Научная статья на тему 'Применение ИКТ-технологий в организации педагогической практики студентов'

Применение ИКТ-технологий в организации педагогической практики студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Н. М., Макаренко Т. А.

В статье описывается применение икттехнологий в организации педагогической практики студентов. С появлением технологии World Wide Web компьютерные и телекоммуникационные системы стали играть существенную роль в образовании. Это связано с тем, что Веб-технологии обеспечивают не только представление учебной информации, но и услуги быстрой и удобной связи, а также интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Это приводит к интерактивному общению студентов и преподавателей. Создание сайтов и их применение в педагогическом процессе, дает возможность повысить качество знаний и улучшить профессиональную подготовку студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of information technologies in teaching practice of students

The article describes the application of IKT technologies while organizing the pedagogical practice of the students. With the invention of World Wide Web, computer and telecommunication systems have began to play an essential role in education. This is bound up with the WEB-technologies which provide not only representation of the educational information, but also fast and convenient communication, and also interaction between the teacher and students. It lеads to the interactive dialogue between the student and teachers. Creation of sites and their application in pedagogical process, also provides us with a huge opportunity to raise(increase) quality of knowledge and to improve professional training of the students.

Текст научной работы на тему «Применение ИКТ-технологий в организации педагогической практики студентов»

Задания:

Ознакомьтесь с данной моделью: какие параметры переменные, а какие зависимые? Определите минимальное и максимальное значения переменных величин.

1. Какое электрическое поля называется однородным?

2. Дайте определение физической величине - поверхностная плотность заряда.

3 Из каких основных частей состоит конденсатор?

4. Какие типы конденсаторов вам известны?

5. Для чего используются конденсаторы?

6. А) Меняя величину поверхностной плотности заряда пластин конденсатора, проследите, как меняется картина силовых линий и эквипотенциалей электрического поля. Сделайте рисунок в тетради.

6. Б) Сделайте вывод, как зависит густота силовых линий и эквипотенциалей электрического поля от величины поверхностной плотности заряда.

7. А) Меняя величину пробного заряда, проследите, как меняется сила, действующая на этот заряд со стороны электрического поля конденсатора.

7. Б) Сделайте вывод, как зависит сила электрического поля конденсатора от величины пробного заряда.

8. А) Измените знак пробного заряда и проследите, как изменится сила, действующая на этот заряд со стороны электрического поля конденсатора.

8. Б) Сделайте вывод, какое направление имеет сила электрического поля конденсатора, действующая на пробный заряд в зависимости от знака этого заряда.

9. А) Поверхностная плотность заряда конденсатора равна 0,6* 10-8 Кл/м2. Определите силу электрического поля, действующую на пробный заряд 0,4* 10-8Кл внутри конденсатора.

9. Б) По данным модели составьте условие задачи, проведите ее решение и проверку с помощью компьютерной модели.

При регулярной работе с компьютерными моделями на основе придуманных заданий имеет смысл составить бланки компьютерных работ. Задания следует располагать по мере возрастания их сложности: начиная с самых простых заданий ознакомительного характера и экспериментальных задач и заканчивая заданиями творческого, исследовательского или поискового характера. Использование данных бланков дает наибольший учебный эффект. Считаем, что необходимо создание единой методики применения не только компьютерных моделей, но и в целом электронных образовательных ресурсов.

УДК 378.147.88:004.9 С 603

Н.М. Соловьева, Т.А. Макаренко

Якутский государственный университет E-mail: yktnti @,v andex. ru

Применение икт-технологий в организации педагогической практики студентов

В статье описывается применение икт- технологий в организации педагогической практики студентов. С появлением технологии World Wide Web компьютерные и телекоммуникационные системы стали играть существенную роль в образовании. Это связано с тем, что Веб-технологии обеспечивают не только представление учебной информации, но и услуги быстрой и удобной связи, а также интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Это приводит к интерактивному общению студентов и преподавателей. Создание сайтов и их применение в педагогическом процессе, дает возможность повысить качество знаний и улучшить профессиональную подготовку студентов.

N.M. Solovyeva, T.A. Makarenko

Y akutsk state university E-mail: vktnti @v andex. ru

The application of information technologies in teaching practice of students

The article describes the application of IKT technologies while organizing the pedagogical practice of the students. With the invention of World Wide Web, computer and telecommunication systems have began to play an essential role in education. This is bound up with the WEB-technologies which provide not only representation of the educational information, but

2008/15

also fast and convenient communication, and also interaction between the teacher and students. It leads to the interactive dialogue between the student and teachers. Creation of sites and their application in pedagogical process, also provides us with a huge opportunity to raise(increase) quality of knowledge and to improve professional training of the students.

