Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ВЫСТАВКИ, КАК СРЕДСТВО ПРОФОРИЕНТАЦИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ВЫСТАВКИ, КАК СРЕДСТВО ПРОФОРИЕНТАЦИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АБИТУРИЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ВЫСТАВКИ / СТУДЕНТЫ / ВЫСТАВКИ-ФЕСТИВАЛИ / ВИДЕО МАСТЕР-КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна, Якимов Игорь Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы выставочной деятельности и её связь с проблемами внутренней и внешней профориентации ВУЗа. В ходе исследования было выявлено, дистанционные выставки имеют большое значение как для школьников, так и для студентов. При этом не только проведение выставки играет значимую роль, но и подготовка выставки самими студентами позволяет им освоить комплекс необходимых в дальнейшей педагогической деятельности навыков. В настоящее время, в связи с пандемией, дистанционные выставки имеют особенно высокую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна, Якимов Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EXHIBITIONS AS A MEANS OF CAREER GUIDANCE AMONG SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS

The article deals with the issues of exhibition activity and its connection with the problems of internal and external vocational guidance of the university. In the course of the study, it was revealed that remote exhibitions are of great importance for both schoolchildren and students. At the same time, not only the holding of the exhibition plays a significant role, but also the preparation of the exhibition by the students themselves allows them to master the complex of skills necessary in further pedagogical activity. Currently, in connection with the pandemic, remote exhibitions have a particularly high relevance.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ВЫСТАВКИ, КАК СРЕДСТВО ПРОФОРИЕНТАЦИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ»

уровне, поэтому мы будем выделять группу основных простых функций и группу дополнительных, объяснению значения которых придется уделить особое время. Мы считаем, что начальный этап освоения структуры волшебной сказки - это 2-3 простых произведения из 5-8 функций. Следующий - 3-4 сказки из 10-15 функций, последний этап - 4-5 сказок из 15-31 функции.

Выводы. Таким образом, мы обосновали ряд педагогических условий, при соблюдении которых формирование навыков творческого рассказывания с помощью карт В.Я. Проппа у детей 7-го года жизни будет проходить более эффективно и плодотворно: сочетание в ходе экспериментальной работы различных видов и форм организации образовательной деятельности детей; плавный переход в педагогическом процессе от организованных чтений сказок педагогом к самостоятельному сочинению сказок; совместная работа детей и педагога над изготовлением карточек В.Я. Проппа для сочинения сказок; использование элементов творческого экспериментирования со сказкой; систематическое побуждение детей к выражению монологической речью результатов работы их творческого воображения.

Соблюдение этих условий требует внимательного отношения к этапности подготовки и непосредственной педагогической работе с картами В.Я. Проппа. Успешный проект сочинения собственной сказки для ребенка 7-го года жизни при наличии сформированных навыков монологической речи базируется на регулярных словесных творческих интерпретациях воплощения продуктов развитого образного мышления, являющегося мотивационным толчком композиционного и речевого оформления замысла.

Литература:

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления: Книга для родителей по умственному воспитанию детей / Л. Венгер, А. Венгер. - М.: Прогресс, Б. г., 1988. - 323 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 507 с.

4. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2007.

- № 1. - С. 4-11.

5. Котлова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котлова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

6. Макарова В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 80 с.

7. Пропп В.Я. Морфология / Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - изд. 4-е. - М.: Лабиринт, 2000. - 336 с.

8. Собкин, В.С. Любимые книги современных дошкольников / В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина, А.И. Иванова. -Педагогический практикум. - 2013. - № 9.

9. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Ф.А. Сохин; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005 (ФГУП ИПФ Воронеж). - 223 с.

10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина.

- Ярославль: Акад. развития, 1996. - 235 с.

11. Ткаченко Т.А. Программа: «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2008. - 24 с.

12. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие / О.С. Ушакова.

- М.: ТЦ Сфера, 2011. - 228 с.

13. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - Харьков: Фолио, 1996. - 45 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук Зубрилин Константин Михайлович

Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Раздобарина Лидия Александровна Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Якимов Игорь Анатольевич

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ВЫСТАВКИ, КАК СРЕДСТВО ПРОФОРИЕНТАЦИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ И

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы выставочной деятельности и её связь с проблемами внутренней и внешней профориентации ВУЗа. В ходе исследования было выявлено, дистанционные выставки имеют большое значение как для школьников, так и для студентов. При этом не только проведение выставки играет значимую роль, но и подготовка выставки самими студентами позволяет им освоить комплекс необходимых в дальнейшей педагогической деятельности навыков. В настоящее время, в связи с пандемией, дистанционные выставки имеют особенно высокую актуальность.

