Научная статья на тему 'Дистанционные технологии в образовательном процессе вуза'

Дистанционные технологии в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА МООДУС / СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белобородова М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии в образовательном процессе вуза»

УДК 371.3

М.Е. Белобородова

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗа

Дистанционные образовательные технологии постепенно находят свое место в традиционной системе образования, благодаря возможностям, которые предоставляют им информационно-коммуникационные технологии. Информационные технологии позволяют преподавателям и учащимся взаимодействовать на расстоянии, обеспечивая непосредственную и интерактивную коммуникацию между ними, которая была всегда определяющей в системе очного обучения и являлась ее неоспоримым преимуществом.

Действующие нормативные документы четко указывают на возможность применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при любых формах организации учебного процесса, предусмотренных Государственным образовательным стандартом при освоении конкретной образовательной программы [4].

Дистанционное обучение как любая образовательная деятельность может выполнять все основные функции организации учебного процесса.

К таким функциям дистанционного обучения относятся [3, с. 41]:

• представление содержания учебного курса (изложение сущности предмета, навыков или компетенций, которые должны быть освоены);

• обеспечение взаимодействия «студент-содержание» (при котором обучающиеся самостоятельно взаимодействуют с учебным материалом, представленном в соответствующей форме), «студент-преподаватель» (при котором обучающиеся вступают в различные формы диалога с преподавателем), «студент-студент» (при котором обучающиеся самостоятельно взаимодействуют друг с другом в группах);

• оценка знаний (состоит в отслеживании и оценке успеваемости обучающихся в порядке как промежуточной, так и итоговой аттестации);

• обеспечение поддержки студентов (многообразие услуг как для отдельных обучающихся, так и для отдельных групп, с предоставлением учебных материалов и ресурсов, являющихся стандартными для всех обучающихся).

Сравнивая дистанционное и очное обучение, можно отметить их отличия:

• дистанционное обучение отличается от очного разделением процессов преподавания и обучения во времени и /или в пространстве;

© Белобородова М.Е., 2012

• обучающийся, как правило, обладает большой автономностью, имеет широкие возможности для самостоятельного освоения нужного знания, однако это не исключает возможности периодических очных встреч с преподавателем;

• вопросами планирования, разработки и подачи образовательных программ должно заниматься образовательное учреждение;

• обязательное использование коммуникационных технологий для организации взаимодействия между субъектами обучения и создания информационнообразовательной среды;

• канал связи между преподавателем и студентом должен быть двухсторонним -для обеспечения интерактивности и диалога;

• в большинстве систем дистанционного обучения весь процесс преподавания должен быть спроектирован и разработан до регистрации студентов - в отличие от ситуации очного обучения, когда каждое занятие планируется индивидуально, на основании обратной связи, полученной на предыдущих занятиях [3, с. 26].

Опыт применения систем дистанционного образования складывается. На это указывает создание систем дистанционного обучения во многих вузах страны, и в частности, в Пермском национально-исследовательском политехническом университете (ПНИПУ).

Система дистанционного образования (СДО) ПНИПУ (http://do.pstu.ac.ru), базируется на открытой международной системе МООДУС (Moodle) (http://moodle.org). Система МООДУС построена по модульному принципу, куда входят модули, с помощью которых можно реализовать все этапы образовательного процесса. К ним относятся модули «Ресурсы», «Тесты», «Рабочая тетрадь», «Задание», «Форум», «Чат», которые позволяют осуществить реализацию тех функций ДО, которые были рассмотрены выше.

Рассмотрим возможности использования в учебном процессе таких учебных модулей, как «Ресурсы» и «Тесты».

С помощью модуля «Ресурсы» преподаватель может разместить на сайте дисциплины информацию, сопровождающую курс дисциплины (программу, лекционные материалы, методические указания, вопросы к экзамену, ссылки на книжные издания и интернет - ресурсы и т.д.).

Лекционные материалы размещаются по неделям, согласно учебному плану. Студент всегда может обратиться к данному ресурсу и самостоятельно изучить или повторить (уточнить) учебный материал.

Лекционный материал, выложенный на сайт, преподаватель может использовать для организации среди студентов самостоятельного опережающего обучения. Студенты знакомятся с учебным материалом по заданной теме, а потом в очной форме обучения (на занятии) обсуждают наиболее трудные вопросы, а освободившееся время отводится на решение задач.

Если студент испытывает трудности в понимании лекционного материала, у него всегда есть возможность прийти на консультацию или занятие для очной встречи с преподавателем. Студент может получить краткую консультацию и в системе дистанционного образования, так как одной из функций преподавания является так называемая «поддержка студентов».

При разработке учебных материалов по дисциплине наиболее важными факторами являются качество содержания, логическая структура и упорядоченность, удобство чте-

ния, современность, точная подача материала. Лекции могут сопровождаться мультимедийными аудио- и видео-ресурсами (презентации, интерактивные модели, модели лабораторного эксперимента и т.д.).

Использование в дистанционном обучении системы тестирования позволяет качественно провести контрольно-оценочные мероприятия. Стандартный набор функций выполняемых этими системами, обеспечивает следующие действия:

• подготовку перечня вопросов или задач и вариантов правильных ответов;

• запоминание этих вопросов и ответов в базе данных с возможностью ее изменения и пополнения;

• формирование конкретных наборов вопросов с применением различных алгоритмов, например, случайным образом или с учетом ответов учащихся;

• организацию контроля с учетом и без учета времени, затрачиваемого учащимися на подготовку ответов;

• автоматизацию проверки ответов учащихся.

