УДК 343.98
М.А. Васильева*, К.В. Степанюгин**, А.В. Богданов***
Выявление нарушений лесного законодательства с использованием систем дистанционного мониторинга на территории Дальневосточного федерального округа
В статье указывается на особое сырьевое и географическое положение Дальневосточного федерального округа среди других субъектов Российской Федерации, которое детерминирует рост экологической преступности на территории региона, в т.ч. незаконных рубок лесных насаждений и пожаров.
Приведен анализ статистических данных о количестве возбужденных уголовных дел по ст. 260 и ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации за последние годы, динамике раскрываемости данных преступлений. Указано на совершенствование системы мер, направленных на профилактику, пресечение и раскрытие преступлений в области лесопользования как на ведущее направление деятельности сотрудников органов внутренних дел на Дальнем Востоке. Авторы приходят к выводу о возможности и целесообразности использования систем дистанционного мониторинга (в т.ч. дистанционного мониторинга для установления обстоятельств незаконных рубок лесных насаждений и ИСДМ-Рослесхоз для установления обстоятельств по пожарам) в расследовании экологических преступлений как одного из современных вариантов успешного и оперативного раскрытия и расследования рассматриваемых составов преступлений. Сформулированы предложения о повышении эффективности применения систем дистанционного мониторинга в расследовании экологических преступлений на территории Дальневосточного федерального округа.
Ключевые слова: экологические преступления, расследование, лес, незаконная рубка, лесонарушение, пожар, мониторинг, Дальний Восток, Приморье, ИСДМ-Рослесхоз.
M.A. Vasilyeva*, K.V. Stepanyugin**, A.V. Bogdanov***. Identification of violations of forest legislation using remote monitoring systems in the Far Eastern Federal District. The article points to the particular raw materials and the geographical position of the Far Eastern Federal District, among other subjects of the Russian Federation, which determines the growth of environmental crime in the region, including illegal logging of forests and fires. The article shows the analysis of statistics about the number of criminal cases under Art. 260 and Art. 261 of the Criminal Code of the Russian Federation for last years, the dynamics of detection of these crimes. It points to the improvement of measures aimed at prevention, suppression and detection of crimes in the field of forest management, as a leading area of activity of law enforcement officers in the Far East. The authors come to a conclusion about the possibility and feasibility of using remote monitoring systems (including remote monitoring to establish the circumstances of illegal logging of forests and ISDM-FFA to establish the circumstances of the fire) in the investigation of environmental crime as one of the modern versions of the successful and prompt disclosure and the investigation of the crimes under consideration. Proposals to increase the effectiveness of remote monitoring systems in the investigation of environmental crimes in the territory of the Far Eastern Federal District are formulated.
Keywords: ecological crimes, investigation, wood, illegal logging, forest violations, fire, monitoring, Far East, Primorye, ISDM-Rosleskhoz, illegal logging.
Незаконные рубки лесных насаждений, уничтожение и повреждение лесов стоит признать основной угрозой лесному фонду России, которая детерминирует истощение критически важного природного ресурса, загрязнение природных сред, снижение биоразнообразия. Указанные негативные явления
* Васильева, Мария Александровна, преподаватель кафедры специальных дисциплин, Владивостокский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации» (ВФ ФГКОУ ВО «ДВЮИ МВД России»), кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 692525, г. Уссурийск, ул. Охотничья 1-А. Телефон: +7 994 0078101. E-mail: [email protected].
** Степанюгин, Константин Викторович, заместитель начальника (по учебной работе) факультета профессионального обучения (дислокация г. Уссурийск), Владивостокский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации» (ВФ ФГКОУ ВО «ДВЮИ МВД России»), кандидат философских наук. Адрес: Россия, 692525, г. Уссурийск, ул. Охотничья 1-А. Телефон: +7 914 7121841. E-mail: [email protected].
*** Богданов, Александр Валерьевич, оперативный уполномоченный Управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Управление МВД России по Приморскому краю. Адрес: Россия, 690600, г. Владивосток, ул. Алеутская, д. 44. Телефон: +7 914 067 7850. E-mail: [email protected].
