Научная статья на тему 'Дисциплинарная практика воздействия на девиантное поведение осужденных в исправительных учреждениях России'

Дисциплинарная практика воздействия на девиантное поведение осужденных в исправительных учреждениях России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА / ДЕВИАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ / ПРАВОПОНИМАНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / DISCIPLINARY PRACTICES / DEVIATION / DEVIANT BEHAVIOR / PROBLEMS OF SOCIAL DEVIATIONS / LAW COMPREHENSION / CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашина Людмила Александровна, Лелюх Владимир Федорович, Захаров Сергей Викторович

Рассматривается дисциплинарная практика воздействия на девиантное поведение осужденных в исправительных учреждениях России, причины возникновения, специфика и сфера распространения этого явления. Показана возможность улучшения воспитательной работы с осужденными, приоритеты этой работы. Рассмотрены проблемы дифференциации исполнения наказаний в зависимости от характера совершенных преступлений и степени общественной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кашина Людмила Александровна, Лелюх Владимир Федорович, Захаров Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINARY PRACTICES TO INFLUENCE CONVICT DEVIANT BEHAVIOR IN RUSSIAN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the disciplinary practices to influence the deviant behavior of convicts in the correctional institutions of Russia, the causes, specificity and scope of this phenomenon. It shows the possibility to improve the educational work with convicts, and the priorities of this work. The authors consider the differentiation problems of punishment execution, depending on the character of the committed crimes and the degree of public danger.

Текст научной работы на тему «Дисциплинарная практика воздействия на девиантное поведение осужденных в исправительных учреждениях России»

УДК 316.3

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

Л .А. Кашина1, В.Ф. Лелюх2, С.В. Захаров3

1,3Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Кемеровский государственный университет, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Рассматривается дисциплинарная практика воздействия на девиантное поведение осужденных в исправительных учреждениях России, причины возникновения, специфика и сфера распространения этого явления. Показана возможность улучшения воспитательной работы с осужденными, приоритеты этой работы. Рассмотрены проблемы дифференциации исполнения наказаний в зависимости от характера совершенных преступлений и степени общественной опасности. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: дисциплинарная практика; девиация; девиантное поведение; проблемы социальных отклонений; правопонимание; исправительные учреждения.

DISCIPLINARY PRACTICES TO INFLUENCE CONVICT DEVIANT BEHAVIOR IN RUSSIAN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

L.A. Kashina, V.F. Lelyuh, S.V. Zaharov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074. Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, 650043.

The article deals with the disciplinary practices to influence the deviant behavior of convicts in the correctional institutions of Russia, the causes, specificity and scope of this phenomenon. It shows the possibility to improve the educational work with convicts, and the priorities of this work. The authors consider the differentiation problems of punishment execution, depending on the character of the committed crimes and the degree of public danger. 4 sources.

Key words: disciplinary practices; deviation; deviant behavior; problems of social deviations; law comprehension; correctional institutions.

Под исправлением осуждённых понимается формирование у них законопослушного поведения. Исправление осуждённых предполагает корректировку их поведения, что исключило бы возможность совершения ими новых преступлений. Выполнять эту социальную задачу призваны исправительные учреждения (ИУ) ФСИН России. Согласно положениям Конституции Российской Федерации законодательство в области исполнения уголовных наказаний стало называться не исправительно-трудовым, а уголовно-исполнительным. Это обусловлено, прежде всего, сменой политики в данной сфере государственной деятельности, акцентом на профилактику преступлений и социальную реабилитацию.

Достичь данной цели возможно формированием у осуждённых уважительного отношения к человеку и

обществу, общественно полезному труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированием предупреждения совершения новых преступлений со стороны осуждённых, т. е. частное или специальное предупреждение, а также определяется комплексом мер, затрудняющих или исключающих возможность совершения осуждёнными новых преступлений до истечения судимости, её погашения или снятия. Это удаётся при соблюдении режима отбывания соответствующего наказания, куда входят: охрана осуждённых; надзор за их поведением; обеспечение личной безопасности осуждённых и администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, а также иных лиц, посещающих данные учреждения и органы.

