УДК 339.13: 62.1:681.8
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОМ ФИРМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Андреев Михаил Яковлевич
главный конструктор АО "Концерн "Океанприбор"
Малаховская Ника Вадимовна
менеджер АО "Концерн "Океанприбор"
Охрименко Сергей Николаевич
начальник отдела АО "Концерн "Океанприбор", кандидат военных наук
Рубанов Игорь Лазаревич
начальник сектора АО "Концерн "Океаприбор", кандидат технических наук
Рубанова Ирина Михайловна
кандидат педагогических наук , доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ)
В статье рассматриваются вопросы применения различных вариантов конкурентной стратегии приборостроительной фирмой.
Ключевые слова:
• рыночная экономика,
• конкурентные преимущества,
• конкурентная стратегия.
Michail Iakovlevich Andreev, chief designer ISC «Concern «Okeanpribor», St.-Petersburg, Russian Federation.
Sergey Nikolayevich Ochrimenko, chief of department ISC «Concern «Okeanpribor», candidate of war science, St.-Petersburg, Russian Federation.
Nika Vadimovna Malachovskaya, menedger, ISC «Concern «Okeanpribor», St.-Petersburg, Russian Federation.
Igor Lasarevich Rubanov, chief of laboratory ISC «Concern «Okeanpribor», candidate of technical science, St.-Petersburg, Russian Federation.
Irina Michailovna Rubanova, Dr. Sc. (pedagogics), St.-Petersburg State University of Economics, St.-Petersburg, Russian Federation.
The competitive strategy of industrial devising firm on market
Some questions of competitive strategy of industrial firm are observed
Keywords:
• industrial marketing economic,
• competitive benefits,
• competitive strategy.
Введение
Приборостроение является высокотехнологичной и наукоемкой отраслью промышленности, широко применяющей нанотехнологии, микроминиатюризацию, элементы искусственного интеллекта и так далее. В процессе разработки, изготовления и реализации большинства изделий приборостроения участвуют десятки предприятий.
Развитие в России рыночной экономики с одной стороны и введение санкций в отношении Российской Федерации с другой стороны приво-
дят к принципиально новым реалиям в разработке датчиков и систем, в том числе и относящихся к вооружению и военной технике (В и ВТ). Уже -сточаются требования по импортоза-мещению, к сертификации электро-радиоизделий (ЭРИ) иностранного производства, происходит изменение поставщиков материалов и комплектующих и так далее.
Роль государства в рыночной экономике России
Государство выполняет задачу недопущения монополизации рынка кем-либо из конкурентов, для чего используются методы административного (законодательного) регулирования и методы нормативно-ориентирующего (корректирующего) регулирования. К первым методам относятся законы и распорядительные акты. Например, Федеральный закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к которым относятся государственные корпорации, компании и унитарные предприятия, доля участия государства в которых в совокупности превышает 50%, а также дочерние хозяйственные общества, более 50% долей в уставном капитале которых принадлежит указанным выше юридическим лицам, № 223-ФЗ). Ко вторым методам относятся государственные стандарты на создаваемые товары и услуги (ГОСТы), государственные лицензии на выполнение отдельных видов деятельности, государственные запреты на осуществление отдельных видов деятельности и так далее.
Рыночные отношения в экономике России
Рыночные отношения в экономике
России обусловили смену так называемого «рынка продавца» на «рынок покупателя», сформировав жесткие конкурентные отношения между производителями приборной продукции. Новые вызовы рыночной экономики требуют широкого привлечения маркетинга как в плане выбора предмета раз-работки1 предприятием-изготовителем приборной продукции, так и в формировании эффективных стратегий работы с деловыми партнерами фирмы: выборе контрагентов, поставщиков материалов и комплектующих; а также с учетом усиления конкуренции и нестабильности рынков сбыта организовывать конкурентную разведку2,3 и разрабатывать конкурентные стратегии фирмы для приобретения или удержания доминирующих устойчивых рыночных позиций4.
