Научная статья на тему 'Дополнительные основания увольнения педагогического работника по инициативе работодателя'

Дополнительные основания увольнения педагогического работника по инициативе работодателя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1735
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ТРУДОВОЙ КОНТРАКТ В ОБРАЗОВАНИИ / РУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL WORKERS / THE LABOR CONTRACT IN EDUCATION / THE LABOR RELATIONS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Феклин С. И.

Автор раскрывает дополнительные основания увольнения педагогических работников по инициативе работодателя и аргументирует новую форму контракта между работником и работодателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADDITIONAL BASES OF DISMISSAL OF THE PEDAGOGICAL WORKER AT THE INITIATIVE OF THE EMPLOYER

The author opens the additional bases of dismissal of pedagogical workers at the initiative of the employer and reasons a new form of the contract between the worker and the employer.

Текст научной работы на тему «Дополнительные основания увольнения педагогического работника по инициативе работодателя»

ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника — до выхода на работу. Здесь необходимо уточнение: в таких случаях договор может заключаться по результатам конкурса документов, определяющих квалификационный уровень претендентов.

Завершая рассмотрение вопроса, небезынтересно отметить по рассматриваемому делу следующее обстоятельство: суд первой инстанции, признавая увольнение незаконным, безосновательно посчитал и отразил в решении от

2 ноября 2009 г. то, что со стороны ответчика имеет место злоупотребление правом. Напротив, университет в силу особенностей осуществления учебного процесса, специфики работы профессорско-преподавательского состава, исходя из

принципа непрерывности учебного процесса в учебном заведении, прекратил трудовые отношения с истицей только по окончании учебного года. При этом истцу был предоставлен отпуск и произведены все предусмотренные трудовым законодательством выплаты. Решение Южно-Сахалинского городского суда о восстановлении на работе старшего преподавателя было отменено в кассационной инстанции.

Литература

1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2002.

2. Прудинский А. М. Правовое регулирование труда работников высшей школы. СПб., 1996.

Adianovskaya I.I.

THE TERMINATION OF THE EMPLOYMENT CONTRACT IN CONNECTION WITH NOT ELECTION TO A POSITION OF THE TEACHER OF HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

In article on the basis of the existing labor legislation and law-enforcement practice features of the termination of the employment contract with pedagogical workers are considered.

Keywords: the dopolniktelny bases of the termination of the employment contract, election on competition, the competition expiration.

Феклин С. И.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ УВОЛЬНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ

Аннотация: Автор раскрывает дополнительные основания увольнения педагогических работников по инициативе работодателя и аргументирует новую форму контракта между работником и работодателем.

Ключевые слова: педагогические работники, трудовой контракт в образовании, трудовые отношения в сфере образования.

ИсполнИТельные основания Прекращения тру- . повторное в течение одного года грубое

дового договора с педагогическим работ-по ре- нарушение устава образовательного учрежде-шению работодателя до истечения срока действия ния-

трудового договора предусмотрены ст. 81, 336 • применение, в том числе однократное, ме-

Трудового кодекса России (ТК рф) и п. 4 ст. 56 тодов воспитания, связанных с физическим и

Закона рф «Об образовании». Ими могут быть: (или) психическим насилием над личностью обу-

чающегося, воспитанника;

• достижение 65-летнего возраста для замещения должности ректора, проректоров государственного и муниципального вуза, руководителей филиалов таких вузов (ст. 332 ТКРФ);

• неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрание по конкурсу (часть 7 ст. 332 ТК РФ);

• совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (подп. 8 п. 1 ст. 81 ТК РФ).

Увольнение по данным основаниям может осуществляться администрацией образовательного учреждения без согласия профсоюза (п. 5 ст. 56 Закона РФ «Об образовании»).

Повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения.

Устав образовательного учреждения - это официальный правовой локальный акт, принятый и утвержденный в установленном порядке компетентным органом (уполномоченным лицом) и регулирующий правовые отношения в рамках конкретной организации.

Функция локального акта - детализация, конкретизация, дополнение, восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретного образовательного учреждения с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процесса. Исходя из этого, в уставе образовательного учреждения или в приложении к уставу (например, в положении или правилах) должен предусматриваться перечень его грубых нарушений. Если такой перечень отсутствует, то грубым нарушением устава образовательного учреждения можно считать неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом.