Помимо создания режимных условий отбывания

1Кашина Людмила Александровна, старший преподаватель кафедры юридических дисциплин института экономики, тел.: 89643563058.

Kashina Lyudmila, Senior Lecturer of the Department of Juridical Disciplines of the Institute of Economics, tel.: 89643563058.

2Лелюх Владимир Федорович, доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и административного права, тел. 89030716775.

Lelyuh Vladimir, Doctor of Social Sciences, Professor of the Department of State and Administrative Law, tel. 89030716775.

3Захаров Сергей Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин заочно-вечернего факультета, заместитель директора Технопарка, тел.: 89500617096, e-mail: Ser1980@list.ru Zaharov Sergey, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Disciplines of General Education of the Faculty of Part-time Evening and Correspondent Studies, Deputy Director of Technopark, tel.: 89500617096, e-mail: Ser1980@list.ru

наказания частное предупреждение достигается проведением с осуждёнными воспитательной работы, например, бесед воспитательного характера, правовой пропаганды, применением к осуждённым мер поощрения и взыскания.

Отношения персонала с осуждёнными должны быть построены на основе соблюдения ряда принципов, определённых ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) [1]. К их числу относятся: законность, гуманизм, демократизм, равенство осуждённых перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер предупреждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их законопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Предупреждение совершения преступлений другими лицами, или общая превенция, достигается самим присутствием осуждённых в местах лишения свободы, что, несомненно, оказывает воздействие на граждан, удерживая их от совершения преступлений. Это стимулирует граждан к законопослушному поведению под угрозой неотвратимости наказания за преступное поведение.

В ст. 9 УИК РФ определены основные средства исправления осуждённых: соблюдение режима, т. е. установленного порядка исполнения и отбывания наказания; воспитательная работа; общественно полезный труд; общеобразовательное обучение; профессиональная подготовка; общественное воздействие.

Порядок отбывания наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части, помимо УИК РФ, регламентируются также Правилами отбывания уголовных наказаний осуждёнными военнослужащими [2].

С 1957 г. в ИУ была введена отрядная система. Отряды осуждённых образуются в колониях-поселениях, колониях общего, строгого и особого видов режимов, воспитательных колониях, а также среди лиц, оставленных для хозяйственного обслуживания следственных изоляторов и тюрем.

При поступлении в ИУ осуждённые распределяются по отрядам и находятся в нём весь период пребывания в данном учреждении, распределение проводит специальная комиссия ИУ, возглавляемая начальником учреждения или его заместителем. Численность отрядов может быть различна в зависимости от вида режима колонии. Комплектуются они по производственному признаку, но принимаются во внимание и другие - состояние здоровья, специальность и пр. Отряд обычно работает на одном производственном объекте, в одном цехе, в одной смене, располагается в одном общежитии. Перевод осуждённых в другие отряды возможен только в исключительных случаях. Отряд является основным организационным звеном, центром воспитательной работы с осуждёнными, его задача - исправление осуждённых и недопущение совершения ими новых преступлений. Заметим, что ГУЛАГовской и ГУИНовской системам наказаний подобные задачи и терминология известны не были; в них всё было подчинено выполнению государственно-

го плана по производству утверждённой номенклатуры изделий. Нарушения режима, законности, допущенные преступления прощались, невыполнение плана - никогда. За срыв плана начальника ИУ могли освободить от должности.

Ранее отряд возглавлял осуждённый, имеющий высшее или среднее специальное образование. В настоящее время начальники отрядов в ИУ - это линейный персонал, который ежедневно без посредников обеспечивает управление воспитательным процессом. Их деятельность регламентируется уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, Конституцией РФ, а также другими федеральными законами, приказами Минюста и ФСИН России, в том числе и Положением об отряде осуждённых исправительного учреждения [3]. В последнем ответственность за общее руководство и контроль над организацией воспитательного процесса в отрядном звене возложены на первого руководителя, начальника, ИУ. Начальник отряда ИУ, реализуя свои обязанности и права по должности, практически организует ежедневное взаимодействие с осуждёнными. Чтобы удерживать их в законопослушном состоянии, добиваться целей и решения задач уголовно-исполнительного законодательства по исправлению осуждённых и предупреждению совершения новых преступлений осуждёнными и иными лицами, начальнику отряда необходимо знать положение дел в отряде, личностные качества осуждённых, он также должен разрешать возникающие конфликты, совместно с сотрудниками других служб проводить воспитательную работу с нарушителями режима.

