ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА. ВОПРОСЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ УДК 339.13; 620.1; 681.8; 338.245
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МОРСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
Охрименко Сергей Николаевич
ведущий научный сотрудник АО "Концерн "Океанприбор", кандидат военных наук
Паршуков Владимир Николаевич
заместитель генерального директора по инновационному и стратегическому развитию АО "Концерн "Океанприбор", кандидат военных наук
Рубанов Игорь Лазаревич
ведущий научный сотрудник АО "Концерн "Океаприбор", кандидат технических наук
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы диверсификации предприятия морского приборостроения.
Ключевые слова: диверсификация, морское приборостроение
Ochrimenko Sergey Nikolayevich, leading scientist of ISC "Concern "Oœanpribor", Сandidate of War Science, Saint-Petersburg, Russian Federation.
Parshukov Vladimir Nikolaevitch, Deputy General Director of ISC "Concern "Oсeanpribor", Candidate of War Sciences, Saint-Petersburg, Russian Federation.
Rubanov Igor Lasarevich, leading scientist of ISC "Concern "Oсeanpribor", candidate of technical science, Saint-Petersburg, Russian Federation.
The diversification of indastrial firm for naval devices.
Abstract. Some questions of diversification
of industrial firm for naval devices are observed.
Keywords: diversification, naval devices.
Введение. Диверсификация и ее цели.
Руководством Российской Федерации неоднократно официально заявлялось, что перевооружение Вооруженных Сил Российской Федерации, включая Военно-Морской Флот, в состав которого введен ряд подводных лодок (ПЛ) различных проектов, а также новейших надводных кораблей (НК) - корветов проектов 20380 и 20385 и фрегатов проекта 223501, будет практически завершено к 2025 году, а гособоронзаказ (ГОЗ) будет непрерывно снижаться. Изложенное приводит к необходимости постепенной (поэтапной) диверсификации предприятий, выполняющих ГОЗ. При этом под диверсификацией авторы понимают реорганизацию предприятий с целью (Рисунок 1):
• повышения эффективности производства;
• получения экономической выгоды;
• предотвращения банкротства;
путем:
- расширения ассортимента выпускаемой продукции, включая конверсионную;
- переориентацию рынков сбыта;
- освоение новых видов производств.
Этап анализа
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ж
Повышение эффективности предприятия
Получение экономической выгоды
Предотвращение банкротства
I
ж
Этап собственно реорганизации предприятия
Ж
Этап исследования рынка (маркетинг)
Ж
Этап выбора разрабатываемой/выпускаемой продукции
Пути
Расширение ассортимента выпускаемой продукции Переориентация рынков сбыта Освоение новых видов производства
Рисунок 1. Диверсификация. Цели и пути их достижения
Организация диверсификации предприятия. По мнению авторов, процесс диверсификации должен включать, как минимум, четыре этапа (Рисунок 2):
• этап анализа, содержащий анализ технологических возможностей и производственных мощностей предприятия, определение области их возможного применения; анализ научно-технического потенциала его сотрудников с учетом квалификации, опыта работы, способности к решению новых задач;
• этап исследования рынка (маркетинг);
• этап выбора разрабатываемой/выпускаемой продукции;
• этап реорганизации предприятия, включая создание или реструктуризацию подразделения (подразделений) гарантийного и сервисного обслуживания (ГСО) под обслуживание новой продукции, выбранной на предыдущем этапе. При этом необходимо укомплектование его компетентными специалистами, оснащение контрольно-измерительными приборами (КИП) и ремонтно-восстановительными комплектами (РВК) блоков и модулей.
Рассмотрим некоторые актуальные и весьма специфические вопросы реализации предложенной схемы проведения диверсификации предприятия.
