Научная статья на тему 'Традиции и опыт подготовки учителей начальных классов в Западной Европе'

Традиции и опыт подготовки учителей начальных классов в Западной Европе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка учителя / учитель начальных классов / педагогическое образование / підготовка вчителя / вчитель початкових класів / педагогічна освіта

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатова М. Р.

Учитывая ориентацию Украины на интеграцию в европейское образовательное пространство, в статье проанализированы системы подготовки учителей начальных классов Великобритании, Германии и Франции и возможности творческого использования зарубежного передового педагогического опыта в отечественной системе высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Традиції та досвід підготовки вчителів початкових класів у західній Європі

З урахуванням орієнтації України на інтеграцію в європейський освітній простір в статті проаналізовано системи підготовки вчителів початкових класів Великобританії, Німеччини і Франції і можливості творчого використання зарубіжного передового педагогічного досвіду у вітчизняній системі вищої педагогічної освіти.

Текст научной работы на тему «Традиции и опыт подготовки учителей начальных классов в Западной Европе»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 26 (65). 2013 г. № 1. С. 113-127.

УДК 378.140

ТРАДИЦИИ И ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Скоробогатова М.Р.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина E-mail: maricrimea@gmaiL com

Учитывая ориентацию Украины на интеграцию в европейское образовательное пространство, в статье проанализированы системы подготовки учителей начальных классов Великобритании, Германии и Франции и возможности творческого использования зарубежного передового педагогического опыта в отечественной системе высшего педагогического образования.

Ключевые слова: подготовка учителя, учитель начальных классов, педагогическое образование. ВВЕДЕНИЕ

Становление Украины как независимой демократической европейской страны предполагает развитие национальной системы образования, адаптацию ее к условиям социально-ориентированной экономики, трансформацию и интеграцию в европейское образовательное пространство. Темпы включения образования Украины в международное образовательное пространство во многом зависят от уровня подготовки новой генерации учителей начальных классов. Основополагающим в этом процессе может стать изучение зарубежного опыта подготовки педагогических кадров с целью творческого использования его при реформировании образовательной системы Украины.

Актуальность исследования базируется на противоречии между требованием интернационализации образования и отсутствием обобщенной информации о зарубежном опыте подготовки учителей начальных классов. Изучение этой проблемы может служить ориентиром в прогнозировании процессов развития педагогического образования в Украине с учетом особенностей нашего общества и тех специфических задач, которые стоят перед педагогическим образованием в европейском культурном пространстве.

Анализ исследований свидетельствует об устойчивом интересе к проблеме подготовки учителей начальных классов. Вопросам истории и теории зарубежного педагогического образования свои исследования посвятили Болюбаш Я. Я., Волошина О. В., Глузман А. В., Лундгрен П., Пуховська Л. П., Романенко О. В., Синенко С. И. [2; 4; 5; 7; 8; 9; 10].

Аспекты истории начальной школы, теоретико-практической подготовки учителей начальных классов анализируются (среди других) в работах Авраменко К. Б., Глузман Н. А., Кекух Л. В., Кодлюк Я. П., Пехоты Е. Н., Прокофьевой М. Ю., Хомич Л. А. [1; 6; 11].

В то же время не вполне изучены особенности подготовки учителей начальных классов зарубежных стран. Знания о традициях подготовки педагогических кадров в странах Запада, лидирующих в системе образования, позволят творчески использовать прогрессивные идеи национального опыта.

Целью статьи является анализ подготовки учителей начальных классов европейских стран с учетом потенциала творческого применения зарубежного педагогического опыта в отечественной образовательной практике.

В качестве предмета изучения выбраны системы подготовки учителей начальных классов высокоразвитых европейских стран - Великобритании, Германии и Франции, так как именно в этих странах в XVIII столетии появились первые специализированные учебные заведения этого профиля. В XIX столетии в Великобритании, Германии и Франции сложились системы профессионального педагогического образования, способствовавшие подготовке

высококвалифицированных специалистов.

1. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Эволюция подготовки учителей начальных классов Великобритании прошла три этапа: 1900-1970 годы - расцвет прогрессивных традиций подготовки учителей начальной школы; 1970-1985 годы - универсализация педагогического образования; 1985-2000 годы - стандартизация педагогического образования.

Первый этап (1900-1970 годы) характеризуется значимыми успехами в сфере подготовки учителей начальной школы. Будущие специалисты получали образование в двухгодичных педагогических колледжах, постепенно налаживавших связи с университетами, но существовавших независимо от них. Профессионально-педагогическая подготовка студентов колледжей была оторвана от школы, осуществлялась в исследовательско-экспериментальной работе (схема «студент-тьютор»). Учебные программы, предусматривая изучение специальных предметов, делали акцент на методику преподавания [6].

