Стратегия компаний
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ БИЗНЕСА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ В МИНЕРАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Ю. А. АРхиПовА, кандидат экономических наук, научный сотрудник института горного дела Дво РАД
г. Хабаровск
с середины 90-х годов прошлого столетия активизировался процесс диверсификации российских компаний черной металлургии. Причиной тому послужило изменение мировой конъюнктуры в части повышения спроса и цен на металлопродукцию, что в свою очередь повлекло улучшение экономического положения металлургических предприятий и рост их прибылей. В результате динамичности развития и глобализации современной экономики в россии стали формироваться крупные интегрированные структуры с различной степенью диверсификации.
интеграция в горно-минеральном секторе всегда была обычным явлением. Ее выражением являлись тесные производственные и экономические связи между горно-добывающими и металлургическими предприятиями. В черной металлургии издавна решающим фактором при строительстве металлургического предприятия была близость к достаточным, обеспечивающим на десятилетия работу металлургического комбината запасам железных руд, коксующегося угля и ряда других видов вспомогательного минерального сырья.
Активно идущие в последнее время в мировой и национальной горной и металлургической отраслях интеграционные процессы представляют собой наиболее важные явления экономической жизни: динамично возникающие и меняющиеся составы и структуры интеграционных объединений большей частью стали включать предприятия очень разнородные по сферам деятельности даже и в тех случаях, когда основными в них являются такие
фундаментальные виды предприятий, как горные и металлургические. сама по себе интеграция поддерживает специализацию компании в рамках основного бизнеса.
крупные отраслевые интегрированные корпоративные структуры обладают повышенной устойчивостью на рынках, достигают значительного снижения затрат при одновременном росте качества продукции.
Одной из основных причин интеграционного процесса в горно-металлургическом секторе является высокая концентрация производства в сырьевом секторе, что влечет за собой постоянное повышение и мало предсказуемое поведение цен на сырье. Между производителями металла и продуцентами сырья часто возникают разногласия по поводу цен и объема поставок. В 2005 г. тройка лидеров мировой добычи железной руды (бразильская Cia Vail do Rio Doce, британская Rio Tinto Group и британо-австралийская BHP Billiton) добилась рекордного роста цен на сырье 71,5 %, в 2006 г. — еще на 19 %, а в 2007 г. — на 9,5 %. Повышать цены, а точнее диктовать, компании продолжают и в настоящее время. Производители металла ищут способы противостояния высокой концентрации поставщиков сырья: металлургические компании внедряют различные стратегии в условиях подорожания сырья, в том числе улучшение качества своей продукции, но прежде всего инвестирование в разработку месторождений и сопряженной инфраструктуры.
В российском секторе производства металла и обеспечения его железорудным сырьем домини-
финансы и кредит
35
руют шесть компаний (объединений холдингового типа), составы их горного и металлургического сегментов представлены в табл. 1. Консолидация металлургических предприятий и развитие металлургического комплекса, вопросы развития сопряженных производств — горно-рудных и угольных предприятий, транспортных и энергетических мощностей, а также развития сбытовой инфраструктуры, являются приоритетными направлениями компаний.
Деятельность этих компаний характеризуется тем, что ведущие производители стали и железорудного сырья имеют высокую степень интеграции от добычи железной руды до производства сортовой металлопродукции, что помогает им держать под контролем издержки на протяжении всего отраслевого цикла, занимать устойчивые позиции на российском металлургическом рынке, успешно диверсифицировать рынки сбыта.
