МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 37 001 89 Э. А. ПЕРВЕЗЕНЦЕВА
Омский государственный педагогический университет
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается практика создания и методические особенности использования электронного образовательного ресурса по теме «Основы менеджмента» в системе МООДУС (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) на базе вуза. Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, самостоятельная учебная деятельность, мотивация, модульность, интерактивность.
Основной показатель высокого качества электронного образовательного ресурса — это эффективность обучения. Эффективность электронного образовательного ресурса определяется только после его апробации и тем, насколько он обеспечивает предусмотренные цели обучения. Психолого-педаго-гические требования, которым должен удовлетворять электронный образовательный ресурс:
^ позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики;
^ допускать реализацию разнообразных способов управления учебной деятельностью;
^ стимулировать различные виды познавательной активности;
^ учитывать в содержании учебного материала
и учебных задач уже приобретенные знания, умения и навыки;
^ стимулировать высокую мотивацию к учению, поддерживать и развивать учебные мотивы, интерес к познанию;
^ обеспечивать внутренний и внешний диалог; ^ обеспечивать педагогически обоснованную помощь с учетом характера затруднения обучаемого;
^ информировать обучаемого о цели обучения, сообщая ему насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;
^ проявлять дружелюбие, особенно при оказании помощи;
^ допускать индивидуализацию обучения;
^ адекватно использовать все способы предъ-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
явления информации (текст, графика, изображения, звук, цвет и т.д.), не навязывать темп предъявления информации; вести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, позволяя последнему задавать вопросы;
^ позволять вход и выход из программы в любой момент, обеспечить доступ к ранее пройденному учебному материалу;
^ допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью.
Допускаем, что электронный образовательный ресурс (ЭОР) не сможет отвечать всем требованиям без исключения. Создание подобных ресурсов — это сложный творческий процесс, который существенно отличается от традиционной педагогической деятельности. Поэтому, к сожалению, не всегда ЭОР, созданные педагогами, оказываются эффективными. Недостаточно заложить в компьютер систему указаний, необходимо спроектировать условия, в которых учащийся захочет следовать этим указаниям, т.е. учитывать человеческий фактор.
Нами разработан и прошел апробацию в НОУ ВПО «Омский юридический институт» (ОмЮИ) ЭОР, созданный с помощью средств системы управления знаниями МООДУС (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, англ. МссШе), также разработаны методические указания по работе с ЭОР. Данная система управления знаниями отвечает всем вышеперечисленным требованиям к эффективности электронных образовательных систем.
Разработанный нами ЭОР «Основы менеджмента» рассчитан на студентов вузов, а также всех желающих получить базовые знания, умения и навыки в этой области. Содержание данного курса базируется на общих, межнациональных принципах науки и практики менеджмента, одновременно с этим учитывает особенности современного российского менеджмента, его практической составляющей. Цель курса — ознакомить всех желающих с теоретическими и практическими основами менеджмента и сформировать важнейшие навыки управленческой деятельности. Курс был разработан при помощи преподавателя-предметника по курсу «Основы менеджмента» Шен-далевой Ольги Анатольевны (к.т.н., преподаватель кафедры правовой информатики ОмЮИ), на базе сервера ОмЮИ ‘.
Для введения слушателей курса в работу была проведена очная вводная консультация, на которой были объяснены особенности работы в системе МООДУС, также каждый слушатель получил текстовый вариант «Методических указаний». В задачу слушателя курса входит за 6 недель усвоить предложенный теоретический материал и выполнить практические задания, пройти предварительный, промежуточный и итоговый контроль.
Интерфейс ЭОР «Основы менеджмента» представляет собой информационный календарь, позволяющий видеть курс целиком, разделенный по темам или неделям. Организован удобный доступ к любому элементу курса или его ресурсу. В режиме реального времени сообщается обо всех новостях, планируемых событиях данного курса. Курс разделен на темы, доступ к последующим темам организован так, что их освоение последовательно и возможно только после освоения предшествующих тем.
Для коммуникации и социализации в сообществе курса использованы такие инструменты как форумы,
чаты, система обмена сообщениями, блоги, электронная почта. ЭОР предоставляет гибкий комплект обучающих функций — форумы, рабочие тетради, тесты, ресурсы, опросы, анкеты, задания, чаты, семинары, лекции.
В качестве общих ресурсов курса выступает новостной форум, электронная книга «Основы менеджмента», словарь терминов курса, база ресурсов курса. Электронная книга «Основы менеджмента» состоит из 11 глав и является основным носителем теоретического материала. Выделены следующие главы: «Основные положения менеджмента»; «Це-леполагание»; «Планирование»; «Организация и координация»; «Мотивация»; «Контроль и регулирование»; «Руководство»; «Управленческие решения»; «Социально-экономические аспекты управления» «Эффективность управленческих решений»; «Само-менеджмент».
Помимо книги в качестве форм подачи теоретического материала использованы ресурсы: Текстовая страница, Web-страница, презентации MS Power Point. Изучение теоретического материала равномерно распределено по неделям: на каждую неделю приходится изучение определенных глав электронной книги, дополнительных теоретических материалов, на которые имеются ссылки.