* Vasilyeva, Maria Alexandrovna, teacher of chair of special disciplines, Vladivostok branch of Federal State treasury educational Institution of higher education «Far Eastern Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», candidate of juridical sciences. Address: 692525, Russia, Ussuriysk, Okhotnichya str., 1A. Ph.: +7 994 0078101. E-mail: [email protected].
** Stepanyugin, Konstantin Victorovich, the deputy chief (on study) faculty of a vocational education, Vladivostok branch of Federal State treasury educational Institution of higher education «Far Eastern Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», candidate of philosophical sciences. Address: Russia, 692525, ^sm^sk, Okhotnichya str. 1A. Ph.: +7 914 7121841. E-mail: [email protected].
*** Bogdanov, Alexander Valeryevich, quick representative of Management of economic security and counteraction of corruption of Regional Department, Ministry of Internal Affairs of Russia across Primorsky Krai. Address: Russia, 690600, Vladivostok, Aleutskaya str., 44. Ph.: +7 914 067 7850. E-mail: [email protected].
© Васильева М.А., Степанюгин К.В., Богданов А.В., 2015
Уголовное право и уголовный процесс
причиняют колоссальный экономический вред стране и невосполнимый экологический урон. Проблема защиты лесных ресурсов от незаконных посягательств особенно актуальна для «лесных» регионов, к которым в полной мере можно отвести Дальневосточный федеральный округ. 80 % общей площади лесов сосредоточено в регионах Сибири и Дальнего Востока, только 10 % площади - на севере европейской части России, и лишь около 5 % лесов произрастают на Урале [4]. На долю всей остальной территории Российской Федерации приходится 5 % лесопокрытой площади. Приморский край, юг Хабаровского края, юг Якутии лидируют по лесопокрытой площади среди регионов Дальнего Востока. Только территория Хабаровского края располагает почти 51 млн. га леса, Приморского края - 11 млн. га [7, с. 20].
Именно на территории Дальневосточного федерального округа при наличии больших лесопокрытых территорий существует огромный спрос на древесину, в первую очередь со стороны жителей приграничного Китая. Китайские контрагенты сильно заинтересованы в непрерывном потоке лесосырья, при этом вопрос о законности его добычи на территории России для них не имеет существенного значения. В связи с этим китайскими предпринимателями в лесных районах Дальнего Востока осуществляется постоянная скупка любой древесины, в т.ч. добытой незаконным путем, с целью ее дальнейшего экспорта по подложным документам, подтверждающим ее происхождение.
Леса Дальнего Востока, как и лесной фонд иных регионов страны, подлежат правовой охране. За совершение незаконных рубок лесных насаждений предусмотрена уголовная ответственность по ст. 260 Уголовного кодекса РФ. По определению пленума Верховного Суда Российской Федерации (постановление от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения») под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. № 551 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. № 700), или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
За уничтожение и повреждение лесных насаждений также предусмотрена уголовная ответственность - по ст. 261 УК РФ. Предметом преступного посягательства в обоих указанных составах преступлений являются лесные насаждения (деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов, в т.ч. насаждения в аллеях, парках, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог), при этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Данные статьи востребованы и широко используются в практической деятельности сотрудников полиции. За период 2014 г. на территории Дальневосточного федерального округа зарегистрированы 6423 пожара [7]. Согласно статистическим данным ИЦ УМВД по ПК, только за 3 месяца 2015 г. на территории Приморского края были совершены 145 преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ. При этом важно отметить, что рост количества незаконных рубок лесных насаждений на территории Дальневосточного федерального округа происходит на фоне снижения соответствующих показателей по России в целом. Так, в 2013 г. в Российской Федерации по ст. 260 УК РФ было зарегистрировано 14640 преступлений, что меньше на 7,3 % соответствующих показателей 2012 г. В то же время в 2013 г на территории ДФО зафиксировано 1282 незаконных рубки, что превысило показатели 2012 г. на 7,4 %. Кроме этого, рост количества незаконных рубок лесных насаждений на территории Дальневосточного федерального округа происходит на фоне снижения количества экологических преступлений по России в целом. Так, с 2009 по 2013 гг. в Российской Федерации произошло снижение количества экологических преступлений с 46610 до 24730 (-53 %); начало 2014 г. также характеризуется снижением количества регистраций экологических преступлений почти на 10 %: с 3,34 тыс. экологических преступлений (январь-февраль 2013 г) до 3,01 тыс. экологических преступлений (январь-февраль 2014 г.)
