ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ МАРКЕТИНГА И ВОСПРИЯТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ТОВАРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГА В УСЛОВИЯХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ И СИСТЕМНОЙ ЭКОНОМИКИ
Г.Л. Багиев,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, почетный доктор Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета
bagiev@finec.ru
А.А. Длигач,
генеральный директор, управляющий партнер группы компаний Advanter Group, доцент и докторант кафедры международной экономики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко,
кандидат экономических наук ad@advanter.ua
Х. Мефферт
почетный директор Института маркетинга Вестфальского университета (г. Мюнстер, Германия), почетный доктор Санкт-Петербургского государственного экономического университета и ряда университетов Европы,
доктор экономических наук, профессор meffert@uni-muenster.de
В. Фритц
директор института маркетинга Технического университета (г. Брауншвейг, Гэрмания), почетный профессор Венского университета, доктор технических наук, профессор
w.fritz@tu-braunschweig.de
В статье рассматривается процесс диверсификации функций маркетинговой деятельности в ходе эволюции концепций маркетинга, изменений характера экономического взаимодействия субъектов рынка и воспринимаемых потребителем ценностей в условиях становления пространственной и системной экономики. Показана необходимость использования в маркетинге форсайт технологий.
Ключевые слова: маркетинг взаимодействия, концепция маркетинга пространственного взаимодействия, эволюция концепций маркетинга, диверсификация функций маркетинговой деятельности, форсайт технологий маркетинга, системная экономика, воспринимаемая потребителем ценность.
УДК 65 + 339 ББК 65.050.2
В процессе формирования экономики знаний и инновационных изменений в России получает дальнейшее свое эволюционное развитие маркетинг как система, которая представляет собой множество связанных между собой подсистем, обладающих определенными свойствами. В настоящее время имеется обширная литература, в которой маркетинг рассматривается как система в качестве объекта исследования (Х.Мефферт, Ф.Котлер, Г.Багиев, О.Третьяк, Т.Данько, Е.Гуммессон, О.Юлдашева и др.). Авторы обращают внимание на необходимость более тщательного исследования системы маркетинга как способа, инструментария и философии организации знаний в процессе взаимодействия субъектов этой системы по поводу удовлетворения потребностей и получения желаемого результата. При этом отмечается недостаточность инструментария 4-х Р. Такая посылка требует большего внимания к раскрытию понятия системы маркетинга, ее природы и характера причинных связей развития, выделения значимости системных свойств и изучения их взаимосвязи со свойствами других систем. С этой точки зрения маркетинг как искусственная система, созданная человеком, отражает уровень состояния производительных сил и производственных отношений в
условиях конкуренции, способствует формированию условий для осуществления бизнес партнерами эффективного продвижения товаров и услуг к потребителям с использованием современных концепций маркетинга. При этом под концепцией можно понимать совокупность основных идей, положений по формированию, развитию, взаимодействию системных свойств, составляющих основу большой системы маркетинга. В этом контексте достижение целей предпринимательской структуры зависит от глубины и качества изучения настоящих и будущих необходимых потребностей в обеспечении устойчивого взаимодействия субъектов маркетинговой системы, отображающей взаимосвязанность, целостность и единство системных свойств, определяемых объективными тенденциями функционирования маркетинга как большой системы.
Под свойствами системы авторы понимают качества и атрибуты, которые обусловливают различия и общность этой системы относительно других систем и обнаруживаются в отношениях между системами. [Г.Багиев, Х. Мефферт]
Известно, что маркетинг как системное образование в своей эволюции превратился в объективно действующую иерархическую структуру, обладающую прогрессивной силой
© ПСЭ, 2014
205
^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА_____________________
влияния на эффективность бизнес-процессов в рыночной экономике. Несмотря на активное использование системного подхода, как научной методологии диалектического познания рыночных процессов в настоящее время «становится недостаточным исследование сложных систем на основе детализации, разложения их на отдельные части и отыскания свойств целого из свойств его частей» (Мелентьев Л.А.). Таким образом, поиск обоснованных решений, касающихся развития и оперативного управления маркетингом, как единой системы, должен базироваться на учете системных свойств, а не на учете только свойств изолированных подсистем.
