Научная статья на тему 'Интегрированная система подводного наблюдения надводного корабля для Арктического региона'

Интегрированная система подводного наблюдения надводного корабля для Арктического региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
202
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ / THE INTEGRATED SYSTEM OF UNDERWATER SEARCHING / НАДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ / NAVY SHIP / АРКТИКА / ARCTIC

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андреев Михаил Яковлевич, Охрименко Сергей Николаевич, Рубанов Игорь Лазаревич, Коновалов Владимир Евгеньевич

Рассматриваются вопросы построения интегрированной системы подводного наблюдения надводного корабля для Арктического региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Андреев Михаил Яковлевич, Охрименко Сергей Николаевич, Рубанов Игорь Лазаревич, Коновалов Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integrated system of the underwater searching of surface ship for arctic region

The questions of constructing integrated system of underwater searching of surface ship for Arctic region are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Интегрированная система подводного наблюдения надводного корабля для Арктического региона»

УДК 623.822(98): 681.883: 338

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ ДЛЯ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Ли

Андреев Михаил Яковлевич

главный конструктор АО "Концерн "Океанприбор"

Охрименко Сергей Николаевич

начальник отдела АО "Концерн "Океанприбор", кандидат военных наук

Рубанов Игорь Лазаревич

начальник сектора АО "Концерн "Океаприбор", кандидат технических наук

Коновалов Владимир Евгеньевич

начальник Радиотехнической службы Военно-Морского Флота Российской Федерации, кандидат технических наук

Аннотация. Рассматриваются вопросы построения интегрированной системы подводного наблюдения надводного корабля для Арктического региона.

Ключевые слова: интегрированная система подводного наблюдения, надводный корабль, Арктика.

Andreev Michail Iakovlevich, chief designer ISC "Concern "Okeanpribor", Saint-Petersburg, Russian Federation.

Ochrimenko Sergey Nikolayevich, head of department ISC "Concern "Okeanpribor", candidate of war science, Saint-Petersburg, Russian Federation.

Rubanov Igor Lasarevich, head of sector ISC "Concern "Okeanpribor", candidate of technical science, Saint-Petersburg, Russian Federation.

Konovalov Vladimir Eugenyevich, head of RTS Navy of Russia, candidate of technical sciences, Saint-Petersburg, Russian Federation.

The integrated system of the underwater searching of surface ship for arctic region.

Abstract. The questions of constructing integrated system of underwater searching of surface ship for Arctic region are considered in the article.

Keywords: the integrated system of underwater searching, Navy ship, Arctic.

Введение. Одной из первоочередных задач на современном этапе развития России является национальный комплексный проект модернизации и промышленного развития восточных территорий страны от Урала до Тихого океана, поскольку именно здесь сосредоточена подавляющая часть природных ресурсов. Этот вектор внутренней политики обозначен в Послании Президента Российской Федерации* и ряде других стратегических документов, касающихся развития Сибири, Дальнего Востока и Арктики.** Следует отметить, что разрушение хозяйственно-экономических связей после распада СССР привело к обвальным последствиям для социально-экономического состояния Арктического региона. Так, в частности, в 1998 году объем грузооборота по Северному морскому пути составил 22,7% от уровня 1987 года и только в 2011 году достиг пятидесятипроцентного уровня 1987 года. Население Арктического региона в постсоветский период сократилось

* Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г http://www. ekburg.ru/news/2738989 ^Мти=ри1т^асЫ1ае1;-poslaшe-federalnomu-sobramyu

** Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 г. №1120-р). Мрр://81Ых>.ги/81га1^1а/81г11ос.рЬр. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г М1р://рго-агс11с. га/20/02/2013/^181а1;юпЛ925

более чем на 25%. В самом крупном в мире заполярном населенном пункте -городе Мурманск - численность населения в 2010 году составила 65% от уровня 1989 года, а в городе Певек - 32,2% (41 62 чел.)1. Тем не менее возможность устойчивого развития региона (и России в целом) определяется рядом факторов, в первую очередь - ресурсной самодостаточностью и военным потенциалом.

Направленное (особенно с учетом санкций) на усиление экономического и геополитического потенциала России ускоренное освоение Севера и Арктики, в том числе побережье и шельф арктических морей, подразумевает развитие базовых отраслей промышленности, в первую очередь нефте,-газо- и горнодобывающей, с созданием соответствующей инфраструктуры, включающей в обязательном порядке и военную составляющую. Главной задачей ВМФ России в арктических морях является освещение подводной обстановки и обеспечение возможности вытеснения обнаруженных целей (вероятного противника) из районов добычи нефтегазовых ресурсов. Эта задача может быть решена при помощи информационно-управляющих систем (ИУС) - сетецентрических и платформоцентрических интегрированных систем подводного наблюдения (ИСПН)2. Ниже рассматриваются вопросы построения одной из разновидностей платформоцентрической ИСПН для Арктического региона.

