Научная статья на тему 'Дистанционные средства, позволяющие расследовать экологические преступления'

Дистанционные средства, позволяющие расследовать экологические преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ДИСТАНЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENTAL LAW / ENVIRONMENTAL CRIMES / INVESTIGATION / MONITORING / REMOTE MEANS / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонова Анастасия Сергеевна

В данной статье уделяется внимание использованию специальных средств дистанционного мониторинга, позволяющих расследовать экологические преступления в труднодоступных районах РФ. Приведен ряд статистических данных, описывающих рост экологической преступности в указанных районах. Обращено внимание на неэффективность существующих мер, направленных на раскрытие, а также на предупреждение и профилактику данных преступлений. Сформулированы соответствующие выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE MEANS TO INVESTIGATE ENVIRONMENTAL CRIMES

This article focuses on the use of special remote monitoring tools to investigate environmental crimes in remote areas of the Russian Federation. A number of statistical data describing the growth of environmental crime in these areas is given. Attention is drawn to the inefficiency of existing measures aimed at the disclosure, as well as the prevention and prevention of these crimes. The relevant conclusions and proposals are formulated.

Текст научной работы на тему «Дистанционные средства, позволяющие расследовать экологические преступления»

УДК: 340:349

ДИСТАНЦИОННЫЕ СРЕДСТВА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РАССЛЕДОВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

А. С. Тихонова

В данной статье уделяется внимание использованию специальных средств дистанционного мониторинга, позволяющих расследовать экологические преступления в труднодоступных районах РФ. Приведен ряд статистических данных, описывающих рост экологической преступности в указанных районах. Обращено внимание на неэффективность существующих мер, направленных на раскрытие, а также на предупреждение и профилактику данных преступлений. Сформулированы соответствующие выводы и предложения.

Ключевые слова: экологическое право, экологические преступления, расследование, мониторинг, дистанционные средства, окружающая среда.

Если проанализировать существующую статистику по экологическим преступлениям, то можно заметить рост количества преступлений в труднодоступных районах, таких как районы Крайнего Севера, Дальневосточного федерального округа и других субъектов. Важно также отметить, что помимо того, что не все преступления в указанных областях регистрируются, далеко не многие из них расследуются. Причин этому много, но о них мы поговорим ниже.

Большое количество именно экологических преступлений в областях Сибири и Дальнего востока обусловлено тем, что в них около 80 % всей площади территорий занимают леса. Для вырубки лесов зачастую создаются организации, которые незаконно занимаются своей деятельностью [1].

Что касается труднодоступных районов Сибири, то достаточно просто прочитать в новостях, сколько гектаров леса сгорело за лето 2019 года в Красноярском крае, Иркутской области, Забайкалье и Якутии. Причины столь обильных пожаров ясны и за это понесут наказания службы, которые должны были заниматься тушением очагов, однако причины возникновения очагов раскрыты не были и наказание за совершение экологического преступления понести пока некому.

В научной среде экологическим преступлениям уделяется немалое внимание, многие ученные юристы и практики пишут на различные темы, однако мало кто уделяет внимание на проблемы особых регионов. М. А. Васильева, К. В. Степанюгин и А. В. Богданов обратили внимания на проблемы удалённых регионов и предложили своё виденье для их решения [2]. Н. В. Вуколова исследовала немаловажную проблему

1 Тихонова Анастасия Сергеевна — студентка, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

компенсации морального вреда, который причиняется в результате совершения экологических преступлений [3].

Полагаем, что наше исследование является актуальным, так как развитие современных технологий позволяют изменить подход к расследованию преступлений в труднодоступных районах, но законодательное регулирования данных технологий и средств еще необходимо разработать.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [4]. Лесной фонд Российской Федерации, в который входят все леса страны, в частности, леса Сибири и Дальнего Востока, занимающие большую часть от всего лесного фонда, охраняются законом [5]. Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за незаконную вырубку лесов по ст. 260 УК РФ, также за уничтожение или повреждения лесных насаждений предусмотрена ответственность по ст. 261 УК РФ [6].

