Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / студенты / творческий вуз / дистанционные образовательные технологии / балльно-рейтинговая система / physical culture / sports / students / creative university / distance learning technologies / point-rating system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомкин Алексей Альбертович

Рассмотрены противоречия при внедрении дистанционных образовательных технологий в учебный процесс в вузах. Разработан электронный учебный курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» в творческом вузе на основе образовательной платформы Moodle. Определены основные критерии балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сомкин Алексей Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE DISCIPLINE “PHYSICAL CULTURE AND SPORTS” AT THE CREATIVE UNIVERSITY

Discussed are the contradictions in the implementation of distance learning technologies in the educational process in universities. An electronic training course on "Physical Culture and Sports" was developed in a creative university based on the Moodle educational platform. The main criteria of the point-rating system for monitoring and evaluating students' knowledge are determined.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-32-43

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ

А.А. Сомкин

Рассмотрены противоречия при внедрении дистанционных образовательных технологий в учебный процесс в вузах. Разработан электронный учебный курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» в творческом вузе на основе образовательной платформы Moodle. Определены основные критерии балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, творческий вуз, дистанционные образовательные технологии, балльно-рейтинговая система.

DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS" AT THE CREATIVE UNIVERSITY

Сомкин Алексей Альбертович, д-р пед. наук, проф., заслуженный тренер России, somkin.van@yan-dex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Somkin A.A., doctor of pedagogical sci-ences,professor, Honored coach of Russia, somkin.van@yandex.ru, Russia, Saint Petersburg, Saint Petersburg State University of Film and Television

Discussed are the contradictions in the implementation of distance learning technologies in the educational process in universities. An electronic training course on "Physical Culture and Sports" was developed in a creative university based on the Moodle educational platform. The main criteria of the point-rating system for monitoring and evaluating students' knowledge are determined.

Key words: physical culture, sports, students, creative university, distance learning technologies, point-rating system.

23 августа 2017 года Министерством образования и науки Российской Федерации был издан приказ № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Данный приказ предусматривал, что образовательные организации (в том числе высшие учебные заведения) могут реализовывать свою образовательную деятельность, используя частично или даже полностью такие актуальные и инновационные подходы, как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ДОТ). При этом необходимо обязательно учитывать специфику конкретной образовательной организа -ции и существующие у нее образовательные программы.

Публикация данного приказа сразу вызвала широкую дискуссию в университетской среде как среди представителей профессорско-преподавательского состава, так и среди студентов, в основном, конечно, очной формы обучения. Не отрицая того факта, что в высшей школе при органи -зации учебного процесса необходимо более активно внедрять передовые

цифровые технологии, часть экспертного и преподавательского сообщества все-таки видела формирование в университете электронной информа -ционно-образовательной среды (ЭИОС) лишь как определенное дополнение к традиционной, десятилетиями сложившейся «контактной» форме обучения студентов. Кроме того, целый ряд предметов для студентов большинства технических, гуманитарных и, тем более медицинских или творческих специальностей и направлений подготовки, в принципе предполагает только так называемый контакт «лицом к лицу» преподавателя со студентом [1]. С другой стороны, многие студенты вузов отмечали доста -точно большое количество положительных моментов в переводе части учебных курсов на дистанционный формат обучения. Прежде всего, для них были привлекательны следующие моменты: возможность формировать для себя наиболее удобную (например, по затрачиваемому ими вре -мени или по месту пребывания для прохождения учебного курса) лично -стно-ориентированную образовательную траекторию по определенным, в основном непрофильным, предметам. Кроме того, к положительным сторонам перевода можно отнести: вариативность в планировании и организации своего «рабочего времени»; доступность использования наиболее современных ДОТ и новых средств коммуникации с преподавателями; приобретение прикладных навыков работы в ЭИОС, которые большинству из студентов будут необходимы не только в учебной, но и в будущей про -фессиональной деятельности [2-4].

