Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии в организации педагогической практики студентов'

Дистанционные образовательные технологии в организации педагогической практики студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1747
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PRACTICE TEACHING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА / INSTRUMENTAL COMPUTER ENVIRONMENT / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Н. М.

В статье рассмотрены особенности использования дистанционных образовательных технологий при организации педагогической практики. Наряду с вопросами дистанционной формы обучения особое внимание уделено методическому сопровождению педагогической практики студентов посредством создания инструментальной компьютерной среды, обеспечивающей информационную и методическую поддержку студентов в освоении и использовании информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельностиТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

he article is devoted to the peculiarities of using distance learning technologies in organizing practice teaching. The author also pays special attention to the practice teaching methodological support with the help of instrumental computer environment, which provides information and methodological support for the students in mastering and using information and communication technologies in their future professional work.

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии в организации педагогической практики студентов»

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Н. М. Соловьева

Аннотация. В статье рассмотрены особенности использования дистанционных образовательных технологий при организации педагогической практики. Наряду с вопросами дистанционной формы обучения особое внимание уделено методическому сопровождению педагогической практики студентов посредством создания инструментальной компьютерной среды, обеспечивающей информационную и методическую поддержку студентов в освоении и использовании информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, педагогическая практика, дистанционное обучение, инструментальная компьютерная среда, интерактивность.

44

Summary. The article is devoted to the peculiarities of using distance learning technologies in organizing practice teaching. The author also pays special attention to the practice teaching methodological support with the help of instrumental computer environment, which provides information and methodological support for the students in mastering and using information and communication technologies in their future professional work.

Keywords: informatization, information technologies, practice teaching, distance learning, instrumental computer environment, interaction.

В данной статье мы предлагаем один из эффективных путей решения проблемы организации педагогической практики студентов в СевероВосточном федеральном университете (г. Якутск). На сегодняшний день педагогические отделения вуза ориентированы на подготовку учителей сельских школ республики. И вполне логично, что педагогическая практика должна проходить в реальных условиях сельского образовательного пространства. Территориальная специфика Республики Саха (Якутия), когда населенные пункты со школами находятся на рас-

стоянии в сотни километров друг от друга и от вуза, диктует такой путь для качественной организации педагогической практики, как широкое использование дистанционных образовательных технологий.

Дистанционное образование является эффективным механизмом формирования системы непрерывного образования, позволяющая обеспечить всем гражданам России реализацию их прав в области образования, позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего - жителям отдал ен-

ных сельских районов [2]. Успех применения дистанционных технологий зависит от степени разработки конкретных форм, методов и приемов дистанционного обучения, а также от уровня подготовленности преподавателя-методиста и студента-практиканта. Организуя педагогическую практику в дистанционной форме, мы имеем возможность не только поручить проведение «виртуальных» занятий собственным преподавателям, но и пригласить к сотрудничеству учителей-методистов, удовлетворяющих как по профессиональному уровню, так и по географическим запросам, из любой точки, охваченной сетью Интернет. И все это благодаря таким особенностям дистанционного образования, как гибкость, модульность параллельность, дальнодействие, асин-хронность, охват, рентабельность. По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения: интерактивное ТВ, видеоконференции, телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Интернет), рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения), рассылка аудио- видео- кассет и CD-ROM, рассылка через электронную почту и листы рассылки (на базе сети Интернет), через WWW [1].

Вопросам информатизации современного учебного процесса и основам использования информационных технологий при обучении посвящено большое количество исследований. Например, исследованы вопросы дистанционного обучения в высших учебных заведениях (А. А. Андреев); влияния информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе (В. П. Молочков); гуманитарно-социальные аспекты раз-

вития информационных технологий в информационном пространстве образовательного учреждения (И. Е. Васильева, Л. М. Завьялова, М. В. Копру-сова) , влияние инструментальной компьютерной среды на подготовку студентов к решению профессиональных задач учителя (Е. В. Баранова, И. К. Елизарова, В. В. Лаптев, И. В. Симонова); информатизации современных технологий обучения в высшей школе (О. К. Филатов), дидактических основ применения компьютерных технологий в процессе обучения (С. П. Седых), информатизации в образовательном учреждении и сервисного обслуживания компьютеров (Р. Р. Хасанов), Исследованию теоретических основ роли информационных технологий в духовно-нравственном развитии студентов посвящены работы М. А. Абрамовой [3]. Однако исследования содержания научно-пе-да гогической и учебно-педаго ги ческой литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений, на конференциях и семи- 45 нарах свидетельствуют о том, что единое толкование сущности и содержания процессов дистанционного обучения отсутствует.

