Научная статья на тему 'Дисциплинарная практика воздействия на девиантное поведение осужденных в исправительных учреждениях России'

Дисциплинарная практика воздействия на девиантное поведение осужденных в исправительных учреждениях России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
779
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ / ПРАВОПОНИМАНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / DEVIATION / DEVIANT BEHAVIOUR / PROBLEMS OF SOCIAL DEVIATION / LAW REALIZATION / REFORMATORIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашина Людмила Александровна, Лелюх Владимир Федорович

В статье рассматривается дисциплинарная практика воздействия на девиантное поведение осужденных. Приводятся некоторые данные, полученные авторами в ходе исследования асоциальной девиации лиц, находящихся в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кашина Людмила Александровна, Лелюх Владимир Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINARY PRACTICE OF INFLUENCE ON DEVIANT BEHAVIOR OF CONVICTS IN RUSSIAN REFORMATORIES

In article behaviour the occurrence reasons, specificity and distribution sphere is considered deviant. Some data received by authors during research society of deviation of persons, being in imprisonment places.

Текст научной работы на тему «Дисциплинарная практика воздействия на девиантное поведение осужденных в исправительных учреждениях России»

тысяч» в г. Магнитогорске: ввод стана прокатки широкоформатного листа послужил созданию новых рабочих мест, повышению квалификации рабочих кадров. Наполненность «портфеля заказов» на продукцию данного производства на год вперед стал своеобразным «мостиком надежды» и для работающих на ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», и для большей части населения города от состояния кризиса к выходу из него.

Для пополнения, «закрытия дыр» в бюджете городов необходимо искать новые источники дохода. Почему бы не сделать ставку на развитие малого и среднего бизнеса. Он сможет работать «на подхвате» у градообразующих предприятий и производить продукцию, которая раньше закупалась, в том числе за границей. Есть положительные примеры по переходу к внутренней кооперации малого, среднего бизнеса с градообразующим предприятием.

Нельзя не согласиться с тем, что на современном этапе в условиях трансформации социальнотрудовых отношений социальный механизм регулирования рынка труда представляет собой непрерывный процесс согласования возможностей и интересов, функционирующих на нем социальных субъектов, движимый поведением и взаимодействием социальных групп и слоев и направленный на достижение оптимальной реализации человеческого потенциала. В связи с этим наиболее эффективным средством достижения баланса интересов всех субъектов рынка труда и разрешения социальных противоречий, порождаемых неполноценной реализацией человеческого потенциала и трудовой мобильности, является государственное регулирование. Можно предложить ряд мер государственного воздействия на локальный рынок труда, учитывающих местную специфику и особенности функционирования рынка труда в городах монопрофильного типа развития, которые позволят значительно повлиять на разрешение существующих противоречий. К этим мерам, в частности, относится более активное вмешательство как

государства, так и институтов гражданского общества в процесс регулирования оплаты труда работников, в том числе используя для этого механизм социального партнерства, тарифное регулирование, законодательное увеличение минимальной заработной платы и т.д. Следовательно, необходима согласованная деятельность представителей органов местной власти, администрации градообразующего предприятия, институтов гражданского общества, олицетворяющих население города. Тем более, что в современном российском обществе наметилась четкая тенденция повышения деловой активности населения, развития гражданских инициатив в условиях возрастающей роли государственного регулирования социальноэкономических явлений и процессов, что положительно влияет на решение проблем построения гражданского общества.

В период экономических и социальных преобразований возрастает количество факторов, содействующих росту гражданских институтов: изменяется роль государства и его структур, возникают определенные факторы риска для отдельной личности и социальных групп, ограничиваются возможности государства по обеспечению взятых на себя социальных обязательств. Таким образом, возникают объективные потребности в появлении нестандартных решений и инновационных подходов в преодолении имеющихся проблем. Именно НКО с их гибкими, небюрократическими структурами, приближенностью к местному сообществу, позволяют вырабатывать новые технологии (социальные, просветительские, экспертные и др.) и обмениваться ими.

