Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная культура / дебаты / образовательная технология / сотрудничество / командная деятельность / communication culture / debate / educational technology / collaboration / teamwork

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елагина Вера Сергеевна

Одной из составляющих профессионально-педагогической подготовки будущих учителей общеобразовательной школы выступает коммуникативная культура как проявление мастерства и профессионализма учителя, уровня его духовно-нравственного развития. Отмечая значимость коммуникативной культуры для педагогической деятельности, фиксируем, что возникает необходимость поиска современных методов и технологий, способствующих ее формированию в вузе. В качестве такой технологии в статье рассматривается интерактивная образовательная технология «Дебаты», которая в современном образовании становится все более актуальной и востребованной, поскольку способствует формированию коммуникативных умений, критического мышления, выработке собственной позиции, развитию умений взаимодействовать в командной деятельности. Целью настоящего исследования является обоснование целесообразности использования технологии «Дебаты» в образовательном процессе педагогического вуза с целью формирования коммуникативной культуры студентов. Проведенный автором анализ научной литературы позволил уточнить понятийно-категориальный аппарат, а результаты эмпирического исследования — определить отношение студентов к использованию дебатов при изучении педагогики, уровень владения коммуникативными умениями и навыками работы в команде. Обобщая результаты исследования, автор делает вывод о целесообразности использования образовательной технологии «Дебаты» в обучении, так как она позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, формировать коммуникативную культуру, развивать компетентность и личностные качества, а также интерес к актуальным проблемам педагогики, что безусловно приводит к повышению качества и эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елагина Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGY “DEBATES” AS A MEANS OF DEVELOPMENT COMMUNICATIVE CULTURE OF THE STUDENT’S PERSONALITY

One of their components of the professional and pedagogical training of future teachers of secondary schools is a communicative culture as a manifestation of the teacher’s skill and professionalism, the level of his spiritual and moral development. Noting the importance of communicative culture for pedagogical activity, there is a need to search for modern methods and technologies that contribute to its formation at the university. As such a technology, the article considers the interactive educational technology “Debates”, which is becoming more relevant and in demand in modern education, as it contributes to the formation of communicative skills, critical thinking, the development of one’s own position, and the development of skills to interact in team activities. The purpose of this study is to substantiate the expediency of using the “Debate” technology in the educational process of a pedagogical university in order to form a communicative culture of students. The analysis of the scientific literature carried out by the author made it possible to clarify the conceptual and categorical apparatus of the study, and the results of an empirical study to determine the attitude of students to the use of debates in the study of pedagogy, to determine the level of proficiency in communicative skills and teamwork skills. Summarizing the results of the study, the author of the article concludes that it is advisable to use the educational technology “Debates” in teaching, as it allows to activate the cognitive activity of students, form a communicative culture, develop the competence and personal qualities of students, as well as to develop interest in topical problems of pedagogy, which, of course, helps toIt leads to an improvement in the quality and effectiveness of professional and pedagogical training of future teachers.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 34-40. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):34-40. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Вера Сергеевна Елагина, V_275@mail.ru, ORCID 0000-0003-2469-9285

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Одной из составляющих профессионально-педагогической подготовки будущих учителей общеобразовательной школы выступает коммуникативная культура как проявление мастерства и профессионализма учителя, уровня его духовно-нравственного развития. Отмечая значимость коммуникативной культуры для педагогической деятельности, фиксируем, что возникает необходимость поиска современных методов и технологий, способствующих ее формированию в вузе. В качестве такой технологии в статье рассматривается интерактивная образовательная технология «Дебаты», которая в современном образовании становится все более актуальной и востребованной, поскольку способствует формированию коммуникативных умений, критического мышления, выработке собственной позиции, развитию умений взаимодействовать в командной деятельности.

Целью настоящего исследования является обоснование целесообразности использования технологии «Дебаты» в образовательном процессе педагогического вуза с целью формирования коммуникативной культуры студентов. Проведенный автором анализ научной литературы позволил уточнить понятийно-категориальный аппарат, а результаты эмпирического исследования — определить отношение студентов к использованию дебатов при изучении педагогики, уровень владения коммуникативными умениями и навыками работы в команде. Обобщая результаты исследования, автор делает вывод о целесообразности использования образовательной технологии «Дебаты» в обучении, так как она позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, формировать коммуникативную культуру, развивать компетентность и личностные качества, а также интерес к актуальным проблемам педагогики, что безусловно приводит к повышению качества и эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: коммуникативная культура, дебаты, образовательная технология, сотрудничество, командная деятельность

Для цитирования: Елагина В. С. Образовательная технология «Дебаты» как средство развития коммуникативной культуры личности студента // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 34-40.