Поэтому не случайным явилось активное внедрение ДОТ при реализации учебных дисциплин по физической культуре и спорту, которые для образовательных организаций не относились к числу профильных, например, в технических, медицинских или творческих вузах [5-8]. Имелись и определенные сомнения в том, насколько готовы будут студенты непрофильных (нефизкультурных) вузов адекватно воспринимать довольно обширный материал, в частности, по теоретическому курсу «Физическая культура и спорт» в формате самостоятельной работы. Кроме того, как будут восприниматься ими регулярные тестирования по изученным темам данного курса. Однако, с другой стороны, ЭИОС должна была стать важ -нейшим активатором студентов к их самостоятельной (внеаудиторной) учебно-познавательной деятельности, вырабатывать у них потребности к самообучению и самоорганизации, пусть и не по профильному предмету.

Цель исследования - разработать электронный учебный курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» на основе образовательной платформы Moodle и балльно-рейтинговую систему контроля и оценки знаний студентов очной формы обучения в творческом вузе.

Задачи исследования:

1) изучить материалы научно-методической литературы по вопросам внедрения передовых информационных образовательных технологий в учебный процесс по физической культуре и спорту в российских вузах;

2) определить перспективы использования системы дистанционного обучения (СДО) Moodle при разработке электронного курса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в творческом вузе;

3) разработать и внедрить в образовательный процесс творческого вуза электронный курс по «Физической культуре и спорту» для студентов всех направлений подготовки и специальностей очной формы обучения.

Методика и организация исследования. Методы исследования:

- анализ научно-методической литературы по теме исследования;

- составление теоретического материала в пределах формата учеб -ного плана по дисциплине «Физическая культура и спорт»;

- разработка электронного курса в СДО Moodle и балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов по данной дисциплине.

Организация исследования. Процесс разработки и дальнейшего внедрения в учебный процесс в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) электронного курса по дисци -плине «Физическая культура и спорт» состоял из трех последовательных этапов.

Первый этап - подготовительный, включал:

- разработку общей структуры электронного курса и содержания всех лекций и методико-практических занятий;

- составление комплектов вопросов и возможных вариантов ответов на них для прохождения тестирований по каждой лекции, а также еще двух тестирований по материалам методико-практических занятий;

- определение системы начисления баллов студенту за каждый пройденный им элемент электронного курса по «Физической культуре и спорту», а также дополнительных баллов за выполнение определенных заданий, при его желании повысить свой рейтинговый статус.

Второй этап - конструктивный. На этом этапе проходили разработка и тестирование в СДО Moodle интерактивного курса по «Физической культуре и спорту» с использованием сервиса Н5Р. Весь учебный материал был представлен в формате Н5РСоигееР^еП;айоп. Кроме того, были составлены и представлены материалы, необходимые студенту для успеш -ного прохождения курса, - это такие разделы, как «Информация о дисциплине» и «Информационные ресурсы дисциплины».

Третий этап - практическая реализация. Студенты СПБГИКиТ, поступившие на первый курс очной формы обучения, начали изучать данную дисциплину в опНпе-формате с 2018 года. В течение всего периода до настоящего времени абсолютное большинство студентов (среднее значение 95,5 %) успешно проходили данный предмет в таком формате.

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (3++) для подавляющего большинства направлений

подготовки (бакалавриат) и специальностей в непрофильных (нефизкультурных) вузах - технических, гуманитарных, медицинских, а также и творческих - дисциплины по физической культуре и спорту являются обязательными для освоения. Они должны реализоваться в порядке, устанавли -ваемом конкретным высшим учебным заведением. При этом, как правило, учебные планы предусматривают изучение всеми студентами очной формы обучения двух отдельных дисциплин. Первая дисциплина «Физическая культура и спорт» - это базовая учебная дисциплина, имеющая тео -ретико-методическую направленность. Ее основная задача заключается в формировании у студентов, прежде всего, естественнонаучных знаний о человеке, знаний по основам физической культуры, спорта, здорового образа жизни, физической рекреации и реабилитации, а также способности их прикладного использования в своей будущей полноценной профессиональной и социальной деятельности. Эта дисциплина включает лекцион -ные и методико-практические занятия, а также предусматривает самостоя -тельную работу студентов. Второй учебный предмет в вузе - это «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Преподавание данного предмета предполагает, что вуз должен обеспечить своим студентам максимально возможную вариативность в выборе образовательной траектории, которая может быть направлена у них либо на совершенство -вание спортивного мастерства (учебно-тренировочный вектор), либо на сохранение и укрепление своего здоровья (оздоровительно-рекреационный вектор). При этом данная дисциплина предполагает, по преимуществу, очный характер обучения и непосредственный «личный» контакт студен -тов с преподавателем на практических занятиях в соответствии с учебным планом или на учебно-тренировочных занятиях каким-либо видом спорта, который культивируется в данном вузе. При этом вне зависимости от выбранного студентом вектора, занятия по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» должны формировать у него, прежде всего, стойкое мотивационно-ценностное отношение к этой сфере своей деятельности как в период обучения в вузе, так и по его окончании.