Ключевые слова: выставочная деятельность, профориентация, профориентационная работа, изобразительное искусство, дистанционное образование, абитуриенты, дистанционные выставки, студенты, выставки-фестивали, видео мастер-классы.

Annоtation. The article deals with the issues of exhibition activity and its connection with the problems of internal and external vocational guidance of the university. In the course of the study, it was revealed that remote exhibitions are of great importance for both schoolchildren and students. At the same time, not only the holding of the exhibition plays a significant role, but also the preparation of the exhibition by the students themselves allows them to master the complex of skills necessary in further pedagogical activity. Currently, in connection with the pandemic, remote exhibitions have a particularly high relevance.

Keywords: exhibition activities, career guidance, career guidance work, fine arts, distance education, applicants, distance exhibitions, students, exhibitions-festivals, video workshops.

Введение. Выставочная деятельность - важнейшая составляющая в профориентационной работе среди юных художников. Значение выставок чрезвычайно важно как среди абитуриентов, так и во время обучения в вузе.

«Современное образовательное пространство педагога ИЗО нельзя представить без посещения и обзора художественных выставок. Этому направлению в профессиональной подготовке будущего учителя уделяется значительное внимание в вузе» [13]. Без выставочной деятельности на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета не проходит ни один семестр. Число проведения подобных мероприятий колеблется в районе 6-10 за 4 месяца.

Изложение основного материала статьи. Огромный потенциал выставок отмечали многие авторы - как отечественные, так и зарубежные. Т.П. Калугина [3] глубоко исследует феномен музея и выставочной деятельности, Б.А. Столяров [11] раскрывает педагогический потенциал выставок в работе с учащимися, Т.П. Поляков [9] и Е.О.Торопова [12] отмечают важность грамотного оформления выставок. Также отметим учебные пособия, полно раскрывающие данную проблематику - среди авторов С.П. Калита [2], О.В. Лысикова [5], Н.В. Мазный [7], Б.А. Столяров [11] и др. А.В. Шишкина так отмечает важную роль выставок: «В современном теоретико-педагогическом понимании художественная выставка является средством расширения культурного, эстетического и информационного горизонта личности, своеобразным инструментом, оформляющим в историческом контексте процессы общения и культурного взаимодействия носителей различных культур, представителей различных социальных, не только профессиональных, но и различных возрастных групп.» [13, С. 233]

По способу проведения выставок выделим: 1) дистанционные; 2) очные на факультете; 3) проводимые во внешних учреждениях (выставочные залы, школы искусств, дворцы творчества и т.д.). Каждый из способов проведения очень важен и выполняет определенные задачи, совокупность использования всех трех способов даёт возможность широкого решения проблем профориентационного характера.