Исследовав данные информационного центра МВД РФ по Приморскому краю можно выделить некоторые аспектыты: во-первых, сократилось общее количество совершаемых преступлений на 9,2%; а во-вторых, число зарегистрированных экологических преступлений выросло почти на 20% по сравнению с 2015 годом [7]. Это свидетельствует о том, что постепенно уже начинают внедряться современные технологии, позволяющие оказывать дистанционное посредничество в обнаружении и раскрытии экологических преступлений. Статистику «портят» пожары, которые произошли летом, но это, скорей, из ряда вон выходящий случай, который в среднем будет рассмотрен не столь критично, хоть и вызвал достаточно серьезное общественное внимания всех россиян.

Различные структуры и подразделения полиции активно участвуют в осуществлении охраны лесов, проводя различные профилактические мероприятия и раскрывая преступления. Но как уже не раз упоминалось — раскрываемость данного рода преступлений невысока. За первую половину 2019 года немногим больше 40% от всех преступлений, связанных с незаконной рубкой леса было раскрыто по всей России. В Сибири и на Дальнем Востоке эти показатели куда меньше, и равны соответственно 23 и 28% раскрытых преступлений [8].

Из этого следует вывод о том, что действующая система профилактических мер и методика расследования преступлений неэффективна и нуждается в модернизации.

Сама по себе технология дистанционного мониторинга известна практике еще с 2005 года, когда она применялась в 7 субъектах РФ и был заметен результат её эффективной работы. Данный вид деятельности позволяет эффективно осуществлять и профилактику незаконных рубок лесных насаждений, ориентирован на решение специфического ряда задач в области охраны лесных ресурсов регионов страны, в том числе контроль за соответствием рубок леса действующим нормативам, состоянием лесных земель, подвергшихся воздействию в процессе использования лесов, прежде всего в результате проведения сплошных рубок. Согласно статистическим данным, использование дистанционного мониторинга сокращает незаконную вырубку леса и иные незаконные действия экологической направленности на 30 и более %.

Что касается технической части дистанционного мониторинга, то современные технологии позволяют эффективно применять различные способы и методы, такие как спутниковое наблюдение за большими участками лесов, использование мультиспектральных и панхроматических снимков, термальной карты, беспилотных летательных аппаратов для осмотра территории при помощи камеры и ряд других. При помощи вышеуказанных устройств информация собирается и попадает в специализированную организацию, которая занимается обработкой поступившей информации. При этом оператор, работающий с информацией, использует различные методы обработки полученной информации, к ним относится радиометрическая калибровка, геометрическая коррекция изображений, совмещение старых и новых снимков со спутника, для сравнения их и обнаружения новых очагов вырубки лесов и возникновения пожаров.

Таким образом, можно заметить, что эффективность применения данных средств велика и они применяются на практике, но достаточно редко. Для повышения эффективности необходимо внедрять данные технологии в отделения полиции, а также лесные хозяйства в большей степени. Однако тут встает другой вопрос, кто же будет обслуживать данное оборудование и работать с ним? К тому же законодательно не закреплено регулирование получаемой информации путем использования данных устройств. Примет ли такую информацию суд при рассмотрении дела и не будет ли они нарушать права граждан?

Отвечая на эти вопросы, стоит обратить внимание на законодательно закрепленные методы, позволяющие выявить такое экологическое преступление, как вырубка леса. Для того, чтобы подтвердить незаконную вырубку леса необходимо провести натурную проверку специальной комиссией, которую, в свою очередь, нужно сформировать. Это занимает большое количество времени и расследование по «горячим следам» отпадает сразу. К тому же комиссия может не увидеть в деяниях состав преступления или же данные поступят в комиссию несвоевременно и дело даже не будет заведено. Так что эффективность и целесообразность нового метода получения данных обусловлена объективными фактами.

