Научная статья на тему 'Внедрение новых технологий и образовательных программ в процесс подготовки кадров для государственного управления на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий'

Внедрение новых технологий и образовательных программ в процесс подготовки кадров для государственного управления на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / КАДРЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ / RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF CIVIL SERVANTS / PERSONNEL FOR PUBLIC ADMINISTRATION / ONLINE EDUCATION / DISTANCE LEARNING / DISTANCE TECHNOLOGIES / TRAINING OF MANAGERS AND SPECIALISTS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свирина Людмила Николаевна

В статье рассматриваются современные тенденции модернизации института подготовки и повышения квалификации управленческих кадров для государственных органов в условиях внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. На основе анализа международного и российского опыта онлайн-образования раскрываются дополнительные преимущества использования дистанционных технологий в сфере повышения квалификации и переподготовки госслужащих без отрыва от работы. Исследуется институциональная база по подготовке профессиональных кадров для государственных органов управления и современные обучающие программы, выступающие опорными точками для развития новых актуальных компетенций управленцев, способных обеспечить эффективную деятельность органов государственной власти и соответствовать международным стандартам и требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of new technologies and educational programs in the training of personnel for public administration at the present stage of development of information and communication technologies

The article discusses the current trends in the modernization of the institute of training and advanced training of managerial personnel for state bodies in the context of introducing information and communication technologies into the educational process. Based on the analysis of the international and Russian experience of online education, the additional advantages of using distance learning technologies in the field of advanced training and retraining of civil servants without departing from work are revealed. The institutional base for the training of professional personnel for state authorities and modern training programs, which act as reference points for the development of new topical competencies of managers who are able to ensure the effective operation of state bodies and meet international standards and requirements, is explored.

Текст научной работы на тему «Внедрение новых технологий и образовательных программ в процесс подготовки кадров для государственного управления на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий»

вопросы инновационной экономики

Том 9 • Номер 1 • Январь-март 2019

ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

внедрение новых технологий и образовательных программ в процесс подготовки кадров для государственного управления на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий

Свирина Л.Н. 1

1 Институт экономики РАН, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматриваются современные тенденции модернизации института подготовки и повышения квалификации управленческих кадров для государственных органов в условиях внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. На основе анализа международного и российского опыта онлайн-образования раскрываются дополнительные преимущества использования дистанционных технологий в сфере повышения квалификации и переподготовки госслужащих без отрыва от работы. Исследуется институциональная база по подготовке профессиональных кадров для государственных органов управления и современные обучающие программы, выступающие опорными точками для развития новых актуальных компетенций управленцев, способных обеспечить эффективную деятельность органов государственной власти и соответствовать международным стандартам и требованиям.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: переподготовка и повышение квалификации государственных служащих, кадры для государственного управления, онлайн-образование, дистанционное обучение, дистанционные технологии, программы подготовки менеджеров и специалистов по государственному и муниципальному управлению.

The introduction of new technologies and educational programs in the training of personnel for public administration at the present stage of development of information and communication technologies

Svirina L.N. 1

1 Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, Russia

введение

В современных социально-экономических условиях одной из задач российской системы образования является получение широкими слоями населения качественного и доступного образования.

Исследование рынка труда в России показывает, что у нас сформировался значительный контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования дать не может, в том числе и из-за необходимости систематического повышения квалификации работников государственных органов федерального и регионального уровней. Угасающий интерес самих обучающихся к процессу образования и снижающаяся эффективность классического формата обучения обусловлены следующими факторами: устаревшими тематическими материалами и отсутствием доступа к современным источникам знаний; необходимостью больших временных затрат на обработку теоретических материалов по темам; отрывом от рабочего процесса для участия в семинарах и тренингах. Организация курсов повышения квалификации и посещение их сотрудниками разных государственных ведомств и структур связаны с определенными финансовыми затратами, с необходимостью оплаты командировочных и транспортных расходов, с простоями в работе организаций во время учебы сотрудников. Решение этих проблем требует поиска новых форматов обучения, в том числе и в режиме дистанционного образования. Упрощенное внедрение системы обучения персонала, связанной с освоением разнообразных методик, касающихся узко- и широкоспециализированных тематик, позволяет решить сложности классического формата образования. Целью систем дистанционного обуче-

ABSTRACT:_

The article discusses the current trends in the modernization of the institute of training and advanced training of managerial personnel for state bodies in the context of introducing information and communication technologies into the educational process. Based on the analysis of the international and Russian experience of online education, the additional advantages of using distance learning technologies in the field of advanced training and retraining of civil servants without departing from work are revealed. The institutional base for the training of professional personnel for state authorities and modern training programs, which act as reference points for the development of new topical competencies of managers who are able to ensure the effective operation of state bodies and meet international standards and requirements, is explored.