Original article

EDUCATIONAL TECHNOLOGY "DEBATES" AS A MEANS OF DEVELOPMENT COMMUNICATIVE CULTURE OF THE STUDENT'S PERSONALITY

Vera S. Elagina, V_275@mail.ru, ORCID 0000-0003-2469-9285

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. One of their components of the professional and pedagogical training of future teachers of secondary schools is a communicative culture as a manifestation of the teacher's skill and professionalism, the level of his spiritual and moral development. Noting the importance of communicative culture for pedagogical activity, there is a need to search for modern methods and technologies that contribute to its formation at the university. As such a technology, the article considers the interactive educational technology "Debates", which is becoming more relevant and in demand in modern edu-

© Елагина В. С., 2024

cation, as it contributes to the formation of communicative skills, critical thinking, the development of one's own position, and the development of skills to interact in team activities. The purpose of this study is to substantiate the expediency of using the "Debate" technology in the educational process of a pedagogical university in order to form a communicative culture of students. The analysis of the scientific literature carried out by the author made it possible to clarify the conceptual and categorical apparatus of the study, and the results of an empirical study to determine the attitude of students to the use of debates in the study of pedagogy, to determine the level of proficiency in communicative skills and teamwork skills. Summarizing the results of the study, the author of the article concludes that it is advisable to use the educational technology "Debates" in teaching, as it allows to activate the cognitive activity of students, form a communicative culture, develop the competence and personal qualities of students, as well as to develop interest in topical problems of pedagogy, which, of course, helps tolt leads to an improvement in the quality and effectiveness of professional and pedagogical training of future teachers.

Keywords: communication culture, debate, educational technology, collaboration, teamwork

For citation: Elagina VS. Educational technology "Debates" as a means of development communicative culture of the student's personality. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):34-40. (In Russ.).

Введение

Важнейшей задачей педагогического образования является повышение качества подготовки будущего педагога, обладающего педагогической культурой, важной составляющей которой, безусловно, выступает коммуникативная культура. Развитие коммуникативной культуры студента предполагает разработку комплекса средств, направленных на развитие речи, критического мышления, коммуникативных умений, навыков социального партнерства, ценностных установок.

Активное использование в профессиональной подготовке будущих педагогов дидактических возможностей технологии «Дебаты», достаточно актуальной и востребованной в вузе, способствует решению этой задачи. Выбор данной технологии не случаен, поскольку она позволяет решить ряд важных задач: развитие коммуникативной культуры личности студента, умений работать в команде, воспитание толерантности, чувства взаимного уважения, формирование системного критического мышления, самостоятельности и ответственности.

На развитие перечисленных профессионально значимых качеств будущего педагога указывает федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, выдвигающий задачу широкого применения активных и интерактивных методов обучения.

Образовательные программы по дисциплине «Педагогика» ориентированы на формирование следующих универсальных компетенций:

- УК-1 — способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации,

применять системный подход для решения поставленных задач;

- УК-3 — способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;

- УК-4 — способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)1.

Другим важным фактором использования технологии «Дебаты» в обучении студентов является необходимость перехода от репродуктивных традиционных подходов к организации познавательной деятельности обучающихся к личностно ориентированным и деятельностным.

Формирование устной коммуникации, включающей свободное владение связной речью, педагогической терминологией, умениями логически и аргументированно обосновать свою точку зрения на проблему, вести дискуссию, отстаивая собственную позицию, отличается спецификой педагогической деятельности, в которой владение коммуникацией является доминирующим качеством педагога, востребованной частью его коммуникативных компетенций. Таким образом, формирование коммуникативных умений, навыков, компетенций, составляющих основу коммуникативной культуры, находится среди важных задач профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 (дата обращения: 21.04.2024).