Одной из главных особенностей электронного представления или структурирования учебного материала является технология гипертекста, которая позволяет размешать с помощью гиперссылок дополнительный материал (словарь терминов, статьи, книги, биографические данные, таблицы, графики, рисунки и т.д.).
Другой особенностью размещения учебного материала является модульность. Модуль — это относительно самостоятельная часть какой-либо системы, несущая определенную функциональную нагрузку и достаточная для формирования тех или иных знаний, умений и навыков. Модульная структура позволяет разбить весь курс на отдельные блоки, последовательность изучения которых может варьироваться, они могут заменяться другими, более или менее сложные.
Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, — интерактивность, позволяющая развивать активные деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы — полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.
Поэтому, важным условием успешного функционирования ЭОР является интерактивность, которая предполагает взаимодействие любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. В данном случае необходимый уровень интерактивности обеспечивают средства телекоммуникации ЭОР, Интернет. Интерактивность как качество выражается в осуществлении эффективной обратной связи в виде развернутого ответа учителя на выполненные студентами задания, комментария к оценке, участия в форуме или чате, что позволяет контролировать промежуточные и конечные результаты обучения, сравнить их с целями, внести необхо-
180
1 http://omui.ru/moodle/login/index.php — адрес расположения ЭОР «Основы менеджмента».
димые коррективы. Наличие обратной связи помогает студенту получать своевременную информацию о правильности своего продвижения от незнания к знанию. Интерактивность придает процессу самостоятельного обучения в условиях применения ЭОР обучающий характер.
Самостоятельные задания в разработанном нами курсе имеют вид семинаров, рабочих тетрадей, заданий. С помощью форумов и чатов — организуется дискуссия. Все задания также распределены по неделям, в соответствии с изучаемой теорией. Выполнение заданий имеет временные рамки, что позволяет отрегулировать темп прохождения курса и избежать накопления большого количества невыполненных заданий, а также стимулирует и мотивирует студентов к дальнейшему прохождению курса.
Задания обязаны быть интересными, направленными на развитие мышления, для выполнения которых требуется воспользоваться эвристическими методами решения. Помимо этого используется принцип вариативности заданий — для обеспечения индивидуализации обучения. В курсе представлены задания различного уровня сложности, которым присвоены разные баллы. Учащийся самостоятельно определяет стратегию своего поведения в выборе заданий, чтобы получить итоговую оценку: меньше трудных заданий или больше легких.
Помимо практических заданий в курсе представлен предварительный, промежуточный и итоговый контроль — тестовые задания. Итоговый тест по курсу показывает участникам степень эффективности и успешности изучения курса и готовности к итоговому экзамену. Тестовые вопросы могут иметь различные формы: множественного выбора, на соответствие, ответ в форме эссе, числовой, вычисляемы, вложенный ответ, короткий ответ, верно/неверно.
Публикация на домашней странице курса последних изменений, имевших место со времени последнего входа в систему, — дает всем участникам самостоятельного обучения ощущение сопричастности. С использованием встроенного WYSIWIG HTML-редактора можно редактировать большинство областей ввода текста (ресурсы, сообщения на форуме, записи в рабочей тетради и т.д.). Все оценки для форумов, рабочих тетрадей, тестов и заданий можно просмотреть на одной странице (и скачать файл в формате MS Excel). Полные сведения о входах пользователя и посещении элементов курса — полный отчет по каждому студенту доступен с диаграммами посещаемости и деталями по каждому модулю так же, как и детальная информация о каждой работе студента в рамках курса, включая отправку сообщений на форум, работу над рабочей тетрадью и т.д. Использование почты — копии сообщений с форума, отзывы учителей могут быть
отправлены по электронной почте в формате ИТМЬ или текстовом. Шкала оценок — учителя могут сами определять шкалу оценок для оценивания сообщений на форумах, заданий и рабочих тетрадей.
Преимущества ЭОР, необходимые для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе — дистанционных.
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
ЭОР «Основы менеджмента», на наш. взгляд, соответствует, следующим, из предъявленных требований: (1) делает возможным индивидуальное и самостоятельное обучение; (2) реализует различные способы управления учебной деятельностью (в частности, самостоятельно); (3) стимулирует различные виды познавательной активности; (4) учитывает основные психолого-педагогические принципы и существующие знания, умения и навыки при построении содержания учебной деятельности; (5) стимулировать высокую мотивацию к учению; (6) обеспечивать внутренний и внешний диалог; (7) обеспечивает информированность обучающегося о его успехах и ошибках; (8) допускает внесение изменений в способы управления учебной деятельностью; (9) позволяет адекватно использовать все способы предъявления информации (текст, графика, звук, цвет и т.д.); (10) обладает дружелюбным интерфейсом и позволяет вход и выход из программы в любой момент, обеспечивает доступ к пройденному материалу.
ПЕРВЕЗЕНЦЕВА Эвелина Александровна, соискатель кафедры новых информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Дата поступления статьи в редакцию: 04.09.2008 г.
© Первезенцева Э.А.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