В законодательстве не содержится нормативное толкование термина «грубое нарушение». Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, должен решаться с учетом конкретных обстоятельств по каждому факту. При этом обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, возложена на работодателя. В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем учреждений можно расценивать неисполнение возложенных на этих лиц трудовым

договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации.

Грубость нарушения, за которое возможно увольнение по рассматриваемому основанию, как правило, на практике определяется по тяжести наступивших последствий.

Родители учеников 7-го класса одной из школ г. Москвы обратились к директору школы с письменной жалобой на поведение учительницы физики 3., накричавшей во время проведения лабораторной работы 19 ноября 2003 г. на учеников С, В., Ю. и А., которые не совсем аккуратно, по ее мнению, обращались с оборудованием, и позволившей себе оскорбительные высказывания в их адрес. Корректное поведение по отношению к обучающимся входит в круг обязанностей педагогического работника, перечисленных в уставе школы, поэтому директор школы после проведения соответствующего дисциплинарного расследования пришел к выводу о грубом нарушении 3. устава школы и объявил ей выговор. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания был издан 24 ноября 2003 г.

5 февраля 2004 г. на имя директора школы поступила письменная жалоба от родителей ученика 9-го класса Р., в которой указывалось, что 4 февраля 2004 г. их сын Р. на уроке физики был удален учительницей 3. из класса за неприготовленное домашнее задание. Из объяснения родителей следовало, что Р. не решил задачи по физике, которые были заданы на дом, поскольку

3 февраля 2004 г. принимал участие в соревнованиях по плаванию в рамках проведения первенства г. Москвы по плаванию среди юношей.

Кроме того, завуч средней школы 4 февраля 2004 г. подала директору докладную записку, в которой было указано, что 4 февраля ученик 9-го класса Р. на третьем уроке сидел на скамейке около раздевалки на 1-м этаже школы. На вопрос о том, почему он не присутствует на уроке, Р. ответил, что учительница 3. попросила его покинуть класс из-за невыполненного домашнего задания.

Директор школы принял решение о проведении дисциплинарного расследования. В объяснительной записке, которая была затребована у

З., указывалось, что Р. действительно не выполнил домашнее задание, но за это из класса он удален не был. Спустя некоторое время Р. поднял руку и попросил разрешение покинуть класс, посколь-

ку у него болела голова и он хотел обратиться в медицинский кабинет. Однако медицинская сестра школы подтвердила, что Р. за медицинской помощью 4 февраля 2004 г. не обращался.

Приказ об увольнении З. по п. 1 ст. 336 ТК РФ за повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения был подписан 10 февраля 2004 г.

З. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе и об оплате времени вынужденного прогула, указав в исковом заявлении что в уставе школы отсутствует перечень грубых нарушений устава и поэтому ее действия не могут быть признаны грубым нарушением устава школы.

Ученики 9-го класса Я., В., Ш., К., привлеченные судом в качестве свидетелей, показали, что

З., рассердившись на Р. за невыполненное домашнее задание, накричала на него и потребовала, чтобы Р. вышел из класса.

Суд, исследовав показания свидетелей и изучив письменные доказательства по делу, пришел к выводу, что увольнение является законным и обоснованным, поскольку действия, за которые

З. была уволена, действительно имели место и могут считаться грубым нарушением устава школы. Во-первых, некорректное поведение по отношению к обучающимся является нарушением обязанностей педагогического работника, определенных уставом школы. Во-вторых, уставом школы была установлена обязанность педагогического работника выполнять правила внутреннего трудового распорядка, которые, в свою очередь, предусматривают запрещение педагогическим и другим работникам школы удалять учащегося с урока.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении иска З. о восстановлении на работе и об оплате времени вынужденного прогула, и такое решение представляется совершенно правильным. Отсутствие в уставе школы самостоятельного перечня грубых нарушений устава еще не означает, что увольнение по п. 1 ст. 336 ТК РФ невозможно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей педагогического работника, установленных уставом образовательного учреждения, должностной инструкцией, а также нарушение правил внутреннего трудового распорядка могут быть признаны грубым нарушением указанного устава, поскольку им предусмотрена обязанность работника образовательного учреждения соблюдать требования

соответствующих локальных нормативных актов.

