Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ВУЗА'

ДИСТАНЦИОННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЦЕВ / ДИСТАНЦИОННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗОВ / MANAGERIAL TRAINING / DISTANCE AND CLASSICAL TEACHING TECHNOLOGIES / TERRITORIAL DIVISIONS OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко М.Р., Русакова А.А.

Введение. В современном обществе возрастает роль квалифицированных и компетентных управленцев самого различного звена, так как от эффективноти управления во многом зависят темпы развития территории муниципального образования, региона, страны. Большое значение имеет организация обучения будущих управленцев на местах, в территориальных подразделениях вузов, удаленных от областных центров, поскольку в территориях гораздо острее, чем в крупных городах, чувствуется дефицит фицированных кадров, и сложнее организовать их подготовку. Здесь актуализируется грамотное соотношение дистанционных и классических технологий в обучении. Цель исследования - конкретизировать возможности применения дистанционных технологий для повышения эффективности подготовки кадров управленцев в территориальном подразделении вуза. Методология исследования включает в себя анализ методов и форм применения дистанционных технологий обучения при подготовке учащихся по направлениям «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление» в территориальных подразделениях вузов. Результаты. В работе выявлены и проанализированы дискуссионные, проблемно-теоретические аспекты применения дистанционных технологий. При дистанционном формате обучения сложно проводить воспитательно-педагогическую работу со студентами, формировать у них необходимые для управленцев коммуникативные навыки и организаторские качества. Преподаватель ограничен в выборе форм практических занятий (например, сложно проводить занятия в форме деловых игр и тренингов). Для повышения эффективности подготовки управленцев в территориальных подразделениях вузов предложены методы сочетания дистанционных технологий обучения с классическими. Заключение. В условиях деятельности территориального подразделения вуза важно гибкое сочетание дистанционных и классических методов обучения, где существует личное общение между студентом и преподавателем. Наиболее целесообразным является проведение занятий в интерактивных формах; разработаны основы их применения, кроме того, необходимы достаточно качественные электронные ресурсы. В работе проанализированы методы оценки их эффективности. Это улучшит качество подготовки управленческих кадров на местах, что очень важно для комплексного развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москаленко М.Р., Русакова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE AND CLASSIC LEARNING TECHNOLOGIES FOR TRAINING MANAGERS IN THE TERRITORIAL DIVISION OF THE UNIVERSITY

Introduction. In modern society, the role of qualified and competent managers of various levels is growing, since the pace of development of the territory of the municipality, region, and country largely depends on the effectiveness of management. The organization of training of future managers on the ground, in the territorial divisions of universities remote from regional centers, is of great importance, since in the territories it is much more acute than in large cities that there is a shortage of qualified personnel, and it is more difficult to organize their training. And here the issue of competent correlation of distance and classical technologies in education becomes relevant. The purpose of the research is to specify the possibilities of using distance technologies to improve the training of future managers in the territorial division of the university. Materials and Methods. The research methodology includes an analysis of the methods and forms of applying distance learning technologies in the preparation of students in the areas of Management and State and Municipal Administration in the territorial divisions of the universities. Results. The article identifies and analyzes the debatable, problem-theoretical aspects of the use of distance technologies. With a remote training format, it is difficult to conduct educational and pedagogical work with students, to form the necessary communication skills and organizational skills for managers; the teacher is limited in the choice of forms of practical training (for example, it is difficult to conduct classes in the form of business games and trainings). To increase the efficiency of managerial training in the territorial divisions of universities, methods are proposed for combining distance learning technologies with classical ones. Conclusion. In the conditions of the territorial division of the university, a flexible combination of distance and classical teaching methods, where there is personal communication between the student and the teacher, is important. The most appropriate is conducting classes in interactive forms; developed the basis for their application. In addition, sufficiently high-quality electronic resources are needed, and methods for evaluating their effectiveness are analyzed. This will improve the quality of local management training, which is very important for the integrated development of territories.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ВУЗА»

2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе. М., 1990. 368 с.

3. Безрукова В. С. Педагогическая интеграция. Сущность, состав, реализация. Свердловск, 1987.

4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

5. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Модели интеграции цифровых и педагогических технологий в процессе подготовки будущих инженеров // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 31-35.

6. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922.

7. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.

8. Ибрагимов Г. И. Поиски способов интеграции форм организации обучения // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике : сб. науч. трудов. Вып. 2. Свердловск, 1991. С. 113-127.

9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / ред. А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М., 2019. 343 с.

10. Характеристика системы среднего профессионального образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров. URL: http://indicators.miccedu.ru/irionitonng/?iTi=spo.

11. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996.

12. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.

References

1. Artemyeva L. A., Makhmutov M. I. Voprosy integrirovannogo potencíala didaktiki [Issues of the integrated potential of didactics]. The Problem of Integrating the Learning Process in SPTU. Collection of Scientific Papers. Moscow, 1989. (In Russian).

2. Arkhangelsky S. I. Uchebnyjprocess v vysshejshkole [The educational process in high school]. Moscow, 1990, 368 p. (In Russian).

3. Bezrukova V. S. Pedagogicheskaya integraciya. Sushchnost', sostav, realizaciya [Pedagogical integration. The essence, composition. Implementation]. Sverdlovsk, 1987. (In Russian).

4. Verbitsky A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod [Active learning in higher education: a contextual approach]. Moscow, 1991. (In Russian).

5. Goncharuk N. P., Khromova E. I. Modeli integracii cifrovyh i pedagogicheskih tekhnologij v processe podgotovki budushchih inzhenerov [Models of integration of digital and pedagogical technologies in the educational process of future engineers]. Kazan Pedagogical Journal, 2019, no. 1, pp. 31-35. (In Russian).

6. Dewey J. Psihologiya i pedagogika myshleniya [Psychology and pedagogy of thinking]. Berlin, 1922. (In Russian).

7. Zagvyazinsky V. I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya [Methodology and methodology of didactic research]. Moscow, 1982. (In Russian).

8. Ibragimov G. I. Poiski sposobov integracii form organizacii obucheniya [Searches for ways to integrate forms of educational organization]. Integration processes in pedagogical theory and practice. Collection of scientific papers. Iss. 2. Sverdlovsk, 1991, pp. 113-127.

9. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya [Difficulties and prospects of the digital transformation of education]. Eds. A. Yu. Uvarov, I. D. Frumin. Moscow, 2019, 343 p. (In Russian).

10. Harakteristika sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii [Characterization of the system of secondary vocational education in the Russian Federation]. Information and analytical materials based on the results of monitoring the quality of training. Available at: http://indicators. miccedu.ru/monitoring/?m=spo. (In Russian).

11. Choshanov M. A. Gibkaya tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya [Flexible technology of problem-modular training]. Moscow, 1996. (In Russian).

12. Yakimanskaya I. S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Technology of personality-oriented education]. Moscow, 2000. (In Russian).

УДК/UDC 378:004 М. Р. Москаленко, А. А. Русакова

M. Moskalenko, A. Rusakova

ДИСТАНЦИОННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ВУЗА

DISTANCE AND CLASSIC LEARNING TECHNOLOGIES FOR TRAINING MANAGERS IN THE TERRITORIAL DIVISION OF THE UNIVERSITY

Введение. В современном обществе возрастает роль квалифицированных и компетентных управленцев самого различного звена, так как от эффективности управления во многом зависят темпы развития территории муниципального образования, региона, страны. Большое значение имеет организация обучения будущих управленцев на местах, в территори-

альных подразделениях вузов, удаленных от областных центров, поскольку в территориях гораздо острее, чем в крупных городах, чувствуется дефицит квалифицированных кадров, и сложнее организовать их подготовку. Здесь актуализируется грамотное соотношение дистанционных и классических технологий в обучении.

Цель исследования - конкретизировать возможности применения дистанционных технологий для повышения эффективности подготовки кадров управленцев в территориальном подразделении вуза.

Методология исследования включает в себя анализ методов и форм применения дистанционных технологий обучения при подготовке учащихся по направлениям «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление» в территориальных подразделениях вузов.

