Научная статья на тему 'Исследование отношения студентов к занятиям физической культурой'

Исследование отношения студентов к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
430
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ПОТРЕБНОСТИ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ОПРОС / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / NEEDS / REHABILITATION / SURVEY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чингина Е.Н.

В данной статье приведены результаты опроса студентов Петрозаводского государственного университета, целью которого является определение выбора вида физической деятельности, принципов выбора, удовлетворённости от учебных занятий физической культурой в университете. Благодаря полученным данным необходимо внести в рабочую программу дисциплины «Физическая культура и спорт» ряд изменений. В частности, дополнить теоретический раздел по вопросу дополнительных занятий физической культурой, а также по вопросу влияния физической деятельности на организм обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE STUDENTS' ATTITUDE TO PHYSICAL CULTURE

This article presents the results of a survey of students at Petrozavodsk State University, whose goal is to determine the choice of the type of physical activity, the principles of choice, satisfaction from physical education classes at the university. Thanks to the data obtained, it is necessary to make a number of changes to the work program of the discipline "Physical Culture and Sports". In particular, to supplement the theoretical section on the issue of additional physical education classes, as well as on the impact of physical activity on the body of students.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения студентов к занятиям физической культурой»

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Е.Н. Чингина, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10850

Аннотация. В данной статье приведены результаты опроса студентов Петрозаводского государственного университета, целью которого является определение выбора вида физической деятельности, принципов выбора, удовлетворённости от учебных занятий физической культурой в университете. Благодаря полученным данным необходимо внести в рабочую программу дисциплины «Физическая культура и спорт» ряд изменений. В частности, дополнить теоретический раздел по вопросу дополнительных занятий физической культурой, а также по вопросу влияния физической деятельности на организм обучающихся.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, потребности, оздоровление, опрос.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является важной проблемой человеческого общества современности. Студенческая молодежь, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью социума, так как сталкивается с целым рядом проблем, связанных с большим объемом учебной нагрузки, низкой двигательной активностью, трудностями коммуникаций [1]. Современные студенты являются основным трудовым резервом нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. Поэтому важную роль играет изучение потребностей современного студента, его интереса и мотивации в занятиях физическими упражнениями [2].

Главной целью данной работы является получение информации о мнении студентов Петрозаводского государственного университета (далее ПетрГУ) при выборе вида физической деятельности, принципов выбора вида физической деятельности,

удовлетворённости от учебно-

тренировочных занятий физической культурой в университете.

Для достижения цели мы применили метод анкетирования. Данный метод является самым распространенным для получения информации о субъектах исследования.

В опросе приняли участие 128 студентов (73 девушки и 55 юношей) 1-4 курсов очного отделения кафедры туризма Института физической культуры, спорта и туризма ПетрГУ трех направлений подготовки: 43.03.02 Туризм (51 чел.), 43.03.03 Гостиничное дело (50 чел.), 43.03.01Сервис (27 чел.). Количество опрошенных студентов: 1 курс - 31 чел. (24,2%); 2 курс - 32 чел. (25%); 3 курс - 37 чел. (28,9%); 4 курс - 28 чел. (21,9 %).

Ниже представлены обработанные результаты опроса.

1. На вопрос «Достаточно ли Вам нагрузки на занятиях по физической культуре в университете?» студенты дали следующие ответы (рис. 1).

Вопрос 1

12,40%

7%

■да

8 !0,60% ■ желательно больше

■ желательно меньше

Рис.1. Результаты ответов на 1 вопрос анкеты

На диаграмме видно, что подавляющее большинство студентов удовлетворенны количеством учебных занятий (80,6%), это 103 человека. 16 опрошенных изъявили желание ходить на занятия по физической культуре меньше утвержденных часов

(12,4%). И только 9 человек желают посещать занятия физической культурой чаще (7%).

2. Вопрос №2: «Занимаетесь ли Вы физической культурой/спортом вне учебных занятий?» (рис. 2).

Вопрос 2

21,10%

■ да

■ нет

78,90°%

Рис. 2. Результаты ответов на 2 вопрос анкеты

По результатам опроса дополнительно физической культурой занимаются 101 человек (78,9 %). Занимаются спортом только во время занятий 27 человек (21,1%).

3. Вопрос №3: «Какими из перечисленных ниже видов физической деятельности Вы занимаетесь?» (рис. 3).

По результатам опроса дополнительно физической культурой занимаются 101 человек (78,9 %). Занимаются спортом только во время занятий 27 человек (21,1%).

3. Вопрос №3: «Какими из перечисленных ниже видов физической деятельности Вы занимаетесь?» (рис. 3).