На втором этапе (1970-1985 годы) проходила универсализация педагогического образования. Экономические и социальные улучшения в стране в 70-х годах ХХ века обусловили необходимость перехода к высшему педагогическому образованию учителей начальных классов. Некоторые из педагогических колледжей были закрыты, остальные - вошли в состав университетских структур [6]. На этом этапе в Великобритании была создана многоуровневая и многовариантная система профессионально-педагогического образования, включавшая три самостоятельные, но взаимосвязанные ступени подготовки будущих учителей в колледжах и университетах. На уровне первой ступени (3 года) осуществлялась теоретико-практическая подготовка студентов по предмету специализации параллельно с психолого-педагогическими дисциплинами. Выпускники получали диплом бакалавра образования. На уровне второй ступени (1 год) студенты проходили только профессионально-педагогическую подготовку. Студенты, которые по каким-то причинам не хотели осваивать профессию учителя, продолжали обучение на 3 и 4 курсах для получения диплома бакалавра гуманитарных или естественно-математических наук. На уровне третьей ступени (1 год) готовились специалисты высшей квалификации, получавшие диплом магистра образования [4; 6].

В начале 80-х годов XX столетия в системе высшего образования Великобритании наметилось противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и недостаточным уровнем его профессиональной подготовки. Поэтому правительством страны был издан ряд законодательных документов с целью реформирования среднего и высшего образования. Направлениями реформы педагогического образования стали:

1) введение в действие стандартизированных требований к квалификации учителя;

2) государственная аккредитация учебных планов и программ базовой подготовки учителя; 3) развитие равного партнерства педагогических учебных заведений и школ в профессиональной подготовке учителя [8].

Реформа педагогического образования способствовала росту престижа учительской профессии, при этом она предусматривала повышение требований к поступающим в университеты и к их выпускникам. При приеме в вузы абитуриенты, кроме свидетельства об образовании повышенного типа, должны были представить характеристику, выданную школой, пройти собеседование или тестирование, определяющее склонность абитуриента к педагогической деятельности и мотив поступления в высшее учебное заведение. Впервые в истории английского образования была разработана квалификационная характеристика выпускника педагогического отделения университета. Профессионально-педагогические стандарты подготовки учителя начальных классов стали соответствовать университетскому уровню образования [5].

Третий этап (1985-2005 годы) характеризуется системными процессами по стандартизации педагогического образования. Это было связано с социально-политическими событиями в Великобритании, когда социальный оптимизм 60-70-х годов ХХ столетия по поводу возможностей образования начал сменяться разочарованием вследствие экономического спада [4]. В начале 90-х годов XX столетия примерно треть будущих учителей начальных классов Великобритании обучалась в университетах, остальные - в педагогических колледжах и в институтах высшего образования. Из-за несогласованности уровней в системе подготовки специалистов начальной школы возникла потребность создания единого образовательного учреждения, где бы сочетались научно-теоретическая и практическая подготовка учителей.

Поэтому в 1993 году произошло реформирование высшего педагогического образования Великобритании. Это привело к отказу от специальных высших педагогических заведений (трехлетних педагогических институтов и колледжей). Их реорганизовали в четырехлетние институты высшего образования многопрофильного уровня, которые стали готовить специалистов, имеющих возможность работать как в начальной, так и в базовой средней школе. Институты получили право выдавать квалификационные сертификаты и присуждать научную степень бакалавра педагогики [11, с. 148].

Во второй половине 90-х годов ХХ столетия центр практической подготовки английских учителей начальных классов постепенно переместился в школу. Партнерские отношения между школами и педагогическими учреждениями усилили практическую направленность подготовки учителей.

В учебных программах подготовки учителей начальных классов вплоть до 60-х годов XX столетия преобладал теоретический аспект. Среди дисциплин педагогического цикла были: психология, социология, история педагогики и философия. С 1970-х годов характерной особенностью профессионально-педагогической подготовки стала интеграция учебных предметов. В колледжах Великобритании применялись интегрированные программы «Взаимодействие в процессе обучения», «Курс по воспитанию и образованию». Последний курс содержал материалы по истории и философии педагогики, социологии, общей и возрастной психологии, по методике школьной гигиены и школоведению. Однако унифицированный курс по теории педагогики, построенный на общих методологических и методических принципах, так и не был создан.

Знания выпускников педагогических учебных заведений определялась системой требований: понимание цели обучения согласно возрастным особенностям учеников; применение методов обучения с учетом интеллектуального потенциала учеников; выявление как одаренных, так и заурядных детей; подготовка к национальному тестированию.

Учебный план подготовки учителей начальных классов 90-х годов XX века, актуальный до сих пор, включал четыре компонента: курс основного предмета; программный курс, зависящий от типа школы и возраста учеников; педагогический курс; практика в школе [4, с. 118-119].

