УДК 351.744.5 ББК Х407.2
DOI: 10.14529/law180305
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
С. Т. Фаткулин, В. А. Грищенко
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье рассматривается проблемы противодействия экологической преступности, посягающей на объекты животного мира и лесов. Актуальность избранной темы связана с тем, что количество преступлений против окружающей среды не уменьшается, возрастает их общественная опасность, последствия их вреда приобретают глобальный характер. Особенно это проявляется в посягательствах на животный мир, лесное хозяйство страны. В статье проанализированы состояние экологической преступности, следственная и судебная практика, международная практика борьбы с экологическими преступлениями, выработаны предложения по совершенствованию уголовного законодательства и организации противодействия экологической преступности.
Ключевые слова: экологические преступления, экологическая полиция, рубка лесных насаждений, лесное законодательство, окружающая среда, животный мир, экологический мониторинг.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что экологические преступления, посягающие на объекты животного мира, относятся к важнейшим социальным проблемам. В России экологическая преступность не снижается, являясь сложной совокупностью экологических преступлений, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государствах [1]. Это проявляется в катастрофическом ухудшении качества среды обитания, ведущем к увеличению заболеваемости. Согласно статистике МВД в 2017 году зарегистрировано свыше 22 тыс. экологических преступлений, что на 3,6 % больше, чем за 2016 год. Легальный оборот от добычи рыбы или охотничьих ресурсов составляет 16 млрд. руб., а незаконный оборот - 18 млрд. руб. В итоге 12 февраля 2018 г. вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии России, вносящий изменения в методику исчисления вреда, причиненного охотничьим ресурсам браконьерством. Речь идет о существенном увеличении таксы для исчисления вреда, нанесенного природе незаконной охотой. Так, выросла такса с 40 до 80 тыс. руб. за незаконно добытого лося, с 30 до 60 тыс. руб. за медведя, с 5 до 15 тыс. руб. за соболя, со 100 до 500 руб. за ондатра. Наказание за от-
стрел без разрешения животного или зверя в общедоступных охотничьих угодьях будет жестче - сумма исчисления вреда будет умножаться в три раза. Например, за убитого лося вместо 80 тыс. руб. штраф будет в размере 240 тыс. руб.
Кроме того, в Земельный кодекс РФ необходимо внести меры предотвращения закупа участков находящиеся в двух шагах от озера, реки, а также завладения территорией, предназначенной для общественного доступа.
Так, с 9 марта 2018 г. неизвестные лица вырубили деревья в северо-западном районе города Челябинска возле заброшенного дома, где раньше жители проводили свой досуг. Этот участок принадлежит частному лицу, который несколько лет не использует данную землю. В управлении экологии и природопользования не давали разрешения на вырубку. Вследствие этого депутаты городской думы запретили застройку сквера на улице За-харенко. Территории присвоили статус зоны зеленых насаждений, лесопарков [2].
Другой факт незаконной вырубки деревьев выявлен в Костромском зоопарке, где ущерб лесному фонду составляет 69 тыс. руб. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ незаконная рубка лесных насаждений велась без проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы. Костромским межрайонным прокурором материалы проверки направлены в орган предварительного расследования для
Фаткулин С. Т., Грищенко В. А.
Противодействие экологической преступности
решения вопроса об уголовном преследовании. Также природоохранный прокурор направил в суд исковое заявление о взыскании суммы причиненного ущерба. Вследствие этого в Костромской области усилено патрулирование лесов для недопущения незаконной рубки лесных насаждений [3].
Природоохрана и Министерство экологии должны облагородить участки для отдыха и следить за их чистотой. В лесных массивах должны непосредственно действовать лесники, следящие за порядком на конкретно закрепленном участке, финансирование будет осуществляться из государственного бюджета. В лесном законодательстве необходимо распределить число лесников в регионах РФ, прописать их компетенцию. Четкая организация деятельности поможет быстро реагировать на происшествия в лесу и на придорожных участках. Увеличение лесников должно усилить лесной контроль, например, не меньше трех егерей на одно муниципальное образование. Также в Лесной кодекс РФ возможно внести статью о новых полномочиях егерей. Им будет позволено оформлять протоколы об административных правонарушениях и изымать у браконьеров оружие, не дожидаясь сотрудников полиции. Для этого лесников и егерей надо снабдить материальной базой (специальной экипировкой, техническими средствами) для оперативного задержания нарушителя. Правоохранительные органы должны постоянно анализировать су-дебно-следственную практику по делам о лесных нарушениях, совершенных и совершаемых в различных регионах страны; проводить совместные семинары следователей и работников лесного хозяйства в целях повышения профессионального уровня сотрудников; в целях проверки территорий лесных угодий задействовать возможности малой авиации.