Результаты. В работе выявлены и проанализированы дискуссионные, проблемно-теоретические аспекты применения дистанционных технологий. При дистанционном формате обучения сложно проводить воспитательно-педагогическую работу со студентами, формировать у них необходимые для управленцев коммуникативные навыки и организаторские качества. Преподаватель ограничен в выборе форм практических занятий (например, сложно проводить занятия в форме деловых игр и тренингов). Для повышения эффективности подготовки управленцев в территориальных подразделениях вузов предложены методы сочетания дистанционных технологий обучения с классическими.

Заключение. В условиях деятельности территориального подразделения вуза важно гибкое сочетание дистанционных и классических методов обучения, где существует личное общение между студентом и преподавателем. Наиболее целесообразным является проведение занятий в интерактивных формах; разработаны основы их применения, кроме того, необходимы достаточно качественные электронные ресурсы. В работе проанализированы методы оценки их эффективности. Это улучшит качество подготовки управленческих кадров на местах, что очень важно для комплексного развития территорий.

Introduction. In modern society the role of qualified and competent managers of various levels is growing, since the pace of development of the territory of the municipality, region, and country largely depends on the effectiveness of management. The organization of training of future managers on the ground, in the territorial divisions of universities remote from regional centers, is of great importance, since in the territories it is much more acute than in large cities that there is a shortage of qualified personnel, and it is more difficult to organize their training. And here the issue of competent correlation of distance and classical technologies in education becomes relevant.

The purpose of the research is to specify the possibilities of using distance technologies to improve the train-

ing of future managers in the territorial division of the university.

Materials and Methods. The research methodology includes an analysis of the methods and forms of applying distance learning technologies in the preparation of students in the areas of Management and State and Municipal Administration in the territorial divisions of the universities.

Results. The article identifies and analyzes the debatable, problem-theoretical aspects of the use of distance technologies. With a remote training format, it is difficult to conduct educational and pedagogical work with students, to form the necessary communication skills and organizational skills for managers; the teacher is limited in the choice of forms of practical training (for example, it is difficult to conduct classes in the form of business games and trainings). To increase the efficiency of managerial training in the territorial divisions of universities, methods are proposed for combining distance learning technologies with classical ones.

Conclusion. In the conditions of the territorial division of the university, a flexible combination of distance and classical teaching methods, where there is personal communication between the student and the teacher, is important. The most appropriate is conducting classes in interactive forms; developed the basis for their application. In addition, sufficiently high-quality electronic resources are needed, and methods for evaluating their effectiveness are analyzed. This will improve the quality of local management training, which is very important for the integrated development of territories.

Ключевые слова: подготовка управленцев, дистанционные и классические технологии обучения, территориальные подразделения вузов.

Keywords: managerial training, distance and classical teaching technologies, territorial divisions of universities.

Введение

Повышение качества профессиональной подготовки учащихся управленческих специальностей (таких направлений, как «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление») всегда было важной задачей системы высшего образования, поскольку именно от компетентности специалистов данного рода, занимающих ключевые посты в государственном и корпоративном управлении, во многом зависит принятие важных стратегических решений, обеспечивающих будущее как конкретной сферы народного хозяйства, так и региона, страны в целом. Большое значение имеет организация обучения будущих управленцев на местах, в территори-

альных подразделениях вузов, удаленных от областных центров и крупных городов. Во-первых, в территориях острее чувствуется дефицит квалифицированных кадров (так как значительная часть перспективных молодых специалистов с периферии,получив высшее образование, стремится обосноваться в крупных городах). Во-вторых, сложнее проводить их обучение и повышение квалификации в силу удаленности от образовательных центров. И здесь становится актуальным вопрос грамотного соотношения дистанционных и классических технологий в обучении. Актуальность данного вопроса возросла в 2020 г., когда в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией образовательные учреждения заканчивали учебный год в дистанционном формате обучения, и в связи с этим возник ряд проблемных аспектов: качество усвоения учащимися учебного материала, социализация учащихся и ведение с ними воспитательной работы и т. д.

С одной стороны, сама территориальная удаленность подразделения вуза предполагает широкое использование дистанционных технологий в учебном процессе. С другой, для обучающихся достаточно ценным является живое общение с преподавателем, возможность обсудить на соответствующем научном уровне интересующие их вопросы как по конкретному учебному предмету, так и по тем или иным аспектам своей профессиональной деятельности (поскольку значительная часть учащихся - это студенты заочной формы обучения, люди 30-40 лет, часто уже имеющие немалый практический опыт работы по специальности). В практике управленческой работы достаточно часто возникают ситуации (прежде всего относительно правоприменения тех или иных законодательных актов, а также по целому ряду иных аспектов), по которым учащиеся, сталкивающиеся с ними в практической деятельности, хотели бы получить грамотную и исчерпывающую консультацию от квалифицированного преподавателя.