Испулова Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики Магнитогорского государственного университета.

Ispulova Svetlana Nikolaevna, cand. of pedagogical science, assistant professor of social pedagogy department of Magnitogorsk State University.

E-mail: socialwork f@mail.ru

ЛА. Кашина, В Ф Лелюх

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

В статье рассматривается дисциплинарная практика воздействия на девиантное поведение осужденных. Приводятся некоторые данные, полученные авторами в ходе исследования асоциальной девиации лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Ключевые слова: девиация, девиантное поведение, проблемы социальных отклонений, правопонимание, исправительные учреждения.

L.A. Kasfiina, VF Lefyukfi

DISCIPLINARY PRACTICE OF INFLUENCE ON DEVIANT BEHAVIOR OF CONVICTS IN RUSSIAN REFORMATORIES

In article behaviour the occurrence reasons, specificity and distribution sphere is considered deviant. Some data received by authors during research society of deviation of persons, being in imprisonment places.

Key words: deviation, deviant behaviour, problems of social deviation, law realization, reformatories.

Цели уголовно-исполнительного права отражены в ч. 1 ст. 1 УИК РФ: исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений осужденными, предупреждение совершения новых преступлений иными лицами.

Под исправлением осужденных понимается формирование у них законопослушного поведения. Исправление осужденных предполагает корректировку их поведения, что исключало бы возможность совершения ими новых преступлений. Достигается это формированием уважительного отношения к человеку и обществу, общественно полезному труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, частными или специальным предупреждением, которое определяется комплексом мер, затрудняющих или исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений до истечения судимости, ее погашения или снятия. Это удается при соблюдении режима отбывания соответствующего наказания, в который входит охрана осужденных, надзор за их поведением, обеспечение личной безопасности осужденных и администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, а также иных лиц, посещающих данные учреждения и органы.

Помимо создания режимных условий отбывания наказания, частное предупреждение достигается проведением с осужденными воспитательной работы, например, бесед воспитательного характера, правовой пропаганды, применением к ним мер поощрения и взыскания.

Отношения с осужденными у персонала должны быть построены на основе соблюдения ряда принципов, определенных ст. 8 УИК РФ. К их числу относятся: законность, гуманизм, демократизм,

равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, рациональное применение мер предупреждения, средств исправления осужденных и стимулирования их законопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Предупреждение совершения преступлений другими лицами, или общая превенция, достигается самим присутствием осужденных в местах лишения свободы, что, несомненно, оказывает воздействие на граждан, удерживая их от совершения преступлений. Это стимулирует граждан к законопослушному поведению под угрозой неотвратимости наказания за преступное поведение.

В ст. 9 УИК РФ определены основные средства исправления осужденных: соблюдение режима, т. е. установленного порядка исполнения и отбывания наказания; воспитательная работа; общественно полезный труд; общеобразовательное обучение; профессиональная подготовка; общественное воздействие.

Порядок отбывания наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дис-

циплинарной воинской части помимо УИК РФ регламентируется также и правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными приказом министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г.

С 1957 г. в исправительных учреждениях была введена отрядная система. Отряды осужденных образуются в колониях-поселениях, колониях общего, строгого и особого видов режимов, воспитательных колониях, а также среди лиц, оставленных для хозяйственного обслуживания следственных изоляторов и тюрем.

Отряд являлся основным организационным звеном исправительных учреждений, центром воспитательной работы с осужденными. Основная его задача - исправление осужденных и недопущение совершения ими новых преступлений. Численность отрядов была различна в зависимости от вида режима колонии. Возглавлял отряд начальник, имеющий высшее или среднее специальное образование.

Отряды комплектовались преимущественно по производственному признаку, но принималось во внимание и другое (состояние здоровья, специальность и пр.). Отряд обычно трудился на одном производственном объекте, в одном цехе, в одну смену, располагался в одном общежитии. Осужденных распределяла по отрядам специальная комиссия исправительного учреждения, возглавляемая начальником учреждения или его заместителем, перевод в другие отряды был возможен только в исключительных случаях.