Вследствие позитивных тенденций в системе образования Великобритании после реформы 1989-1992 годов основным в подготовке учителей стал педагогический цикл, что сохранено до сих пор. Изучение истории педагогики, философии педагогики, психологии обучения, сравнительной педагогики занимает более 25% учебного времени. Еженедельно студенты посещают не менее трех лекций по психолого-педагогическим дисциплинам [5]. Педагогическая практика (25% от общего учебного времени) является обязательным элементом педагогического образования [6].

В английской системе подготовки учителей начальных классов существует две формы школьной практики: традиционная (долговременная с отрывом от занятий в колледже) и серийная (краткосрочная без отрыва от занятий, может длиться полдня, день, неделю) [11]. Педагогическая практика включает: посещение школы с целью изучения особенностей учебно-воспитательного процесса, просмотр и анализ показательных уроков, микропреподавание, самостоятельное проведение учебных занятий.

То есть, основным направлением профессионально-педагогического образования будущих учителей начальных классов Великобритании является практическая педагогическая подготовка специалистов. С одной стороны, во время педагогической практики основное внимание студентов направлено на овладение методами планирования, организации и управления педагогическим процессом, а также на самореализацию, с другой - педагогическая практика обеспечивает освоение студентами передового педагогического опыта.

Педагогические учреждения Великобритании, осуществляя набор абитуриентов, обращают внимание на их личностные и умственные качества:

1) умение налаживать отношения с учениками и учителями; 2) наличие чувства юмора; 3) стремление работать в команде; 4) предрасположенность к профессионально-личностному общению; 5) способность решать сложные жизненные и педагогические ситуации [4, с. 127].

Особенное внимание уделяется психическому и физическому здоровью абитуриентов в соответствии с государственными требованиями (Циркуляр 4/99 Министерства образования и квалификаций «Физическая и умственная пригодность к учебе учителей и студентов базовой подготовки учителей»). Приемными комиссиями и администрацией высших учебных заведений проверяется также: были ли абитуриенты осуждены, освобождены от учительской должности или от другого вида работы с детьми [8]. Такая особенность профориентационной работы с абитуриентами Великобритании могла бы быть внедрена в отечественную систему профориентации.

В образовании Великобритании используется эффективная система выплаты заработной платы учителям. С апреля 2002 года была внедрена новая тарифная сетка оплаты труда педагогов, при этом заработок молодого учителя вырос до 17 000 фунтов в год (в Лондоне - до 20 000 фунтов), была введена 9-уровневая шкала заработной платы (см. табл. 1) [6].

Таблица 1

Уровни заработной платы молодого учителя в Великобритании с 2002 года

Уровни Зар. плата (фунты стерлингов) Уровни Зар. плата (фунты стерлингов)

1 16 038 6 20 862

2 17 001 7 22 035

3 17 892 8 23 358

4 18 831 9 24 843

5 19 821

Как показывает таблица, ежегодно заработная плата учителей Великобритании увеличивается на один - два уровня. Если учитель пришел к девятому уровню, он может подавать прошение об аккредитации и повышении заработной платы, то есть о доступе к тарифам высшей степени. Система выплаты заработной платы учителям высшей категории осуществляется по 27-уровневой шкале - от 27939 и до 44 571 фунтов ежегодно. Педагоги, входящие в состав школьных органов управления (директора, заместители директоров), получают заработную плату по шкале, которая состоит из 41 уровня - от 29 499 до 78 783 фунтов ежегодно [6]. Стабильное повышение заработной платы является немаловажным мотивом привлечения молодежи к преподаванию.

Позитивной особенностью подготовки учителей начальных классов Великобритании является система повышения квалификации учителей, отмеченная разнообразием организационных форм:

- по месту проведения (университет, городские и региональные центры при органах управления образованием, учительские центры, независимые центры образования, школы или межшкольные объединения),

- по срокам осуществления переподготовки педагогических кадров (3 года, 2 года, 1 год, 3 месяца, 1 месяц, 3 дня, 2 часа),

- по профессиональным задачам (получение дипломов магистра и бакалавра образования; повышение образовательного уровня работающих учителей, включая их подготовку к определенным профессиональным ролям: директора, инспектора, методиста, преподавателя вуза) [10].

Сегодня первоочередным в профессиональной подготовке и повышении квалификации учителей является самосовершенствование специалиста. В настоящее время система повышения квалификации педагогических работников Украины, особенно учителей начальных классов, к сожалению, не работает эффективно. Поэтому традиции Великобритании, включающие разнообразие организационных форм, сроков и мест проведения курсов повышения квалификации, необходимо учитывать в современном реформировании системы образования Украины.

В педагогической школьной системе Великобритании исторически сложилось и функционирует сегодня такое направление работы с практикующими учителями, как «развитие педагогического персонала». В обязанности английского высшего учебного заведения входит научно-методическое сопровождение выпускников во время их работы в школе не менее одного года по выпуску. Распространение стратегии профессиональной подготовки учителей на базе школы стимулирует новые организационные формы последипломного педагогического образования в контексте партнерства школы и высшего учебного заведения [10]. Эта особенность последипломного образования учителей начальных классов важна для их профессионального роста, что необходимо ввести в практику высшего образования Украины. Научно-методическое сопровождение выпускников педагогического высшего учебного заведения способствует оказанию профессиональной помощи молодым специалистам в решении многообразных педагогических проблем.