Цель исследования - конкретизировать возможности применения дистанционных технологий обучения при подготовке будущих управленцев в территориальном подразделении вуза, удаленного от больших городов, а также предложить методы оптимального сочетания дистанционных и классических технологий.

Литература по данной тематике включает в себя три достаточно самостоятельных блока: большое количество исследований по применению дистанционных технологий и электронных ресурсов в образовании, в том числе и при подготовке управленцев [1-3]; работы, посвященные особенностям и качеству

подготовки управленцев [4-6]; исследования, в которых рассматривается специфика обучения в территориальном подразделении вуза [7; 8]. Вопросы применения дистанционных и классических технологий при обучении будущих управленцев в территориальном подразделении вуза нуждаются в дальнейшей научной разработке, поскольку повышение эффективности подготовки управленческих кадров на местах очень важно для развития территорий.

Методология

Основу исследования составляют принципы и методы:

1) анализ методов и форм применения дистанционных технологий обучения при подготовке управленцев в территориальных подразделениях уральских вузов;

2) выявление и обобщение педагогического опыта авторов работы при подготовке учащихся по направлениям «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление».

Результаты

Электронные образовательные ресурсы и дистанционные технологии обучения начали активно использовать в образовательном процессе в 2000-е гг., в связи с широким распространением сети Интернет и компьютеризацией образования. В настоящее время правовой основой для их использования является закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, в котором в статье 16 регламентирована реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При применении дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов для подготовки учащихся по направлениям «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление» в территориальных подразделениях вузов можно выделить следующие дискуссионные, проблемно-теоретические аспекты.

1. Далеко не все студенты в силу индивидуальных особенностей восприятия информации могут эффективно усваивать учебный материал при доминировании бесконтактного общения [9]. Прежде всего речь идет об обучающихся, чья будущая профессия, если ее квалифицировать по «объекту труда» (на что или на кого направлена деятельность исполнителя), относится к группе «человек - человек». У учащихся, ориентированных на данную группу профессий, особенности восприятия информации и обучения, как пра-

вило, таковы, что наиболее эффективное усвоение информации происходит при личном контакте с преподавателем.

2. Ряд профессий требует от выпускника высокой культуры общения и практических навыков коммуникации с самыми различными категориями граждан. Особенно это касается подготовки учащихся таких направлений, как «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление», где для профессионала очень важно развитие коммуникативных навыков, умение работать с аудиторией, организаторские качества. Для выработки этих качеств хорошо подходят занятия (по самым различным, прежде всего профильным, учебным дисциплинам) в форме деловых игр с введением элементов тренингов профессионального и личностного роста. Между тем в дистанционном формате их проведение достаточно затруднительно: необходимые компетенции у учащихся не формируются, что снижает эффективность и качество обучения.

При подготовке управленцев большую важность имеет развитие таких навыков, как умение грамотно и корректно отвечать на вопросы журналистов и общаться с различными категориями населения; в эпоху Интернета непродуманные ответы ответственного работника на вопросы представителей СМИ и общественных организаций становятся известны широкой публике и могут негативно повлиять на имидж органов власти или организации. Естественно, что развитие практических навыков и умений работы с представителями прессы и другой аудиторией требует соответствующих технологий обучения, основанных на деловых играх и тренингах ораторского мастерства.

3. Методы и формы работы со студентами с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий предполагают достаточно высокую степень индивидуализации обучения [10, с. 4-5] и рассчитаны на студентов с высокой мотивацией к учебе и самодисциплиной. Между тем, как показывает преподавательский опыт авторов данной работы, далеко не у всех студентов эти качества развиты в нужной степени. Сложившиеся в течение XX в. традиции в организации высшего образования в нашей стране не обеспечивали возможности индивидуализации обучения [11, с. 58].