Однако следует признать, что в современном образовательном процессе вуза формированию коммуникативной культуры уделяется недостаточно внимания. На занятиях по педагогике, одной из задач которой является развитие умений студентов осуществлять социальное взаимодействие, деловую коммуникацию в устной и письменной формах, чаще всего используются фронтальные или групповые формы обучения. Активные и интерактивные методы и технологии (дебаты, дискуссии, работа над исследовательскими, социально-педагогическими проектами, деловые и ролевые игры и др.) используются редко, но именно эти методы способствуют формированию и развитию коммуникации. Наблюдения за деятельностью студентов на семинарах и практических занятиях, научных конференциях убеждают нас в том, что коммуникативные навыки у студентов недостаточно сформированы. Это вызывает затруднения в организации конструктивного диалога по актуальным вопросам педагогической теории и практики, обсуждении проблем морально-этического характера. Поиск путей повышения активности студентов, развития у них критического мышления, формирования навыков коммуникации, выработки мировоззренческих установок обусловил обращение к технологии «Дебаты», дидактическую ценность которой трудно переоценить.

Цель исследования: обосновать целесообразность использования технологии «Дебаты» в образовательном процессе педагогического вуза для формирования коммуникативной культуры студентов.

Материалы и методы исследования

Материалами для исследования проблемы использования инновационной технологии «Дебаты» в образовательном процессе вуза послужили ранее опубликованные работы, в которых конкретизируется сущность понятия «коммуникативная культура», раскрывается ее формирование средствами современных технологий, в том числе и технологии «Дебаты», ее дидактические особенности и влияние на развитие личности студента.

В качестве теоретических методов использовались анализ научной педагогической и методической литературы, нормативных правовых документов, систематизация и обобщение исследовательского материала, сравнение различных мнений ученых по данной проблеме; эмпирических — включенное наблюдение, беседы с обучающимися, анкетирование, интерпретация результатов. В исследовании приняли

участие студенты II курса Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (далее — ЮУрГГПУ).

Результаты исследования и их обсуждение

Коммуникативная культура рассматривается нами как одно из важных составляющих общей и профессионально-педагогической культуры педагога. Ее формирование должно занимать центральное место в подготовке будущего учителя, поскольку речь выступает одним из основных «инструментов» организации педагогического взаимодействия с обучающимися с целью передачи им знаний, умений, опыта деятельности, формирования у них коммуникативных компетенций. В коммуникативной культуре (культуре педагогического общения) проявляется мастерство и профессионализм учителя, уровень его духовно-нравственного развития. Свободное владение языком, четкая дикция, выразительность, логическая стройность речи высоко ценятся обучающимися, а открытость, искренность, эмпатия, общительность, умение слушать позволяет учителю быстро найти контакт с учениками, создать благоприятный психологический климат, установить доброжелательные отношения со всеми участниками образовательного процесса.

Коммуникативная культура по-разному трактуется педагогами. Так, по мнению А. Р. Петро-сян и Е. И. Улановой, коммуникативную культуру педагога следует рассматривать как «интегра-тивное качество его индивидуально-личностной духовной культуры, проявляющееся во взаимодействии и взаимоотношениях с субъектами целостного педагогического процесса» [1].

Исследуя сущность понятия «коммуникативная культура», Айтолкын Неталиева приходит к выводу, что коммуникативная культура современного педагога как культура педагогического взаимодействия и общения является главным инструментом профессионально-педагогической деятельности [2].

Нельзя не согласиться с мнением В. И. Пи-саренко и О. В. Иващенко, что в современных условиях организации учебного процесса, когда обучающийся постоянно находится внутри информационного пространства, обучается, воспринимает и перерабатывает огромный массив информации, коммуникативная культура приобретает особое значение, поскольку именно она является своеобразным мостиком, связывающим внутренний мир личности и окружающий мир, обеспечивающим обмен информацией, ее восприятие и обработку [3, с. 180].

Воспитание и формирование коммуникативных качеств обучающихся возможно только при условии сформированной коммуникативной культуры учителя, считает С. А. Рунова, объясняя это тем, что в условиях обучения основным средством передачи-приема информации выступает общение, главенствующий фактор в котором — взаимодействие педагога и ученика [4].

Таким образом, небольшой экскурс в исследование феномена «коммуникативная культура» убеждает нас в исключительной важности формирования ее у студентов, будущих педагогов, в процессе профессиональной подготовки в вузе, особенно на современном этапе цифровой трансформации общества и образования, когда процесс переработки информации, направленный на ценностно-смысловое понимание и усвоение содержания учебных дисциплин, осуществляется в интерактивном взаимодействии субъектов образования.

