УДК 378.1
Жукова Т.А.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье обозначены проблемы, связанные с процессом диверсификации региональных образовательных программ подготовки педагогов, вызванной стремлением сохранения своей национальной идентичности народов в условиях усилением глобализационных процессов в мультикультурном обществе. Автором выделены особенности, характеризующие процесс диверсификации региональных образовательных программ подготовки педагогов, представлены направления педагогических исследований, способствующих оптимизации этого процесса (сравнительные исследования). В статье приведены концептуальные положения и модель диверсификации образовательных программ для Самарского государственного социально-педагогического университета, разработанные на основе анализа образовательных практик земли Педагогического института г. Людвигсбург. Ключевые слова: особенности процесса диверсификации образовательных программ, ассимиляционные и интеграционные процессы в обществе, сравнительные исследования, регионализация, направления исследований, модель диверсификации образовательных программ
Zhukova Т.,
PhD in Pedagogy, Associate Professor of Chair of Foreign Languages of the Samara State Social-Pedagogical University
EDUCATION PROGRAMS DIVERSIFICATION OF EDUCATORS TRAINING IN A MULTICULTURAL SOCIETY (AS EXEMPLIFIED IN SAMARA REGION)
The article shows the specificities of the issue regarding the prospects of the development of education programs. The call of further discussion on the topic, as initiated by the paper, in intended to complement our foundation work on the development of education programs within the immigration in a multicultural world. The author analyzes the ideas concerning the features of education programs in the region. Moreover the author shows the importance of researches to better understand perspectives to analyze education programs. To do it, it is important to present comparative studies. The article shows some views on the model of the process of diversification of education programs (on the example of the Samara State Pedagogical University of Social Sciences and Humanities and the Pedagogical Institute in Ludwigsburg).
Keywords: specificities of dissimulation process of education programs, assimilative and integrative processes in society, comparative research, regionalization, research field, model of diversification of education programs
Интенсификация процессов глобализации и интеграции культур обозначила перед многими полиэтническими государствами проблему развития мультикультурного общества, развивающегося по законам толерантности, сотрудничества и взаимоуважения. При этом одни ученые используют идеи плюралистического мультикультурного общества в своих выступлениях против требований к приезжающим ассимилироваться в принимающую их культуру. Другие стремятся
обосновать права и обязанности сохранения национального самосознания. Однако и для тех, и для других сторон ключевыми словами является «страх перед смешением», потери своих национальных черт.
Очевидно, что в сложившейся ситуации, вызвавшей накопление целого ряда проблем в различных регионах страны, педагогическая наука не может оставаться в стороне. Наиболее значимые, на наш взгляд, могут быть сформулированы следующим образом:
Как цитировать статью: Жукова Т.А. Диверсификация образовательных программ подготовки педагогов в мультикультурном обществе (на матерале Самарской области) // Вестник Академии права и управления. 2017. № 3(48). с. 161-166
- проблемы, связанные с востребованностью педагогических кадров, готовых к работе в условиях мультикультурной образовательной среды региона;
- значительная дифференциация разработанности проблемы содержания организации и оценки результатов подготовки педагогических кадров для работы в мультикультурной образовательной среде в различных регионах;
- недостаточный уровень интеграции научного знания между регионами с целью определения перспектив подготовки педагогов к работе в мультикуль-турной образовательной среде;
Ведущей проблемой, вытекающей из приведенного перечня в современных условиях, очевидно, является поиск ориентиров совершенствования образовательных программ подготовки педагогов. Анализ проблемы диверсификации образовательных программ в мультикультурном обществе свидетельствует о том, что на сегодняшний день можно выделить следующие черты и особенности, определяющие специфику ее дальнейшего развития и помогающие конкретизировать пространство поиска проблемы исследования. Значительная роль при этом должна быть отведена учету международного опыта, помогающего выявить лучшие образовательные практики. На сегодняшний день в отечественной и международной практике сложилась определенная логика проведения сравнительных исследований, которая может быть определена последовательностью следующих этапов (Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский и др.): первый этап - проблемно-ориентированный. Он включает описание и констатацию характеристик предмета исследования, тем самым превращая ее в объект познания. Второй этап - критически-ориентированный. Он содержит обсуждение и критику представляемого и сопоставляемого полученного эмпирическим путем знания. Третий этап - конструктивно-ориентированный - служит концентрации внимания на анализе проблем в области диверсификации образовательных программ высшего педагогического образования в мультикультурном обществе. Соблюдение этих этапов позволяет дать объективную сравнительную оценку развития исследуемых объектов, обосновать, в первую очередь, факторы, определяющие дальнейшие изменения в образовательных программах.