УИК РФ (ст. 115) определены следующие меры взыскания, применяемые к осуждённым в местах лишения свободы:

а) выговор;

б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ);

в) водворение осуждённых, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

г) перевод осуждённых мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

д) перевод осуждённых мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;

е) перевод осуждённых женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

К осуждённым, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное

от работы время на срок до 30 дней. К таким осуждённым не применяются взыскания, предусмотренные пунктами «г», «д» и «е» части первой настоящей статьи.

К осуждённым, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть применены также меры, предусмотренные частью четвертой ст. 78 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) [4].

Злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания являются:

- употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ;

- мелкое хулиганство;

- угроза неповиновения представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

- изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;

- уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;

- организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них;

- мужеложство, лесбиянство;

- организация группировок осуждённых, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них;

- отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осуждённый был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

Осуждённый, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признаётся злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами «в», «г», «д» и «е» части первой ст.115 и пунктом «б» ст. 136 УК РФ.

Особо следует отметить функции начальника отряда по обеспечению выполнения осуждёнными Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения и требований иных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Начальник обязан контролировать полноту и объективность материалов о нарушениях осуждёнными порядка отбывания наказания, законность и обоснованность предлагаемых мер воздействия.

Конкретные обязанности начальника перечислены в должностных инструкциях и других документах. В обобщённом виде эти обязанности заключаются в следующем:

- практическая организация исполнения наказания, соблюдения режима и повседневного взаимодействия с заключёнными данного отряда;

- оказание помощи осуждённым в восстановлении утраченных социально полезных связей;

- в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства при подготовке к освобождению от наказания,

- участие в проведении служебных расследований по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания осуждёнными;

- проверка наличия осуждённых при их разводе на работу и съёме с работы,

- присутствие при: водворении осуждённого в штрафной (дисциплинарный) изолятор;

переводе в единое помещение камерного типа, одиночные камеры и запираемые помещения;

при проведении обысковых мероприятий; приёме осуждёнными пищи в столовой; выдаче им посылок (бандеролей), передач; продаже продуктов питания и предметов первой необходимости; ведении телефонных переговоров.

Кроме того, начальник отряда координирует усилия производственно-технического и силового персонала в организации труда заключённых, обустройстве их быта, поддержании санитарной гигиены. Он участвует в решении вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказаний осуждёнными, в определении меры поощрений и наказаний, В помощь начальнику отряда создаются советы воспитателей отряда из числа сотрудников, имеющих опыт работы с осужденными. Совет воспитателей помогает начальнику отряда решать основную задачу - исправление осужденных, а также недопущение совершения новых преступлений.

Администрация ИУ распределяет осуждённых по формальным группам: отрядам, бригадам, звеньям. Однако, в режимно-профилактической, педагогической и воспитательной работе важно учитывать также наличие и особенности функционирования неформальных групп, организуемых самими осуждёнными, так как это является необходимым условием дифференцированного подхода к организации процесса исправительного воздействия, осуществляемого при исполнении наказания в течение всего срока, определённого приговором в отношении осуждённого персонально. Учитывается и иерархия неформальных групп осуждённых. Опытные оперативные работники («режимни-ки») - начальствующий состав отдела безопасности, воспитатели - в первую очередь, начальник отряда осуждённых знают, что группы, объединённые на почве приятельских отношений, землячества складываются, как правило, из так называемых «отрицательных» и «нейтральных» осуждённых. При этом необходимо всячески ограничивать влияние и роль осуждённых отрицательной направленности. Наличие земляков в неформальных группах меняет отношение к ним со стороны других осуждённых: к ним, как правило, тяготеют и те из «нейтральных», кто стремится высвободиться из-под влияния «отрицательных».

