20. Zaharov V.V. Razrabotka sredy nevizual'nogo dostupa na osnove MKT dlya inklyuzivnogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena. 2016: 318 - 321.
21. Govorova A.A., Voronov A.M. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v inklyuzivnom obrazovanii lyudej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya po zreniyu: analiz suschestvuyuschih problem i perspektiv primeneniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 210 - 212.
Статья поступила в редакцию 12.10.17
УДК 37.
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher
of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Pankova A.A., teacher, Children's Art School № 7 (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
DISTANCE TECHNOLOGY IN EDUCATION: THE FORMATION OF A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN AND YOUNG TALENTED PEOPLE. The relevance of the stated subject is due to the
importance of the problematic for building models of the country's socio-cultural development; the needs of a democratic state in its interaction with social institutions - in cooperation with the scientific and pedagogical community of the country in discussing the prospects for the development, modeling, forecasting and correction of processes developing in the context of profound changes in the Russian society and culture; the need to exchange practical experience in the field of socio-cultural and legal discussion of the problem of supporting and developing the giftedness of children and talented youth, in discussing the methods, techniques and forms of this work. Theoretical discussion of the above-mentioned problem will help mutual understanding within the humanitarian and scientific pedagogical community, accelerate the process of establishing a methodology of complex socio-cultural analysis, will promote the implementation of literate policy in the field of support of talented youth, will give new impetus to the development of sociocultural and anthropo-oriented pedagogical technologies.
Key words: distance technology in education, digital educational environment, giftedness, talented youth, digital educational environment.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории
«Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
А.А. Панкова, преп. детской школы искусств № 7, г. Воронеж, E-mail: [email protected]
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ
Заявленная тема обусловлена значимостью проблематики для построения моделей социокультурного развития страны; потребностями демократического государства в его взаимодействии с социальными институтами, - в сотрудничестве с научно-педагогической общественностью страны в обсуждении перспектив развития, моделирования, прогнозирования и коррекции процессов, развивающихся в условиях глубоких изменений в российском социуме и культуре; необходимостью в обмене опытом практической политики в сфере социокультурного и правового обсуждения проблемы поддержки и развития одарённости детей и талантливой молодёжи, в обсуждении методов, приемов и форм этой работы. Теоретическое обсуждение названной проблемы поможет взаимопониманию в рамках гуманитарно-научного педагогического сообщества, ускорит процесс становления методологии комплексного социокультурного анализа, будет способствовать реализации грамотной политики в области поддержки талантливой молодёжи, придаст новый импульс развитию социокультурной и антропо-ориен-тированной педагогическим технологиям.
Ключевые слова: дистанционные технологии в образовании, цифровая образовательная среда, одарённость, талантливая молодёжь, цифровая образовательная среда.
В связи со значимостью проблематики построения моделей социокультурного развития страны, необходимостью в обмене опытом практической политики в сфере социокультурного и правового обсуждения проблемы поддержки и развития одарённости детей и талантливой молодёжи, в обсуждении методов, приемов и форм этой работы выявляется потребность в формировании образовательной среды для развития талантливой молодёжи для возможности использования ими профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики в различных профессиональных сферах. Одной из дисциплин, призванных подготовить магистрантов в данном аспекте рассматриваемой проблемы, которые обучаются по направлению «Педагогическое образование», является программа учебной дисциплины «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи» по различным предметным областям и входящей в образовательный модуль «Формирования образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи».
Предметной областью нашего рассмотрения являются «Информационные технологии в образовании». Одной из наиболее эффективных технологий для обсуждении перспектив развития, моделирования, прогнозирования и коррекции процессов, развивающихся в условиях глубоких изменений в российском социуме
и культуре, обусловленных необходимостью в обмене опытом практической политики в сфере социокультурного и правового обсуждения проблемы поддержки и развития одарённости детей и талантливой молодёжи, в обсуждении методов, приемов и форм различных видов этой работы, считаем дистанционные образовательные технологии. Дистанционные технологии являются сегодня одним из наиболее эффективных средств формирования цифровой образовательной среды, способной удовлетворить потребности одарённых детей и талантливой молодёжи в освоении дополнительных образовательных программ.
Перечень основных планируемых результатов обучения по дисциплине «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи»: необходимо, чтобы магистранты знали основные теоретические подходы к формированию образовательной среды, необходимой для проектирования дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи, приоритеты образовательной политики в данной сфере; умели: подбирать образовательные ресурсы, необходимые для формирования образовательной среды, способной удовлетворить потребности одарённых детей и талантливой молодёжи в проектировании и освоении дополнительных образовательных программ, умели педагогически грамотно организовывать деятельность по их про-
ектированию; владели навыками педагогического сопровождения и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в решении проблем проектирования и освоения дополнительных образовательных программ, владели способами оценки качества дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи (С.А. Писарева, Л.А. Цветкова, Т.Г. Галактионова и др.).
Ниже предлагаем к рассмотрению тематический план дисциплины «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи» (предметная область - «Информационные технологии в образовании»).