Необходимость учета системных свойств подтверждается также тем, что объектом системных исследований в сфере маркетинга стала выступать совокупность функций, связанных с процессами концентрации технологии потребления, поиска рациональных технологий удовлетворения растущих потребностей в цепи их производства, распределения, продвижения и использования. Тем самым происходят процессы дифференциации системы маркетинга и диверсификации функций маркетинговой деятельности во всех звеньях цепочки создания ценности для потребителя-производства, товародвижения, ресурсосбережения, информационного обеспечения, киберкорпоративного управления, метрического сопровождения и экономического измерения затрат и их результатов, имеющих место в этой цепочке.
При этом развитие маркетинга как системного образования определяется уровнем развития рыночных отношений, причинами несогласования спроса и предложения, совокупностью объективных тенденций в эволюции концепций маркетинга. В этой связи усиливается значимость не только исследования вербальных характеристик маркетинговой деятельности, но количественного и качественного проявления тенденций жизненного цикла характеристик спроса и предложения в процессе создания и обмена ценностями. В таких условиях управление маркетингом требует измерения и учета факторов, характеризующих изменение условий взаимодействия субъектов рынка. Это учет неполноты информации и факторов риска при планировании и принятии маркетинговых решений.
Применительно к рассмотрению маркетинга, как большой системы, следует учитывать: комплексность единого технологического процесса формирования маркетинговой деятельности — поиска идеи, изменения товарной ценности-предложения, разработки дизайна товара, его производства, распределения, продвижения, потребления; развития мировой маркетинговой системы; формирование единого маркетингового пространства; информационную и экологическую значимость активного формирования маркетинговых киберкорпораций; необходимость оптимизации маркетинговых решений.
Актуальность разработки системы управления маркетингом в контексте системной парадигмы подтверждается опытом моделирования и оптимизации развития подсистем маркетинга и всей маркетинговой системы, который позволил выявить чрезвычайную сложность реальных систем маркетинга и процесса управления ими. Это — рост значимости потребителя; неопределенность информации о рынках и новых технологиях; иерархический характер формирования цепочки стоимости; трудности измерения и оценки маркетинговых метрик.
Как известно (Ф.Котлер, Е.Гуммессон, Г.Багиев, Х.Мефферт,
О.Третьяк), концепции маркетинга имеют свою эволюцию развития. Изменения концепций маркетинга, их динамика тесно связаны с требованиями современной экономики, ориентированной на рынок предпринимательства. Важным этапом в эволюции концепций маркетинга является становление взаимоотношений, в процессе обмена ценностями с различными целевыми группами, что привело к формированию концепции интегрированного маркетинга. В соответствии с этой концепцией обеспечение конкурентных преимуществ в системе маркетингового управления распространяется на всех партнеров и других стейкхолдеров рынка. Долгое время маркетинговая деятельность осуществлялась на арене анонимных массовых рынков. При этом в центре внимания, как правило, находились не покупатели, а собственные товары. Однако стагнация рын-
ков, взаимозаменяемость товаров и услуг, непредсказуемость поведения потребителей, уменьшение их лояльности, рост конкуренции и высокие производственные затраты привели к изменению роли маркетинга и формированию концепций маркетинга отношений и маркетинга взаимодействия, а затем множества других концепций нацеленных на создание и поддержание деловых отношений, ориентированных на показатели долгосрочного успеха, связанного с ценностью жизненного цикла взаимодействия с потребителем. (Котлер Ф., Татаренко В., Третьяк О, Юлдашева О.) Внедрению этих концепций способствовало развитие производственных технологий, компьютеризация управления, индивидуализация потребностей, что подкреплялось новыми формами мультимедийных коммуникаций (Интернет, мобильные телефоны, интерактивное телевидение и др.).
