Научная статья на тему 'Выход российской продукции приборостроения на рынки развивающихся стран: возможности в условиях санкций'

Выход российской продукции приборостроения на рынки развивающихся стран: возможности в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ / НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЭНЕРГОМЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подплетенная Алина Александровна

Статья посвящена анализу состояния российской отрасли приборостроения на примере ОАО «Компания Энергомера». Автором показано, что компания, даже в условиях санкций, активно сотрудничает с зарубежными странами, наращивая несырьевой экспорт России. Особое внимание компания уделяет выходу на рынки развивающихся стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выход российской продукции приборостроения на рынки развивающихся стран: возможности в условиях санкций»

ВЫХОД РОССИЙСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ НА РЫНКИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН: ВОЗМОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Подплетенная Алина Александровна,

соискатель кафедры политической экономии Российского университета дружбы народов

Аннотация

Статья посвящена анализу состояния российской отрасли приборостроения на примере ОАО «Компания Энергомера». Автором показано, что компания, даже в условиях санкций, активно сотрудничает с зарубежными странами, наращивая несырьевой экспорт России. Особое внимание компания уделяет выходу на рынки развивающихся стран.

Ключевые слова: приборостроение, несырьевой экспорт, Российская Федерация, Энергомера.

THE RUSSIAN INSTRUMENTATION PRODUCTS TO THE MARKETS OF DEVELOPING COUNTRIES: OPPORTUNITIES IN TERMS OF SANCTIONS

Podpletennaja A. A.,

applicant of the Department of political economy The Russian University of friendship of peoples

Abstract

The article is devoted to analysis of Russian industry instrumentation on the example of JSC "Energomera". The author shows that the company, even under sanctions, actively cooperates with foreign countries, increasing the non-oil export of Russia. Special attention is paid to enter the markets of developing countries.

Keywords: instrumentation, non-commodity exports, the Russian Federation, Energomera.

Приборостроение является ведущей отраслью машиностроения, ориентированной на потребительский рынок. Для приборостроительной промышленности характерна высокая наукоемкость ввиду особой сложности продукции отрасли. Перед производством ставится задача обеспечения повышенной надежности продукции и возможности длительного использования продукции приборостроения. Повышение эффективности отрасли определяется внедрением в производство новых типов приборов и оборудования, усовершенствованием его отраслевой структуры, реконструкцией и техническим перевооружением. Поэтому развитие отрасли требует создания новых видов материалов, полноценного совершенствования всех элементов производства. Все это обуславливает

необходимость постоянного выделения значительной доли ресурсов на научно-исследовательские работы, направленных на развитие промышленности.

Усложнение производства продукции отрасли приборостроения способствовало разделению стран на производителей массовой и наукоемкой продукции. Это сберегло высококвалифицированные производства в странах с высоким уровнем научно-технического прогресса, где имеют место большие затраты на научные исследования при освоении новых видов продукции. Растет значение приборостроительной отрасли в странах Азии. [1]

В мировом приборостроении решающее значение приобрела инновационная составляющая, без повышения доли которой в производственных циклах сохранить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции невозможно. Сейчас в зарубежных приборостроительных компаниях затраты на проведение НИОКР составляют от 3% (у европейских и американских компаний) до 10% (у компаний в азиатских странах) от оборотных средств. [2] Российские же предприятия эту мировую тенденцию поддерживать не в состоянии вследствие общего кризиса в экономике и отсутствия на предприятиях финансовых средств для проведения исследований и опытных разработок.

[3]

Важнейшим условием развития предприятий отрасли должна служить государственная промышленная политика, которая могла бы обеспечивать создание благоприятного климата для привлечения в отрасль как внутренних, так и внешних инвестиций для проведения технологического перевооружения предприятий отрасли. [4]

Причинами отставания отечественного приборостроения от мирового уровня развития, которое в последние годы только увеличивается, могут считаться как экономические - отсутствие средств у предприятий для проведения перевооружении основных фондов, не до конца преодоленные последствия экономического кризиса 1990-х гг., так и технологические факторы - низкое качество выпускаемых приборов в результате технологического отставания от мировых лидеров, низкий процент внедрения инновационных разработок в производство, недостаток квалифицированных кадров и т.д.

[5]

Следствием низкого уровня внедрения инноваций и устаревания производственного оборудования предприятий отрасли является снижение инвестиционной активности в приборостроительной отрасли, приведшее к нехватке средств на технологическое перевооружение и внедрение новых технологических процессов. Кроме того, совместно с повышением потребительских качеств выпускаемых приборов, для развития предприятий отрасли, необходимо уделять внимание и

экономической эффективности производства - снижению себестоимости, уменьшению материалоемкости производств, увеличению объемов выпуска приборов, что возможно при переходе на инновационные ресурсосберегающие технологии.