В настоящее время начальники отрядов в исправительных учреждениях - это «линейный» персонал, который ежедневно без посредников обеспечивает управление воспитательным процессом с целью исправительного наказания осужденных в соответствии с требованиями Уголовно-

исполнительного кодекса (УИК) РФ. Их деятельность регламентируется уголовным и уголовноисполнительным законодательством, Конституцией РФ, а также другими федеральными законами, приказами Минюста и ФСИН России, в том числе и Положением об отряде осужденных исправительного учреждения1.

Следует отметить, что приказом МЮ РФ от 06.06.2006 г. №206, объявляющим Положение об отряде осужденных исправительного учреждения, с изменениями, внесенными приказом МЮ РФ от 30.12.2005 г. №259 (зарегистрирован Минюстом России 16.02.2006 г., регистрационный №7503), ответственность за общее руководство и контроль над организацией воспитательного процесса в отрядном звене возложена на первого руководителя исправительного учреждения - начальника.

Начальник отряда исправительного учреждения, реализуя свои обязанности и права по должности, практически организует ежедневное взаимодейст-

вие с осужденными. Это позволяет удерживать их в законопослушном состоянии, добиваться целей и решения задач уголовно-исполнительного законодательства по исправлению осужденных и предупреждению совершения ими и иными лицами новых преступлений. Для этого начальник отряда должен знать положение дел в отряде, личностные качества осужденных, разрешать возникающие конфликты, проводить совместно с сотрудниками других служб воспитательную работу с нарушителями режима. Уголовно-исполнительным законом (ст. 115 УИК РФ) определены следующие меры взыскания, применяемые к осужденным в местах лишения свободы:

а) выговор;

б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г. №161-ФЗ);

в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;

е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.

К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, не применяются взыскания, предусмотренные пунктами «г», «д» и «е» части первой настоящей статьи.

Утратил силу Федеральный закон от 09.05.2005 № 46-ФЗ2.

К осужденным, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть применены также меры, предусмотренные частью четвертой статьи 78 настоящего Кодекса3.

Злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков, наркотических или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза неповиновения представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при

отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, равно как и активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

Осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами «в», «г», «д» и «е» части первой статьи 115 и пунктом «б» статьи 136 настоящего Кодекса.

Особо следует отметить функции начальника отряда по обеспечению выполнения осужденными правил внутреннего распорядка ИУ и требований иных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Начальник обязан контролировать полноту и объективность материалов о нарушениях осужденными порядка отбывания наказания, законность и обоснованность предлагаемых мер воздействия.

Конкретные обязанности начальника перечислены в соответствующих инструкциях, должностных документах. В обобщенном виде эти обязанности заключаются в следующем: практическая организация исполнения наказания, соблюдения режима и повседневного взаимодействия с заключенными данного отряда; оказание помощи осужденным в восстановлении утраченных социально полезных связей, в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства при подготовке к освобождению от наказания; участие в проведении служебных расследований по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными, проверок наличия лиц, содержащихся в ИУ, съемов их с работы; присутствия при водворении осужденного в штрафной (дисциплинарный) изолятор, переводе в единое помещение камерного типа, одиночные камеры и запираемые помещения, при проведении обысковых мероприятий, приеме осужденными пищи в столовой, выдаче им посылок (бандеролей), передач, продаже продуктов питания и предметов первой необходимости, ведении телефонных переговоров. Кроме

того, начальник отряда координирует усилия производственно-технического и силового персонала в организации труда заключенных, обустройстве их быта, поддержании санитарной гигиены. Он участвует в решении вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказаний осужденными, в определении меры поощрений и наказаний, заключенных в период отбывания ими срока исполнения наказания в данном исправительном учреждении.

В помощь начальнику отряда создаются советы воспитателей отряда из опытных сотрудников, имеющих опыт работы с осужденными. Совет воспитателей помогает начальнику отряда решать основную задачу - исправление осужденных, а также недопущение совершения новых преступлений.

