Научная статья на тему 'Дисциплинарные проступки и материальная ответственность участников образовательных отношений'

Дисциплинарные проступки и материальная ответственность участников образовательных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2136
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисциплинарные проступки и материальная ответственность участников образовательных отношений»

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТУПКИ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В.М. Сырых

д.ю.н, проф.

Дисциплинарные проступки представляют собой юридические факты, которые прямо и непосредственно влияют на процессы возникновения, изменения или прекращения образовательных правоотношений, иных отношений, регулируемых законодательством об образовании. Так, согласно ч. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся, достигшие возраста четырнадцати лет, могут быть отчислены из образовательного учреждения за совершение противоправных деяний, а также грубых и неоднократных нарушений устава образовательного учреждения. Равным образом работники образовательного учреждения могут быть уволены по инициативе администрации образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также по иным основаниям, предусмотренным ст. 56 Закона РФ «Об образовании».

С учетом изложенной роли дисциплинарных проступков в механизме реализации правоотношений, конституционных прав граждан на образование в федеральном законодательстве Российской Федерации надлежит закрепить понятие дисциплинарного проступка в сфере образования, составы таких проступков и санкции, применяемые к нарушителям соответствующих норм закона, устава образовательного учреждения, правил внутреннего распорядка или договоров, заключаемых между образовательными учреждениями и обучающимися.

Четкие предписания о том, какие конкретно деяния в сфере образования признаются дисциплинарными проступками и какие санкции надлежит применять к виновным лицам, с одной стороны, позволяют органам управления образовательными учреждениями вести действенную, целенаправленную и законную борьбу за укрепление дисциплины и правопорядка в образовательной сфере, а с другой, служат обучающимся и иным лицам надежной правовой защитой от не основанных на законе превентивных мер, принимаемых органами управления образовательными учреждениями. Законодательное закрепление понятия дисциплинарного проступка в образовательной сфере, его видов и санкций является также необходимым условием и эффективной деятельности судебных органов, органов управления образованием по рассмотрению и разрешению правовых конфликтов, возникающих в образовательной сфере и принятию законных, обоснованных и справедливых решений.

В Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и по-слевузовском профессиональном образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях, иных нормативно-правовых актах институт дисциплинарной ответственности в сфере образования не получил надлежащей нормативно-правовой регламентации. Нормы, образующие этот институт, характеризуются значительными пробелами, противоречиями, нечеткими и неточными нормативно-правовыми предписаниями, а также недостаточно полно согласуются с нормами международного права.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 19 и 56) называются лишь отдельные виды дисциплинарных проступков, служащие основанием для прекращения образовательных отношений. Это, в частности: противоправные действия; 2) грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения; 3) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 4) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося воспитанника;

5) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает такие составы дисциплинарных проступков, как; 1) ненадлежащее управление государственным или муниципальным высшим учебным заведением, приведшее к его лишению государственной аккредитации по итогам аттестации (ч. 3 ст. 12); 2) нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения; 3) нарушение студентом обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего распорядка высшего образовательного учреждения (ч. 9 ст. 16).

Отдельные предписания по вопросам дисциплинарной ответственности содержатся в типовых положениях об образовательных учреждениях. Так, п. 47 Типового положения об образовательных учреждениях среднего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160, предусматривается дисциплинарная ответственность студентов за невыполнение учебных планов по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего образовательного учреждения обязанностей, нарушение правил внутреннего распорядка соответствующего образовательного учреждения. Аналогичное предписание содержится в п. 71 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования ( высшем учебном заведении) РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264.

Таким образом, законодательство об образовании имеет значительные пробелы в нормативноправовом регулировании института дисциплинарной ответственности в сфере образования. В нем: 1) отсутствует легальное определение понятия дисциплинарного проступка в образовательной сфере, что создает значительные затруднения в понимании того, какие противоправные деяния могут быть квалифицированы в качестве дисциплинарных проступков, и по каким признакам следует отличать дисциплинарные проступки от административных и гражданско-правововых; 2) не имеется перечня санкций, которые могут применяться к нарушителям норм образовательного права; 3) неполно и бессистемно закреплены составы дисциплинарных проступков, что создает дополнительные условия для безнаказанности посягательств на действующий правопорядок в образовательной сфере.