Мы придерживаемся терминологии, данной сотрудниками лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования: дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными

46

средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Внедрение дистанционного образования позволяет вузу расширить географию предоставляемых образовательных услуг. Поскольку вся учебная и методическая информация размещается в сети Интернет и к ней разрешается адресный доступ, снижаются издержки учебного заведения на аренду помещений, оплату коммунальных услуг и командировочных расходов преподавателей-методистов. Удаленность многих учебных заведений от центра, большое количество малокомплектных школ, концентрация высших учебных заведений в столице Республики и отсутствие развитых транспортных средств неизбежно влечет за собой информационную изоляцию студента, находящегося на педагогической практике в школах и других учебных заведениях. Громадный массив педагогического опыта, методических наработок, уникальных авторских материалов, накопленный опытными учителями и преподавателями вузов, имеющих отношение к педагогической деятельности выпускников, оказывается недоступным для студентов, проходящих практику в районах Республики.

Интерес представляет модель телеобразования, появившаяся недавно, но ведущая к радикальным изменениям в организации современного образования. Исследователи данной модели обращают внимание на такую новую форму обучения, как виртуальные университеты. Эта технология позволяет группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь, на любом расстоянии друг от друга.

При этом средства телекоммуникации дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. Появление такой модели дистантного образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Данная модель еще не реализована полностью, так как сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.

Важным фактором в проведении педпрактики является соответствующим образом организованное информационное образовательное пространство. Информационное пространство позволяют формировать как стандартные средства информационных технологий, так и специализированные, одним из видов которых являются инструментальные компьютерные среды, представляющие собой комплексный инструментарий в поддержку профессиональной деятельности учителя как учебно-методической, так и внеучеб-ной. Схема проведения педагогической практики в отдаленных районах будет проходить по стандартной, общепринятой схеме. Отличия же проведения педагогической практики с использованием новых информационных технологий будут только на уровне оценки практики преподавателем и обратной связи студента с вузом. Плюс,

кроме собственно виртуальной педпрактики добавляется непосредственно дистанционное образование, когда студент может получать необходимые материалы для обучения и педпрактики, участвовать в виртуальных методических объединениях, семинарах.

Рассмотрим подобный пример инструментальных компьютерных сред, предложенный Е. В. Барановой, который можно использовать студенту при организации педпрактики, особенно в удаленном от вуза районе, как это часто бывает в Республике Саха (Якутия).

Автор полагает, что важной составляющей компьютерной среды являются информационные хранилища, содержащие учебные материалы по конкретным предметам и разделам, подготовленные профессиональными методистами. Это дает возможность педагогу включать материалы хранилищ в создаваемые им уроки.

Медиатека - организованное хранилище информационных объектов, из которых студент может сконструировать урок. Медиатека должна быть частично наполнена профессионалами - методистами, дизайнерами. Студент может использовать объекты, а также создавать собственные. Наличие наполнения представляется чрезвычайно важным, так как позволяет студенту использовать профессионально выполненные образцы и развивает у него готовность к их созданию. Значимые элементы наглядно-изобразительного материала медиатеки составляют: предметные изображения, серии сюжетных изображений к заданиям, видео- и анимационные сюжеты, дидактические игры, интерактивные задания, дидактические средства и др.

Средством, направленным на развитие профессиональной компетент-

ности студента при прохождении им педагогической практики, должно стать структурное представление учебно-методических материалов, подготовленных профессиональными методистами-предметниками. Таким инструментом является Методический кабинет, предназначенный для квалифицированной помощи студенту в создании уроков. Методический кабинет позволяет студенту осознанно воспользоваться инструментами инструментальной компьютерной среды, является ключом к использованию содержащихся в среде учебно-методических материалов.

Одно из важных методических умений, которым должен овладеть студент - разработка тематического планирования в соответствии с выбранной рабочей программой. Для этих целей разработан инструмент - Индивидуальный портфель. На основе тематического планирования студент должен научиться создавать конспект урока. Электронный конспект урока хранится в индивидуальном портфеле и представляет собой совокупность фрагментов урока, которые целесообразно реа-лизовывать с использованием инструментальной компьютерной среды. Система поддерживает несколько типов фрагментов урока: демонстрационный тип, тестовое задание, самостоятельная работа учащихся с информационными хранилищами, элементы проектной деятельности. Для этих целей разработана группа специальных инструментов: конструктор урока и конструктор тестов.