Так, на первом этапе диверсификации
Рисунок 2. Этапы диверсификации
(этапе анализа) при анализе научно-технического потенциала сотрудников предприятия может быть определено относительно малое количество последних, способных к адекватному восприятию новых задач и возможности их решения. Не следует забывать, что все простые задачи уже давно решены, а предложения на рынке труда квалифицированных разработчиков практически отсутствуют. Последнее, к сожалению, является следствием востребованности за последние десятилетия экономикой России специалистов в основном с экономико-гуманитарным образованием.
По нашему мнению, путем решения проблемы является воспитание специалистов на предприятии при помощи создания на нем базовых кафедр ведущих вузов и отделений колледжей с целью углубленного ознакомления со спецификой проектирования и/или производства, применяемыми технологиями, методами, способами и средствами испытаний и т.д.
Очевидно, что в силу различных причин, не все выпускники базовых кафедр вузов и отделений колледжей останутся на предприятии, однако уровень подготовки и адаптации к последнему у оставшихся будет выше, чем у людей приходящих из вне.
Именно этим путем пошло АО "Концерн "Океанприбор", создав на предприятии 4 базовые кафедры2-4:
• базовая кафедра конструирования и технологии электроакустической аппаратуры ("КТЭА" при Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете "ЛЭТИ");
• базовая кафедра математического и
программного обеспечения гидроакустических систем ("МПОГАС" при Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете "ЛЭТИ");
• базовая кафедра проектирования морских информационных систем ("ПМИС" при Российском гидрометеорологическом университете);
• базовая кафедра проектирования морских информационных систем ("ПМИС" при Санкт-Петербургском морском техническом университете).
Этапы исследования рынка (маркетинга), а также выбора разрабатываемой (выпускаемой) продукции достаточно подробно описаны в работе5. Следует отметить, что широко применяемая на практике стратегия последователя, заключающаяся в выборе той продукции, которая востребована на рынке, и ее воспроизведении6, не является лучшим вариантом действий, поскольку уже работающий в этой области производитель вследствие наличия опыта, налаженности процессов изготовления и сбыта имеет значительное конкурентное преимущество7.
Особенности диверсификации предприятия морского приборостроения. Особенности диверсификации таких предприятий, в первую очередь предприятий-разработчиков гидроакустических станций и комплексов (ГАС и ГАК) ПЛ и НК, обусловлены их спецификой (Рисунок 3):
• сложной структурой ГАС и ГАК, содержащих как бортовую (аппаратную), так и забортную (антенную) части8, а в ряде ГАС НК и спуско-подъемное устройство (СПУ)9;
• принципиально различными технологиями в изготовлении бортовой и забортной частей и, соответственно, оборудования, при этом применяемого10;
• необходимостью использования при изготовлении забортной части и ее элементов - антенн, включая гибкие протяженные буксируемые антенны - ГПБА; электроакустических преобразователей (ЭАП) - весьма узкоспециализированного оборудования (пистонфонов); аттестованных (калиброванных) гидрофонов, заглушенных опытовых бассейнов, испытательных полигонов8.
Отметим, что изготовление аппаратной и забортной частей ГАС и ГАК может производиться как подразделениями одного предприятия, так и различными специализированными предприятиями в рамках межзаводской кооперации (МЗК).
Сегодня есть опыт диверсификации предприятий-изготовителей аппаратной части ГАС и ГАК. Так, ПАО "Завод "Ладога", в 1976-1992 гг. входившее в возглавляемое ФГУП ЦНИИ "Морфизприбор" ЛНПО "Океанприбор", стоящее в десятке передовых НПО Ленинграда11, пошло по пути расширения ассортимента выпускаемой продукции и на имеющемся оборудовании с использованием отработанных технологий выпускает следующую гражданскую продукцию12:
• сигнальные громкоговорящие системы (СГС);
• светоакустические блоки (САБ);
• проблесковые маяки (МС, МР);
• тепловентиляторы;
• электроконвекторы (ЭВУС, ЭВНСА).