Во-первых, в действующем законодательстве отсутствует дисциплинарная ответственность за нарушение значительной части запретов, прямо предусмотренных законом РФ «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Например, в этих нормативно-правовых актах не предусматривается каких-либо санкций за нарушение таких запретов, как привлечение обучающихся гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой; принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии; превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника и др.

Во-вторых, действующее законодательство не содержит норм по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений. Неясно, кто и в каком порядке, за какие даяния может привлечь руководителя образовательного учреждения к дисциплинарной ответственности и какие меры взыскания могут быть применены к нему за совершение дисциплинарных проступков. Пробельность законодательства по этому вопросу порождает два вида негативных последствий: 1) безнаказанность руководителя образовательного учреждения за нарушения соответствующих норм права, за посягательства на права педагогических работников и обучающихся, что в свою очередь «стимулирует» его на приятие противоправных решений и осуществление незаконных действий;

2) бесправное положение руководителя образовательного учреждения перед учредителями и органами управления образованием, которые, не имея надлежащей нормативно-правовой базы, в свою очередь могут принимать субъективные, произвольные решения по отношению к руководителю образовательного учреждения.

В-третьих, перечень деяний обучающихся, квалифицируемых как дисциплинарные проступки, фактически передан на усмотрение образовательных учреждений, которые самостоятельно подготавливают свой устав и правила внутреннего распорядка и тем самым по своему усмотрению формулируют перечень требований, нарушения которых обучающимися могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок. В результате создается значительный разнобой в понимании дисциплинарных проступков и применении мер дисциплинарного воздействия. Например, опоздания или неявка на лекционные занятия в одних вузах рассматривается как дисциплинарных проступок, а в других признаются правомерным поведением. Имеются уставы и правила внутреннего распорядка вузов, иных образовательных учреждений, которые признают дисциплинарными проступками деяния, не связанные с образовательным процессом, например, «причинение существенного вреда деловой репутации вуза», «нарушение правил проживания в общежитии», «появление в общественных местах и на территории вуза в состоянии алкогольного опьянения».

Между предписаниями по вопросам дисциплинарной ответственности в сфере образования имеются и отдельные коллизии. Типовое положение об образовательном учреждении высшего

профессионального образования ( высшем учебном заведении) РФ закрепляет состав дисциплинарного проступка - невыполнение учебного плана в установленные сроки по неуважительной причине, - которого нет в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Закон РФ «Об образовании» запрещает назначать ректоров гражданских образовательных учреждений высшего профессионального образования, тогда как Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает такую процедуру для замещения вакантной должности, образовавшейся после отстранения от работы ректора государственного или муниципального высшего образовательного заведения, лишенного государственной аккредитации.

В предписаниях по вопросам дисциплинарной ответственности участников образовательных отношений имеют неточные и нечеткие формулировки. Например, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Типовое положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования ( высшем учебном заведении) РФ предусматривают дисциплинарную ответственность студентов за нарушение ими обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения. Между тем нарушить можно только норму права или субъективные права другого лица. Обязанность может быть либо не исполненной, либо исполненной ненадлежащим образом.

Законом РФ «Об образовании» предоставляет право органам управления образованием исключить из данного образовательного учреждения обучающегося за «совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения». Поскольку устав образовательного учреждения является нормативно-правовым актом и любое его нарушение является противоправным действием, то из приведенной формулировки закона неясно, о каких противоправных деяниях в законе идет речь, какие конкретно нарушения устава образовательного учреждения надлежит квалифицировать как грубые и каким образом следует понимать неоднократность нарушения. Можно ли трактовать неоднократность, как совершение обучающимся нескольких нарушений устава образовательного учреждения за весь период его обучения в данном образовательном учреждении либо как совершение противоправных деяний в течении одного года.

