Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ДИСЦИПЛИНА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / будущие учителя / дисциплина / технология / педагогическое образование / project activities / future teachers / discipline / technology / pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Татьяна Витовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы обучения проектированию будущих учителей начальной школы и реализация содержательного компонента в системе подготовки бакалавров педагогического образования в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Описываются цели, задачи, планируемые результаты курса «Технология проектной деятельности». Представлена структура рабочей программы дисциплины, состоящая из разделов и тем, которая опирается на этапы подготовки проекта в области педагогического образования. Приводятся примеры заданий для групповой работы студентов педагогического вуза с использованием различных технологий. Предложенный опыт может быть полезен для использования в учебном процессе педагогического вуза высшего образования или системы дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses current issues of training in the future primary school teachers design and the meaningful component implementation in the system of pedagogical education training bachelors in the context of the Federal State Educational Standard for Higher Education requirements. The goals, objectives, planned results of the Project Activity Technology course are described. The structure of the discipline working program, consisting of sections and topics, is presented, which is based on the stages of project preparation the in the pedagogical education field. Examples of tasks for pedagogical university students work group a using various technologies are given. The proposed experience can be useful for use in the educational process of a higher education pedagogical university or a additional professional education system.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук Климова Татьяна Витовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ДИСЦИПЛИНА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы обучения проектированию будущих учителей начальной школы и реализация содержательного компонента в системе подготовки бакалавров педагогического образования в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Описываются цели, задачи, планируемые результаты курса «Технология проектной деятельности». Представлена структура рабочей программы дисциплины, состоящая из разделов и тем, которая опирается на этапы подготовки проекта в области педагогического образования. Приводятся примеры заданий для групповой работы студентов педагогического вуза с использованием различных технологий. Предложенный опыт может быть полезен для использования в учебном процессе педагогического вуза высшего образования или системы дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: проектная деятельность, будущие учителя, дисциплина, технология, педагогическое образование.

Annotation. The article discusses current issues of training in the future primary school teachers design and the meaningful component implementation in the system of pedagogical education training bachelors in the context of the Federal State Educational Standard for Higher Education requirements. The goals, objectives, planned results of the Project Activity Technology course are described. The structure of the discipline working program, consisting of sections and topics, is presented, which is based on the stages of project preparation the in the pedagogical education field. Examples of tasks for pedagogical university students work group a using various technologies are given. The proposed experience can be useful for use in the educational process of a higher education pedagogical university or a additional professional education system.

Key words: project activities, future teachers, discipline, technology, pedagogical education.

Введение. На сегодняшний день одним из методов обеспечения качества в процессе подготовки будущих специалистов является использование проектных видов деятельности. Проектная методика позволяет студентам не только получить базовые знания, но и применить их на практике, что обуславливает формирование у них навыков самоорганизации, планирования и познавательной деятельности, критического мышления и навыков решения проблем. Дисциплина «Технология проектной деятельности» играет важную роль в системе подготовки будущих учителей начальной школы. Она направлена на то, чтобы у будущих учителей были необходимые знания и навыки для эффективной реализации проектной деятельности на уроках. Внедрение проектной деятельности в общую систему подготовки педагогов приводит к положительным изменениям в формировании профессиональных навыков.

Цель статьи - описать опыт внедрения дисциплины «Технология проектной деятельности» в систему профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы.

Изложение основного материала статьи. В системе подготовки будущих учителей начальной школы особое место занимает дисциплина «Технология проектной деятельности». Она представляет собой ключевой компонент образовательного процесса, который формирует у студентов необходимые навыки и знания для будущей профессиональной деятельности. A.B. Глузман отмечает, что в современном образовательном пространстве наблюдается повышенный интерес к проектной деятельности. Основная ее ценность состоит в ориентации обучающихся на создание определенного материального или интеллектуального продукта, а не на простое изучение определенной темы [2]. Нынешняя педагогическая система выделяет проектную деятельность как одну из основных способов формирования универсальных и профессиональных компетенций. По мнению Н.В. Горбуновой проектная деятельность является одним из приоритетов государственной образовательной политики, поэтому ей отводится одна из ведущих ролей в системе высшей школы [3]. Дисциплина «Технология проектной деятельности» относится к части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль - Начальное образование. Цель курса - формирование готовности студентов осуществлять проектную деятельность в соответствии с запросами и требованиями современного общества. Задачами дисциплины являются:

