МК «Мечел»

Выручка 2005 6508 10431 5380 4469 3805

2006 8292 12423 6424 6043 4398

2007 12808 15244 8197 7719 6683

2008 10726* 18152** 9182** 9639** 8580**

Темп прироста, % 2006/ 2005 27,4 19,1 19,41 35,22 15,6

2007/ 2006 54,6 22,7 27,6 27,2 52

Чистая прибыль 2005 918 1696 947 1385 3812

2006 1377 1181 1426 2066 6032

2007 2144 1973 1772 2247 9130

2008 2043* 1525** 1483** 2759** 1640**

Темп прироста чистой прибыли, % 2006/ 2005 50 -30,4 50,6 49,2 58,2

2007/ 2006 55,7 67,1 24,3 8,8 51,3

EBITDA 2005 1859 2853 1511 2143 726

2006 2647 2987 2105 2322 1068

2007 4254 3700 2342 3366 1658

2008 3700* 4699** 2673 4540* 2860**

Темп прироста, % 2006/ 2005 42,4 4,7 39,3 8,35 47,1

2007/ 2006 60,7 23,9 11,26 45 55,3

* I полугодие 2008 г.

** 9 месяцев 2008 г.

о н

>

о а сг

- ОАО "Восточный порт"

- ОАО "Туапсинский порт"

- ОАО "Таганрогский морской торговый порт"

- Первый контейнерный терминал Санкт-Петербургского порта

ОАО

КОММ1

Страх Авиаг

О

М

Структура горно-металлургической промышленной группы «Северсталь Групп» Источник: www.severstal.ru/default.htm

Мировой финансовый кризис 2008 г. не мог не отразиться на работе российской черной металлургии. Все металлургические предприятия стали сокращать производство в связи с резким снижением спроса на металл - как со стороны ме-таллоторговцев, так и строителей, машиностроительных компаний, испытывающих серьезные финансовые сложности и проблемы с реализацией своей продукции. Естественно, вслед за этим цены на металл пошли вниз, стала снижаться капитализация металлургических компаний.

Вслед за металлургическими подразделениями начали сокращать объем производства и горнодобывающие подразделения холдингов. Падение цен на рынке на конец 2008 г. относительно невелико. Поэтому, по прогнозам специалистов, относительно небольшим будет и падение рентабельности бизнеса металлургов (в том случае, конечно, если они смогут снизить постоянные издержки сообразно спросу на свою продукцию). Как уже отмечалось, большинство стальных холдингов интегрировано с производителями сырья, что спасало их во времена дорогой руды и кокса. Именно интегрированность компаний в значительной степени поможет им выжить в условиях, когда цены на отдельные виды сырья падают медленнее цен на сам металл.

Еще одним существенным фактором может оказаться накопленный финансовый капитал. Значительная прибыль позволяет не только поддерживать ликвидность бизнеса, но и обеспечить конкурентный задел на будущее.

Не менее важен и тот фактор, что многие крупные комбинаты полного цикла в состоянии оперативно и довольно сильно увеличивать или снижать загрузку сталеплавильных мощностей, следовательно, им проще приспособиться к постоянно изменяющемуся спросу. Текущий кризис нанес сильный удар по российским металлургическим компаниям. Но есть все основания полагать, что они выстоят, если для преодоления негативных последствий будут максимально эффективно использовать имеющийся финансовый, производственный и сырьевой потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.