Конкурентные преимущества фирмы
Конкурентная стратегия компании должна обеспечить фирме так называемые конкурентные преимущества, к которым относятся (Рисунок 1.):
- разработка и внедрение новых технологий;
- удовлетворение новых запросов по-
требителей продукции;
- проникновение в новые сегменты отрасли;
- гибкая ценовая политика, связанная с изменением стоимости компонентов производимых приборов (сырья, трудоемкости, амортизации оборудования и так далее);
- реакция на изменение потребительских предпочтений конкретного рынка.
Конкурентные преимущества фирмы могут быть скопированы фирмами-конкурентами, например, на основе своевременно и грамотно проведенной конкурентной разведки. И тогда необходимо формирование новых конкурентных преимуществ, что требует своевременного изучения и анализа рынка и его участников. И этот процесс должен быть постоянным, с широким использованием современных информационных технологий5. Так, еще десять лет назад передача мощности по оптоволокну в промышленных масштабах из-за низкой эффективности фотоэлектронного преобразователя (ФЭП) представлялась малоперспективным направлением6. Однако скачок в развитии оптоэлек-троники, имевший место за прошедший период, привел к тому, что фир-
Конкурентные преимущества
Рисунок 1. Конкурентные преимущества
ма "Laser Motive" (США), известная своими разработками в области беспроводной передачи энергии с помощью лазера, представила на рынок целую линейку продукции передачи «мощность по световоду» Power over Fiber (PoF) с выходной электрической мощностью от 10 до 400 Вт. Приборы в этом случае обеспечивают энергией удаленные электронные устройства, подключенные только волоконным кабелем, не требуя при этом подключения удаленного объекта к сети электропитания или прокладки к нему электрического кабеля7. На мировом рынке появились подобные системы других фирм, однако система фирмы Laser Motive обеспечивает передачу большей мощности и имеет более низкую стоимость на один Ватт передаваемой мощности, нежели системы конкурентов, что обеспечивает лидерство в данном сегменте рынка.
Отраслевые конкурентные стратегии
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие отраслевые конкурентные стратегии (Рисунок 2.):
- стратегия диверсификации в условиях растущего отраслевого рынка;
- стратегия достижения лидерства за счет экономики на издержках;
- стратегия дифференцирования;
- стратегия концентрации на сегменте рынка;
- стратегия лидера;
- стратегия последователя.
Для предприятия-разработчика приборной продукции большой интерес представляют стратегии диверсификации, которые подразделяются на горизонтальную, центрированную и конгломератную диверсификацию.
Стратегия горизонтальной диверсификации применяется при производстве новой продукции, при
Рисунок 2. Конкурентные стратегии
этом новый продукт ориентирован на потребителя производимой фирмой продукции или сопутствует ей. Примером в данном случае может быть производство измерителей скорости звука фирмой-изготовителем гидроакустической аппаратуры для военно-морского флота (ОАО «Концерн «Океанприбор») или лебедок предприятием - изготовителем опускаемой скважинной измерительной аппаратуры (ЗАО «Электромеханика», ООО «Псковгеокабель»).
Стратегия центрированной диверсификации применяется при производстве принципиально новой продукции с использованием уже существующих на предприятии технологий. В качестве примера может быть приведено производство ультразвуковых приборов контроля на предприятии - изготовителе гидроакустической аппаратуры. Так, ФГУП ЦНИИ «Морфизприбор» разработал ряд ультразвуковых приборов контроля8-10.
Стратегия конгломератной диверсификации применяется при производстве новой продукции, технологически не связанной с уже производимой продукцией. Она является наиболее сложной и затратной в реализации.
Стратегия дифференцирования
заключается в создании инновационного продукта, обладающего большей полезностью для потребителей по сравнению с продукцией конкурентов. Для приборостроительной фирмы это переход от поставки датчиков к разработке и поставке конфигурируемых в зависимости от различных требований потребителя информационных и информационно-управляющих систем (ИС и ИУС). Примером может служить ФГУП ЦНИИ «Морфизпри-бор», перешедший от поставок при-
боров УЗУ- 2 к поставкам систем контроля уровня11.
Стратегия лидера заключается в стремлении расширения рынка в целом и своего сегмента в первую очередь, однако действия фирмы-лидера существенно ограничены конкурентными барьерами и антимонопольным законодательством.