- сформировать представления о роли и месте проектной деятельности в образовательном процессе;

- ознакомить с системой организации проекта;

- сформировать знания о технологиях проектирования, внедрения и эффективного управления педагогическими проектами;

- формировать способность к самостоятельному осуществлению и управлению проектной деятельностью, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации проектной деятельности;

- развивать способность использовать разнообразные источники информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих результатов обучения: УК-1 - способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; УК-3 - способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде [7]. Проектная деятельность способствует развитию творческого мышления и навыков работы в команде. Студенты формируют способность искать решения проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью, разрабатывают исследования в рамках практических занятий и самостоятельной работы. Проекты также помогают студентам научиться планировать и организовывать свое время. Они учатся ставить цели, решать задачи и соблюдать сроки их выполнения. Это развивает у них ответственность и самодисциплину, что является обязательным условием качества для будущих начальных

Дисциплина состоит из двух разделов. Рассмотрим их более подробно. Первый раздел «Теоретические аспекты проектирования» направлен на раскрытие основ проектной деятельности. Занятия предусматривают изучение таких вопросов, как понятие проекта, виды проектов, этапы разработки и реализации проекта, выбор темы и постановка проблемы, разработка способа решения проблемы, определение цели проекта и планирование ее достижения. Студенты изучают различные этапы работы над проектом, такие как мозговой штурм, планирование, реализация и представление результатов. Для объяснения данных тем используется учебный курс, размещенный в информационно-образовательной среде на платформе LMS Moodle (https://do.sevsu.ru/course/view.php?id=9654). Курс содержит раздел по

командообразованию, который дает студентам представление о командных ролях и особенностях работы в проектной команде. Изучая предложенные материалы будущие педагоги учатся создавать команду и представлять ее. Будущие учителя также приобретают навыки групповой работы, поощрения сотрудничества, а также оказания методической помощи и поддержки участвующих в организации на протяжении всего проекта [4]. Также на этом этапе изучения курса используется теста Белбина «Командные роли, классификация ролей в группе», который выступает средством для определения командных ролей студентов с целью последующего распределения для эффективной работы коллектива. Данный тест позволяет провести диагностику функционально ролевых позиций всех участников команды. Модели организационного поведения и факторы формирования организационных отношений также имеют значение при решении проблем создания эффективной команды. Стратегии и принципы командной работы, а также основные характеристики организационного климата и взаимодействия людей в организации - это то, что нужно учитывать при работе в команде.

Создание подходящей атмосферы для практических занятий является важной задачей преподавателя вуза, который готовит студентов к проектной деятельности. Он должен научить их мыслить самостоятельно, спорить, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы и находить на них адекватные ответы, а также стимулировать процесс учебного и творческого получения новых знаний, то есть быть фасилитатором [1]. При этом проектная деятельность студентов должна быть ориентирована на выполнение учебного проекта, который является частью одного или нескольких курсов, будучи организационной формой работы по закреплению материала из пройденного учебного раздела [5]. В связи с этим на практических занятиях по курсу «Технология проектной деятельности» второго раздела были использованы интерактивные технологии, включая работу в малых группах. Эти группы были кратковременными по времени функционирования, учебно-исследовательскими по сфере назначения и элементарными по составу, состоящими из 5-7 студентов. Моделируя конкретную педагогическую ситуацию, каждая группа получала задачу и совместно размышляла над различными вариантами очерченной проблемы. Во время работы в малых группах студенты самостоятельно определяли соответствующие роли и налаживали педагогическую коммуникацию. Именно работа в малых группах является эффективной благодаря тому, что позволяет будущему педагогу индивидуально выявить свои педагогические способности, творчество по использованию теоретических знаний в конкретных педагогических ситуациях [8].

В рамках работы над своими проектами студенты имеют возможность посещать различные мероприятия, консультации и сотрудничают с другими педагогами. Это помогает им совершенствоваться, формировать новые коммуникационные навыки и компетенции, научиться эффективно взаимодействовать с различными стейкхолдерами. Проектная деятельность при этом включает несколько этапов.