В целях достижения устойчивости в условиях неравномерного развития экономики — быстрого
роста одних отраслей, упадка или стагнации других — предприятия предпринимают стратегию диверсификации. диверсифицируя свое производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. Общими целями диверсификации являются:
• возможность консолидировать инвестиционные ресурсы;
• снизить риски неопределенности внешней среды;
• обеспечить социальную и экономическую стабильность, выживаемость, предотвращение кризиса;
• сохранить региональные отраслевые комплексы;
• возможность более полно использовать все виды ресурсов;
• получить синергетический эффект за счет роста рыночного потенциала;
• снизить трансакционные издержки;
Таблица 1
основные предприятия вертикально интегрированных горно-металлургических компаний россии
компания горные предприятия (обеспечение железорудным сырьем) металлургические предприятия
ОАО «Северсталь Групп» ОАО ГОК «Олкон», АО «Ковдорский ГОК», ОАО ГОК «Карельский окатыш» Череповецкий МК, ОАО «Северсталь», Ижорский трубный завод, СП Севергал
«Евраз Групп С. А. » «Евразруда», ОАО «Качканарский ГОК», ОАО «Высокогорский ГОК» Нижнетагильский МК, Новокузнецкий МК, Западно-Сибирский МК, «Палини и Бертоли», «Евраз Витковице Стил», «Евраз Орегон Стил Миллз», «Хайвелд Стил энд Ванадиум Корпорейшн»
ОАО «Магнитогорский МК» Месторождения: Магнитогорское, М. Куйбас; Соколовско-Сарбайский ГОК (Казахстан); месторождения Украины, ООО Бакальское рудоуправление Магнитогорский МК
ОАО «Новолипецкий МК» ОАО «Стойленский ГОК», ООО «Вторчермет НЛМК» Новолипецкий МК, ООО «Виз-Сталь», ООО «Сталь»
ОАО «Металлоинвест» (объединен с ЗАО «Газметаллпроект») ОАО «Михайловский ГОК», Халиловское месторождение, ОАО «Лебединский ГОК» ОАО «Уральская сталь» (Орско-Халилов-ский МК), СЗАО «Молдавский МЗ», «Машиностроительный концерн «ОРМЕТО — ЮУМЗ», ОАО «Оскольский ЭМК»
ОАО Челябинский МК «Мечел» ОАО «Коршуновский ГОК», ОАО «Разрез Красногорский» Челябинский МК «Мечел», ОАО «Ижсталь», ОАО «Белорецкий металлургический комбинат»
• осуществить личные мотивы владельцев и
менеджеров;
• улучшить деловой имидж компании и др.
В результате диверсификации фирмы приобретают многоотраслевой характер, они проникают прежде всего в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами. Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства — производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что в целом снижает расходы этих компаний. Кроме того, происходит перелив капиталов из менее доходных отраслей в более рентабельные, минуя традиционный рынок капитала. Процесс диверсификации ускоряется поглощениями отдельных, ранее независимых компаний.
Концерны США, например, проникают в сферу услуг, в строительство, торговлю земельными участками, в издательское дело, участвуют в разработке системы обучения, купле-продаже информации, сдают оборудование в аренду. Рассчитывая получить государственные заказы, они берутся за проектирование работ по сносу трущоб, планировке городов, за очистку воздуха и воды населенных мест и др. Под влиянием диверсификации структура фирм меняется: из специализированных они превращаются в многоотраслевые комплексы. Так, стальные фирмы производят помимо стали другие металлы и материалы. Некоторые фирмы ставят своей задачей внедрять новую технику, заниматься изобретательством и использовать изобретения.
С самого начала своей деятельности ряд металлургических компаний США и Западной Европы были комбинированными и осуществляли разработку месторождений железных руд, добычу коксующихся углей, выпуск чугуна, стали, проката, труб и другой стальной продукции. Кроме этого компании производили продукцию для внутреннего потребления: валки, огнеупоры, ферросплавы и др. Некоторые имели даже собственный флот и железные дороги. Практически все обладали разветвленной сбытовой сетью как национальной, так и зарубежной.
реальный сектор экономики прежде всего характеризуется объемом выпуска продукции; так, например, черная металлургия как вид экономической деятельности ранее оценивалась по объемам производства чугуна, стали и другой продукции, а также рентабельности и прибыльности. Однако в настоящее время к ним добавляются и такие показатели, как капитализация компании, оборачиваемость активов, цена и ликвидность акций.
В условиях поддержания конкурентоспособности финансовая политика компаний стала одной из составляющих экономической работы менеджмента. российские металлургические предприятия тесно связаны с происходящими в мире процессами:
• поиском производителями стандартизованной продукции рыночных ниш и позиционированием себя перед конкурентами;
• динамичностью мировых цен на минерально-сырьевую и металлургическую продукцию, влияющей на уровень цен отечественных производителей, поставляющих свой товар на экспорт;
• инвестированием капитала в сопряженные сферы деятельности и созданием интегрированных финансово-промышленных структур;
• приобретением зарубежных активов в целях более надежного управления рисками.