Изменение маркетингового сознания и новые условия технологической среды потребовали «радикально нового маркетингового мышления» (Е.Гуммессон), что особенно актуально применительно к пространственной и системной парадигме управления экономикой. Происходящая диверсификация функций маркетинга тесно связана с функциями маркетинга менеджмента и стратегического маркетинг менеджмента. При этом не умаляется значение и роль других функций маркетинга: аналитическая, производственная, сбытовая, продвижения и управления, контроля и аудита, хотя может иметь место изменение содержания этих функций. При этом ключевая функция маркетинга представляет собой комплекс видов системной специализированной деятельности, осуществляемой в бизнесе. Цель функций маркетинга направлена на организацию и осуществление процесса обмена между потребителем и участвующими в этом процессе стейкхолдерами. Стратегическая цель функции маркетинга состоит в определении, измерении и удовлетворении воспринимаемой ценности товара или услуг потребителем. В этом контексте воспринимаемая ценность, отражает предельную цену приобретения потребителем товара или услуги. Тем самым в условиях системной экономики маркетинг должен рассматриваться как система управления воспринимаемой ценностью. Такое управление возможно при наличии методов измерения воспринимаемой ценности, которые необходимо разрабатывать с учетом объективных и субъективных факторов процесса обмена и отношений с потребителями.
Ключевая идея маркетинга отношений с покупателями заключается в том, что завоевание новых клиентов воспринимается как промежуточная стадия комплексного процесса маркетинга. При этом выделяют четыре существенных аспекта (Мефферт, 2007). Концептуальный аспект: стратегическая ориентация на потребителей; концентрация усилий на сегментировании; избирательность в обслуживании с учетом ценности жизненного цикла взаимодействия с покупателем. Информационный аспект: информационный маркетинг-менеджмент. Оперативный аспект: комплексное управление каналами сбыта.
Взаимодействие субъектов рыночной сети, в процессе которого осуществляется формирование долгосрочных отношений, обмен ресурсами и информацией представляют собой определенную последовательность действий, отраженной во времени и пространстве. В этой связи взаимодействие можно рассматривать как совокупный вид деятельности в сети, характеризующий степень, способы и формы взаимного влияния субъектов сети в процессе достижения ими поставленных целей и взаимоудовлетворения имеющимися потребителями. Как отмечает проф. К.А. Сафронов «Взаимодействие есть взаимная причинность соотносящихся друг с другом систем, существующих в пространстве и во времени»[10]. То есть взаимодействие систем есть процесс обращения их причинных отношений. Необходимым условием взаимодействия служит наличие у систем не только единичных и особенных свойств, но и общих, так как существовать для определенной системы — значит взаимодействовать с другими системами.
В этом контексте маркетинг взаимодействия рассматривается авторами как процесс создания и укрепления взаи-
206
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
моотношений с агентами рынка, с покупателями базируясь на прямых, личных коммуникациях, а в условиях развитости мультимедиа технологий на основе высоко технологичных, неличных контактов (Мефферт.Х, 2007). Процесс маркетинга взаимодействия ориентирован на создание долгосрочных взаимоотношений, обмен ресурсами и информацией, что повышает значимость каждого субъекта сети, личных контактов, компетентности в системе маркетинговых коммуникаций (Багиев Г.Л.,1999).
Однако, пространственный аспект воззрения на хозяйственные связи потребовал эволюции в концепции маркетинга взаимодействия.
Рассмотрение пространства не только в рамках характеристик объема и протяженности, но и как совокупность отношений [5], выражающих координацию и взаимодействие бизнес субъектов в конкурентной среде рынка раскрывает прочие эволюции концепции маркетинга взаимодействия в концепции маркетинга пространственного взаимодействия. То есть маркетинг пространственного взаимодействия — это изучение формирования, развития и оптимизации пространственной иерархии социально-экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу поиска, производства, распределения и потребления уникальных ценностей с учетом факторов развития потребностей, рационального использования ресурсов и социального развития [3].