В исправительных учреждениях администрация распределяет осужденных в такие формальные группы, как отряды, бригады, звенья и т.п. В режимно-профилактической, педагогической и воспитательной работе важно учитывать также наличие и особенности функционирования неформальных групп, организуемых самими осужденными. Учет этого обстоятельства служит необходимым условием дифференцированного подхода к организации процесса исправительного воздействия, осуществляемого при исполнении наказания в течение всего срока, определенного приговором в отношении осужденного персонально.

Внедрение отрядной системы значительно улучшило возможности воспитательной работы с осужденными и особенно такой ее формы, как индивидуальная работа с каждым осужденным. А это, в свою очередь, способствовало успешному решению задачи их исправления. Основной целью воспитательной работы с осужденными является их исправление, подготовка к жизни на свободе и предупреждение совершения ими новых преступлений. Приоритет этой цели должен доминировать над всеми остальными. В настоящее время нормы воспитания в большей степени направлены на формирование послушного осужденного (соблюдение режима, посещение школы, трудовая занятость, непротивление администрации и т.п.). Ориентация на внешнее поведение, когда волевые функции индивида в значительной мере вытесняются жесткими требованиями администрации, приводит к тому, что после освобождения снимается внешний контроль, и индивид оказывается растерянным и часто не способным к выбору позитивного поведения. Основной задачей, вытекающей из целевой направленности исправительной работы с осужденными, является изменение их внутреннего мира - системы ценностей, мотивационной структуры, установок, отношения к другим людям.

Необходимо отметить, что при реализации различных направлений воспитательного воздействия на осужденного нужно отдавать приоритет индивидуальным формам воспитания (наряду с групповыми и массовыми).

Принципы дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагают рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведенной дифференциации и индвидуализации личности самих осужденных.

В процессе отбывания наказания осужденные дифференцируются на определенные группы с учетом возраста, состояния здоровья, наличия семьи, родственников, отбытого срока наказания и поведения, возможности досрочного освобождения (в любой форме), наличия профессии и т.д.

Личность осужденного не может быть представлена как средоточие одних лишь негативных свойств и качеств: одни из них могут быть поражены полностью, другие - частично, а некоторые вообще могут обладать множеством положительных качеств.

Дифференциация исполнения наказания и процесса исправительного воздействия предполагает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера совершенных ими преступлений и степени общественной опасности, прошлой преступной деятельности следует применять различный объем карательного воздействия, правоог-раничений, а индивидуально-воспитательная работа с ними должна строиться с учетом индивидуальных особенностей личности, возраста, пола и иных психолого-педагогических различий. Прежде всего это относится к лицам, находящимся в местах лишения свободы. Они разделяются на относительно однородные категории (ст. 80 УИК РФ), а отбывание ими наказания организуется в исправительных учреждениях различного вида (ст. 74 УИК РФ), что дает возможность применять к осужденным различный объем правоограничений. Таким образом, методом дифференциации исполнения наказания является классификация осужденных на различные категории.

Хотя исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия представляют собой единый карательно-воспитательный процесс, вместе с тем дифференциация кары отличается от применения таких средств исправления, как труд, воспитательная работа, общее и профессиональное обучение осужденных, общественное воздействие.

Новый Уголовно-исполнительный кодекс существенным образом гуманизировал условия отбывания многих наказаний, поставил их в зависимость прежде всего от поведения осужденного. Практически тем самым осужденному предоставлена возможность самому выбирать, в каких условиях он будет отбывать наказание - в облегченных или жестких/строгих. Например, при лишении свободы он может жить в запираемых помещениях, либо за пределами исправительного учреждения. В отношении лиц, отбывающих исправительные работы, могут быть установлены дополнительные ограни-

чения, которые определяет уголовно-исполнительная инспекция в зависимости от поведения осужденных.

Цивилизованному обществу небезразлична судьба каждого человека. И если кто-либо нарушил уголовно-правовые нормы, вступил в конфликт с законом, оно делает все возможное, чтобы вернуть оступившегося к полезной для общества деятельности, что предполагает честную трудовую жизнь.