Следует отметить, что учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» еще до начала пандемии коронавируса СОУГО-19 была переведена во многих вузах (руководствуясь вышеназванным Приказом № 816) в дис -танционный формат для студентов очной формы обучения. Данная дисци -плина в СПбГИКиТ, наряду с еще несколькими базовыми учебными предметами, была переведена частично (только лекционный курс) в дистанционный формат обучения уже в 2018/19 учебном году. Для реализации учебного процесса с использованием ДОТ в СПбГИКиТ была разработана и внедрена ЭИОС на основе системы дистанционного обучения (СДО) Moodle, которая на сегодняшний день является одной из самых распространенных информационно-коммуникационных технологий, в частности в системе высшего образования. СДО Moodle позволила преподавателям

кафедры физического воспитания СПбГИКиТ эффективно перевести дис -циплину «Физическая культура и спорт» в электронный формат благодаря ее простоте в использовании и высокой надежности в работе. Кроме того, СДО Moodle позволила непрерывно дополнять уже имевшиеся там образовательные ресурсы по дисциплине новыми, а также необходимыми сту -дентам вспомогательными сервисами и функциями. В разработанном электронном курсе обеспечена постоянная консультативная помощь студентам со стороны преподавателя, а также доступ к необходимой или дополнительной для них учебно-методической и справочной литературе. Максимально объективно осуществляется процесс тестирования по текущей в течение семестра и итоговой оценке знаний студентов.

В настоящее время на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ разработан и внедрен уже полный электронный курс по «Физической культуре и спорту», идентичный для студентов очной формы обучения всех направлений подготовки и специальностей. Этот online -курс состоит в окончательном варианте из трех взаимосвязанных разделов.

Первый раздел является вводным и знакомит студентов со всей необходимой для них информацией для планомерного и успешного про -хождения этой дисциплины на первом курсе в течение первого семестра, в котором они изучают «Физическую культуру и спорт» (рис. 1).

Рис. 1. Скриншот раздела «Информация о дисциплине» курса «Физическая культура и спорт» в СДО МооШе СПбГИКиТ

Раздел «Информация о дисциплине» содержит следующие блоки.

Объем дисциплины и виды учебной работы. В этом блоке студентам сообщается, что они изучают дисциплину «Физическая культура и спорт» в СПбГИКиТ в объеме 54 астрономических (или 72 академических) часов. Весь курс для них состоит из 8 лекций (12 часов), 8 методико -практических занятий (12 часов) и самостоятельной работы (30 часов).

Методические рекомендации по изучению дисциплины. Перед тем как приступить к изучению дисциплины в СДО Moodle студентам рекомендуют ознакомиться с пошаговой инструкцией. В ней подробно изло -жена последовательность изучения всего лекционного материала и мето-дико-практических занятий; порядок прохождения тестовых испытаний по каждой теме; балльно-рейтинговая система оценивания всех компонентов.

Тематический план дисциплины знакомит студентов с темами всех восьми лекций и методико-практических занятий учебного курса.

Универсальные компетенции, формируемые дисциплиной, соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту:

- по окончании курса студенты должны уметь использовать сред -ства и методы физической культуры, различных видов спорта, двигатель -ной рекреации и реабилитации для сохранения и укрепления своего здоровья, профилактики профессиональных заболеваний и вредных привычек;

- владеть средствами самостоятельного, методически грамотного использования современных методов физического воспитания, направлен -ных на постоянное физическое самосовершенствование и интеллектуальное развитие, которые необходимы для обеспечения полноценной социальной и профессиональной (по преимуществу, творческой в области кино и телевидения) деятельности по окончании высшего учебного заведения.