Первый этап - запуск проекта - направлен на понимание проблемной ситуации, которую необходимо понять и описать сточки зрения основного пользователя потенциального продукта. Запуск проекта - это важный этап в жизни любой организации или команды. В этот момент ставится цель, определяются задачи и разрабатывается план действий. Однако перед тем, как приступить к реализации проекта, необходимо точно определить его проблемную ситуацию и провести ее анализ. Прежде всего, запуск проекта направлен на понимание проблемы или сложной ситуации, с которой сталкивается команда. Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо полностью понять их природу и влияние на работу организации. Описание стоящих перед студентами задач и постановка целей являются ключевыми элементами запуска проекта. Именно на основе анализа проблемной ситуации формируется стратегия действий и выбираются методы ее решения. При этом стоит помнить о необходимости учитывать интересы всех заинтересованных сторон - педагогов, обучающихся и родителей. Таким образом, запуск проекта - это сложный и ответственный этап в работе над проектом. Он требует глубокого понимания ситуации, четкой постановки целей и разработки стратегии действий. Только в таком случае команда сможет достичь успеха и решить проблемы, стоящие перед ней. По итогу данного этапа студентам предлагается оформить паспорт проекта, включающий описание проблемы, указание выявленных стейкхолдеров и их требований, изучение существующих аналогов и формулировка решения.

Второй этап - исследование - проводится с целью научить будущих педагогов формулировать и проверять гипотезы. Данный этап позволяет понять, нужен ли потенциальный продукт обществу. Чтобы проверить гипотезы, студенты планируют исследование с помощью инструмента проверки гипотез ПАШ-цикла [6]. В ходе исследования следует учитывать как объективные, так и субъективные факторы, которые могут влиять на проблемную ситуацию. Например, это могут быть экономические, социальные, политические или технологические изменения, которые создают новые вызовы и требуют разработки эффективных решений. Проведение исследования проблемной ситуации позволяет точно определить цели и задачи проекта, а также разработать стратегию достижения поставленных целей. Это помогает минимизировать риски и повысить вероятность успешного завершения проекта. В первую очередь, следует провести анализ текущей ситуации. Это позволит установить все факторы, которые способствуют возникновению проблемы. Далее необходимо изучить существующие данные и информацию по данной теме, чтобы получить полное представление о контексте проблемы. Проектная деятельность на данном этапе позволяет обучающимся стать активными участниками образовательного процесса, создавать альтернативное мышление и работать в благоприятной среде. Также этот этап способствует развитию навыков планирования, организации и самодисциплины.

Третий этап - разработка решения - необходим доя освоения студентами приоритезации задач в плане разработки, итеративной разработки и пользовательского тестирования. Основная цель этапа состоит в том, чтобы полностью осознать проблему и выявить ее корни для последующего разрешения. Результатом данного этапа становится прототип ключевого сценария пользователя продукта. В качестве инструмента используется цикл Деминга, который представляет собой следующую повторяющуюся последовательность действий: планирование ^ реализация ^ тестирование на целевой аудитории ^ аналитика и доработка решения. Также на данном этапе студенты проводят интервью или опросы с заинтересованными сторонами - людьми, непосредственно связанными с проблемной ситуацией. Это помогает им получить дополнительную информацию и точку зрения от разных участников образовательного процесса.

Четвертый этап - упаковка решения проекта - проводится с целью подведения итогов за временной период, анализ выдвинутых в начале предположений и прогнозирования жизнедеятельности проекта в будущем. Будущие учителя учатся разрабатывать проекты, которые соответствуют учебным программам начального образования и учитывают конкретные виды деятельности и интересы учащихся младших классов. Они учатся ставить четкие цели, определять масштаб проекта, планировать необходимые ресурсы и материалы, а также создавать систему оценки результатов.

Выводы. В заключение следует отметить, что дисциплина «Технология проектной деятельности» является немало важным компонентом подготовки студентов к педагогической профессии. В рамках этой дисциплины будущие учителя учатся разрабатывать и изучать проектную деятельность, которая вовлекает и расширяет возможности для профессионального роста. Проектная деятельность раскрывает различные аспекты профессиональной подготовки, включая разработку научных материалов и работу с родителями и коллегами, так как все темы носят практикоориентированный характер и апробируются студентами во время прохождения учебной и производственной практики.