Для правовой пропаганды добросовестного использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов с учетом экологического и экономического характера преступлений необходимо ввести обязательное лицензирование переработки и реализации лесопродукции, а также экспортных операций с лесоматериалами, ввести учет лиц, занимающихся заготовкой, реализацией и переработкой древесины. Следует заметить, что экологические преступления или правонарушения совершаются в целях последующего сбыта или извлечения
дохода, особенно это прослеживается за незаконной деятельностью по вырубке деревьев. С учетом этого необходимо ввести состав преступления предусмотренного ст. 260 УК РФ, при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение порубки лесных насаждений в целях сбыта. Признак «с целью сбыта» следует предусмотреть в качестве квалифицирующего в ч. 2 ст. 260 УК РФ. Введение указанного признака будет адекватно отражать степень общественной опасности совершаемого преступления, упростит квалификацию, поскольку не потребуется применять совокупность анализируемого состава с иными корыстными преступлениями в сфере экономики.
Так, в марте 2018 года незаконную вырубку леса пресекли сотрудники полиции в Чунском районе Иркутской области. Сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России по Иркутской области при силовой поддержке бойцов Росгвардии пресечена противоправная деятельность группы лиц, подозреваемых в незаконной рубке леса. В результате был арестован 51-летний организатор и 20 его сообщников, которые нанесли ущерб Государственному лесному фонду на сумму более 10 млн. руб. Сотрудники полиции изъяли лесодобывающую технику, два погрузчика, 10 лесовозов, тракторы, дорогостоящие внедорожники, легковые автомобили и пять миллионов рублей. Возбуждено уголовное дело по статье «Незаконная рубка лесных насаждений» [4].
Поскольку браконьерство достигло глобальных масштабов, в 2018 году был принят законопроект об ужесточении уголовной ответственности виновных лиц. Законопроект ужесточает наказание за незаконную добычу рыбы и животных, а также за незаконную продажу или покупку с использованием СМИ или Интернета особо ценных диких животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых в соответствии с международными договорами. Инициатива предполагает наказание для нарушителей до девяти лет лишения свободы и штрафы до трех миллионов рублей.
В феврале 2018 года в Красноярском районе браконьер, не имевший лицензию, убил косулю. За добычу животного из Красной книги ему грозит лишение свободы. Согласно данным МО МВД «Минусинский», 23-летний
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18, № 3, С. 34-38
мужчина на личном автомобиле был остановлен полицейскими для проверки документов. Однако в ходе осмотра машины правоохранительные органы обнаружили в багажнике разделанное мясо животного. Обвиняемому лицу грозит наказание до 6 месяцев лишения свободы [5].
Другой факт был выявлен в Чесменском районе Челябинской области, где произошел незаконный отстрел косуль. УУП ОМВД по Чесменскому району получил оперативную информацию о том, что в лесном массиве между поселком Березинский Чесменского района и поселком Куликовка Нагайбакского района неизвестные лица производят отстрел особей косули. Выехавшая на место происшествия следственно-оперативная группа установила точное место отстрела животных. В ходе дальнейших проверочных мероприятий сотрудники полиции обнаружили по месту жительства 41-летнего местного жителя разделанные туши двух косуль. Лицензия на добычу диких копытных животных у него отсутствовала. Полицейские также установили еще двух участников незаконной охоты, ими оказались односельчане. Подозреваемые, осознавая незаконность своих действий, полностью признали вину. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 1 ст. 258 УК РФ (незаконная охота с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей). Максимальное наказание за это преступление - арест сроком до шести месяцев [6].
Также подготовлен законопроект о регулировании механизмов организации охоты и сохранения биоресурсов. Там прописаны процедура функционирования охотхозяйств, продления аренды угодий либо, напротив, прекращения предпринимательской деятельности по решению суда и обязательный контроль общественности за работой охотничьих хозяйств, поскольку проводимые в России массовые процессы приобретения права собственности на природные ресурсы достигли наивысшего предела. Собственник должен нести бремя за охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений. Однако сильно ослаблен контроль за их использованием, а стихийно
складывающиеся экономические механизмы постоянно оттесняют проблему охраны животного мира к привлечению экономической выгоды.
Немаловажный вопрос касается питьевой воды. Так, в бассейне Волги сложилась самая критическая в стране экологическая ситуация. В восстановление экосистемы бассейна реки до 2025 года в рамках отдельного приоритетного проекта вложат 257 млрд. руб. [7]. Будет создан специальный фонд, который сконцентрируется на сохранении и восстановлении водных объектов, поддержке инвестиционных проектов в сфере очистки сточных вод. По итогам реализации приоритетного проекта объем загрязненных сточных вод, попадающих реку, сократится на 4,5 кубических километра. Особое внимание в этой связи планируется уделить реконструкции и постройке комплексов очистных сооружений в крупных населенных пунктах, расположенных в бассейне Волги. К 2020 году, как заявил глава Минприроды, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории опасности, в обязательном порядке установят автоматизированные системы по контролю за сточными водами. До 2019 года планируется ввести норму по обязательной очистке сточных вод абонентов волжских водоканалов до их сброса в централизованные системы водоотведения.
В последнее время острая проблема связана с загрязнением воздуха и почв. Катастрофическая ситуация происходит в Волоколамске. В связи с выбросом свалочного газа на полигоне «Ядрово» было зафиксировано 12-кратное превышение допустимой концентрации сероводорода в воздухе. Заместитель Министра строительства РФ намерен стимулировать строительство инфраструктуры для всех технологий и этапов работы с отходами: это и сортировка, и переработка, и термическое обезвреживание, чтобы выйти на прогрессивную и эффективную модель по минимизации отходов. Однако необходимо серьезное денежное финансирование из федерального бюджета.