Таким образом, особенностями довузовской, университетской и последипломной системы подготовки учителей начальных классов Великобритании являются: 1) организованная профориентационная работа; 2) центр профессионально-педагогической подготовки постепенно переносится в школу; 3) практикуется совместная работа школы с колледжами и педагогическими отделениями университетов; 4) усиление практической направленности курсов психологии на школьный учебно-воспитательный процесс; 5) привлечение значительного количества опытных школьных учителей к партнерству в подготовке будущих учителей начальных классов.

2. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ФРАНЦИИ

Некоторые особенности английской системы подготовки учителей начальных классов характерны и для другой европейской страны - Франции. Во Франции с середины XX столетия имел место дифференцированный подход к формированию

педагогических кадров. Учителей начальной школы готовили в «нормальных школах» с трехлетним сроком обучения. При некоторых из них были двухгодичные отделения для тех, кто имел полное среднее образование. В 1969 году, по реформированию «нормальных школ» в специальные учебные заведения, изменились условия приема. Если раньше принимали учеников (15-19 лет) по окончании общеобразовательного колледжа, иногда третьего или второго класса лицея, то теперь - только выпускников полных средних школ, имевших степень бакалавра, а срок обучения был сокращен до двух лет [11].

В каждом из 26 департаментов Франции было по две «нормальных» школы: одна - для юношей, вторая - для девушек (с 1979 года лишь иногда юноши и девушки обучались вместе). Число мест в «нормальных школах» было ограничено, поэтому набор проводился по конкурсу. Для поступления в «нормальную школу» необходимо было иметь французское гражданство в течение, как минимум, пяти лет, подписать контракт о том, что выпускник согласен отработать не менее десяти лет в системе национального образования. В случае отказа или же исключения из школы необходимо было компенсировать все расходы на обучение. Это позволило гарантированно обеспечивать начальные школы необходимым количественным составом учителей, способствовало решению вопроса о трудоустройстве выпускников.

В 1980-е годы ХХ столетия ускорение технического прогресса обусловило трансформацию профессиональной подготовки учителей начальных классов во Франции, основные направления которой были закреплены «Законом об ориентации образования» от 10 июля 1989 года по инициативе министра национального образования Жоспена Л., унифицировавшим всю систему образования. Закон обеспечил внедрение новой системы подготовки учителей начальной школы, создание единых специализированных учреждений педагогического образования для будущих учителей всех ступеней - Университетских институтов подготовки учителей (УИПУ). Одновременно по новой концепции педагогического образования были разработаны учебные планы и программы последнего поколения [11]. Первые УИПУ открылись в 1990 году при академиях Гренобля, Лилля и Реймса. В 1994 году существовало 29 таких высших педагогических учебных заведений [9]. С открытием УИПУ учителя начальной школы получили возможность приобретать университетское академическое образование.

Университетские институты подготовки учителей функционируют и сейчас в каждом учебном округе страны и являются государственными высшими учебными заведениями университетского типа, находящимися в ведении Министерства национального образования. Целью профессионально педагогической подготовки учителей в УИПУ изначально было: научить студентов составлять план педагогической работы, смоделировать и разрешить учебную задачу, управлять учебной ситуацией, оказывать помощь ученикам в учебе, внедрять самостоятельные учебные проекты, развивать партнерство. Идея такой подготовки заключалась в подготовке учителя, способного умело организовывать учебный процесс, учитывая личностные качества учеников, поддерживая их инициативу в реализации коллективных проектов [9].

Однако, несмотря на стремление педагогической общественности Франции распространить университетское педагогическое образование через УИПУ повсеместно, этот процесс оказался сложным и длительным. Поэтому подготовка педагогических кадров в 90-е годы XX столетия параллельно осуществлялась и в высших «нормальных школах» [2; 5].

Главным отличием французской модели подготовки будущих учителей начальных классов является существование квалификационных экзаменов на получение должности учителя. Конкурсный отбор проводится после первого года обучения, поэтому задачей высших учебных заведений на этом этапе является подготовка к этому конкурсу. Основными педагогическими условиями, связанными с профессионально-педагогической подготовкой учителя начальных классов, являются: 1) мотивированность выбора педагогической профессии (будущие студенты университетских институтов отбираются на основании личного дела и специального собеседования); 2) формирование личностных качеств учителя начальных классов с помощью курсов по выбору; 3) подготовка учителя к школьной адаптации детей различных этнических групп; 4) практическая направленность в преподавании психологии и педагогики.