Коммуникативная культура педагога связана с использованием вербальных и невербальных средств общения в самых разных педагогических, психологических и социальных ситуациях, требующих от педагога применения различных дидактических средств, методов и форм, технологий и умений передать информацию, понять ценности, отношение и учебные намерения обучающихся. Поэтому важно в период профессиональной подготовки студентов обратить внимание на развитие таких коммуникативных качеств личности, как сотрудничество, общительность, коммуникативность, творчество, эмпатия, а также формирование профессионально важных коммуникативных умений: четко выражать свои мысли, использовать вербальные и невербальные средства общения, слушать и понимать передаваемую информацию и др.

Безусловно, методы и формы, инновационные технологии и современные средства обучения, используемые в образовательном процессе вуза, способствуют формированию и развитию коммуникативной культуры студента, будущего педагога. Это в полной мере относится и к технологии «Дебаты», ориентированной на самостоятельный поиск необходимой для подготовки к ним информации, аргументированных и обоснованных утверждений, позволяющих продемонстрировать свою жизненную и профессиональную позицию; построение грамотной, научной речи с использованием понятийно-категориального аппарата рассматриваемой проблемы; организацию командного взаимодействия и развития коммуникативных умений:

работать в команде, слушать и слышать своих оппонентов, принимать их мнение, отстаивать собственные взгляды и точку зрения, задавать вопросы и аргументированно отвечать на вопросы, сопереживать другим людям, оценивать идею, а не человека, выстраивать систему доказательств, выступать публично, воздействуя на слушателей интонацией, жестами, мимикой.

В отечественной педагогической науке проблеме использования технологии «Дебаты» в образовательных организациях общего среднего, среднего и высшего профессионального образования посвящено достаточно много исследований. Сравнительный анализ подходов к определению сущности данной технологии показывает, что среди ученых существуют разные мнения, но все они однозначно рассматривают дебаты как интерактивную технологию, обеспечивающую повышение качества обучения и превращающую его в увлекательный и интересный для обучающихся процесс, высокомотивированный и продуктивный. Так, Л. А. Турик отмечает, что дебаты могут быть «не только интересной интеллектуальной игрой, эффективным образовательным методом на занятии, реализующим диалоговый подход, но и способом организации и проведения исследовательской, проектной деятельности, формой заседаний научных школьных и студенческих обществ» [5, с. 13].

Рассматривая образовательную технологию «Дебаты» как средство развития коммуникативной компетенции у школьников, Г. Е. Обвинцев подчеркивает, что ее применение в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, осознанию личной значимости учебного материала, а наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность обучающихся [6]. Исследования А. В. Щеголевой показали, что применение современных образовательных технологий позволяет сделать учебный процесс более продуктивным, эффективным, интересным и информационно насыщенным, а участие в дебатах помогает обучающимся развивать навыки ведения дискуссии, обмена мнениями и идеями, эффективной коммуникации [7].

По мнению О. А. Литовченко и Н. Е. Попова, технологию «Дебаты» необходимо использовать в процессе изучения учебного предмета в случае, если возникает проблемная тема или разбирается проблемный вопрос, не имеющий однозначного ответа [8]. О большом значении образовательной технологии «Дебаты» говорят педагоги Н. С. Белобородова

и Н. А. Мельникова, по мнению которых активное использование дебатов в процессе подготовки будущих специалистов способствует повышению мотивации и вовлеченности студентов в решение обсуждаемых на учебных занятиях проблем, стимулирует их к последующей поисковой деятельности, побуждает к конкретным действиям и развивает логическое и критическое мышление [9].

Далеко не полный анализ точек зрения на сущность технологии показывает ее универсальный характер, позволяющий использовать дебаты при изучении учебных дисциплин, организации учебных и внеклассных форм обучения и воспитания обучающихся.

В педагогике существует несколько видов дебатов (например, дебаты в команде, интернет-дебаты, состязательные дебаты, публичные дебаты и др.), отличающихся методикой проведения. При изучении педагогики мы использовали дебаты Карла Поппера. В рамках данной технологии студенты делятся на две команды (утверждающая и отрицающая стороны), которые в строго регламентируемом порядке приводят обоснованные аргументы и контраргументы для защиты или опровержения ключевых аспектов проблемы, отстаивая собственную позицию и убеждая судей в своей правоте.

Безусловно, такая форма проведения дебатов как командно-ролевой игры вызывает у студентов положительный отклик, активизирует дискуссию, оказывает влияние на развитие критического мышления, формирование предметных знаний и умений работать в команде.

