Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ'

ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СТУДЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Елизавета Владимировна, Чингина Елена Николаевна

В данной статье проанализированы мнения студентов Петрозаводского государственного университета относительно процесса дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт». Целью работы является изучение удовлетворенности обучающихся внедрением в процесс обучения информационных технологий, а также выявление возможных трудностей, с которыми может столкнуться студент.This article analyzes the opinions of students of Petrozavodsky State University regarding the process of distance learning in the discipline "Physical Culture and Sport." The aim of the work is to study student satisfaction with the introduction of information technology into the learning process, as well as to identify possible difficulties that the student may face.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Овчинникова Елизавета Владимировна, студентка 1курса Институт Истории Политических и Социальных Наук, Петрозаводский Государственный Университет, Россия, г. Петрозаводск Чингина Елена Николаевна, старший преподаватель КФК, Петрозаводский Государственный Университет, Россия, г. Петрозаводск

ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: В данной статье проанализированы мнения студентов Петрозаводского государственного университета относительно процесса дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт». Целью работы является изучение удовлетворенности обучающихся внедрением в процесс обучения информационных технологий, а также выявление возможных трудностей, с которыми может столкнуться студент.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, дистанционное обучение, опрос.

Abstract: This article analyzes the opinions of students of Petrozavodsky State University regarding the process of distance learning in the discipline "Physical Culture and Sport." The aim of the work is to study student satisfaction with the introduction of information technology into the learning process, as well as to identify possible difficulties that the student may face.

Keywords: physical culture, sports, students, distance learning, polling.

В настоящее время обучение с применением дистанционных и информационных технологий становится привычным явлением для большей половины обучающихся высших учебных заведений. В этих условиях

получение образования обретает интерактивный характер и нацелено на формирование навыков самостоятельной работы студентов, мотивации к научно-исследовательской работе и успешное освоение учебной программы. Использование современных информационных технологий, в частности сети Интернет для получения знаний становится альтернативой обычной форме обучения и обретает свою актуальность в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране. Однако, физическая культура -специфическая дисциплина, которая требует особого подхода при изучении, поскольку она акцентирует внимание студента на усвоении практических знаний. Поэтому особую важность обретает изучение мнений и заинтересованности относительно занятий физической культурой и спортом в сложившихся условиях [1; 2].

Актуальность темы обосновывается реалиями настоящего времени и темпами внедрения методов дистанционного обучения в высших учебных заведениях. На сегодняшний день освоение учебной программы по дисциплине «Физическая культура и спорт» при помощи информационных технологий становится необходимой частью учебного процесса.

Гипотеза: при внедрении дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» существенно возрастает интенсивность образовательного процесса, а также возрастает учебная нагрузка, возлагаемая на обучающихся.

Объект исследования: процесс дистанционного обучения студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Предмет исследования: обучающиеся, задействованные в процессе дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Главной целью данной работы является изучение мнений студентов Петрозаводского государственного университета об эффективности внедрения дистанционного обучения с применением информационных технологий для освоения программы по физической культуре, а также удовлетворенности получением образования в подобной форме.

Задачи исследования:

1.Изучить специальную литературу по теме;

2.Опросить студентов Петрозаводского государственного университета относительно реализации дистанционного обучения по физической культуре;

З.Проанализировать полученную путем анкетирования информацию и сделать выводы.

Для достижения поставленной цели применялся метод анкетирования, широко распространенный в целях сбора информации общественной массы. В опросе приняли участие 48 студентов, обучающихся на очных отделениях разных институтов и курсов Петрозаводского государственного университета. Все опрошенные были участниками процесса дистанционного обучения.

Далее представлены результаты проведенного анкетирования.

На вопрос «Есть ли у Вас трудности с освоением материала по дисциплине «Физическая культура и спорт» во время дистанционного обучения?» студенты ответили следующим образом (см.рис.1):

Рис.1. Ответы на первый вопрос анкеты

Исходя из результатов ответов, мы наблюдаем, что у большинства обучающихся присутствуют незначительные трудности с освоением материала (39,6%). 33,3% респондентов сообщили об отсутствии проблем, а 10 человек (20,8%), наоборот, столкнулись со значительными трудностями в процессе обучения.

На второй вопрос «Хотели бы вы использовать дистанционные технологии в образовательных целях в дальнейшем?» были получены следующие ответы (см.рис.2):

Половина респондентов (50%) не хотели бы продолжать получение образования с применением дистанционных технологий, в то время как 33,3% студентов в этом заинтересованы. 8 человек (16,7%) затруднились ответить.