Второй год обучения в УИПУ направлен на подготовку к экзаменам на подтверждение профессиональной квалификации. Преподаватели определяют соответствие подготовки будущих учителей к выполнению их профессиональных обязанностей, затем компетентность студента подтверждается решением академического жюри, которое выносится на основе проверки таких компетенций: освоение образовательных модулей (теоретический экзамен), успешное прохождение педагогической практики, способность применять профессиональные умения в практической деятельности. Конкурсным отбором регулируется рынок труда работников образования, обеспечивается профессиональный рост специалистов [9].

Содержание профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в высших учебных заведениях Франции значительно изменилось в конце 60-х годов XX столетия с внедрением новых учебных планов для «нормальных школ», где внимание уделялось профессиональной, общеобразовательной и общекультурной подготовке [11]. Так, блок профессиональных дисциплин включал курс общей педагогики, который состоял из следующих разделов: история французской школы и педагогики, общие принципы, методы и приемы обучения и воспитания в начальной школе; методика преподавания. В разделе истории педагогики рассматривались педагогические доктрины от античности до современности. Обязательными в блоке профессиональных дисциплин были детская психология и профессиональная этика. В курсе психологии студенты изучали теоретические вопросы и овладевали практическими приемами учебно-воспитательной работы [11]. Детская психология включала теоретические вопросы и овладение навыками учебно-воспитательной работы на основе психических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. В курс профессиональной этики входили практические рекомендации по поведению учителя в школе и вне ее, отношений с детьми, родителями, коллегами и

администрацией учебного заведения. Помимо названных дисциплин, учащиеся «нормальных школ» изучали курсы по выбору [9, с. 76].

Практическая стажировка длилась 8 недель на первом курсе (2 недели в октябре, по 3 недели в январе и апреле) и 12 недель на втором курсе. Педагогическая практика студентов второго года обучения организовывалась в специальных средних учебных заведениях, закрепленных за «нормальными школами». В течение первого курса студенты посещали занятия, изучали школьную документацию, наблюдали за учениками. Во время стажировки студенты испытывали свои силы в роли учителя.

То есть, подготовка учителей начальной школы во Франции преследовала развитие практических навыков работы с детьми.

В начале 80-х годов XX столетия содержание педагогического образования было реформировано во второй раз. Традиционные программы «нормальных школ» были изменены в соответствии с университетскими интегрированными курсами. Широкопрофильная теоретическая и практическая подготовка учителей начальной школы обеспечивались 30 программами, рассчитанными на 1500-1700 часов (10001200 часов на теорию и до 500 часов на практическую стажировку). В первый год обучения 40% учебного времени отводилось на общеобразовательную и 60% - на предметную подготовку. На втором курсе их соотношение уравнивалось - 50% и 50%. На педагогическую практику отводилось не менее 300 часов в течение двух курсов [9, с. 16; 11].

Учебный план для будущих учителей начальной школы включал обязательный модуль, модуль по выбору, дисциплинарные и междисциплинарные модули. В состав обязательного модуля входили предметы, связанные с организацией школьного обучения и работой учебных заведений: учитель в классе, учитель и его ученики, учитель в учебном заведении, учитель и администрация, техника и педагогические ресурсы, язык и коммуникация, ориентация учеников, школа и экономическая жизнь региона. Эти дисциплины предоставляли будущим учителям информацию о специфике школьного образования во Франции, формировали профессиональные умения с учетом особенностей ученического коллектива, обучали технике высказывания, психологическим подходам, применению технических средств обучения [8].

Модули по выбору обеспечивали будущих педагогов дополнительными знаниями об информационном, коммуникационном, документальном и методическом обеспечении. Они получали возможность изучать современные средства информации и коммуникации, работу Центров информации и документации. Для работы с учениками, требующими особого педагогического внимания, предлагался курс «Трудные ученики». С целью формирования навыков воспитательной работы, будущие учителя осваивали содержание таки дисциплин, как философия воспитания, психология, социология в контексте воспитания, новые исследования в системе воспитания. К дисциплинарным модулям относились: французский язык, чтение и письмо, математика и математические понятия, эволюция научных концепций, современные иностранные языки и эстетическое воспитание. Междисциплинарные модули включали: роль языка в процессе

обучения, роль средств массовой информации в образовании, заочное обучение, воспитание и окружающая среда, воспитание и гражданственность, воспитание и здоровье. Из дисциплинарных и междисциплинарных модулей и модулей по выбору студенты выбирали любой курс, но общий объем времени должен был быть не менее 30 часов [9].

В современных условиях перехода к единому типу учебных педагогических учреждений показательным признаком обновления содержания профессионально-педагогического образования является введение в психолого-педагогическую подготовку всех будущих учителей, в том числе начальной школы, обязательного курса «Европейский выбор» [8, с. 165].

Последипломное педагогическое образование учителей начальных классов во Франции осуществляется в учреждениях подготовки кадров национального образования. Оно обеспечивает учителей новейшей информацией в отрасли специальных знаний (их предметной отрасли) и в образовании в целом, создает условия для личностного развития и карьерного роста [10, с. 11].