Методика организации и проведения дебатов включает несколько этапов, при этом большое внимание уделяется подготовительному, задачами которого являются выбор значимой для студентов педагогической проблемы и определение исходного тезиса дебатов. На данном этапе студентами проводится серьезная работа по поиску, изучению и анализу психолого-педагогической литературы по теме, что позволит разработать кейс понятий, аргументов и контраргументов, выработать собственную позицию, согласующуюся с позицией всей команды. Изучая научную литературу, студенты делают записи, необходимые для аргументации и обоснования своей точки зрения, подбирают интересные факты, цитаты и высказывания ученых и специалистов в обсуждаемой области знаний, статистический материал, которые могут подтверждать конкретный аргумент или контраргумент, выдвигаемый командами. На этом этапе определяются команды, их состав, назначаются

эксперты, судьи, председатель и таймкипер, разрабатывается система критериев и показателей.

Основной этап игры отличается ответственностью и самостоятельностью команд, высоким уровнем сформированности познавательной, коммуникативной и организационной компетенции каждого участника (спикера) команды, их умением сотрудничать в команде, быстро ориентироваться в рассматриваемых аспектах, проявляя смекалку и эрудицию. Большое влияние на ход игры оказывает психологическая атмосфера и оформление образовательного пространства, в котором проводятся дебаты. На этом этапе от студентов требуется не только аргументировать свои высказывания, отстаивать позицию, но и уметь сформулировать вопросы, внимательно, не перебивая, выслушать ответы оппонентов, уважительно и терпимо относиться к их мнению, лаконично отвечать на вопросы, делать обоснованные выводы.

На завершающем этапе проведения дебатов целесообразно не только подвести итоги дискуссии, но и провести индивидуальную и коллективную рефлексию.

После подведения итогов студентам предлагаются вопросы, ответы на которые позволяют определить их отношение к технологии «Дебаты», оценить уровень собственной готовности участвовать в дискуссии, работать в команде, аргументировать свою точку зрения, открыто выражать мысли, сформулировать главную идею своего высказывания, принять мнение оппонента, свободно владеть педагогической терминологией, обоснованно доказывать свою позицию.

В опросе участвовали 27студентов II курса Высшей школы физической культуры и спорта ЮУрГГПУ. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Участвуя в дискуссии, чувствовали ли вы себя уверенно?

2. Всегда ли вам было легко выразить свои мысли?

3. Во время обсуждения проблемы получалось ли защитить свою точку зрения?

4. Готовы ли вы принять точку зрения вашего оппонента?

5. Удавалось ли вам убедительно аргументировать вашу точку зрения?

6. Комфортно ли вам было работать в команде?

7. Нравится ли вам участвовать в дискуссии?

Приведем основные результаты исследования.

1. Все респонденты (100 %) высоко оценили образовательный потенциал интерактивной технологии «Дебаты», отметили ее положительное влияние на мотивацию к изучению дисциплины «Педагогика», на развитие коммуникативных умений. Кроме того, студенты отметили актуальность предложенных для дискуссии тем и желание участвовать в дебатах в дальнейшем.

2. Более 70 % студентов не имеют четкого представления о данной технологии и ранее не участвовали в дебатах, но считают, что на занятиях такая технология должна использоваться систематически.

3. Около 60 % студентов считают, что во время дискуссии чувствовали себя уверенно, умеют выражать свои мысли, аргументированно защищать свою позицию. 35 % респондентов во время игры чувствовали себя неуверенно, затруднялись с ответами на вопросы оппонентов, не всегда могли убедительно высказать свое мнение, обосновать позицию.

4. Более половины студентов отметили, что им сложно работать в группе и они не всегда комфортно чувствовали себя в команде, объясняя это редким участием в командной деятельности, а также недостаточной сформированностью опыта взаимодействия и коммуникативных навыков.

5. Всем участникам опроса однозначно нравится участвовать в дискуссиях, что подтверждается желанием и в дальнейшем принимать активное участие в дебатах и свидетельствует о большом мотивационном потенциале данной технологии.

Обобщая результаты, полученные с помощью опроса, можно сделать вывод о целесообразности использования при изучении дисциплины «Педагогика» образовательной тех-

нологии «Дебаты», которая позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, формировать коммуникативную культуру, развивать компетентность и личностные качества студентов, а также развивать интерес к актуальным проблемам педагогики.

Заключение

Проблема формирования коммуникативной культуры будущего учителя достаточно широко освещается в научных трудах отечественных ученых, однако все еще остается много аспектов, требующих теоретического осмысления и поиска путей повышения эффективности процесса обучения студентов в вузе, в частности, более широкого использования интерактивных технологий. В качестве такой технологии, которую автор рассматривает как актуальное и перспективное направление развития вузовского образования, способствующее повышению качества подготовки будущих учителей, предлагаются «Дебаты».