В Типовом положении об общеобразовательных учреждениях, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г., № 196, такая мера, как исключение из образовательного учреждения подростка, достигшего возраста четырнадцати лет, трактуется в качестве «крайней меры педагогического воздействия». Однако такое понимание данной меры не соответствует ее юридической природе. Меры педагогического воздействия применяются в целях воспитания обучающегося, стимулирования его к успешному освоению учебных дисциплин и сами по себе не могут изменять или прекращать образовательных отношений. Исключение же обучающегося из образовательного учреждения представляет собой решение компетентного органа, т.е. ординарный акт применения юридической санкции за совершенное правонарушение. Эта мера бесспорно юридическая, а не педагогическая, хотя и бесспорно преследует воспитательное и в этом смысле педагогическое значение.

Неточной является ч. 9 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которой дисциплинарные проступки студентов высших учебных заведений трактуются лишь как нарушения устава соответствующего образовательного учреждения и его правил внутреннего распорядка. В действительности дисциплинарные проступки студентов вузов, равно как и иных обучающихся представляют собой противоправные деяния, посягающие на действующее законодательство, нормы законов. Ибо устав и правила внутреннего распорядка вуза, будучи локальными актами, имеют юридическое значение в той мере, в какой они соответствуют положениям федеральных законов и иных вышестоящих нормативно-правовых актов. Юридические обязанности студентов, возложенные уставами и правилами внутреннего распорядка, имеются таковыми, если они предусмотрены действующим законодательству. Обязанности, возлагаемые на студентов локальными нормативно-правовыми актами образовательного учреждения, но не предусмотренные действующим законодательством, не имеют юридического значения и неисполнение таких обязанностей не может служить основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Как вытекает из смысла статьи 54 Конституции РФ, ответственность может устанавливаться только законом. Данная статья, посвященная вопросам применения юридической ответственности, называет один источник установления юридической ответственности - закон. Соответственно

подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе и локальные акты образовательных учреждений не могут устанавливать новых составов правонарушений и юридической ответственности за них. Поэтому в нормативных предписаниях по вопросам дисциплинарной ответственности участников образовательных отношений необходимо четко и последовательно проводить тезис о том, что такая ответственность и основания ее применения устанавливаются прежде всего законом.

Примером неполного соответствия положений федерального законодательства об образовании нормам международного права может служить ч. 3 ст. 56 Закона РФ «Об образовании», закрепившая перечень оснований для увольнения работников образовательных учреждений за совершение дисциплинарных проступков. Как уже говорилось ранее, в этот перечень входят три состава дисциплинарных проступков: применение запрещенных методов воспитания,

систематическое нарушение устава образовательное учреждения и появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Статья действует в отношении всех педагогических работников, в том числе и профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений.

Однако Рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования (Париж, 11 ноября 1997 г.) формулируют иной перечень оснований для увольнения преподавателей вузов за совершение дисциплинарного проступка. Согласно ст. 50 Рекомендаций подобная мера может применяться: I) за систематическое невыполнение должностных обязанностей; 2) явную профессиональную непригодность; 3) подделку и фальсификацию результатов научных исследований; 4) серьезные финансовые нарушения; 5) сексуальные домогательства или другое неправомерное поведение в отношении обучающихся, коллег или других представителей академического сообщества; 6) высказывание серьезных угроз в адрес работников и обучающихся; 7) извлечение противоправной выгоды из учебного процесса, например, путем фальсификации свидетельств, дипломов и степеней за денежное вознаграждение, получение сексуальных или иных услуг, материальной выгоды от подчиненных или коллег за сохранение работы.

Изложенное, таким образом, свидетельствует о том, что законодательство по вопросам дисциплинарной ответственности в образовательной сфере является несовершенным и, следовательно, малоэффективным. Оно не обеспечивает в достаточной мере реализацию тех целей, с которыми связывается действие данного юридического института в механизме правового регулирования и механизме реализации законодательства в сфере образования. Существенная пробельность в нормативно-правовом регулировании данного правового института приводит либо к ослаблению дисциплины в образовательном учреждении либо созданию авторитарных «режимов», при которых руководитель образовательного учреждения произвольно, по своему усмотрению признает дисциплинарными проступками правомерные или юридически нейтральные деяния обучающихся, педагогических и иных работников.