Таким образом, основными особенностями французской системы подготовки учителей начальных классов являются: 1) интегративная профессиональная подготовка; 2) подписание контракта, включающего условие о работе выпускника в национальной системе образования не менее 10 лет; 3) планомерная профориентационная работа; 4) организация базовых общеобразовательных школ, обеспечивающих педагогическую практику.

3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГЕРМАНИИ

Одной из наиболее развитых европейских стран, имеющих исторические традиции в становлении подготовки педагогических кадров, является Германия.

Высокий общеобразовательный уровень населения Германии в значительной мере обусловил прогрессивное экономическое развитие государства после второй мировой войны. За сферу образование отвечала каждая земля Германии отдельно. Между землями существовала координация по вопросам развития системы образования. В сфере профессионального обучения федерация в основной части программы владела всей полнотой компетенции. Каждая земля устанавливала свои сроки обучения для будущих учителей - от учительских семинарий до высших школ с двух или трехлетним обучением [11]. Так, основным типом учебного заведения для подготовки учителей начальных классов достаточно долгое время оставалась высшая педагогическая школа. До середины 60-х годов XX столетия в большинстве земель Германии подготовка учителей начальной школы длилась два года. Трехлетний срок был введен в разных землях не одновременно. Например, в Гамбурге - в 1945 году, а в Баден-Бюртемберге - только в 1965 году [8].

Высокий уровень социальных стандартов 70-х - 80-х годов XX столетия способствовал ускоренному развитию системы образования и росту расходов на эту сферу. Правительство Германии придавало большое значение материальному обеспечению учителей, что популяризовало педагогическую профессию. Но возросли и требования к уровню профессиональной подготовки кадров, хотя

система педагогического образования Германии сохранила консервативную модель, сложившуюся в 20-е - 30-е годы ХХ века [5, с. 65].

Поэтому назрела необходимость в реформировании системы образования, направленого на предоставление всем учителям академического образования. Были определены такие уровни подготовки учителей - в университетах (Гамбург, Гессен) и высших педагогических школах, которые юридически относились к университетам. Структура подготовки учителей была согласована с «Университетской моделью». Произошло: 1) увеличение сроков учебы до трех лет (1965 год), в Бремени и Баварии -четыре года; 2) упразднение конфессионального разделения (конец 1960-х годов); 3) признание педагогических институтов научными учебными заведениями с правом защиты диссертаций (1967 год); 4) рост научности образования учителей-предметников; 5) развитие педагогической практики (1970 год) [7].

Вместе с тем, лучшие материальные и научные ресурсы сплотились: с середины 60-х годов ХХ века произошла концентрация педагогических учреждений - земли Германии объединили педагогические школы. Они выполняли учебные и научные функции в качестве «педагогических институтов». Вследствие объединения и присоединения к университетам число педагогических школ сократилось с 54 в 1958 году до 18 в 1973 году [3].

Новый тип высших педагогических учебных заведений оптимизировал педагогический процесс, расширил доступ к высшему образованию, обеспечил цикличную подготовку специалистов. С 1970 по 1982 годы численность студентов вузов возросла с 534 тысяч до 1200 тысяч человек [5, с. 65].

Проблемой оставалась конфессиональная подготовка учителей начальной школы. В 1969 году 32 из 54 высших педагогических школ Германии имели конфессиональный характер: 20 католических и 12 евангелистских [1, с. 251].

В ходе модернизации высшей педагогической школы обсуждался вопрос о введении единых правил, сроках и содержании обучения студентов педагогических специализаций, о ликвидации разницы в оплате учителей разных типов школ, об обеспечении учителям равных возможностей для повышения квалификации. В 1973 году была прията «Общая образовательная концепция», унифицировавшая подготовку учителей. Но в большинстве земель она не исполнялась. Только в некоторых городах Баден-Вюртенберга и Нижней Саксонии были созданы специальные институты для подготовки учителей реальных (неполных средних) школ, в Баварии открылся государственный институт для подготовки учителей реальных и основных школ [8].

Вместе с тем, в 1975 году Западногерманской конференцией ректоров педвузов и университетов были разработаны «Тезисы о подготовке учителей». В них было внесено предложение о необходимости перехода к подготовке учителей для разных ступеней общеобразовательной школы. Для возможности преподавания в начальной школе предлагались такие уровни: А1 - воспитатель детского сада с правом преподавания в начальной школе (1-4 классы); А11 - учитель начальной школы с правом работы воспитателем в детском саду; В1 - учитель начальной школы с правом преподавания на первой ступени средней школы (5-10 классы); В11 - учитель первой ступени средней школы с правом преподавания в начальной школе [5].

Демократические реформы 90-х годов XX столетия в системе образования Германии изменили содержание и структуру педагогического процесса. Среди позитивных результатов: свобода выбора студентами дисциплин для специализации, научных руководителей и тем исследований; ограничение числа обязательных занятий; сокращение числа экзаменов, замена их зачетами; отказ от лекционных курсов, обеспеченных учебными пособиями.