В последнее время большую популярность набирают виртуальные (дистанционные) выставки. «Стремительное развитие информационных технологий существенно изменяет облик культуры последних десятилетий. Под влиянием активного распространения таких форм массовой коммуникации как телевидение, видео, компьютерные мультимедиа -происходят сложные изменения в различных сферах культуры, образе жизни и роде занятий современного человека, формируются принципиально иные способы его бытия в культуре, зрелищная ориентация мышления общества, альтернативная конфигурация искусства, - то есть складывается новая, визуальная доминанта мировоззрения современного человека» [6, С. 495]. Виртуальные выставки получили активное использование в эпоху пандемии. Они прочно вошли в наш обиход, как неотъемлемая часть современной культурной жизни. Виртуальные выставки устраивают музеи, высшие учебные заведения и даже школы и учреждения дополнительного образования. Академик, профессор С.П. Ломов справедливо отмечает: «Получив новое информационное измерение, человечество приобрело мощный потенциал для своего дальнейшего развития. В этом потенциале сокрыты как негативные, так и весьма позитивные преференции. И как всегда, на перекрестке развития нам предстоит пережить Возрождение. Возрождение через искусство и культуру, через любовь к природе и духовные ипостаси» [4, С. 5]. Дистанционное образование, которое было введено в апреле 2020 года не только не уменьшило количество, напротив, число выставок возросло, улучшилось и качество проводимых мероприятий. Дистанционное образование заставило искать новые способы, решать новые задачи, поставленные непростым для обучения, временем. «Пронизывая все сферы общественной жизни, компьютерная коммуникация не может не затрагивать образование» [1]. В дистанционной выставочной деятельности факультета скрывается огромный профориентационный потенциал. Рассмотрим подробнее процесс создания дистанционной выставки. Работы студентов тщательно отбираются преподавателями для выставочной деятельности. Проводится своеобразный конкурс, в процессе просмотров после пленэрных практик, а также при аттестации в конце семестров. В просмотре участвуют преподаватели различных кафедр, решения принимаются коллегиально. Также, положительным моментом является повышенная мотивация студента к учебе -если много работать, появится возможность участвовать в выставочной деятельности факультета. Это отмечает в статье О.Л. Некрасова-Каратеева: «Выставки стимулируют творческую активность студентов. Они много эскизируют, экспериментируют с материалами, ищут оригинальные приёмы и способы создания новых творческих работ» [8]. Таким образом проводится профориентационное осознание студента в профессии, происходит внутренняя профориентация на Художественно-графическом факультете. По периодизации Д. Сюпера [14] - это этап «разведки», когда студент пробует свои возможности, ему необходима апробация своих сил и обязательна обратная связь от преподавателей - одобрение, поощрение, либо коррекция и наставления [10, С. 105].

Для создания выставки необходима организация оргкомитета из числа студентов и обязательно преподавателя-куратора. Перед работой проводится инструктаж по оформлению картин и подготовке их к «монтажу» виртуальной выставки. Необходимо обратить внимание студентов на «тактичность» по отношению к картинам - выбор рамки, соблюдение размеров работы, соблюдение правил этикетажа. Не всегда подходят стандартные рамки из онлайн-программ, так как там невозможно изменение размера и происходит некорректное обрезание работы. Поэтому желательно отбирать в орггруппу студентов, умеющих работать в графических редакторах. Другая часть студентов должна грамотно работать с этикетажем - необходимо правильно указать фамилию имя участника выставки, название работы, материалы и размеры. Все сокращения должны быть унифицированы. На данном этапе также обязателен контроль со стороны курирующего преподавателя. Благодаря организации выставок с помощью орггрупп, сами студенты получают большой опыт, умения и навыки, которые несомненно пригодятся в их дальнейшей педагогической работе.

Ещё одним направлением работы в дистанционном формате стали выставки-фестивали видео мастер-классов. Идея их проведения зародилась во время проведения педагогической практики во время пандемии. Записанные мастер-классы, объединённые единой темой, публиковались на сайте Художественно-графического факультета, ссылки отправлялись учреждениям, где были сложности с проведением занятий в дистанционном формате (не было достаточной технической оснащенности или подготовленности у преподавателей и др.). Видео мастер-классы просматривались детьми и по указаниям студентов создавались работы, полученные результаты присылались в виде фотографий на ХГФ. Наиболее удачные работы публиковались в виде выставок на сайте факультета. Таким образом, студенты получали обратную связь от детей, делали выводы, как дальше работать, что скорректировать в мастер-классах.

В целом, работы, представленные на дистанционных выставках, доступны широкому кругу зрителей и являются отражением уровня учреждения. Важно, что данные выставки служат ориентиром для поступающих, а следовательно, являются и действенным средством профориентации, так как в связи с доступностью, открыты неограниченному числу абитуриентов.

На Художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ с 2018 года проводятся дистанционные конкурсы для детей и подростков, что способствует созданию положительной имиджевой истории учреждения. После конкурса, по традиции, на сайте ХГФ формируется виртуальная выставка картин участников-победителей. Рассмотрим положительные аспекты подобной выставки:

• Возможность детьми и их преподавателями понять критерии жюри.

• Укрепиться абитуриентам в профориентационных предпочтениях в выборе профессии.

• Одобрение жюри участника поможет определиться в выборе учреждения.

• Поднятие престижа преподавателя, подготовившего победителя.

• Создание базы лучших работ - своеобразного виртуального музея детского рисунка.

Виртуальный музей детского рисунка, накопившийся таким образом на факультете, используется в качестве методических материалов, которые используются на кафедре методики преподавания изобразительного искусства.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о целесообразности дистанционных выставок, их необходимости.

