Научная статья на тему 'Развитие маркетинговой компетентности как фактор повышения эффективности пространственного взаимодействия'

Развитие маркетинговой компетентности как фактор повышения эффективности пространственного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАРКЕТИНГ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MARKETING COMPETENCE / MARKETING OF SPATIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Юлия Николаевна

В статье раскрыто содержание маркетинговой компетентности как основы устойчивого конкурентного преимущества в условиях ориентации на концепцию маркетинга пространственного взаимодействия. Показаны составляющие и источники привлечения дополнительной маркетинговой компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьева Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of marketing competency as a factor for the increase of efficacy of spatial interaction (Russia, St. Petersburg)

The article analyzes the notion of marketing competency as the basis of sustainable competitive advantage in the situation when marketing of spatial interaction is prioritized. The author describes the components and the sources of increasing marketing competence

Текст научной работы на тему «Развитие маркетинговой компетентности как фактор повышения эффективности пространственного взаимодействия»

развитие маркетинговой компетентности как фактор повышения эффективности пространственного взаимодействия

Ю.Н. Соловьева,

профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук solovjova@unecon.ru

В статье раскрыто содержание маркетинговой компетентности как основы устойчивого конкурентного преимущества в условиях ориентации на концепцию маркетинга пространственного взаимодействия. Показаны составляющие и источники привлечения дополнительной маркетинговой компетентности.

Ключевые слова: маркетинговая компетентность, маркетинг пространственного взаимодействия.

УДК 339.138

Исследования, проводимые на кафедре маркетинга под руководством профессора Г.Л. Багиева, позволили обосновать концепцию маркетинга взаимодействия, которая ориентирована на долгосрочные взаимоотношения с покупателями и на удовлетворение целей всех участвующих в процессе обмена рыночных субъектов. Концепция маркетинга взаимодействия предполагает сквозную оптимизацию всех ресурсов и видов деятельности при управлении процессами обмена между субъектами рынка. Следование принципам маркетинга взаимодействия приводит к тому, что все сотрудники предприятия вовлекаются в процесс формирования и развития долговременных взаимовыгодных отношений с покупателями [1].

Практическая реализация маркетинга взаимодействия во многом зависит от точности взаимной интерпретации потребностей и возможностей партнеров. На основе интерпретации пожеланий заказчика руководство фирмы строит стратегические планы; на основе интерпретации идей руководства и реакции заказчика обслуживающий персонал формирует свое поведение в процессе работы над заказом. Исключительную важность имеет также распространение информации между и внутри иерархических уровней компании как о внутренней, так и о внешней среде. Как отмечает ГЛ. Багиев, маркетинг взаимодействия повышает значимость личности и личных контактов в системе маркетинговых коммуникаций. Действительно, эффективность передачи информации зависит как от ее источника: он должен обладать информацией, иметь стремление ею делиться и способность ее сформулировать, — так и от ее получателя, которые должен быть способен ее воспринять, верно интерпретировать и использовать в своей работе.

В связи с этим выдвижение концепции маркетинга взаимодействия в ряд наиболее приоритетных повысило внимание к фактору маркетинговой компетентности Маркетинговая компетентность формируется на основе информации о потребностях партнеров, действиях конкурентов, тенденциях изменения макросреды за счет взаимодействий внутри компании и за ее пределами. Маркетинговая компетентность становится интегрированным фактором успеха маркетинговой деятельности, поскольку она является ресурсом любого рыночного взаимодействия.

Компетентность — накопленные индивидом, коллективом или организацией знания, применяемые для выработки новых знаний, методов и технологий и проявляющиеся как в практической деятельности, так и в коммуникациях [2] — приобретает особую важность при выстраивании партнерских взаимоотношений в условиях изменчивой, турбулентной внешней среды.

В компетентности можно выделить когнитивный, поведенческий, мотивационный, ценностно-смысловой аспекты, т.е. должна иметь место готовность к проявлению компетентности [3]. Ценностный аспект компетентности обосновывает включение в ее состав способности распространения новых знаний, выработанных одной компанией, на всю цепочку создания ценности. Умение передать часть своих знаний, интегрировать их в рамках сотрудничества при рыночном взаимодействии является необходимым условием организации эффективной совместной работы. В частности, здесь можно говорить о коммерциализации новых технических идей, формировании на их основе новых стандартов потребления. 288

Процесс распространения компетентности лидирующей, инновационной компании на ее субподрядчиков и партнеров становится интенсивнее в рамках кластеров. То, что компании, входящие в конкурентоспособный кластер, концентрируются на определенной географической территории, объясняется не только снижением логистических издержек, но и возможностью передачи неявных знаний при их постоянном взаимодействии.