Необходимо подтвердить, что грубое нарушение устава совершено два и более раза в течение одного года. Такие факты должны быть задокументированы, например, актами, объяснительными или докладными записками, представлениями и (или) показаниями свидетелей.

Нередко педагогические работники оспаривают аморальность собственных действий, мотивируя свое поведение особенностями учебного процесса, а также неправильным восприятием их поведения учащимися.

Так, в частности, к декану факультета одного из вузов обратились несколько студенток с жалобой на то, что преподаватель К. на занятиях часто затрагивает тему сексуальных отношений, задаст им соответствующие вопросы, что негативно ими воспринимается и расценивается как понуждение к действиям сексуального характера.

Деканом факультета был поставлен перед руководством университета вопрос об увольнении данного преподавателя в связи с аморальным проступком, исключающим дальнейшее осуществление педагогической и воспитательной деятельности. В объяснительной записке преподавателем было указано на то, что затронутые им темы предусмотрены рабочей программой спецкурса и не выходят за пределы преподавательской этики.

Однако по результатам проверки ректором университета К. был уволен из вуза по п. 8 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Проводившая проверку по жалобе К. трудовая инспекция указала высшему учебному заведению на нарушение трудовых прав К., т.к. приказ об увольнении был издан без достаточных оснований, подтвержденных чем-либо кроме заявлений двух студенток факультета.

Увольнение педагогического работника в связи с повторным в течение одного года грубым нарушением устава образовательного учреждения относится в соответствии со ст. 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям и требует соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 193 ТК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» дисциплинарное расследование нарушения педагогическим работником устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменном виде. Копия жалобы дол-

жна быть передана данному педагогическому работнику.

Исчисление срока, равного одному году, начинается с момента совершения грубого нарушения устава образовательного учреждения

Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Физическое или психическое насилие представляет собой умышленное причинение обучающемуся, воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания или принуждения к совершению каких-либо действий.

Физическое насилие - это принудительное физическое воздействие на организм обучающегося, воспитанника (побои, удушения, вырывание волос, связывание конечностей, сечение, лишение сна, лишение пищи и воды, оставление на холоде, принудительная изоляция, др.).

Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешним признакам (наличие на теле обучающегося кровоподтеков, синяков, ссадин и др.), но и по состоянию психики лица, подвергшегося физическому насилию.

Психическое насилие - это негативное воздействие на психику обучающегося, воспитанника, причиняющее ему нравственные страдания (оскорбление и пренебрежительное отношение, унижение, угрозы, открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угрозы, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, ложь и невыполнение взрослым обещаний, а также иное воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму).

Подтвердить факт применения физического и (или) психического насилия можно при помощи медицинского заключения, свидетельских показаний и др.

В 2003 г. Конституционный суд РФ рассматривал жалобу С.Д. Воинцева о конституционности п. 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ. По мнению заявителя, названной нормой были нарушены его права, гарантированные ст. 6 (часть 2) и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Черемушкинский районный суд г. Москвы отказал в удовлетворении требований заявителя, уволенного с должности учителя средней школы в соответствии с п. 2 ст. 336 ТК РФ, о восстановлении на

работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Согласно ст. 37 (часть 1) Конституции, Российской Федерации граждане имеют право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Поступив на работу в школу в качестве учителя, С.Д. Воин-цев реализовал названное конституционное право.

Преподавательская деятельность в соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» представляет собой не только целенаправленный процесс обучения граждан в целях получения соответствующего образования, но и процесс воспитания. Отмеченная специфика преподавательской деятельности предопределяет установление законодателем специальных требований к осуществляющим ее работникам, в том числе правил, касающихся замещения педагогических должностей и оснований освобождения от должности, к числу которых относится и закрепленное в п. 2 ст. 336 ТК РФ дополнительное основание прекращения трудового договора с педагогическими работниками. Обусловленное родом и характером названной деятельности, оно не может рассматриваться как ограничивающее конституционные права и свободы граждан.

Таким образом, жалоба гражданина С.Д. Во-инцева не отвечала критерию допустимости, и суд отказал в принятии ее к рассмотрению.