Модуль «Тесты» в системе дистанционного обучения выполняет функции, рассмотренные выше.

Создание теста заключается в выполнении двух этапов. Первый - заполнить карточку теста, в которой устанавливаются максимальные баллы за выполнение теста, сроки проведения теста, количество попыток. Второй - поместить в карточку теста вопросы из базы, при необходимости составить новые вопросы. Вопросы содержатся в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. Студенту на прохождение теста может даваться несколько попыток. Каждая попытка автоматически фиксируется системой. Система позволяет увидеть, когда был пройден тест студентом, сколько попыток студент использовал, какое время затратил на прохождение теста, каков результат прохождение теста (оценка). Система также позволяет проанализировать каждый вопрос теста, а именно, число правильных ответов на данный вопрос, их процент, индекс легкости вопросов (рис. 1).

Таблица анализа вопросов®

в.#в Т екст вопроса!- Т екст ответаВ Частичная оценкаВ Число ответов в % от- Индекс ветов легкости в в Ср.квадр. откл.В Индекс Коэфф. диффер. диффер. В В

(■50041) !е<э, № 15.: уменьшилась Положительно заряженный металлический шар окружили сферическим слоем диэ ле ктр и ка. пр и этом электрическая емкость шара... (о,оо) 7/26 (27*0 35^ 0,485 0,33 °)2°

увеличилась (1,00) 9/26 £35*)

стала равной нулю (о,оо) 3/2Й £12%)

не изменилась (о,оо) 6/26 £23*9

затрудняюсь ответить (о,оо) 0/26 (о*)

№5.: ВВ Если электрический потенциал на поверхности

Рис. 1

Преподаватель может просматривать бланки тестирования, выявлять «узкие» места в знаниях студентов. После выполнения теста студентами трудные вопросы и результаты могут быть обсуждены на занятии или консультации. Важными факторами для студентов при оценке их знаний в системе дистанционного обучения являются качественная обратная связь, релевантность заданий, ясность критериев оценки, возможность гибко варьировать даты отправки заданий.

«Рабочая тетрадь» является электронным аналогом небольшой проверочной работы, позволяет преподавателю проверить усвоение материала студентами. Можно попросить студентов выполнять в рабочей тетради следующие задания: еженедельно выполнять краткий конспект лекций, ответить на предложенные по данной теме вопросы, систематизировать учебный материал, осуществить рефлексивную деятельность относительно выполненных заданий и т.д. Все выполненные работы помещаются системой в единый банк для дальнейшей проверки преподавателем.

Модуль «Задание» - электронный каталог контрольных работ. Этот инструмент позволяет реализовать контроль знаний учащихся, провести лабораторные работы, собрать курсовые и расчетные работы. Студенты решают, сочиняют, конструируют ответ согласно заданию, используя любое рекомендованное преподавателем программное обеспечение. В качестве ответа на поставленное задание студенты присылают на проверку подготовленный файл.

Модуль «Форум» реализует возможность общения студента с преподавателем, позволяет проводить консультации и групповые обсуждения. Для общения на форуме можно использовать как синхронную, так и асинхронную форму взаимодействия.

Модуль «Чат» позволяет проводить семинары и конференции в реальном времени. Чаты можно использовать для проведения онлайновых консультаций студентов с преподавателем. Особенностью данного мероприятия является необходимость одновременного присутствия участников разговора в сети Интернет.

Подходы к организации дистанционного обучения существенным образом зависят от формы получения образования. В заочной форме превалирует опосредованное взаимодействие преподавателей и студентов. В этом случае целесообразное применение информационно-коммуникационных технологий призвано повысить оперативность и эффективность такого взаимодействия. При очном обучении ДОТ чаще всего рассматривается как вспомогательное средство.

Технология дистанционного образования по дисциплине «Физика» организуется для студентов по специальности 240301.65 «Химическая технология неорганических веществ», которые учатся по очно-заочной форме обучения с нормативным (6 лет) сроком обучения. Применение дистанционного обучения позволяет обучаемым работать с учебными материалами в таком режиме и объеме, который подходит непосредственно им, а также они имеют возможность проверить свои знания с помощью тестов, выполняемых в режиме реального времени.

Опыт работы показал, что применение элементов дистанционного обучения в системе традиционного позволяет студентам осваивать учебный курс и оптимально использовать все возможности, предоставляемые им как традиционным обучением, так и обучением с применением дистанционных технологий.

Список литературы

1. Васенин Д.А., Мухин О.И. Дистанционное обучение: метод. пособие для преподавателей и разработчиков электронных курсов в системе дистанционного образования ПГТУ. - Пермь, 2005. - 72 с.

2. Информатизация образования: направления, средства, технологии: пособие для системы повышения квалификации / под общ. ред. С.И. Маслова. - М.: Изд-во МЭИ, 2004 г. - 868 с.

3. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: специали-зир. учеб. курс: пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. - М.: Обучение-Сервис, 2006. - 632 с.

4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании»» (Приложение 4.1.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.