Сотрудники органов предварительного расследования, оперативные уполномоченные полиции, иные подразделения полиции принимают активное участие в осуществлении охраны лесов путем профилактики, раскрытия и расследования преступлений. Вместе с тем, несмотря на значимость их деятельности, раскрываемость рассматриваемых составов преступлений невысока. Так, раскрываемость незаконных рубок леса в целом по России в 2013 г. составила 40,8 %, при этом показатели раскрываемости незаконных рубок лесных насаждений, совершенных на территории Дальневосточного федерального округа, значительно ниже среднестатистических - около 28 % [2].
В сложившейся ситуации, учитывая, что рациональное природопользование является движущей силой и основой долгосрочной экономической устойчивости, совершенствование системы мер, направленных на профилактику, пресечение и раскрытие преступлений в области лесопользования, особенно на территории Дальнего Востока, становится весьма значимым и актуальным.
Считаем перспективным и обеспечивающим повышение качества охраны лесных ресурсов от незаконных посягательств и повышение эффективности борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений, уничтожением и повреждением лесных насаждений направление деятельности
сотрудников полиции по использованию и развитию системы дистанционного мониторинга использования лесов в Российской Федерации. Данному направлению деятельности уделяется особое внимание на государственном уровне. Так, в соответствии с «Прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Правительством РФ), создание эффективных технологий дистанционных оценок состояния экосистем (ландшафтов) позволит повысить эффективность дистанционного мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пожары, незаконные рубки и т.д.), а также эффективность контроля за состоянием техногенно-нарушенных территорий. Современные системы дистанционного мониторинга позволяют решить ряд важных в экологическом и экономическом плане задач, в т.ч. обеспечение соблюдения лесного законодательства и привлечение к ответственности его нарушителей, повышение эффективности организации и прозрачности осуществления лесопользования.
Первые системы дистанционного мониторинга использования лесов в нашей стране применяются с 2005 г. Первоначально дистанционный мониторинг охватывал 7 субъектов страны (53 млн. га), в 2013 г. - уже 24 субъекта страны (более 175 млн. га), к 2020 г. планируется, что доля площади земель лесного фонда, на которых осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов, в площади земель лесного фонда, переданных в аренду, составит 75 % [1].
Использование систем дистанционного мониторинга леса позволяет эффективно осуществлять профилактирование преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, и направлено в первую очередь на установление широкого спектра задач, связанных с защитой лесных насаждений Дальневосточного региона и России в целом. Кроме этого, системы дистанционного мониторинга позволяют отследить, насколько осуществляемые рубки производятся в соответствии с нормативно-правовыми актами, установить состояние лесного фонда, подвергшегося изменениям в процессе эксплуатации лесов, особенно в результате сплошных рубок. В этой связи повышенное внимание к возможностям осуществления дистанционного мониторинга следует обратить на те территории нашей страны, где площади и запасы лесных ресурсов велики или произрастают достаточно редкие породы лесных насаждений, районы с высокими показателями нарушений лесного законодательства и экологической преступности в целом.