А к основным рискам российских горно-металлургических компаний относятся:
• ухудшение структуры издержек и быстрый рост цен на ресурсы;
• многие российские компании — производители больших объемов стандартизованной продукции в цикличных отраслях, их концентрированная производственная база расположена вдали от морских портов, а внутренний рынок ограничен;
• высокие потребности в капиталовложениях, тогда как доступ к финансированию в долгосрочном периоде переменчив;
• риски компаний:
- агрессивная финансовая политика в отношении слияний и поглощений, дивидендов, долга, капиталовложений;
- высокие страновые риски для России как в развивающихся, так и в развитых странах. Перечисленные факторы способствуют тому,
что российские металлургические компании выделяют одной из основных своих стратегических целей — наращивание основного капитала компании. В основу стратегии компаний входят основные направления: рост краткосрочных финансовых вложений, также дивидендные выплаты, накопление денежных средств и их использование в целях покупки других предприятий. рост капитализации приобретает все более массовый характер. Параметры капитализации бизнеса влияют на воспроизводство основного капитала компаний как на основе внутренних источников финансирования, имеющихся на пред-
приятиях (прибыль, амортизация), внешних средств развития (средства государственной поддержки, краткосрочные кредиты), так и инвестиционных ресурсов. Капитализация, оценка реальных активов или экономической ценности бизнеса компании используется в качестве ликвидного инструмента в целях привлечения новых участников. Так, чем она выше, тем более привлекателен бизнес и устойчивее предприятие, и именно рост капитализации выступает в качестве потенциального мотива роста инвестиционных вложений со стороны финансового сектора экономики.
В настоящее время российская черная металлургия, а именно крупнейшие вертикально интегрированные компании, такие как Евраз Групп С. А., Северсталь Групп, Магнитогорский металлургический комбинат (МК), Новолипецкий МК, Металлоинвест, Челябинский МК «Мечел», вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Акции этих компаний размещаются на крупнейших российских биржевых площадках, некоторые из них и на мировом фондовом рынке. Такие компании, как Новолипецкий МК, Северсталь Групп и Магнитогорский МК, входят в двадцатку российских крупнейших компаний по рыночной стоимости в 2006 г. (НЛМК — 11 место, Северсталь Групп — 12, Магнитогорский МК — 17). Это одни из ключевых игроков на мировом рынке, причем одни из самых эффективных и рентабельных. В табл. 2 показаны оценки стоимости акций и компаний некоторых крупнейших российских сталепроизводителей в 2005-2006 гг., откуда видно, что котировка акций каждой из них в 2006 г. относительно 2005 г. возросла, что соответственно влияет на рост их капитализации. Действия компаний по размещению акций на фондовых рынках имеют прежде всего стратегическую цель, а именно укрепление и достижение ориентиров, установленных для металлургического бизнеса.
Для увеличения капитализации менеджмент компании выбирает различные стратегии, в том
числе слияние и поглощение фирм, интеграцию и диверсификацию бизнеса и др.
Если рассматривать рост и развитие российских металлургических компаний, можно выделить три основные стадии:
во-первых, концентрация специализированного производства на национальном рынке;
во-вторых, интеграция (горизонтальная, вертикальная и конгломератная) металлургических предприятий на внутреннем и внешнем рынках для усиления собственных позиций в основном виде производства;
в-третьих, диверсификация инвестиций интегрированных компаний, холдингов и концернов в другие виды производства.
Современные российские металлургические компании основное внимание уделяют расширению сырьевой базы и приобретению предприятий, выпускающих продукцию повышенной технологической готовности. Основополагающими целями диверсификации металлургических компаний России являются: надежность обеспечения ресурсами предприятий, рост производства продукции с большей добавленной стоимостью, расширение инвестиционных возможностей. Сами компании не являются в чистом виде ни вертикальными, ни горизонтальными холдингами: это диверсифицированные холдинги. На рисунках 1, 2 показана структура промышленных групп «Евраз Групп С. А. » и «Северсталь Групп», а диверсификация деятельности проистекает практически в каждой металлургической компании.