В блоке «Временной график изучения дисциплины» студентам сообщается информация - когда в течение семестра им будут доступны для изучения и тестирования последовательно все восемь тем учебного курса.

В блоке «Балльно-рейтинговая система оценки знаний» подробно излагается система начисления баллов за каждый пройденный элемент курса в течение семестра: за изучение текстов лекций и занятий, за тестирование по всем восьми лекциям и занятиям, бонусные баллы за своевременное выполнение всех заданий в течение семестра (всего, в общей сложности, 70 баллов). Далее студенты могут получить дополнительно до 30 баллов: за подготовку реферата в виде слайд-презентации (15 баллов), за составление конспекта фрагмента подготовительной части учебного занятия, который включает комплекс общеразвивающих упражнений (15 баллов). Таким образом, максимальная оценка студента на зачете может составлять 100 баллов, однако для получения недифференцированного зачета студенту достаточно набрать 56 баллов в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки знаний, принятой в СПбГИКиТ.

В первом разделе представлено также «Обращение к студентам перед изучением курса», которое доступно в двух вариантах. Первый вариант - это видеообращение преподавателя, ведущего данный курс, где он коротко излагает основные положения по его изучению и предъявляемые к студентам требования. Второй вариант - это печатный вариант данного видеообращения. Кроме того, в СДО Moodle имеется опция «Объявления», в которой преподаватель в течение семестра размещает для студентов текущую информацию и сообщения об открытии или закрытии каких-либо материалов курса, о сроках проведения зачета и ликвидации задолженностей.

Второй раздел включает в качестве основных составляющих весь учебный материал, изложенный в соответствии с планом в восьми темах, которые единообразно структурированы. В каждой теме, в соответствии с разработанным для студентов алгоритмом, первым «шагом» является изу -чение ими материала лекции. Инновационным подходом здесь было изло -жение его не в традиционной форме, свойственной для дистанционного формата, - воспроизведение типовой лекции, читаемой преподавателем online, а в виде слайд-презентации. При разработке в СДО Moodle интерактивного курса был использован сервис Н5Р, который на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных для создания необходимого преподавателю учебного контента. Поэтому все представленные в учебном курсе материалы - лекции и методико-практические занятия - это интерактивные презентации в формате H5PCoursePresentation.

Данный формат имеет следующие преимущества. У каждого слайда презентации имеется отдельное аудиосопровождение (текст, читаемый преподавателем), которое студент может включить в любое время нажатием «кнопки» на экране, затем прослушать его при необходимости любое число раз. Есть возможность поставить так называемый «якорь» на любой слайд, чтобы вернуться к нему повторно. Изучив весь материал, изложенный в презентации, на ее последнем слайде студент нажимает «кнопку», фиксируя таким образом завершение данного «шага». Это позволяет ему, во-первых, получить один балл за прохождение этого элемента курса, во -вторых, автоматически получить допуск к тесту по изученному материалу. CoursePresentation достаточно прост для освоения студентами и позволяет использовать его на любых мобильных устройствах, что дает возможность работать с ним, не являясь привязанным к стационарному месту пребывания. Если студент считает, что он не готов сразу приступить к тестирова -нию, то он может сделать второй «шаг» - еще раз изучить материал лекции, но уже в печатном варианте в формате PDF. Третий «шаг» - это тестирование (одна попытка - 15 минут), которое включает восемь вопросов с тремя возможными вариантами ответа с итоговой оценкой от одного до

четырех баллов. Пятый «шаг» - это изучение материала методического занятия тоже в формате CoursePresentation, за что, нажав «кнопку» на по -следнем слайде, студент также получает один балл. Однако в отличие от лекции для допуска к тесту студент должен еще изучить все материалы занятий из тем 1-4 для первого тестирования и по занятиям из тем 5-8 для второго тестирования. Все слайд-презентации занятий также имеют печатные варианты в формате PDF.