Из анализа перечисленных выше проблем и потребностей приборостроительной отрасли становиться очевидным, что необходимо разработать и принять долгосрочную программу стратегического развития отрасли, что особенно важно в условиях вступления России в ВТО. [6]

При этом увеличение несырьевого экспорта из России — одна из амбициозных задач, которую ставит перед собой текущее правительство. Увеличить продажу несырьевых товаров за рубеж призвал президент России Владимир Путин еще в 2014 г.: тогда он, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, говорил о необходимости увеличивать показатель на 6% (процентов) ежегодно. В Минэкономразвития подготовили соответствующую «дорожную карту», согласно которой к 2018 г. объем несырьевого экспорта должен достичь 340 млрд. долл. Особенно растет значение несырьевого экспорта в связи с вступлением России в ВТО [7], и большое значение при этом уделяется продукции приборостроения [8]

Отрасль в России представлена значительным количеством предприятий, активно осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Так, компания НТ-МТД, работающая в сегменте микроэлектроники, является лидером в производстве сканирующих зондовых микроскопов. Покупателями являются научные центры в Европе, Азии и Северной Америке. За рубеж поставлены более 4 тыс. приборов. Крупным игроком на рынке приборостроения является и российское предприятие «Диаконт», производитель оборудования для АЭС. «Диаконт» сотрудничает более чем с 40 компаниями-потребителями из 13 стран мира. Компания известна как производитель радиационно стойких телевизионных камер, манипуляторов, систем управления, обязательных для эксплуатации атомных станций. Выручка предприятия на четверть обеспечена доходами от экспорта. Одной из крупнейших компаний отрасли является «Энергомера». [9]

ОАО «Концерн Энергомера» является проиборостроительным многоотраслевым промышленным холдингом Юга России, который глубоко интегрирован в мировую экономику. С уверенностью можно сказать, что это единственная в России высокотехнологичная промышленная компания, занимающая в своем сегменте самую большую долю на мировом рынке. Продукция компании разрабатывается двумя собственными проектными институтами, производится на восьми промышленных и четырех сельскохозяйственных предприятиях в России и за рубежом. Компания имеет

свои представительства и зарубежные дочерние компании в США, Южной Корее, Китае, Нидерландах и на Тайване. Более 50% продукции Компании экспортируется в 25 стран мира.

Концерн «Энергомера» является глобальным лидером по производству изделий из синтетического сапфира для индустрии светоизлучающих диодов и потребительской электроники, а также металлизационных паст, использующихся в солнечной энергетике. По итогам 2013 г. доля концерна «Энергомера» на глобальном рынке составила 27%.

Даже несмотря на глобальный кризис перепроизводства синтетического сапфира в 2012-2013 гг., в результате которого произошел резкий обвал цен на данную продукцию и многие ведущие мировые компании и вовсе законсервировали от 50 до 90% своих производственных мощностей, концерну «Энергомера» удалось в этот момент реализовать «стратегию роста». Так компания «Монокристалл», входящая в концерн, на 70 % увеличила объем производства в натуральном выражении и обеспечила тем самым рост доли концерна на рынке материала с 20 до 27%. (рис. 1)

Рис. 1 Доля компании ОАО «Концерн «Энергомера» на мировом рынке светодиодов и мобильных устройств в 2011-2014 гг., %.

Стоит заметить, что руководство концерна «Энергомера» традиционно рассматривает как экономические, так и производственные кризисы как источник дополнительных возможностей для наращивания объемов производства и увеличения своей доли на рынке. Так например, введение экономических санкций со стороны Евросоюза и США в 2014 г. привело к резкому ослаблению рубля и усилению иностранной валюты. В результате российские производители приборов учета электроэнергии с незначительной долей импортных комплектующих в себестоимости продукции получили конкурентное преимущество. Стабильная рыночная потребность в

приборах учета электроэнергии в России и наличие программ долгосрочного сотрудничества с ключевыми потребителями обеспечили Компании Энергомера устойчивый спрос на продукцию.

Так уже в настоящее время налаживается серийное производство инновационного продукта Smart Metering и компания выходит с ним на новый рынок комплексного учета энергоресурсов. За 2014 г. Компания усилила компетенции по построению и внедрению автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии и в ближайшие годы намерена существенно увеличить свою долю на рынке автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).