В числе положительного опыта зарубежных стран по нормативно-правовому регулированию отношений, связанных с применением дисциплинарной ответственности в образовательной сфере, можно привести соответствующие предписания Закона о высшем образовании Баварии (в ред. от 1 декабря 1993 г.) и Закона о высшем образовании и научных исследованиях Нидерландов.

Закон о высшем образовании Баварии закрепляет достаточно широкий перечень деяний, признаваемых дисциплинарными проступками студентов. Это, в частности: 1) воспрепятствование деятельности вуза, органов вуза или проведению занятий в вузе; 2) воспрепятствование или попытка воспрепятствования деятельности работника вуза или реализации его прав; 3) противозаконное вторжение в помещение вуза; 4) разрушение или повреждение задания, помещения или имущества вуза; 5) публичный призыв к совершению названных действий или участие в них. В числе санкций за совершение дисциплинарных проступков Закон предусматривает предупреждение, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров, отмена приказа о зачислении в вуз. Наиболее строгой мерой дисциплинарного взыскания признается отчисление из вуза сроком на два года.

Иной предстает система дисциплинарных проступков студентов в Законе о высшем образовании и научных исследованиях Нидерландов. К числу таких проступков закон относит использование средств обучения вуза лицом, не являющимся его студентом, без надлежащего разрешения, непредставление лицом, пользующимся средствами обучения вуза, сведений о правомочности пользования этими средствами, выдача лицу, сдавшему экзамен, соответствующих

документов вопреки запрету администрации вуза на их выдачу,, присуждение лицам научных званий, которые им не могут быть присуждены. За совершение названных деяний предусматривается наложение штрафа.

Вопросы материальной ответственности участников образовательного процесса в действующем законодательстве Российской Федерации также не получили надлежащего отражения. Наиболее полно, хотя и весьма дискуссионно, регламентирован порядок возмещения материального ущерба, причиненного обучающимся некачественным обучением. В ст. 49 Закона РФ «Об образовании», имеющей заголовок «Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием», говорится о том, что компетентные государственные органы управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

Таким образом, имеется явное несоответствие между заголовком статьи ее содержанием. Возмещение ущерба осуществляется по нормам гражданского права и в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ включает возмещение как понесенных расходов, так и неполученных доходов (упущенной выгоды). Ст. 49 Закона РФ «Об образовании» предусматривает лишь возмещение образовательным учреждением дополнительных затрат на переподготовку своих выпускников в других образовательных учреждениях. Статья не предусматривает материальной компенсации упущенной выгоды и материального ущерба выпускникам образовательного учреждения, которые вынуждены вместо работы по специальности вновь продолжать обучение в образовательном учреждении. Все это свидетельствует о том, что материальная ответственность образовательного учреждения является специфической и применяется не по правилам гражданского законодательства.

Действующее законодательство об образовании не содержит специальных норм по вопросам материальной ответственности руководителей и работников образовательных учреждений, поскольку этот институт обстоятельно регламентирован нормами трудового законодательства. Однако законодательство не регулирует и отношений, связанных с материальной ответственностью обучающихся за вред, причиненный ими образовательному учреждению в процессе проведения практических и иных занятий или нахождения в образовательном учреждении в период занятий. Отсутствие надлежащей регламентации по этому вопросу приводит к тому, что обучающиеся независимо от формы вины привлекаются как правило к полной материальной ответственности, что ставит их в неравное положение с работниками образовательных отношений, которые чаще всего несут ограниченную материальную ответственность за ущерб, причиненный образовательному учреждению.