KEYWORDS: retraining and advanced training of civil servants, personnel for public administration, online education, distance learning, distance technologies, training of managers and specialists of state and municipal management

JEL Classification: 032, 033, i21, i26 Received: 07.02.2019 I Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Svirina L.N. (1udasvirina@mai1.ru)

CITATION:_

Svirina L.N. (2019) Vnedrenie novyh tekhnologiy i obrazovatelnyh programm v protsess podgotovki kadrov dlya gosudarstvennogo upravleniya na sovremennom etape razvitiya informatsionno-kommunikatsion-nyh tekhnologiy [ The introduction of new technologies and educational programs in the training of personnel for public administration at the present stage of development of information and communication technologies]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (1). - 181-192. doi: 10.18334/vinec.9.1.39962

ния является повышение эффективности образовательного процесса и достижение оптимальных результатов для обучающихся, при одновременном снижении временных и финансовых затрат.

В настоящее время в системе подготовки управленческих кадров и повышения квалификации все еще традиционно преобладают объяснительно-иллюстративные методы обучения слушателей, которые, на наш взгляд, не всегда позволяют в сжатые сроки перестроить мыслительную деятельность слушателей, не способствуют выработке нового отношения к реальной действительности и самостоятельному принятию конкретных решений.

Действенным инструментом повышения эффективности функционирования института подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала государственных органов и предприятий является использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Применение синхронных, асинхронных и смешанных информационно-коммуникационных технологий позволяет создавать новые механизмы обучения, обеспечивает рост производительности труда, создает предпосылки для существенного сокращения издержек на подготовку персонала и повышает возможности для более рационального распределения времени обучения1. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии можно определить как совокупность способов, приемов, методов получения, передачи, сохранения и преобразования (в том числе создания новой) информации с применением специальных программно-технических средств.

На наш взгляд, именно дистанционное образование может стать одним из важных направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий в сфере дополнительного профессионального образования и повышения квалификации кадров для государственной службы.

Под «дистанционным образованием» понимают систему, в которой на основе дистанционного обучения обучающиеся достигают определенного образовательного уровня и способны подтвердить свой образовательный ценз. Считается, что дистан-

1 Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении. Дистанционное обучение. https://studwood.ru/1661881/pedagogika/sovremennye_informatsionno_ kommunikatsionnye_tehnologii_obuchenii_distantsionnoe_obuchenie.

ОБ АВТОРЕ:_

Свирина Людмила Николаевна, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук ([иСавутпай mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Свирина Л.Н. Внедрение новых технологий и образовательных программ в процесс подготовки кадров для государственного управления на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 1. - С. 181-192. Сом 10.18334/утвс.9.1.39962

ционное образование дешевле по сравнению с традиционным обучением (на 20-40%). Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории:

• неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видеоносители);

• средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);

• видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно новые возможности дистанционному обучению. В российских вузах они активно развиваются в виде применения электронных учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной электронной почты. Приведенный выше перечень основных технологий, применяемых в университетах для дистанционного обучения, конечно же, не означает, что должна использоваться лишь какая-то одна. Мультимедиа-подход, основанный на применении нескольких взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области дистанционного образования.

Зарубежный опыт использования модели дистанционного обучения

В ведущих странах мира модели дистанционного образования существуют уже достаточно давно. Причем явно прослеживается тенденция создания новых его сетей. Интенсивность развития этого процесса обусловлена не только потребностями рынка в квалифицированных кадрах, достоинствами дистанционного обучения, инновациями в секторе IT, но и тем, что в разработку обучающих программ активно включились крупнейшие компьютерные компании мира, такие как Novel, Microsoft, IBM, Apple, DEC, Sun и другие, что свидетельствует о важности рынка дистанционного образования для национальных экономик.