На современном этапе в условиях модернизации российского образования происходит структурно-содержательное изменение системы высшего профессионального образования. Происходящие преобразования обусловлены усиливающимися тенденциями глобализации, гуманизации и информатизации образования, необходимостью использования интеллектуальнотворческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни и устойчивого экономического развития России. В Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО был определен один из основных механизмов реформирования системы образования - ее информатизация [1]. Тем самым обозначено стремление вхождения России в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях.

С появлением технологии World Wide Web компьютерные и телекоммуникационные системы стали играть существенную роль в образовании. Это связано с тем, что веб-технологии обеспечивают не только гипермедийное представление учебной информации, но и услуги быстрой и удобной связи, а также интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Стремительное развитие получает интернет и в Республике Саха (Якутия). Сейчас уже трудно представить учебное заведение без компьютерного класса и выхода учеников в виртуальную сеть. Несмотря на то что компьютерные технологии достаточно дорогостоящие средства, общество стремится приобщать к работе с ними все больше детей, так как их образовательный потенциал очень велик. Известный педагог Энтони Маллан заметил, что если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы создать специально для целей образования. В связи с этим, говоря о новых информационных технологиях в образовательном процессе, педагоги начали задумываться об определении их дидактических возможностей.

Современные реалии высшего образования определяют приоритет компетентностного подхода к профессиональному обучению, что детерминирует совершенствование системы подготовки специалистов, обуславливает необходимость ориентации на информатизацию и интенсификацию процесса обучения. Головным вузом нашей республики является Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова. Ежегодно сотни студентов проходят практику во всех улусах республики, поэтому из-за отдаленности невозможны общепринятое в таких ситуациях сотрудничество с преподавателем, поиск необходимых для работы материалов, нарушается контроль преподавателя за результатами педагогического опыта студента. Поэтому возникла потребность в их дистанционном руководстве и в стабильной связи с преподавателями.

На физическом факультете ЯГУ одним из выходов в данной ситуации считают создание педагогического сопровождения студентов-практикантов, основанного на следующих принципах:

1. Принцип педагогической целесообразности. Данный принцип позволяет поставить на первый план содержательное наполнение всех предлагаемых студентам-практикантам материалов.

2. Принцип выбора содержания. Содержание педагогической практики должно соответствовать нормативным требованиям государственного образовательного стандарта и модели выпускника.

3. Принцип мобильности. Заключается в оперативном принятии решений и позволяет корректировать или дополнять содержательную сторону педагогической практики.

4. Принцип интегрированности. Основан на практическом применении пройденных студентами различных теоретических дисциплин и интеграция их в своей работе в период педагогической практики.

Ключевой основой создания педагогического сопровождения является специализированный факультетский сайт по педагогической практике. С внедрением сайта сама технология прохождения практики по своей сути не меняется, она проходит по стандартной, общепринятой схеме. Целью создания сайта является обеспечение методической, теоретической, психологической и информационной поддержки студентов педагогических специальностей вузов и молодых специалистов, выезжающих на педагогическую практику и на работу в школы, расположенные далеко от вуза.

В структуру сайта входят страницы, на которых находятся: документы, необходимые для

прохождения практики, методические рекомендации, примеры оформления педагогического дневника. На сайте функционирует форум, где студенты могут попросить о помощи, поделиться учебными материалами. Это позволило обеспечить адресную поддержку студентов в период педагогической практики, на основании обратной связи скорректировать содержание предметов педагогического цикла и, как следствие, повысить качество преподавания и уровень знаний будущих учителей, уменьшить отток молодых специалистов из школ республики, повысить интерес студентов и молодых специалистов к прохождению педагогической практики. Кроме сайта, который обеспечивает студента материалами, дает возможность быстро попросить о помощи и получить ее, широко используется в практике e-mail. С помощью электронной почты наиболее удобно общаться с руководителем педпрактики.

После прохождения студентами педагогических практик было проведено анкетирование (принимало участие 65 респондентов, студенты 3 и 4 курсов), которое показало следующие результаты:

1. Все 100% студентов умеют пользоваться материалами сайта.

2. На форум выходили 2 раза за период практики 45%, 1 раз - 28%, ни разу не выходили 27% (одной из причин называют: отсутствие сети Интернет в удаленных районах Республики Саха (Якутия)).

3. Задавали вопросы преподавателям по e-mail - 32%.

4. 66% отмечают, что сайт является необходимым элементом педагогической практики; 20% считают, что можно обойтись без него; 14% придерживаются нейтрального мнения.

5. 100% считают, что компьютерные технологии прочно вошли в образовательный процесс и современному учителю нельзя обойтись без их освоения.