Принимая участие в дебатах, студенты приобретают навыки ведения дискуссии, учатся обмениваться мнениями, развивают свой научный кругозор, критическое мышление, интеллектуальные и творческие способности. Технология «Дебаты» способствует формированию коммуникативной культуры, навыков работы в команде. Применение дискуссионных методов на учебных занятиях позволяет сделать их интересными, продуктивными и информационно насыщенными.

Технология «Дебаты», безусловно, обладает не только большим образовательным потенциалом, но и оказывает позитивное влияние на развитие интереса и мотивации к изучению педагогики, стимулирует студентов к саморазвитию и самосовершенствованию.

Список источников

1. Петросян А. Р., Уланова Е. И. Основы коммуникативной культуры педагога // Экономика и социум. 2022. № 10 (101). URL: http://www.iupr.ru (дата обращения: 20.04.2024).

2. Неталиева А. Сущность коммуникативной культуры педагога в психолого-педагогических исследованиях культура // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). С. 433-435. URL: https:// moluch.ru/archive/262 /60583/ (дата обращения: 22.04.2024).

3. Писаренко В. И., Иващенко О. В. Система развития коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 11. С. 178-187. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39841 (дата обращения: 21.04.2024).

4. Рунова С. А. Роль педагога в формировании коммуникативной культуры студентов // Novainfo. 2014. № 26. URL: https://novainfo.ru /article/2514 (дата обращения: 23.04.2024).

5. Турик Л. А., Ефимченко Д. П. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования. Педагогическая технология «Дебаты» : учеб. пособие для сред. проф. образования / под общ. ред. Л. А. Турик. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2024. 184 с.

6. Обвинцев Г. Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч.

конф., Санкт-Петербург, 20-23 июля 2014 г. Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. С. 170-172. URL: https://moluch. ru/conf/ped/archive/105/6012/ (дата обращения: 19.04.2024).

7. Щеголева А. В. Образовательная технология «Дебаты» как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 2. С. 236240. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39065 (дата обращения: 19.04.2024).

8. Литовченко О. А., Попова Н. Е. Технология «Дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С.118-122.

9. Белобородова Н. С., Мельникова Н. А. Дебаты как форма развития критического мышления студентов колледжа // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). С. 73-75.

References

1. Petrosyan AR, Ulanova EI. Fundamentals of the communicative culture of a teacher. Eko-nomika i sotsium = Economics and society. 2022;(10(101). URL: http://www.iupr.ru. (In Russ.).

2. Netalieva A. The essence of the communicative culture of a teacher in psychological and pedagogical studies culture. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2019;(24(262):433-435. URL: https:// moluch.ru/archive/262 /60583/. (In Russ.).

3. Pisarenko VI, Ivashchenko OV. System for developing the communicative culture of a future primary school teacher. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern science-intensive technologies. 2023;(11):178-187. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39841. (In Russ.).

4. Runova SA. The role of the teacher in the formation of the communicative culture of students. Novalnfo. 2014;(26). URL: https://novainfo.ru /article/2514. (In Russ.).

5. Turik LA, Efimchenko DP. Teoreticheskie i prikladnye aspekty metodicheskoy raboty peda-goga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskaya tekhnologiya «Debaty» = Theoretical and applied aspects of the methodological work of a teacher of additional education. Pedagogical technology "Debates". Moscow: Yurayt; 2024. 184 p. (In Russ.).

6. Obvintsev GE. Debates as a means of developing communicative competence among schoolchildren. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire = Theory and practice of education in the modern world. St. Petersburg: Satis; 2014. Pp. 170-172. URL: https://moluch. ru/conf/ped/ archive/105/6012/. (In Russ.).

7. Shchegoleva AV. Educational technology "Debates" as a way to increase motivation for learning a foreign language. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern science-intensive technologies. 2022;(2):236-240. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39065. (In Russ.).

8. Litovchenko OA, Popova NE. "Debate" technology as the basis for the formation of universal educational actions for students. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education In Russia. 2016;(8):118-122. (In Russ.).

9. Beloborodova NS, Melnikova NA. Debates as a form of development of critical thinking among college students. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2016;(6(61):73-75. (In Russ.).

Информация об авторе

В. С. Елагина — профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

V. S. Elagina — Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 26.04.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 08.05.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.