В качестве первой особенности полагаем правомерно проводить анализ синхронности исследования закономерностей, проявляющихся при возникновении новообразований в области перспектив диверсификации образовательных программ высшего педагогического образования в мультикультурном обществе в условиях ослабления ассимиляционных и усиления интеграционных тенденций в различных странах.
Теоретический анализ исследований свидетельствует о том, что на сегодняшний день сложившаяся практика влияния ассимиляционных процессов
на процесс диверсификации образовательных программ в мультикультурном обществе оказалась провальной. Идеология ассимиляции в образовательных программах подготовки педагогов вылилась в идее воспитания и обучения исключительно на основе культуры большинства и отражала ценности, традиции, стиль жизни такого большинства. В этом случае в многонациональной средней и высшей школе игнорировались, и по сей день игнорируются языки, культура, особенности мышления и поведения этнических меньшинств - что, несомненно, стало причиной увеличения количества конфликтов на межкультурной почве. Педагоги в создавшихся условиях оказались не готовы к работе с представителями национальных меньшинств и поддерживать интерес к обучению принимающего общества.
В этой связи все больше среди философов, социологов, культурологов стала обосновываться доказательность предположения о значимости роли интеграционных процессов в образовательном процессе, что позволит, по их мнению, разрабатывать «некое компромиссное соглашение между культурой большинства и меньшинства - только при соблюдении последними определенных условий, в первую очередь, признания национально-государственного устройства страны и переносящей акцент на создание принимающей стороной условий для интеграции взаимодействия» [2] на уровне регионов и государств.
В такой логике исследования процесса диверсификации образовательных программ, отвечающего неопределенностям мультикультурного общества, возникает необходимость постоянного наращивания знаний, создавая тем самым новый опыт, новую образовательную практику. В развивающемся мультикультурном обществе наука играет особую роль. Увеличение потока информации в мультикультурном обществе приводит к тому, что его тенденцией становится уменьшение надежности использования ранее актуального знания с учетом динамики вновь возникающих знаний. Знание становится недолговечным, быстро устаревающим, и в связи с этим требует постоянной гибкой и точной переориентации и уточнения, что определяет необходимость ориентации научных исследований на изучение целого спектра проблем (С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А.П. Тряпи-цына, Д11етап Gionda, СИ., СогЬеИ, Д. и др.)
Вторая особенность заключается в оценке несовпадения направленности образовательной политики в различных государствах, главная из которых состоит в реализации целей компетентностного подхода, который заложен в основу принципов модернизации системы как немецкого, так и отечественного образования, когда компетенции выступают новым основанием для целеполагания при проектировании образовательных программ.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в отечественном образовании этот подход в реальной действительности, не реализуется в полной мере. Российское высшее образование обладает фундаментальностью и научностью и уступает европейскому образованию в практикоориентированности. требует переориентации процесса подготовки педагогов к работе в условиях мультикультурной образовательной среды - которая может быть охарактеризована такими критериями как: неопределенность, изменчивость, нелинейность. Подготовка педагогов, несомненно, должна рассматриваться как непрерывная, длящаяся всю жизнь, что обусловило значимость не только корректировки сложившихся практик подготовки педагогов к работе в мультикультурной образовательной среде, но и существенного преобразования с учетом международного опыта, позволяющего выявлять и учитывать потребности и особенности представителей принимающего и вливаемого социумов.
Наконец, третья особенность связана с оценкой новых приоритетов и ценностей образования в новых социально-экономических и идеологических условиях, находящих отражение в образовательных программах региона. Во-первых, важная особенность таких исследований заключается в стремлении выявить те изменения в образовательных программах с учетом региональной специфики, которые обусловлены социокультурными факторами, определить факторы влияния различных общественных процессов на образование и факторные влияния образования на общественные процессы. В качестве основных факторов, оказывающих влияние на процесс диверсификации образовательных программ можно выделить объективные и субъективные. К объективным факторам (эмпирически выявленных и фиксирующих общие корреляции между социально-экономическими и культурно-ценностными переменными в различных государствах, так и регионов субъективных - предполагающих выбор и последовательность конкретных решений и действий педагогов) считаем важным отнести:
- общественно-политические факторы (глобализация, интеграция) определяют новое общественное понимание стратегии развития высшего педагогического образования в условиях ослабления ассимиляционных и усиления интеграционных процессов в мультикультурном обществе (И.М. Кузнецов, Ю. Яко-вец и др.);
- региональные факторы - предполагают анализ процессов, характеризующих состояние развитие региона, позволяет проследить изменения демографических, этнокультурных параметров национальных обществ под влиянием эндогенных (миграция) и экзогенных (иммиграция) факторов, охарактеризовать проблемы взаимодействия вливаемых и
принимающего социумов С.К. Бондырева, М.В. Дюжа-кова и др.);
- педагогические факторы определяют корректировку сложившихся и определение инновационных культурных целей и задач высшего педагогического образования с целью сохранения национальной культуры и поддержания культур вливаемых в регион народов (Г.И. Герасимов, А.С. Емельянов и др.)