Климатические условия региона. Техника северного исполнения. Необходимо отметить, что эксплуатация ИСПН НК для Арктического региона будет проводиться в непростых климатических условиях. Так, из карты-схемы климатического районирования территории России (Рисунок 1) видно, что большая часть региона относится к арктическому поясу, а меньшая - западнее

полуострова Ямал- к субарктическому.

Кроме того, эксплуатация будет проводиться при различных ледовых условиях, что очевидно потребует применения специальных мер защиты оборудования.

В СССР был создан Научный совет Государственного комитета по науке и технике СССР «Машины и материалы, предназначенные для эксплуатации в условиях низких температур», по предложению и под руководством которого в 1969 году был разработан, а в 1971 году введен в действие ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических регионов. Катего-

рии, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды". Документ до сих пор имеет огромное значение для формирования требований к механизмам, оборудованию и материалам, эксплуатирующимся в условиях умеренного (У) и особенно холодного (ХЛ) климата.

Особые требования по хладостойко-сти предъявляются к металлам, сварным соединениям3-6 и кабелям7.

Основные задачи, решаемые ИСПН НК для Арктического региона. На ИСПН НК для Арктического региона с учетом его специфики возлагаются следующие основные задачи (Рисунок 2):

Задачи, решаемые ИСПН НК

-*- Защита экономических Решение задач Обеспечение

зон и крупных вскрытия безопасности

экологически опасных подводной развертывания

промышленных объектов обстановки ► стратегических сил

Исследование структуры дна

Рисунок 2. Задачи ИСПННК

обеспечение защиты экономических зон и крупных экологически опасных промышленных объектов, включая буровые платформы, плавучие АЭС, плавучие и стационарные газоперерабатывающие заводы (ГПЗ), трубопроводы; обеспечение решения задач вскрытия подводной обстановки; обеспечение (при необходимости) безопасности развертывания стратегических подводных сил; исследование структуры дна с целью поиска полезных ископаемых.

Последняя задача не является профильной для ВМФ России. Однако геополитическая обстановка в бассейне Северного Ледовитого океана, включая значительные сложности в определе-

нии внешних границ приарктических государств, требует привлечения для ее решения НК ВМФ. Следует отметить, что первая отечественная ИСПН НК, основанная на интеграции информации от разработанных по самостоятельным ТТЗ ГАС, реализована на головном фрегате проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (Рисунок 3).

Состав ИСПН НК. Задачи, решаемые подсистемами. По нашему мнению, в состав ИСПН НК для Арктического региона должны входить (Рисунок 4): гидроакустическая подсистема с подкильными антеннами (ПС с ПА), при этом в отличие от традиционного размещения ПА

А tiÉttttlmf«** * m в г. ' jHîTHI » ■ _ ..............

^ .../ / / / НИ;

Рисунок 3. Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков "

Интегрирующее звено

Сеть Ethernet

V

7ч"

Общекорабельная система датчиков

ПС с ПА

ПС с ГПБА

ПДСС

ПОС

ВГАС

НАК

Рисунок 4. Структура ИСПН

в бульбовом обтекателе8,9для данного ИСПН ПА должны размещаться в выдвижном подкильном модуле; гидроакустическая подсистема с гибкой протяженной буксируемой антенной (ПС с ГПБА); вертолетная ГАС (ВГАС); гидроакустическая подсистема обнаружения подводных пловцов (ПДСС); гидроакустическая поисково-обследовательская система (ПОС), включающая гидролокатор бокового обзора (ГБО) и профилограф; неакустические комплексы (НАК); интегрированный пульт управления (ИПУ).

ПС с ПА решает задачи обнаружения погруженных объектов в активном (режим ГЛ) и пассивном (режим ШП) режимах; звукоподводной связи (ЗПС).

ПС с ГПБА и ВГАС решают задачи обнаружения погруженных объектов в режимах ГЛ и ШП, при этом использование ВГАС позволяет существенно увеличить протяженность рубежа поиска и площадь района наблюдения. Кроме того, ПС с ГПБА позволяет обнаружить подводную цель, находящуюся ниже так называемого слоя скачка, характеризующегося перепадом скорости звука между поверхностными и глубинными слоями, что затрудняет применение подводными лодками тактического приема "уход под слой скачка".