Чтобы обеспечить эффективное действие дисциплинарной ответственности в образовательной сфере, следует внести необходимые коррективы в Закон РФ «Об образовании». При этом надлежит решить пять взаимосвязанных задач: 1) дать легальное определение дисциплинарного проступка в образовательной сфере, обратив первостепенное внимание на выделение признаков, позволяющих отличать данный вид правонарушений от административных и гражданско-правовых проступков, а также от действий, осуществляемых в пределах прав соответствующего участника образовательных отношений; 2) сформулировать основные составы дисциплинарных проступков, совершаемых участниками образовательных отношений - обучающимися, педагогическими работниками и руководителями образовательных учреждений; 3)закрепить перечень санкций, которые могут применяться к лицам, виновным в совершении дисциплинарных проступков; 4) указать обстоятельства, исключающие противоправность дисциплинарных проступков, а также основания для освобождения от дисциплинарной ответственности; 5) ликвидировать пробелы и неточности нормативных предписаний по вопросам материальной ответственности участников образовательного процесса.

Понятие дисциплинарной ответственности в образовательной сфере должно полностью соответствовать родовому понятию правонарушения как виновному противоправному деянию совершенному деликтоспособным лицом. В то же время понятие дисциплинарной ответственности должно содержать и специфические для этого вида ответственности признаки. В их числе, наиболее существенное значение, имеют следующие признаки:

1) право применения дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки в образовательной сфере, совершенные обучающимися и работниками образовательных учреждений,

принадлежит руководителю образовательного учреждения, а он в свою очередь несет ответственность в дисциплинарном порядке перед учредителями;

2) деликтоспособность лица, совершившего дисциплинарный проступок в образовательной сфере, наступает с 15 лет при условии, что правонарушитель не отстает в своем психическом развитии и может в полной мере осознавать общественную опасность своих противоправных действий;

3) дисциплинарный проступок всегда является социально вредным и посягает на правопорядок в образовательной сфере, причиняет вред правам и свободам других участников образовательного процесса. Не образуют дисциплинарного проступка действия обучающегося, осуществляемые в пределах его прав и в его интересе.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160, к студенту могут быть применены меры дисциплинарного взыскания за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам вплоть до отчисления из образовательного учреждения. Однако невыполнение учебного плана студентом образовательного учреждения среднего профессионального или высшего образования, даже если это произошло по неуважительным причинам, не образует состава дисциплинарного проступка. Желание гражданина получить среднее или высшее профессиональное образование реализуется в его праве и его интересе. Право на получение образования этого уровня гражданин приобретает по собственному желанию на конкурсной основе. И если в процессе обучения студент утрачивает интерес к учебе, не выполняет учебный план, он также действует в своем праве. Поскольку государство, его органы не могут принимать меры государственного принуждения к субъекту, не желающему реализовать свое право, то и образовательное учреждение невыполнение учебного плана студентом не может рассматривать как вид дисциплинарного проступка и применять к нему меры дисциплинарного взыскания. Студент, не выполняющий учебный план по неуважительным причинам, тем самым демонстрирует утрату интереса к учебе, и образовательное учреждение с учетом этого обстоятельства правомочно принимать решение, соответствующее воле студента, - снимает с себя обязанность обучать его, исключив из состава обучающихся.

Таким образом, дисциплинарный проступок в сфере образования -это виновное неисполнение деликтоспособными обучающимися, педагогическими работниками или руководителем, иными должностными лицами образовательного учреждения своих обязанностей, предусмотренных образовательным законодательством, уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка или договором, взыскание за которое налагается руководителем образовательного учреждения или его учредителем.

В законе РФ «Об образовании» статье следует также дать легальное определение дисциплинарных проступков, совершенных умышленно или по неосторожности. Хотя формы вины правонарушений и их определения являются общеизвестными, но в связи с тем, что Кодексом РФ об образовании будут пользоваться по преимуществу лица, не имеющие юридического образования, легальное определение форм вины дисциплинарных проступков является необходимым условием правильной оценки и квалификации ими противоправных деяний в образовательной сфере.