В ч. 3 ст. 192 ТК не указано, что увольнение педагогического работника в связи с применением, в т.ч. однократным, методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, является дисциплинарным взысканием.

В соответствии с п. 2 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» дисциплинарное расследование нарушения педагогическим работником норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменном виде. При этом копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

Достижение 65-летнего возраста для замещения должности ректора, проректоров государственного и муниципального вуза, руководителей филиалов таких вузов.

Для расторжения трудового договора на этом основании необходимо, чтобы работник:

- занимал должность ректора, проректора, руководителя филиала (института);

- работал в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

- достиг 65 лет.

Б государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста 70 лет.

Увольнение ректора, проректора, руководителя филиала (института) государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования допускается, когда невозможно перевести указанных руководящих работников вуза на иные должности, соответствующие их квалификации, или они не соглашаются на такой перевод.

При достижении руководящим работником второго возрастного предела в 70 лет законодатель не предусматривает обязанность по внутреннему трудоустройству. Увольнение по рассматриваемому основанию допустимо сразу и без предоставления какой-либо подходящей работы.

Федеральным законодательством не предусмотрено право прекращения трудового договора с лицами, занимающими аналогичные должности в негосударственных и в немуниципальных (частных) высших учебных: заведениях.

Неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также перево-

ду на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научнопедагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение:

• должностей декана факультета и заведующего кафедрой;

• должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;

• должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 4 ст. 336 ТК РФ.

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники) в высшем учебном заведении Российской Федерации утверждено Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. .№114.

Совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Понятие аморального проступка в законодательстве не раскрывается. При этом, как известно, подходы к толкованию норм нравственности

Нормирование труда в высших учебных заведениях

могут быть абсолютно различными.

М.А. Бочарниковой приводится примерный перечень деяний, которые судебными инстанциями при рассмотрении подобных споров признаются аморальными: «К числу указанных проступков, несовместимых с продолжением воспитательной работы, могут относиться скандалы, драки, появление в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, недостойное поведение в быту, жестокое обращение с животными и др.».

И. работал в Каякентской средней школе N° 1 учителем географии и биологии. Приказом директора школы от 3 января 2002 г. № 20 он был уволен с работы по п. 3 ст. 254 КЗоТ РФ за совершение аморального проступка. В отношении И. было возбуждено уголовное дело по ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера).

В соответствии с п. 3 ст. 254 КЗоТ РФ, действовавшей на время увольнения И. и предусматривавшей дополнительные основания для прекращения трудового договора (контракта) неко-

торых категорий работников, трудовой договор (контракт) работника, выполняющего воспитательные функции, может быть прекращен в случае совершения аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Как видно из дела, поводом для увольнения И. послужило его аморальное поведение в отношении учениц 6 «в» класса Каякентской средней школы № 1 С, Т. и И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При рассмотрении уголовного дела была установлена неправильная квалификация совершенного И. деяния по ст. 133 УК РФ, но не было признано, что он вообще не совершал тех действий, за которые был уволен. Обстоятельства совершения И. аморального проступка подтверждены по гражданскому делу исследованными и оцененными судом в соответствии со с 67 ГПК РФ доказательствами: материалами служебного расследования, показаниями свидетелей и другими. Этим доказательствам в решении суда первой инстанции дана надлежащая оценка, в связи с чем оснований для отмены этого решения в кассационном порядке не имелось.

Feklin S.I.

THE ADDITIONAL BASES OF DISMISSAL OF THE PEDAGOGICAL WORKER AT THE INITIATIVE OF THE EMPLOYER

Summary: The author opens the additional bases of dismissal ofpedagogical workers at the initiative of the employer and reasons a new form of the contract between the worker and the employer.

Keywords: pedagogical workers, the labor contract in education, the labor relations in education.

В.Н. Кабанов

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Рассмотрен пример, иллюстрирующий зависимость годовой учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава от норматива численности студентов. Приведены математические выражения, описывающие исследуемую зависимость, а также ее графическая интерпретация. Материалы публикации основаны на современных действующих документах, регламентирующих порядок планирования годовой учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Ключевые слова: годовая учебная нагрузка, норматив численности студентов, норматив трудозатрат преподавателя, затраты труда на аудиторную индивидуальную работу со студентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.