Выводы. Дистанционные выставки - важнейшее средство внутренней и внешней профориентационной работы. Такие выставки имеют очень большое значение в эпоху пандемии, когда большую часть информации люди вынуждены получать «через экран», дистанционные выставки помогают сформировать позитивный имидж учреждения. Абитуриенты через подобные выставки узнают требования факультета, возможности обучения в данном учреждении и особенности проводимых на факультете практик. Для внутренней профориентации важным фактором становится не только проведение дистанционной выставки и факт участия в ней, но и приобретение многочисленных умений и навыков, закрепление полученных во время учёбы компетенций в процессе подготовки выставки.

Таким образом, дистанционные выставки позволяют решить множество проблем, связанных с профориентационной работой Художественно-графического факультета.

Литература:

1. Ахаян А.А. Объективные предпосылки становления дистанционной научно-образовательной деятельности Педагогического Университета. Электронное издание аналитической группы «Эмиссия» Академии Информатизации Образования. Июнь 2020 http://www.emissia.org/offline/2000/768.htm

2. Калита С.П. Истоки художественных выставок (XVIII - начало ХХ века): Учебно-методическое пособие. - М.: РУДО, 2012. - 65 с.

3. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - ООО «Издательство Петрополис», 2001. - 224 с.

4. Ломов С.П. Шучные труды ХГФ МПГУ: Тезисы докладов / С.П. Ломов. - Москва: Прометей, 2012. - 524 с.

5. Лысикова О.В. Музеи мира: учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». - М.: Флинта: ^ука, 2002. - 73 с.

6. Ляшко А.В. Музей как феномен современной визуальной культуры / А.В. Ляшко // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. 3: Культурная динамика. - Санкт-Петурбург, 2008. - С. 491-504.

7. Мазный КВ. Музейная выставка: История, проблемы, перспективы /под ред. Мазного КВ., Полякова Т.П., Шулеповой Э.А. - М.: Прайм, 1997. - 211 с.

8. №красова-Каратеева О.Л. Организация конкурсов и выставок творческих работ студентов как метод профессиональной подготовки педагогов-художников [Текст] / №красова-Каратеева Ольга Леонидовна // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - СПб., 2011 - № 129 - С. 153-157

9. Поляков Т.П. Мифологическое сознание и музей ХХ1 века // Музееведение. - М.: Рос. ин-т культурологии, 1989. -С. 148-156.

10. Профориентация: Учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Е.Ю. Пряжникова, КС. Пряжников. - 3. изд., стер. - Москва: Academia, 2007. - 105 с.

11. Столяров Б.А. Музейная педагогика: История, теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.

12. Торопова Е.О. Художественная выставка. Методика организации экспозиции. - СПб.: Март Инфо, 2003. - 44 с.

13. Шишкина В.А. Подготовка будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Шишкина Екатерина Владимировна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т]. -Челябинск, 2008. - 23 с.

14. Super D.E. et al. Vocational Devеlopment: A Framework of Research. - New York, 1957.

Педагогика

УДК 371.72

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Ибрагимова Эвелина Энверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); специалист по учебно-методической работе кафедры биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Кудрявцева Екатерина Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможные рискогенные факторы, оказывающие влияние на психофизиологическое состояние обучающихся при переходе на дистанционный формат обучения, обусловленный недопущением распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Выявлены основные негативные факторы для здоровья участников образовательного процесса: долгое пребывание за компьютером и гиподинамия. Предложена здоровьесберегающая модель организации учебного процесса при дистанционном обучении, реализация которой будет способствовать снижению рисков для здоровья обучающихся.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, здоровьесбережение, здоровьесберегающая модель, психофизиологические факторы, психическое и физическое здоровье.

Annotation. The article discusses potential hazards affecting the psychophysiological state of students when switching to a distance education, due to the prevention of the spread of a new coronavirus infection COVID-19. The main negative factors for the health of participants in the educational process are revealed: a long stay at the computer and physical activity. A health-saving model of the organization of the educational process in distance education is proposed, the implementation of which will contribute to reducing the risks to the health of students.

Keywords: distance education, health-saving, health-saving model, psychophysiological factors, mental and physical health.

Введение. В настоящее время наличие диплома об окончании высшего образования является одним из критериев сформированности профессиональных компетенций выпускника вуза и возможностью успешного трудоустройства. В этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.