Во- вторых, ориентация педагогических исследований на изучение изменений образовательных программ с учетом региональной специфики позволяет обнаружить и новые педагогические стратегии содействия и поддержки процессов развития педагога, которые в свою очередь обуславливают систему необходимых направлений изменений с целью диверсификации образовательных программ подготовки педагогов. В этой связи целесообразно рассмотреть вторую группу факторов - субъективных, определяющих выбор и последовательность конкретных решений и действий тех или иных действующих лиц, от которых зависит осуществляемые изменения в образовании. При таком угле зрения последовательность и взаимообусловленность принимаемых решений и действий, выбор тактик теми субъектами, которые инициируют или осуществляют этот процесс, оказываются важнее для ее исхода, нежели существующие или отсутствующие к нужному моменту предпосылки. В условии, когда процесс интеграции принимает более развитые формы - формы межличностного взаимодействия - необходимо объединение усилий педагогов и определяет необходимость их подготовки - что в дальнейшем позволит создать реальную возможность для: ориентации на опережающий и непрерывный характер подготовки педагога, готового к инновационным преобразованиям и ориентированным на совершенствование в течение всей жизни; доминирования индивидуализации образовательного процесса, способности и готовности педагога выстраивать свой образовательный маршрут, развивая способность перенести исследовательский интерес на исследуемый объект, быть готовым к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности.
Ниже приведем пример обобщенной модели диверсификации образовательных программ подготовки педагогов в Самарском государственном социально-педагогическом университете на сегодняшний день, и расширенной с учетом опыта регионального педагогического вуза г. Людвигсбург:
- на концептуальном уровне фиксирует ценностно-смысловое изменение целей и результатов подготовки педагогов, которые отражают представления о педагоге - как человеке, способном организовывать образовательный процесс в условиях мультикультурной образовательной среды с учетом
Рис. 1 .Модель образовательной программы подготовки педагогов
потребностей и интересов представителей принимающего и вливаемого в регион социумов, осознавая стремления каждой стороны сохранить свою культурную идентичность, обладающего знаниями о культуре каждого народа и готового к международному и региональному взаимодействию;
- на содержательно - организационном уровне отражает изменение содержания образовательных программ путем включения дополнительных междисциплинарных модулей, отражающих особенности культуры принимающего и вливаемых социумов в регион, а также изменение образовательной деятельности педагогов для работы в мультикультурной образовательной среде (анализ психологических особенностей личности; организация работы в условиях мультикультурной образовательной среды, организация работы в билингвальных классах, готовность к научно-исследовательской деятельности, развитие мобильности студентов), изменение сопровождения образовательных программ (научно-методическое, организационно-управленческое и информационное), изменение в оценке результатов образования через реализацию методик, направленных на формирование готовности к диверсификации образовательных программ в мультикультурном обществе: (методика оценки организационно-управленческой деятельности (ОУД) педагога к осуществлению взаимодействия между принимающей и вливаемой культурами; методика оценки научно-исследовательской деятельности (НИД) педагога к усилению способов взаимодействия между принимающей и вливаемой культурами).
На структурном уровне предполагает организацию сетевого взаимодействия региональных пе-
дагогических вузов с целью: анализа сложившихся видений в регионе относительно диверсификации образовательных программ высшего педагогического образования в мультикультурном обществе; обобщения образовательных практик относительно диверсификации образовательных программ высшего педагогического образования в мультикуль-турном обществе; выявления дальнейших изменений в образовательных программах высшего педагогического образования с учетом региональных особенностей
Обобщая изложенное выше, подчеркнем: проблема диверсификации образовательных программ подготовки педагогов в мультикультурном обществе является одной из важнейших задач современного образования. Решение проблемы предполагает совместную деятельность представителей принимающей и вливаемой в общество культур с учетом особенностей региона. Особая роль должна быть отведена сравнительным исследованиям, цель которых - выявление проблем, существующих в поле изменений сложившихся видений относительно диверсификации региональных образовательных программ высшего педагогического образования в мультикультурном обществе с учетом международного и регионального опыта. Проведение сравнительного исследования позволило нам разработать концептуальные положения и модель диверсификации образовательных программ для Самарского государственного социально-педагогического университета на основе анализа образовательных практик Педагогического института г. Людвигсбург (земля Баден-Вюртемберг).