Такой трансерфинг базируется на представлении рыночных отношений не просто на территории, а во взаимодействии с мировым, межконтинентальным пространством.
Маркетинг пространственного взаимодействия требует непрерывной ориентации на инновационные изменения в производстве и в системе управления им, а значит постоянного совершенствования интеллектуальной деятельности, что необходимо в связи с усложнением процесса изучения реальности и виртуальности взаимодействия бизнес субъектов, т.е. их творческого общения при решении задач потребителя.
Маркетинг пространственного взаимодействия предполагает системное воззрение на процессы взаимодействия и укрепления на рынке.
В качестве инструмента в таких условиях следует использовать концепцию стратегического маркетинга с учетом процесса рефлексии [12]. Системно-рефлексивное понимание рыночных процессов делает еще более значимыми теоретические основы маркетинга взаимодействия в формировании новой маркетинговой функции, тесно связанной с непрерывной реализацией в экономическом пространстве нововведений, с учетом изменений окружающей среды и значительной флуктуации спроса и предложения.
Системно-рефлексивное управление маркетингом взаимодействия стало возможным в связи с появлением новой парадигмы экономической теории — системной экономики, которая интегрирует основы существующих экономических парадигм (неоклассическая, институциональная, эволюционная) и теории экономических систем в рамках пространственно-временного подхода [15].
Концепция системной экономики базируется на представ-
лении экономики в виде процессов создания, функционирования, взаимодействия и трансформации экономических систем [14]. То есть именно экономическая система, а не отдельный индивид или отдельный институт является единицей анализа. При этом предполагается анализ внешнего и внутреннего состояния экономической системы.
Системная экономика раскрывает необходимость и сущность совокупности взаимодействующих систем. Применительно к маркетингу пространственного взаимодействия системная экономика усиливает значимость стратегического маркетингового управления в тесной связи со стратегическим управлением.
В этой связи маркетинг необходимо рассматривать в качестве доминирующей функции принятия решений. А маркетинговая деятельность — как ключевая деятельность, способствующая созданию ценности для потребителя, должна финансироваться не по остаточному принципу, а входить в состав себестоимости производства товара или услуг. Более того, маркетинговая функция с учетом ее диверсификации должна быть включена в формирование видения предприятия, его базовой стратегии и системы стратегических целей. При этом возрастает роль стратегического маркетинга, так как в круг его задач входят систематический постоянный анализ потребностей ключевых групп потребителей, а точнее разработка концепций производства уникальных товаров, что обеспечивает производителю устойчивое конкурентное преимущество на рынке. Это не отрицает и не умаляет значение операционного маркетинга — организацию сбыта, продаж, ценовой политики и комплекса коммуникаций со всеми субъектами рынка по поводу обеспечения удовлетворенности потребителей. Новые черты и возможности стратегический маркетинг получает в системно-рефлексивном стратегическом маркетинговом управлении (рис.1).
Такая система управления предполагает, что маркетинг становится первоочередной физиологией управления пред-
Рис. 1. Интегрированная система системно-рефлексивного маркетинга [12]
207
^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА____________________
принимательской деятельностью. А функция формирования интегрированной маркетинговой стратегии ставится под ответственность высшего руководства предприятия.
Как видно (рис.1) интегрированная система для системно-рефлексивной парадигмы стратегического маркетинга базируется на сочетании трех уровней согласования интересов. Первый уровень предусматривает обеспечение интереса управляющего относительно объекта управления, а также его актуализацию относительно интересов управляющего. Результатом является сформированное представление об объекте управления и направлении его преобразования, связанное в сознании управляющего с ожидаемыми выгодами от преобразования. Интерес управляющего формализуется в БАЦ (Больших Амбициозных Целей), что является элементом согласования на втором уровне.