Очевидно, что должен быть индивидуальный подход к каждому студенту, учитывающий особенности его восприятия информации и мотивации. Но методико-педагогическое обеспечение таких подходов при реализации дистанционных технологий

пока только формируется, и пока преподаватели действуют на основе своего опыта и особенностей изучаемой дисциплины.

4. В литературе [9; 10] отмечается затрудненность воспитательно-педагогической работы со студентами (необходимость которой особенно ощущается с учащимися, поступившими учиться сразу после школы) при преобладании дистанционных технологий. Данный фактор осложняет социализацию учащихся и слабо способствует развитию их общей культуры (напомним, что в дореволюционном и советском высшем образовании высокий культурный уровень выпускника вуза, его эрудированность и кругозор считались важными показателями успешности его обучения).

В настоящее время в методологии преподавания практически всех учебных дисциплин ведется поиск оптимального сочетания дистанционных технологий обучения и традиционных форм.

Для повышения эффективности подготовки управленцев в территориальных подразделениях вузов применение дистанционных технологий должно сочетаться с классическими, и наиболее целесообразным является проведение занятий в интерактивной форме. Можно выделить несколько форм интерактивных лекционных занятий [12, с. 171].

1. Проблемная лекция, когда преподаватель по ходу своего рассказа объясняет проблемные аспекты изучаемой темы и с помощью вопросов аудитории привлекает студентов к их анализу.

2. Гораздо реже, прежде всего в подготовленной аудитории, применяется лекция-провокация (когда преподаватель умышленно допускает ошибки, а учащиеся их находят и анализируют). Данный вид лекции требует достаточно высокого мастерства преподавателя и применим в редких случаях, когда аудитория знает материал и нужно закрепить эти знания.

3. Лекция-диалог - в ее содержание включаются вопросы к студенческой аудитории, и учащиеся отвечают на них в ходе лекции. Как показывает опыт авторов данной работы, такая лекция наиболее продуктивна, так как позволяет выявить вопросы и наиболее интересные для студентов проблемные аспекты изучаемого предмета и рассмотреть их во время занятия.

На основе опыта авторов статьи представляется оптимальной следующая схема:

1) вводная установочная лекция, на которой дается введение в изучаемый предмет, обозначаются основные проблемные вопросы курса, студентам дается обзор имеющихся в электронной образовательной среде источников для изучения предмета;

2) консультации со студентами по вопросам, которые у них возникают при усвоении учебного материала, выполнении контрольных заданий и подготовке к практическим занятиям; консультации могут проводиться с помощью интернет-чата или электронной почты, а также в режиме онлайн;

3) серия лекций, на которых применяется ряд вышеописанных форм, прежде всего проблемная лекция и лекция-диалог;

4) практические занятия. При подготовке учащихся по направлениям «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление» для развития у них предусмотренных учебной программой компетенций целесообразно использовать методы деловых игр и тренингов, а также имитационные технологии [13, с. 43-44]. Данные методы могут активно использоваться на практических занятиях.

На практике при выработке форм и методов сочетания дистанционных и классических технологий обучения возникают также следующие дискуссионные вопросы.

Во-первых, один из таких аспектов неоднозначная оценка трудозатрат преподавателя на работу с использованием дистанционных технологий.

Считается, что использование дистанционных технологий может значительно снизить трудозатраты преподавателя на проведение рутинной работы по подготовке различного рода проверочных заданий, проверке контрольных работ и ответов на экзамене. Кроме того, наличие учебных материалов в электронной образовательной среде вуза позволит студентам самостоятельно знакомиться с материалом, который при традиционной форме обучения требовал объяснения преподавателя.

Между тем практика показывает, что часто остаются без внимания огромные трудозатраты преподавателя, которые необходимы для создания и постоянного совершенствования методико-педагогического обеспечения обучения с использованием дистанционных технологий и электронной образовательной среды: это, прежде всего, модификация фонда оценочных средств, а также подбор и разработка учебно-методических материалов для их размещения в электронной образовательной среде и т. д. Данные трудозатраты достаточно сложно подсчитать, поскольку они зависят от самых различных факторов: готовности преподавателя к работе в электронной образовательной среде, особенностей преподаваемого курса и т. д.

Во-вторых, достаточно сложным вопросом является оценка качества электронных образовательных

ресурсов и эффективности их применения, поскольку все это зависит от совокупности самых разнородных факторов, влияющих на образовательный процесс.