Список литературы
1. Бондырева С.К. Миграция (сущность и явление). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 296 с.
2. Бубликов В.В. Ассимиляция или мультикультурализм - опыт зарубежных стран по интеграции мигрантов // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 315. C. 38 - 41.
3. Вульфсон БЛ. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. М.: Изд-во УРАО, 2003. 232 с.
4. Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества: Диссертация доктора философских наук. Ростов н/Д, 2005. 428 с.
5. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом: учебное пособие. М.: ТЦ сфера, 2007. 224 с.
6. Дюжакова М.В. Развитие педагогического образования в поликультурном обществе: Монография. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. 228 с.
7. Емельянова А.С., Соколова Ф.Х. Высшее образование в России в контексте глобализационных и интеграционных процессов в отечественных исследованиях // Высшее образование в России. 2015. №1. C. 15-26.
8. Кузнецов И.М. Многообразие культурных миров // в сб. Социология межэтнической толерантности. М.: Институт социологии РАН, 2003. C. 116.
9. Лаптев В.В., Тряпицына А.П., Богословский В.И., Бендюкова Т.С., Писарева С.А. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2005. 320 с.
10. Пискунова Е.В. Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы: Научно-методические материалы. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 296 с.
11. Яковец Ю.В. Глобальные экономические трансформации XXI века. - М.: Экономика, 2011. 382 с.
12. Alleman Gionda Ch. (2004): Einführung in die vergleichende Erziehungswissenschaft. Basel, 2004. 367 р.
13. Corbett A. (2005): Universities and the Europe of Knowledge: Ideas, Institutions and Policy Entrepreneurship in European Community. Higher Education Policy. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
Reference list
1. Bondyreva S. Migration (essence and the phenomenon). M.: Publishing office of the Moscow Psychological-Social Institute; Voronezh: Publishing house NGO "MODEK", 2004. 296 p.
2. Bublikov V. Assimilation or multiculturalism - the experience of foreign countries on migrants integration // Bulletin of the Tomsk State University. 2008. № 315. P. 38 - 41.
3. Vul'fson B. Comparative pedagogy: History and contemporary issues. M.: URAO Publishing house, 2003. 232 p.
4. Gerasimov G. The transformation of education - socio-cultural development potential of Russian society: Thesis of Doctor of Philosophy. Rostov - on - Don, 2005. 428 p.
5. DzhurinskiyA. Pedagogy of interethnic communication: Multicultural education in Russia and abroad: Textbook. M.: TC Sfera, 2007. 224 p.
6. Dyuzhakova A. The development of pedagogical education in a multicultural society: Monograph. Voronezh: Publishing office of VSPU, 2008. 228 p.
7. Emel'yanova A, Sokolova F. Higher education in Russia in the context of globalization and integration processes in the domestic research // Higher Education in Russia. 2015. № 1. P. 15-26.
8. Kuznetsov I. The diversity of cultural worlds. Sociology of interethnic tolerance. M.: Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2003. P. 116.
9. Laptev V, Tryapitsyna A., Bogoslovskiy V., Bendyukova T., Pisareva S. Training of higher qualification personnel: Postgraduate study in a modern university. SBR.: OC "Kinizhiy Dom", 2005. 320p.
10. Piskunova E. The study of socio-cultural conditionality of activity changes of a teacher in a modern school: Scientific-methodological proceedings. SBR.: OC "Knizhniy Dom", 2008. 296p.
11. Yakovets Yu. Global economic transformations of XXI century. M.: Economics, 2011. 382 p.
12. Alleman Gionda Ch. (2004): Einführung in die vergleichende Erziehungswissenschaft. Basel, 2004. 367 p.
13. Corbett A. (2005): Universities and the Europe of Knowledge: Ideas, Institutions and Policy Entrepreneurship in European Community. Higher Education Policy. Basingstoke: Palgrave Macmillan.