Второй уровень — это согласование интересов внутренних стейкхолдеров, к которым относится и рефлексивный маркетинговый управляющий (РМУ), который выступает фактическим собственником предприятия объекта управления, организует и руководит процессом согласования интересов внутренних стейкхолдеров. Результатом такого согласования становится видение объекта управления. Третий уровень согласования предусматривает формирование стратегии при координации видения предприятия и интересов внешних стейкхолдеров. В зависимости от объекта управления результатом согласования может стать товарно-рыночная стратегия предприятия, стратегическое позиционирование бренда, стратегия изменения культуры потребления продукта и т. п.
Ключевым принципом интегрированной системы стратегического маркетинга (на основе системно-рефлексивного маркетинга) является уход от проектной формы управления к программной. Различие заключается в том, что интересы, цели, стратегии, стратегический план не являются окончательно определенными и статистическими относительно горизонта планирования. Сама управленческая деятельность предполагает постоянное уточнение интересов, целей, стратегий и планов. На практике это требует рассматривать целевую установку и реализацию целей как взаимосвязанные параллельные, а не последовательные процессы.
Для внедрения программной формы системно-рефлексивного стратегического управления можно рекомендовать трициклическую модель [13].
Программный подход в стратегическом управлении меняет представление о стратегии как о долгосрочном «крупноблочном» плане. Стратегия рассматривается как совокупность принципов. Впрочем, долгосрочный план тоже может быть формой репрезентации принципов, формой организации тактического мышления, если он не содержит конкретных планируемых действий или актов деятельности, а является перечнем этапов с указанием того, как эти этапы следует планировать (или проектировать). Именно использование принципов, способов планирования и проектирования деталей и позволяет считать план стратегическим.
Системная экономика ориентирована на пространственное восприятие бизнес процессов и предполагает активное формирование нового интеллекта и ключевых компетенций всех специалистов, в том числе и маркетологов. Именно «трансфер глобального маркетингового мышления в бизнес» [11] представляется перспективным фактором формирования и развития ключевых компетенций маркетолога. Это связано с изменениями концепций и функций маркетинга, а также ростом значимости стратегического мышления маркетолога и необходимостью превентивного видения динамики рыночных факторов формирования и развития экономики.
С другой стороны способности и возможности не являются чем-то постоянным, а непрерывно совершенствуются и адаптируются к изменяющимся условиям бизнеса [9].
Ключевая компетенция участвует в создании наибольшей доли потребительской ценности, она характеризует специальные маркетинговые навыки и умения, позволяющие осуществлять маркетинг и видеть характер будущих воспринимаемых потребителем ценностей — товаров и услуг.
Ключевая компетенция маркетолога должна представлять собой портфель потенциальных возможностей и способностей организации. Она характеризуется уровнем освоения специалистом определенных навыков, способностей, технологий, которые придают маркетинговой деятельности уникальность и делают ее конкурентным преимуществом фирмы.
Подготовка маркетологов, владеющих ключевыми компетенциями, потребует применения инновационных технологий обучения, с ориентацией на практическую компетентность их будущей деятельности. Маркетолог будущего должен владеть не только искусством оперативного осуществления маркетинга, но и в первую очередь должен быть подготовлен для разработки стратегических маркетинговых решений. Формирование таких специалистов потребует изменения технологии их подготовки и разработки новых учебных планов и программ.
Прогнозирование и разработка инновационных учебных планов и программ возможны с использование форсайт технологий, которые обеспечат формирование системного менталитета специалистов-маркетологов.
В стране ведется работа по подготовке специалистов, владеющих форсайт технологиями (Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, кафедра маркетинга и форсайта, зав. кафедрой, профессор Третьяк В.П.), осуществляются научные исследования, касающиеся методологии и теории форсайт технологий (Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ ВЭШ предложил оригинальный проект «Форсайт в образовании», в 2007 г. основан и эффективно функционирует журнал «Форсайт», главным редактором которого является директор этого института — Л.М. Гохберг.