Стратегия последователя подразумевает имитацию продукции других фирм и подразделяется на стратегию собственно имитатора, стратегию двойника, стратегию подражателя, стратегию обитателя ниш.
Стратегия имитатора заключается в имитации продукции фирмы-лидера с внесением различия в ценах, рекламе, маркировке, упаковке продукции и так далее. Так, одно время на рынке ультразвуковых измерителей уровня появилось большое число приборов под маркой «ЭХО», являющейся брендом ОАО «Староруссприбор». Следует, однако, отметить, что наличие фирмы-имитатора позволяет лидеру избежать полной монополии в отрасли.
Стратегия двойника заключается в копировании продукции или рекламной кампании фирмы-лидера с незначительными изменениями марки или названия. Авторы-разработчики в процессе продвижения на рынок ультразвуковых измерителей уровня приборов УЗУ-2 и УЗУ-2Т [1] столкнулись с быстрым появлением рекламы приборов УЗУ-2И, УЗУ-2М и им подобным, имеющихся в лучшем случае в единичных образцах, не включенных в Госреестр средств измерений Российской Федерации, но обладающих декларируемыми характеристиками, совпадающими с характеристиками приборов, разработанных ФГУП ЦНИИ «Морфизприбор».
Стратегия подражателя заключается в дублировании продукции и упаковки фирмы-лидера с последующей реализацией через посреднические фирмы. А стратегия обитателя ниш заключается в специализации на конкретном виде товара или услуг. Например, на шефмонтаже, пуско-наладке или сервисном обслуживании ряда ИС и ИУС.
Заключение
Выбор конкурентной стратегии на отраслевом рынке является важной и неотъемлемой частью современных рыночных отношений. При этом в каждом сегменте отраслевого рынка существует характерное и специфическое поведение потребителей продукции. Следует отметить, что не существует универсальной конкурентной стратегии. А успех может принести только стратегия, согласованная с конкретными конкурентными условиями на рынке, опытом, навыками и финансовыми возможностями фирмы.
Литература
1. Андреев М.Я., Рубанов И.Л., Рубанова И.М. Роль маркетинга в выборе предмета пер-
спективной разработки приборов и систем // Датчики и системы.- 2012, №12.-С.71-74.
2. Конкурентная разведка/ Джон Е. Прескотт, Стивен Х. Миллер. - М.: Альпина бизнес букс, 2004.
3. Кохно П.А., Креопалов В.В. Менеджмент конкурентной разведки в инновационном производстве // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России.-2015, №2.-С. 25-37.
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. - Санкт-Петербург: Питер, 2008.
5. Зильбербург Л.И., Молочник В.И., Яблочников Е.И. Информационные технологии в проектировании и производстве. - Санкт-Петербург: Политехника 2008.
6. Качемцев А.Н., Киселев В.К., Семьянин Г.Н., Труфанов А.Н. Гибридная оптическая схема питания электронных устройств. // Труды 2-го совещания НАТО по проекту SFP973799 Semiconductors. Нижний Новгород, 2002./ URL:http://www.unn.ru/NATO/2ws/sfp2 Trufanov-100mj.pdf
7. LaserMotive.- URL://htpp://www.// aserMotive.com/prodacts/power-over-fiber
8. Андреев М.Я., Корякин Ю.А., Рубанов И.Л. Ультразвуковые уровнемеры УЗУ-2 и УЗУ-2Т // Датчики и системы.-2002, № 1.- С.35-37.
9. Андреев М.Я., Гончаров А.А., Рубанов И.Л.Ультразвуковой сигнализатор уровня. // Датчики и системы.- 2004, № 8.- С.49-50.
10. Андреев М.Я., Бушер М.К., Попов В.П., Рубанов И.Л. Термостойкий ультразвуковой пьезокерамический датчик. // Датчики и системы.- 2006, № 6.- С.26-27.
11. Андреев М.Я., Дмитриев И.Н., Корякин Ю.А., Рубанов И.Л.Система контроля уровня на основе ультразвуковых уровнемеров УЗУ-2 // Датчики и системы.- 2004, № 5.- С.46-48.