В настоящее время во многих странах мира занятия по индивидуальным схемам обучения пользуются широким спросом. В роли провайдеров дистанционного обучения (ДО) сегодня выступают не только вузы, техникумы, школы, но и многочисленные учебные центры и консалтинговые компании, занявшие свои ниши в системе подготовки специалистов во всех сферах деятельности - от широкого диапазона вузовских специальностей и различных программ МВА и МРА (по формированию менеджерских компетенций и подготовке специалистов по государственному управлению) до риэлторов, туроператоров, парикмахеров, медработников, стилистов, бухгалтеров и т. п. В российском образовании эта тенденция только начинает активизироваться.

К настоящему моменту ведущие университеты Германии, Италии, Англии, Голландии, работающие в сфере открытого дистанционного обучения (ОДО), имеют как общие тенденции его развития, так и уникальные черты, присущие отдельным государствам, образовательным сетям или учреждениям. Наиболее важными явля-

ются некоторые особенности организации управления, что непосредственно связано с управлением качеством педагогических технологий, применяемых в образовательных системах разных стран.

Правительства европейских стран заинтересованы в развитии сети дистанционного обучения, однако подходы к ОДО и контингент обучающихся в разных странах существенно отличаются. В Великобритании, например, обучение на расстоянии рассчитано в большей степени на специалистов-иммигрантов, с целью скорейшей их адаптации и интеграции; в Германии и Голландии акцент сделан на обучении студентов, поэтому ОДО широко используется в университетах. Общенациональной концепции ДО в Италии нет, однако на уровне государства осуществляются программы финансирования процесса компьютеризации образовательных учреждений.

В европейском секторе ДО образовательные учреждения по форме организации подразделяются на государственные и частные. Кроме того, созданы и успешно функционируют международные и национальные ассоциации университетов, работающих в системе ОДО. Такие структуры обычно управляются Советом директоров, Стратегическим комитетом и другими органами, представляющими собой коллективные совещательные объединения. Ими осуществляется и руководство созданными подразделениями, функции которых направлены на обслуживание образовательной сети. Сюда обычно входят отделы технической и методической поддержки разработки и преподавания курсов, а также контроля качества управления педагогическими технологиями и процесса обучения в целом, общего маркетинга, финансов и учета и других направлений деятельности. Разработка содержания учебных дисциплин осуществляется общими силами профессорско-преподавательского состава или с помощью привлечения экспертов со стороны.

К началу 2000-х годов, по разным оценкам, около половины населения США рассматривало дистанционное образование как базовую форму будущей системы высшего образования. На то время, по сообщению Национального центра статистики образования (National Center for Education Statistics), 1500 вузов в Соединенных Штатах предлагали дистанционные программы, которыми были охвачены свыше 2 млн человек. В США были приняты государственные программы содействия развитию дистанционному образованию, осуществлялось финансирование совместных проектов университетов и технологических компаний, проводились конкурсы и мероприятия, стимулирующие внедрение новейших дистанционных технологий образования [1] (Raitskaya, 2002). В США дистанционное обучение предоставляется как частными, так и государственными учебными заведениями. Однако в большей степени эти услуги предоставляются государственными вузами. На сегодняшний день в этой стране сложилась такая тенденция: количество студентов, которые получают образование дистанционно, растет гораздо быстрее, чем число студентов дневных отделений. Примерно 82% всех учебных заведений США предоставляют минимум один курс дистанционно, а 67% считают, что это направление является перспективным. На

мировом рынке дистанционного обучения большая доля его принадлежит США и странам Европейского союза. Развитие этой отрасли в Евросоюзе происходит по большей части за счет государства, например, посредством дотаций. В Америке же больший вклад в его развитие происходит через коммерческую систему [2] (Lishmanova, Pimicheva, 2016).

Одним из видов поддержки дистанционного обучения в практике развитых стран выступает создание государственного специализированного телеканала. Например, в Великобритании для целей повышения квалификации всех государственных служащих создан сайт Civil Service Learning, на котором государственные служащие могут найти информацию о дистанционном обучении, онлайн-ресурсах и очных курсах [3] (Matveeva, 2014).

Оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение в среднем обходится на 50% дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного обучения свидетельствует о том, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалиста по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни. Таким образом, опыт зарубежных стран, в которых широко развита сеть дистанционного образования, предоставляющая возможность пройти курс по повышению квалификации без отрыва от работы, показывает существенные его преимущества в экономии временных и финансовых затрат. Модульный принцип обучения обеспечивает большую гибкость, позволяя государственным служащим самостоятельно планировать время на обучение, последовательность изучения модулей и тем самым осуществлять обучение более эффективно.