Рассматриваемая система дистанционного мониторинга состояния лесного фонда позволяет в совокупности с иными мероприятиями, направленными на защиту лесов, не допустить увеличения роста пожаров, а также незаконных рубок лесных насаждений на обследуемых территориях. Кроме того, информирование арендаторов о постоянном осуществлении дистанционного мониторинга в значительной степени дисциплинирует их и положительно влияет на динамику различного рода лесных нарушений, допускаемых при назначении, отводе и разработке лесосек, иных нарушений технического и нормативно-законодательного характера, в т.ч. подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. 260 Уголовного кодекса РФ. Данные статистики свидетельствуют, что осуществление дистанционного мониторинга в одном и том же лесничестве длительное время детерминирует снижение регистрируемых незаконных рубок лесных насаждений и иных нарушений лесного законодательства более чем на 30 %.
На территории Дальневосточного федерального округа, в т.ч. в Приморском крае, с 2005 г. используются две информационных системы дистанционного космического мониторинга обследуемых территорий: 1) Дистанционный мониторинг незаконных рубок и использования земель лесного фонда Приморского края; 2) Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз). Они осуществляются на основании ст. 90 Лесного кодекса РФ и утвержденного приказом Рослесхоза № 207 от 6 июня 2011 г. Порядка проведения государственной инвентаризации лесов.
Система ИСДМ-Рослесхоз ориентирована на выявление и профилактирование природных и лесных пожаров на территории нашей страны. Если учесть, что для Приморского края, богатого лесными ресурсами, проблема возникновения пожаров весьма актуальна (например, только в 2014 г. на территории Приморского края зарегистрирован 2351 пожар [7]), то рассматриваемая территория является хорошей платформой для отслеживания и демонстрации результатов внедрения вышеуказанной системы. ИСДМ-Рослесхоз позволяет объективно отслеживать важные для сохранности лесов и осуществления предупредительных мер данные, связанные с детектированием возгораний на лесных территориях, а также производить оценку пройденных огнём площадей. Технические средства ИСДМ-Рослесхоз позволяют пополнять базу сбора оперативных сведений о лесных пожарах, а также о процессе тушения от региональных пунктов диспетчерского управления. Специалисты указанных пунктов в случае установления загорания производят сопоставление космических данных с имеющимися региональными сведениями, таким образом, реализуя обратную связь и повышая эффективность производимого мониторинга. Ключевым фактором для использования систем ИСДМ-Рослесхоз является интеграция в одном геоинформационном интерфейсе разноплановой информации о складывающейся (или сложившейся) лесопожарной ситуации, в т.ч., например, космические данные, картографии, метеорологическая или иная подобная информация. Вышеуказанное позволяет более эффективно производить осуществление поддержки управленческих решений.
Диспетчерская служба лесного хозяйства, дислоцирующаяся на территории Приморского края, работает в круглосуточном круглогодичном режиме. Девять диспетчеров осуществляют разноплановые процессы, направленные на сбор, обработку, а также непосредственный анализ поступающей лесопожарной информации в системе ИСДМ-Рослесхоз, в т.ч. оценивают текущую пожарную опасность, ориентируясь на условия погоды и фактическую горимость лесов на рассматриваемой территории. В некоторых случаях одним из итогов анализа информации является принятие решения о привлечении в места со сложившейся пожароопасной обстановкой резервных сил и средств пожаротушения.
Уголовное право и уголовный процесс
Дистанционный мониторинг незаконных рубок и использования земель лесного фонда Приморского края, как и ИСДМ-Рослесхоз, начал применяться с 2005 г. Обнаружение фактов незаконной заготовки древесины строится на обработке и дешифрировании материалов произведенной космической съемки. Нарушения лесного законодательства отслеживаются благодаря анализу снимков различного пространственного разрешения (2,5-23 м) с космических аппаратов, а также современных мультиспектральных, панхроматических снимков с применением спутников.
При обработке снимков, полученных в ходе дистанционного мониторинга местности, для выявления вновь появившихся фактов незаконных рубок лесных насаждений осуществляются следующие процессы: географическая привязка, радиометрическая калибровка, геометрическая коррекция полученных изображений, создание временных композиционно-совмещенных снимков нынешнего состояния лесного фонда и состояния прошлого года. Для обеспечения реализации этих процессов анализируется документация лесничеств, в т.ч. планы освоения лесов и лесные декларации, материалы лесоустройства.