Что касается специально обученных сотрудников, которые будут работать с информацией и оборудованием — это не станет большой проблемой, так как сотрудники полиции часто в расследовании преступлений обращаются за помощью экспертов и специалистов, что представляет собой аналогичную форму взаимодействия.

Если говорить о законности получаемой информации, то согласно ст. 74 УПК РФ к доказательствам относятся заключения и показания эксперта и специалиста, а также иные документы [9]. Данные, получаемые от специальных организаций в установленным законом порядке — будут являться доказательствами по делу и могут быть использованы в судебном процессе.

Согласно Федеральному закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [10] получение данного рода информации никак не будет нарушать права других лиц, если эта информация была получена в установленном законом порядке.

Подводя итоги, следует отметить, что проблема незаконной вырубки лесов отнюдь не новая для нашей страны, однако ей подвержены не все регионы. Крупные вырубки

лесов происходят в труднодоступных регионах Сибири и Дальнего востока, где сосредоточено более 80 % всего лесного фонда Страны. Существующие меры не эффективны и требуют модернизации, поэтому целесообразно внедрять использование современных технологий, позволяющих пресекать крупные вырубки лесов и расследовать уже совершенные экологические преступления различного рода. Однако для эффективно работы новых методов необходимо провести большой объем подготовительной работы:

1) Необходимо создать центры получения и обработки информации, получаемой при дистанционном мониторинге. Данные центры целесообразно будет разместить в каждом регионе страны;

2) Подготовить кадры, для работы в вышеупомянутых центрах обработки информации, которые бы обладали необходимыми умениями и знаниями;

3) Ознакомить, в первую очередь, сотрудников полиции наиболее сложных регионов новым методикам ведения расследования экологических преступлений с использованием дистанционного мониторинга и использования современных космических и иных технологий.

Приложив усилия и внедрив новые технологии в систему мониторинга за природными ресурсами, а также в расследование экологических преступлений уже через 5 лет будет заметен высокий рост раскрываемости экологических преступлений по всей России и общий спад экологической преступности, а, стало быть, и преступности в целом.

Литература

1. Пчельников М. В. К вопросу о возможности осуществления лесного контроля и надзора в городских лесах // Сборник научных работ молодых ученых, аспирантов и студентов: Сб. науч. статей. — Ростов н/Д, 2008.

2. Васильева М. А., Степанюгин К. В., Богданов А. В. Использование систем дистанционного мониторинга в расследовании экологических преступлений // Российский следователь. 2015. N 22. С. 14-17.

3. Вуколова Н. В. Проблемы компенсации морального вреда, причиненного в результате совершения экологических преступлений // Адвокат. 2015. N 7. С. 49-54.

4. Пчельников М. В. Современная экологическая политика в сфере охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2. С. 70 -74.

5. Исакова Ю. И., Пчельников М. В. Экологическое право: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2015.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

7. Справка ИЦ УМВД России по Приморскому краю. Сведения нарастающим итогом по выявлению преступлений по ст. 260 УК РФ за первый квартал 2019 г.

8. Федеральное агентство лесного хозяйства: Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 13.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) Об информации, информационных технологиях и о защите информации // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

11. Сагирян И. Г., Исакова Ю. И. и др. Научная публикация студента. Учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д.: ДГТУ, 2019 — 56 с.

REMOTE MEANS TO INVESTIGATE ENVIRONMENTAL CRIMES

A.S. Tikhonova

Don state technical University Faculty of Law, Rostov-on-Don

This article focuses on the use of special remote monitoring tools to investigate environmental crimes in remote areas of the Russian Federation. A number of statistical data describing the growth of environmental crime in these areas is given. Attention is drawn to the inefficiency of existing measures aimed at the disclosure, as well as the prevention and prevention of these crimes. The relevant conclusions and proposals are formulated.

Keywords: environmental law, environmental crimes, investigation, monitoring, remote means, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.