Литература:

1. Богуш, T.B. Дисциплина «Педагогическое проектирование с практикумом» в системе подготовки будущих учителей начальной школы / Т.В. Богуш // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т.З. -№ 4. - С. 11-15

2. Глузман, A.B. Педагогическое проектирование как фактор развития проектного мышления студенческой молодёжи / A.B. Глузман // Гуманитарные науки. - 2019. - № 1 (45). - С. 57-63

3. Горбунова, Н.В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании / Н.В. Горубнова // Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№ 63-2. - С. 112-116

4. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие доя высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

5. Магомедалиева, М.Р. Этапы и структура проектной деятельности студентов в процессе обучения / М.Р. Магомедалиева, Ш.И. Булуева // Мир науки, культуры и образования. - 2018. - №2 (69). - С. 44-46

6. Управление проектами: учебник и практикум для вузов / А.И. Балашов, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова, Е.А. Ткаченко; под общей редакцией Е.М. Роговой. -М.: Издательство Юрайт, 2023. - 383 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержден Приказом Минобрнауки России 22.02.2018 № 121, зарегистрирован в Минюсте России 15.03.2018, per. № 50362. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20V00/o203++/Bak/440301_B_3_-16032018.pdf (дата обращения 25.10.2023)

8. Хуторской, A.B. Современная дидактика : учебник для вузов / A.B. Хуторской. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 406 с.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); обучающаяся 2 курса Панченко Татьяна Евгеньевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье анализируется формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Рассмотрена сущность понятия «нравственные качества» с педагогической, психологической и философской точки зрения, основные виды нравственных качеств и факторы, влияющие на ребенка. Выявлены способы формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: нравственность, нравственные ценности, нравственные качества.

Annotation. The article analyzes the formation of moral qualities in children of primary school age. The essence of the concept of "moral qualities" from a pedagogical, psychological and philosophical point of view, the main types of moral qualities and factors affecting the child are considered. The ways of forming moral qualities in children of primary school age are revealed.

Key words: morality, moral values, moral qualities.

Введение. На сегодняшний день в нашем мире происходит стремительное развитие современных технологий. Человечество подошло к тому, что времяпровождение с гаджетами начинает заменять живое общение, а большая часть контента, который люди просматривают ежедневно, и вовсе противоречит развитию толерантности и взаимопомощи. Постепенно это начинает приводить к кризису духовных ценностей. Поэтому именно сегодня общество, как никогда остро, нуждается в формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. С раннего детства необходимо познакомить ребенка с такими качествами, как добродушие, толерантность, трудолюбие, милосердие, ответственность за свои слова и действия и, что не мало важно, сподвигнуть его к проявлению этих качеств в повседневной жизни.

Важнейшей средой для начала формирования нравственности изначально является семья. Именно родители, или, возможно, бабушки и дедушки, впервые знакомят ребенка с тем, что хорошо, а что плохо, как необходимо вести себя в обществе и в той или иной ситуации. Последующей важнейшей площадкой для развития нравственных понятий является школа. Здесь у ребенка появляется представление о социальных нормах, он обретает навыки и привычки общения и поведения в обществе. На этом пути на помощь детям приходят преподаватели, которые создают микросреду, оказывающую наиболее благоприятное воздействие на ребенка: происходит развитие личности детей, формируется отношение к Родине, обществу, коллективу, трудовой деятельности, самому себе [4].

Психологами установлено, что учащиеся младшего школьного возраста проявляют непроизвольную готовность к восприятию нравственных установок и правил поведения, так как именно в этот период у ребенка происходит ряд изменений, которые способствуют его развитию, как личности. Например, возникновение самооценки, развитие самосознания, становление произвольного внимания. Ж. Пиаже считает, что в период 5-12 лет ребенок совершает переход к нравственному релятивизму, то есть обретает убеждения, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое [8]. Таким образом, ребенок учится судить о действиях людей не по следствиям, а по намерениям.

Точку зрения психологов также разделяют и отечественные педагоги. Примером может послужить В.А. Сухомлинский. Великий русский педагог отмечал, что если на этапе раннего детства и первых шагов взросления в семье ребенок не будет окружен добром и добрыми примерами, то добрые чувства в дальнейшем буду чужды такой личности. Именно в сензитивный детский период человек эмоционально вбирает в себя нравственные качества и нравственные чуства [6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование нравственных качеств является актуальной проблемой в наше время. Если с раннего возраста уделять этому достаточное внимание и, что не мало важно, подавать положительный пример, то существует большая вероятность того, что в будущем из ребенка вырастет достойная, отзывчивая и доброжелательная личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.