Как известно форсайт (foresight, англ.) означает «взгляд в будущее», система предвидения. Сегодня форсайт — это системный инструмент сценарного прогнозирования развития науки и технологий по принципу «от будущего к настоящему». При этом в отличие от прогнозирования (forecast) имеет место ориентация на экономические и социальные результаты, благодаря анализу будущего. Форсайт, как технология предвидения, использует исследования и анализ интересов различных социальных слоев общества, их запросов и потребностей.
Р. Поппер (Университет Манчестера — Великобритания) раскрывает «форсайт как системный партисипативный, перспективный и политически ориентированный процесс, который (при поддержке различных методик сканирования среды (горизонтов) направлен на активное вовлечение ключевых заинтересованных сторон в широкий спектр мероприятий по предвосхищению будущего, подготовки рекомендаций и осуществлению преобразований в технологической, экономической, экологической, политической, социальной и этической областях» [18].
Рассматривая мониторинг исследований будущего, Р. Поппер предлагает использовать подход в виде форсайт-ромба, который включает четыре значимых вершины: креативность, взаимодействие, экспертиза, доказательность[19].
Предложенные Р.Поппером концептуальные посылки могут быть ориентиром для формирования структуры учебного плана, перечня дисциплин и методов обучения форсайт технологий.
Так применительно к специальности «Маркетинг», с нашей точки зрения целесообразно ориентироваться на следующие основные дисциплины учебного плана (формирующие компетенцию маркетолога): основы маркетинга, конъюнктура и инфраструктура рынка, маркетинг пространственного взаимодействия, маркетинг менеджмент, стратегический маркетинг, системно-рефлексивный маркетинг, бренд — менеджмент, прогнозирование товарных рынков, поведение потребителей, организация форсайт — мониторинга, тенденции социального и экономического развития мировой экономики, мировые товарные рынки, маркетинг-логистика, состояние и динамика рынков продовольственных и медицинских товаров, основы форсайт технологий, интеллектуальные информационные системы, экономика знаний, цены и коммерческая деятельность предприятия, количественный
208
и качественный анализ систем маркетинга, системный анализ в маркетинге, теория игр и экономическое поведение, тенденции демографической динамики, моделирование информационных потоков, информационный маркетинг менеджмент, экономика маркетинга, ресурсосбережение и экологическая безопасность, система обеспечения качества в маркетинге, маркетинг политической деятельности, основы философии и методологии спроса, технологии и стратегии маркетинговых коммуникаций, организация маркетинговых системных исследований, модели экономического поведения предприятия, основы системной экономики, экономика предпринимательства, маркетинг инноваций, маркетинг-менеджмент услуг, киберкорпоративные системы, маркетинг B 2 B и др. Перечень дисциплин может быть расширен или сокращен в зависимости от выбранного профиля подготовки форсайт-маркетолога.
Внедрение новых учебных планов потребует изменения форм и методов обучения. Наиболее эффективной может стать индивидуально-ориентированная технология подготовки маркетологов, которая строится на модели ориентации обучения не на едином учебном плане для всех учащихся конкретной специальности, а на индивидуальных учебных планах, форми-
_____________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
руемых с участием студентов в выборе дисциплин и программ учебного плана [27].
Важное значение в условиях системной экономики имеют знания и опыт видения и осознания социально-психологических аспектов восприятия товарных ценностей потребителем. Это связано с оценкой качества рефлексивной модели взаимоотношений бизнес субъектов, ее проверки на достоверность и валидность применительно к оптимизируемой задаче управления маркетингом.
Например, исследования ученых института маркетинга Технического университета г Брауншвейга (Германия) показали, что для маркетинговой деятельности очень важен вопрос — одинаково ли выражены обнаруженные типы отношений с брендами в отдельных группах потребителей и с конкретными брендами [25]. Построенный социально-демографический профиль отражал взаимосвязь каждого кластера взаимоотношений с брендом и демографическими особенностями (пол, среднемесячный доход), а также отрасль предоставления услуг. В результате установлены преимущества и неэффективность взаимоотношений клиентов с брендами, что используется при формировании карт позиционирования отношений с конкурентами.