Следует отметить, что эффективность обучения зависит от многих факторов: качества учебного курса, подготовки и мотивации студентов, квалификации преподавателей, качества программного обеспечения и т. д. [14, с. 25]. Традиционный метод оценки эффективности дистанционных онлайн-курсов -обратная связь его участников и заказчиков, обычно с помощью анкетирования [15], часто применяется при дополнительном обучении сотрудников в коммерческих или государственных структурах, и мало применим в вузе.

Н. М. Трегубова [16, с. 85-86] предлагает следующие критерии эффективности электронных образовательных ресурсов:

- функциональность - характеристика, обеспечивающая взаимодействие со студентом, отслеживание активности в блогах, форумах, тестовых заданиях и др.;

- стабильность работы системы;

- система оценки знаний (проверка знаний и тестов, показ результатов пользователю);

- удобство использования, понятный интерфейс;

- доступность и простота регистрации;

- адаптивность, возможность внести персональные настройки в курс;

- разнообразие мультимедийного контента;

- методика обучения. Здесь следует отметить, что разнообразная подача материала и функционал взаимодействия с системой повышают эффективность использования ресурса;

- уникальность материала;

- дизайнерское решение.

О. П. Осипова [17, с. 78-81] предлагает для оценки образовательного ресурса проводить комплексную экспертизу, которая включает в себя несколько компонентов:

- содержательную экспертизу (когда оценивается полнота содержания материалов, расположенных на электронном ресурсе, их актуальность и оригинальность);

- психолого-педагогическую экспертизу (когда оценивается соответствие учебного материала дидактическим, методическим и психологическим требованиям, целям и специфике его применения для различных учебных дисциплин и уровней образования с учетом возрастных особенностей обучающихся);

- редакторскую, программно-техническую и дизайн-эргономическую экспертизу.

Вышеперечисленные критерии необходимо учитывать при создании электронных образовательных ресурсов и разработке методико-педагогического обеспечения для реализации дистанционных технологий обучения.

С. Б. Велединская и М. Ю. Дорофеева [18] отмечают, что для эффективности работы с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий важно оценивать всю учебную деятельность студентов, а также равномерно распределять оценочные мероприятия в течение всего срока обучения, чтобы учащиеся работали регулярно и вырабатывали навыки самостоятельной работы с учебным материалом и тайм-менеджмента. Важно, чтобы задания были разнообразные, направленные на работу с учебными материалами, а их выполнение предполагало взаимодействие студентов с преподавателем и друг с другом; при этом необходимы инструкции и четкие критерии оценивания. Задания учебного курса лучше всего делить на этапы и изучать темы последовательно в аудитории и электронной среде.

При аудиторной форме в начале занятия необходимо прокомментировать работу студентов в электронной среде и кратко разобрать выполненные задания, ответить на вопросы студентов; затем, после лекции или практического занятия, уделить время обсуждению выполнения предстоящего домашнего задания в электронной среде.

При разработке методико-педагогического обеспечения использования дистанционных технологий необходимы проектирование результатов обучения (какими знаниями, умениями, владениями студенты должны обладать при завершении изучения курса) и разработка системы оценивания их достижения.

Для повышения эффективности подготовки учащихся по направлениям «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление» в территориальных подразделениях вузов необходимо дальнейшее совершенствование смешанного обучения, построенного на основе интеграции и сочетания технологий традиционного и электронного обучения. Это позволит улучшить качество их обучения, усилить кадрами органы местного самоуправления и способствовать развитию территорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

В условиях деятельности территориального подразделения вуза в небольшом городе применение дистанционных технологий при подготовке учащихся по направлениям «Менеджмент» и «Государственное