Основной целью изучения дисциплины является знакомство обучающихся с возможностями, особенностями и основными направлениями использования дистанционных технологий (ДТ) в образовании в качестве средства обучения и управления процессом обучения, а также практическое освоение методов организации учебной деятельности учащихся образовательных учреждений на основе ДТ. Дисциплина содержит лекции и практические занятия. Практическая составляющая состоит из инвариантных и вариативных заданий. Часть из них позволяет привлечь, систематизировать и проанализировать необходимую информацию, чтобы сформировать понимание современного уровня применения дистанционных технологий в условиях функционирования высо-
котехнологичной информационной образовательной среды. Изучение курса завершается зачетом.
Для успешного изучения необходимо регулярное посещение лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, выполнение теста, ознакомления с основной и дополнительной литературой, разработки электронного продукта.
В преподавании дисциплины используются дистанционные образовательные технологии. В качестве поддержки дисциплины в среде Moodle (https://moodle.herzen.spb.ru/) создан курс, предоставляющий все необходимые материалы для изучения лекционных тем, выполнения заданий на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы, а также возможность посещать электронный журнал и самостоятельно отслеживать свои образовательные достижения и своевременность выполнения предложенных заданий. Также, возможно, воспользоваться дистанционной формой обращения к преподавателю в случае возникновения вопросов или найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемые информационные источники и Интернет-ресурсы.
В процессе изучения дисциплины перед магистрантами ставится задача разработать электронный продукт (используя дистанционные технологии), целесообразность которого необходимо обосновать на основе проанализированного методического отечественного и зарубежного опыта
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий:
№ п/п Содержание дисциплины, структурированное по темам Виды контактной работы,часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Дистанционные технологии как эффективное средство формирования образовательной среды, способной удовлетворить потребности одарённых детей и талантливой молодёжи в проектировании и освоении дополнительных образовательных программ. Основные понятия дистанционного обучения, дистанционного образования (ДО) и дистанционных технологий (ДТ). Сущность, роль, значение и тенденции развития ДТ в общественном развитии. Использование ДТ в образовании: специфика, проблемы, риски, преимущества и ограничения. Классификации ДТ. Модели ДО. Дидактические возможности ДТ. Роль ДТ в реализации новых стандартов образования. Организация дистанционного обучения как одна из форм реализации образования: цели, принципы, особенности, требования. 1 2 10 13
2. Технические и технологические аспекты реализации информационных процессов в дистанционном образовании. Аппаратные средства реализации информационных процессов в ДО. Классификация и варианты использования основных видов ПО в дистанционном образовательном процессе. Интерактивные технологии и системы трехмерной визуализации. Программные и аппаратные инструменты в мобильных устройствах и их использование в дистанционной педагогической практике. Система организации учебного образовательного пространства Moodle. Приемы и способы работы в открытых дистанционных образовательных ресурсах мировой информационной среды (на примере «Coursera» (https://www.coursera.org/). «Открытое образование» (https://openedu.ru/), «Дистанционное образование в МГУ» (http://www.msu.ru/study/dist-learn.html), «<Mooc List» (https://www. mooc-list.com/), «<ИнтерОбуч» (http://www.interobuch.ru), «Future learn» (https:// www.futurelearn.com/), «Edx» (https://www.edx.org/course?course=all), «Udacity» (https://www.udacity.com/pathfinder) и др. Практическое использование основных программных и аппаратных составляющих ДТ как пример реализации обучения в условиях функционирования ВТИОС. Методические аспекты использования ДТ. 1 4 14 19
3. Использование облачных и мобильных технологий для педагогического сопровождения и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в решении проблем проектирования и освоения дополнительных образовательных программ. Понятие облачных и планшетных технологий. Виды облачных сервисов, возможности их использования в педагогической, практической и творческой деятельности. Понятие «облачное хранилище», типы доступных облачных сервисов, таких как Windows Live, iCloud, Google и др. 1 2 10 13
Интерактивные формы занятий:
4. Технологии контроля дистанционного образовательного процесса. Методика и основные принципы подготовки различных видов дистанционных интерактивных тестов в профессиональной деятельности современного педагога. Изучение и практическое использование технических и программных средств для создания интерактивных тестов (программы пакета SunRav TestOfficePro). Аудио - и видеотесты. Виды и формы тестовых заданий. Критерии оценки содержания теста. Принципы отбора ответов. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков. Электронный учебно-методический комплекс. Программные средства для разработки электронных учебников. Типы мультимедийных учебников, особенности, требования. Разработка и использование электронных мультимедийных учебников в дистанционном педагогическом образовании с помощью программ пакета SunRav BookOffice. 1 4 18 23
5. Организация дистанционного обучения в образовании. Проектирование дистанционных ресурсов. Автоматизация планирования и управления учебным процессом с использованием средств ДТ. Организация автоматизированных рабочих мест учителя и учеников. Особенности применения ДТ при организации занятий и самостоятельной работы учащихся. Конференции в режиме дистанционного обучения. Организация аудио и видеоконференций. Программные и технические средства для их проведения. Программное обеспечение удаленного доступа (Symantec pcAnywhere, Logmein, Ammyy Admin, Classroom Spy Professional и др.). 1 4 20 27
6. Правовые аспекты использования ДТ в образовании, вопросы безопасности и защиты информации Нормативно-правовая база информатизации образования. Правовые вопросы использования коммерческого и некоммерческого лицензионного программного обеспечения. Необходимость защиты информации в образовательном учреждении. Информационные технологии защиты информации. Регламентация доступа к информации в дистанционной образовательной среде. Средства антивирусной защиты. Правила цитирования электронных источников. Вопросы охраны здоровья и информационной безопасности, связанные с применением ДТ в образовательном учреждении. 1 2 12 13
Итого: 6 18 84 108
№ темы Формы
1. Лекция: Презентация с использование видеофрагментов, слайдов, компьютерных технологий. Использование сети Интернет. Практическое занятие: Дискуссия. Просмотр и обсуждение видеосюжетов. Презентация с использованием слайдов
2. Лекция: Презентация с использование видеофрагментов, слайдов, компьютерных технологий. Использование сети Интернет. Практическое занятие: Работа в группах, презентация коллажей по заранее заявленной теме, просмотр и обсуждение видеосюжетов.