Идея кластерной ориентации современной экономики нашла отражение в развитии маркетинга взаимодействия, уточнении его в концепции маркетинга пространственного взаимодействия. Маркетинг пространственного взаимодействия — это «процесс формирования, развития и оптимизации пространственной иерархии социально-экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу поиска, производства, распределения и потребления уникальных ценностей с учетом факторов развития потребностей, рационального использования ресурсов и социального развития» [4, 5].

Маркетинговое пространство видится как совокупность взаимосвязанных отношений по поводу создания, распределения и использования уникальных ценностей. В этом пространстве создаются условия для формирования маркетинговой компетентности — знаний, которые обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность фирмы за счет поиска соответствия между ее возможностями создания предложения и запросами ее партнеров. Она включает индивидуальные и коллективные знания, используемые фирмой для решения маркетинговых задач, а также информацию, на основе которой благодаря интеллекту и интуиции сотрудников строятся эти знания.

Высокий уровень развития маркетинговой компетентности компании позволяет ей распознавать тенденции и структурировать ситуации, складывающиеся во внешней среде, предвидеть разноплановые последствия ее действий, влиять на формирование будущей конъюнктуры рынка. В более широком понимании маркетинговую компетентность можно рассматривать и как особую форму общественного сознания, т.е. форму отражения в сознании людей рыночного взаимодействия, возникшую в процессе практической деятельности в роли продавцов и покупателей. Маркетинговая компетентность как специфическая форма общественного сознания начинает развиваться с усложнением условий глобальной конкуренции, ростом размеров предприятий, возрастанием роли символов в современной коммуникации, усилением взаимосвязи между функционированием пространственно-очерченных кластеров и качеством жизни на конкретной территории.

Важность анализа и целенаправленного формирования маркетинговой компетентности фирмы обусловлено тем, что маркетинговые знания, т.е. знания о рынках, потребностях партнеров по взаимодействию и соответствующих им способностях компании, распределены практически по всей организации. Маркетинговые проекты являются гибкими, сложными, требующими генерации идей, совместного синтеза решений и планов действий на основе анализа информации. Вместе с тем, остро ощущаются проблемы как отделения ценной информации от слабо полезной в больших массивах доступной информации, так и формализации и фиксации в информационных системах ценных знаний наиболее компетентных специалистов-маркетологов.

Компетентность является особо ценным ресурсом и основой устойчивого конкурентного преимущества в условиях пространственного взаимодействия, так как:

• тогда как новые ассортиментные позиции или даже новая технология могут быть скопированы с большими или меньшими затратами, компетентность не может быть скопирована, поскольку она обладает способностью воспроизводиться и развиваться. Компетентность представляет собой актив, совместное использование которого всеми взаимодействующими компаниями позволяет значительно увеличивать его. Единичная компания, находящаяся вне пространственной сети взаимодействия, обычно не может повторить процесс формирования и развития компетентности;

• компетентность не может быть приобретена на рынке. Хотя имеется возможность привлечь индивидуальных экспертов и наладить поток новой информации, коллективная компетентность, создающаяся при взаимодействии индивидуальных знаний и умений, уникальна;

• создание компетентности требует длительного времени, поэтому конкуренты не могут ее мгновенно развить за счет роста бюджета и привлечения новых сотрудников;

• компетентность способна развиваться быстрее благодаря наличию определенной критической массы какого-либо ресурса или их комбинации. Например, широкая собственная сбытовая сеть облегчает проведение маркетинговых исследований потребностей покупателей и ускоряет стадию внедрения новых товаров;

• анализ маркетинговой компетентности фирмы затруднен для конкурентов в отличие от, например, рекламной активности.

Маркетинговая компетентность предполагает видение перспектив расширения потенциала рынков и знание возможностей привлечения ресурсов бизнес-партнеров для формирования и удовлетворения спроса. Высокий уровень развития маркетинговой компетентности проявляется в том, что фирма в процессе взаимодействия с покупателями имеет возможность либо переориентировать их интересы и потенциальный спрос

Рис. 1. Взаимообусловленность компонентов маркетинговой компетентности

Источник: составлено автором

на рынок предлагаемого фирмой товара, либо переориентировать использование ресурсов своей сети на воспроизводство и удовлетворение перспективных потребностей покупателей. В этом проявляется прогрессивная сила влияния маркетинга на эффективность бизнес-процессов в рыночной экономике, его роль как форсайт-технологии [6].

Коллективная маркетинговая компетентность складывается из лучших, лидирующих индивидуальных компетентностей, проявляющихся в деятельности, в т.ч. во взаимодействии между сотрудниками одной или нескольких компаний. Любая фирма обладает маркетинговой компетентностью, однако степень ее развития и эффективность проявления может иметь значительные различия. Маркетинговая компетентность формируется постепенно в результате целенаправленного отбора и накопления информации и проявляется в совершенствовании, как самой маркетинговой деятельности, так и организационной структуры межфирменного взаимодействия.