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» кроме основной своей деятельности занимается производством и реализацией кокса и коксохимической продукции, выработкой и реализацией тепло- и электроэнергии, производством флюсовых известняков, технологического известняка для сахарной промышленности, известьсо-держащих материалов и щебня для строительных и дорожных работ.
Таблица 2
Показатели рыночной стоимости крупнейших российских металлургических компаний
компания капитализация (млн долл.), 2005 г. капитализация (млн долл.), 2006 г. темп прироста, % цена обыкн. акции (долл.), 2005 г. цена обыкн. акции (долл.), 2006 г. темп прироста, % Биржа
Северстальгрупп 6 760 11 540,6 70,72 8,2 12,39 51,1 ММВБ
Магнитогорский МК 5 262 7 452,7 41,63 0,66 0,7 6,06 ММВБ
Новолипецкий МК 11 087 11 950,6 7,79 1,16 1,99 71,55 ММВБ (в 2005г. — РТС)
Нижнетагильский МК 2 574 2 696,2 4,75 1,42 2,05 44,37 РТС
Южкузбассуголь Шахта «Распадская» Шахта 12
Хайвелд Стил энд Ванадиум Корпорейшн Стратиджик Минералз Корпорейшн
Находкинский морской торговый порт Ферротрейд ТД «ЕвразХолдинг» ТК «ЕвразХолдинг» ТД «Евразресурс» Западно-Сибирская ТЭЦ МэталлЭнергоФинанс Евро-Азиатская энергетическая компания «Синано» Евразтранс
Рис. 1. Структура горно-металлургической промышленной группы «Евраз Групп С. А. » [2]
За счет проводимой стратегии диверсификации компаний и рынков сбыта металлургические холдинги обеспечивают себе улучшение финансово-экономических показателей (увеличение объема продаж, выручки, прибыли и др.).
По годовым результатам металлургических компаний за 2005-2006 гг. (табл. 3), можно сказать о том, что наиболее высокие темпы роста по выручке у НЛМК (35,22 %) и Евраз Групп С. А.(27,4 %), соответственно рост чистой прибыли 49,2 и 50 %. Менее благоприятно выглядит холдинг «Северсталь Групп», входящий в двадцатку крупнейших производителей стали в мире, по финансовым результатам прошлого года при сокращении чистой прибыли на 30,4 % выручка и показатель EBITDA выросли — на 19,1 и 4,7 % соответственно (основным фактором снижения чистой прибыли Северсталь Групп является переоценка основных средств, которая повлекла за собой дополнительное обесценение на 300 млн долл.).
По показателю EBITDA наиболее привлекательно выглядят Челябинский МК «Мечел», «Евраз Групп С. А. » и Магнитогорский МК — 47,1, 42,4 и 39,3 % соответственно, хотя выводы о большей
Таблица 3
Основные экономические показатели крупнейших металлургических компаний (млн долл. США, по стандарту МСФО)
Компания Выручка Чистая прибыль EBITDA
2005 г. 2006 г. Темп прироста, % 2005 г. 2006 г. Темп прироста, % 2005 г. 2006 г. Темп прироста, %
Евраз Групп С. А. 6 508 8 292 27,4 918 1 377 50 1 859 2 647 42,4
Северсталь Групп 10 431 12 423 19,1 1 696 1 181 -30,4 2 853 2 987 4,7
Магнитогорский МК 5 380 6 424 19,41 947 1 426 50,58 1 511 2 105 39,3
Новолипецкий МК 4 469 6 043 35,22 1 385 2 066 49,2 2 143 2 322 8,35
Челябинский МК «Мечел» 3 805 4 398 15,6 3 812 6 032 58,23 726 1 068 47,1
Металлургический дивизион
- ОАО «Северсталь»
- ООО «Северсталь-Эмаль»
- ОАО «Стальмаг»
- СП «Севергал»
- ОАО «Череповецкий МК»
- Орловский сталепрокатный завод
- ЗАО «Ижорский трубный завод»
ХОЛДИНГ«СЕВЕРСТАЛЬ ГРУПП» -1-
Ресурсный дивизион «Северсталь-Ресурс»
- ОАО «Карельский окатыш»
- ОАО «ОЛКОН»
- ОАО «Кузбассуголь»
- ОАО «Северный
ниобий»
- ОАО «Воркутауголь»
- ОАО «Ковдорский ГОК»
Машиностроительная корпорация «Северстальмаш»
Автомобилестроительный дивизион «Северсталь-Авто»
- Ульяновский автомобилестроительный завод
- Заволжский моторный завод