На рис. 2 для примера представлен скриншот «Тема 7. Фитнес -основное направление в сфере оздоровительной физической культуры» учебного курса «Физическая культура и спорт» в СДО Moodle. Эта тема состоит из одноименной лекции в форматах H5PCoursePresentation и PDF, тестового испытания по материалам изученной лекции, занятия в тех же форматах - H5PCoursePresentation и PDF. Касательно методико-практиче-ских занятий в каждой теме учебного курса, то они являются своеобразным дополнением к изложенному в лекции материалу. Так, занятие 7 имеет название «Аквафитнес - инновационное направление в сфере фит-нес-услуг».

▼ Тема 7. Фитнес - основное направление в сфере оздоровительной физической культуры

Слайд-конспект Лекции 7

Лекция 7. Фитнес - основное направление в сфере оздоровительной физической культуры

Тест по Теме 7. Фитнес - основное направление в сфере оздоровительной физической культуры

Слайд-конспект Занятия 7

% Занятие 7. Аквафитнес - инновационное направление в индустрии фитнес-услуг

Рис. 2. Скриншот «Тема 7. Фитнес - основное направление

в сфере оздоровительной физической культуры» курса «Физическая культура и спорт» в СДО Moodle СПбГИКиТ

Наконец, третий раздел - это «Информационные ресурсы дисциплины» (рис. 3).

Информационные ресурсы дисциплины

^ Глоссарий

|Ц[ Библиографический список

Пособие. Общеразвивающие упражнения 'И, Шаблон конспекта "Комплекс общеразвивающих упражнений"

Нормативы испытаний ВФСК ГТО. VI ступень [Л Инструкция по подготовке реферата по дисциплине "Физическая культура и спорт" I. | Электронные методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов В Рекомендуемые УоиТиЬе-ресурсы о поддержании формы

Рис. 3. Скриншот раздела «Информационные ресурсы дисциплины» курса «Физическая культура и спорт» в СДО МооШе СПбГИКиТ

Данный раздел включает следующие блоки. «Глоссарий», в котором в алфавитном порядке представлен минимально необходимый словарь наиболее важных для освоения студентами курса «Физическая культура и спорт» основных терминов и определений. В «Библиографический список» включен перечень основных и дополнительных литературных источников, которые могут быть полезны студенту для освоения учебного курса, а также для расширения своего кругозора в области физической культуры, спорта, анатомии, физиологии, здорового питания. Кроме того, в третьем разделе имеются дополнительные материалы, которые необходимы студентам, желающим повысить свой рейтинг за счет получения дополнительных баллов, - за подготовку реферата или комплекса общеразвивающих упражнений. В этом же разделе представлены материалы для самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями, что было особенно важно для них в период вынужденной изоляции, вызванной коронавирусом. При этом они могли сравнить свои достижения с тесто -выми показателями для своей возрастной группы - нормативами ВФСК «Готов к труду и обороне» соответствующей ступени.

В соответствии с учебным расписанием дисциплина «Физическая культура и спорт» была у студентов на каждой неделе (либо лекция, либо занятие). Однако, чтобы студент мог проявить вариативность в организа -ции своего учебного процесса и построить оптимальную индивидуальную образовательную траекторию, все материалы по каждой теме курса откры -вались преподавателем в начале каждой нечетной недели. Таким образом,

каждый студент не был «жестко привязан» к учебному расписанию и мог изучать эту дисциплину в удобном лично ему режиме и графике. Если студент по каким-либо причинам не смог изучить материал очередной лекции либо занятия, а также пройти текущее тестирование, то он мог это сделать в любое время в течение семестра, так как все темы курса закрывались одновременно в конце семестра. О дате закрытия преподаватель сообщал в блоке «Объявления» в СДО Moodle. При этом студент всегда имеет возможность проверить результаты своей учебной деятельности по «Физической культуре и спорту», которые отражаются в его «Личном кабинете». В течение семестра преподаватель, в свою очередь, в СДО Moodle получает результаты для контроля успеваемости каждого студента в электронных журналах и перед зачетом достаточно легко переводит их на бумажный носитель, соответствующий стандартной форме журнала или ведомости.