Таким образом, мы видим, что студенты и преподаватели, учителя школ республики, получили возможность иметь информационную поддержку педагогической практики, доступ к педагогической информации, что позволило повысить качество подготовки будущих учителей, появилась возможность персонализировать обучение студентов и способствовать внедрению в учебный процесс информационных технологий и педагогических инноваций. Создан инструмент для интерактивного взаимодействия различных участников педагогического процесса -преподавателей вузов, студентов, школьных учителей.

В связи с тем, что в своей работе мы наметили создание педагогического сопровождения для студентов, одной из наших задач использования новых информационных технологий в педагогической практике явилась организация информационного образовательного пространства, с помощью не только сайта, но и информационного хранилища, содержащего учебные материалы по конкретным предметам и разделам, подготовленные профессиональными методистами. Это дает возможность педагогу включать материалы хранилищ в создаваемые им уроки. Медиатека - организованное хранилище информационных объектов (ИО) ИКС, из которых студент может сконструировать урок. Медиатека должна быть частично наполнена профессионалами - методистами, дизайнерами. Студент может использовать объекты, а также создавать собственные. Наличие наполнения представляется чрезвычайно важным, т.к. позволяет студенту использовать профессионально выполненные образцы и развивает у него готовность к их созданию. Значимые элементы наглядно-изобразительного материала Медиатеки составляют: предметные изображения; серии сюжетных изображений к заданиям; видео- и анимационные сюжеты; дидактические игры; интерактивные задания; дидактические средства и др.

Средством, направленным на развитие профессиональной компетентности студента при прохождении им педагогической практики, должно стать структурное представление учебнометодических материалов, подготовленных профессиональными методистами-предметниками. Таким инструментом в ИКС является методический кабинет, предназначенный для квалифицированной помощи студенту в создании уроков, в том числе и с помощью ИКС. Методический кабинет позволяет студенту осознанно воспользоваться инструментами ИКС, является ключом к использованию, содержащихся в среде, учебно-методических материалов.

Материалы методического кабинета ориентированы на их использование при изучении студентами дисциплин методического цикла. Единая для всех дисциплин структура позволяет студентам овладевать общеучебными, общими методическими умениями: определять место урока в системе уроков, ставить цель урока, выбирать тип урока, оптимально соответствующий его цели, определять структуру урока, подбирать конкретный материал к уроку, строить урок выбранной структуры в соответствии с целью и т.п. Методический кабинет предназначен для

2008/15

помощи студенту при подготовке к уроку для актуализации теоретических знаний и их осознанного использования при создании конкретных материалов.

Одно из важных методических умений, которым должен овладеть студент - разработка тематического планирования в соответствии с выбранной рабочей программой. Для этих целей разработан инструмент - индивидуальный портфель. На основе тематического планирования студент должен научиться создавать конспект урока. Электронный конспект урока хранится в индивидуальном портфеле и представляет собой совокупность фрагментов урока, которые целесообразно реализовывать с использованием ИКС. Система поддерживает несколько типов фрагментов урока: демонстрационный тип, тестовое задание, самостоятельная работа учащихся с информационными хранилищами, элементы проектной деятельности. Для этих целей разработана группа специальных инструментов.

Конструктор урока для школы - инструмент, который должен позволить студенту - будущему учителю - разрабатывать демонстрационные фрагменты, наглядно представляющие отобранные учебные материалы, сохранять их, использовать уроки, разработанные коллегами. Конструктор тестов - инструмент, который должен позволить студенту - будущему учителю -разрабатывать и редактировать тестовые задания. Были выделены наиболее распространенные типы заданий по ступеням школы и разработаны образцы тестовых заданий по предметам. Подготовленный банк тестовых заданий позволит студентам научиться создавать задания для учащихся, направленные: на актуализацию знаний учащихся перед изучением нового материала; на самостоятельную работу при изучении нового материала; на обобщение нового материала или контроль; на контроль знаний учащихся; на закрепление новых знаний и повторение; на установление связей между различными темами и др.

Назначение рассмотренных инструментов - способствовать формированию у студентов -будущих учителей - ряда общедидактических умений: определить место урока в системе изучения конкретной темы; отбирать материал к уроку в соответствии с целью, местом урока в системе, этапом урока, уровнем подготовленности учащихся; выстраивать организационную структуру урока, предполагающую различные варианты сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы с использованием компьютерных заданий; определять возможности сопряжения компьютерного и традиционного обучения на уроке (видеть взаимосвязи предшествующей и последующей деятельности в условиях использования компьютера) [7]. Некоторые из компонентов рассмотренных ИКС можно размещать на сайтах, для общего доступа, на СБ, БУБ.