Транспортный дивизион «С еверсталь-Транс»
Лесопромышленный комплекс фирма «Свеза»
- ОАО «Усть Ижорский фанерный комбинат»
- ОАО «Великоустюжский фанерный комбинат «Новатор»
- ОАО «Фанплит»
- ОАО «Восточный порт»
- ОАО «Туапсинский порт»
- ОАО «Таганрогский морской торговый порт»
- Первый контейнерный терминал СПб Порта
Другие отрасли экономики
- ОАО «Металлургический коммерческий банк»
- Страховая компания Шексна
- Авиапредприятие «Северсталь»
Рис. 2. Структура горно-металлургической промышленной группы «Северсталь Групп» [3]
эффективности по приведенным показателям окончательно неправомерны, так как компании кроме диверсификации имеют и другие отличия, например, по номенклатуре производимой продукции, по рынкам сбыта, по степени завершенности определенного этапа диверсификации и др.
Таким образом, основными целями диверсификации российских горно-металлургических компаний являются:
1. Повышение надежности обеспечения комплексом сырья металлургических компаний.
2. Рост производства продукции с большей добавленной стоимостью.
3. Повышение ценности (капитализации) фирмы.
4. Расширение инвестиционных возможностей.
Основными направлениями стратегий, присущими каждой из компаний, являются:
1) консолидация, определяющая возможность увеличения стоимости компаний;
2) интеграция, способствующая значительному снижению;
3) диверсификация, предпринимаемая компаниями в целях снижения рисков.
Литература
1. Буданов И. А. Изменения в оценках основного капитала российской металлургии // Пробл. прогнозирования. — 2007. № 1. С. 62-80.
2. Цыгалов Ю. М. Управление формированием и реструктуризацией крупных корпоративных структур в черной металлургии: Монография. — М.: Финансовая академия, 2006. — 196 с.
3. WEB-сайт: www. evraz. com. га.
4. WEB-сайт: www. raexpert. ru.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И КИТАЯ»
15-16 октября 2008 г. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» в сотрудничестве с рядом высших учебных заведений Китая и посольством КНР в России проводит Международный форум «Опыт реформирования финансово-банковских систем России и Китая». Ожидается участие в Форуме представителей государственных структур, учреждений науки и высшего образования, государственных и коммерческих банков, финансовых, страховых и промышленных компаний России, Китая, Германии, Англии и других стран. Общее число участников — свыше 300 человек. На Форуме предполагается обсудить широкий спектр актуальных проблем, в частности:
• Современные тенденции и перспективы развития финансово-банковских систем России и Китая;
• Опыт проведения бюджетных реформ в России и Китае: бюджетная поддержка инноваций;
• Финансовые проблемы реформирования социальной сферы в России и Китае;
• Взаимодействие государства и банков в рыночной экономике;
• Международные стандарты банковской деятельности и особенности развития национальных банковских систем;
• Роль банков развития в инновационной экономике;
• Финансово-экономические инструменты инновационного развития экономики России и Китая;
• Институциональное развитие страхования в инновационной экономике;
• Развитие финансово-банковских систем России и Китая как фактор укрепления их позиций на мировом рынке в XXI веке;
• Проблемы модернизации финансово-экономического образования в современных условиях.
В рамках Форума будут проведены пленарные и секционные заседания, а также заседания «круглых столов». Участие в форуме бесплатное. Заявки следует направлять в оргкомитет: 8(499)943-94-21; 8(499)943-95-01; [email protected]