Вместе с тем не вся территория Приморского края зондируется для использования дистанционного мониторинга незаконных рубок и использования земель лесного фонда. Так, в 2013 г. к объектам работ по мониторингу относились Дальнереченское, Верхне-Перевальнинское и Рощинское лесничества, что составляет более 30 % от общей площади земель лесного фонда Приморского края. В ходе проводимой работы выявлялись случаи, требующие дополнительной проверки. В течение 2013 г. наземным обследованием, произведённым работниками лесничеств филиалов КГКУ «Приморское лесничество», в ходе натурных проверок из 17 таких случаев выявлено 4 факта нарушения требований лесного законодательства, предусмотренного ст. 260 УК РФ, общая сумма ущерба составила более 10 млн. рублей.
Вышеуказанное позволяет говорить о том, что результаты космической деятельности успешно применяются в лесном хозяйстве. Однако, несмотря на положительные результаты применения систем дистанционного мониторинга, их использование сопряжено с определенными трудностями, которые усложняют процесс оперативного реагирования.
Так, натурными проверками данных космического мониторинга о незаконных рубках лесных насаждений подтверждаются и действительно являются незаконными только чуть более 20 % фактов, что, по нашему мнению, является низким показателем.
Зачастую неподтверждение факта нарушения законодательства в области защиты лесных насаждений натурной проверкой возникает в результате несвоевременного предоставления лицам, осуществляющим анализ снимков, данных об объёмах использования лесов. Например, нередко им направляется неполный комплект документации о законно отведённых лесосеках, что отражается на результатах анализа снимков.
Кроме этого, процесс дешифровки и анализа данных космического мониторинга весьма трудоёмок и времязатратен. Например, нередки случаи, когда передача обработанных данных для проведения наземной проверки осуществляется только через полгода с момента проведения космической съёмки. Это, безусловно, затрудняет доказывание фактов незаконных рубок лесных насаждений при осуществлении предварительного расследования.
Таким образом, для повышения результативности систем дистанционного мониторинга необходимо активизировать и ускорить процесс представления космических снимков. Повышение эффективности показателей использования дистанционного мониторинга видится в создании центра дистанционного мониторинга на региональном уровне. Это позволит обеспечить своевременность проведения оперативных мероприятий по лесозащите, тушению лесных пожаров, выявлению, пресечению и профилактике незаконных рубок лесных насаждений, а также иных правонарушений лесного законодательства. В настоящее время анализ и дешифровка данных со спутников при дистанционном мониторинге осуществляются вне Приморского края - в г. Хабаровск Хабаровского края, куда направляется информация от всех субъектов Дальневосточного федерального округа одновременно. Именно сложности, возникающие в связи с обработкой больших объёмов информации единым органом, детерминирует затягивание процесса реагирования на выявленные факты преступной деятельности. Исходя из вышесказанного, считаем необходимым создание на базе Департамента лесного хозяйства Приморского края самостоятельного отдела по дешифрованию и анализу данных, поступающих от систем спутникового наблюдения. Достаточно небольшая территория обслуживания существенно снизит временные затраты на обработку, анализ и направление значимых сведений в регионы для последующей натурной проверки данных.
Указанные проблемы при использовании систем дистанционного мониторинга не снижают эффективности всей системы в целом. Использование космических разработок и инноваций в целях качественного предупреждения и выявления фактов нарушений лесного законодательства при проведении дистанционного мониторинга, в т.ч. использование системы дистанционного мониторинга для обнаружения лесных пожаров (ИСДМ-Рослесхоз), значительно облегчает работу специалистов лесничеств, может быть положено в основу обеспечения экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий [3].
Вышеуказанное позволяет оптимистично смотреть на реализацию «Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому процесс перехода к экологически эффективному развитию существенно ускорится за счёт как разработки и коммерциализации новых технологий в сфере ресурсосбережения, повышения экологической эффективности и обеспечения экологической безопасности, так и модернизации экологического мониторинга и государственного экологического надзора.