Заключение. Активное внедрение инновационных технологий обучения в образовательное пространство современного российского вуза является одной из важнейших составляющих эффективности его учебной деятельности. Это, несомненно, относится и к использованию электронной информационно-образовательной среды. Процесс изучения базового учебного предмета «Физическая культура и спорт» в вузе творческого профиля СПбГИКиТ был полностью переведен в электронный формат на основе образовательной платформы Moodle. Это позволило студентам формировать в течение семестра оптимальный индивидуальный график изучения данной дисциплины и прохождения тестирования по отдельным темам, а преподавателю осуществлять объективный и непрерывный контроль, используя балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости.

Список литературы

1. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в рос -сийских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образо -вание в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65-76.

2. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов / М.В. Клименских [и др.] // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312-321.

3. Тихонова О.В., Чихачева О.А., Гречушкина Н.В. Особенности организации педагогической поддержки студентов при прохождении он-лайн-курса в рамках внеаудиторной самостоятельной работы // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 57-71.

4. Электронная информационно-образовательная среда как средство коммуникации в учебном процессе / Н.Г. Закревская [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 2. С. 9-11.

5. Бикмуллина А.Р., Фазлеева Е.В. Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 12-20.

6. Использование электронных образовательных ресурсов в про -цессе физического воспитания в вузе / С.И. Бочкарева [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 3. С. 44-46.

7. Колесникова О.Б., Пьянзина Н.Н., Шнайдер М.Г. Использование дистанционных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт» у студентов вуза // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 10. С. 23-30.

8. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А., Волкова К.Р. Специфика приме -нения дистанционных технологий по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе // Теория и практика физической культуры. 2020. № 6. С. 52-54.

References

1. Mihajlov O.V., Denisova Ya.V. Distancionnoe obuchenie v rossijskih univer-sitetah: «shag vperyod, dva shaga nazad»? [Distance learning at Russian universities: "a step forward, two steps back"?] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2020. V. 29. No. 10. P. 65-76.

2. Psihologicheskie faktory effektivnogo onlajn-obucheniya studentov [Psychological factors of effective online learning for students] / M.V. Klimenskih [et al.] // Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects for science and education]. 2019. No. 6 (42). P. 312-321.

3. Tihonova O.V., Chihacheva O.A., Grechushkina N.V. Osobennosti organizacii pedagogicheskoj podderzhki studentov pri prohozhdenii onlajn kursa v ramkah vneauditornoj samostoyatel'noj raboty [Features of the organization of pedagogical support for students during the passage of an online course in the framework of extracurricular independent work] // Perspektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of science and education]. 2020. No. 1 (43). P. 57-71.

4. Elektronnaya informacionno-obrazovatel'naya sreda kak sredstvo kommunikacii v uchebnom processe [Electronic information and educational environment as a means of communication in the educational process] / N.G. Zakrevskaya [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 2. P. 9-11.

5. Bikmullina A.R., Fazleeva E.V. Primenenie distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij po disciplinam «Fizicheskaya kul'tura» i «Elektivnye kursy po fizicheskoj kul'ture i sportu» [The use of distance learning technologies in the disciplines "Physical culture" and "Elective courses in physical culture and sports"] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Iss. 3. P. 12-20.

6. Ispol'zovanie elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v processe fizicheskogo vos-pitaniya v vuze [The use of electronic educational resources in the process of physical education in high school] / S.I. Bochkareva [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 3. P. 44-46.

7. Kolesnikova O.B., P'yanzina N.N., Shnajder M.G. Ispol'zovanie distancionnyh tekhnologij po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» u studentov vuza [The use of remote technologies in the discipline "Physical culture and sport" among university students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2019. Iss. 10. P. 23-30.

8. Shurygin V.Yu., Krasnova L.A., Volkova K.R. Specifika primeneniya distancion-nyh tekhnologij po uchebnoj discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» v vuze [The specifics of the use of remote technologies in the academic discipline "Physical culture and sport" in the university] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 6. P. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.