Содержание подготовки учителей начальных классов в современных педагогических учреждениях Германии включает:1) изучение одного или двух школьных учебных предметов и методики их преподавания; 2) изучение основного предмета, определенного городским органом образования [5]; 3) усвоение основ педагогических знаний при изучении курсов: «Введение в педагогику», «Школьная педагогика», «Психология».

Так, курс «Общая педагогика» содержит философско-педагогическую и историко-педагогическую информацию, а также темы по сравнительной педагогике. Значителен курс «Школьная педагогика», освещающий проблемы организации и управления школой, школьного права, оценивания успеваемости. Его содержание предусматривает изучение предметов по выбору (философия, социология, политические науки, теология). При этом количество и наполнение этих дисциплин вариативно во всех землях.

Существенную часть подготовки учителей начальных классов составляет самостоятельная работа студентов: написание рефератов, выполнение творческих заданий, проектов, отчетов, докладов, которые в виде выступления на семинарах являются условием допуска к итоговому контролю.

В конечном результате теоретическая подготовка во всех землях Германии заканчивается первым государственным экзаменом. Причем устный и письменный экзамены в ряде земель дополняются проверкой практических знаний, умений и навыков.

В пределах трехлетней теоретической подготовки будущие учителя начальной школы проходят учебную практику в форме еженедельных посещений школьных уроков с обсуждением их под руководством преподавателя. В отдельных землях проходит также шестинедельная практика. Продолжительность педагогической практики может длиться до 3-х лет. Эта практика организована так, что будущие учителя получают место работы в школе с полной нагрузкой. Их педагогической деятельностью руководят опытные учителя. По завершению цикла практической подготовки будущий учитель сдает второй государственный экзамен, содержащий проверку навыков проведения учебной работы в школе, ее теоретического обоснования [2].

Для практической психолого-педагогической подготовки учителей Германии актуальны коммуникативные тренинги. С целью приобретения студентами навыков ведения беседы используются специальные упражнения по формированию умений воспринимать информацию, оптимальной организации собственных речевых высказываний, преодолению агрессивности [5, с. 71].

Последипломное педагогическое образование в Германии включает два направления: повышение квалификации педагогических кадров (с целью

профессионального усовершенствования учителя в соответствии с его базовой специальностью) и дополнительную подготовку (предоставление учителю новой педагогической специальности или повышение его профессиональной квалификации для перехода на высшую должность).

Особенностями немецкой системы подготовки учителей начальных классов являются: 1) отсутствие единой общегосударственной системы подготовки учителей; 2) взаимное согласование и признание дипломов высших учебных заведений педагогической направленности во всех землях Германии. Несмотря на общую унификацию структуры подготовки учителей в стране, в каждой из земель существуют собственные правила относительно: 1) сроков подготовки учителей (теоретическая и практическая фазы); 2) требований к содержанию образования (минимальное количество часов по каждой дисциплине); 3) форм и содержания государственных экзаменов; 4) квалификаций, присваиваемых учителям. К особенностям системы подготовки учителей начальных классов в Германии также относятся: 1) подготовка учителей высшими учебными заведениями, в основном университетами; 2) развитие курса на эквивалентность немецких учительских дипломов в странах Западной Европы.

ВЫВОДЫ

Анализ традиций и опыта систем подготовки учителей начальных классов Великобритании, Франции и Германии позволяет определить его атрибуты, присущие сегодня всем странам европейского образовательного пространства:

- получение будущими учителями начальных классов полного высшего образования;

- наличие профориентационной направленности, конкурсного отбора в вузы по личностным и организаторским качествам абитуриентов;

- взаимодействие педагогических вузов со школами, органами управления образования;

- усиление практической направленности дисциплин психолого-педагогического цикла на изучение и совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе;

- формирование современного имиджа учителя предоставлением выпускникам педагогических вузов статуса государственного служащего.

Обобщим требования, предъявляемые к современному учителю начальных классов в системах высшего образования европейских стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель начальных классов должен уметь:

1) работая с учащимися в классе: планировать и организовывать учебный процесс и управлять им; создавать условия для учащихся и эффективно реагировать на их образовательные потребности; контролировать, корректировать и объективно оценивать результаты учебной деятельности учащихся.

2) работая с классом в целом: преподавать в поликультурной аудитории; синтезировать знания и умения из разных предметных областей; включать детей с особыми проблемами в развитии в среду общеобразовательной школы.

3) находясь в школьном коллективе: работать и планировать свою деятельность и организовывать систематическую работу над повышением ее

качества; использовать информационно-компьютерные технологии в целях обучения и управления; организовывать проектную деятельность на школьном, межшкольном и международном уровне; участвовать в управлении и руководстве школой.