институты дистанционного образования и современные обучающие программы

Профессиональная подготовка управленческих кадров для государственных органов, государственных и муниципальных служащих в настоящее время, без сомнения, не может быть эффективной без соответствующего научно-методического обеспечения, без объединения усилий в этом направлении преподавателей, научных сотрудников, самих государственных и муниципальных служащих, без внедрения современных сервисов электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

В 2012 г. онлайн-образование признано в России официальной формой обучения, которая может применяться для программ высшего образования (№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Выпускники дистанционных программ получают

такой же государственный диплом, что и студенты-очники. К тому же совмещение учебы с работой по специальности повышает конкурентоспособность на рынке труда.

Тем не менее, пока базовое высшее образование по подготовке профессиональных управленческих кадров для государственных органов в основном осуществляется в вузах на очных отделениях. К ведущим вузам страны по обучению студентов по специальностям государственного управления относятся такие, как Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Финансовый университет при Правительстве РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет государственного управления), Высшая школа экономики, Государственный университет управления, университет «Синергия» (факультет управления, факультет государственного и муниципального управления), негосударственный вуз «Российская экономическая школа»2 и др. Примером университета, специализирующегося на обучении в дистанционном режиме, может служить Московский университет им. С.Ю. Витте. Этот университет - один из первопроходцев высшего негосударственного онлайн-образования в России. На протяжении многих лет он поддерживает свою репутацию и высокий рейтинг по всем направлениям подготовки. В настоящее время в Московском университете имени С.Ю. Витте обучается более 20 000 студентов по специальностям и направлениям высшего профессионального образования. Также ведется подготовка на факультете среднего профессионального образования СПО (колледж) и по программам послевузовского образования: в аспирантуре, на курсах переподготовки и дополнительного образования.

Более массовый характер в использовании дистанционного обучения для получения образования в сфере государственного управления приходится на дополнительное образование на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Использование дистанционных образовательных технологий на курсах переподготовки и повышения квалификации государственных служащих осуществляется в Высших школах государственного управления (ВШГУ) при соответствующих вузах, а также в их филиалах и структурных подразделениях. Так, например, дистанционное обучение по программам дополнительного профессионального образования в РАНХиГС осуществляется в его филиалах, расположенных в разных городах России, и в ВШГУ, входящей в ее структуру и имеющей также филиалы в субъектах Российской Федерации; в ВШГУ Финансового университета при Правительстве РФ; в Высшей школе государственного администрирования факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова; в Высшей школе бизнеса Государственного университета управления и др. Особо следует отметить значимость Московской бизнес-школы (Moscow Business School), имеющей самостоятельный статус и занимающийся онлайн-обучением в современном, высокопрофессиональном формате.

2 «Российская экономическая школа» занимает первую строчку рейтинга самых востребованных вузов в сфере управления (экономика, финансы, юриспруденция), по данным ежегодного рейтинга проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», вторую строчку занимает РАНХиГС. .

Moscow Business School — одна из ведущих бизнес-школ России, в которой обучаются сотрудники лидирующих компаний российского и западного рынков, филиалы которой работают в крупнейших регионах России, в странах СНГ, а также во Вьетнаме и в Республике Казахстан.

Использование дистанционного обучения в организации учебного процесса предусматривает развитие трех видов технологий:

• кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов3);

• TV-технологии, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;

• сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой [4] (Shamsutdinov, Abdurakhmanova, 2014).

Для студентов базовой следует считать кейс-технологию, поскольку именно она может сформировать тот набор учебно-методического обеспечения (в том числе и электронных, и традиционных учебников и учебных пособий), который и позволяет осуществить профессиональную подготовку студента по избранной им специальности. Кейс-технология предполагает также сочетание лекций и практических занятий, проводимых преподавателями отдельных вузов, например, Сибирским институтом управления (филиал РАНХиГС), по месту жительства или работы слушателей с самостоятельной работой с электронными учебными ресурсами по Интернету. Интернет-технология предполагает выполнение всех видов учебной работы только по Интернету через образовательный портал факультета заочного и дистанционного обучения. Обучение может осуществляться как на индивидуальной основе, так и в составе группы, формируемой одним или несколькими заказчиками.