Компания сертифицировала основные типы приборов учета электроэнергии в Международной Ассоциации DLMS, и тем самым укрепила свои позиции на российском рынке и обеспечила выход продукции АСКУЭ на рынок дальнего зарубежья, прежде всего - развивающихся стран.

Перспективным направлением деятельности Компании является производство телекоммуникационного оборудования. На протяжении последних трех лет выручка Компании в данном бизнес-сегменте ежегодна увеличивалась на 50 %. (табл.1)

Таблица 1. Выручка от реализации по бизнес-направлениям в 2012-2014 гг., млн. руб.

Направление 2012 2013 2014

Электронные материалы и компоненты 2 788 2 882 4 087

Электротехническое приборостроение 3 116 3 479 3 415

Сельскохозяйственное производство 905 1 956 2 387

В 2014 г. была завершена разработка и выведен на рынок новый продукт -современная инновационная система мониторинга и диспетчеризации, позволяющая в дистанционном режиме контролировать и изменять данные объектов связи и энергетического оборудования. Внедрение системы позволит укрепить лидирующие позиции Компании как поставщика телекоммуникационного оборудования для крупнейших операторов сотовой связи России и нарастить свою долю на отраслевом рынке Российской Федерации.

Стратегическими задачами Компании в данном сегменте рынка в среднесрочной перспективе являются: расширение модельного ряда телекоммуникационного оборудования и снижение себестоимости продукции в целях удовлетворения текущих и будущих потребностей клиентов.

Стабильная потребность рынка в энергетическом оборудовании открывает большие возможности для развития энергетического направления деятельности Компании. Планируется активно расширять производство - в будущем году компания

намерена вывести на рынок новый модельный ряд трансформаторных подстанций для крупнейших энергетических компаний России. Выручка от реализации энергетического оборудования, по прогнозам, вырастет более чем в пять раз в 2015 году, а в среднесрочной перспективе достигнет 1 млрд руб.

По прогнозам Yole Développement, объем рынка сапфира в натуральном выражении с 2013 г. по 2018 г. увеличится на 160%. Это связано с бурным ростом 2 основных сегментов рынка: светодиодного освещения и сапфира для мобильной электроники. Данная тенденция позволит Компании стабильно развиваться в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Так, по данным аналитического агентства Yole Developpment, в 2014 г. был отмечен рост рынка сапфира на 46 % в натуральном выражении. Сегмент сапфира для потребительской электроники стремительно вырос на 123%. При этом производство сапфира для светодиодов увеличилось на 30 %. Повышение рыночных цен в первом квартале 2014 г. усилило конкурентную борьбу как на рынке потребительской электроники, так и на рынке сапфира для светодиодов. Установление привлекательных рыночных цен привело к расконсервации производственных мощностей основными поставщиками сапфира. Во втором квартале 2014 г. предложение превысило спрос и цены на сапфир стали постепенно снижаться. В ситуации ценового давления Компании удалось сохранить лидирующие позиции в отрасли благодаря эффективному сокращению издержек и постоянному совершенствованию технологии производства.

Клиентская база Компании Энергомера в 2014 г. увеличилась более чем на 13%, и на данный момент насчитывает 170 компаний, производящих компоненты для мобильных устройств, светоизлучающих диодов и солнечных модулей. За последние 2 года в Энергомере были удвоены отгрузки продукции в сегменте производства сапфира. По итогам отчетного периода Компания является поставщиком сапфировых пластин для четырех из десяти крупнейших мировых производителей светодиодов. Восемь из десяти мировых лидеров в области обработки сапфира выбирают именно Энергомеру в качестве поставщика сапфировых слитков.

В 2014 г., в связи с бурным ростом продаж мобильных устройств с сапфировыми компонентами, существенно возросло потребление сапфира в сегменте мобильной электроники. Сапфир стал применяться не только в качестве защитного элемента камеры и сканера отпечатка пальцев смартфонов, но и при производстве планшетов. По итогам 2013 г. Компания Энергомера стала мировым лидером этого сегмента рынка. Так по оценкам самой компании, в 2014 г. в каждом третьем мобильном устройстве, имеющем сапфировые компоненты, использовалась продукция компании Энергомера.