3. Лекция: Презентация с использование видеофрагментов, слайдов, компьютерных технологий. Использование сети Интернет. Практическое занятие: Кейс-метод. Просмотр и обсуждение видеоуроков. Презентация с использованием слайдов. Создание аудио-видеотестов, разработка электронных мультимедийных учебников.
4. Лекция: Презентация с использование видеофрагментов, слайдов, компьютерных технологий. Использование сети Интернет. Практическое занятие: Работа в группах, презентация коллажей по заранее заявленной теме. Проектирование дистанционного курса на платформе Moodle.
5. Лекция: Презентация с использование видеофрагментов, слайдов, компьютерных технологий. Использование сети Интернет. Практическое занятие: Работа в группах, проведение круглого стола
Программа направлена на формирование у магистрантов готовности взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнёрами, готовность руководить коллективом, нести социальную и этическую ответственность за принимаемые решения, способность формировать цифровую образовательную среду, способную удовлетворить потребности одарённых детей и талантливой молодёжи, способность к проектированию магистрантами соответствующих дополнительных образовательных программ и педагогически грамотно организовывать деятельность по их реализации.
Магистранты, обучающиеся в системе современного музыкального образования, имеют профессиональный опыт организации творческих коллективов, непосредственно участвуя в реализации различных видов проектирования образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи, (см., например, в работах [1; 2; 3; 4]), в том числе - цифровой образовательной среды [5; 6; 7; 8; 9], учитывая ближайшие перспективы использования интерактивных образовательных программ в музыкально-образовательном пространстве и внедрение новых способов трансляции традиционной (в том числе - классиче-
ской) музыкальной культуры [10; 11; 12; 13]. Ряд разработанных в данном направлении идей оказались полезными при составлении программы учебной дисциплины «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи» (по различным предметным областям), входящей в образовательный модуль «Формирования образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи».
В последующих публикациях авторы статьи планируют более подробное изложение вопросов, связанных с содержанием самостоятельной работы обучающихся по дисциплине, учебно-методическим обеспечением для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине, фондом оценочных средств
Библиографический список
для проведения промежуточной аттестации магистрантов по дисциплине, шкалой критериев оценивания знаний, этапами формирования компетенций и примерных средств оценки компетенций, а также методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи», изложение содержания методических материалов, определяющих процедуру оценивания результатов освоения дисциплины, перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем) и др.
1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.
2. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.
3. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузы-ка. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления Санкт-Петербург: 2016: 224 - 228.
5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
6. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
7. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.
8. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Технологии и методики обучения. Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2007.
9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта: методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.
10. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.
11. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.
12. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2015; 6: 16 - 24.
13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html
References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.
3. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya Sankt-Peterburg: 2016: 224 - 228.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
6. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
7. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.
8. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Tehnologii i metodiki obucheniya. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2007.
9. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter. Novyj instrument muzykanta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2015; 6: 16 - 24.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html
Статья поступила в редакцию 12.10.17
УДК 378.126
Pankova A.A., teacher, Children's Art School № 7 (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
TERMS OF USE OF DISTANT TECHNOLOGIES IN THE MUSICAL EDUCATIONAL PROCESS. Informatization is currently one of the most urgent processes in the development of modern society, since intellectual and information resources are becoming increasingly important, and the effectiveness of using the wide possibilities of distance technologies in the educational process today is beyond doubt. The use of distance technologies is also relevant in the field of musical art and music and pedagogical education. Today, not only the content, but also the form of the transfer of educational musical material undergoes a change in the musical and educational process. The research discusses this aspect of the problem.
Key words: remote technology, musical pedagogy, distance musical education, intellectual resources.