Новшеством в области подготовки кадров для государственной службы стали программы, разработанные по образцу популярной и востребованной программы подготовки менеджеров - Master of Business Administration (МВА). Эти программы строились на принципах единства теории и практики, которые должны вести к сбалансированности теоретических и практических занятий, обязательной стажировке, завершающей учебный курс. Эти характерные особенности программ для бизнес-образования были применены учебными заведениями при подготовке государственных служащих по программам Master of Public Administration (MPA) [5] (Stepanenko, 2015).

3 Тьютор - это педагог, преподаватель-консультант в онлайн-обучении, который сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.

С внедрением ИКТ в образовательный процесс появилась возможность в онлайн-обучение включать специальные программы дополнительного профессионального образования, содержащие как базовые образовательные программы, призванные обеспечивать повышение общего уровня образования и подготовки государственных служащих, так и престижные программы, выступающие опорными точками для развития новых актуальных компетенций, формирования управленцев в сфере публичного администрирования нового формата, способных эффективно отвечать на новые вызовы государственного управления.

Существует ряд зарубежных программ, которые на сегодняшний день успешно реализуются в России и пользуются значительной популярностью, позволяя российским управленцам соответствовать международным стандартам и требованиям. Опираясь на зарубежный опыт профессионального подхода к подготовке управленческих кадров, в России в образовательный процесс вводятся именно такие программы, как «Специалист по государственному и муниципальному управлению» (МРА) и Master of Business Administration (MBA). Если программы MBA давно стали привычными в России, то к разработке аналогичных программ для управленцев - MPA - в России приступили лишь в 2008 г., когда Министерство образования и науки РФ приняло Государственный стандарт программы подготовки кадров для государственного и муниципального управления и сформировало Совет по научно-методическому обеспечению реализации этой программы в России [6] (Bartsits, 2015).

МВА в государственном управлении - это курс, задачей которого является формирование менеджерских компетенций, необходимых для организации рабочих процессов в системе государственного управления. Основной целью является подготовка специалистов, способных обеспечить эффективную деятельность органов государственной власти и структур местного самоуправления с учетом законодательных особенностей и применения инновационных управленческих технологий4. В содержание программы включаются такие подразделы, как: основные управленческие навыки и принятие решений в бизнесе; лидерство и личная эффективность руководителя; бизнес-коммуникации; конкурентные стратегии; стратегический менеджмент; бизнес-процессы и информационные технологии; инновации и управление изменениями и др. Ускоренная программа MBA в онлайн-формате позволяет в более короткие сроки повысить квалификацию в сфере менеджмента. Программа соответствует зарубежным стандартам MBA и адаптирована к особенностям ведения бизнеса в России.

Программа МРА нацелена на формирование практических навыков, необходимых современному управленцу. Обучающиеся смогут освоить современные теорию и практику, возникающие в сфере юридических вопросов государственного и муниципального управления, а также экономические вопросы (в частности, хозяйственные). Программа MPA разработана при участии экспертов, имеющих реальный стаж работы

4 Дистанционное обучение (City Business School). http://edumarket.ru/training/mbaspecial/gos/40825/.

во властных структурах, а также опыт взаимодействия с госсектором в качестве контрагентов.

Учебный план программы МРА построен на модульном принципе (шесть модулей). В каждый модуль входит определенный набор курсов, реализуемых как в очном формате, так и в формате с применением дистанционных технологий. Дисциплины модуля структурированы таким образом, чтобы обеспечить глубокое освоение теоретических основ соответствующих областей знания, понимание специфики их использования в управленческой практике, знание лучшей зарубежной практики и понимание границ и условий ее применения в российских условиях. В каждом модуле качественно сочетаются базовые профессиональные дисциплины, специальные курсы и тренинги.