Немаловажную роль в увеличении роста рынка сапфира в 2014 г. сыграл запуск производства «умных часов» с сапфировым дисплеем и сапфировыми компонентами для защиты датчиков биометрических измерений. Компания Apple анонсировала старт продаж «умных часов» в апреле 2015 г. В случае успешного принятия этого продукта покупателями аналитики прогнозируют рост рынка сапфира для потребительской электроники в два раза. Стоит отметить, что согласно прогнозам рыночных аналитиков Yole Developpement, объем потребления сапфира для мобильной электроники будет в 2,5 раза выше объема потребления сапфира для светодиодов в натуральном выражении. Сапфир начнут применять все большее количество производителями смартфонов. К 2019 г. этот сегмент рынка в натуральном выражении вырастет в 6 раз и превзойдет по размерам сегмент сапфира в натуральном выражении для светодиодов в 10 раз. Так как компания занимает лидирующую позицию на рынке у нее есть необходимый опыт для масштабирования производства высококачественного сапфира, что позволит ей стать одним из основных поставщиков для этого применения.

Отдельным сегментом бизнес-направления «Электронные материалы и компоненты» является производство высокоэффективных металлизационных паст для солнечной энергетики. Компания занимает позиции технологического лидера в производстве алюминиевых паст для традиционных и альтернативных PERC-конструкций. По итогам 2014 г. доля Компании на мировом рынке паст, согласно оценкам специалистов, составила 11%, что немного ниже по сравнению с 2013 г., где доля Компании составила 12%. Компании удалось увеличить объем отгрузок в натуральном выражении на 39% в сравнении с предыдущим годом. Это стало возможным благодаря выходу на расчетную мощность новой площадки по производству алюминиевых паст и началу их массовых поставок на перспективный рынок Китая, где доля Энергомеры увеличилась в натуральном выражении с 2% в 2012 г. до 7% в 2013 г. Выручка от реализации электронных материалов в 2013 г. составила 2 млрд. 894 млн. руб. Более 95% производимого сапфира и металлизационных паст поставляется на экспорт. В 2014 г. Компания осуществила поставки алюминиевых паст для пяти из двадцати крупнейших мировых производителей солнечных элементов.

Наблюдается устойчивый рост рынка солнечной энергетики. По подсчетам компании IHS, количество введенных в эксплуатацию солнечных электростанций в 2014 г. увеличилось на 14%, а к концу 2015 г. вырастет, как ожидается, на 30%.

Стоит заметить, что Компания считает производство паст для альтернативных конструкций солнечных элементов с повышенной эффективностью наиболее перспективным направлением в сегменте металлизационных паст. Согласно данным

агентства ITRPV, доля рынка солнечных элементов, производимых по технологии PERC, в 2014 г. составила не более 10%, а к 2024 г., по прогнозам, вырастет до 48%. В связи с этим планируется в ближайшие 5 лет сфокусироваться на разработке и производстве высокоэффективных паст для PERC-конструкций.

Энергомера продолжает укреплять лидирующие позиции на мировом рынке высокотехнологичных материалов, применяемых при изготовлении светодиодов, компонентов смартфонов, планшетов и «умных часов», а также при создании солнечных электростанций. Постоянное совершенствование технологий производства и качества реализуемой продукции, снижение издержек, способность быстро наращивать производственные мощности позволят Компании непрерывно развиваться, увеличивая конкурентные преимущества и сохраняя мировое лидерство в отрасли.

Литература

1. Родионова И.А., Шкваря Л.В. На пороге «Азиатского индустриального века». По темпам экономического развития страны Азии опережают государства Европы и Северной Америки. // Азия и Африка сегодня. - 2012. - № 1. - С. 2-6.

2. Шкваря Л.В. Концептуальные основы инновационного предпринимательства. // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2013. - № 5. - С.369-373.

3. Русакович В.И. Внешняя торговля России после вступления в ВТО: возможности и ограничения. // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2014. - № 6. - С.409-416.

4. Шкваря Л.В. Технологические платформы как предпосылка устойчивого развития стран СНГ в посткризисный период. // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2011. - № 4. - С.374-378.

5. Русакович В.И. Влияние членства в ВТО на социально-экономическую и торговую сферы России. // Инновационная экономика. - 2014. - № 4. // http://193.232.218.56/web-local/fak/rj/?id=25&mod=rubric&mr=5&mm=20#r5

6. Шкваря Л.В. Последствия вступления России в ВТО: теоретические аспекты. // Инновационная экономика. - 2014. - № 4. // http://193.232.218.56/web-local/fak/rj/?id=25&mod=mbric&mr=5&mm=20#r5

7. Русакович В.И., Захарова Е.В. Вступление России в ВТО: ограничения и возможности на современном этапе. / Монография. - М., 2015.

8. Стратегия развития электронной промышленности России до 2025 года.

9. Экспорт России 2014 г. // http://krotovanews.ru/page/eksport-rossii-2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.