Другой случай нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, повлекшего загрязнение природных свойств воздуха, выявлен Прокуратурой Курчалоев-ского района Чеченской Республики. Установлено, что муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства
Фаткулин С. Т., Грищенко В. А.
Противодействие экологической преступности
Курчалоевского района осуществляет деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Прокурорской проверкой, проведенной совместно с контролирующими органами, в деятельности СМУП «ПУЖКХ Курчалоевского района» выявлены факты выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Проведенные исследования показали, что на территории эксплуатируемого предприятием полигона содержание опасных веществ в атмосферном воздухе значительно превышало предельно допустимые концентрации. По результатам предварительного следствия возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, повлекшее загрязнение природных свойств воздуха) [8].
В итоге можно сделать вывод, что для благоприятного исхода в пользу фауны необходимо провести системную работу по оздоровлению биологической среды, куда входят программа очистки Волги; борьба с браконьерством; контроль со стороны федерального центра; законодательные механизмы по защите природы, которые в первую очередь должны сработать на гармоничное развитие всей экосистемы, в том числе на увеличение количества рыбы в водоемах и зверя в лесах. Большое влияние должны оказать органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления в проведении массовых экологических мероприятий. Мониторинг поможет выявить эффективность
деятельности органов местного самоуправления в сфере экологии. Свою результативность должны показать дежурства на постах и более тесное взаимодействие лесничих с властями городов и районов. Особенно сильное влияние на правонарушителей окажет ужесточение ответственности за экологические правонарушения. Увеличение площади особо охраняемых природоохранных территорий и природных объектов России до уровня мировых стандартов позволит уменьшить количество правонарушений и преступлений против животного мира.
Литература
1. Джунусова, Д. Н. Экологическая преступность и ответственность за экологические преступления: монография. - М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2012. - 136 с.
2. URL: http://gorodskoyportal.ru/news /russia/ 43013241/.
3. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/ regionalnews/news-1355684/.
4. URL: https://мвд.рф/news/item/ 12641237/.
5. URL: http://yarsk-info.ru/content/novosti/ v-krasnoyarskom-krae-brakoner-ubil-krasno-knizhnuyu-kosulyu/.
6. URL: https://74.мвд.рф/news/item/ 12468095.
7. URL: https://rg.ru/2017/08/08/reg-ufo/medvedev-v-bassejne-volgislozhilas-kritic-heskaia-ekologicheskaia-situaciia.html.
8. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/ news-1335938/.
Фаткулин Сафаргалей Таминдарович - кандидат юридических наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности и национальной безопасности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: safar53@mail.ru.
Грищенко Валерия Александровна - студент юридического института, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: ms.emig@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 30 марта 2018 г.
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18, № 3, С. 34-38
DOI: 10.14529/law180305
COUNTERING ENVIRONMENTAL CRIME
S. T. Fatkulin, V. A. Grishenko
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article deals with the problems of counteraction to environmental crime, encroaching on objects of wildlife and forests. The relevance of the selected topic is related to the fact that the number of crimes against the environment does not decrease, their social danger increases, the consequences of their harm become global. This is especially evident in encroachments on the animal world, forestry in the country. The article analyzes the state of environmental crime, investigative and judicial practice, the international practice of combating environmental crime, developed proposals to improve criminal legislation and organize counteraction to environmental crime.
Keywords: environmental crimes, environmental police, cutting of forest plantations, forest legislation, environment, fauna, ecological monitoring.
References
1. Dzhunusova D. N. EHkologicheskaya prestupnost' i otvetstvennost' za ehkologicheskie prestupleniya [Ecological crime and responsibility for environmental crimes]. Moscow, 2012, 136 p.
2. Available at: gorodskoyportal.ru/news/russia/43013241/.
3. Available at: genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1355684/.
4. Available at: MBg.p^/news/item/12641237/.
5. Available at: yarsk-info.ru/content/novosti/v-krasnoyarskom-krae-brakoner-ubil-krasno-knizhnuyu-kosulyu/.
6. Available at: 74.MBg.p$/news/item/12468095.
7. Available at: rg.ru/2017/08/08/reg-ufo/medvedev-v-bassejne-volgislozhilas-kriticheskaia-ekologicheskaia-situaciia.html.
8. Available at: genproc.gov.ru/smi/news/news-1335938/.
Safargalei Tamindarovich Fatkulin - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Law Enforcement and National Security, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: safar53@mail.ru.
Valeriya Alexandrovna Grishenko - a fourth-year student of the Law Institute, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: ms.emig@mail.ru.
Received 30 March 2018.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Фаткулин, С. Т. Противодействие экологической преступности / С. Т. Фаткулин, В. А. Грищенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2018. - Т. 18, № 3. - С. 34-38. БО!: 10.14529/^180305.
FOR CITATION
Fatkulin S. T., Grishenko V. A. Countering environmental crime. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2018, vol. 18, no. 3, pp. 34-38. (in Russ.) DOI: 10.14529/law180305.