Итак, в заключение отмечаем:

- информатизация является объективным и закономерным процессом, распространяющимся и на систему образования. Средства новых информационных технологий являются материальной основой развития системы дистанционного обучения;

- одно из применений дистанционных технологий мы видим в организации педагогической практики студентов, особенно на обширных территориях, когда населенные пункты со школами находятся на расстоянии в сотни километров от вуза, и студент не может посещать библиотеки, пользоваться методическими материалами, консультироваться с руководителем по общепринятой схеме;

- усиление информационной поддержки положительно влияет на оперативность передачи необходимого материала, улучшение управления педагогической практикой, а постоянная связь со студентом-практикантом помогает принимать оперативное решение на возникающие у них вопросы;

- создание сайтов виртуальной помощи позволяет содействовать внедрению современных информационных технологий в процесс подготовки будущего учителя. Какие бы реформы ни предпринимались обществом в области образования, всегда важнейшей фигурой в них будет учитель;

- важным фактором в проведении педпрактики является соответствующим образом организованное информационное пространство, которое позволяют формировать как стандартные средства информационных технологий, так и специализированные;

- развитие информационных средств и технологий обучения, оказание на их основе методической поддержки студентам вуза, молодым специалистам и учителям школ, будет способствовать развитию педагогического образования;

- организация медиотеки позволяет снабдить студента разнообразным дидактическим инст-

рументарием, которым он может воспользоваться как строительным материалом для построения своих уроков;

- возможности дистанционного образования позволяют организовать виртуальные курсы, семинары и обеспечить участие студентов в виртуальных методических объединениях, конференциях.

Литература

¡.Булгакова Е. Т. Использование информационных технологий в учебном процессе / Е. Т. Булгакова // Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2004. - №2 (12).

2.Баранова Е.В. Инструментальная компьютерная среда для подготовки студентов к решению профессиональных задач учителя / Е.В. Баранова, И.К. Елизарова, В.В. Лаптев, И.В. Симонова //Образовательная среда сегодня и завтра: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М., 2004.

3.Воротницкий Ю.И.Тенденции применения новых информационных технологий в образовании / Ю.И. Ворот-ницкий, А.Н. Курбацкий, Н.И. Листопад // Информатика и образование. - 1999. - №3. - С. 21.

4.http://edu.userline.ru/about/oco.php?2&design=graf&lang=RUS

5.Молочков В. П. Информационные технологии обучения / В. П. Молочков // Компьютерные учебные программы и инновации. - 2004. - №1.

6.Пикалов Д. В. Дистанционное образование в Ставропольском государственном университете: задачи и перспективы/ Д. В. Пикалов // Компьютерные учебные программы и инновации. 2004. №5.

7.Седых С. П. Применение компьютерных технологий в процессе обучения: Практическое руководство / С.П. Седых. - Краснодар, 1999. - С. 98.

8. Педпрактика http://fti.sitc.ru/pedpraktika/index.php?menu=about

References

1.Bulgakova E.T. The use of information technologies in educational process // The Bulletin of Northern Caucasus state technological university. Series «The Humanities». - 2004. - №2 (12).

2.Baranova E.V., Elizarova I.K., Laptev V.V., Simonova I.V. Instrumental computer environment for training students to solve professional tasks of a teacher // Educational environment today and tomorrow: Russian scientific and practical conference. - M., 2004.

3.Vorotnitskiy Yu.I., Kurbatskiy A.N., Listopad N.I. Trends of new information technologies application in education / Informatics and education. - 1999. - №3. - Р.21.

4.http://edu.userline.ru/about/oco.php?2&design=graf&lang=RUS

5. Molochkov V.P. Education information technologies // Computer educational programmes and innovations. - 2004. - №1.

6.Pikalov D.V. Distant education in Stavropol State University: problems and prospects // Computer educational programmes and innovations. - 2004. - №5.

7.Sedykh S.P. Computer technologies application in educational process: Practice guide. - Krasnodar, 1999. - Р. 98.

8.Teaching practice http://fti.sitc.ru/pedpraktika/index.php?menu=about

УДК 373.5.016: (53+574)

С 655

Л. А. Сорокина

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова Россия, Барнаул, пр. Ленина, д. 46, тел./факс: 8(385-2) 36-79-04

К вопросу о формировании экологических знаний у школьников в процессе обучения физике

Статья направлена на формирование экологических знаний на уроках физики в школе. Определены роль и место физики в экологическом образовании школьников, с учетом возрастных особенностей. В данной статье отражены материалы исследований.

L.A. Sorokina

The Altay state technical university named by I.I. Polzunov Russia, Barnaul, Lenin avenue, 46, tel./fax: 8(385-2) 36-79-04

To the question on formation of ecological knowledge at schoolboys during training to the physics

Clause is directed on formation of ecological knowledge at lessons of physics at school. The role and a place of physics in ecological education of schoolboys, in view of age features are certain. In given clause materials of researches are reflected.

Основы экологического образования подрастающего поколения закладываются в школе. За-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.