Литература
1. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: Учебник для ВУЗов. — СПб.: Астерион, 2011.
2. Багиев Г.Л., Мефферт Х. Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
3. Багиев Г.Л., Пинчук А.В., Серова Е.Г., Шульга А.О. К вопросу формирования концепции маркетинга пространственного взаимодействия // Проблемы современной экономики. — 2012. — №4 (44).
4. Багиев Г.Л., Шульга А.О. К вопросу формирования системных свойств маркетинга // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (40).
5. Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. — Томск: Изд-во Томского Университета, 2004.
6. Гранберг А.Г. Пространственная экономика в системе наук. [Электронный ресурс] // Российский экономический конгресс: сб. докладов участников (2009. 7-12 декабря, Москва) / Новая экон. ассоциация. Ин-т экономики РАН. — М. Режим доступа (05.02.12).: http://www.econorus.org/consp/files/gran.doc.
7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Изд-во «Питер», 2009.
8. Мелентьев Л.А. Оптимизация развития и укрепления больших систем энергетики. — М.: Высшая школа, 1982.
9. Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций: создание ценности совместно с потребителем. — М.: Альпина Паблишер, 2010.
10. Человек и хозяйство: философско-методологический аспект: учебное пособие / Под ред. И.А. Сафронова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.
11. Юлдашева О.У. Наша цель — трансфер глобального маркетинтового мышления в бизнес через подготовленных нами магистров. НИУ «Высшая школа экономики» // http:winter/spb/hsc/ru//ntws/108950250/html (17 января,2014).
12. Длтач А.О. Стратепчне маркетингове управлшия: монографiя. — Киев: Алерта, 2012.
13. Длтач А.О. Трици^чна модель маркетинговоi дiяльностi // Маркетинг в Укратк — 2005. — № 5.
14. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. — 2013. — № 6.
15. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. — 2002. — № 4.
16. Газизуллин Ф.Г., Газизуллин Н.Ф. Инновационные институциональные прорывы — доминанты развития экономики России в условиях новой индустриализации // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2 (46).
17. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. — 2002. — № 4.
18. Поппер Р. Мониторинг исследований будущего // Форсайт. — 2012. — Т. 6. — № 2.
19. Popper R. Wild Cards aut Weak Signals Informing and Shaping Research and Innovation Policy. Paper prtsented at the Fourth International Seville Conferenz. Seville, 12-13 May. 2011.
20. Третьяк В.П. Форсайт в вопросах и ответах. Издание третье, дополненное. — М., 2011.
21. Третьяк О.А. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика // Российский журнал менеджмента. — 2006. — Т.4. — № 2.
22. Калюжнова Н.Я. Сущность, содержание и методология форсайта // Форсайт как инновационный инструмент формирования перспективной конкурентоспособности страны и региона в условиях глобализации: Матер. Первой Всероссийской Интернет-конференции. Октябрь, 2006. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2007.
23. Гапоненко Н.В. Форсайт Теория. Методология. Опыт. — М.: Изд-во ЮНИТИ ДАНА, 2012.
24. Соколов А.В. Методология форсайта и выбор приоритетов инновационного развития // Форсайт. — 2011. — Т.5. — № 4.
25. Fritz W., Lorenz B. Beziehungen zwischen Konsumenten und Marken — Eine empirische Analyse verschiedener Beziehungenstypen // Schmaltndachs Zeitschrift fuer bttriebwirtschaftlieche Forschung. — 2010. — № 62.
26. Татаренко В.Н. Маркетинг влияния. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
27. Багиев Г.Л., Егорова И.И., Наумов В.Н. Индивидуально-ориентированная технология подготовки маркетологов // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (44).
28. Gummesson E. 1999, Totak Reletionship Marketing: Rethinkling Marketing Management from 4Ps to 30 Rs/Butterwarth-Heinemann: Oxford.
29. Данько Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). — М.: ИНФРА-М., 1997. — 280 с.
209