Вопрос 3 ■ фитнес

■ плавание

13% ■ лыжи

16% 41,40% ■ бег

■ единоборства6,3%

32% ■ спортивные игры

11,70% ■ спортивно-оздоровительный туризм

■ не занимаюсь

7,80%

33,60%

Рис.3. Результаты ответов на 3 вопрос анкеты

Большинство студентов дополнительно занимаются фитнесом, это 53 человека (41,4%). Следует отметить, что все 53 человека являются девушками. Наименьшее количество студентов занимаются допол-

нительно боевыми видами спорта. Это 8 человек от общего количества опрошенных, или 6,3%. Все респонденты, которые выбрали данный вариант, являются юношами. Остальные ответы распределились

следующим образом: плавание - 15 человек (11,7%), лыжи - 10 человек (7,8%), бег - 43 человека (33,6%),спортивные игры -41 человек (32%), спортивно-оздоровительный туризм - 20 человек

Большинство студентов занимаются 2-3 раза спортом помимо учебных занятий: 2 раза в неделю - 42 человека (32,6%), 3 раза в неделю - 42 человека (32,6%), 23 студента совсем не занимаются спортом дополнительно (17,8%), 14 человек занимаются

По мнению студентов, оздоровительная необходимость является главным принципом в выборе физической деятельности. Этот вариант выбрали 64 человека (49,6%). Удобное расписание занятий является тоже немало важным фактором. За данный вариант проголосовали 57 опрошенных студентов (44,2%). Интерес к новому виду физической деятельности уступает удобству для студентов и набирает 51

(15,6%), дополнительно не занимаются 17 человек (13,3%).

4. На 4 вопрос «Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом (помимо учебных занятий)?» респонденты дали следующие ответы (рис. 4).

дополнительно 1 раз в неделю (10,9%), каждый день дополнительно занимаются 8 человек (6,2%).

5. Вопрос № 5: «Какими принципами Вы руководствуетесь при выборе вида физической деятельности?» (рис. 5).

голос (39,5%). Важным фактором является желание респондентов получить опыт в определённом виде физической деятельности, данный вариант выбрали 37 человек (28,7%). За вариант удобного расположения спорткомплекса проголосовало 34 человека (26,4%).

Считают важным достижение спортивных результатов всего лишь 14 человек (10,9%). Важным фактором считают нали-

Вопрос 4

17,80% 10,90% ■ 1 раз

6,20% ■ 2 раза

32,60% 3 и более

32,60°% ■ каждый день

Рис.4. Результаты ответов на 4 вопрос анкеты

8,50% 080% Вопрос 5 оздовительная необходимость

11,60% ' 23,30% 26,40% 49,60% 39,50% есть опыт в данном виде физической деятельности ■ удобное расписание занятий ■ достижение высоких спортиных результатов ■ получение опыта в определенном виде физической деятельности ■ удобное расположение спорткомплекса

28,70% ■ хороший преподаватель/тренер

10,90% 44,20% ■ физическая деятельность связана с профессиональной ■ конкретной физической деятельностью занимается друг/подруга ■ похудение

Рис.5. Результаты ответов на 5 вопрос анкеты

чие хорошего преподавателя 30 человек (23,3%). Выбор дисциплины связывают со своей профессиональной деятельностью 15 человек (11,6%). 11 студентам важно то, что данным видом спорта будет зани-

маться его друг / подруга (8,5%). Имеются и собственные варианты ответов студентов: похудение - 1 (0,8%).

6. Вопрос №6: «Физическая культура и спорт для вас - это...?» (рис .6).

Вопрос 6 укрепление здоровья 22,50% _0,80% щ совершенствование

*

59,70% и обра з жизни

■ хобби, поддержание 69% хорошей формы

Рис. 6. Результаты ответов на 6 вопрос анкеты

На данном вопросе голоса распределились следующим образом: укрепление

здоровья - 77 человек (59,7%), совершенствование себя - 89 человек (69%), образ жизни - 29 человек (22,5%), хобби, поддержание хорошей формы (вариант ответа респондента) - 1 (0,8).

Изучение уровня потребностей студентов в двигательной активности, выбор различных видов физкультурной деятельности и интереса для занятий физической культурой позволяют сделать некоторые выводы:

- большинство студентов кафедры туризма ПетрГУ осознают необходимость спортивно-оздоровительных мероприятий (80,6%);

- более половины (78,9%) респондентов могут рационально организовать свой досуг для проведения этих мероприятий;

- большинство респондентов (59,7%) осознают, что основная функция физической культуры - оздоровительная.

Библиографический список

1. Чингина Е.Н. Адаптация студентов к обучению в ВУЗе на примере дисциплины «Физическая культура и спорт» // Электронный периодический журнал «E-SCIO». - 2020. - Вып. 4. - С. 232-236.

2. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в ВУЗе // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8 (часть 2). - С. 293-298.

Основной причиной, не позволяющей заниматься физической деятельностью, является неумение организовать собственное время, правильно распределять учебную работу, отдых и занятия физической культурой в течение дня, недели. Следовательно, важной задачей физической культуры является ознакомление студентов с взаимосвязями физической деятельностью и жизнью человека, с возможностями различных видов спорта не только влиять на совершенствование общей функциональной подготовленности молодого человека, но и обеспечивать его психофизическую подготовленность к будущей профессии. Все это должно помочь студенту осознанно и обоснованно выбрать вид физической активности не только в элективном курсе обязательной учебной дисциплины «Физическая культура и спорт», но и для самостоятельных занятий.

RESEARCH OF THE STUDENTS' ATTITUDE TO PHYSICAL CULTURE

E.N. Chingina, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. This article presents the results of a survey of students at Petrozavodsk State University, whose goal is to determine the choice of the type of physical activity, the principles of choice, satisfaction from physical education classes at the university. Thanks to the data obtained, it is necessary to make a number of changes to the work program of the discipline "Physical Culture and Sports". In particular, to supplement the theoretical section on the issue of additional physical education classes, as well as on the impact of physical activity on the body of students.

Keywords: physical education, students, needs, rehabilitation, survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.