Внедрение отрядной системы, и особенно такой её формы, как индивидуальная работа с каждым осуждённым, значительно улучшило возможности воспитательной работы с осуждёнными, целью которой,

доминирующей над всеми остальными, является их исправление, подготовка к жизни на свободе и предупреждение совершения ими новых преступлений. В настоящее время нормы воспитания в большей степени направлены на формирование послушного осуждённого (соблюдение режима, посещение школы трудовая занятость, непротивление администрации и т. п.). Ориентация на внешнее поведение, когда волевые функции индивида в значительной мере вытесняются жёсткими требованиями администрации, приводит к тому, что после освобождения снимается внешний контроль, и индивид оказывается растерянным и часто не способным к выбору позитивного поведения. Основной задачей, вытекающей из целевой направленности исправительной работы с осуждёнными, является изменение его внутреннего мира -системы ценностей, мотивационной структуры, асоциальных установок, отношения к другим людям и уважения их интересов.

Необходимо отметить, что при реализации различных направлений воспитательного воздействия на осуждённого предпочтение нужно отдавать индивидуальным формам воспитания (наряду с групповыми и массовыми).

Принципы дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагают рациональное применение мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведённой дифференциации и индвидуализации личности самих осуждённых.

В процессе отбывания наказания осуждённые распределяются на опредёленные группы с учётом возраста, состояния здоровья, наличия семьи, родственников, отбытого срока наказания, возможности досрочного (в любой форме) освобождения, наличия профессии и т. д .

Дифференциация исполнения наказания и процесса исправительного воздействия предполагает, что к различным категориям осуждённых в зависимости от характера совершённых ими преступлений и степени общественной опасности, прошлой преступной деятельности следует применять различные карательные воздействия, правоограничения, а индивидуально-воспитательная работа с ними должна строиться с учётом индивидуальных особенностей их личности, возраста, пола и иных психолого-педагогических раз-

личий. Нормы уголовного и уголовно-исполнительного права создают для этого необходимые предпосылки. Прежде всего, это относится к осуждённым к лишению свободы. Они разделяются на относительно однородные категории (ст. 80 УИК РФ), а отбывание ими наказания организуется в ИУ различного вида (ст. 74 УИК РФ), что даёт возможность применить к ним различный объём правоограничений. Таким образом, методом дифференциации исполнения наказания является классификация осуждённых на различные категории.

Хотя исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия представляют собою единый карательно-воспитательный процесс, вместе с тем, дифференциация кары отличается от применения таких средств исправления, как труд, воспитательная работа, общее и профессиональное обучение осуждённых, общественное воздействие.

Новый уголовно-исполнительный Кодекс существенным образом гуманизировал условия отбывания многих наказаний, поставил их в зависимость, прежде всего, от поведения осуждённого. Тем самым осуждённому фактически предоставлена возможность самому выбирать, в каких условиях он будет отбывать наказание - в облегчённых или жёстких. Например, при лишении свободы он может жить в запираемых помещениях либо за пределами ИУ. В отношении лица, отбывающего исправительные работы, могут быть установлены дополнительные ограничения, которые определяет уголовно-исполнительная инспекция в зависимости от поведения осуждённого.

Цивилизованному обществу небезразлична судьба каждого человека. И если кто-либо нарушил уголовно-правовые нормы, вступил в конфликт с законом, оно делает всё возможное, чтобы вернуть оступившегося к полезной для общества деятельности, что предполагает честную трудовую жизнь.

Следовательно, одной из важнейших задач пенитенциарной политики должно быть уменьшение вреда, наносимого изоляцией. Следует сделать акцент на том, чтобы воспитание в значительной мере осуществлялось посредством общеобразовательного и профессионального обучения, правовой информированности, самообразования, усвоения социальной и моральной нормативности непосредственно в исправительных учреждениях ФСИН России с широким привлечением общественности.

Библиографический список

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ, утв. Государственной Думой ФС РФ

18.12.1996 г.

2. Правила отбывания уголовных наказаний осуждёнными военнослужащими, утв. приказом Министра обороны РФ от

29.07.1997 г. № 302.

3. Положение об отряде осужденных исправительного учреждения, утв. приказом МЮ РФ от 06.06.2006г. № 206 с изменениями, внесенными приказом МЮ РФ от 30.12.2005 г. № 259.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.05.1996 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.