Базовые профессиональные дисциплины позволяют слушателям овладеть основными профессиональными знаниями, необходимыми для эффективной деятельности современного управленца организации государственного сектора. Специальные курсы предусматривают рассмотрение отдельных вопросов и аспектов управленческой деятельности в прикладном русле. Тренинги направленны на формирование личностных компетенций, востребованных у менеджеров государственных организаций нового поколения. Отдельными компонентами программы МРА являются научные семинары и дискуссионно-практические форумы. Набор профессиональных дисциплин, специальных курсов и тренингов в определенной части может быть модифицирован в соответствии с интересами и пожеланиями обучающейся группы (подход построения «гибкой траектории обучения»). Обучение по программе МРА позволяет слушателям не только увеличить объем их профессиональных знаний, но и существенно расширить такие управленческие компетенции, как системность мышления, умение видеть рассматриваемую проблему в ракурсе причинно-следственных и факторных взаимосвязей, эффективное руководство коллективом, выстраивание горизонтальных коммуникаций, лидерство, а также ряд иных. Особо значим тот факт, что Программа МРА готовит специалистов, использующих собственные знания и умения не в своих личных целях, а в интересах всего общества, для эффективного достижения общественно значимых целей.

заключение

В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается в организации учебного процесса, в том числе и для общения с преподавателем, ведущим данный курс. Такое обучение на расстоянии и получило в последние годы название дистанционного обучения в отличие от знакомого всем заочного обучения. Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повы-

шает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, для обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.

При внедрении и развитии программ дистанционного образования в качестве одной из самых важных задач институты и факультеты считают увеличение студенческой аудитории, предоставляя при этом студентам возможность обучаться, во-первых, в удобном для них месте, и, во-вторых, в удобное время почти без каких-либо временных ограничений. Немаловажное преимущество дистанционных программ заключается в снижении издержек, а следовательно, и стоимости обучения. Также увеличивают привлекательность дистанционных программ возможность составления индивидуальных программ и, как следствие, ориентация на запросы конкретных работодателей.

Противники дистанционного образования во всем мире высказывают сомнения в том, что студенты, проходящие обучение по дистанционным программам, получают ту же квалификацию и обладают теми же знаниями и навыками, как студенты, которые получают очное образование. Многочисленные исследования, проведенные в США, Японии и европейских странах, подтверждают, что при надлежащей организации дистанционного обучения уровень знаний и квалификация полностью соответствуют стандартам высшей школы. Дистанционное обучение - это один из примеров многообразия сфер применения информационно-коммуникационных технологий в решении проблем повышения эффективности функционирования системы подготовки кадров. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс профессиональной подготовки управленческих кадров представляется объективно неизбежным в силу реально прогнозируемых качественных изменений в структурах познавательной и практической деятельности человека, связанных с информатизацией деятельности органов государственного и муниципального управления, образовательных учреждений, создания электронного правительства, информатизацией общества в целом и «цифровизацией» российской экономики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Раицкая Л.К. Дистанционное образование в США // Филологические науки в МГИМО. - 2002. - № 10(25). - с. 147-155.

2. Лишманова Н.А., Пимичева М.А. Дистанционное обучение и его роль в современ-

ном мире. Концепт. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/86472. htm.

3. Матвеева Н.С. Профессиональное развитие государственных служащих: опыт евро-

пейских стран и США // Научно-исследовательский финансовый институт. финансовый журнал. - 2014. - № 4.

4. Шамсутдинов Р.Р., Абдурахманова А.Р. Роль тьютора в системе дистанционно-

го обучения. Молодой ученый. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/

archive/63/9835 ( дата обращения: 08.01.2019 ).

5. Степаненко Е.В. Master of Public Administration (MPA): опыт реализации, проблемы

и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов.

Серия: Государственное и муниципальное управление. - 2015. - № 1.

6. Барциц И. Подготовка кадров для государственного управления: от бакалавра до

доктора // Государственная служба. - 2015. - № 1(93).

REFERENCES:

Bartsits I. (2015). Podgotovka kadrov dlya gosudarstvennogo upravleniya: ot bakala-vra do doktora [Cadre training for public administration: from bachelor to doctor]. Public service. (1(93)). (in Russian).

Matveeva N.S. (2014). Professionalnoe razvitie gosudarstvennyh sluzhaschikh: opyt ev-ropeyskikh stran i SShA [Professional Development of Public Servants: Experience of the Europe and USA]. Nauchno-issledovatelskiy finansovyy institut. finansovyy zhurnal. (4). (in Russian).

Raitskaya L.K. (2002). Distantsionnoe obrazovanie v SShA [Distance education in the USA]. Filologicheskie nauki v MGIMO. (10(25)). 147-155. (in Russian).

Stepanenko E.V. (2015). Master of Public Administration (MPA): opyt realizatsii, prob-lemy i perspektivy razvitiya [Master of Public Administration (MPA): implementation experience, problems and prospects of development]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. (1). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.