Рисунок 3. Специфика ГАС и ГАК
Гораздо более сложной представляется авторам задача диверсификации предприятий - изготовителей забортной части. Вероятно, что оборудование и технологии изготовления ГПБА могут быть применены при изготовлении гелиозаполненых сейс-мокос, а используемое при производстве пьезокерамических антенн, например, при создании систем озвучивания бассейнов для синхронного плавания.
И совсем непонятным становится будущее опытовых бассейнов и испытательных полигонов, например уникального, не имеющего аналогов в Европе бассейна АО "Концерн "Океанприбор": с размером ванны, облицованной широкополосным звукопогло-щаемым покрытием и развязанной от фундамента звукоизолирующими конструкциями, 50 х10 х14 м. Или Ладожского испытательного полигона АО "Концерн "Океанприбор", вся инфраструктура которого предназначена для испытаний морской техники, в первую очередь ГАС и ГАК и их элементов8, 13.
Заключение. Весьма актуальной в настоящее время для предприятий оборонно-промышленного комплекса становится задача диверсификации предприятия в направлении частичной переориентации его научно-технического и производственного потенциала на разработку и изготовление продукции, в том числе и программного продукта для нужд не только Минобороны России, но и для других сфер жизнедеятельности государства. Однако необходимо сохранение 25 - 30 % потенциала предприятия в целях обеспечения сервисного и гарантийного обслуживания ранее разработанных и изготовленных изделий для Минобороны России на всем их "жизненном цикле".
Список литературы
1. Газета "Звезда" от 21.04.2019.
2. Смарышев М.Д. Базовая кафедра ЛЭТИ в ЦНИИ "Морфизприбор" и ее место в подготовке специалистов-гидроакустиков// Из истории отечественной гидроакустики.- СПб, 1998.- С. 552-553.
3. Шампаров А.И. Подготовка инженерных кадров// 50 лет ЦНИИ "Морфизприбор".-СПб, 1999.- Т.1.-С. 532-545.
4. Шатохин А.В., Полканов К.И., Селезнев И.А., Жуков В.Б. Система специализации и повышения квалификации инженерно-техниче ских кадров АО "Концерн "Океанприбор"// Морской сборник.- 2016.- №5.- С.67-69.
5. Андреев М.Я., Рубанов И.Л., Рубанова И.М. Роль маркетинга в выборе предмета перспективной разработки приборов и систем// Датчики и системы.- 2012.- №12.- С. 71-74.
6. Андреев М.Я., Малаховская Н.В., Охри-менко С.Н., Рубанов И.Л., Рубанова И.М. Конкурентная стратегия приборостроительной фирмы в современных условиях // Научный вестник ОПК России.- 2016.- №1.- С. 55-60.
7. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. -СПб: Питер, 2008.
8. Корякин Ю.А., Смирнов С.А., Яковлев Г.В. Корабельная гидроакустическая техника. Состояние и актуальные проблемы. -СПб: Наука, 2004.
9. Андреев М.Я., Александров Ю.А., Козловский С.В., Охрименко С.Н., Рубанов И.Л. Особенности разработки и проведения испытаний гидроакустических станций с гибкой протяженной буксируемой антенной для НК // Морской сборник.- 2009.- №8.- С. 54-56.
10. Рабинович А.Г., Рубанов Л.А. Технология производства гидроакустической аппаратуры. -Ленинград: Судостроение, 1973.
11. "Концерн "Океанприбор", исторический очерк..- СПб: Наука, 2009
12. О заводе "Ладога".-URL: http://www. zavоd - ladoga.ru (дата обращения:30 октября 2019).
13. Борисов А.В., Годзиашвили Ю.Г., Кри-ницкий С.А., Охрименко С.Н., Паршуков В.Н., Рубанов И.Л. Концепция и технические средства обеспечения коммерческой и экологической безопасности при проведении испытаний на Ладожском испытательном полигоне АО "Концерн "Океанприбор" // Научный вестник ОПК России.- 2019.-№1.- С. 87-93.