Следует законодательно закрепить возраст, с которого обучающиеся могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. По нашему мнению, такой вид ответственности могут нести обучающиеся, достигшие пятнадцатилетнего возраста, при условии, что они обладают нормальной психикой и могут осознавать общественную вредность своих действий. Целесообразность привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности с пятнадцатилетнего возраста обусловливается тем, что именно с этим возрастом действующее трудовое законодательство связывает наступление трудовой дееспособности подростка. Обучающийся, исключенный из образовательного учреждения за совершение дисциплинарных проступков, должен иметь возможность либо устроиться на работу, либо продолжить обучение в другом образовательном учреждении. Допускаемое Законом РФ «Об образовании» исключение обучающихся в возрасте 14 лет, приводит к тому, что в течение целого года, подросток, не желающий продолжать учебу, не может трудоустроиться и невольно втягивается в разного рода сомнительные, а то и вовсе преступные сообщества, встает на путь совершения разного рода противоправных деяний.

В Законе РФ «Об образовании» надлежит дать примерный перечень основных составов дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, педагогическими работниками и

руководителями образовательных учреждений. Хотя при проектировании соответствующих статей могут возникнуть затруднения в формулировании составов дисциплинарных проступков, тем не менее проведение подобной работы представляется целесообразным и необходимым. Перечень дисциплинарных проступков, как оснований для применения мер государственного принуждения, создает дополнительные гарантии обучающимся для реализации их конституционных прав образование, а педагогическим работникам - их конституционного права на труд и должен быть закреплен Кодексом, а не отдан на усмотрение образовательных учреждений и их руководителей, как это имеет место в настоящее время. Кстати, требование установление такого перечня содержится в ряде международных актов, в том числе и в рекомендациях МОТ/ЮНЕСКО «О положении учителей» ( Париж, 5 октября 1966 г.). В ст. 47 Рекомендаций прямо предписывается государствам четко определять меры дисциплинарного воздействия, применяемые к учителям за нарушение норм профессионального поведения.

В перечень основных составов дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, необходимо включить такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, препятствуют осуществлению образовательного процесса, проведению лекционных, практических и иных занятий либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения. Это, в частности:

- систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка обучающегося без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

- появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

- неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

- воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;

- пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

- порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

- курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;

- публичный призыв к совершению названных действий или участие в них.

За совершение названных действий к обучающимся могуг быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров;

- исключение из образовательного учреждения.

Дисциплинарные проступки педагогических работников образовательных учреждений понимаются как ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей, возложенных на этих работников действующим законодательством, уставом образовательных учреждений и правилами внутреннего трудового распорядка. Помимо составов дисциплинарных проступков, названных в КЗоТ РФ и ст. 56 Закона РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений должны нести дисциплинарную ответственность за следующие виновные противоправные деяния:

- реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

- нарушение прав и свобод обучающихся, применение к ним методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;

- привлечение обучающихся и воспитанников без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, непредусмотренному образовательной программой;

- принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, религиозные объединения, а также

принудительное привлечение к деятельности в этих организациях, посещению религиозных мероприятий и участию в агитационных кампаниях и политических акциях;

- отказ от прохождения периодических бесплатных медицинских обследований;

- использование антигуманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения.

За совершение дисциплинарных проступков педагогические работники образовательных учреждений могут быть повергнуты следующим мерам дисциплинарного воздействия: замечанию, выговору, строгому выговору, временному отстранению от ведения занятий на срок до окончания семестра (четверти), запрещению читать курс в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», увольнению.

Руководители образовательного учреждения могут совершать те же дисциплинарные проступки, что и педагогические работники. Поэтому вышеизложенный перечень противоправных деяний полностью распространяется и на руководителей образовательных учреждений. Кроме того, они несут ответственность за совершение следующих дисциплинарных проступков:

- невыполнение или ненадлежащее выполнение образовательным учреждением функций, в том числе некачественное образование;

- несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения;

- нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора, заключенного между обучающимися и образовательным учреждением, воспрепятствование деятельности совета образовательного учреждения, проведению общих собраний (конференций) трудового коллектива, иных органов самоуправления образовательного учреждения;

- непредоставление помещений для работы медицинских работников, а также питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

- превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников;

- нерациональное использование денежных и иных материальных ресурсов образовательного учреждения.