Васильченко Е.И., Прокофьева С.М. К вопросу о производстве неотложных следственных действий.
Список литературы
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 318 // Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы. - С. 25. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Аналитическая справка ФКУ «ГИАЦ МВД России» «Статистические сведения по ст. 260 УК РФ "Незаконная рубка лесных насаждений" за 2013 год». [Электронный ресурс]. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnyy-monitoring-v-rassledovanii-nezakonnyh-rubok-lesnyh-nasazhdeniy. pdf (дата обращения: 08.09.2015).
3. Васильева, М. А. Дистанционный мониторинг в расследовании незаконных рубок лесных насаждений // Территория новых возможностей: Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2014. - № 3. - С. 142-146.
4. Васильева, М. А. Первоначальный этап расследования незаконных рубок лесных насаждений (по материалам Дальневосточного региона России) : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12. - М. : РГБ, 2014. - 208 с.
5. МЧС России [Электронный ресурс] : Статистика. [сайт] URL: http://www.mchs.gov.ru/ folder/717147.
6. Справка ИЦ УМВД России по Приморскому краю. Сведения нарастающим итогом по выявлению преступлений по ст. 260 УК РФ за первый квартал 2014 г.
7. Федеральное агентство лесного хозяйства [Электронный ресурс] : Единая межведомственная информационно-статистическая система. - URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do.
8. Шейнгауз, А. С. Лесной комплекс Дальнего Востока России : аналитический обзор. -Владивосток; Хабаровск : ДВО РАН, 2005.
УДК 343.132
Е.И. Васильченко*, С.М. Прокофьева**
К вопросу о производстве неотложных следственных действий сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации
В статье исследуются правовые проблемы, связанные с неопределенностью перечня сотрудников органов внутренних дел, наделенных полномочиями органа дознания по производству неотложных следственных действий. Рассмотрена проблема, связанная с возможностью участия понятых при производстве неотложных следственных действий и осуществлением фото- и видеофиксации процедуры их производства. По итогам проведённого исследования авторами статьи сформулированы предложения по совершенствованию норм УПК РФ и ведомственного законодательства МВД России.
Ключевые слова: неотложные следственные действия, орган дознания, органы внутренних дел, полиция, МВД России, ведомственное законодательство, следователь, понятой, криминалистическая фотосъемка, криминалистическая видеосъемка, доказательственная информация.
E.I. Vasilchenko*, S.M. Prokofyeva**. On the issue of the production of urgent investigative actions by members of the Interior of the Russian Federation. The article examines the legal problems associated with the uncertainty of the list of internal affairs officers empowered the body of inquiry for execution of urgent investigative actions. The problem is connected with the possibility of the participation of witnesses in execution of urgent investigative actions and the implementation forensic photo and video of their procedures. According to results of the research the authors formulated proposals to improve the rules of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation and the Russian Ministry of Internal Affairs departmental legislation.
Keywords: urgent investigatory actions, the office of inquiry, internal affairs, police, MIA of Russia, departmental legislation, investigator, attesting witness, forensic photo, forensic video, evidentiary information.
Динамичное реформирование уголовно-процессуального законодательства путём совершенствования порядка деятельности правоохранительных органов по возбуждению и расследованию уголовных дел приводит к тому, что ряд правовых норм, регламентирующих функционирование отдельных правовых институтов, морально устаревает и не коррелируется с реальными потребностями
* Васильченко, Евгений Иванович, адъюнкт кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: +7(910)224-64-71. E-mail: [email protected]
** Прокофьева, Светлана Михайловна, профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected]
* Vasilchenko, Evgeniy Ivanovich, postgraduate student of Criminal Procedure Department of Saint-Petersburg University of Ministry of the Interior of Russia. 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str.,1. E-mail: [email protected].
** Prokofyeva, Svetlana Mikhailovna, Professor of Criminal Procedure Department of Saint-Petersburg University of Ministry of the Interior of Russia, Doctor of law, Professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Васильченко Е.И., Прокофьева С.М., 2015