Третий вопрос предполагал распределение ответа студентом по шкале от 1-10: «Оцените уровень вашей заинтересованности в обучении в режиме дистанционного формата по десятибалльной шкале от 1-10 (где 1 - отсутствие заинтересованности, 10 - максимальная мотивация)» (см.рис.3):

Рис.3. Ответы на третий вопрос анкеты

Исходя из результатов, отображенных на диаграмме, мы видим, что большая часть студентов достаточно замотивированы в обучении физкультуре в дистанционном формате.

Четвертый вопрос: «Легко ли вам усваивать практический материал при помощи дистанционных технологий?» (см.рис.4.).

• Да

• Нет

• Затрудняюсь ответить

Рис.4. Ответы на четвертый вопрос анкеты

47,9% опрошенных ответили, что им нелегко усваивать учебный материал, 25% поделились противоположным мнением. 13 человек (27,1%) затруднились дать ответ.

Пятый вопрос: «Какие проблемы возникли у вас при дистанционном обучении физической культуре?» предполагал собственные варианты ответов студентов. Обучающие поделились, что дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» затрудняется отсутствием необходимых условий: спортивного инвентаря и места для проведения занятий. Неустойчивое интернет-соединение, отсутствие мотивации, а также живого общения с преподавателем и другими студентами вызывают затруднения при дистанционном обучении.

На шестой вопрос: «Выберите соответствующее вам утверждение. Мне психологически комфортнее обучаться физической культуре...» были получены следующие ответы (см.рис.5):

Ш В очном формате

# В дистанционном формате

# Одинаково Ф Затрудняюсь ответить

вопрос анкеты

Голоса респондентов распределились в равных долях: 33,3% предпочитают обучение в очном формате, 31,2% — в дистанционном, а 35,4% затруднились ответить.

Седьмой вопрос предполагал распределение ответа по его относительной значимости: «Оцените по десятибалльной шкале от 1 -10 (где 1 - занятия затруднительны, 10 - занятия не вызывают сложностей) насколько данное утверждение подходит вам: «Я предпочитаю занятия физкультурой в режиме очных занятий с преподавателями» (см.рис.6):

13(27,1 %)

Рис.6. Ответы на седьмой вопрос анкеты

Большинство студентов ответили, что предпочитают занятия физкультурой в очном режиме.

Восьмой вопрос: «Как Вы считаете, результаты обучения и ваши знания в режиме применения дистанционных технологий лучше или хуже в сравнении с очным форматом обучения?» (см.рис.7):

Рис.7. Ответы на восьмой вопрос анкеты

На данном вопросе голоса распределились следующим образом: 45,8% студентов считают, что результаты обучения в очном и дистанционном режиме одинаковы, 27,1% опрошенных убеждены в ухудшении качества получаемых знаний, а 18,8% признают их улучшение. 8,3% обучающихся затруднились дать ответ.

Девятый вопрос: «Какие дополнительные формы дистанционной работы по физической культуре вам более доступны\нравятся» предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответа (см.рис.8):

Рис.8. Ответы на девятый вопрос анкеты

72,9% опрошенных предпочитают самостоятельные занятия с использованием мобильного приложения «81гауа» в качестве дополнительных форм дистанционной работы по дисциплине. 47,9% студентов готовы к самостоятельным занятиям с видеоотчетом, 41,7% — к походу выходного дня. 27,1% обучающихся готовы принимать участие в соревнованиях, меньший процент — 10,4% — не против заниматься научно-исследовательской работой.

Таким образом, изучение мнений студентов Петрозаводского государственного университета относительно обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в дистанционном формате позволяет сделать следующие выводы:

1.Большинство студентов не заинтересованы в продолжении дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» и испытывают трудности при усвоении учебного материала;

2.Респонденты считают, что уровень получаемых знаний одинаков в очном и дистанционном формате обучения;

З.Обучающиеся обладают мотивацией к усвоению материала при дистанционном обучении.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» ожидаемо повысил интенсивность учебного процесса, а также заставил обучающихся столкнуться с рядом трудностей, связанных с процессом приспособления к новому формату получения знаний. Основными причинами возникновения сложностей являются отсутствие необходимых условий для проведения дистанционных занятий, а также отсутствие «живой» коммуникации с преподавателями и студентами. Тем не менее, дистанционное обучение является развивающейся частью учебного процесса и со временем может стать отличным дополнением к традиционному формату образовательного процесса.

Библиографический список:

1. Чингина, Е.Н. Дисциплина «Физическая культура и спорт»: реализация в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Е.Н. Чингина // II научно-практическая конференция с международным участием «Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт: тенденции, традиции, инновации». -Севастополь, 2020. - С.83-88.

2. Чуринов, А.А. Реализация дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] / А.А. Чуринов // e-scio. - АНО «Информационная Мордовия» Адрес: г. Саранск, ул. Волгоградская, д. 116, кв. 27, 2020. - №5. - С.31-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.