и муниципальное управление» имеет свою специфику. С одной стороны, территориальная удаленность от крупных городов и нехватка времени студентов (большинство из которых, как правило, заняты на производстве полный рабочий день, а часто уже и имеют семью) обусловливают необходимость применения дистанционных методов. С другой стороны, крайне важным для учащихся является личное общение с преподавателем, которое приобщает студента к научной культуре, к самой духовно-психологической атмосфере высшей школы. Кроме того, при грамотном преподавании возможны такие формы занятий, как учебные дискуссии, коллоквиумы, которые развивают научный кругозор и профессиональные компетенции студентов, способствуют развитию навыков публичного выступления, что достаточно сложно в дистанционном формате. По некоторым предметам и учебным модулям часть практических занятий возможно проводить в форме деловых игр и тренингов, что способствует профессиональному и личностному росту учащихся; в небольших городах предложение на рынке услуг проведения тренингов профессионального роста достаточно ограниченно, и для студентов занятия в вузе являются возможностью попробовать и оценить данный вид работы над своим развитием. Важно грамотное сочетание дистанционных методов обучения и классических форм лекционных и семинарских занятий, где существует личное общение между студентом и преподавателем. Это улучшит качество подготовки управленческих кадров в территориальных подразделениях вузов, на местах, что очень важно для комплексного развития территорий.

Литература

1. Пономаренко Е. В. Электронное образование: мир и Россия // Государственная служба. 2018. Т. 20, № 4 (114). С. 86-90.

2. Павлова Н. И., Щеглов Г. М. Построение дистанционного учебного курса для обучения государственных и муниципальных служащих // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 163-167.

3. Дикунов С. А., Плотник А. С., Закирова О. В. Особенности применения электронного обучения в вузах для подготовки будущих управленцев // Миссия менеджмента: эффективная стратегия - XXI век : сб. ст. по материалам V Всерос. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола, 2016. С. 58-63.

4. Мельников С. Б., Пирогов С. В., Чичканов В. П. Система подготовки команд высококвалифицированных профессиональных менеджеров развития территорий и регионов // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 12 (146). С. 80-83.

5. Базавлуцкая Л. М., Корнеев Д. Н. Методика преподавания менеджмента. Челябинск, 2019. 99 с.

6. Горелова Г Г, Шибанова Е. К. Проблемы вузовской подготовки государственных служащих в условиях внедрения проектного управления // Государственная служба. 2019. Т. 21, № 4 (120). С. 88-92.

7. Высшее образование в моногородах: организационные форматы, практики, вызовы / К. Р. Романенко, Е. Ю. Шибанова, Е. С. Абалмасова, А. А. Егоров // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 110-125.

8. Трошкова Е. В., Левшина В. В. Российские вузы и их филиальная сеть: региональная дифференциация качества // Глобальный научный потенциал. 2013. № 3 (24). С. 80-84.

9. Хуторской А. В. Возможно ли сегодня качественное дистанционное образование? [Электронный ресурс]. URL: http:// khutorskoy.ru/be/2012/0524/index.htm (дата обращения: 26.12.2019).

10. Гура В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2007. 44 с.

11. Петрухина О. А. Готовность студентов к обучению по индивидуальному образовательному маршруту // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 57-62.

12. Шутова В. Н. Опыт применения интерактивных форм и методов в юридическом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 171.

13. Герасимов Б. Н. Использование тренинга при подготовке управленцев // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. Пенза ; Самара, 2015. С. 43-69.

14. Андреев А. А. Оценка качества онлайн курсов // Территория науки. 2015. № 1. С. 20-26.

15. Козева А. Дистанционное обучение: оценка эффективности [Электронный ресурс]. URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/ 0/5/1/?id=72 (дата обращения: 15.01.2020).

16. Трегубова Н. М. Критерии оценки дистанционных обучающих систем // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 209. С. 83-87.

17. Осипова О. П. Основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2 (58). C. 76-82.

18. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2 (58). С. 12-19.

References

1. Ponomarenko E. V. Elektronnoe obrazovanie: mir i Rossiya [Electronic education: Russia and the world]. Public Administration, 2018, vol. 20, no. 4 (114), pp. 86-90. (In Russian).

2. Pavlova N. I., Scheglov G. M. Postroenie distantsionnogo uchebnogo kursa dlya obucheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh [Building a distance learning course for training state and municipal employees]. Modern High Technology, 2016, no. 1-1, pp. 163-167. (In Russian).

3. Dikunov S. A., Plotnik A. S., Zakirova O. V. Osobennosti primeneniya elektronnogo obucheniya v vuzakh dlya podgotovki budushchikh upravlentsev [Features of the use of e-learning in universities for the training of future managers]. Mission of management: effective strategy - XXI century. Collection of articles on the materials of the V All-Russian Scientific-Practical Conference. Yoshkar-Ola, 2016, pp. 58-63. (In Russian).