4) работая с родителями и школьным коллективом: давать профессиональные советы родителям; выстраивать партнерские отношения со всем школьным персоналом.

На основании анализа традиций и опыта систем подготовки учителей начальных классов Великобритании, Германии и Франции выделим устойчивые европейские традиции и положительные особенности, которые могут быть творчески использованы в Украине. Для подготовки учителей начальных классов в Украине особенно интересна организация профориентационной работы: 1) диагностика физической и умственной предрасположенности абитуриентов к учебе и освоении программы; 2) сбор дополнительной информации о морально-этическом облике абитуриентов; 3) создание центров профессионально-педагогической подготовки, привлечение наиболее опытных учителей начальных классов к партнерству с вузами (Великобритания); 4) собеседование с абитуриентами с целью выявления способностей к педагогической деятельности (Франция).

Особый интерес для системы подготовки учителей начальных классов Украины представляют такие особенности зарубежных систем высшего образования, как мотивированность выбора педагогической профессии через повышение финансирования системы образовании и укрепление имиджа учителей путем предоставление статуса государственного служащего.

Список литературы

1. Авраменко К. Б. Методична тдготовка вчител1в початкових класш в педагопчних учбових закладах Укра!ни (1956-1996 рр.) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Авраменко Квггослава Богдашвна. - К., 2002. - 296 с.

2. Болюбаш Я. Я. Освта в крашах Заходу / Я. Я. Болюбаш, Л. П. Пуховська // Рдаа школа. - 1994. -№ 9. - С. 75-77.

3. Бочарова О. А. Модершзащя вищо! школи у сучаснш Францй : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук : спец. 13.00.01 - загальна педагогжа та юторш педагогжи / О. А. Бочарова. - К., 2006. - 19 с.

4. Волошина О. В. Соцюкультурний компонент тдготовки майбуттх учителш початково! школи у Великш Британи : дис. .кандидата пед. наук : 13.00.04 / Волошина Ольга Володимирiвна. - К., 2007. - 195 с.

5. Глузман А. В. Университетское педагогическое образование : опыт системного исследования / А. В. Глузман. - К. : Просвгга, 1996. - 312 с.

6. Кодлюк Я. П. Теор1я [ практика тдручникотворення у галуз1 початково! освгш Украши (1960-2000 рр.) : дис. ... доктора пед наук : 13.00.01 / Кодлюк Ярослава Петргвна. -Тернотль, 2005. - 454 с.

7. Лундгрен П. Структура подготовки учителей в Германии [Электронный ресурс] / П. Лундгрен. - Режим доступа: http://history.yar.ru/vestnik.

8. Пуховська Л. П. Професшна тдготовка вчителш у Захщнш Сврот в кшщ ХХ столптя : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.04 / Пуховська Людмила Прокошвна - К., 1998. - 354 с.

9. Романенко О. В. Реформування професшно! тдготовки майбуттх учителш середтх навчальних закладш Францп : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук : спец.

13.00.01 - загальна педагопка та гсторш педагогжи / О. В. Романенко. - Луганськ, 2007. -21 с.

10. Синенко С. I. Розвиток тслядипломно1 педагопчно1 освiти в крашах захщно! Свропи (Ашгая, Франщя, Нiмеччина) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Синенко Свггаана 1вашвна. - К., 2002. - 183 с.

11. Хомич Л. О. Система психолого-педагопчно1 пiдготовки вчителя початкових класш : дис. ... доктора пед наук : 13.00.04 / Хомич Лвдя Олексшна. - К., 1998. - 443 с.

Скоробогатова М. Р. Традищ1 та досввд пвдготовки вчителiв початкових клаав у захiднiй €врот/

М.Р. Скоробогатова // Вчеш записки Тавршського национального унiверситету iменi В. I. Вернадського. Серiя: Проблеми педагогжи середньо1 i вищо1 школи. - 2013. - Т.26 (65), №1 . - С. 113-127.

З урахуванням орieнтацil Украши на штеграцта в европейський освiтнiй простiр в статт проаналiзовано системи пiдготовки вчителш початкових класш Великобритани, Нiмеччини i Франци i можливостi творчого використання зарубiжного передового педагопчного досвiду у вiтчизнянiй системi вищо1 педагопчно1 освiти.

KnwHoei слова: тдготовка вчителя, вчитель початкових класш, педагопчна освiта.

Skorobogatova Mariya. Traditions and experience in preparation of teachers for junior classes in Western Europe / M. R. Skorobogatova // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. -Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2013. - Vol. 26 (65), No.1. - P. 113-127. Taking into account the orientation of Ukraine on integration in European educational space the systems of preparation of teachers of initial classes of Great Britain, Germany and France and possibility of the creative use of foreign front-rank pedagogical experience and traditions in the domestic system of higher pedagogical education are analysed in the article.

Keywords: preparation of teacher, teacher of initial classes, pedagogical education.

Поступила в редакцию 11.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.