Все составляющие маркетинговой компетентности теснейшим образом взаимосвязаны (рис. 1). Взаимодействие индивидуальных знаний и навыков маркетологов определяет их коллективное знание, которое, в свою очередь, влияет на модели поведения прочих сотрудников фирмы, общающихся с партнерами по бизнесу, и модели взаимодействия с субъектами маркетинговой сети. Маркетинговое программное обеспечение поддерживает рабочие процессы сотрудников отдела маркетинга, а также взаимодействие с партнерами. Опыт взаимодействия с другими предприятиями на рынке отражается в базах данных, которые, в случае их автоматизации, управляются соответствующим программным обеспечением.

На рис. 1 обозначены и обратные связи в системе маркетинговой компетентности. Индивидуальное знание каждого сотрудника обогащается благодаря обмену опытом с коллегами, а также благодаря изучению информации, аккумулированной в базах данных. Равным образом, отдел маркетинга учитывает в своих решениях и действиях сигналы рынка, передаваемые «маркетологами по совместительству», и пожелания и предпочтения сотрудничающих предприятий.

Индивидуальные образовательные программы

Корпоративные тренинги

Бенчмаркинговые исследования

в в к й В £ о и о Я я о

1-е

В

в н н й о

в

о «

Индивидуальные знания сотрудников отдела маркетинга

Коллективные знания сотрудников отдела маркетинга

Хозяйственные процессы, процедуры,рутины

Коллективные знания

маркетологов по совместительству

Коллективные знания, совместные с партнерами

Маркетинговое программное обеспечение

ü

Базы данных о субъектах маркетинговой системы, прочие кодифицированные маркетинговые знания

Разработчики программного обеспечения

Поставщики баз данных

Бюро маркетинговых исследований

СМИ

Рис. 2. Источники приобретения дополнительной маркетинговой компетентности

Источник: составлено автором

Вместе с тем, рис. 1 не отражает полностью весь процесс и источники формирования маркетинговой компетентности, поскольку он, в первую очередь, выстроен вокруг внутренних факторов маркетинговой компетентности без учета того факта, что компетентность может быть развита благодаря приобретению информации, в частности, у университетов и учебных центров, у консалтинговых фирм и агентств маркетинговых исследований, у поставщиков программного обеспечения и баз данных, т.е. всех участников пространственного взаимодействия. Источники привлечения дополнительной маркетинговой компетентности отражены на рис. 2.

Таким образом, по типу носителя можно выделить следующие составляющие маркетинговой компетентности:

• компетентность, принадлежащая конкретным сотрудникам предприятия;

• кодифицированная компетентность, отраженная в базах данных и документации предприятия (стандартах предприятия, отчетах маркетинговых исследований, базах данных покупателей и поставщиков, тендерной документации и т.д.);

• программное обеспечение;

• кодифицированная компетентность, зарегистрированная в установленном законом порядке (торговые марки);

• внутренняя коллективная компетентность, отраженная в хозяйственных процессах предприятия;

• внешняя коллективная компетентность, совместная с партнерами в цепочке создания ценности и проявляющаяся во взаимодействии с ними.

Маркетинговая компетентность играет определяющую роль для обеспечения конкурентоспособности фирмы, так как при ее недостаточной развитости невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других функций фирмы. Она играет ведущую роль в обеспечении предприятия внешними информационными ресурсами, т.е. в развитии коллективной компетентности, совместной с партнерами по цепочке создания ценности. Следовательно, развитие маркетинговой компетентности должно опережать развитие прочих видов компетентности, определять направления их совершенствования в компании, ориентирующейся на концепцию маркетинга пространственного взаимодействия.

Литература

1. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: измерение и оценка качества маркетингового обеспечения бизнес-коммуникаций // Известия СПбГЭУ. - 2010. - № 4. - С. 103-114.

2. Соловьева Ю.Н. Управление маркетинговой компетентностью. — СПб.: Астерион, 2015.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Багиев Г.Л., Пинчук А.В., Серова Е.Г., Шульга А.О. К вопросу формирования концепции маркетинга пространственного взаимодействия // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4. — С. 219-224.

5. Багиев Г.Л. Формирование концепции маркетинга пространственного взаимодействия // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2014. — № 1. — С. 3-14.

6. Багиев Г.Л., Длигач А.А., Мефферт Х., Фритц В. Диверсификация функций маркетинга и восприятия потребителей товарных ценностей: форсайт-технологии маркетинга в условиях пространственной и системной экономики // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3. — С 205-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.