4. Melnikov S. B., Pirogov S. V., Chichkanov V. P. Sistema podgotovki komand vysokokvalifitsirovannykh professional'nykh menedzherov razvitiya territoriy i regionov [The training system of highly professional managers for development of regions]. Vestnik of Samara State University of Economics, 2016, no. 12 (146), pp. 80-83. (In Russian).

5. Bazavlutskaya L. M., Korneev D. N. Metodika prepodavaniya menedzhmenta [Methods of teaching management]. Chelyabinsk, 2019, 99 p. (In Russian).

6. Gorelova G. G., Shibanova E. K. Problemy vuzovskoy podgotovki gosudarstvennykh sluzhashchikh v usloviyakh vnedreniya proektnogo upravleniya [Problems of civil servants university training in the conditions of project management implementation]. Public Administration, 2019, vol. 21, no. 4 (120), pp. 88-92. (In Russian).

7. Romanenko K. R., Shibanova E. Yu., Abalmasova E. S., Egorov A. A. Vysshee obrazovanie v monogorodakh: organizatsionnye formaty, praktiki, vyzovy [Higher education in single-industry towns: models, practices, challenges]. University Management: Practice and Analysis, 2018, vol. 22, no. 4 (116), pp. 110-125. (In Russian).

8. Troshkova E. V., Levshina V. V. Rossiyskie vuzy i ikh filial'naya set': regional'naya differentsiatsiya kachestva [Russian Universities and their Affiliated Network: Regional Differentiation of Quality]. Global Scientific Potential, 2013, no. 3 (24), pp. 80-84. (In Russian).

9. Khutorskoy A. V. Vozmozhno li segodnya kachestvennoe distantsionnoe obrazovanie? [Is high-quality distance education possible today?]. Available at: http://khutorskoy.ru/ be/2012/0524/index.htm (accessed 26.12.2019). (In Russian).

10. Gura V. V. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proek-tirovaniya lichnostno-orientirovannykh elektronnykh obrazo-vatel'nykh resursov i sred [Theoretical foundations of pedagogical design of personality-oriented electronic educational resources and environments]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Rostov-on-Don, 2007, 44 p. (In Russian).

11. Petrukhina O. A. Gotovnost' studentov k obucheniyu po individual'nomu obrazovatel'nomu marshrutu [Readiness of students to study in the framework of individual educational direction]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 4, pp. 57-62. (In Russian).

12. Shutova V. N. Opyt primeneniya interaktivnykh form i metodov v yuridicheskom obrazovanii [Experience of application of interactive forms and methods in jurisprudence]. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 4, pp. 171. (In Russian).

13. Gerasimov B. N. Ispol'zovanie treninga pri podgotovke upravlentsev [The use of training in the training of managers]. Pedagogical management and advanced technologies in education. Penza, Samara, 2015, pp. 43-69. (In Russian).

14. Andreev A. A. Otsenka kachestva onlayn kursov [Quality assessment of online courses]. The Territory of Science, 2015, no. 1, pp. 20-26. (In Russian).

15. Kozeva A. Distantsionnoe obuchenie: otsenka effektivnosti [Distance Learning: Evaluation of Efficiency]. Available at: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/5/1/?id=72 (accessed 15.01.2020). (In Russian).

16. Tregubova N. M. Kriterii otsenki distantsionnykh obuchayushchikh system [Evaluation criteria of distant learning systems]. Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture, 2015, vol. 209, pp. 83-87. (In Russian).

17. Osipova O. P. Osnovnye etapy pedagogicheskogo proektirovaniya i ekspertizy elektronnykh obrazovatel'nykh resursov [Main stages of instructional design and expert evaluation of electronic learning resources]. Open and Distance Education, 2015, no. 2 (58), pp. 76-82. (In Russian).

18. Veledinskaya S. B., Dorofeeva M. Yu. Smeshannoe obuchenie: tekhnologiya proektirovaniya uchebnogo protsessa [Blended learning course design technology]. Open and Distance Education, 2015, no. 2 (58), pp. 12-19. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.