Выполнять эту социальную задачу государственной важности и призваны исправительные учреждения ФСИН России. Согласно положениям Конституции Российской Федерации, законодательство в области исполнения уголовных наказаний стало называться не исправительно-трудовым, а уголовно-исполнительным. Это обусловлено прежде всего сменой политики в данной сфере государственной деятельности, акцентом на профилактику преступлений и социальную реабилитацию.

Одной из важных задач пенитенциарной политики должно быть уменьшение вреда, наносимого изоляцией, - пора задуматься о путях экономии кары. Следует сделать акцент на том, чтобы воспитание в значительной мере осуществлялось посредством общеобразовательного и профессионального обучения, правовой информированности, самообразования, усвоения социальной и моральной нормативности непосредственно в исправительных учреждениях ФСИН России с широким привлечением общественности.

УДК 316.443

Примечания

1. «Положение об отряде осужденных исправительного учреждения» утверждено приказом МЮ РФ от 06. 06. 2006 г. №206 с изменениями, внесенными приказом МЮ РФ от 30.12.2005 г. № 259. Заметим, что гулаговской и гуи-новской системам наказаний подобные задачи и терминология известны не были. В этих системах все было подчинено выполнению государственного плана по производству утвержденной номенклатуры изделий. Нарушения режима, законности, допущенные преступления прощались, невыполнение плана - никогда. За срыв плана могли снять начальника с должности.

2. В ред. Федеральных законов от 08.12. 2003 № 161-ФЗ; от 09.05.2005 № 46-ФЗ.

3. В соответствии со ст. 115 УИК РФ. в ред. Федерального закона от 09.03.2001 № 25-ФЗ; от 01.04.2005 № 28-ФЗ.

Кашина Людмила Александровна, ст. преподаватель кафедры юридических дисциплин института экономики Иркутского государственного технического университета.

Kashina Lyudmila Aleksandrovna, senior teacher of department of legal disciplines of Institute of economy of Irkutsk State Technical University.

Тел. 8-964-356-3058, sps4@mail.ru

Лелюх Владимир Федорович, д-р социол. наук, проф. кафедры государственного и административного права Кемеровского государственного университета.

Lelyukh Vladimir Fedorovich, doctor of sociological sciences, professor of departament of State and Administrative Law of Kemerovo State University.

Тел. 8-903-071-6775

ПЛ Кузнецов

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ЧИНОВНИЧЕСТВО» В ОБЩЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ (1984-2008 годы)*

* Статья написана по материалам проекта «Социальное изменение как трансформация символических форм» поддержанного АВЦП Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Грант № 2.1.3./1260.

В статье рассматривается трансформация символического статуса советского, а затем российского чиновничества. Автор использует в своей работе контент-анализ, по результатам которого раскрывается проблематика несоответствия реального и символического статуса отечественной бюрократии.

Ключевые слова: чиновники, социальная трансформация, символический статус.

PL. Kuznetsov

TRANSFORMATION OF SYMBOLICAL VALUE OF THE CATEGORY "OFFICIALS" IN A PUBLIC DISCOURSE (1984-2008)

The article deals with the transformation of symbolical status of Soviet, and then of the Russian officials. The author uses con-tent-analysis, it results reveals the problems of discrepancy of real and symbolical status of domestic bureaucracy.

Key words: officials, social transformation, symbolical status.

Чиновничество в современной России, как известно, играет далеко не последнюю роль. Бюрократы обладают реальной властью - от них зависит решение тех или иных вопросов. В то же время отношение к отечественному чиновничеству со стороны общества в нашей стране неоднозначное и, скорее, неодобрительное. Опреде-

лить трансформацию символа «чиновники» в общественном дискурсе и является целью данной статьи, для ее достижения мы использовали методологию транссимволического анализа1.

Исследование периода с 1984 по 2008 г. продиктовано началом перестройки в апреле 1985 г., определившей предыдущий год в качестве референт-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.