ПДСС решает задачу обнаружения подводных диверсантов.

ПОС решает задачи обеспечения навигационной безопасности, обследования поверхности дна, дистанционной стратификации донного грунта и классификации его типа.

НАК обеспечивает обнаружение сле-доподобных образований.

ИПУ обеспечивает выбор задействованных в работе подсистем ИСПН в зависимости от решаемых задач и ледовой обстановки, а также информационное сопряжение всех подсистем

ИСПН НК между собой и с другими системами радиоэлектронного вооружения (РЭВ) НК.

Принципиальные вопросы конструирования ИСПН НК. Создание ИСПН НК для Арктического региона потребует решения ряда новых непростых научно-технических и экономических вопросов, в первую очередь -обеспечение надежности опускаемых и буксируемых устройств в условиях низких температур. Известно, что при температурах ниже -50'С стали и изоляционные оболочки, например из широко используемых в кабельной промышленности поливинилхлоридного пластика или хлорсульфированного полиэтилена, становятся хрупкими6-9. Последнее потребует изменения хорошо отработанной конструкции кабель-буксира, например введением в его состав электронагревательного элемента.

Отметим также, что в обязательном порядке должны быть предусмотрены конструктивные средства защиты выдвижного подкильного модуля и буксируемой антенны в ледовых условиях с учетом физических свойств оболочки и заполнителя ГПБА - обогрев помещений, в которых установлены спуско-подъемные устройства. Вну-тритрюмные помещения, в которых размещается выдвижной подкильный модуль с целью недопущения образования льда на его поверхности, также должны обогреваться. При этом авторы не исключают использование в ПА электроакустических преобразователей с принудительным прогревом корпуса или рабочей поверхности10,11.

В заключение статьи отметим, что внедрение ИСПН НК для Арктического региона позволит успешно решать задачи защиты экономических и геополитических интересов России за счет повышения эффективности ради-

оэлектронного вооружения (РЭВ НК), в частности увеличения площади района наблюдения до 150*150 миль, протяженности рубежа поиска до 100 км, сокращения до 20% массогабаритных характеристик аппаратуры и до 25% ее энергопотребления и т.д. Однако это во многом зависит от формирования и выполнения перспективного государственного оборонного заказа12.

Литература

1. Ковалева Е.Б., Тирон Г.Г. Освоение Арктики: основные проблемы и перспективы развития экономики региона // Развитие Арктики и приполярных регионов. - Екатеринбург: УрФУ, 2014.-С.16-19.

2. Коваленко В.В. Интегрированные сетевые системы подводного наблюдения. Принципы создания//Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики:сб. ст. X Всерос. конф.-Спб:Наука, 2010.-С.51-54.

3. Счастливцев В.М. Повышение физико-механических свойств углеродистых конструкционных сталей, предназначенных для эксплуатации в условиях низких климатических температур // Развитие Арктики и приполярных регионов.-Екатеринбург: УрФУ 2014.- С. 208-210.

4. Горкунов Э.С. Определение температурных условий применения перспективных азотсодержащих сталей с высоким уровнем механических

свойств, исзносостойкости и трещиностойкости для эксплуатации в регионеах Крайнего Севера и разработка неразрушающих методов контроля этих сталей // Развитие Арктики и приполярных регионов.- Екатеринбург:УрФУ, 2014.-С.217-220

5. Махутов Н.А., Москвичев В.В., Фомин

B.М. Создание техники северного исполнения - проблема социально-экономического развития восточных регионов России // Вестник Российской Академии наук.- 2015.- Т. 85, №2.- с.155-163

6. Макаров В.А. Применение морозостойких кабелей и глубоководных разъемов в Арктических условиях. // Развитие Арктики и приполярных регионов. -Екатеринбург: УрФУ, 2014.-С. 227-230

7. Андреев М.Я., Клюшин В.В., Охрименко

C.Н., Рубанов И.Л., Яковлев В.А. Интеграция разнородных информационных систем подводного наблюдения надводного корабля // Датчики и системы.-2008.-№3.- С.31-32.

8. Андреев М.Я., Клюшин В.В., Макаров Н.А., Охрименко С.Н., Рубанов И.Л., Яковлев В.А. Об интеграции информационных систем подводного наблюдения надводного корабля // Датчики и системы.- 2008.- №10.-С.13-14.

12. Довгучиц С.И., Кохно П.А., Косарев А.С. Оптимальное управление затратами на производство военной продукции // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России.-2017.- №3. - С. 13-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.