За совершение дисциплинарных проступков к руководителям образовательных учреждений могут применяться такие меры взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, освобождение от занимаемой должности по инициативе учредителя образовательного учреждения.

Закон РФ «Об образовании» должен иметь исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих противоправность дисциплинарных проступков, а также оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности. Далеко не всякое деяние, формально подпадающие под признаки дисциплинарного проступка в сфере образования, может служить основанием дисциплинарной ответственности. Обстоятельства, которые в уголовном и административном праве исключают противоправность наиболее опасных видов правонарушений (преступлений и административных проступков), должны учитываться и при решении вопросов применения дисциплинарной ответственности в образовательной сфере. Дисциплинарная ответственность должна быть не только эффективным, по и справедливым средством укрепления правопорядка в образовательной сфере. Поэтому ее следует применять с учетом всех существенных обстоятельств дела, в том числе и степени противоправности деяния, форм вины и наступивших вредоносных результатов.

В числе обстоятельств, исключающих применение дисциплинарной ответственности, надлежит указать необходимую оборону, крайнюю необходимость, малозначительность дисциплинарного проступка, исполнение незаконного приказа или распоряжения руководителя или иного должностного лица образовательного учреждения, отказ выполнять заведомо противоправное распоряжение руководителя образовательного учреждения или иного лица. Основаниями для освобождения от дисциплинарной ответственности могут быть признаны деятельное раскаяние в совершенном проступке, принесение извинения потерпевшему, данное обещание не нарушать правопорядка в образовательной сфере, возмещение причиненного материального вреда, изменение обстановки, истечение сроков давности. Последние установлены ст. 136 КЗоТ РФ для работников и должностных лиц образовательных учреждений. Полагаем, что эти же сроки давности целесообразно учитывать и при применении дисциплинарной ответственности

обучающихся, ибо нет каких-либо особых, специфических условий для установления иных сроков давности привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности.

По вопросам материальной ответственности участников образовательных отношений^в Законе РФ «Об образовании» следует прежде всего закрепить условия применения данного вида ответственности. Законное и обоснованное привлечение участника образовательных отношений к материальной ответственности предполагает наличие пяти условий: противоправности деяния, виновности, наличия материального вреда и причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом, причинение материального вреда участником образовательного процесса в связи с его участием в этом процессе. Только при наличии всех условий материальная ответственность наступает по правилам, закрепленным данным Кодексом. При отсутствии хотя бы одного из этих условий материальная ответственность не наступает либо наступает по правилам гражданского законодательства.

Имеется существенная специфика в порядке привлечения к материальной ответственности образовательного учреждения за некачественное обучение. Согласно ст. 49 Закона РФ «Об образовании» эта ответственность образовательного учреждения является ограниченной и сводится к обязанности возместить затраты государства на переподготовку выпускников этого учреждения другими образовательными учреждениями. По нашему мнению,[_ такой порядок является несправедливым по отношению к обучающимся. Вместо того, чтобы работать по специальности и получать соответствующую заработную плату, они вынуждены продолжать учебу и нести определенные расходы на проезд, питание, приобретение учебной литературы и др. Поэтому целесообразно предусмотреть не только обязанность образовательного учреждения возместить затраты другим образовательным учреждениям, связанные с переподготовкой его выпускников, но и компенсацию выпускникам расходов, понесенных ими в процессе переподготовки.

Материальная ответственность педагогических работников, руководителей и иных должностных лиц образовательного учреждения должна применяться по правилам трудового законодательства. Материальная ответственность обучающихся за ущерб, причиненный образовательному учреждению, может быть ограничена размером их месячной стипендии или двумя-тремя минимальными размерами оплаты труда.

Нормы по вопросам дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений могут быть выделены в виде самостоятельной, седьмой главы Закона РФ «Об образовании».

DISCIPLINE FAULTS AND PECUNIARY RESPONSIBILITY OF MEMBERS OF EDUCATIONAL RELATIONS V.M. Sirih

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.