Конструктор урока - инструмент, который должен позволить студенту разрабатывать демонстрационные фрагменты, наглядно представляющие отобранные учебные материалы,

47

48

сохранять их, использовать уроки, разработанные коллегами. Конструктор тестов - инструмент, который должен позволить студенту разрабатывать и редактировать тестовые задания. Были выделены наиболее распространенные типы заданий по ступеням школы и разработаны образцы тестовых заданий по предметам. Подготовленный банк тестовых заданий позволит студентам научиться создавать задания для учащихся, направленные на: актуализацию знаний учащихся перед изучением нового материала; самостоятельную работу при изучении нового материала; обобщение нового материала или контроль; контроль знаний учащихся; закрепление новых знаний и повторение; установление связей между различными темами и др. Назначение рассмотренных инструментов должно способствовать формированию у студентов ряда общедидактических умений: определить место урока в системе изучения конкретной темы; отобрать материал к уроку в соответствии с целью, местом урока в системе, этапом урока, уровнем подготовленности учащихся; выстроить организационную структуру урока, предполагающую различные варианты сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы с использованием компьютерных заданий; определить возможности сопряжения компьютерного и традиционного обучения на уроке (видеть взаимосвязи предшествующей и последующей деятельности в условиях использования компьютера [4].

Таким образом, телекоммуникационные средства сети Интернет способны не только расширять возможности, но и менять привычный смысл

образования как передачи знаний. Одно из главных таких изменений -переход от репродуктивного усвоения информации к интерактивным и продуктивным формам обучения, обусловленным интеграцией новейших педагогических технологий с телекоммуникационными технологиями.

Акцентируя внимание на таких особенностях дистанционных технологий обучения, как многофункциональность, оперативность, продуктивность, насыщенность, возможность быстрой и эффективной творческой самореализации студентов, наличие для них персональной образовательной траектории, мы отмечаем, что это среда высокого интерактивного взаимодействия, внутри которой при помощи компьютерных телекоммуникаций создается уникальная учебно-познавательная среду - среда, используемая для решения различных дидактических задач. Однако для практического применения дистанционных технологий необходимо решение проблемы повышение информационной культуры преподавателей-методистов, содержания учебно-методического сопровождения педагогической практики, вопросов сотрудничества между преподавателями и студентами разных учебных заведений и разных регионов по достижению общей цели при выполнении телекоммуникационных учебно-исследовательских проектов во время педагогической практики.

Наиболее рациональным путем решения этих проблем представляется создание единой региональной многоуровневой системы непрерывной информационной подготовки педагогических кадров. Одной из важных, особенно в условиях Якутии, составных частей этой системы

должны стать виртуальные методические объединения, способствующие активизации обмена опытом и обеспечивающие информационную и методическую поддержки учителям в освоении и использовании информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапонов С. В., Джалиашвили З. О., Креч-ман Д. Л., Никифоров И. С., Ченосова Е. С., Юрков А. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

2. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дисс. ... д-ра пед. наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iet.mesi.ru/dis/11o.htm

3. Абрамова М. А. Роль информационных технологий в духовно-нравственном развитии студентов // VI Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного общества - Интернет и современное общество». - СПб., 2003.

4. Баранова Е. В., Елизарова И. К., Лаптев В. В., Симонова И. В. Инструментальная компьютерная среда для подготовки студентов к решению профессиональных

задач учителя // Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательная среда сегодня и завтра». - М., 2004.

5. Васильева И. Е., Завьялова Л.М., Копрусо-ва М. В. Гуманитарно-социальные аспекты развития информационных технологий в информационном пространстве образовательного учреждения // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VI Всероссийской объединенной конференции. -СПб., 2003.

6. Методика дистанционного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cdo.bseu.by/about/DA.htm

7. Молочков В. П. Информационные технологии обучения // Компьютерные учебные программы и инновации. - 2004. - № 1.

8. Педпрактика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fti.sitc.ru/pedpraktika/ ^ех^р?тепи=аЬо^

9. Седых С. П. Применение компьютерных технологий в процессе обучения: Практическое руководство. - Краснодар, 1999.

10. Филатов О. К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. - Ростов: ТОО Мираж, 1997.

11. Хасанов Р. Р. Информатизация в образовательном учреждении и вопросы сервисного обслуживания компьютеров // Центр информатизации образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biro. ufanet.ru/servis.htm ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.